јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ¬ них автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов дл€ школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучени€ ЂЁкологический ликбезї. ¬ последнем номере журнала были описаны методы организации и содержание зан€тий по ботанике и экологии растений.

¬ этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги о проведении практических зан€тий по зоологии.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

ѕолевой практикум по зоологии: общие особенности организации зан€тий

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

¬ведение

«оологические зан€ти€ традиционно €вл€ютс€ наиболее привлекательными дл€ школьников. ќт зан€тий по ландшафтоведению и ботанике их отличает прежде всего подвижность большинства объектов зоологических экскурсий, что придает им большую Ђживостьї и часто пробуждает в дет€х Ђохотничий азартї.

¬ данной публикации привод€тс€ основные особенности организации и проведени€ зан€тий по зоологии, характерные дл€ всех периодов (сезонов) года. Ќиже, в разделе, посв€щенном содержанию экскурсий, информаци€ разделена и приводитс€ дл€ каждого сезона (осень - зима - весна - лето) в отдельности.

 

ќбъекты изучени€

¬ перечень объектов наблюдений на зоологических экскурси€х традиционно вход€т птицы (в течение круглого года), млекопитающие (в основном - следы их жизнеде€тельности), амфибии, насекомые и паукообразные (в теплое врем€ года). ¬одные животные (в основном, беспозвоночные) полностью рассматриваютс€ на предмете Ђ¬одна€ экологи€ї (см. ниже).

¬ любой сезон года основное число объектов на зоологических экскурси€х составл€ют птицы. ¬ то же врем€, дл€ наблюдений за ними нужны больша€ сноровка и терпение. „аще всего поющую или кричащую птицу увидеть сразу не удаетс€, поэтому на экскурсии приход€тс€ тратить много времени на попытки Ђрассмотретьї объект (в кустарнике, густых кронах деревьев и т.п. укрыти€х). ѕоэтому, наилучшими местами дл€ проведени€ орнитологических экскурсий €вл€ютс€ низкорослые леса с пол€нами и кустарниками, а также поймы рек.

„то касаетс€ других объектов наблюдений на зоологических экскурси€х, то включать их в обзорную экскурсию или нет - зависит исключительно от места проведени€ практикума и сезона года. ƒл€ того, чтобы наблюдать и изучать крупных млекопитающих (хищных, копытных) нужны большие лесные массивы, дл€ изучени€ амфибий и рептилий - низинные болота, заболоченные поймы, водоемы. ƒл€ изучени€ насекомых нужны опушки, сады, пол€ны с луговой растительностью, луга. »зучать мелких млекопитающих можно всюду, но дл€ их обнаружени€ требуетс€ предварительна€ работа по заложению ловчих канавок (площадок, заборчиков).

ѕолевые зан€ти€

ќсновной формой проведени€ зан€тий по зоологии €вл€етс€ экскурси€. ¬ отличие от всех остальных предметов лабораторную (камеральную) работу по зоологии следует свести к минимуму. ≈динственное, на что можно потратить врем€ по возвращении с экскурсии (во второй половине дн€) Ц этот рисование увиденных животных (срисовывание с книги) и найденных следов жизнеде€тельности животных (отпечатков на снегу, погрызенных и расклеванных шишек, орехов и т.д.). ќстальное врем€ лучше посв€тить полевым зан€ти€м.

Ћучше всего проводить экскурсии по заранее отработанным маршрутам, с примерно известными местами обитани€ тех или иных животных. ѕреподавателю так гораздо легче работать.  онечно, это не означает, что на экскурси€х не будет чего-нибудь непредвиденного. ќпыт показывает, что полностью спланировать зоологическую экскурсию практически невозможно - примерно 50% объектов и, соответственно, информации о них, преподаватель дает Ђна ходуї. Ѕольше того, спецификой именно зоологических экскурсий €вл€етс€ то, что примерно 30 % из того, что преподаватель хотел сказать и показать на экскурсии - показать не удаетс€. «ато часто попадаетс€ то, о чем и не планировалось рассказывать.

ƒругой особенностью зоологических экскурсий €вл€етс€ больша€, по сравнению с другими предметами, прот€женность экскурсионных маршрутов. ¬о врем€ зоологических экскурсий нет необходимости подолгу сто€ть на одном месте, а пройденное в природе рассто€ние напр€мую св€зано с количеством увиденных объектов (действует принцип: Ђзоолога ноги корм€тї).

ѕрот€женность зоологических маршрутов существенно зависит от сезона года, погодных условий, физической подготовки и экипировки учащихс€ и составл€ет, обычно, от 2 до 8 километров за день.

ћаршруты дл€ экскурсий лучше выбирать круговые. “ем не менее, на практике часто случаетс€ измен€ть заранее намеченный маршрут - из-за изменившихс€ погодных условий, плохой физической подготовки учащихс€ или недостаточной экипировки. Ќаш опыт показывает, что планировать маршрут заранее от начала до конца не следует - достаточно наметить общее направление и, в зависимости от обсто€тельств, измен€ть его по ходу экскурсии.

ѕри проведении зоологических экскурсий желательно посетить различные местообитани€: леса (хвойный, лиственный, смешанный), открытые пространства (пол€, выпасы, пустоши), пойму реки, населенный пункт.

—корость передвижени€ во врем€ экскурсий должна быть минимальной - следует старатьс€ увидеть и услышать как можно больше.  роме того, остановки дл€ объ€снений преподавател€ еще больше снижают среднюю скорость передвижени€ группы на экскурсии. — учетом этого, средн€€ скорость передвижени€ учебной группы по маршруту экскурсии Ц 0,8-1,5 км/час.

ѕроведение экскурсий. ¬о врем€ экскурсий преподаватель рассказывает учащимс€ обо всех встречающихс€ объектах животного мира (птицы, млекопитающие, амфибии, насекомые) в их св€зи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как это животное живет в природе - чем питаетс€, где зимует, как выводит потомство, чем отличаетс€ от других похожих животных. —ледует старатьс€ как можно подробнее рассмотреть животное (чаще всего это - птицы), постаратьс€ научитьс€ распознавать их голоса. —ледует обращать внимание на все отпечатки лап млекопитающих и птиц и другие следы их жизнеде€тельности (погрызы, помЄт, остатки добычи, кормовые столики и т.д.).

Ёкипировка учащихс€. ¬ св€зи со спецификой проведени€ зоологических экскурсий к их участникам предъ€вл€ютс€ особые требовани€ по экипировке. ќдежда должна быть легкой и теплой. ќднако, вне зависимости от сезона она должна быть легче, чем на зан€ти€х ботанике или водной экологии. ¬не зависимости от сезона года одежда также не должна быть шуршащей (не болони€, не полиэтилен и не прочие пленки), должна быть не €ркой (лучше - серо-зелено-коричневых оттенков). ќсобые требовани€ предъ€вл€ютс€ к головным уборам в зимнее врем€: уши должны быть открыты - никаких капюшонов, платков, наушников и т.п. ¬ сильные морозы лучше надевать шапки-ушанки, которые легко Ђприподнимаютс€ї над ушами при подн€тии головы вверх (о воротник). 

ќборудование

“акже, как и на других зан€ти€х, на зоологических экскурси€х все учащиес€ должны иметь при себе дневники дл€ ведени€ полевых записей. ѕо-возможности следует иметь бинокли (по крайней мере - один на двух-трех учащихс€).

