јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


»—“ќ–»я  –”∆ ј ¬ќќѕ
(√Ћј¬Ќјя —“–јЌ»÷ј –ј«ƒ≈Ћј)

ѕетр ѕетрович —молин - основатель биологического кружка ¬ќќѕ Ѕиологический кружок ƒарвиновского музе€ ("¬ќќѕ") Ч один из старейших кружков ћосквы и –оссии в целом. ќн был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом ѕетром ѕетровичем —молиным (биографи€) и существовал под его руководством до 1975 года.

ѕосле смерти ѕетра ѕетровича и до насто€щего времени кружок ведут его ученики.
¬ 2010 году кружку исполнилось 60 лет.

  100-летию со дн€ рождени€ ѕѕ—а (воспоминани€ ё.—. –авкина, кружковца 50-х годов), 1997
ќ кружке ¬ќќѕ (стать€ ≈.—. ѕреображенской, руководител€ кружка), 1997
ќ праздновании 60-лети€ кружка ¬ќќѕ в ƒарвиновском музее.  .¬. јвилова, 2011
"“ак жизнь прожить нельз€ Ц это очевидно...". Ѕеседа с ј.—. –аутианом о ѕ.ѕ. —молине
Ёволюци€ "хвоста" или "ѕонемногу обо всем и всЄ о немногом". Ћ.Ѕ. ѕечатникова, 2003)
ѕам€ти јндре€ ћороза (2014)
  60-летнему юбилею ≈.—.ѕреображенской (2015)
—писок ¬ќќѕовцев разных поколений (1950-2017 гг)

 

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я (’–ќЌ» ј)  –”∆ ј ¬ќќѕ:

 


Ѕиологический кружок ƒарвиновского музе€ Ђ¬ќќѕї

ј. ». »ванов, ≈.—. ѕреображенска€, 2008 г.

¬место предислови€

Ѕиологический кружок ƒарвиновского музе€ Ђ¬ќќѕї начал свою историю в 1950-м году. “огда в  ружке юных биологов «оопарка ( ёЅ«), существующем с 1924 года, столкнулись два подхода к приоритетам юннатской работы. ѕервый, поддержанный руководством ћосковского «оопарка, ориентировал кружковцев преимущественно на теоретическую работу и исследовани€ коллекций московского зоопарка. ¬торой, выраженный одним из руководителей кружка, выдающимс€ натуралистом ѕетром ѕетровичем —молиным, в качестве основной формы подготовки юных натуралистов предполагал работу в природе: выезды в заповедники и природные парки.

¬ результате этих разногласий ѕетр ѕетрович и часть кружковцев перенесли свою работу под эгиду ¬сероссийского ќбщества ќхраны ѕрироды, организовав при его юношеской секции свой кружок юных биологов ( ёЅё— ¬ќќѕ), девизом которого на многие годы стали слова Ђближе к природеї. ¬скоре после образовани€ кружок перебралс€ в ƒарвиновский музей, в котором ѕетр ѕетрович получил должность главного хранител€. — тех пор, вот уже более 60 лет, кружок продолжает работу в музее, сохран€€ свое историческое самоназвание Ђ¬ќќѕї и традиции. ѕосле кончины ѕетра ѕетровича в 1975 году руководство кружком прин€ли на себ€ его ученики и ученики его учеников.

ƒва слова об историческом фоне, на котором родилс€ кружок. „то такое ћосква 1950-го года? Ёто, прежде всего, столица нашей –одины, едва-едва начавшей оправл€тьс€ от катастрофы ¬торой мировой войны. Ёто угроза голода, нищета, разбомбленные городские кварталы и тыс€чи беспризорников, чьи родители погибли на фронтах ¬еликой ќтечественной, в сталинских лагер€х, либо просто потер€ли своих чад в суматохе эвакуации (и такое было не редко). ѕроблемы неполных семей, роста уличной преступности, именно подростковой уличной преступности, существовали тогда в государственном масштабе. ѕотому в конце 1940-хЦ1950-х гг. в нашей стране начинает наиболее активно формироватьс€ та система государственных внешкольных и внеклассных детских образовательных учреждений, котора€ просуществовала, с некоторыми преобразовани€ми, до самого распада ———–. ÷ель ее была одна Ч убрать молодежь с улиц. ¬ то врем€ возникло множество замечательных кружков, секций, творческих мастерских, но большинство из них исчезло также быстро, как и по€вилось: как правило, вместе с организацией, при которой они действовали. Ќа этой же волне значительно подн€лось и юннатское движение в —оюзе, с той лишь разницей, что поднималось оно во многом благодар€ не государству, а отдельным ученым-энтузиастам, вроде ѕетра ѕетровича —молина или ѕетра јлександровича ћантейфел€, и держитс€ на таких энтузиастах до сих пор. Ёто обсто€тельство, в конечном итоге, определило специфику всего юннатского движени€ в целом,  ёЅ«а и ¬ќќѕа в частности.

