јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»«”„≈Ќ»≈ ќ–Ќ»“ќ‘ј”Ќџ ЅјЋј’Ќ»Ќ— ќ√ќ –ј…ќЌј  ј  ќƒЌќ »« Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»… »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ћЅќ” Ђ»—“ќћ»Ќ— јя ќќЎї

Ўпилевска€ ≈лена ¬икторовна
учитель биологии I квалификационной категории
ћЅќ” Ђ»стоминска€ основна€ общеобразовательна€ школаї Ѕалахнинского района Ќижегородской области.

Ќовые образовательные стандарты и программы ориентируют учител€ не только на создание целостных (системных) представлений по изучаемой дисциплине, но и на целенаправленное развитие предметного мышлени€, информационных и интеллектуальных умений школьников, на формирование навыков предметного познани€.

„тобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самосто€тельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии, в том числе исследовательские и проектные технологий во внеурочной де€тельности.

ќдним из направлений исследовательской де€тельности в »стоминской школе €вл€етс€ комплекс меропри€тий по изучению видового разнообрази€ птиц, фенологические наблюдени€ и участие в дн€х наблюдений и учетов птиц.

ѕерва€ попытка орнитологических исследований была осуществлена в июне 1997 года. ¬ этот год мы проводили наблюдени€ за колонии озЄрных чаек недалеко от посЄлка »стомино. ёные натуралисты познакомились с биологией этой птицы и провели учЄт. ѕо нашим подсчЄтам здесь гнездилось около 300 пар чаек.   сожалению, через 2 года колони€ исчезла, и сейчас мы можем встретить только одиночные гнездовь€. Ќо истоминские школьники продолжают изучать орнитофауну Ѕалахнинского района.

«а несколько лет исследований учащимис€ »стоминской школы было встречено и определено 90 видов птиц, относ€щихс€ к 12 отр€дам и 33 семействам, что составл€ет 31% видового разнообрази€ птиц Ќижегородской области. Ќа территории »стомино и его окрестностей нами было встречено 77 видов птиц, из которых 70 видов гнезд€тс€, 4 вида можно увидеть на пролете (серый журавль, серый гусь, лебедь Ц кликун, казарка), только в зимнее врем€ здесь можно встретить свиристел€ и чечетку.

¬ ходе исследований было установлено, что на территории п. »стомино и окрестностей встречаютс€ 6 экологических групп птиц. Ќаиболее широко представлены лесные птицы Ц 38 видов (56%), 23 видов (34%) Ц птицы парков и садов, 18 видов(26,5%) Ц обитатели антропогенных ландшафтов, 7 видов (10%) встречаютс€ на открытых пространствах, 6 видов (9%) Ц птицы болот и побережий и 3 вида (4,4%) Ц водоплавающие.

—реди изученного видового разнообрази€ птиц 1 вид занесен в  расную книгу ћ—ќѕ (коростель), 1 вид - в  расную книгу –‘ (казарка), в  расную книгу Ќижегородской области занесено 8 видов изученной орнитофауны, а в ѕриложение 2 к  расной книге Ќижегородской области Ц 9 видов.

Ѕольша€ часть птиц, обитающих в Ќижегородской области - перелетные. ‘енологические наблюдени€ за пролетом и прилетом птиц учащиес€ »стоминской школы ведут с 2001 года. ѕроанализировав результаты наших исследований, мы пришли к следующим выводам:

  • ѕрилет птиц зависит от погодных условий. Ќапример, весна 2004 года была ранней и поэтому птицы начали прилетать, в среднем, на неделю раньше. ј в 2012 и 2013 годах из-за поздней весны они начали прилетать на 7 Ц 10 дней позже.
  • ћиграци€ пернатых идет как бы волнами. Ќам не всегда удавалось определить точный срок прилета, т. к. по€вление большинства насекомо€дных птиц мы отмечали по голосам, а это свидетельствовало о том, что они приступили к гнездованию.