ѕреподаватель на зоологической экскурсии также должен иметь полевой дневник дл€ записей, бинокль и, желательно, какие-либо иллюстрированные определители, дл€ показа учащимс€ тех объектов, рассмотреть которые в полной мере оказалось затруднительным.  ак минимум это должен быть иллюстрированный атлас-определитель птиц, желательно также иметь рисунки отпечатков и следов жизнеде€тельности, или определитель млекопитающих (летом - определители насекомых и амфибий).

 роме этого, преподаватель должен иметь с собой карту района, компас, спички, перочинный нож. Ќеплохо иметь шагомер - дл€ определени€ общего пройденного на экскурсии рассто€ни€.  арту и данные шагомера преподаватель периодически показывает учащимс€ дл€ дополнительной тренировки навыков ориентировани€ на местности. 

ѕроверка знаний учащихс€

¬ конце дн€ зан€тий по зоологии все учащиес€ сдают зачет по пройденному материалу. “акже как и на зан€ти€х по ботанике, проверка знаний может быть проведена в различных формах: проверка рабочих тетрадей, реферат по пройденному материалу, или тестова€ олимпиада.

ѕри проведении тестовой олимпиады каждому учащемус€ предъ€вл€етс€ дл€ Ђопознавани€ї 5 объектов, изученных на прошедшем зан€тии - тушки птиц или мелких млекопитающих из коллекции (если она есть в специализированном учреждении, принимающем школьников на практику), образцы следов жизнеде€тельности (погрызы, погадки, помЄт), гнезда (собранные на экскурсии или из коллекции) - в зависимости от сезона года и пройденного на данном сезонном практикуме материала.

“акже как и по ботанике, все п€ть правильно определенных объектов из п€ти предъ€вленных оцениваютс€ 5 баллами, ни одного - нулевой оценкой.

ѕеред началом сдачи зачета преподаватель подбирает (из имеющейс€ коллекции, или из природы) 20-30 объектов, о которых подробно говорилось на прошедшей экскурсии.  аждому очередному учащемус€, сдающему зачет, преподаватель предъ€вл€ет дл€ определени€ разные объекты.

¬ качестве одного из вариантов проверки полученных практических навыков возможна организаци€ Ђзачетногої учета птиц. ¬ этом случае каждому учащемус€ даетс€ задание провести самосто€тельно учет маршрутным или точечным методом на выделенном небольшом отрезке маршрута (300-800 м), а результат сравниваетс€ с Ђмодельнымї учетом, проведенным преподавателем. “ака€ форма зачета, однако, более трудоемка, занимает больше времени и возможна только на весеннем или летнем выездах, когда у учащихс€ накоплен уже значительный опыт в проведении зоологических исследований.

 

—одержание сезонных практикумов 

ќсенний сезон

ќсенью на зан€ти€ по зоологии и ботанике (в сумме) отводитс€ один день, т.е. 7 учебных часов. »з них: 0,5 Ц 1 час на вводную лекцию, 3 Ц 4 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет.

Ћекци€

ѕтицы. ’арактеристика данного сезона дл€ птиц. »зменение длины светового дн€. «авершение линьки. ћиграционное состо€ние. —оотношение числа гнезд€щихс€ и зимующих видов.  очевки, миграции, перелет. ѕредставители каждой из этих категорий. —оотношение численности этих групп в природе (в окрестност€х учебного центра). ћетоды изучени€ в осенний период.

ћлекопитающие. Ёкологические различи€ между мелкими (грызуны, насекомо€дные) и крупными (копытные, хищные) в этот период. ѕредставители, обитающие в окрестност€х проведени€ практикума. ћетоды изучени€ в осенний период. ћетодики учетов численности мелких млекопитающих (давилки, канавки, заборчики). ќсобенности динамики численности мелких млекопитающих.

Ѕеспозвоночные.  онец лЄта насекомых. ѕодготовка к зимовке. ћеста скоплений насекомых и пауков. ћетоды изучени€ численности.

Ёкскурси€

≈сли есть така€ возможность, экскурсионные зан€ти€ осенью можно разделить на две части: основна€ экскурси€ в первой половине дн€ (2-3 часа) и полчаса Ц вечером, перед закатом. ѕрот€женность основного маршрута должна быть в пределах 2-4 километров, вечернего 0,5 Ц 1 км.

ќсновную информацию лучше давать на дневной экскурсии, дл€ того, чтобы результаты экскурсии можно было бы обработать во второй половине дн€. ¬ечерн€€ экскурси€ может быть менее напр€женной (в форме Ђпрогулкиї), а завершить ее нужно в сумерках, или даже в темноте (в это врем€ суток можно увидеть и услышать иных животных, нежели днем, в частности - ночных обитателей).  роме того, вечерние, а в еще большей степени, - ночные экскурсии, производ€т на детей гораздо более сильное эмоциональное воздействие и лучше запоминаютс€.

 ак было указано выше, во врем€ экскурсии преподаватель рассказывает учащимс€ обо всех встречающихс€ объектах животного мира (осенью это, в основном, птицы и следы жизнеде€тельности) в их св€зи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как это животное живет в лесу - чем питаетс€, где зимует, как выводит потомство, чем отличаетс€ от других похожих животных. —ледует старатьс€ как можно подробнее рассмотреть птиц, постаратьс€ научитьс€ распознавать их голоса. Ѕлаго в осенний сезон число видов птиц, подающих голоса, невелико: в основном это остающиес€ на зимовку птицы - синицы, поползень, пищуха, д€тлы, сойка и другие врановые.

—ледует также обращать внимание на все отпечатки лап млекопитающих и птиц (на гр€зных участках дорог, по кра€м луж и т.п.) и другие следы их жизнеде€тельности (погрызы, остатки добычи, кормовые столики и т.д.).

„исло видов позвоночных животных, встречаемых осенью за 2-3-часовую экскурсию, составл€ет обычно от 20-30 (ранней осенью - в сент€бре) до 10-15 (поздней осенью - окт€брь-но€брь) видов птиц, несколько видов мелких млекопитающих (при наличии учетной канавки, см. ниже), лиса, за€ц, белка (в случае удачи), отпечатки лап 4-10 видов различных животных (собака, лиса, лось, кабан, следы водоплавающих птиц и т.д., в зависимости от погоды и места), около 6-10 типов следов жизнеде€тельности (погрыз зайца, лос€, шишки, объеденные белкой, расклеванные д€тлом, клестом, погадки сов, стволы, поврежденные большим пестрым и черным д€тлами, муравейники, поврежденные кабаном и зеленым д€тлом и т.п.).

¬сю информацию по ходу экскурсий учащиес€ занос€т в полевой дневник (тетрадь). ¬ простейшем случае в дневнике составл€етс€ список видов животных данной местности с заметками о местах встреч и наблюдавшихс€ особенност€х поведени€, а также рисунками встреченных отпечатков и следов жизнеде€тельности.

ѕеред началом экскурсии следует объ€снить основные технические требовани€ к ведению полевого дневника.

Ќа определенном участке маршрута экскурсии (например на прот€жении 1км) вс€ группа под руководством преподавател€ ведет реальный маршрутный учет численности птиц. ќпределение птиц, при этом, ведет преподаватель, каждый раз стара€сь инициировать возможности учащихс€ в определении птиц на рассто€нии Ц по внешнему виду и по голосам. ƒети также ведут записи каждый в своем полевом дневнике.

ѕеред началом учета следует вкратце объ€снить методику учета численности и правила ведени€ записей. ѕо окончании учета - объ€снить, как следует завершить учет.

