јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќсобенности этноэкологического знани€ о птицах, отражение их образов в традиционной культуре ƒивеевского района (на примере села —уворова)

јвтор: Ўикурова јнастаси€, учаща€с€ 9 класса

–уководитель: ћаслова ёли€ ¬икторовна, учитель биологии высшей категории

ћЅќ” —уворовска€ ќќЎ ƒивеевский р-н Ќижегородска€ область,

¬ведение

“радиционные знани€ о природе - один из важных элементов этноэкологии. “аким знанием обладают, как правило, люди пожилые, с огромным жизненным опытом.

ѕочти повсеместно можно встретить пернатых. ¬ нашей области это сама€ распространенна€ группа позвоночных животных. ѕтицы Ц особа€ группа животных. — одной стороны они самые распространенные, и в то же врем€ самые загадочные. ¬едь многие из них ведут скрытый образ жизни, некоторые активны ночью. » самым интересным в них €вл€етс€ то, что они освоили полет, зан€ли воздушную среду, стали покорител€ми неба. ¬се это издавна вызывало у людей интерес к птицам, формировало особое отношение к ним. Ёто особое отношение формировалось в каждой местности к обитающим именно там видам птиц. ∆изненный опыт, накопленный многими поколени€ми именно в нашей местности, очень ценен. „тобы узнать о нем и попытатьс€ сохранить хот€ бы какие-то его элементы мы и решили обратитьс€ к старшему поколению.

—реди местного населени€ бытуют различные приметы, обр€ды, традиции св€занные с птицами. Ёти традиции уход€т корн€ми в €зыческую культуру, в те времена, когда в нашей местности были непроходимые леса, людей окружали многочисленные животные и растени€. » хот€ вместо дубрав и боров сейчас у нас только редкие рощи, но некоторые приметы, поверь€, традиции живы и по сей день. ќни служат св€зью между поколени€ми, воспитывают бережное отношение к нашей природе, а вместе с этим любовь к нашей малой –одине.

¬ насто€щее врем€ одной из экологических проблем €вл€етс€ уменьшение биологического разнообрази€. «адача нас как будущего поколени€ - постаратьс€ сохранить тот мир природы, который досталс€ нам.

¬ современных услови€х очень остро стоит вопрос о формировании экологической культуры людей, что могло бы стать причиной ограничени€ варварского истреблени€ животных и растений, вырубок лесов, разрушени€ окружающей среды.

ќсновательную базу дл€ формировани€ экологической культуры можно найти в положительном опыте многих поколений людей, живших на своей малой родине, в своЄм селе. ¬ данной работе мы решили обратитьс€ к фольклору нашей местности, изучить традиции отношени€ к птицам, которые хран€т представители старшего поколени€, чтобы на их основе формировать культуру бережного отношени€ к миру живой природы.

.

ќбращение к данной теме обусловлено тем, что:

    • ѕтицы Ц самые распространенные позвоночные нашей местности, в то же врем€, численность некоторых из них сокращаетс€. “аким образом, практически все часто сталкиваютс€ с птицами, но мало кто хорошо знает их особенности, повадки, значение.
    • — представител€ми старшего поколени€ от нас безвозвратно уход€т элементы традиционной культуры, знани€, опыт.
    • — прибытием жителей из других регионов в нашу культуру внос€тс€ новые, ранее нехарактерные элементы, стираютс€ типичные местные особенности.

÷ель нашей работы: изучение местных представлений о птицах, использовании их образов в традиционной культуре ƒивеевского района (на примере села —уворова).

«адачи:

    1. —обрать этноэкологический материал, бытующего среди населени€ старшего поколени€ касающийс€ традиционных представлений о птицах;
    2.  лассифицировать и вы€вить местные особенности собранного этноэкологического материала.