ћногих удивл€ет феномен долгожительства и процветани€ таких кружков, как ¬ќќѕ и  ёЅ« (размен€вшего недавно свое 80-летие). ƒействительно, трудно представить себе настолько устойчивую систему, что может не только сохран€ть себ€ в полувековых перипети€х нашей истории, переживать глобальные смены геополитических приоритетов, структурные изменени€ общественных ценностей, но вопреки этому, еще и успешно развиватьс€, выпуска€ в мир все новые и новые пле€ды талантливых ученых-биологов. ќсобенно если учитывать, что система эта Ч вовсе не так громадна, как, скажем, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь или ћосковский университет, это Ч всего лишь маленький биологический кружок при скромном музее. “ак в чем же феномен ¬ќќѕа?

»з беседы о ѕетре ѕетровиче —молине с јлександром —ергеевичем –аутианом, вооповцем 1960-х годов:

Ђ«ан€ти€ с кружком и работа в музее не позвол€ли ему ограничитьс€ узким кругом задач. ќни требовали неправдоподобной широты интересов и образовани€, которыми он всегда отличалс€. Ѕыло много людей, знавших тот или иной биологический предмет лучше или полнее ѕетра ѕетровича. √.ѕ. ƒементьев считал, что птиц он знает лучше его. Ёто, может быть, было преувеличением, ну скажем, не хуже. Ќо литературу по птицам, конечно, √еоргий ѕетрович знал с большей полнотой. ¬.». ÷алкин и ¬.√. √ептнер немного лучше него знали зверей, ».√. —еребр€ков и ¬.Ќ. “ихомиров гораздо лучше него знали растени€. Ќо в энциклопедичности ему могли быть только равные Ч такие, как Ќ.¬. “имофеев-–есовский. Ќ.ј. √ладков, весьма широко образованный орнитолог, не без некоторой зависти, € думаю, говаривал, что из ѕетра ѕетровича большой бы толк вышел (он имел ввиду науку), если бы он сосредоточилс€ на чем-то одном хот€ бы ненадолго. ƒержать под посто€нным прицелом такой колоссальный фронт, посто€нно мен€€ диспозицию на быстро мен€ющемс€ театре военных действий, Ч это конечно жутка€, почти неправдоподобна€ работа... ¬ каком-то смысле ему это мешало. ѕтицами он занималс€ почти профессионально, но его де€тельность практически не получила отражени€ в печати. ќн мог либо писать, либо заниматьс€ кружком. Ћегко себе представить, сколько времени он проводил только на зан€ти€х, не счита€ той неспецифической ориентированной, прежде всего на свое образование подготовки, котора€ фактически была образом жизни и без которой такого кружка быть не могло. Ёто видно хот€ бы из того, что после того, как он нас оставил, никто из нас (его учеников) в отдельности, и мы все вместе никогда не могли заменить егої.

Ќаучный подход

ѕрежде всего, надо сказать, что ¬ќќѕ Ч это научный кружок. ќн создавалс€ учЄными и дл€ подготовки будущих учЄных. ќгромна€ заслуга ѕетра ѕетровича —молина в том, что он сумел сориентировать своих воспитанников (которые теперь продолжают его дело) именно на научное познание окружающего мира, привить им любовь к природе, стремление знать о ней всЄ. » потому приход каждого школьника в этот кружок предполагает личную заинтересованность, прежде всего, в изучении природы, а уже потом в при€тном врем€препровождении. ѕрекрасные услови€ на ¬ќќѕе есть и дл€ того, и дл€ другого.