ѕеред началом учета следует научить детей глазомерно оценивать рассто€ни€ на местности. ќценивать рассто€ни€ можно до любых хорошо заметных ориентиров, указываемых на местности преподавателем. ¬ысказанные учащимис€ оценки следует провер€ть путем подсчета шагов. ≈сли зан€ти€ по измерению шагов на ландшафтоведении еще не проводились, каждый из учащихс€ перед началом учета определ€ет пар шагов в 100 метрах и длину своего шага. ƒл€ этих целей можно использовать заведомо известные дистанции (например, рассто€ни€ между опорами линий электропередач), а при их отсутствии за эталон брать дистанции, измеренные шагами преподавател€.

Ќа зан€тии по зоологии очень интересно показать дет€м живых мелких млекопитающих Ц грызунов или бурозубок. «аниматьс€ этой темой на полевом практикуме или нет Ц целиком зависит от возможностей организации отлова мелких млекопитающих в окрестност€х проведени€ практикума и имеющегос€ времени на подготовку этого процесса.

¬ идеале, в месте проведени€ практикума следует заложить хот€ бы одну многолетнюю канавку дл€ отлова животных. ќднако, это во-первых, - довольно трудоемка€ работа, а во-вторых, накладывает на сотрудников базы, провод€щей практикум, об€занность по регул€рной (по нескольку раз в день) проверке цилиндров, по закрытию и открытию канавки дл€ нужд проведени€ полевых практикумов.

ѕри наличии ловчей канавки следует подвести к ней группу экскурсантов и объ€снить технику действи€ ловушек. ¬ случае наличи€ пойманных зверьков - показать их, объ€снив св€зь их внешнего строени€ с особенност€ми жизни в данном местообитании. Ќа этом же месте удобно также рассказать о Ђсемейнойї жизни мелких млекопитающих, их распределении по территори€м, взаимоотношении соседних пар и семей, особенност€х их потреблени€ хищниками (куньи, лисы, собаки). ¬ этой св€зи - напомнить закономерности динамики численности, о чем говорилось в лекции.

ƒругой, весьма значимой и действенной частью осенней зоологической экскурсии €вл€етс€ хот€ бы кратковременное наблюдение за синичьей стайкой. ƒл€ этого преподаватель, встретив с группой на маршруте синичью стайку, напоминает об особенност€х биологии зимующих птиц осенью и зимой (из лекции) и обращает внимание учащихс€ на то, что птицы держатс€ компактно и посто€нно передвигаютс€ по лесу в одном направлении.

¬ течение 10-15 минут все участники группы стараютс€ подойти как можно ближе к корм€щимс€ птицам, при этом не отстава€ от них и стара€сь следовать их маршрутом.  аждый из учащихс€, при этом, самосто€тельно стараетс€ определить число видов и особей, которое находитс€ в стайке.

ѕри этом, определ€ть виды на первый раз необ€зательно - это может сделать преподаватель по окончании периода наблюдени€, показав все наблюдавшиес€ в стайке виды в определителе. ѕо окончании наблюдени€ преподаватель обращает внимание учащихс€ на общий маршрут, направление, скорость движени€ и пройденное группой учащихс€ (вместе со стайкой) рассто€ние по лесу.

“акой опыт наблюдени€ существенно измен€ет представлени€ детей о птицах. »х упор€доченное движение, сходные голосовые сигналы различных видов (в стайке может быть от двух до 5-6 видов) свидетельствуют об их длительной совместной эволюции и €вл€ютс€ €рким конкретным примером, который можно Ђпощупать рукамиї.

Ћабораторна€ работа

ѕо возвращении на базу (в учебный центр) после утренней экскурсии группа учащихс€ под руководством преподавател€ проводит обработку результатов экскурсии: составл€ет чистовой список видов встреченных животных и следов их жизнеде€тельности, а также обрабатывает результаты учета численности птиц (в рабочих тетрад€х). ¬с€ эта работа проводитс€ в период между послеобеденным отдыхом и выходом на вечернюю экскурсию (если она запланирована).

–асчет численности производитс€ преподавателем на доске, а учащиес€ дублируют записи в своих рабочих тетрад€х. ƒл€ облегчени€ понимани€ процедуры расчета следует инициировать часть их проведени€ самими учащимис€.

ѕо окончании обработки результатов экскурсии начинаютс€ зан€ти€ по имеющимс€ в распор€жении учебного центра коллекци€м. Ёто могут быть коллекции гнезд птиц, собранные в осенний период, а также коллекци€ тушек птиц и мелких млекопитающих.

ќтметим особо, что конечно же ни в коем случае нельз€ составл€ть коллекцию тушек или чучел птиц специально дл€ нужд проведени€ полевых практикумов. Ёто не такое важное дело, чтобы специально дл€ этого убивать животных. ≈динственные возможности дл€ создани€ коллекции Ц не нужные предыдущим хоз€ев тушки (их можно достать в музе€х, у профессиональных орнитологов и Ђлюбителейї природы), а также постепенное создание коллекции из числа найденных в природе или в городе мертвых птиц.

ѕриведем в качестве примера нашу коллекцию, используемую дл€ зан€тий в экологическом центре ЂЁкосистемаї. ¬ ней примерно 40 видов птиц и 30 видов мелких млекопитающих. Ѕольша€ часть образцов подарена нам школьным биологическим кружком при ƒарвиновском музее г.ћосквы, несколько видов отдали нам сотрудники «оологического музе€ ћ√”, несколько Ц профессиональные орнитологи привезли из экспедиций, примерно видов 10 мы сделали сами, наход€ мертвых птиц в лесу, на окраине поселка или разбившихс€ об оконные стекла нашей биостанции.

«ан€ти€ по коллекци€м представл€ют собой рассказ преподавател€ о биологии тех или иных видов животных, имеющихс€ в коллекции, с их демонстрацией учащимс€. Ќа начальном этапе работы с коллекцией (если она больша€) следует сосредоточитьс€ лишь на самых обычных и многочисленных видах данной местности, в первую очередь - на тех, которые наблюдались (или потенциально могли наблюдатьс€) на прошедшей осенней экскурсии.

ѕо окончании зан€тий с коллекци€ми проводитс€ беглый тестовый опрос учащихс€ на Ђузнаваниеї показанных объектов из коллекции. ¬ случае, если учащиес€ испытывают затруднени€ с узнаванием тех или иных объектов, следует уделить дополнительно 10-15 минут на краткое повторение названий изученных животных.

ƒл€ младших школьников, имеющих специализацию или способности к художественному творчеству, возможно зарисовывание встреченных объектов или наиболее типичных представителей животного мира данной местности. ѕри зарисовывании животных (особенно птиц) максимальный акцент следует делать на те участки тела животных, которые €вл€ютс€ наиболее характерными отличительными признаками видов (например - желта€ грудь с черной полосой у большой синицы, в отличие от серой груди без полосы у пухл€ка). ќптимальным €вл€етс€ такое распределение заданий между членами группы, чтобы каждый учащийс€ сделал зарисовку двух сходных видов, отразив на рисунке их отличительные признаки (больша€ синица - пухл€к, пухл€к - московка, больша€ синица - лазоревка, грач - сера€ ворона, сера€ ворона - сойка, грач - ворон, пищуха - поползень, поползень - большой пестрый д€тел и т.д.)