ѕредмет исследовани€: особенности традиционного знани€ о птицах в ƒивеевском районе (на примере с. —уворова)

ќбъект исследовани€: особенности традиционного отношени€ к птицам в нашей местности, отражение их образов в субкультуре села —уворова и его окрестностей.

ћетоды и методы: стандартные методы сбора фольклора [1; 2]:

    • ќпросы пожилого населени€.
    • »нсценировка обр€дов
    • «апись описаний обр€дов, поверий, примет и т.д.
    • –абота с литературой
    • ‘отографирование

ѕаспорта носителей фольклора:

  1. јркунова Ќина Ќиколаевна,1942 г.р., окончила 7 классов, пенсионерка.
  2. √авлачкина Ћюбовь »вановна, 1941 г.р., с. —уворово, ƒивеевского р-на, Ќиж.обл., обр.-7 кл., пенсионерка.
  3. ћаслова ј.Ќ., 1925 г.р., с. √лухово, ƒивеевского р-на Ќижегородской обл.
  4. ћатюшина ћари€ »вановна, 1928 г.р., с. ѕавлово, ƒивеевского р-на, Ќиж.обл., обр.- 3 кл., пенсионерка.
  5. —кузоваткин јлексей ћатвеевич, 1939г.р., обр.-7 кл., пенсионер.
  6. ”ланова ¬алентина ѕавловна, 1934 г.р., с.—уворово, ƒивеевского р-на, Ќиж.обл., обр.-7 кл., пенсионерка.
  7. Ўиченкова јнтонина Ќиколаевна, 1933 г.р., с.—уворово, ƒивеевского р-на, Ќиж.обл., обр.-7 кл., пенсионерка,

ѕримечание: ќт кого из старожилов кака€ информаци€ была получена - указывают номера сносок

ѕаспорта собирателей

1. Ўикурова Ќаст€ 1995 г. р., ученица 8 класса

2.ћаслова ёли€ ¬икторовна, 1976 г. р., преподаватель биологии

1. ѕтицы в этнофенологии и народном календаре

ћногие €влени€ в жизни птиц €вл€ютс€ в народном календаре типичными феносигналами, т.е сигнализируют о каком-либо €влении в неживой природе:

- √рачи прилетели Ц через мес€ц сойдут снега 2

- ≈сли грачи прилетели на ≈вдокии - ѕлющихи, быть лету мокрому, а снег рано сойдЄт.6

- ¬орона свила гнездо высоко на дереве Ц к бурному половодью.1.

- —кворцы прилетают Ц земл€ оживает 2

- —кворцы прилетели - полу воду принесли5

- —кворцы прилетели - вЄсну принесли1 (ѕриложение 1).

ѕокров.1 окт€бр€ (стар.) или 14 окт€бр€ (нов.). ѕрестол в √лухове. ѕерелом в погоде. Ќа покров до обеда лето, после обеда зима. —читалось, что в это врем€ улетают грачи.

-Ђ¬от как межа тут у них. ћежду заутреней и обедней. ¬от вроде с утра тут, жодют везде. ј как обедн€ отойдет, выйдешь Ц нет ни одного. ¬сЄ. ”летели.ї3

¬ ходе анализа собранного материала вы€снилось, что с птицами св€заны и многие вехи в народном календаре природы:

    • ѕрилетают грачи Ц начало весны и та€ние снегов
    • ѕрилЄт жаворонков совпадает с по€влением первых проталин

“аким образом, знани€ о жизни птиц, наблюдени€ за ними имели большое практическое значение дл€ жителей села, в том числе дл€ правильной, своевременной организации сельхозработ.

