јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовательска€ и природоохранна€ де€тельность в услови€х небольшой удалЄнной школы

ћари€ ¬икторовна Ўуклина
ћЅќ” —ќЎ є45 р. п. ÷ентральный, ¬олодарского района, Ќижегородской области

¬ практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательска€ де€тельность учащихс€ как образовательна€ технологи€, направленна€ на приобщение ученика к активным формам получени€ знаний, самообучение и саморазвитие.

¬се ли дети могут заниматьс€ природоохранной и исследовательской де€тельностью, и возможен ли качественный уровень этой де€тельности в услови€х небольшой удалЄнной школы? ”верена, что у каждого педагога современной школы есть свои индивидуальные ответы на эти вопросы.

ћой опыт по организации природоохранной и исследовательской де€тельности формировалс€ на прот€жении 12 лет и изначально задумывалс€ как внеклассна€ работа по экологическому воспитанию детей. ¬ 2004 году была создана школьна€ экологическа€ организации ЂЅ–»√ї (Ѕудь –азумным и √уманным). ѕриоритетные направлени€ де€тельности отр€да св€заны с проведением практических природоохранных меропри€тий, оздоровлением детей, осуществлением экскурсионной, исследовательской и профориентационной работы. ќсновными формами организации природоохранной де€тельности в отр€де €вл€ютс€: экологические десанты Ђќт озера к озеруї, ЂЎкольна€ тропинкаї, Ђѕосади деревої; лесотехнические меропри€ти€ Ђѕосадка сосныї, операции Ђѕервоцветї, Ђ—кворечникї, Ђ÷аревна-л€гушкаї. ќсновополагающим звеном в работе бриговцев с начала создани€ организации €вл€лась исследовательска€ де€тельность, котора€ св€зана с изучением гидробиологии, болотоведени€, орнитологии, зоологии беспозвоночных. ¬се исследовани€ курируютс€ специалистами Ќижегородского ”ниверситета им. Ћобачевского, Ќижегородского педагогического университета им. ћ. √орького, сельскохоз€йственной јкадемии, областным экологическим центром Ђƒронтї, областным центром развити€ дополнительного образовани€, ЁкЅ÷ г. ƒзержинска, ћеждународным фондом защиты природы.

Ќеобходимо уточнить, что наш небольшой посЄлок расположен на границе ¬олодарского района Ќижегородской области с ¬ладимирской и »вановской област€ми, в удалении от районного центра и крупных населЄнных пунктов среди лесных и водных экосистем, в том числе ќќѕ“ Ќижегородской области ЂќзЄра —ветлые- болото ¬арехї - древним руслом пра-¬олги, уникальной гидрологической системой всего Ќижегородского кра€.

Ќа территории —ветлых озЄр ежегодно проход€т двухдневные межрайонные летние экологические походы, осенние и весенние экодесанты школьной экологической организации ЂЅ–»√ї. ¬ ходе проведени€ этих меропри€тий ведутс€ наблюдени€ за состо€нием биоразнообрази€ озЄрно- болотного комплекса. —обранный материал используетс€ дл€ написани€ исследовательских работ. »сследовательска€ работа школьников продолжаетс€ в природоохранных проектах Ђ—ветлое будущее —ветлым озЄрам!ї, Ђƒом дл€ совыї, Ђ¬озродим лесї, Ђ–одники Ќижегородской областиї.

ѕриоритетными направлени€ми работы в проектеЂ—ветлое будущее —ветлым озЄрам!ї были выбраны научно-исследовательское, практическое природоохранное и информационно-просветительское.

Ѕолотно - озЄрные комплексы карстового происхождени€ занимают значительную территорию ¬олодарского района Ќижегородской области. —обыти€ лета 2010 года, сложна€ пожароопасна€ обстановка, сложивша€с€ по всей территории Ќижегородской области и –оссии в целом определили ценность этих естественных природных резервуаров. »звестна их огромна€ рекреационна€ и эстетическа€ роль - живописные озЄра и болота €вл€ютс€ излюбленным местом отдыха, сбора грибов и €год.  роме того нас беспоко€т не односложные экологические прогнозы вли€ни€ подъЄма уровн€ „ебоксарского водохранилища до отметки 68 метров на состо€ние всех водоЄмов бассейна реки ¬олги.