»тогом осенних зоологических зан€тий у каждого учащегос€ должны стать:

1) конспект лекции о биологии и экологии животных данной местности в осенний период;

2) список видов животных, встреченных на осенней экскурсии, с указанием вида встречи (слышали, видели, отпечатки лап, следы жизнеде€тельности);

3) форма ведени€ записей маршрутного учета численности птиц, обработки данных (включа€ формулу пересчета), итоговые данные о численности (плотности населени€) птиц в окрестност€х учебного центра;

4) конспект зан€тий с коллекци€ми (перечень просмотренных объектов с краткими заметками по их биологии);

5) рисунки животных (дл€ УхудожниковФ, или по желанию). 

«имний сезон

«ан€ти€ по зоологии и ботанике зимой провод€тс€, также как и осенью, в течение одного дн€, т.е. 7 учебных часов. »з них 0,5 Ц 1 час отводитс€ на вводную лекцию, 2 - 3 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет.

Ћекци€

ѕтицы. ’арактеристика данного сезона дл€ птиц. —окращение длины светового дн€. ћестные кочевки. ќседлость. ѕоведение птиц в зимнее врем€ (стайки, посто€нные участки, ночевки).  ормова€ база. ќсновные экологические группы зимующих птиц. »х относительна€ численность. ѕодготовка к сезону размножени€. –аннее образование пар. ќсобенности видового состава и численности зимующих птиц в окрестност€х учебного центра. ћетоды изучени€ в зимний период. ћаршрутные учеты численности. ѕриблизительные результаты учетов.

ћлекопитающие. ќсобенности экологии мелких (грызуны, насекомо€дные) и крупных (копытные, хищные) млекопитающих в этот период. ѕредставители, обитающие в окрестност€х проведени€ практикума. »х примерна€ численность. ћетоды изучени€ в зимний период. ”четы численных крупных млекопитающих по следам.

Ѕеспозвоночные. «имовка паукообразных. ћеста скоплений.

Ёкскурси€

Ёкскурсионное зан€тие зимой проводитс€ в первой половине дн€ на 2-3-часовой (в зависимости от погоды) экскурсии в окрестност€х места проведени€ практикума (учебного центра).

ѕрот€женность маршрута должна быть в пределах 1,5 - 2 километров - без лыж или 3 - 4 км Ц если используютс€ лыжи (но лучше пешком).

Ќаш опыт говорит о том, что лучше проводить экскурсию пешком, без лыж, - так проще одетьс€ теплее и меньше шансов замерзнуть во врем€ остановок. ¬ крайнем случае можно использовать широкие Ђохотничьиї лыжи, с м€гкими креплени€ми, которые можно одеть на валенки или теплые сапоги или ботинки. Ѕеговые лыжи с жесткими креплени€ми на ботинки совершенно непригодны дл€ экскурсии, в них можно только бежать, остановка даже на 5 минут в сильный мороз в них невозможна.

¬ зимнее врем€ одной экскурсии обычно бывает достаточно, так как, во-первых, рано темнеет, во-вторых - животные, в основном птицы, активны весь светлый период суток.

“акже как и осенью, во врем€ экскурсии преподаватель рассказывает учащимс€ обо всех встречающихс€ объектах животного мира (зимой это, в основном, птицы, отпечатки лап на снегу и следы жизнеде€тельности) в их св€зи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как это животное живет в лесу - чем питаетс€, где зимует, как спасаетс€ от холода и голода, чем отличаетс€ от других похожих животных. —ледует старатьс€ как можно подробнее рассмотреть птиц, постаратьс€ научитьс€ распознавать их голоса.

—ледует также обращать внимание на все отпечатки лап млекопитающих и птиц и другие следы их жизнеде€тельности (помЄт, погрызы, остатки добычи, кормовые столики и т.д.).

„исло видов животных, встречаемых зимой за 2-3-часовую экскурсию, составл€ет обычно от 10 до 20 видов: в основном это птицы, а также отпечатки лап крупных млекопитающих (собаки, лисы, зайца-бел€ка, зайца-русака, белки, куницы, горноста€, ласки, лос€, кабана, а также ондатры и норки у водоемов), несколько типов следов жизнеде€тельности (погрызы и помЄт зайца и лос€, шишки и еловые побеги, съеденные белкой, сосновые и еловые шишки, расклеванные д€тлом и клестом, стволы, поврежденные большим пестрым и черным д€тлами).

¬сю информацию по ходу экскурсий (список видов с заметками о местах их встреч и особенност€х поведени€, перечень встречающихс€ отпечатков и следов жизнеде€тельности) учащиес€ занос€т в полевой дневник (тетрадь). ѕеред началом экскурсии, также как и осенью, следует напомнить основные технические требовани€ к ведению полевого дневника.

Ќа зимней экскурсии значительное внимание удел€етс€ отпечаткам на снегу. Ќачать следует с выработки у учащихс€ навыка определени€ вида животного, оставившего следы на снегу. ”чащиес€ должны схематично зарисовывать все встречающиес€ следы в своих полевых дневниках. ѕри этом следует зарисовывать не только один отдельно вз€тый отпечаток лапы (с размерами), но и всю Ђцепочкуї следов данного животного (с рассто€ни€ми между отдельными отпечатками).

ƒл€ более нагл€дного объ€снени€ различий видов и процедуры определени€ желательно иметь с собой на экскурсии рисунки отпечатков и следов (атлас, книгу или хот€ бы ксерокопии).

”читьс€ определ€ть следы можно как просто по ходу экскурсии, так и совместив обучение с проведением зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.

ћаршрутный учет численности млекопитающих следует проводить только при благопри€тных погодных услови€х - на снегу, выпавшем за 1-5 суток (минимум сутки) до дн€ проведени€ учета. »деальные результаты получаютс€ при проведении учета через 1-2 суток после выпадени€ снега (следует не забыть и объ€снить это дет€м, что подсчитанное число следов при проведении учета через двое суток после выпадени€ снега следует уменьшать вдвое, через трое суток - втрое и т.д., по сравнению с данными, рассчитанными по стандартной формуле).

ѕри проведении многодневной практики учебный учет в первый день можно совместить с затиркой следов, с тем, чтобы последующие учебные группы могли проводить Ђнасто€щийї учет без искажений результатов.

ѕомимо учета млекопитающих по следам на части маршрута (возможно - одновременно с проведением учета по следам) проводитс€ учебный маршрутный учет численности птиц Ц по той же методике и схеме, котора€ была использована осенью: каждый учащийс€ ведет записи в своем полевом дневнике, определение птиц ведет преподаватель, стара€сь инициировать возможности учащихс€ в определении видов, рассто€ни€ до птиц и пройденные с учетом определ€ютс€ совместными усили€ми.

ѕеред началом учета следует восстановить у учащихс€ навыки глазомерного определени€ рассто€ний на местности, по той же схеме, что и на осеннем зан€тии: оценка рассто€ний до хорошо заметных ориентиров с проверкой путем подсчета шагов. ≈сли группа передвигаетс€ на лыжах - предварительно производ€т расчет числа пар шагов в 100 метрах (по целина и по лыжне), - также как это делалось осенью на зоологической экскурсии, а также на зан€ти€х по ландшафтоведению.

Ћабораторна€ работа

ѕо возвращении на базу группа учащихс€ под руководством преподавател€ проводит обработку результатов экскурсии: составл€ет чистовой список видов встреченных животных и следов их жизнеде€тельности, расчет результатов учета млекопитающих по следам и учета численности птиц (в рабочих тетрад€х), а также Ђчистовоеї зарисовывание отпечатков и следов жизнеде€тельности, встреченных на экскурсии. ¬с€ эта работа проводитс€ во второй половине дн€.