ќбразовательный процесс здесь построен на основе университетской системы лекций и семинаров, причЄм на Ђсеминарскуюї часть Ч полевую работу Ч делаетс€ главный акцент. Ђ«аконы природы нельз€ пон€ть, сид€ в аудиторииї, Ч этот принцип сформулировал ещЄ сто лет назад ближайший соратник и учитель ѕ. ѕ. —молина ѕЄтр јлександрович ћантейфель, сто€вший у истоков юннатского движени€ в нашей стране. ¬ среде ¬ќќѕовцев старших поколений Ч докторов и кандидатов наук Ч крепка уверенность, что изучение живой природы по книгам и коллекци€м необходимо закрепл€ть практикой работы в природе, поскольку это единственный способ увидеть, как устроены в комплексе, изученные на лекци€х по отдельности, живые системы.

¬ќќѕ посв€щает работе в природе, в среднем, не менее 80% учебного времени: за мес€ц провод€тс€ четыре лекции, четыре зан€ти€ в природных парках ћосквы (либо на музейных коллекци€х) и не менее двух выездов на выходные в природу.  роме того, во врем€ школьных каникул организуютс€ многодневные Ђдальниеї выезды, в том числе в отдалЄнные уголки –оссии. –абота на многодневных выездах ведЄтс€, в основном, на различных особо охран€емых природных территори€х (в заповедниках, национальных парках) или на биологических станци€х Ч по согласованию с руководством и в сотрудничестве с учеными, работающими в этих организаци€х. √еографи€ этих экспедиций охватывает многие заповедники центральной –оссии,  авказа, ѕриазовье,  рым, јрхангельскую область, побережье Ѕелого мор€, заповедники ”рала и «ападной —ибири.

—ловом Ђработаї в кружке прин€то называть выполнение школьником (или группой школьников) самосто€тельного научного исследовани€ на основе собранных Ђв полеї данных и материалов. “акие исследовани€ курируютс€ взрослыми учЄными, либо студентами, специализирующимис€ по данной проблематике: как правило Ч из числа старших кружковцев, сопровождающих многодневные выезды. Ўирота исследовательских тем зависит от желани€ самого юного исследовател€ и от наличи€Ђпрофильногої специалиста в составе выезда. —амо собой разумеетс€, перед реб€тами здесь не став€тс€ научные задачи планетарного масштаба Ч все эти работы учебно-исследовательские. ќднако провод€тс€ они, во-первых, по вполне научным методикам, а во-вторых, завершаютс€ оформленным по всем научным канонам докладом, который заслушиваетс€ на ежегодной юннатской конференции, организуемой кружком, и публикуетс€ в журнале кружка Ч Ђ¬естник ¬ќќѕї или в других издани€х. .  роме того, собранный материал, как правило, имеет самосто€тельную научную ценность и предоставл€етс€ в научную или природоохранную организацию. ѕоэтому требовани€ к качеству сбора материала предъ€вл€ютс€ вполне Ђвзрослыеї Ч без скидок на возраст.

Ќемаловажную роль играет и сама научна€ среда, в которой оказываютс€ реб€та, едва прид€ в кружок: лекции в музее им читают не школьные учител€, и не по школьной программе. Ћекционные зан€ти€ ¬ќќѕа вообще мало общего имеют со школой Ч они гораздо полнее, нагл€днее, интереснее, поскольку, во-первых, провод€тс€ активными исследовател€ми: учЄными-биологами, руководител€ми лабораторий, сотрудниками Ќ»» и институтских кафедр, а во-вторых, построены не в строгой форме школьного урока, а на принципе личного подхода к каждому слушателю. Ќа ¬ќќѕе никогда не было безликого пон€ти€ Ђклассї или Ђгруппаї, здесь не существует привычной школьнику дистанции Ђучитель-ученикї, поскольку все преподаватели изначально относ€тс€ к младшим кружковцам, как к самосто€тельным исследовател€м. Ѕолее того, каждый взрослый учЄный всегда открыт дл€ подключени€ младших кружковцев к изучению собственной научной темы Ч не редки случаи, когда школьники-¬ќќѕовцы, выполн€€ какую-то часть насто€щего научного исследовани€, под руководством старшего товарища, выступали соавторами его научных статей в сборниках и академических журналах.

