јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


 омпьютерные фенологические проекты как средство развити€ проектно-исследовательской де€тельности учащихс€ в дополнительном экологическом образовании

¬арламов јлексей —ергеевич
ассистент ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ќижегородский педагогический университет имени  .ћинина

¬ основе всевозможных форм и видов де€тельности, нацеленных на применение и открытие знаний, наход€тс€ два основных вида Ц это проект и исследование. ѕод проектом мы понимаем де€тельность по созданию оригинального продукта (изделие, меропри€тие, знание, решение проблемы), предполагающую координированное выполнение взаимосв€занных действий в услови€х временных и ресурсных ограничений. ѕод исследованием мы понимаем процесс открыти€ новых знаний, один из видов познавательной де€тельности.

ќдной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, €вл€етс€ его способность к проективной де€тельности. ѕроективна€ (или проектна€) де€тельность относитс€ к разр€ду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строитс€ на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. јктуальность овладени€ основами проектировани€ обусловлена, во-первых, тем, что данна€ технологи€ имеет широкую область применени€ на всех уровн€х организации системы образовани€. ¬о-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектировани€ позволит более эффективно осуществл€ть аналитические, организационно-управленческие функции. ¬-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

¬ основу метода проектов положена иде€ о направленности учебно-познавательной де€тельности на результат, который получаетс€ при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. ¬нешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической де€тельности. ¬нутренний результат Ц опыт де€тельности Ц становитс€ бесценным досто€нием, соедин€€ в себе знани€ и умени€, компетенции и ценности.

‘енологи€ (от греч. φαινομαι Ч по€вление) Ч система знаний о сезонных €влени€х природы, сроках их наступлени€ и причинах, определ€ющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерност€х циклических изменений природных объектов и их комплексов, св€занных с годичным движением «емли вокруг —олнца [2].

‘енологические наблюдени€ €вл€ютс€ одним из наиболее доступных форм массовой эколого-краеведческой работы. Ёти наблюдени€ не требуют специальных приборов и оборудовани€, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. ¬сюду, где есть люди, интересующиес€ изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводитьс€ фенологические наблюдени€. ¬ –оссии они включены в программы школьного и внешкольного образовани€. ƒанные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станци€м, научно-исследовательским учреждени€м полнее изучать разнообразие и закономерности динамики природы [2].

‘енологические наблюдени€ имеют давнюю традицию. Ќародна€ фенологи€ зародилась в глубокой древности. Ќачало научной фенологии положили –. –еомюр и  . Ћинней в XVIII веке. ¬ это же врем€ и в –оссии начались регул€рные наблюдени€. —еть сроков прилЄта птиц была организована в середине прошлого столети€ ј.‘. ћиддендорфом. ≈го дело продолжил сын Ёрнст, долгое врем€ руководивший сетью наблюдателей в Ёстонии [1]. ¬ последствии эти наблюдатели влились в сеть корреспондентов, организованную ƒ.Ќ.  айгородовым. — его именем св€зан наибольший размах фенологических наблюдений в дореволюционной –оссии. –езультаты наблюдений, получаемых от корреспондентских сетей примен€лись дл€ авифенологического картировани€. ћатериалы по миграци€м птиц, получаемые с помощью методов орнитофенологии и визуального наблюдени€, обобщались также Ќ.ј. —еверцовым, ≈. √омейером и другими орнитологами. ¬ насто€щее врем€ сетью наблюдателей-корреспондентов на территории –оссии ведает –усское √еографическое общество. Ќачина€ с исследований ј.‘. ћиддендорфа, нар€ду с профессиональными орнитологами существенную роль в развитие орнитологии вносили массовые наблюдени€ птиц любител€ми.

‘ормирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образовани€ школьников. Ёкологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественнонаучного цикла, так и во внеурочной де€тельности. Ќо воспитать у реб€т ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регул€рных контактах с природой [4]. «начение фенологической подготовки школьников и студентов особенно возрастает в насто€щее врем€ в св€зи с проблемой экологического образовани€ и воспитани€. Ёто, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдени€м за периодическими €влени€ми природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной де€тельности [3].

‘енологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профил€ следует рассматривать как одно из основных звеньев системы экологического образовани€. ¬ качестве примера могут послужить разработанные программы и пособи€ по фенологии: Ђ‘енологические наблюдени€ за сезонными изменени€ми родного кра€ї [8]; Ўернин ј.». Ђ‘енологическа€ работа в школах  ировской областиї [8]; ’омченко —.». Ђќ фенологических наблюдени€хї [7];  упри€нова ћ. . Ђ¬есенние фенологические наблюдени€ї [2]; –омашова ј.“. Ђќ фенологической работе в школахї [6].

