јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќценка знаний современных городских подростков о региональных особо охран€емых природных территори€х (ќќѕ“)

–аботу выполнила: –астунина ƒари€
ученица 9 класса ћќ” —ќЎ є183 г. Ќижнего Ќовгорода

Ќаучный руководитель: ƒенисов ƒмитрий јлександрович, ассистент ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ќижегородский государственный педагогический университет им.  . ћинина, г. Ќижний Ќовгород

¬ведение

јктуальность выбранной темы. √лобальный экологический кризис, который про€вл€етс€, в первую очередь, в глобальных экологических проблемах, заставл€ет человеческое общество активно искать пути и методы эффективного решени€ этих проблем. —реди глобальных проблем, сто€щих перед человечеством, особое место занимает проблема сохранени€ биологического разнообрази€.   международной конвенции по сохранению биологического разнообрази€ присоединились почти все государства планеты. Ќе случайно 2010 год стал ћеждународным годом сохранени€ биоразнообрази€. ќднако в течение года такую глобальную проблему решить было невозможно, и поэтому ќрганизаци€ объединенных наций (ќќЌ) объ€вила период 2011-2012 годов ƒес€тилетием биоразнообрази€ ќќЌ. ќбщеизвестно, что среди путей и методов сохранени€ биологического разнообрази€ наиболее эффективным €вл€етс€ территориальна€ охрана природы, то есть организаци€ особо охран€емых природных территорий (ќќѕ“).

¬ насто€щее врем€ в мире наблюдаетс€ Ђбумї охран€емых территорий: за последние дес€тилети€ существенно увеличились как их число, так и площадь [4]. ¬ начале третьего тыс€челети€ почти одна дес€та€ земной поверхности представл€ет собой особо охран€емые природные территории (ќќѕ“) Ц национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Ёто выдающеес€ достижение природоохранных организаций и правительств многих стран мира демонстрирует то важное значение, которое придаетс€ сохранению биоразнообрази€, поддержанию качества окружающей среды, сохранению культурных ценностей [10].

ќќѕ“ в –оссийской ‘едерации относ€тс€ к объектам общенационального досто€ни€. —еть ќќѕ“ –оссии в насто€щее врем€ охватывает все природные зоны и регионы страны [9]. ¬ Ќижегородской области насчитываетс€ более 400 ќќѕ“ [3].

ќсобое место занимает использование ќќѕ“ в формировании экологической культуры населени€. ќќѕ“ все чаще рассматриваютс€ как региональный символ, источник экологической информации о состо€нии окружающей среды и база дл€ обучени€ и просвещени€ населени€ [7]. ќднако дл€ значительной части населени€ ќќѕ“ региона остаютс€ вне сферы их жизненных интересов. ћен€ заинтересовал вопрос, каков уровень знаний школьников о системе региональных ќќѕ“? ¬едь от этого зависит, смогут ли ќќѕ“ Ќижегородской области выполн€ть свои задачи в будущем. Ёто и определило выбор темы.

÷ель исследовани€ Ц определение уровн€ знаний школьников-старшеклассников об ќќѕ“ Ќижегородской области.

ƒл€ достижени€ этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1. ѕровести социологическое исследование дл€ определени€ уровн€ знаний старшеклассников об ќќѕ“ Ќижегородской области;

ƒл€ решени€ поставленных задач использовались следующие методы:

    1. теоретический (работа с литературой и другими информационными источниками);
    2. социологические (проведение анкетировани€ школьников 9-11 классов)
    3. практические (обработка собранных материалов, анализ, синтез, графическое представление полученных результатов)

ќбзор литературы

ќбщепризнанно, что наилучший способ сохранени€ биологического разнообрази€ Ц это территориальна€ охрана природы, то есть создание особо охран€емых природных территорий (ќќѕ“) [3, 7]. ¬опросам создани€ и функционировани€ ќќѕ“ посв€щена обширна€ научна€ и научно-попул€рна€ литература.