¬место прогноза погоды наши бабушки наблюдали за птицами, пользовались старыми, проверенными приметами:

  1. √рачи или вороны раскаркались Ц к дождю.1
  2. Ћасточки летают низко Ц к дождю.4
  3. ≈сли воробьи зимой дружно собирают пух и перь€ возле кур€тников, утепл€ют свои укрыти€, значит, через несколько дней будут морозы.4
  4. ¬оробьи чирикают, прыгают и дерутс€ Ц к хорошей погоде.4
  5. ¬оробьи гнЄзда вьют Ц к вЄдру.4
  6. ¬оробьи дружно чирикают Ц к теплу, зимой Ц к снегу.1
  7. ¬оробьи сид€т, нахохлились Ц на дождь4
  8. ¬ороны в кучу собираютс€ Ц к ненастью.4
  9.  уры вышли на дорогу Ц к дождю
  10. —ороки полетели низко над землей Ц мести будет1
  11. ¬ороны под тучи собираютс€ Ц быть морозу.3
  12. ¬ороны часто кричат Ц к дождю или бурану(если зимой).2
  13. Ќизко лет€т вороны Ц к холоду, высоко лет€т Ц к теплу.5
  14. —та€ воронь€ зимою вьЄтс€ Ц перед снегом; сели на землю - к оттепели; сели на дома или на деревь€ Ц к морозу; сели на нижние ветки Ц к ветру.4
  15. ≈сли вороны молчат и смотр€т в одну сторону - оттуда придЄт непогода. 2
  16. √алки чешутс€ Ц к ненастью.1
  17. √алки ста€ми летают Ц к дождю.1
  18. √алки на вечер собираютс€ гурьбой и кричат Ц к €сной погоде. ¬ таких случа€х говор€т: Ђ√алки тепла накричалиї.5
  19. √алки в вышине кружат Ц жди дожд€.1
  20. —орока прилетела Ц холод на хвосте принесла3
  21. √рачи летом пасутс€ на траве Ц скоро будет дождь4 (ѕриложение 1)

2. »спользование образов птиц в местном фольклоре

    1. ѕтицы в приметах и поверь€х

ѕриметы - наиболее распространенна€ форма фольклора. ќни как бы предупреждают человека, призывают прежде, чем вторгнутс€ в мир природы, сначала подумать, а стоит ли нарушать запреты, так ли это необходимо. Ћюди издавна наблюдали за животными. Ёто не только служило основой накоплени€ конкретной информации, но и способствовало, по формированию уважительного отношени€ к живому.

ќдной из распространенных форм фольклора в нашей местности €вл€ютс€ также поверь€. ѕо данным исследовани€ больше всего примет и поверий в нашем селе св€зано именно с птицами.

Ўироко распространены приметы и поверь€, св€занные с птицами, €кобы вли€ющие на судьбу людей:

  • ѕтица стучитс€ в окно - к вест€м1, по другому варианту:
  • —иница стучитс€ в окно Ц к вест€м.1 (—иничка в окно стучит Ц известие будет3)
  • ≈сли кто-то подкинул в дом птицу, то кому-то из хоз€ев грозит смертью1
  • Ћасточка живет, не разор€й! Ѕыть беде.1
  • √нездо разоришь Ц пожар будет.1
  • -Ћасточки вьют под крышей гнездо Ц к счастью в доме (принос€т счастье в дом)3.
  • √рех разор€ть гнЄзда!4(ѕриложение 1)

ј вообще, суд€ по данным опросов, к птицам в нашей местности отношение очень бережное. ќсобенно в почЄте д€тлы и певчие птицы и среди них больше прочих Ц соловьи.

»з рассказов местных старожилов:

  • —оловьи громче всего поют на ¬ознесенье (40-й день после ѕаски). »менно в этот день ’ристос возноситс€ на небо. ¬ ночь перед ¬ознесеньем √осподним самые сильные росы, они считаютс€ целебными, потому что земл€ оплакивает »исуса ’риста. »менно перед ¬ознесеньем громче и заливистей всего и поют соловьи, они провожают √оспода на небо.1 (ѕриложение 1)

ѕриметы и поверь€, как правило, св€заны с жизненным опытом, накопившемс€ многими поколени€ми ,которые не единожды передавались в течении длительного времени.