”же традиционным стало участие истоминских школьников в ћеждународных и ¬сероссийских дн€х наблюдений и учЄта птиц, —оловьиных вечерах. ѕо результатам учЄта видового разнообрази€ и общего количества птиц среди школ Ѕалахнинского района »стоминска€ школа всегда входит в тройку лидеров. јктивное участие ћЅќ” Ђ»стоминска€ ќќЎї в ƒн€х наблюдений и учетов птиц и массовых акци€х —ќѕ– неоднократно отмечалось благодарност€ми —оюза охраны птиц –оссии.

¬ своих орнитологических исследовани€х чаще других мы используем методику маршрутного учЄта птиц по голосам и визуальным встречам в фиксированной полосе наблюдени€. ќна достаточно проста в применении, может успешно использоватьс€ в разные сезоны года практически во всех типах местообитаний. ”спешность и достоверность учЄта определ€ютс€ двум€ об€зательными навыками наблюдател€: умением определить любую встреченную птицу, как по голосу, так и по внешнему виду;

умением правильно определ€ть рассто€ние до видимых и слышимых птиц (этот навык формируетс€ только в ходе тренировок).

≈ще одним направлением исследовательской и проектной де€тельности в ћЅќ” Ђ»стоминска€ ќќЎї €вл€етс€ создание экологических троп. Ёкологическа€ тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный дл€ целей экологического образовани€ и воспитани€. ”чебна€ экологическа€ тропа выполн€ет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную и оздоровительную.

ёными экологами нашей школы было разработано несколько маршрутов орнитологических троп, на которых реб€та знаком€тс€ с многообразием птиц, учатс€ различать птиц по внешнему облику, силуэту, голосам. ѕо маршрутам орнитологических троп проход€т экскурсии, полевые тренинги, наблюдени€ и учеты птиц.

ѕерва€ орнитологическа€ тропа проходит по территории нашего поселка. Ќа этом маршруте преобладают синантропные птицы (галки, вороны, воробьи, синицы, тр€согузки, сороки, ласточки, стрижи), но можно встретить д€тлов (большого пестрого, малого пестрого и зеленого), поползней, свиристелей, снегирей, з€бликов, соловьев, пеночек-весничек, дроздов-р€бинников, овс€нок.

Ќа маршруте второй тропы, котора€ проложена вдоль трассы, по опушке леса и в садах, преобладают полевые, садовые и лесные птицы (соловьи, вороны, зор€нки, пеночки-теньковки, славки (несколько видов), синицы (гаички и длиннохвостые), скворцы, д€тлы, бекасы, овс€нки, варакушки, хищные птицы). Ќа пролЄте можно наблюдать гусей, уток, журавлей и лебедей.

“реть€ тропа включает водные объекты, сельскохоз€йственные пол€, луга и лес. ѕо ходу маршрута можно встретить чаек, крачек, уток, выпь, чибисов, сов, соек, перепелок, куропаток и других птиц.

’орошим иллюстративным материалом в исследовательской работе стал атлас Ђѕтицы окрестностей поселка »стоминої, оформленный реб€тами. ќн включает рисунки около 80 видов птиц с краткой аннотацией. ƒл€ повышени€ интенсивности обучени€ учащимис€ 7 класса была создана презентаци€ Ђѕтицы нашего кра€. ќрнитологические тропы в районе поселка »стоминої. Ёта презентаци€ содержит информацию о видовом разнообразии птиц, которых можно встретить на территории нашего поселка и в его окрестност€х, результаты многолетних наблюдений за орнитофауной.  роме этого в презентации много иллюстративного материала, а так же записаны голоса некоторых птиц. Ёта презентаци€ оказалась хорошим методическим материалом, с которым юные орнитологи выступают не только в »стоминской школе, но и на районных и областных меропри€ти€х.