√ипотезой исследований в проекте Ђ—ветлое будущее —ветлым озЄрам!ї стало то, что изучение гидробиологических, геолого-геоморфологических и палеоботанических особенностей ќќѕ“ ЂќзЄра —ветлые - болото ¬арехї позволит установить последовательность формировани€ озЄрно-болотного комплекса.

÷ель исследовани€: изучить и проанализировать особенности озЄрно-болотного массива ЂќзЄра —ветлые- болото ¬арехї. ƒл€ этого были поставлены следующие задачи:

- —обрать и проанализировать архивный литературный и фондовый материал торф€ного массива озЄрно-болотного комплекса;

-—оставить и проанализировать первичные списки видов трав€нистых растений озЄрно- болотного комплекса;

- ѕроизвести измерение профилей склонов, глубин и температуры воды на разных глубинах —ветлых озЄр. ѕроанализировать результаты и сделать выводы.

»сследовани€ проводились с июн€ по окт€брь 2011 года и в июне- июле 2012 года на территории ќќ“ Ќижегородской области, расположенного в 28 км. на северо-запад от районного центра города ¬олодарска, в 7 км. на северо-запад от поселка ÷ентральный на земл€х √ороховецкоговоенлесхоза.

ѕеред проведением полевых исследований, в камеральных услови€х был изучен и проанализирован литературный и фондовый архивный материал озЄрно- болотного массива ЂќзЄра —ветлые- болото ¬арехї. ƒл€ определени€ глубин озера примен€лась верЄвка, размеченна€ узлами через каждый 1 метр. ƒл€ измерени€ температуры воды использовалс€ специальный водный термометр. ¬ качестве бурового инструмента примен€лс€ бур-“Ѕ√-1. —осудистые растени€ определ€лись по ќпределителю сосудистых растений центра ≈вропейской –оссии (“ихомиров и др, 1995); сфагновые мхи - по ќпределителю сфагновых мхов ———– (—авич-Ћюбицка€ и др., 1968). ѕлотность произрастани€ того или иною вида определ€лась но шкале, предложенной ÷инзерлигом (1932).

¬ результате проведЄнных исследований —ветлых озЄр и болота ¬арех, изучив и проанализировав фондовые материалы предпри€ти€ ¬олгогеологи€ мы установили:

- Ќеравномерность залегани€ разнообразных слоЄв торфа ¬ареховского болота по сравнению с Ђидеальнымї профилем говорит о древних сложных эрозиально-карстовых процессах, происход€щих в данном районе.

- »зучив современную растительность и данные палеоботанического анализа можно предположить, что в своем развитии болото ¬арех проходило несколько стадий, в каждой из которых объект получал новые свойства: мен€лись его размеры, морфологи€, мощность торф€ной залежи, фитоценозы, услови€ питани€ и режимные характеристики, а также трофический статус. ¬ зоне избыточного увлажнени€ заболачивание изучаемой местности происходило, по- видимому, в замкнутых котловинах. ѕо мере накоплени€ торфа отметки его поверхности становились равными отметкам окружающей местности, болото начинало развиватьс€ вширь, постепенно достига€ более высоких отметок, и таким образом превратились в болотный массив. Ётот процесс приводит к повышению уровн€ грунтовых вод в торфе и замедлению притока с окружающей болото местности.

-»змеренные склоны —ветлого-5 —ветлого-6, начина€ с юго-запада на юго-восток свидетельствуют о наличии карстового процесса, который происходил недавно. —амосто€тельные передвижени€ островов и сплавин на озЄрах указывает на наличие внутренних течений, по-видимому, св€занных с наличием родниковой подпитки озЄр. — увеличением глубины температура воды понижаетс€ на 1-20с.