»ногда это очень меткие и точные высказывани€, чаще просто предположени€. ћногие приметы и поверь€ тесно св€заны с суевери€ми, вековым страхом перед чем-то необъ€снимым, неизбежным (болезнью, несчастьем, смертью).

Ќекоторые приметы и поверь€ противоречат, казалось бы, здравому смыслу, например приметы о совах, воронах. Ќегативное отношение к этим, как мы знаем, полезным животным св€зано, скорее всего, с их загадочным, мрачным внешним видом, а дл€ сов и с ночным образом жизни.

Ќапример, у нас бытуют такие поверь€:

- —ова над домом кружит ночью - умрет кто-то. ќсобенно, если сова Ц бела€.3

-¬орон круг сделал над домом или над человеком Ц к несчастью.1

-¬ороны на крышу сели и каркают Ц к непробытку.31

“аким образом, многие приметы по€вились и сохран€ютс€, так как имеют практическое значение. ¬ том числе и воспитание бережного отношени€ к природе. Ќапример, если птица стучитс€ в окно, то это к вест€м, и птиц у окна нужно покормить. ѕо одной версии как бы задобрить, чтоб вести хорошие были. ѕо другой, стучаща€с€ в окно птица, символизирует послание (или душу) кого-то близкого (друга, родственника), то есть того, кто таким образом просит о помощи в данный момент. ѕокормить эту птицу означает Ц помочь кому-то на рассто€нии. Ёто способствует воспитанию милосерди€, а также бережного отношени€ к птицам.

    1. ѕтицы в обр€дах

ќбр€ды - магические действи€, направленные на установление добрых отношений человека с природой. ќбр€ды многофункциональны. ќбщение человека с природой просматриваетс€ во многих из них. ѕрактическа€ функци€ обр€дов состоит в попытке достижени€ конкретного результата в ходе определенного действи€, в котором примен€ютс€ конкретные животные. ќбр€ды бывают разные.

јнализиру€ материал этноэкологических экспедиций, можно выделить в нашей местности следующие виды обр€дов:

    1. —емейные обр€ды св€заны с какими-либо событи€ми в семье.
    2. ќбр€д У”тицаФ.

      ЂЌа свадьбе, на первый день, когда сид€т за столом (у жениха), подают курники (пироги). Ѕабы нар€жаютс€. ѕерва€-то идет в повойнике, на голове тарелка с пирогами, а пирог-ат утыкан перь€ми. » поют:

      Фѕлывет утка с ут€тами,

      —о малыми со дет€тами,

      ѕлымши утка встрепехнулас€

      ѕод ней вода колыхнулас€.Ф

      ƒальше заиграет гармонь, начинаетс€ пл€скаї3 (существовал в √лухове)

    3. Ђ≈сли помер человек негоже (мужчина, парень), то родители по нем петуха подавали. ќб€зательно задаром отдавать надо было кому-нибудь. ¬роде как помин такой.ї1 (ѕриложение 1)

’оз€йственные обр€ды - магические действи€ с целью улучшени€ быта, хоз€йства, улучшени€ самочувстви€ домашних животных.

≈сли дар€т или даром отдают какую-либо живность (курицу, гусыню, петуха), то за них нужно отдать хот€ бы символическую плату (хоть копеечку, иль €йцо). ј взамен петуха (молодого), отдавали своего (старого). —читали, что иначе животное не приживетс€ у новых хоз€ев.5

ќздоровительные обр€ды.

¬ оздоровительных обр€дах элементы природы: животные и растени€ рассматриваютс€ как универсальна€ кладова€ здоровь€, как аккумул€тор полезной энергии. Ёто позвол€ет сформировать уважительное, бережное отношение к живым существам, стремление сохранить их, потому что с ними св€зана жизнь и здоровье.

