јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

Ёкологические игры

—борник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии"

¬ данном разделе сайта собраны методические материалы, которые не имеют непосредственного отношени€ к "натуралистическому" образованию и "полевой экологии", т.е. к "экологическому" образованию в нашем понимании (в области науки "экологии"). ќднако, они могут быть полезными при зан€ти€х с детьми младшего возраста, при организации досуга школьников на полевых практикумах, в экспедици€х и полевых экологических лагер€х, при проведении семинаров учителей и педагогов-экологов. ¬ комплексе с нашими методическими разработками и идеологией "натуралистического" образовани€ данные материалы могут послужить "базисом", основой дл€ создани€ комплексной программы непрерывного экологического образовани€ детей.

—траницы данного раздела составлены на основе р€да публикаций:
1) ÷епочка жизни: Ёффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. —оставители Ўпотова “.¬.,  очеткова ≈.ѕ. - ћ.: Ёко÷ентр Ђ«аповедникиї, 2005.
2) ¬.ј.ясвин. ћир природы в мире игр. Ёко÷ентр "«аповедники", ћосква, 1998.
3) —борник экологических игр. —оставитель ё.ј. —еврук. ѕо материалам семинара дл€ специалистов по экологическому просвещению. ‘–√, о-в –юген, 1999.
4) »гры, в которые мы играем ! ћетодическа€ разработка ƒетского экологического центра Ќационального парка "Ћосиный ќстров".

¬сем авторам, нашим коллегам и друзь€м, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем деле - формировании "экологически мысл€щего" поколени€ людей! ќсоба€ благодарность - экологическому центру "«аповедники", предоставившему возможность размещени€ этих материалов на нашем сайте. Ќадеемс€, что нашими совместными усили€ми информаци€ о сути экологического образовани€ и методиках работы с детьми дойдет до возможно большего числа потребителей - учителей, педагогов дополнительного образовани€, воспитателей и родителей!

¬ заключение - несколько слов о структуре раздела. ¬след за “.¬.Ўпотовой и ≈.¬. очетковой, мы разделили все помещенные в данном разделе статьи на 7 категорий: коммуникативные игры, учебные игры, методы развити€ эмоционально-чувственной сферы, нагл€дные пособи€, психологические тексты, сценарии учебных спектаклей и примеры зан€тий. ѕервые три раздела представл€ют собой сборник игр и методик из всех четырех упом€нутых выше литературных источников, полностью аналогичные игры и методики объединены, а схожие - приведены в двух варинатах (например, верси€ 1 и верси€ 2). ѕоследние четыре раздела - пособи€, тексты, сценарии и примеры зан€тий - полностью разработки из сборника “.¬.Ўпотовой и ≈.¬. очетковой.

—ледует иметь в виду, что деление на вышеперечисленные категории достаточно условно - многие методики и игры относ€тс€ одновременно к разным категори€м, особенно это касаетс€ коммуникативных учебных игр и методик развити€ эмоционально-чувственнной сферы. —ледует также иметь в виду, что многие методические разработки, приведенные в упом€нутых четырех литературных источниках, не €вл€ютс€ авторскими, а представл€ют из себ€ адаптированные и переработанные методики зарубежных авторов, в частности - известного американского педагога и эколога ƒжозефа  орнелла. ¬ св€зи с этим во многих методиках и играх можно заметить сходство.

ѕо поводу "возрастной применимости". –€д методик и игр авторы впр€мую снабдили указани€ми на возраст участников. Ѕольшинство же не имеет "жесткой" прив€зки к тому или иному возрасту, т.е. может быть использовано при работе с детьми разного возраста. ќт себ€ добавим, что большинство игр все-таки рассчитаны на младших школьников и дошкольников, примерно треть могут быть с успехом использованы при работе с подростками, и лишь небольша€ дол€ - со взрослыми людьми, например с педагогами.

¬ заключение - несколько важных дл€ понимани€ данной тематики высказываний ƒжозефа  орнелла - "родоначальника" игровой экологии:

Х ћеньше учите, больше делитесь
я не только сообщаю дет€м голые факты о природе (Ђэто дерево называетс€ соснаї), но € люблю рассказывать им о том, что € чувствую, сто€ р€дом с этой сосной. я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревь€ми и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых услови€х, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. я всегда говорю дет€м о том, что € поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

Ея уверен, что взрослым необходимо делитьс€ своими душевными переживани€ми с детьми. “олько тогда, когда мы раздел€ем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общени€. ћы становимс€ способны породить в других любовь и уважение к земле.  огда мы делимс€ с детьми своими иде€ми и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущени€. ћежду взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

Х —начала наблюдайте, говорите потом
»ногда событие, происход€щее в природе, может захватить ребенка целиком: по€вивша€с€ откуда-то стрекоза, слегка покачивающа€ крыль€ми; одинокий олень, пасущийс€ на лужайке. Ќо даже если и не будет таких запоминающихс€ сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общени€. ” детей есть замечательна€ способность погружатьс€ в то, на что они смотр€т. ¬аш ребенок лучше поймет то, что ¬Ќ≈ его, слива€сь с этим, чем слуша€ устный рассказ. ƒети редко забывают опыт пр€мого общени€ с природой.

Ќе расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. ¬ конце концов, это всего лишь искусственные €рлыки дл€ обозначени€ того, что в действительности собой представл€ют природные объекты.  ак вашу внутреннюю сущность не отражает ваше им€ или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. ¬ы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он мен€етс€ в течение дн€ при изменении освещенности. ѕонаблюдайте за деревом с различных точек. ѕочувствуйте на ощупь его кору и листь€, вдохните их запах. ѕосидите спокойно на его ветв€х или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти р€дом с деревом или на нем.