“акже как и осенью, расчеты численности производ€тс€ преподавателем на доске, а учащиес€ дублируют записи в своих рабочих тетрад€х. ƒл€ облегчени€ понимани€ процедуры расчета следует инициировать часть их проведени€ самими учащимис€.

ќсобой частью лабораторной обработки €вл€етс€ зарисовывание отпечатков лап животных.  аждый учащийс€ должен сделать свой собственный Ђмини-определительї следов, перенос€ туда данные из полевого дневника с указанием размеров отпечатков и цепочек следов. «арисовывание следов лучше всего делать в альбомах простым карандашом.

¬ качестве образца дл€ подражани€ можно использовать атласы-определители или настенные таблицы. ≈сли их нет - можно постепенно составл€ть такую коллекцию из лучших рисунков, нарисованных учащимис€, проходившими практику ранее.

ѕо окончании обработки результатов экскурсии начинаютс€ зан€ти€ по имеющимс€ в распор€жении учебного центра коллекци€м. “акже как и осенью, это могут быть коллекции гнезд птиц, собранные в осенний период, а также коллекци€ тушек птиц и мелких млекопитающих. ѕри работе с коллекцией следует сосредоточитьс€ лишь на тех видах животных, которые наблюдались (или потенциально могли наблюдатьс€) на прошедшей зимней экскурсии.

»тогом зан€тий должны быть:

1) конспект лекции о биологии и экологии животных данной местности в зимний период;

2) список видов животных, встреченных на зимней экскурсии, с указанием вида встречи (слышали, видели, отпечатки лап, следы жизнеде€тельности);

3) форма ведени€ записей маршрутных учетов птиц и млекопитающих, обработки данных (включа€ формулы пересчета), итоговые данные о численности (плотности населени€) птиц и млекопитающих в окрестност€х учебного центра;

4) альбом с зарисовками отпечатков и следов животных на снегу (Ђмини-определительї);

5) конспект зан€тий с коллекци€ми (перечень просмотренных объектов с краткими заметками по их биологии); 

¬есенний сезон

¬есной на зан€ти€ по зоологии и ботанике отводитс€ на один час больше, т.е. 8 часов в течение одного учебного дн€. »з них 0,5 Ц 1 час отводитс€ на вводную лекцию, 3 - 5 часов на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет.

¬ этот сезон года основное врем€ следует удел€ть экскурси€м, т.к. количество объектов дл€ наблюдений (особенно в случае хорошей погоды) бывает очень велико.

Ћекци€

ѕтицы. ’арактеристика данного сезона дл€ птиц. ”величение длины светового дн€. «авершение зимовки. ћиграционное состо€ние. ѕерелет, пролет, миграции. ¬олны пролета и прилета. ѕоведение после прилета. «ан€тие территорий. √нездостроение. Ќачало размножени€. Ёкологические группы по срокам прилета. „исленность этих групп в окрестност€х учебного центра. ћетоды изучени€ в весенний период. ѕлощадочные и маршрутные учеты численности. ѕриблизительные результаты учетов.

ћлекопитающие. ћетоды изучени€ в весенний период. ”четы численных мелких млекопитающих (давилки, канавки, заборчики). ќсобенности динамики численности мелких млекопитающих.

јмфибии и рептилии.

ќсобенности биологии в весенний период. Ќачало размножени€. —оотношение численности основных видов. ќсновные методы изучени€ - учеты численности, отлов и мечение, половозрастна€ структура попул€ций.

Ѕеспозвоночные. Ќачало лета насекомых. –анневесенние виды. ћеста скоплений насекомых. ћетоды изучени€ численности весной.

Ёкскурсии

Ёкскурсионные зан€ти€ весной, также как и осенью, лучше проводить на двух экскурси€х (утром Ц по ботанике и зоологии и вечером Ц только по зоологии).

ѕрот€женность основного, утреннего маршрута должна быть в пределах 2-4 километров (3-4 часа между завтраком и обедом), вечернего Ц 1-2 км (1 час перед темнотой).

ѕоздней весной (в мае) и при наличии достаточного количества объектов дл€ показа и благопри€тной погоды можно добавить (или заменить вечернюю) раннюю утреннюю экскурсию Ц провед€ ее в течение 1-2 часов ранним утром (до завтрака).

ќсновную информацию лучше давать на утренних экскурси€х, дл€ того, чтобы результаты экскурсии можно было бы обработать во второй половине дн€.

¬ечерн€€ экскурси€ может быть менее напр€женной (в форме Ђпрогулкиї), а завершить ее нужно в сумерках, или даже в темноте (в это врем€ суток можно увидеть и услышать иных животных, нежели днем, в частности - ночных обитателей).  роме того, вечерние, а в еще большей степени, ночные экскурсии производ€т на детей гораздо более сильное эмоциональное воздействие и лучше запоминаютс€.

 ак обычно, во врем€ экскурсий преподаватель рассказывает учащимс€ обо всех встречающихс€ объектах животного мира (весной это, в основном, птицы, в конце апрел€ - мае - еще и амфибии и насекомые) в их св€зи с данным сезоном года - как данное животное живет - чем питаетс€, где зимовало, как выводит потомство, чем отличаетс€ от других похожих животных. —ледует старатьс€ как можно подробнее рассмотреть птиц, постаратьс€ научитьс€ распознавать их голоса.

„исло видов животных, встречаемых весной за 2-3-часовую экскурсию, составл€ет обычно от 15-20 (ранней весной - в марте - первой половине апрел€) до 20-40 (поздней весной - втора€ половина апрел€ - май) видов птиц, несколько видов мелких млекопитающих (при наличии учетной канавки), по 2-5 видов амфибий и рептилий (веро€тность встреч существенно зависит от особенностей местности).

¬сю информацию по ходу экскурсий (список видов с заметками о местах их встреч и особенност€х поведени€) учащиес€ занос€т в полевой дневник (тетрадь).

ќсновным объектом дл€ показа и обсуждени€ на утренней (утренних) весенней экскурсии €вл€ютс€ птицы. ƒл€ ознакомлени€ с ними можно просто Ђгул€тьї по лесу, а можно организовать специальный Ђорнитологический маршрутї или даже площадку дл€ учета численности гнезд€щихс€ птиц.

ѕоскольку заложение площадки Ц довольно трудоемка€ работа, также как и осенью, - в ситуации с мелкими млекопитающими и канавками дл€ их отлова, - имеет смысл делать это только в том случае, если на базе провод€тс€ многолетние исследовательские работы, или если в данный сезон планируетс€ проведение полевых практикумов по программе ЂЁколог-исследовательї.

≈сли площадка в районе проведени€ практикума имеетс€, то маршрут весенней зоологической экскурсии следует проложить через нее и по ходу познакомит ь учащихс€ с методикой площадочного учета. ƒл€ этого достаточно пройти с группой по двум-трем лини€м площадки (в случае, если кажда€ из них не превышает 300-400 метров).

ѕеред началом Ђдемонстрационногої учета на площадке следует заготовить несколько учетных бланков - схем площадки, изображенных на небольших листах клетчатой бумаги (например, из тетрадных листов), или миллиметровки. Ќа схемах площадки в соответствующем масштабе (например, в 1 см - 30 м) необходимо нанести учетные линии с номерами пикетов и основные ориентиры местности - дороги, тропы, пол€ны, водоемы и т.п. ∆елательно заготовить несколько таких бланков - по крайней мере по одному на двух учащихс€.

