јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћетоды изучени€ жесткокрылых насекомых

≈горов Ћеонид ¬алентинович
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник √ѕ« Ђѕрисурскийї,
доцент кафедры естественнонаучных дисциплин „увашского республиканского института образовани€.

ќрганизаци€ научно-исследовательской работы учащихс€ по зоологии беспозвоночных животных

ќсновными цел€ми составлени€ данных рекомендаций €вл€ютс€: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлени€х зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимс€, и адаптаци€ общеприн€тых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.

¬ведение

Ѕеспозвоночные Ц сама€ многочисленна€ группа животных. ƒо сих пор она остаетс€ недостаточно изученной в силу большого разнообрази€ и р€да трудностей, сопр€женных с ее исследованием.

“ем не менее, в ограниченных пределах заниматьс€ изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Ѕолее того, выполн€€ работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообрази€ какой-либо территории.

ѕрежде чем приступить к выбору темы исследовани€ по беспозвоночным, следует учесть р€д моментов. ¬о-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. ¬ данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучени€ беспозвоночных на территории многих регионов остаютс€ недостаточно раскрытыми. ќкончательно вы€снить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. ¬о-вторых, работу имеет смысл выполн€ть, если в перспективе имеетс€ возможность проверить правильность определени€ видов у специалиста по данной группе. ¬ противном случае либо исследование можно проводить, ограничива€сь идентификацией до классов, отр€дов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. –абота, основанна€ на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хот€ исследовательские навыки ученика развивает). ≈сли результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследовани€ по данной теме.  роме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъ€ты из природы, что противоречит цел€м сохранени€ биоразнообрази€. —казанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратитьс€ за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследовани€?

 валифицированную помощь при проверке определени€ преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Ќайти координаты специалиста практически по любой группе животных позвол€ет издание Ђ то есть кто: биоразнообразиеї (1997).

ќстановимс€ теперь на конкретных рекомендаци€х по методикам исследовани€ разных групп беспозвоночных. ѕодавл€ющее большинство методик относитс€ к энтомологическим исследовани€м эколого-фаунистического характера. ѕодобные работы выполн€ютс€ в 2 этапа: 1) полевые исследовани€; 2) камеральна€ обработка материала.

¬ ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. ќн может быть и небольшим, но об€зательно достаточным дл€ последующей статистической обработки. ƒаже работа€ над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. ¬ажно добывать сравнимые сведени€, что достигаетс€ применением единой методики одним исследователем. ƒопустим, перед исследователем стоит задача Ц вы€снить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. ƒл€ получени€ сравнимых данных необходимо соблюсти следующие услови€: 1) работа выполн€етс€ одним и тем же сборщиком; 2) используетс€ одна и та же методика; 3) в разных биотопах беретс€ одинаковое число проб; 4) отбор проб производитс€ примерно в одни и те же сроки. ¬ противном случае, последующа€ статистическа€ обработка будет затруднена. Ќаконец, об€зательным требованием данного этапа €вл€етс€ точное документирование материала в полевом дневнике. ѕеред началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические услови€, фитоценоз сообщества, погоду, врем€ исследовани€. ¬ последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.

ѕеред началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. –ечь идет преимущественно об энтомологическом снар€жении. Ќе останавлива€сь подробно на его описании (см., например,  озлов, Ќинбург, 1971; ‘асулати, 1971; √олуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследовател€.

—ачок. –азличаютс€ сачки воздушные, дл€ энтомологического кошени€ и водные. ƒиаметр обруча обычно 30 см. ћешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка дл€ кошени€ Ц из б€зи, водного сачка Ц из канвы или из мелко€чеистого капронового тюл€. ќбруч сачка дл€ кошени€ и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, дл€ воздушного Ц 2-3 мм. ƒлина палки сачка дл€ кошени€ Ц на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка Ц 2-2,5 м, воздушного Ц не более 1,5 м.

ћорилка Ц широкогорла€ скл€нка с герметично закрывающейс€ пробкой (обычно корковой), служаща€ дл€ умерщвлени€ собранных насекомых. Ѕанку заполн€ют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными Ђгармошкойї. ѕеред началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. ¬ качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. ¬ полевых услови€х необходимо иметь несколько морилок. Ќасекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.