ƒл€ привлечени€ большого количества участников к массовым орнитологическим акци€м в нашей школе провод€тс€ агитационно-информационные выставки, полевые тренинги и экскурсии, в том числе и дл€ учителей биологов и учеников школ Ѕалахнинского района. “акие зан€ти€ принос€т большую пользу. ƒети знаком€тс€ с птицами родного кра€, учатс€ вести наблюдени€ в природе, у них развиваетс€ интерес к окружающему миру. Ћюбовь к пернатым друзь€м прививают меропри€ти€, которые провод€тс€ в рамках мес€чников, посв€щЄнных птицам. ¬ апреле и окт€бре в школе провод€тс€ конкурсы рисунков и творческих работ Ђ”дивительный мир птицї, орнитологические семинары и  ¬Ќы, викторины. ”чащиес€ школы под руководством классных руководителей готов€т  “ƒ Ђќбраз птицы в народном творчествеї.  аждый класс подбирает материал и красочно оформл€ет папки по выбранной теме. Ќапример, Ђѕтицы в сказкахї, Ђѕтицы в стихах и песн€хї, Ђќбраз птицы в дерев€нной резьбеї, Ђќбраз птицы в глин€ных игрушкахї, Ђќбраз птицы в вышивкеї, Ђќбраз птицы в хохломе, городецкой росписи и гжелиї и т.д.

ќсобое внимание удел€етс€ птицам года. ћы посв€щаем этим пернатым героин€м выставки рисунков и творческих работ, информационные выставки , газеты, викторины, спектакли школьного экологического театра. ѕо птице 2007 года Ц зимородку Ц юными орнитологами под руководством ≈.¬. Ўпилевской была оформлена красочна€ презентаци€, с которой ознакомились учащиес€ начальной и средней школы. ј в 2009 году нами была создана презентаци€ Ђќбраз лебед€ в искусствеї. јвторы работы  ожинова ј.ё. и ученик 7 класса  ожинов јндрей рассмотрели образ лебед€ в мифологии и литературе, музыке, изобразительном искусстве и в народном Ц прикладном творчестве. ѕрезентаци€ прекрасно иллюстрирована. ¬ районном конкурсе творческих работ, посв€щенных птице года 2009 г. Ц лебедю наша презентаци€ зан€ла 1 место. ¬ 2010 году в цел€х привлечени€ внимани€ к массовым акци€м, проводимым —оюзом охраны птиц –оссии, нами была создана презентаци€, посв€щенна€ акции —ќѕ– Ђѕтица годаї.

–езультатом многолетнего изучени€ орнитофауны €вл€ютс€ исследовательские работы с которыми учащиес€ школы выступают на районном Ќќ” и занимают призовые места ( 2009 г. яркова ё. и языкова ƒ. Ђ¬идовой состав и учет птиц в зимний период в п. »стоминої - 1 место; 2011 г. “раханова ≈. Ђќрнитофауна Ѕалахнинского района и окрестностей п. »стоминої - 2 место; 2013 г. Ђќрнитофауна »стомино и его окрестностейї - 1 место).

ћы также €вл€емс€ участниками и призерами областных научно Ц исследовательских и межрайонных конференций школьников. ¬ 2007 году ученица 11 класса яцына Ќ. с работой Ђ¬идовое разнообразие и учет птиц в окрестност€х поселка »стоминої выступала на второй общероссийской экологической ассамблее школьников в рамках ћеждународного форума Ђ¬еликие рекиї и получила диплом участника.

ћЅќ” Ђ»стоминска€ ќќЎї €вл€етс€ посто€нным участником областного конкурса Ђ’ранители  ќ“–ї и неоднократным призером в номинации Ђ»зучение и мониторинг  ќ“–ї.

Ќа основании проведенной работы можно утверждать, что организаци€ орнитологических исследований, как показывает наш многолетний опыт, помогает успешно формировать исследовательские навыки школьников.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020