¬о врем€ учета преподаватель проводит реальный учет по двум-трем лини€м площадки и объ€сн€ет процедуру нанесени€ поющих птиц на бланк. ”чащиес€ коллективно Ђпомогаютї преподавателю сориентировать учетный бланк, определить местонахождение птицы и нанести его на схему. ƒл€ ознакомлени€ с процедурой учета достаточно нанести на схему местоположение 4-5 поющих самцов.

¬о врем€ учета следует Ђосвежитьї у учащихс€ навыки глазомерного определени€ рассто€ний на местности, которые они приобрели на осенних и зимних зан€ти€х. ќценивать рассто€ни€ можно до любых предметов на учетной площадке, указываемых преподавателем. ¬ысказанные учащимис€ оценки следует провер€ть путем подсчета шагов.

Ќа весенних экскурси€х в большинстве случаев имеетс€ возможность продемонстрировать учащимс€ основные особенности гнездовой жизни птиц. »деально сделать это в пределах той же учетной площадки, на которой проводилс€ учет. ƒл€ этого желательно пр€мо на местности постаратьс€ прослушать и обрисовать две-три гнездовые территории, объ€снив особенности расселени€ птиц и использовани€ ими своих гнездовых участков (гнездо, центральна€ зона, кормова€ зона, погранична€ зона).

 онечно, хорошо показать учащимс€ и сами гнезда, однако, в большинстве случаев найти их во врем€ учебных экскурсий из-за нехватки времени не представл€етс€ возможным. — одной стороны, поиск гнезд - достаточно длительное зан€тие, с другой - нельз€ допускать. чтобы это делали дети (они больше потопчут, чем найдут !). »деальным вариантом €вл€етс€ поиск гнезд одним - двум€ специалистами-орнитологами заранее и вне рамок учебных экскурсий. ¬ любом случае, при обнаружении гнезд открытогнезд€щихс€ птиц (пеночек, славок, камышевок) показывать их учащимс€ следует крайне осторожно, стара€сь не нарушить защитные свойства гнезда и объ€сн€€ учащимс€ причины столь бережного отношени€ к гнездам (хищники, в первую очередь вороны, с легкостью обнаруживают гнезда, потревоженные и Ђотоптанныеї людьми).

¬ весенний период основное внимание к гнездовой жизни птиц следует обратить на дуплогнездников. ƒл€ демонстрации гнезд учащимс€ можно использовать как естественные гнезда, найденные в дуплах и расщелинах деревьев (желательно, оп€ть же, в пределах учетных площадок), так и гнезда в искусственных гнездовь€х.

ƒл€ демонстрации гнезд в естественных дуплах следует иметь зеркало в оправе, прикрепленное на м€гкой проволоке. ѕроще всего рассматривать гнезда, наход€щиес€ низко над землей (дл€ высоко расположенных гнезд нужна лестница).

ѕроще всего организовать демонстрацию гнезд в искусственных гнездовь€х - синичниках со снимающейс€ крышкой. ƒл€ облегчени€ проверки гнезд с учебными цел€ми несколько синичников следует повесить невысоко над землей - на высотах 1-1,5 м (они засел€ютс€ птицами также охотно, как и гнездовь€, повешенные высоко; единственное ограничение - возможность их разорени€ людьми; если такие факты регул€рно наблюдаютс€ - лучше вешать синичники не ниже 3 м, а дл€ их проверки использовать лестницу).

¬ариантов ознакомлени€ учащихс€ с гнездами несколько и завис€т они от местонахождени€ и числа заселенных дупел и синичников. ћожно делать это в рамках одной из экскурсий (если дупла или синичники имеютс€ на площадке или в пределах экскурсионного маршрута и наход€тс€ невысоко), или специально уделить этому врем€ (если они наход€тс€ обособленно или нужна лестница).

ѕри ознакомлении учащихс€ с гнездами следует обращать их внимание на характер расположени€ гнезда (на земле, в траве, в кустах, на ветв€х дерева, в дупле, в полудупле и т.п.), высоту, размеры гнезда, его структуру, строительный материал, количество, цвет, форму, размеры €иц, характер опушени€ птенцов и т.п.

ѕомимо орнитологических зан€тий на весенних экскурси€х следует уделить внимание мелким млекопитающим и амфиби€м, а также первым вылетающим насекомым.

ƒл€ изучени€ мелких млекопитающих, также как и в осенний сезон, следует подвести учащихс€ на те участки территории, где провод€тс€ учеты их численности (если это возможно).  ак и ранее, в простейшем случае - это канавка. ”чащимс€ следует напомнить технику действи€ ловушек. ¬ случае наличи€ пойманных зверьков - показать их (веро€тнее всего это будут другие виды, чем на осенних экскурси€х) и рассказать об особенност€х их биологии в весенний период.

ќзнакомление с земноводными и пресмыкающимис€ в весенний период полностью зависит от погодных условий и наличи€ подход€щих водоемов. Ќаиболее удивительным и интересным дл€ наблюдений в этот период процессом €вл€етс€ размножение л€гушек и жаб. ѕеред началом практики следует подыскать водоемы, где в изобилии размножаютс€ земноводные и постаратьс€ проанализировать с учащимис€ видовой состав и половозрастную структуру населени€ земноводных. ∆елательно сделать это дл€ двух-трех удаленных друг от друга водоемов, а затем сравнить их между собой, стара€сь объ€снить обнаруженные различи€.

¬ случае удачи в теплую погоду в местах обитани€ л€гушек и жаб хорошо показать учащимс€ также тритонов, обыкновенного и вод€ного ужей, €щериц и других представителей земноводных и пресмыкающихс€.

“акже как и в случае изучени€ земноводных и пресмыкающихс€ изучение насекомых полностью зависит от местности и погодных условий в период проведени€ практики. ¬ худшем случае ранней весной после схода снега это могут быть перезимовавшие особи бабочек (крапивница, павлиний глаз, лимонница, траурница), в лучшем, в теплую погоду в мае - массовый лет двух-трех дес€тков видов бабочек, более дес€тка представителей весн€нок, жуков, сетчатокрылых, двукрылых и перепончатокрылых.

ќписанные выше тематики весенних экскурсионных зан€тий по зоологии следует распределить во времени в соответствии с особенност€ми места проведени€ практики и погодными услови€ми.

∆елательно утреннюю экскурсию в случае хорошей погоды посв€тить общему ознакомлению с видовым разнообразием птиц в районе и в разных типах биотопов и учету численности, а во второй половине дн€ осматривать гнезда и заниматьс€ изучением других животных.

Ћабораторна€ работа

¬о второй половине дн€ группа учащихс€ под руководством преподавател€ проводит обработку результатов экскурсии: составл€ет список видов встреченных на экскурсии животных по основным биотопам, через которые проходил маршрут экскурсии. ќстальное врем€ можно посв€тить составлению схемы площадки дл€ учета птиц с нанесенными на нее гнездовыми участками, схематичному зарисовыванию обнаруженных гнезд, составлению характеристики населени€ земноводных различных водоемов и т.п.. ѕроведение этой обработки не об€зательно, но может оказатьс€ полезным в случае плохой погоды.

»тогом зан€тий должны стать:

1) конспект лекции о биологии и экологии животных данной местности в весенний период;

2) список видов животных, встреченных на весенней экскурсии;

3) форма ведени€ записей учета численности птиц на площадке, итоговые данные о распределении гнездовых участков на обследованной части площадки;

4) данные о численности и половозрастном составе земноводных и пресмыкающихс€, описани€ и рисунки гнезд, а также ина€ второстепенна€ информаци€ по результатам экскурсий. 