 роме этого в полевой сумке должны быть пробирки (дл€ переноса живых насекомых), пинцеты, мала€ саперна€ лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.

ѕосле сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт.  аждый сбор точно этикетируют. Ётикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. ¬се надписи делаютс€ простым карандашом. Ќеобходимо подчеркнуть, что сборы, составл€ющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. ћатрасики с насекомыми просушиваютс€ и помещаютс€ горизонтально в фанерный €щик так, чтобы там они находились в неподвижном состо€нии. ѕри транспортировке насекомых Ђна ватеї следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.

 амеральна€ обработка материала заключаетс€, прежде всего, в определении собранных насекомых. ƒл€ этого используют бинокул€рный микроскоп ћЅ— и современные определители. ƒалее производ€т подсчет собранных насекомых и осуществл€ют статистическую обработку.  

ћетоды изучени€ жесткокрылых насекомых

∆уки, или жесткокрылые Ц одна из крупнейших групп животных (нар€ду с перепончатокрылыми). ћногочисленность и относительно простые способы вы€влени€ их в природе позвол€ют, при определенном усердии, собрать материал дл€ выполнени€ хорошей эколого-фаунистической работы. ћожно порекомендовать следующие темы исследований.

»зучение жесткокрылых-герпетобионтов

√ерпетобионты - это насекомые, передвигающиес€ по поверхности почвы.

«адачи исследовани€: вы€вление состава фауны жуков-герпетобионтов, соотношени€ таксонов, сезонной и суточной динамик численности видов в разных биотопах, вы€вление сходства и различи€ фаун основных сообществ региона, зависимости состо€ни€ фауны от воздействи€ различных факторов, в том числе и антропогенного.

ћетодика. ƒл€ изучени€ можно использовать 2 основных метода.

1) ¬ выбранных биотопах вкапываетс€ в одну линию по 10 стекл€нных банок емкостью 0,5 л на рассто€нии 2,5 м друг от друга. ѕри этом верхний край банки должен находитьс€ на одном уровне с почвой. ¬нутренние кра€ банок должны быть чистыми и гладкими, чтобы попавшие туда насекомые не смогли выбратьс€ наружу. ¬ банки после установки их в почве на 1/3 заливаетс€ жидкость. ≈сли это вода, то ловушки следует провер€ть ежедневно. Ћучше использовать слабые растворы (например, 3%) формалина, этиленгликол€ или уксусной кислоты, обладающие к тому же привлекательными дл€ жуков запахами. ‘иксирующие свойства растворов позвол€ют увеличить период между выборками. ∆идкость в банки необходимо по мере надобности добавл€ть (или мен€ть). ќписанные ловушки получили название ловушек Ѕарбера. ќтловленных таким образом насекомых выбирают из банок с помощью пинцета, помещают в морилки, а затем раскладывают на матрасики. ¬ этом случае перед укладкой в коробку необходимо тщательно просушить материал на матрасиках.

2) ѕри изучении фауны герпетобионтов примен€ют также отлов на притен€ющие приманки. ƒл€ этого готов€т из смеси диких злаковых или сорных растений пучки по 2-3 горсти каждый. –аскладывают полученные притен€ющие приманки на площади 30 см2, высота пучка при этом Ц 10-15 см. ¬ разных биотопах (обычно в антропоценозах) раскладывают в одну линию по 10 приманок на рассто€нии 10 м друг от друга. ”тром и вечером ежедневно выбирают всех жуков, собравшихс€ под травой.  роме типичных герпетобионтов в сборах обычно бывает много жуков-щелкунов.

»зучение жесткокрылых подстилки

«адачи исследовани€: вы€вление состава фауны жуков подстилки, соотношени€ таксонов, сезонной динамики численности видов в разных биотопах, зависимости состо€ни€ фауны от воздействи€ различных факторов.

–абота выполн€етс€ в лесных биотопах ранней весной (когда только сошел снег, и подстилка еще не просохла) или поздней осенью. ќна позвол€ет вы€вить состав жуков подстилки, который включает 2 основные группы: зимующие виды и типичные герпетобионты.