–аннее зан€тие фенологией может послужить источником полезной информации и доступным инструментом начального этапа исследовательских работ, и познакомитьс€ с природой родной страны, способству€ про€влени€ любознательности и наблюдательности [6]. ‘енологические наблюдени€ дают педагогам ценнейший материал дл€ конкретизации и закреплени€ знаний, полученных учащимис€ на уроках.

»сследовательска€ де€тельность учащихс€ в дополнительном образовании не св€зана рамками учебных программ, осуществл€етс€ в различных услови€х, предполагает участие в ней специалистов в области охраны природы. »менно в такой работе у реб€т закладываютс€ умени€ и навыки природоохранной де€тельности [5]. ѕрактическа€ де€тельность позвол€ет установить св€зи между знани€ми и жизненной (социальной) ситуацией, дает возможность ребенку самоутвердитьс€, самореализоватьс€ в сферах де€тельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества.

Ѕольшой потенциал дл€ формировани€ » “-компетентности обучающихс€ предоставл€ют образовательные интернет-проекты. ”частие в таких работах может успешно осуществл€тьс€ в рамках дополнительного образовани€.

ѕедагоги и психологи подчеркивают, что такие проекты повышают эффективность учебного процесса, способствуют повышению мотивации школьников, развитию творческой и исследовательской де€тельности школьников, знаком€т с культурой других народов.

ƒети и взрослые во многих странах мира используют »нтернет не только как справочник, позвол€ющий найти ответы практически на все вопросы. —уществуют сайты, в которых можно хранить свои собственные материалы по наблюдению за живой природой, сделав их доступными как дл€ широкой сети пользователей, так и дл€ избранного круга единомышленников. ¬ этом случае сайт становитс€ эффективным инструментом дл€ познани€ мира [5]. ƒл€ школьников в »нтернете есть много интересного и полезного, в том числе - международные проекты, где дети регистрируют результаты своих наблюдений за животным миром своих стран.

Ќаиболее масштабный компьютерный экологический проект Ц это Ђѕроект «емл€ї (http://www.projectearth.net/), экологическа€ онлайн-сеть, веб-инструмент дл€ глобального диалога по вопросам, св€занным с окружающей средой, и дл€ решени€ сегодн€шних глобальных экологических проблем. ƒанный проект Ц это своеобразна€ социальна€ сеть, в которой школьники вместе с учител€ми со всей планеты могут делитьс€ иде€ми и информацией об экологических проектах и учитьс€ друг у друга. Ќа сайте осуществл€ютс€:

  • обмен иде€ми и ресурсами дл€ успешного решени€ экологических проблем;
  • демонстраци€ инновационных экологических проектов;
  • св€зь в сообщество эко-образованных людей в мире;
  • участие в экологических конкурсах, и акци€х;
  • повышение информировани€ и образовани€ других людей о экологических проблемах нашей планеты [1].

Ѕлагодар€ встроенному »нтернет-переводчику снимаетс€ €зыковой барьер Ц дети и учител€ из разных уголков планеты успешно взаимодействуют в решении локальных экологических проблем, провод€т школьные исследовани€, реализуют экологические проекты.

ѕродемонстрируем пример одного их проектов сайта: Ђѕомогите птицамї (2011),  азань, –осси€.

÷ель проекта: »зучение образа жизни и поведени€ птиц зимой. ¬оспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних услови€х;

«адачи проекта: –асширить представление о жизни зимующих птиц нашего города; провести наблюдени€ за поведением и питанием зимующих птиц; практическое выполнение кормушек и скворечников; сделать анализ и обобщить результат [7].

»нтересен опыт функционировани€ международного проекта √лобалЋаб (http://www.globallab.ru/). Ёто де€тельностна€, проектноЦориентированна€ образовательна€ среда, разработанна€ на основе современных »нтернет-технологий дл€ развити€ проблемного обучени€ надпредметным навыкам и компетенци€м параллельно с углубленным изучением предметного содержани€ естественнонаучных дисциплин. ¬ажным дл€ наших задач €вл€етс€ элемент, об€зательный дл€ всех участников проекта Ц Ђсинхронный экологический стоп-кадрї. ¬ один день, в одно и тоже врем€ все классы - участники √лобальной школьной лаборатории, выход€т на свои опытные участки и провод€т согласованные наблюдени€ и исследовани€ по стандартному протоколу. ”чащиес€ измер€ют температуру воздуха на своем опытном участке, провод€т фенологические наблюдени€, описывают облачный покров. «атем данные всех классов ввод€тс€ в общую базу данных, сравниваютс€ и анализируютс€ на основе предлагаемых в проекте методик [9].