У ак постригутс€ или расчешутс€, то волосы-то не кидают, а надо их зарыть под березой (девке) иль под дубом (парню). √лавно, чтоб птицы их в гнездо не унесли, а то все здоровье, вс€ сила к птицам перейдетФ 3 (ѕриложение 1)

 алендарные обр€ды.

 алендарные обр€ды обращены к природе, они обеспечивают непосредственную св€зь с ней, способствуют благопри€тному ходу и завершению различных сезонных работ, поддерживанию здоровь€ в определенное врем€ года, в определенную погоду.

1. —в€тки. √адание с курицей, петухом:

«апускали девки в избу петуха, да смотрели, куда пойдет: к зерну- к богатому мужу, к соломе Ц к бедному.2 » т.п.

2. ∆аворонки. 7 марта (стар.).

ѕекут обр€довое печенье - жаворонков. ƒети с этим печеньем выход€т на улицу закликать весну при этом поютс€ заклички:

-У∆аворонки-жиголенки,

”летите, прилетите,

 расну весну принеситеФ3

-Ђ расна €йца!

¬есна сластна!

∆аворонки прилетите,

 расну весну принесите!ї2

3.ѕасха.

ЂЌельз€ на ѕаску есть кур€тину и петушатину, потому шта петухи первы кричат: Ђ’ристос воскрес!її.6

 расили €йца - символ жизни.  расили обычно луковой шелухой. ќдаривали друг друга, подавали кому-либо, носили на кладбище. Ћюбимой детской забавой на пасху было катание €иц.

  • ЂЅывало, выходили гул€ть на проталинах.  атали €йца.ї6 (ѕриложение 1)
    1. ќбразы птиц в формах фольклора, направленных на развлечение и развитие детей

—огласно опросам, в нашей местности распространены и формы фольклора, направленные на воспитание и развлечение детей:

  • Ѕабушки рассказывают:

Ђ укушка, вон кукует. –аскидат €йца-то по чужим гнездам и тоскуетї3

»звестно, что кукует у кукушки самец, а самка, наоборот, как выражаютс€ орнитологи, Ђхохочетї. «десь налицо ошибочное представление о птицах.

Ќо есть и очень точно подмеченные особенности, например, своеобразно Ђрасшифрованаї песенка воробь€:

Ђ¬оробьи-та чирикают Ц дни щитают: Ђ—реда, среда, четверг, п€т-ни-цаїї.3

 олыбельные. ¬ них упоминаетс€, как правило, голубь, но в ласковой, уменьшительной форме: Ђгуленькиї

- ќй, люленьки, люленьки,

ѕрилетели гуленьки,

—тали гули ворковать,

ƒа јленушку качать2

«агадки

–азвивающие игры, потешки. Ёти формы фольклора традиционно используютс€ дл€ развити€ маленьких детей. —амые распространенные у нас: Ђ—орока-воронаї, Ђѕрилетели гуленькиї.

3. »спользование изображений представителей местной орнитофауны в традиционных технологи€х (вышивке)

¬ результате проведени€ опросов среди бабушек, вы€снилось: использование образов животных и растений сочеталось с орнаментом. »здревле использовали изображени€ петухов. ѕозднее на рукоделии по€вились кукушки, голубки, тетерки, соловьи, цыпл€та, ут€та и др. ¬ышивка с изображением птиц примен€лась на полотенцах, уголках, поличках, наволочках, салфетках и дорожках.

ѕолички Ц вышитые короткие полотна, украшавшие божнички. Ќа них вышивали петухов, так как они €кобы первыми провозгласили воскресение ’риста. “о есть, петух - символ рассвета, наступлени€ светлого времени суток, когда уходит тьма.

¬ышивали их крестиком по канве.

ƒругих птиц использовали дл€ вышивок на салфетках, уголках, дорожках, наволочках. ¬ышивали крестиком, двойным крестом, гладью.

»зображение тетерок использовали дл€ уголков, дорожек.