“аким образом, изуча€ и анализиру€ литературный и фондовый материал торф€ного массива ¬ареховского болота, геолого- морфологические профили, современную растительность, структуру дна и температурный режим воды, особенности передвижени€ сплавин и островов —ветлых озЄр мы убедились в правильности выдвинутой гипотезы. ¬елика€ ¬олжска€ аллювиальна€ равнина, на которой в насто€щее врем€ расположен озерно-болотный комплекс ЂќзЄра —ветлые- болото ¬арехїв четвертичном периоде стала ареной широкого про€влени€ карстовых процессов. ¬ пределах Ѕалахнинской низины карстовые €влени€ активно происход€т и в насто€щее врем€. «десь выдел€етс€ обширный ƒзержинско-Ѕалахнинский карстовый район с геоморфологическими формами покрытого карста, развитого в песках и представленного конусо- и блюдцевидными воронками, провалами, карстовыми пол€ми, озЄрами, в том числе и достаточно большими. ¬ районе ƒзержинска и ¬олодарском районе новые воронки и карстовые провалы возникают практически ежегодно.  арстовые процессы, происход€щие в данном районе, активно вли€ют на образование озЄр и болот.

“ерритори€ —ветлых озЄр относитс€ к  лючевым ќрнитологическим “ерритори€м –оссии, имеют европейский статус  ќ“–, так как на ней обитают и гнезд€тс€ редкие виды птиц: сизоворонка, сплюшка, трЄхпалый д€тел, серый журавль и другие.  ќ“– занимает северо-западную часть ¬олодарского района, небольша€ часть на севере территории заходит в „каловский район. ѕлощадь  ќ“–- 208,68 км., включает крупные сохранившие верховые и переходные болота и примыкающие обширные системы водоЄмов выработанных торф€ных месторождений, а также окружающие их сосновые и мелколиственные леса.

”гроза деградации данной территории как  ќ“–: изменени€ сложившегос€ гидрологического режима территории, рубки леса в водоохранных зонах болот и водоЄмов, весенн€€ охота, браконьерство.

 ак известно, численность многих пернатых хищников сокращаетс€ в результате разрушени€ их среды обитани€. Ќе €вл€ютс€ исключением практически виды сов, гнезд€щихс€ на территории —ветлых озЄр. ƒаже если сохран€етс€ охотничий участок с достаточным количеством добычи. Ќедостаток гнездовых биотопов и мест дл€ устройства гнЄзд может стать главной причиной отсутстви€ размножени€ у сов, что ведЄт к падению успеха размножени€, сокращению численности и, в конечном счЄте, исчезновению на гнездовании (3).

—овы не стро€т собственных гнЄзд, а полагаютс€ на естественные укрыти€ или занимают гнезда хищных птиц. Ѕлагодар€ таким гнездовым стереотипам совы легко занимают искусственные гнездовь€. ≈сли гнездовье хорошо сделано и установлено, сова с готовностью его займЄт, и будет регул€рно использовать.

“аким образом, установка искусственных гнездовий дл€ сов Ц самый простой способ поддержани€ и даже увеличени€ численности их попул€ций. ¬ св€зи с этим юные экологи п. ÷ентральный и воен. лесхоз под руководством орнитологов в 2007 Ц 2010 годах стали осуществл€ть экологический проект Ђƒом дл€ совыї. ÷ель проекта: »зготовить, развесить и отследить заселение искусственных гнездовий дл€ совы сплюшки.

–езультатами проекта стало: изучение литературы, посв€щЄнной совам и методике изготовлени€ искусственных гнЄздовий; проведение Ђрекламнойї акции: Ђ—овушка соваї; изготовление с помощью лесничества, родителей и детей 10 искусственных гнЄздовий; размещение искусственных гнЄздовий на —ветлых озЄрах с помощью орнитолога Ћевашкина јлексе€ и отслеживании их заселени€ в ходе прохождени€ Ўколы полевых исследований.