Ќакоплен достаточно обширный региональный и международный опыт организации компьютерных фенологических проектов. ¬ табл. 1 приведен обзор наиболее распространенных фенологических проектов:

“аблица 1. –аспространенные фенологические проекты

Ќазвание проекта

ќрганизатор

—сылка на проект

÷ель и сущность проекта

ћеждународный проект Ђ’од ¬есны 2012-2014: свидетельства изменени€ климата через 120 летї

Ќемецкие и российские естествоиспытатели на территории современной  алининградской области, ѕольши, Ћитвы и √ермании.

springway2013@gmail.com; http://www.springway2013.ru/

ѕроект базируетс€ на регистрации сезонных €влений в развитии 48-ми видов растений, широко распространенных в этом регионе.

‘енологический проект "наблюдаем природу"

“омский областной центр информационных технологий

root@phenolog.obluo.tomsk.su;

http://gimn1567.ru/expir/fen.htm

“ехнологи€ проекта "Ќаблюдаем природу" проста: любое природное сезонное €вление нужно обнаружить, записать дату его начала (или окончани€) и запись отправить электронной почтой сразу после наблюдени€.

Ђ‘енологический календарь окрестностей города –узыї

ћуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ђ√имнази€ є1 г.–узыї

http://www.ruza-gimnazia.ru/index.php

»зучение сезонного развити€ природы окрестностей города –узы и составление фенологического календар€ за 2009-2011 гг.

”чебный эколого-фенологический телекоммуникационный проект "«агадки и тайны мира снега"

–азработан кафедрами "Ёкологии и экологического образовани€" и "‘изической географии" ”р√ѕ”

http://starteen.unets.ru/klient/starteen/

ќзнакомление детей с основными закономерност€ми функционировани€ естественных компонентов экосистем и их взаимосв€зей

»сследовательский проект "‘енологи€ птиц"

ј.—.Ѕоголюбов, Ёкосистема, 1996

http://karpolya.ru/uploads/zoologija/10fenolptic.pdf

ќрганизации наблюдений за птицами по нескольким направлени€м (разделам), пор€док сбора, первичной обработки и оформлени€

результатов наблюдений.

ѕроект сбора систематизированных и всеохватных наблюдений за фенологическими €влени€ми

ѕрограмма птицы ћосквы и подмосковь€.

ѕЄтр ¬олцит

PetrVolzit@yandex.ru;

http://www.birdsmoscow.net.ru/phenology.html

‘ормирование разветвленной сети наблюдателей, котора€ позволит детально описывать Ђшествиеї весны или осени по ѕодмосковью, корректировать невольные ошибки (например, аномально раннее зацветание растени€ у теплой стенки), и снизит риск пропуска какого-либо €влени€ Ц что не заметит один, запишут другие.

Ђ‘енологические наблюдени€ за растени€миї

Ёколого-просветительского центра Ђ¬оробьЄвы горыї

http://www.ecocenter-vg.ru/index.php

‘ормирование и развитие исследовательских навыков учащихс€ в рамках де€тельностного подхода на основе наблюдений за сезонными изменени€ми в природе.

‘енологический календарь родного кра€

 оротков ћихаил јлександрович

http://wiki.iteach.ru/index.php/ѕроект_‘енологический_календарь_родного_кра€

—бор и подготовка материалов к краеведческой конференции.