ћетодика. — помощью металлической рамки ограничивают участок подстилки площадью 1 м2. ƒалее, аккуратно разбира€ листь€ и осматрива€ их с обеих сторон, собирают всех жесткокрылых и помещают в морилку. Ћучше собрать подстилку в герметичный мешок, а разбором пробы заниматьс€ в лаборатории при хорошем освещении. Ќасекомых каждой пробы необходимо помещать в отдельную морилку. ¬ каждом биотопе беретс€ 10 проб.

»зучение жесткокрылых-хортобионтов и тамнобионтов

’ортобионты Ц обитатели трав€нистой растительности, тамнобионты Ц обитатели кустарников.

«адачи исследовани€: вы€вление состава фауны названных экологических групп жуков, соотношени€ таксонов, сезонной и суточной динамик численности видов в разных биотопах, вы€вление сходства и различи€ фаун основных сообществ региона, зависимости состо€ни€ фауны от воздействи€ различных факторов.

ћетодика. ƒл€ реализации поставленных целей обычно используетс€ методика кошени€. —разу же отметим, что описываемый метод сбора применим также дл€ исследовани€ представителей и других отр€дов насекомых-хортобионтов и тамнобинтов (равнокрылые хоботные и полужесткокрылые, отчасти перепончатокрылые и двукрылые). —уть метода заключаетс€ в следующем: сачком дл€ кошени€ делаетс€ 8-10 резких взмахов так, чтобы край сачка проходил по част€м растений, с которых намечен сбор. ѕри кошении по трав€нистой растительности обруч сачка ориентируют перпендикул€рно к поверхности земли и после каждого взмаха поворачивают его на 1800. ѕо окончании кошени€ обруч поворачивают вниз параллельно поверхности земли с тем, чтобы его край закрыл выход из сачка. ƒалее можно поступать по-разному. Ќаиболее точные данные получаютс€, если все содержимое мешка поместить в герметичный пакет с замором. „аще же сачок раскрывают, удал€ют из него крупные части растений, отр€хива€ с них насекомых в мешок. ƒалее осторожно вынимают пойманных жуков, при необходимости придержива€ их с наружной стороны через ткань, и помещают в морилки. –екомендуетс€ за единицу изучени€ (пробу) вз€ть 100 взмахов, сделанных в несколько приемов (по 10-20 взмахов). ѕробы берут в солнечную погоду, после того как с растений сошла роса. ≈сли косить по сырой траве, то сачок быстро намокает, что резко уменьшает эффективность метода. ѕри кошении исследователь должен двигатьс€ против солнца, чтобы его тень не спугивала насекомых.

ƒл€ изучени€ жуков-тамнобионтов используетс€ метод обтр€хивани€. ¬ыбирают отдельно сто€щий куст растени€, подстилают под него белое полотно и отр€хивают в утренние часы. ∆уки в этот период суток наход€тс€ в состо€нии оцепенени€ и легко падают вниз. “аким способом хорошо вы€вл€етс€ состав фауны листогрызущих жуков отдельных видов кустарников и молодых деревьев.

»зучение жуков-копробионтов

 опробионты Ц это обитатели навоза.

«адачи исследовани€: вы€вление состава фауны жуков-копробионтов, соотношени€ таксонов, сезонной динамики численности видов в разных биотопах, вы€вление сходства и различи€ фаун разных субстратов, сукцессии сообщества копробионтов по мере усыхани€ и переработки навоза, зависимости состо€ни€ фауны от воздействи€ факторов окружающей среды.

ћетодика. ƒо начала работы необходимо вы€снить, какой период в среднем занимает в данных услови€х разложение 1 Ђлепешкиї навоза. Ќа выгоне, где пасетс€ скот, в теплую погоду наход€т по 5 кучек свежего навоза и помечают их, например, палочками. ¬ этот же день берут пробу первой кучки. ƒл€ этого можно использовать 2 способа. Ѕолее трудоемкий Ц раскапывание с последующей выборкой жуков пинцетом. Ёффективнее же примен€ть метод флотации. ¬ ведро с водой порци€ми закладываетс€ содержимое кучки и тщательно перемешиваетс€. ∆уки постепенно всплывают на поверхность. ќстаетс€ только их собрать и поместить в морилки.  ак в первом, так и во втором случае необходимо выбрать жуков и из верхнего сло€ почвы под Ђлепешкойї, куда они часто закапываютс€. ƒалее известный по предварительному наблюдению срок разложени€ и усыхани€ навозной кучки дел€т на 5. ѕолучаем период, через который необходимо изучить следующую по счету из помеченных Ђлепешкуї. “ака€ последовательность позвол€ет вы€снить изменение фауны копробионтов в ходе сукцессии. ≈сли не известен средний срок разложени€ субстрата, то можно воспользоватьс€ упрощенным вариантом. ”словно дифференцируют субстрат на 3 стадии: помет свежий, средний свежести (сверху суха€ корка, внутри субстрат влажный), сухой. ѕробы берут в один день, собира€ жуков из 3-5 кучек каждой стадии.