Ўкольна€ экологическа€ организаци€ ЂЅ–»√ї- активна€ участница международного проекта Ђ¬озродим лесї, организатором которого €вл€етс€ √ринпис. ≈жегодно силами старшеклассников ћЅќ” —ќЎ є45 под руководством лесничих на территории, пострадавшей от пожаров, наход€щейс€ на границе со —ветлыми озЄрами проводитс€ посадка саженцев сосны. «а врем€ реализации проекта посажено около 15 га. “аким образом, сажа€ лес, мы восстанавливаем природную среду обитани€ и биоразнообразие.

¬ июле 2012 г. делегаци€ ЎЁќ Ѕ–»√ участвовала в экологической экспедиции всесоюзного лагер€ √–»Ќѕ»— по проекту Ђ¬озродим наш лесї, в ходе которой делегаци€ экологов выступила с развЄрнутым сообщением по проекту, посв€щЄнному —ветлым озЄрам. ¬ программе лагер€ были следующие курсы: лесна€ экологи€, лесное хоз€йство и управление лесами, экологи€ пресноводных водоемов, ботаника, профилактика пожаров на природных территори€х, краеведение, технологи€ восстановлени€ лесов, применение геоинформационных систем (√»—), картировани€ в экологических исследовани€х, навыки экспедиционной жизни в лесу, работа с населением, работа со средствами массовой информации (—ћ») и журналистика, планирование практических природоохранных проектов, особо охран€емые природные территории, ораторское искусство, оказание первой медицинской помощи.ёные экологи получили р€д рекомендаций от специалистов по ќќѕ“, лесоведению по организации меропри€тий по проекту.

— 2008 года Ѕ–»√овцы посто€нные участники международного интернет- проекта Ђ¬есна идЄт!ї. ѕроект позвол€ет отслеживать волны прилЄта кукушки, стрижа, деревенской ласточки. ¬ наблюдени€х участвует вс€ школа, начина€ с первого класса. ћногочисленность участников наблюдений объ€сн€етс€ тем, что экологические кружки, работающие на базе, школы посещают обучающиес€ 1-9 классов. ¬есенние наблюдени€ провод€тс€ во врем€ весенних экскурсий в природу, на которые приглашаютс€ совсем юные экологи нашего посЄлка- воспитанники детских садов.  роме того в наблюдени€х стали участвовать и родители.

»сследовательский навык, приобретЄнный в школе, поможет выпускнику быть готовым к воспри€тию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи. ¬рач может стать высококлассным хирургом, только соверша€ реальные операции, исследователь может стать высококлассным исследователем, только провод€ реальные исследовани€. » чем раньше мы станем прививать ученикам исследовательские навыки, тем быстрее они станут приобщатьс€ к миру познани€ и творчества даже в услови€х в услови€х небольшой, удалЄнной школы.

Ћ»“≈–ј“”–ј

  1. Ѕакка —.¬.,  иселЄва Ќ.ё., Ќовикова Ћ. ћ. ћеропри€ти€ по привлечению сов в искусственные гнездовь€ в 2005 г. в Ќижегородской области //ѕернатые хищники и их охрана, 2006, є5
  2. Ѕаканина ‘.ћ., Ћукина ≈.¬., и др., «аповедные места √орьковской обл., Ќ. Ќовгород, 1991
  3. ¬оронецкий ¬.»., ƒем€нчик ¬.“. »скусственные гнездовь€ дл€ сов- ћетоды изучени€ и охрана хищных птиц. (методические рекомендации). ћ., 1989.
  4.  оноплев ».√., ѕам€тники природы ¬олодарского р-на, ¬олодарск, 1998 г.
  5. –айков Ѕ.≈., –имский- орсаков ћ..Ќ., «оологические экскурсии- ћ.: “опикал, 1994.- —.6-16.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019