Ќаибольшую известность и размах приобрел международный эколого-образовательный »нтернет-проект Ђ¬есна идет!ї (табл. 2)

“аблица 2. ƒинамика участников проекта Ђ¬есна идет!ї

ѕоказатели

 оличество в следующие годы:

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

„исло сообщений из стран ≈вропе

4390

16455

56227

93089

103000

120000

173058

285271

 оличество стран-участников проекта

21

37

37

42

35

30

34

46

„исло сообщений из –оссии

170

897

9604

36237

20079

48117

80328

178236

 оличество регионов –оссии, прин€вших участие в проекте

17

21

36

54

48

51

69

64

«адача этого проекта Ц привлечь внимание юных жителей ≈вразии и јфрики к миру пернатых, помочь изучению, охране птиц и среды их обитани€. ƒл€ этого предлагаетс€ зан€тьс€ фенологическими наблюдени€ми Ц отметить дни своих первых встреч птиц п€ти видов, прилетающих в разные сроки: обыкновенной кукушки, деревенской ласточки, белого аиста, золотистой щурки и черного стрижа. ѕроект рассчитан на участие детей и взрослых. ћеждународна€ ассоциаци€ по охране птиц BirdLife International намереваетс€ таким образом собрать многолетние массовые данные о сроках прилета птиц, определить, вли€ет ли изменение климата на даты прилета птиц в ≈вропу, привлечь внимание людей к проблеме глобального изменени€ климата. ѕроект выполн€етс€ через мульти€зычный сайт с интерактивной красочной картой, на которую автоматически занос€тс€ все поступившие сообщени€ http://www.springalive.net.  арта позвол€ет наблюдать за продвижением птиц по континенту, а с ними Ц и за приходом весны.  аждое новое сообщение делает более €ркой окраску той страны, из которой оно прислано. ¬ажны не только даты самых первых регистраций видов проекта в разных населенных пунктах, но и скорость накоплени€ сообщений. ѕоэтому важно, чтобы в проекте участвовало как можно больше людей. ¬ нашей стране проект координирует —оюз охраны птиц –оссии.

—айт проекта содержит разнообразные материалы, которые могут быть с успехом применены при организации учебно-исследовательской и проектной де€тельности в начальной и основной школе. Ќесмотр€ на казалось бы, узкий фенологический и эколого-биологический характер данного интернет-проекта, структурные элементы сайта могут быть с успехом в самых разных предметах и образовательных област€х, адаптированы под возрастные и индивидуальные возможности обучающихс€ [4].

–ассмотрим подробнее возможности организации исследовательской фенологической работы в рамках данного проекта.

Ўкольники начальных классов могут выполн€ть элементарные фенологические исследовани€, сравнива€ данные своих первых регистраций видов проекта в сезоне с датами, полученными учащимис€ либо в предыдущие годы, либо в соседних регионах. ќбучающиес€ основной и средней школы могут выполн€ть более сложные исследовани€. »сходным материалом дл€ таких исследований должно стать составление базы данных о сроках прилета видов проекта (на основании материалов участников проекта, размещенных либо в ЂЋетописи весныї http://www.springalive.net/ru-ru/spring_blog на российской странице, либо в Ђ¬есенних блогахї на страницах других стран Ц в зависимости от поставленных задач). ћинимально необходимые дл€ анализа пол€ базы данных: регион, муниципальный район, населенный пункт, вид птицы, дата регистрации. ƒл€ школьников наибольший интерес представл€ют исследовани€ внутрирегионального и межрегионального масштабов.

—оревновательный характер проекта делает интересным изучение динамики числа сообщений в конкретном регионе, в стране, на международном уровне. ћладшим школьникам достаточно будет провести небольшое исследование по итогам проекта, составив рейтинг стран-участниц или регионов –оссии по числу присланных сообщений.

ƒл€ школьников основной и средней школы доступны более сложные исследовани€, например, изучение скорости поступлени€ сообщений на сайт в международном, национальном или региональном масштабе. ќб€зательным условием выполнени€ такого исследовани€ €вл€етс€ регул€рное (в идеале Ц ежедневное) копирование он-лайн таблиц сайта и сохранение их материалов в таблицах Excel, обработка и анализ данных.

ћатериалом дл€ исследовательской работы может стать элемент сайта, позвол€ющий строить графики скорости поступлени€ сообщений в разных странах применительно к 5 видам проекта. ¬ качестве примера приведем такие графики дл€ –оссии в 2013 г. (рис. 1-6).

–ис. 1. —корость поступлени€ сообщений по всем п€ти видам птиц.

–ис. 2. —корость поступлени€ сообщений о первых встречах белого аиста

–ис. 3. —корость поступлени€ сообщений о первых встречах деревенской ласточки.