2.3.2.4. Ћетний сезон

Ћетом на зан€ти€ по зоологии и ботанике отводитс€, также как и весной, 8 часов, т.е. один учебный день. »з них вводна€ лекци€ - 0,5 Ц 1 час, экскурсии - 3 Ц 4 часа, лабораторные зан€ти€ и зачет - 2 - 3 часа.

ѕоскольку зоологические зан€ти€ в летний сезон чрезвычайно насыщены, можно увеличить рабочий день до 9 и даже 10 часов (при возможности и желании детей). ¬водную лекцию можно, при этом, перенести на вечер накануне дн€ зоологических зан€тий.

Ћекци€

ѕтицы. ’арактеристика данного сезона дл€ птиц. —езон размножени€. ≈го этапы. –азличи€ видов по срокам начала и конца сезона размножени€. ќсобенности циклов размножени€ у разных экологических групп птиц. ѕериоды насиживани€, выкармливани€ птенцов, семейные кочевки, местные кочевки, начало миграции. ¬идовое богатство и численность птиц в разных типах местообитаний. Ћетнее население птиц в окрестност€х учебного центра. ћетоды изучени€ птиц в гнездовой сезон. ѕлощадочные и точечные учеты численности. ѕриблизительные результаты учетов.

ћлекопитающие. ћелкие млекопитающие окрестностей учебного центра. ћетоды изучени€ в летний период. ”четы численных мелких млекопитающих (давилки, канавки, заборчики). ќсобенности динамики численности мелких млекопитающих.

јмфибии и рептилии. ќсобенности биологии в летний период.  онец размножени€. –асселение по территори€м. —оотношение численности основных видов. ќсновные методы изучени€ - учеты численности, отлов и мечение, половозрастна€ структура попул€ций.

Ѕеспозвоночные. ѕериод активного лета и размножени€ насекомых. ћеста скоплений насекомых. ћетоды изучени€ численности: кошение, отр€хивание, отлов на приманки. ѕочвенна€ фауна и методы ее изучени€.

Ёкскурсии

«оологические экскурсии в летний период очень насыщены и могут состо€ть из трех составных частей: ранней утренней экскурсии (1,5-2 часа после рассвета, например с 6 до 8 часов), дневной экскурсии (с 11 до 13 часов) и вечерней экскурсии (1 час после заката).

ѕрот€женность утренней и ночной экскурсий лучше всего сделать небольшой (1-2 км), а прот€женность дневной (совмещенной с ботанической) Ц чуть больше.

÷ель утренней экскурсии - ознакомление с видовым разнообразием птиц в различных типах биотопов. ÷ель дневной и вечерней экскурсий - ознакомление с конкретными представител€ми животного мира в ближайших окрестност€х проведени€ практики. ѕомимо этого, одной из целей вечерней экскурсии (в поздневечернее врем€) €вл€етс€ знакомство с Ђночнойї жизнью леса.

”треннюю экскурсию целесообразно начинать как можно раньше. ¬ июне-июле в средней полосе начинает светать в 4-4.30 утра, а солнце восходит в 6-6.30. ѕримерно за час - полтора до восхода солнца наблюдаетс€ пик активности птиц и продолжаетс€ он в течение двух часов после восхода. Ётот промежуток времени €вл€етс€, пожалуй, наиболее впечатл€ющим и эффектным среди всех периодов суток и всех сезонов года (а возможно и в природе вообще!). ”пустить его из общего распор€дка полевой практики по экологии никак нельз€.

ѕланировать маршрут летней орнитологической экскурсии лучше всего по открытым пространствам, кустарниковым заросл€м и низкорослым лесам. »деальными биотопами дл€ проведени€ утренних экскурсий с этой точки зрени€ €вл€ютс€ долины и, особенно, поймы рек, окраины крупных водоемов, опушки леса, вырубки, гари, луга.

¬ этих биотопах в хорошую погоду воздух с утра быстро прогреваетс€, и в то врем€ как в лесу еще холодно и царит полумрак, в открытых биотопах уже светло и тепло.  роме этого, видовое разнообразие птиц в открытых и пограничных биотопах выше, чем в лесу, и за одинаковое врем€ здесь можно встретить в 2-3 раза больше видов птиц, чем в лесу. Ќаконец, в открытых биотопах удобно наблюдать за птицами - многие из них поют, сид€ на вершинах кустарников и высоких трав и их хорошо видно в бинокль.

“акже как и на зоологических экскурси€х в другие сезоны года, летн€€ утренн€€ орнитологическа€ экскурси€ состоит из медленного передвижени€ по заранее намеченному примерно маршруту (прот€женностью 1-2 км) с остановками у каждого интересного и доступного дл€ наблюдени€ объекта с рассказом преподавател€ об увиденной птице, ее биологии, экологии, особенност€х размножени€, питани€, распределении по биотопам, территориальном поведении и т.п. √лавное, при этом, чтобы информаци€ была живой, интересной и, что немаловажно, объ€сн€ла бы те или иные наблюдаемые особенности поведени€ данной птицы.

Ќа летней орнитологической экскурсии потенциальное число наблюдаемых за одно утро (1-2 часа) объектов может достигать 30-40 видов (в поймах и пограничных биотопах), а число встреченных особей составл€ть несколько сотен. ќт учащихс€ и преподавател€, поэтому, требуетс€ большое напр€жение внимани€, однако утром, при хорошей погоде и большом разнообразии птиц экскурси€ проходит непринужденно.

ѕомимо птиц на утренней экскурсии следует также обращать внимание учащихс€ на интересные встречи с другими животными. ¬ ранние утренние часы вполне возможны встречи с такими редкими днем животными, как лось, лиса, за€ц, у водоемов - ондатра, норка, бобр. –анним утром эти животные еще могут быть активны и неосторожны, не бо€сь встретить людей.

Ёкипировка учащихс€ на утренней экскурсии должна соответствовать погодным услови€м, но даже в самую хорошую погоду целесообразно надевать резиновые сапоги от обильной утренней росы (либо ходить в кедах с шерст€ным носком) и иметь легкий головной убор (от солнца). ќстальные особенности экипировки стандартны дл€ всех орнитологических экскурсий - блЄкла€ одежда серо-коричнево-зеленых тонов, не шуршаща€ одежда (не болони€, не полиэтилен), полевые дневники и карандаши, желательно - бинокли (минимум по одному на 2-3 учащихс€), можно - подзорные трубы.

¬торую, дневную экскурсию целесообразно провести в лесу. ќбщие микроклиматические и, соответственно, экологические услови€ в густом лесу, например в хвойном, поздним утром не намного отличаютс€ от тех, что наблюдались ранним утром в открытых биотопах, и многие лесные птицы и звери активны в лесу часов до 11, пока не наступит дневна€ жара.

Ќа дневной экскурсии помимо изучени€ птиц можно посетить места отлова мелких млекопитающих, а также площадки учета гнезд€щихс€ птиц. ÷елесообразно провести детей по нескольким биотопам, где провод€тс€ такие исследовани€, в идеале - в хвойном и лиственном лесах, на просеке или пол€не, в пойменном лесу и на лугу. ¬ целом, така€ экскурси€ аналогична экскурси€м весеннего сезона, с тем отличием, что виды птиц и, отчасти, мелких млекопитающих и их численность весной и летом существенно различаютс€ (летом - больше).

¬ отличие от весны, где основное внимание удел€лось ознакомлению с методикой площадочного учета птиц (а осенью и зимой - с методиками маршрутных учетов), летом основное внимание следует уделить проведению точечных учетов.