»зучение жуков-ксилобионтов

 силобионты Ц обитатели коры и древесины.

«адачи исследовани€: вы€вление состава фауны жуков-ксилобионтов, соотношени€ таксонов, сезонной динамики численности видов в разных биотопах, на разных породах деревьев, вы€вление сходства и различи€ фаун основных пород, зависимости состо€ни€ фауны от воздействи€ различных факторов.

ћетодика. «аключаетс€ в сборе жуков из-под коры и из толщи коры. ƒл€ осуществлени€ этого необходимо заранее запастись прочным ножом, отверткой или небольшим топориком. ¬ ходе сборов необходимо четко фиксировать в блокноте название породы, с какой части бревна (пн€, сто€щего мертвого дерева) беретс€ проба, какова их ориентаци€ по отношению к сторонам света. ƒл€ количественных учетов рекомендуетс€ брать пробы площадью 10x10 см в разных местах. —обранных под корой личинок можно попробовать выкормить до имаго.

»зучение водной колеоптерофауны

«адачи исследовани€: вы€вление состава водной колеоптерофауны, соотношени€ таксонов, сезонной и суточной динамики численности видов в разных типах водоемов, вы€вление сходства и различи€ фаун сообществ, зависимости состо€ни€ фауны от воздействи€ различных факторов, в том числе и антропогенного.

ћетодика. ƒл€ реализации названных целей вполне подходит метод, используемый в водных биоиндикационных исследовани€х на основе зообентоса (см. ниже). »нтересный способ лова водных жуков предлагаетс€ в одной из специальных работ по методам отлова жесткокрылых (яблоков-’нзор€н, 1989). ¬ сто€чих водоемах с помощью палки сачка недалеко от берега образуют водовороты и зачерпывают воду в их центре. ≈сли прин€ть каждый такой сбор за 1 пробу, то дл€ обследовани€ водоема желательно сделать не менее 10 проб.

»зучение жесткокрылых, лет€щих на свет

«адачи исследовани€: вы€вление состава жуков, лет€щих на свет, соотношени€ таксонов, сезонной динамики численности видов в разных биотопах, зависимости состава от воздействи€ различных факторов.

ћетодика. »спользуетс€ методика, более подробно описанна€ при изучении бабочек (см. далее). Ётот способ позвол€ет вы€вить представителей только отдельных семейств жесткокрылых. „асто таким образом собираютс€ довольно редкие жуки.

¬ заключение, хочу отметить, что перечисленное, разумеетс€, не охватывает всего разнообрази€ тем и методов изучени€ жесткокрылых. Ѕолее подробно о полевых методах можно узнать в упом€нутой выше работе (яблоков-’нзор€н, 1989).

Ћитература

  • √олуб, ¬. Ѕ. Ёнтомологические и фитопатологические коллекции, их составление и хранение / ¬. Ѕ. √олуб и др. Ц ¬оронеж : »зд. ¬√”, 1980. Ц 228 с.

  •  озлов, ћ. ј. ¬аша коллекци€ / ћ. ј.  озлов, ≈. ћ. Ќинбург. Ц ћ. : ѕросвещение, 1971. Ц 160 с.

  • ‘асулати,  .  . ѕолевое изучение наземных беспозвоночных /  .  . ‘асулати. Ц ћ. : ¬ысша€ школа, 1971. Ц 424 с.

  • яблоков-’нзор€н, —. ћ. ќ методах собирани€ насекомых-жесткокрылых / —. ћ. яблоков-’нзор€н // Ѕиолог. ж. јрмении. Ц 1989. Ц є 8 (42). Ц —. 712-721.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019