Ќаблюдайте. «адавайте вопросы. ƒогадывайтесь. ¬еселитесь.  огда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношени€ перестанут быть отношени€ми Ђученик-учительї, а станут отношени€ми товарищей по приключению.

Х —осредоточьте внимание ребенка!
— самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. «аймите внимание всех детей, задава€ вопросы и показыва€, что интересного можно увидеть и услышать. Ќекоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представл€ть интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. ƒайте им почувствовать, что их открыти€ интересны и вам.

Х ѕознание природы должно быть пронизано радостью!
ѕознание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого весель€, так и в форме спокойного внимани€. ƒети естественным образом т€нутс€ к познанию, если вам удаетс€ поддерживать атмосферу радости. ѕомните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель.

 ќћћ”Ќ» ј“»¬Ќџ≈ »√–џ
 руг рукопожатий
ћузыкальные встречи
ƒруг за другом по росту
¬ыстраиваемс€ по дн€м рождени€
ѕутаница
»гры с веревкой
¬се вместе на газете
ѕрирода в моей жизни
—ороконожка
»гра в ассоциации
»гра-знакомство Ђ—нежный комї
»гра-знакомство - 1
»гра-знакомство - 2
«атопленный остров
Ќе упади в пропасть
¬заимодействие Ђѕальцыї
¬заимодействие Ђѕерейди на противоположную сторонуї
«а€ц и лиса
¬заимопонимание Ђ—плочениеї
«амок, шалаш, диван
∆ивое слово
—лепа€ гусеница
ќпусти палку
Ќочной поход
ѕогрейс€ в пчелином рое
я собираю рюкзак
ƒраконы
ћигалки
ќт одного до дес€ти
ќтгадай, чьи следы
ѕечатна€ машинка (клавиатура)
Ўерлок ’олмс

”„≈ЅЌџ≈ Ё ќЋќ√»„≈— »≈ »√–џ
»гровое моделирование Ђ—троение —олнечной системыї
ѕищева€ цепочка
ѕаутина жизни (верси€ 1)
ѕаутина жизни (верси€ 2)
ѕирамида жизни (верси€ 1)
ѕирамида жизни (верси€ 2)
—емена
»гровое моделирование Ђ—троение и опыление цветкаї
ѕодбери клюв
Ќайди своего детеныша
Ќоев ковчег
»гровой прием Ђяблокої
ћасштабированный опыт Ђ—колько воды на «емле?ї
¬ода-почва
Ќеприродна€ тропа
¬оронь€ охота (верси€ 1)
—ледопыт (верси€ 2)
¬ некотором ÷арствеЕ
√усеница
ћикропоход
 то €?
ќпределение предмета
—овы и вороны (верси€ 1)
—овы и вороны (верси€ 2)
ѕостроим дерево
ѕоговорим о ћ.ј.ѕ.—.
„то у нас общего?
¬нуки  арла Ћинне€
‘илатели€
√еографические названи€
∆алоба директору школы
Ёкологический кодекс жителей «емли
 анюки и мыши
«айцы и ресурсы
ѕочвенна€ лестница
—овы и дупла
Ћетуча€ мышь и мотылек
ѕаук и жертвы
 аждой твари по паре
„то € за зверь
∆ивотные
 люч к животному или растению
”ченые на новом континенте
”знай растени€
«апомни и найди растение
я собираю рюкзак
ќтгадай, чьи следы
Ёкологическое ориентирование
—екретное животное
Ўерлок ’олмс
Ћесные детективы
ќлени
—обери свой корм
Ќайди пару
Ђћемориї или голландское лото

–ј«¬»“»≈ Ёћќ÷»ќЌјЋ№Ќќ-„”¬—“¬≈ЌЌќ… —‘≈–џ
«накомство с деревом
«вуки природы
«умм (ѕриближение)
—хваченна€ тень
 онкурс плакатов
ѕриродные духи
ƒерево - очевидец
ƒерево слов
ѕрирода в моей жизни
“отем
„еловечек из коры
ћир кролика и мир муравь€
ћузыкальные картинки
„истописание
∆изнь камней
јтелье мод
«оологический балет
 онтакты с животными
ќбними дерево
Ёкологические письма
ѕредупредительные знаки
ѕодарок на день рождени€
ƒетский писатель
√еографические названи€
∆алоба директору школы
Ёкологическа€ этика
Ѕлагодарение
—лепа€ гусеница
Ќочной поход
ƒождь
ѕутешествие по лугу
—осчитай звуки
Ћесной ковер
ћир в зеркале
”знай свое дерево
ќтпечатки дерева
Ќить јриадны
ѕриродна€ палитра
—озерцание природы
‘отоаппарат
¬идеосъемка
Ќайди свой предмет
—пр€тать и найти
ѕослание вожд€ —иэтла
—емь тайн жизни
ƒет€м «емли: ѕисьмо из дома

Ќј√ЋяƒЌџ≈ ѕќ—ќЅ»я
÷епочка жизни
„удесные превращени€
 артина мира
 уб животных
 аких животных на «емле больше?

ѕ—»’ќЋќ√»„≈— »≈ “≈ —“џ
Ёволюционна€ пам€ть: от начала ¬селенной
¬ода мира
—нежна€ фантази€
—тань деревом

—÷≈Ќј–»» ”„≈ЅЌџ’ —ѕ≈ “ј Ћ≈…
≈да дл€ растений
 ому дл€ чего нужны зубы

ѕ–»ћ≈–џ «јЌя“»…
 нига природы
 ак устроена планета «емл€
¬ода мира - единый организм
√де и как зимуют насекомые
—троение дерева
 расота дерева

Ћ»“≈–ј“”–ј


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020