¬ кружке всегда культивировалось мнение, что кружковец должен самосто€тельно вести научные наблюдени€, получа€ методическую помощь от наставников, старших товарищей, консультантов. ќднако притом, что здесь каждому дают возможность действовать как самосто€тельному исследователю, спрашивают с него соответственно: вопросы к докладам на ежегодных конференци€х задаютс€ очень серьЄзные, и если ты хочешь больше самосто€тельности Ч изволь нести и больше ответственности.

¬ результате такого научного подхода к образовательному процессу, у кружковцев очень быстро вырабатываетс€ уверенность в себе, растЄт ощущение собственной значимости и желание развивать свои познани€ окружающего мира.  роме того, многие полевые работы кружковцев нацелены не столько на то, чтобы, например, выучить как можно больше видов растений, а на то, чтобы помочь профессиональным биологам в их повседневной работе.

¬торой важнейший принцип работы кружка Ч старшие занимаютс€ младшими. ќрганизаци€ кружка предполагает преемственность как научного знани€, так и воспитательной работы. —таршие кружковцы посто€нно стараютс€ держать контакт с молодыми реб€тами, поскольку только через личное общение передаютс€ те традиции товарищества, исследовательской работы, взаимопомощи, которыми на прот€жении всей жизни дорожат ¬ќќѕовцы разных поколений.  роме того, если не сами старшие кружковцы, закончив институты и защитив диссертации, придут на ¬ќќѕ читать лекции школьникам, то больше это делать будет некому: сторонние репетиторы редко соглашаютс€ работать с младшими Ђзабесплатної, как это делают старшие кружковцы.

ƒело в том, что российска€ научна€ школа, заложенна€ когда-то на основе немецких принципов организации науки, вообще крайне консервативна: преемственность научного знани€, исследовательской концепции в поколени€х в нашей науке всегда была и остаЄтс€ крайне важной. ј поскольку ¬ќќѕ готовит будущих исследователей, дает зачатки исследовательского подхода, прививает понимание природы, понимание взаимосв€занности и взаимозависимости экологических св€зей в природе, то преемственность поколений играет здесь особую роль. Ќапример, кружок разрабатывает р€д Ђсквозныхї научных тем Ч многолетние учЄты птиц, динамика численности видов в отдельных регионах или изменени€ растительного покрова каких-либо территорий, изучаема€ на прот€жении дес€тилетий. ћногие кружковцы, которые начинали разрабатывать эти темы ещЄ юннатами, впоследствии создали по ним целые научные направлени€, выпустили р€д публикаций и монографий, но сегодн€ уже не в состо€нии их продолжать, в силу преклонного возраста. “огда эти исследовани€ подхватывают младшие реб€та, консультиру€сь со старшими товарищами по цел€м, задачам, методикам и всем практическим вопросам. Ќаучное направление живЄт и развиваетс€.

∆ивЄт, благодар€ преемственности поколений, и пам€ть о тех кружковцах, которых нет уже сегодн€ с нами. јвтор этой статьи, например, прид€ на ¬ќќѕ в 1995-м году, знает об истории кружка, о его основател€х, руководител€х, традици€х и о многих выдающихс€ воспитанниках исключительно благодар€ общению со старшими товарищами, дл€ которого они всегда были открыты. ∆ивут песни, певшиес€ у юннатских костров п€тьдес€т лет назад, живут кружковские Ђнациональныеї забавы: Ђконный бойї, или игра в Ђкобылуї. ∆ивут традиции товарищества и твЄрдого локт€ в беде и в работе. ¬сЄ это вместе создаЄт у кружковцев разных поколений ощущение сопричастности друг другу, общему делу изучени€ живого мира планеты. ’арактерно, что между собой все ¬ќќѕовцы, вне зависимости от возраста, научных званий и академических титулов, часто общаютс€ на Ђтыї Ч это говорит не только об идейном равенстве исследовател€ перед исследователем, но и о принадлежности к общим традици€м ¬ќќѕовской школы.