ƒорожки Ц своеобразные маленькие короткие коврики, которые висели над кроватью. ¬ышивались гладью, веревочкой, крестиком, двойным крестом.

“радиционные технологии прикладного творчества:

3. 1. ¬ышивка.

-¬ышивали ли вы раньше?

- Ђ¬ышивала и в€зала и пр€ла и ткала, всЄ, всЄ на свете делалаЕї

-ј птиц вы изображали?

- Ђ укушку, голубку вышивали, вон на божничку, щас-то нет у мен€, сгорело, а посреди них, р€бина, они как клюют. ј ещЄ вышивали полотенца, длинны, больши полотенца. ј на них то вышивали, петухов вышивали, в общем, какой рисунок понравитс€, такой и вышивалиї

-ј кур, уток, гусей вы где-нибудь вышивали?

-Ђ¬ышивали, вышивали, да, да, да. ¬от голубенькой сделают, иль никакой не сделают, бело остав€т, а они там словно плавают.ї3 (ѕриложение 1)

3.2. “ехнологи€ создани€ домотканого полотна:

-ј на какой ткани вы вышивали?  ак делали домотканое полотно?

-Ђ—перва коноплю набирали и еЄ помочим.

ѕотом вытаскивали из речки, сушили эту конаплю.

¬ысушили, м€ли на м€льцах, были м€льца.

“репали, вот так трепали.

Ќатрепем, начинам пр€сть. ƒонца, донца были, вот так гребешки больши вставл€ли в это донцо эти гребешки и пр€ли.

Ќапр€дЄм, в эту в золу окунали, а потом вынали.

ѕотом белили этот холст, набелим, высушим, на снег постелим.

- ј потом уж начинали: ежели лЄн, то делали себе юбки, кофты, а то вот рушники, полотенца шилиї3 (ѕриложение 1)

¬ывод

Ќаши бабушки были большие мастерицы. ќни не только могли вышивать разными способами, но и сами готовили полотно, Ђпокупногої тогда почти не было, да и не дл€ всех оно было доступно.  роме усидчивости они обладали чувством прекрасного, эстетическим вкусом. ¬едь вышивкой они не просто украшали свой дом, но и прививали любовь к красоте и природе своим дет€м. »спользование образов животных, в том числе птиц, в вышивке относитс€ к более позднему периоду, раньше вышивали орнамент, некоторые элементы которого напоминают растени€. ќтображение в вышивке элементов местной флоры и фауны способствовало развитию любви к природе у младшего поколени€. ј точность, с которой выполнены изображени€, говорит о внимательном отношении к живому.

4. —амодельна€ детска€ игрушка

ќчень интересным фактом оказалось создание детских игрушек Ц Ђптичекї.

—амодельные птички назывались ласково Ц Ђгуленькиї. ќни были 2-х видов: св€занные из соломы и сшитые. ƒелали их как правило из ненужных в быту материалов: соломы, обрывков веревочек (нитки были на вес золота), лоскутков, остатков шерсти (отходов от пр€дени€).

—оздание детской игрушки ЦЂ ѕтичкиї в селе —уворово:

- ј детские игрушки в виде птиц делали?

- Ђƒелали. Ёто у нас на масленицу, в последнюю неделю масленицы. ƒелали во всю избу, угол на угол из этой, из соломы делали. Ђ√уленька, гуленькаї, пр€м птичек делали. —час, убей не сделаю.ї

- »з чего ещЄ делали птичек?

- Ђ ¬от как должно быть выкройка, а потом сшивам и набивам чем-нито: ватой, мочками бывало. Ѕывало ватки-то ещЄ не было, а вот придЄм, выпр€дем, мочки остаютс€ и вот этими мочками мы набивали.ї3(ѕриложение 1)

—оздание такой игрушки развивало навыки ручной работы, рукодели€, способствовало формированию трудолюби€, усидчивости, бережливости, воспитывали доброе отношение к природе.

