Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации

Приведенная ниже работа была
опубликована в журнале "Исследовательская
работа школьников" Издательского дома
"Народное образование" и была любезно
предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым
в 2017 году.
Из огромного количества статей, опубликованных
в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы
отобрали публикации в области экологии, биологии,
географии и краеведения, а также небольшое число
работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по
данному разделу, все работы сгруппированы по
нескольким нижеследующим рубрикам:
Общие вопросы - теория,
Общие вопросы - практика,
География,
Биология,
Экология - теория,
Экология - практика,
Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.
Подготовка педагогов школы к организации исследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации задач ФГОС нового поколения
Вяйзинен Марина Александровна
старший методист МАУ ДПО «Центр развития образования», г. Петрозаводск
В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил, и переучиваться.
Элвин Тоффлер. «Будущий шок»
Позиционирование учителя – в чем он видит свою основную задачу – вопрос первостепенной важности. Сформировать правильную позицию – одна из основных задач системы повышения квалификации. Следующий уровень задач – помочь учителю повысить свое профессиональное мастерство.
Центральное место в принципиально обновленных квалификационных требованиях и квалификационных характеристиках учителей занимают профессиональные педагогические компетентности. В должностные обязанности учителя входит планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету,… организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения…
Образование переходит на новый федеральный государственный образовательный стандарт.
Новые образовательные стандарты предполагают:
-
переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов;
-
необходимость двух частей: обязательной и той, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора;
-
внеаудиторную занятость;
-
результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни;
-
создание в школе кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации совместной учебной деятельности учителя и учащихся, в том числе навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи. ФГОСы ориентируют на инновационные технологии и, в частности, исследовательскую технологию, потому что она формирует самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывая самостоятельно логическим путем новые знания. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Рис.1. Образовательные результаты освоения основной образовательной программы по требованиям нового ФГОС.
Н.Л. Панченко отмечает необходимость формирования исследовательских умений у школьников, как условие развития личности, результатом чего является способность обучающегося к активной деятельности и продуктивным исследованиям, дающим с одной стороны, изобретение, новые технологии, научное открытие и т.п., с другой – навыки мышления, которые позволяют выработать варианты выхода из той или иной неприемлемой для индивидуума личной или профессиональной ситуации [1]. Сегодня школа готовит людей к рабочим местам, которых еще нет, к необходимости использования информационных ресурсов, которые еще не существует, для решения проблем, о существовании которых мы еще не знаем. Сегодня становится ясным, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор физических законов, математических формул, правил языка, исторических фактов, и т.д. Глобальные вызовы времени:
-
самые востребованные виды занятости на сегодняшний день несколько лет тому назад еще не существовали;
-
каждый 4-й житель планеты работает на своем рабочем месте меньше года, а каждый второй – меньше 5 лет;
-
для того чтобы охватить 50 млн. аудиторию, радио понадобилось 38 лет, телевидению – 13 лет, Интернету - 4 года, Ipod – 3 года;
-
в год мы производим больше информации, чем за все 5000 лет существования человечества;
-
к 2050 компьютер станет умнее всего человечества.
А.И. Савенков подчеркивает идею исследовательского обучения: «предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание. Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок» [2].
Необходимость подготовки выпускника школы, способного решать быстро и качественно сложные задачи, творчески рассматривая проблему, поставила перед образованием задачу формирования исследовательской компетентности. Человека нельзя научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Обучение должно быть нацелено на формирование у выпускников школы ключевых компетентностей:
-
готовность к решению проблем;
-
готовность к использованию информационных ресурсов;
-
готовность к самообразованию;
-
готовность к социальному взаимодействию;
-
технологическая компетентность;
-
коммуникативная компетентность.
Одной из основных технологий формирования ключевых компетентностей является исследовательский подход в обучении. Любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. В современной педагогической практике эффективность исследовательского метода обучения еще очень низка. Это связано, прежде всего, с тем, что подготовка учителя далеко не всегда соответствует цели формирования исследовательской деятельности учащихся. Необходимо повышение квалификации учителей в этом вопросе. Качество исследовательских работ учащихся на конкурсах говорит о том, что многие вопросы организации исследовательской деятельности и реализации ее остаются за пределами компетенции учителей.
В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным. От учителя требуется целый комплекс профессионально значимых знаний, умений, навыков, качеств. Педагогу для успешного сопровождения исследовательской деятельности школьников необходимо:
1. Знать основы методики исследования;
2. Понимать принципы и сущность исследовательского обучения;
3. Систематически развивать общие исследовательские умения и навыки у школьников;
4. Быть носителем культуры научного исследования.
К сожалению, статистика участия обучающихся в научно-исследовательских конкурсах и конференциях показывает, что в настоящее время значительное число работ, предъявляемых как исследовательские, не только к таковым не относятся, просто ничему не учат, но даже вредны, потому что учат скачивать из Интернета или переписывать из книг и выдавать чужую работу за свою, то есть приучают к фальсификации. Нередко отсутствует целостность, последовательность, логичность категориально-понятийного научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования. Работы учащихся являются показателем исследовательской компетенции педагогов. От квалификации, уровня организационной и методической подготовки учителя зависит качество исследовательских работ учеников.
Необходимо ли в связи с введением ФГОС проводить обучение педагогов основам применения исследовательского подхода в обучении? Подготовка педагогов-руководителей исследовательской деятельности школьников отличается от подготовки учителей-предметников. Учителю необходима помощь в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включать школьников в проведение исследований. Очень важны обучающие семинары и мастер-классы для учителей школы.
Педагоги развивают собственные исследовательские компетенции, выполняя различные творческие задания:
Кроме повышения исследовательской компетентности педагогов, результатом обучения является создание банка электронных методических и образовательных ресурсов по тематике исследовательского обучения, коллекции упражнений по формированию исследовательских умений и навыков учащихся; проводится презентация учебных исследовательских работ педагогов.
Истинный мастер обучения, талантливый педагог достигает успеха тем, что ставит обучаемого в такие условия, чтобы он сам мог правильно действовать: мыслить, преобразовывать предметы внешнего мира, сопоставлять полученные результаты с целью, делать выводы. Искусство обучающего в том, чтобы направлять процесс мышления и действий обучающихся, мягко корректируя, не давать отклоняться от цели, верно и надежно ориентировать мыслительные поиски.
Успешного выпускника может подготовить успешный учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.
Литература
-
Панченко Н.Л. Исследовательская деятельность школьников – «камни преткновения»: мнение эксперта. Исследовательская работа школьников / 1’2011;
-
Савенков А.И. Учебное пособие для вузов «Психологические основы
исследовательского подхода к обучению». Издательство: Ось-89, 2013г.
Рубрики (разделы) сайта, содержащие
публикации по проблемам организации
исследовательской и проектной деятельности
школьников:
На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные
исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары,
посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы
Исследовательские работы и Публикации.
Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и
публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие
исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и
проектной деятельности.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
- полевые практикумы,
- экологические образовательные экспедиции,
- экологические лагеря,
- конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
- материалы семинаров и конференций,
- методики полевых исследований (проектной деятельности),
- детские исследовательские работы (проекты),
- экологические тропы,
- "экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|