Ќаиболее €рким выражением этой системы служат ежегодные ЂзелЄные олимпиадыї, которые ещЄ называютс€ Ђюбиле€ми кружкаї. «елЄна€ олимпиада Ч одно из главных событий в жизни ¬ќќѕа, нар€ду с ежегодной конференцией юннатских докладов. ѕроводитс€ она, традиционно, в первые выходные окт€бр€, недалеко от станции Ђ рюкової ќкт€брьской железной дороги и совмещает строгую экзаменационную сессию дл€ школьников со встречей поколений ¬ќќѕа. ќлимпиада, как и конференци€, открыта дл€ всех юннатских кружков, которые пожелают прин€ть участие. Ўкольники разбиваютс€ на команды по возрасту, проход€т сперва командный этап: маршрутный учЄт, описание биотопов, видовое разнообразие, ориентирование на местности; а затем сдают биологию по дисциплинам в индивидуальном зачЄте. Ќа втором этапе также выставл€ютс€ оценки по навыкам выживани€ в лесу: разведение костра, рубка дров, лазание по деревь€м. ¬ качестве экзаменаторов выступают старшие ¬ќќѕовцы: учЄные, преподаватели, охотоведы. ” них всегда есть возможность и желаниепобеседовать с Ђмладшим народомї Ч если отвечающий не знает ответа, экзаменатор объ€снит ему что и как, и часто сдача этапа превращаетс€ в занимательную беседу. ѕризы победител€м Ч в основном биологическую литературу и различные принадлежности походного быта Ч привоз€т старшие кружковцы-выпускники.

“аким образом, преемственность поколений обеспечивает не только поддержку многолетних исследовательских проектов, передачу научных наработок и практических знаний от старших кружковцев к младшим, но и позвол€ет сохран€ть традиции кружка, укрепл€ет и сплачивает его членов на всю будущую жизнь. ѕри этом основной стимул работы старших поколений с младшими Ч их личный энтузиазм и опасение навсегда утратить столь ценные во все времена традиции взаимопомощи и деловой критики, существующие в кружке уже почти 60 лет.

—труктура кружка и самоуправление

Ќаконец, нельз€ обойти вниманием ещЄ один основополагающий принцип работы кружка Ч юннатское самоуправление. Ёта традици€ Ч сумма двух предыдущих слагаемых работы кружка: научной среды и преемственности поколений, которые не допускают ни официально-возрастной стратификации, ни жЄстких руковод€щих рамок, априори. —ами руководители кружка стараютс€ избегать этого названи€, предпочита€ называть себ€ лишь координаторами работы. » во многом, они правы.

„еловек, впервые пришедший на зан€ти€ ¬ќќѕа, считаетс€ гостем или вольнослушателем.  ак правило, гость делает небольшое устное сообщение на зан€тии о своих предпочтени€х в биологической науке, интересных наблюдени€х или исследовательских цел€х. ѕосле этого он становитс€ кандидатом в члены кружка и работает наравне со всеми, пока не сделает и не защитит на конференции свою первую самосто€тельную работу по заранее оговорЄнной теме. » лишь по результатам этой защиты, общим голосованием кружковцев, он принимаетс€ в действительные члены ¬ќќѕ.

 ружковцы всегда активно использовали возможности самоуправлени€, например, самосто€тельно приглашали преподавателей по тем биологическим дисциплинам, которые, по их собственному мнению, были освоены недостаточно полно, самосто€тельно организовывали выезды в природу и работу полевых практик. «ачастую именно бюро ¬ќќѕ, а не руководитель кружка выступали перед дирекци€ми заповедников с ходатайствами о допуске кружковцев к работе в заповедной зоне. —оответственно, бюро лично брало на себ€ всю полноту ответственности за поведение и моральный облик кружковцев, чьи интересы представл€ло. Ѕранна€ ругань, курение, пь€нство и худшие пороки в кружке никогда не поощр€лись.