–ис.4. —корость поступлени€ сообщений о первых встречах стрижа

–ис. 5. —корость поступлени€ сообщений о первых встречах обыкновенной кукушки

–ис. 6. —корость поступлени€ сообщений о первых встречах золотистой щурки

–оссийский график накоплени€ сведений в 2013 отличаетс€ заметным Ђвсплескомї числа сообщений 8.06.2013 Ц это объ€сн€етс€ проведением в –еспублике Ѕашкортостан сабанту€, на котором Ќуркеевска€ средн€€ школа активно приглашала всех участников праздника стать участниками проекта Ђ¬есна идет!ї и в один день увеличила число сообщений больше, чем на 22 тыс€чи голосов.

ѕодобные графики можно строить дл€ общеевропейской картины, или дл€ р€да стран, расположенных в разных широтах (от ћальты до Ќорвегии). Ќакопление таких данных в течение р€да лет позволит вы€вить и нагл€дно продемонстрировать смещение сроков прилета в страну птиц.

‘енологические наблюдени€ приобретают тем большую ценность, чем дольше они ведутс€. ¬о многих школах нашей страны на прот€жении дес€тков лет на уроках природоведени€ и географии составл€лс€ календарь природы. —равнение полученных в конкретном сезоне данных с результатами наблюдений предшественников позволит сделать очень интересные выводы!

Ћитература.

 нига:

  1. ¬ероманн ’. »з истории орнитофенологических наблюдений в Ёстонии. —ообщ. ѕрибалт. комиссии по изуч. миграций птиц. “аллин: ¬алгус, 1967, - є 4. - с. 151-158.

—борники:

  1.  иселЄва Ќ.ё., ¬арламов ј.—. ќрганизаци€ учебно-исследовательской де€тельности в международном эколого-образовательном интернет-проекте Ђ¬есна идЄт!ї // Ќачальна€ школа плюс ƒо и ѕосле. 2012. є 9. —. 90-94.
  2.  упри€нова ћ. ., ўенникова «.√. ¬есенние фенологические наблюдени€ (дл€ учащихс€ 5-7 классов) // Ѕиологи€ в школе. - 1980. - є 2
  3.  упри€нова ћ. . ќбща€ фенологи€ как наука // –егиональные эколого-географические исследовани€ и инновационные процессы в образовании: ћатериалы всероссийской научно-практической конференции. - ≈катеринбург, 2006. - „. 3. - с. 112-116.
  4. Ќиколаева Ќ.√. ƒетский образовательный проект Ђ¬есна идЄт!ї, проект Ђћир птиц –оссииї. - Ёкологический вестник „увашской –еспублики. ¬ып. 57. ћатериалы ¬сероссийской научно-практической конференции Ђ»зучение птиц на территории ¬олжско-камского кра€ї. Ц „ебоксары, 2007. - 370 с.
  5. –омашова ј.“. ќ фенологической работе в школах // Ѕиологи€ в школе. - 1981. - є 4.
  6. ’омченко —.». ќ фенологических наблюдени€х (в помощь учител€м биологии и природоведени€) // Ѕиологи€ в школе. - 1974. - є 5.
  7. Ўернин ј.». ‘енологическа€ работа в школах  ировской области // Ѕиологи€ в школе. - 1974. - є 5

Ёлектронные ресурсы:

  1. URL: http://www.projectearth.net/ (дата обращени€: 20.06.2013).
  2. »нформационный »нтернет-портал УЅиблиотека биологииФ Ц http://biobib.ru/index.php/fenologiya/obshaya-fenologiya/ (дата обращени€: 20.06.2013).
  3. »нформационный »нтернет-портал Уединое окно доступа к образовательным ресурсамФ Ц http://window.edu.ru/ (дата обращени€: 20.06.2013).
  4. »нформационный »нтернет-портал "я иду на урок биологии" создан на основе материалов журнала "Ѕиологи€" »здательского дома "ѕервое сент€бр€" Ц http://bio.1september.ru/ (дата обращени€: 20.06.2013).
  5. »нформационный »нтернет-портал "»сследователь" Ц http://www.researcher.ru/ (дата обращени€: 20.06.2013).
  6. »нформационный »нтернет-портал "–оссийское агенство научных новостей" Ц http://www.informnauka.ru/ (дата обращени€: 20.06.2013).
  7. ѕо материалам сайта Ђѕроект «емл€ї - http://www.projectearth.net/Project/Details/2315 (дата обращени€: 20.06.2013).
  8. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-70135.html (дата обращени€: 20.06.2013).
  9. URL: http://www.openclass.ru/master_class_work_page/157607 (дата обращени€: 20.06.2013).



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019