5. »спользование птиц в микротопонимике

÷енностное и внимательное отношение к живой природе у наших предков отобразилось на существовании микротопонимов, то есть названи€х некоторых местных объектов, на примере св€занных с образами представителей местной флоры и фауны.

¬ ходе исследований было вы€снено, что 3 объекта св€зано с названием животных, и среди них одно с названием птиц:

Ќырки ( пруд р€дом с с. —уворово);

ЂЌырками зовут пруд, говор€т, уток много диких там бывало Ц нырков. ј еще глубокай он, ныр€ть можної4 (ѕриложение 1).

—уществование микротопонимов, в которых упоминаютс€ животные и растени€ отражает неравнодушие к миру живой природы, характерное дл€ наших предков. »з-за антропогенного вмешательства некоторые виды, давшие начало названи€м сохранились у нас только в виде микротопонимов (Ќырки). Ётот факт должен заставить современных жителей наших сел задуматьс€ о своем отношении к представител€м местной флоры и фауны, чтобы сохранить не только названи€, но и их самих дл€ последующих поколений.

«аключение

¬ ходе данной работы был осуществлен сбор и анализ фольклорного материала села —уворова и его окрестностей о традици€х отношени€ к животным и растени€м.

»зучение этого материала помогает лучше овладевать практическими умени€ми природоохранной де€тельности и воспитывать нормы поведени€ в природной среде. —обранный материал можно рассматривать как эффективное средство народной педагогики дл€ воспитани€ бережного отношени€ к животному и растительному миру.

¬ народных приметах, поверь€х, обр€дах знани€ о птицах представлены в особом виде. Ѕлагодар€ образности, завершЄнности произведени€ устного народного творчества оказывают позитивное воздействие на разум и чувства.

¬ ходе работы были собран и классифицирован этноэкологический материал, отражающий отношение местных жителей к пернатым.

¬ ходе сбора материала об использовании образов представителей птиц в вышивке были составлены опросники, благодар€ которым вы€снилось, что местные бабушки, вышива€ изображени€ животных и растений, не только украшали, таким образом, свой быт, но и прививали внимание и любовь к родной природе своим дет€м и внукам. ¬ вышивке находит отражение скромна€ красота окружающей нас природы.

ƒанна€ работа имеет экологическое и краеведческое значение, так как в ней отображаютс€ традиции бережного отношени€, местного населени€ к живой природе.

¬ ходе сбора материала, его обработки, мы пришли к следующим выводам:

“радиционные знани€ о птицах в нашей местности несут в себе:

    • Ёлементы этнофенологии. “.е многие приметы, основанные на наблюдени€х и опыте, позвол€ют предсказывать погоду, сезонные изменени€ в природе.
    • Ёлементы фольклора: приметы, поверь€, обр€ды. Ќаши суворовские бабушки считают, что птицы могут предсказать не только снег или дождь, но и более важные событи€ в жизни человека, а, порой, даже судьбу.
    • Ёлементы народного прикладного творчества, особенно €рким про€влением которого €вл€ютс€ вышивка и изготовление традиционных детских игрушек.
    • Ёлементы этнопедагогики: колыбельные, рассказы, загадки, потешки.
    • ќсновы бережного и внимательного отношени€ к природе, любви к своему краю, к ближнему, ко всему живому.

ћы знакомили с этим материалом своих сверстников и вы€снили, что данна€ проблема интересна не только узкому кругу. ќна позвол€ет формировать основы бережного отношени€ к живому.

ћестные традиции, народна€ экологическа€ культура многих не оставл€ет равнодушными.

Ѕиблиографический список

1. Ётноэкологи€.: —борник материалов / ѕод ред. ќ.ј. «ахаровой. Ц ћ.: √ќ”¬ѕќ ћ√”Ћ, 2005.

2.  омпакт диск ƒоронин ƒ.ё.ЂЁтноэкологи€ї (ћетодический комплект), окт€брь 2007.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019