Ёта методика хороша тем, что отнимает сравнительно немного времени, а в промежутках между остановками дл€ проведени€ учета (через каждые 200-300 м) можно с успехом заниматьс€ изучением других аспектов Ђлесной жизниї.

 роме того, методика точечного учета требует несколько больших знаний по определению птиц по голосам, и учащиес€, прошедшие к этому времени несколько полевых практикумов, вполне в состо€нии проводить такой учет почти самосто€тельно.

“ем не менее, преподаватель объ€сн€ет сущность и технику проведени€ точечного учета и проводит его, пользу€сь Ђпомощьюї учащихс€. Ёкскурсанты, в свою очередь, ведут в полевом дневнике или тетрад€х все необходимые записи дл€ их дальнейшей обработки в лабораторных услови€х.

ѕомимо птиц и пойманных в ловушки мелких млекопитающих на дневной экскурсии следует обращать внимание на лесных бабочек, которые в хорошую погоду в изобилии встречаютс€ на лесных пол€нах и просеках.

ѕомимо чешуекрылых в лесу летом встречаютс€ представители более дес€тка других отр€дов беспозвоночных общим числом от дес€тков до сотен видов. »х детальному определению вр€д ли стоит удел€ть внимание Ц важно рассказывать дет€м к каким систематическим группам относ€тс€ те или иные беспозвоночные и обращать внимание на их св€зь с данным биотопом.

“ретью, вечернюю, экскурсию целесообразно начинать в момент захода солнца, например, в 21-22 часа, в зависимости от периода лета и местного географического положени€.

ќбъектами наблюдений на вечерней экскурсии могут €вл€тьс€ амфибии (л€гушачьи Ђконцертыї в июне), летающие беспозвоночные, а также птицы.

ѕри наличи€ в окрестност€х учебного центра какого-либо болота вечернюю экскурсию следует начинать с него. ¬ечером уже не так жарко как днем, комары, как правило, еще не активны после дневной жары, а л€гушки вполне доступны дл€ наблюдений и отлова.

Ќа хорошо проходимом болоте или на заболоченных берегах водоема возможно проведение учета численности амфибий. ƒл€ проведени€ учета учащиес€ образуют цепь и двигаютс€ под руководством преподавател€ параллельно на рассто€нии 5 м друг от друга.  аждый учащийс€ ведет запись всех вспугнутых л€гушек в полосе 2,5 м по обе стороны от себ€.

ѕеред началом учета следует восстановить в пам€ти учащихс€ навыки определени€ л€гушек (с весны). ƒл€ этого преподаватель отлавливает несколько л€гушек и обращает внимание учащихс€ на отличительные видовые признаки (как правило, это 1-2 вида л€гушек).

¬ отличие от утренней и дневной экскурсий, требовани€ к экипировке и правилам поведени€ учащихс€ при выходе на болото должны быть строже - об€зательны резиновые сапоги (высокие, не об€зательно Ђболотныеї, но и не резиновые Ђботыї чуть выше щиколотки). Ёто €вл€етс€ предосторожностью в отношении змей (в частности - гадюки, укус которой хот€ и не смертелен, но очень непри€тен во всех отношени€х).  роме всего следует особенно строго обратить внимание учащихс€ на недопустимость преследовани€ и, тем более, Ђхватани€ї уползающих из-под ног змей. ќпредел€ть видовую принадлежность змей следует с рассто€ни€ в 1,5-2 метра, тем более, что это не представл€ет каких-либо затруднений.

«авершать вечернюю экскурсию следует в густых сумерках, а еще лучше - в темноте. —ледует выбрать место, желательно на опушке леса - на краю речной долины, или пойменного луга, или большого пол€, или просто на просеке, и провести там минут 15-20, стара€сь как можно меньше шуметь и как можно больше слушать. —ледует настроить учащихс€ на необходимость распознать каждый звук, каждый шорох, будь то голос птицы, или шум крыльев, или лай собаки в деревне. »нтересно также составить список Ђголосов природыї ночью и сравнить - каких звуков больше, природных или св€занных с человеком. ћожно также устроить соревнование - кто больше распознает голосов за 10 минут (записи должны делатьс€ в полевом дневнике каждым учащимс€ независимо друг от друга).

¬ечернюю экскурсию можно завершить проведением ночного учета птиц Ц это интересно, правда, только в первой половине июн€, когда поют певчие дрозды, соловьи, камышевки, сверчки и другие околоводные птицы.

ƒополнительные наблюдени€ во врем€ экскурсий

¬ зависимости от местных условий, погоды и наличи€ времени, в рамки летних зоологических зан€тий можно включить более полные энтомологические исследовани€. ѕрактически, дл€ этих целей можно воспользоватьс€ любой методикой лова и учетов численности насекомых. Ёто может быть изучение численности методом кошени€, отлов летающих насекомых на цветную или пищевую приманки, лов на свет ночью и т.п.

¬ конечном счете, люба€ из этих методик позвол€ет собрать неограниченное количество видов и зан€тьс€ их определением и расчетом их относительной и абсолютной численности.

ќднако, в св€зи с тем, что насекомые, как правило (за исключением €рко окрашенных дневных бабочек и бражников), не вызывают такого интереса у детей, как птицы, млекопитающие и другие крупные животные, специализированные энтомологические зан€ти€ не включены в основную программу, а рассматриваютс€ нами как дополнительные, проведение которых возможно в случае повышенного интереса у учащихс€ или очень примечательного в энтомологическом отношении места проведени€ практикума.

Ћабораторна€ работа

¬ летний сезон лабораторной работе должен быть посв€щен минимум времени, т.к. основное внимание удел€етс€ экскурси€м. “ем не менее лабораторной работе следует посв€тить примерно 1,5-2 часа послеобеденного времени.

«а это врем€ следует систематизировать записи утренней орнитологической экскурсии, составив список всех встреченных видов птиц по основным биотопам, через которые проходил маршрут и с указанием примерной численности видов (редко, мало, много, очень много).

ѕод руководством преподавател€ следует обработать результаты точечного учета птиц - составить список видов с относительной численностью каждого вида.

ѕо итогам энтомологических наблюдений следует составить список видов встреченных насекомых с указанием биотопов, в которых они были встречены и примерной численности (редко, мало, много, очень много).

¬ случае проведени€ дополнительных энтомологических экскурсий лабораторна€ работа будет включать также обработку результатов энтомологических исследований (видовые списки, расчеты численности, составление учебных коллекций и т.п.).

»тогом дн€ зан€тий дл€ каждого учащегос€ должны стать:

1) конспект вводной лекции о биологии и экологии животных данной местности в летний период;

2) список видов птиц, встреченных на утренней орнитологической экскурсии;

3) список видов пойманных мелких млекопитающих в разных биотопах;

4) форма ведени€ записей и результаты учета численности птиц точечным методом;

5) данные о численности и видовом составе земноводных и пресмыкающихс€;

6) список видов встреченных на всех экскурси€х насекомых с указанием их местообитаний и относительной численности;

7) список ночных Ђголосов природыї;

8) в случае проведени€ углубленных энтомологических исследований - данные обработки их результатов.

 

¬ следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение конкретных вопросов организации полевого практикума в рамках программы ЂЁкологический ликбезї. ¬ частности, речь пойдет о технологи€х проведени€ практических зан€тий по водной экологии: общих особенност€х организации зан€тий и содержании зан€тий в разные сезоны года Ц осенью, зимой, весной и летом.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020