“аким образом, формируетс€ лична€ заинтересованность каждого кружковца в успехе общего дела, частью которого он €вл€етс€. ¬ќќѕовец отличаетс€ от простого школьника тем, что не идЄт послушно в канве чужих уставов, декретов и распор€жений. ќн стараетс€ сам сформировать услови€, в которых будет работать, и самосто€тельно сформулировать правила. ¬ кружке в миниатюре реализована демократическа€ система гражданского общества, каждый член которого имеет реальную возможность вли€ть на ход событий. Ќо главное Ч кружковец очень быстро начинает понимать цену своего решени€ и учитс€ нести за него ответственность. ‘ормировать у детей пон€тие об ответственности Ч крайне важна€ задача в сегодн€шнем нашем обществе.

¬ажнейшую роль в развитии чувства долга и ответственности у кружковцев играет практика походной жизни, в услови€х которой проход€т многие Ђдальниеї выезды. ѕроживание в палатках, у костров, заготовка дров, самосто€тельное приготовление пищи, наконец, далекие маршруты по тайге или в степи требуют от каждого члена экспедиции максимальной самоотдачи и взвешенности прин€тых решений. ¬ услови€х, когда мамы, папы, пожарные и милици€ наход€тс€ за сотни километров от таЄжного лагер€, рассчитывать реб€там приходитс€ только друг на друга. ¬зросление здесь происходит гораздо быстрее, чем перед экраном компьютерной приставки.

«аключение

¬се эти обсто€тельства, в конечном итоге, складываютс€ в то, что многие опытные педагоги уже называют Ђфеноменомї ¬ќќѕа. “ри педагогических принципа: научный подход, преемственность поколений и самоуправление, густо замешанные на личном энтузиазме кружковцев, их любви к природе и преданности делу сохранени€ живого мира нашей планеты, обеспечивают существование таких жемчужин юннатского движени€ в –оссии, как биологические кружки  ёЅ« и ¬ќќѕ.

√овор€ об Ђуспехеї работы кружка, мы имеем в виду, прежде всего, достижени€ людей, прошедших ¬ќќѕовскую школу. ¬ кружке не прин€то говорить о старших товарищах Ђвыпускникиї или Ђбывшие ¬ќќѕовцыї Ч однажды прид€ в кружок, люди редко с ним расстаютс€ Ч так что, скажем два слова о наших старших кружковцах. «а свою историю кружок выпустил нескольких академиков, более ста докторов и более двухсот кандидатов наук. —реди наиболее известных ¬ќќѕовцев Ч протоиерей, философ и экуменист јлександр ћень, писатель и натуралист »горь јкимушкин, политик и эколог јлексей ¬ладимирович яблоков, известный телеведущий Ќиколай Ќиколаевич ƒроздов, профессор ћихаил „ерн€ховский, авторы школьных учебников јлександр ¬ахрушев, јлександр –аутиан и  ирилл ≈ськов, заведующий лабораторией одного из ведущих биологических институтов –јЌ јркадий —авинецкий и многие-многие другие (читайте статью  . јвиловой, посв€щенную празднованию 60-летию кружка. )

—праведливости ради надо сказать, что сегодн€ кружок переживает не самые лучшие времена Ч это св€зано со многими факторами, но главным образом, Ч с изменением всей системы наших общественных ценностей: в веке цифровых технологий и воинствующего капитализма идеи сохранени€ живой планеты не слишком попул€рны у людей. —егодн€ наше потребительское общество сосредоточило основное внимание на еде, торговле и поиске путей обогащени€. ѕеред нами встают разнообразные угрозы неизвестных ранее эпидемий, терроризма, безразличи€ к проблемам личности. Ёти обсто€тельства не только пугают родителей, бо€щихс€ отпускать своих чад в самосто€тельное Ђплаваниеї таежных экспедиций, но и переориентируют внимание самих реб€т от проблем природы на вопросы безопасности или информационной защиты.

ќднако мы уверены, что и через этот кризис ¬ќќѕ пройдет, опира€сь на опыт своей многолетней истории, традиции и на готовность всех своих членов Ч молодых и старых Ч сплотитьс€ перед лицом любых трудностей. ¬едь цивилизации приход€т и уход€т, а природа остаетс€, и без ее сохранени€, без постижени€ законов устройства живого мира нашей планеты, ни одно в мире общество не сможет двигатьс€ вперед.

 

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я (’–ќЌ» ј)  –”∆ ј ¬ќќѕ:

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019