ѕрименительно к ќќѕ“ Ќижегородской области в разное врем€ создавались справочники и аннотированные перечни различного объема [2, 3, 6]. ¬ последние годы по€вилась тенденци€ к созданию пособий об ќќѕ“ районного уровн€ [1].  азалось бы, информации достаточно дл€ того, чтобы люди хорошо знали особо охран€емые территории своего региона. ќднако публикаций, посв€щенных проблемам вы€влени€ уровн€ знаний и представлений людей о региональных ќќѕ“, нам найти не удалось. ќтчасти эти проблемы затрагиваютс€ в работе “.ё. ћинаевой и ј.ј. —ирина (2000), в исследовании Ђ«аповедные территории и людиї [5]. ¬ одной публикации [8] € нашла пример исследовани€ отношений к природе школьников, проживающих на территории заповедника (на примере –устайской средней школы). Ёта стать€ Ц пример психологического исследовани€, направленного на разрешение конфликта интересов системы особо охран€емых природных территорий и местного населени€. “аким образом, наше исследование впервые затрагивает вопросы уровн€ знаний и представлений городских подростков о региональной системе ќќѕ“.

 

ћатериал и методика

ƒл€ достижени€ поставленной цели мы провели анкетирование школьников 9-11 классов нашей школы. ƒл€ анкетировани€ использовалс€ текст анкеты, разработанный аспирантом кафедры экологии и экологического образовани€ Ќижегородского государственного педагогического университета ƒ.ј. ƒенисовым.

¬сего было проанкетировано 100 школьников. –аспределение количества респондентов по классам показано в табл. 1.

“аблица 1

 оличество респондентов в разных классах

 ласс

 оличество школьников, ответивших на вопросы анкеты

9

29

10

17

11

53

»того:

100

ћатериалы и их обсуждение

¬се 100 школьников дали ответы на первый вопрос. –аспределение ответов по количеству категорий ќќѕ“, названных учениками 9-11 классов, показано на рис. 1.

–ис. 1.  оличество категорий ќќѕ“, названных школьниками

ѕрискорбно, что четверть школьников, ответивших на этот вопрос, смогли назвать лишь одну категорию ќќѕ“. –ейтинг категорий ќќѕ“, известных школьникам, отражен на рис. 2.

–ис. 2. —тепень известности школьникам различных категорий ќќѕ“

ѕервое место по частоте упоминани€ зан€ли национальные парки, второе Ц лечебно-оздоровительные местности, третье Ц пам€тники природы, наиболее распространенна€ категори€ ќќѕ“. Ќесколько странно, что лишь 41% школьников назвали заповедники. Ѕотанические сады и заказники назвали лишь около 20 % школьников. ¬арианты ответов на вопрос о количестве ќќѕ“ в Ќижегородской области представлены на рис. 3

–ис. 3. –аспределение ответов школьников на вопрос о количестве ќќѕ“ в регионе

  сожалению, лишь 3% школьников дали правильный ответ на этот вопрос (около 400 ќќѕ“). ѕодавл€ющее большинство опрошенных занизили ответ на один-два пор€дка.

Ќа третий вопрос дали ответы 75% школьников. ќбработка анкет дала ожидаемые плачевные результаты Ц не разбира€сь в категори€х, школьники в основном называли 1-3 категории, подкрепл€€ свои ответы неправильными примерами.

Ќа вопрос о посещении ќќѕ“ ответили 70 % школьников. ќтветы распределились следующим образом (табл. 2).

“аблица 2

„астота распределени€ ответов на вопрос о посещении ќќѕ“

Ќазванна€ ќќѕ“

ƒол€ ответов, %

ќзеро —ветло€р

24

—ормовский парк

22

ќзеро —ветло€рское

7

Ѕолдино

6

 ремль

5

ѕарк Ўвейцари€

4

 ерженский заповедник

2

Ќаиболее часто упоминающиес€ ответы Ц озеро —ветло€р и —ормовский парк. Ќижегородский кремль не €вл€етс€ ќќѕ“, но воспринимаетс€ в таком качестве 7% школьников.

»нформаци€ о частоте посещени€ ќќѕ“ представлена на рис. 4

–ис. 4. „астота посещений ќќѕ“ нижегородскими школьниками

ƒаже при весьма ограниченном наборе посещаемых ќќѕ“ 50% школьников посещают их не чаще 1 раза в год.

÷ели посещени€ ќќѕ“ представлены на рис. 5

–ис. 5. ÷ели посещени€ ќќѕ“ нижегородскими школьниками

Ѕольшинство школьников (73 %) посещают ќќѕ“ с целью отдыха. Ќа остальные цели в структуре ответов приходитс€ значительно меньша€ часть.

ќтветы на вопрос об использовании школьниками материалов об ќќѕ“ в учебном процессе распределились следующим образом (рис. 6): ¬ принципе, можно грохнуть этот рисунок, сразу перейд€ к комментарию к нему

–ис. 6. »спользование школьниками материалов об ќќѕ“ в учебном процессе

ѕочти половина школьников (47%) использовали материалы о российских ќќѕ“, почти треть Ц о зарубежных ќќѕ“, информаци€ о региональных ќќѕ“ использовалась лишь 11 % школьников и 13% использовали данные об ќќѕ“ —ормовского района.

ќтветы на вопрос о предложени€х по созданию ќќѕ“ представлены на рис. 8.

–ис. 8. –аспределение ответов на вопрос о предложени€х по созданию ќќѕ“

 ак следует из рис. 8, 77% школьников не считают нужным создание новых ќќѕ“ и не вид€т таких возможностей. ѕо мнению подростков, сформулировавших свои предложени€, лидером среди претендентов на звание ќќѕ“ в нашем районе €вл€етс€ —ормовский парк, а также еще несколько рекреационных объектов.

√лавный вывод, к которому мы пришли в результате проведени€ исследовани€ Ц уровень знаний городских школьников о региональной системе ќќѕ“, нельз€ назвать удовлетворительным.   сожалению, уровень знаний одиннадцатиклассников практически ничем не отличаетс€ от представлений дев€тиклассников. Ќа основании проведенного исследовани€ мы в дальнейшем планируем разработать систему мер, направленную на лучшее знакомство школьников с региональными ќќѕ“ Ќижегородской области.

Ћитература

  1. јсташина, Ќ.»., јсташин, ј.≈. »зучаем особо охран€емые природные территории ¬оротынского района Ќижегородской области: учебное пособие. Ўкольна€ библиотечка юного краеведа / Ќ.». јсташин.- Ќ.новгород: ƒелова€ полиграфи€, 2011.-64с.
  2. Ѕаканина ‘.ћ., Ћукина ≈.¬. Ќасонова Ќ.»., —еливановска€ “.ѕ., —мирнова ј.ƒ. «аповедные места Ќижегородской области.-Ќ. Ќижний Ќовгород: ¬олго-¬€тское кн. изд-во, 1991. Ц 191 с.
  3. Ѕакка —. ¬.,  иселЄва Ќ. ё. ќсобо охран€емые природные территории Ќижегородской области. јннотированный перечень.Ќ. Ќовгород, 2009. 580 с.
  4. ƒэви ј. ѕланирование национальной системы охран€емых природных территорий. ћ., 2002. Ц 60 с.
  5. «аповедные территории и люди: ќпыт работы со школьниками и местными жител€ми. ¬ыпуск 1/ Ёколого-просветительский ÷ентр У«аповедникиФ; - ћ., 2001г. 142 с.
  6. Ћукина ≈.¬., Ѕаканина ‘.ћ. ѕам€тники природы г. Ќижнего Ќовгорода, - Ќ. Ќовгород: изд-во Ђ„уваши€ї, 1997, 142 с.
  7. ћинаева “.ё., —ирин ј.ј. “ерриториальна€ охрана природы //Ќа пути к устойчивому развитию –оссии. є 5 (16), но€брь 2000. с. 20-21.
  8. ћорохина √. Ќ. »сследование отношение к природе школьников, проживающих на территории заповедника(на примере –устайской средней школы) / Ёкологическое образование: теори€ и педагогическа€ реальность: ћатериалы межрегиональной научно-практической конференции/ ѕод ред. √.—.  америловой. Ц Ќ. Ќовгород: ќќќ Ђ“ипографи€ Ђѕоволжьеї. —. 64-66.
  9. —водный список особо охран€емых природных территорий –оссийской федерации. Ц ћ., 2001. Ц 452 с.
  10. ’окинс ћ., —толтон —., ƒадли Ќ. ќценка эффективности. ѕодходы к оценке де€тельности особо охран€емых природных территорий. Ц ћ.: ћ—ќѕ, 2004. Ц 84 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019