јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


”ченикам 6-7-8 классов об учебных проектах

ћари€ јнатольевна —тупницка€
кандидат психологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин ѕедагогического института физической культуры и спорта ћосковского педагогического университета, координатор проектной де€тельности јЌќ общеобразовательна€ „астна€ Ўкола Ђѕремьерї

 

“ы начинаешь работу над своим индивидуальным учебным проектом, это будет интересна€, но трудна€ и длительна€ работа. ѕроект Ц это особый вид самосто€тельной учебной де€тельности, котора€ даст тебе возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. ѕроект Ц это способ решени€ какой-то важной лично дл€ теб€ проблемы, предусматривающий использование всех освоенных тобой учебных приемов и всех имеющихс€ у теб€ знаний из различных областей науки, техники, творческой сферы. –езультатом этой твоей работы станет найденный тобой способ решени€ проблемы, который будет интересен и важен не только дл€ теб€, но и дл€ других реб€т, а, может быть, и взрослых. ¬ этой работе ты сможешь про€вить себ€, попробовать свои силы, приложить свои знани€, принести пользу, показать публично достигнутый результат [1,2,3,5].

„тобы ничего не упустить из виду, выполнить все правильно и уложитьс€ в срок, внимательно прочитай наши рекомендации, из которых ты узнаешь:

    • «ачем работать над проектом.
    • ѕроблема, цель тема проекта
    • “ипы проектов
    •  ритерии оценивани€ проектов
    • — чего начать работу, что и когда делать. ѕланирование работы
    • —бор информации, проведение экспериментов и опросов
    • ѕроектный продукт
    • ѕисьменна€ часть проекта
    • «ащита проекта. ѕрезентаци€

1. «ачем работать над проектом

—реди большого разнообрази€ предметов, которые ты изучаешь в школе, наверн€ка есть тот, который кажетс€ тебе наиболее интересным. ћожет быть, с этой наукой или областью человеческой де€тельности ты планируешь св€зать свою будущую профессию? —ейчас у теб€ по€вилась возможность проверить себ€ и оценить те знани€ и опыт, которые ты получил за годы учебы в школе.

–абота€ над проектом, ты можешь задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести опрос или вз€ть интервью у специалиста в интересующей теб€ области, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное меропри€тие дл€ реб€тЕ

ѕроект Ц это больша€ самосто€тельна€ работа, которую ты будешь делать на прот€жении нескольких мес€цев. ¬ этой работе ты будешь сотрудничать со своим научным руководителем из числа учителей школы.

–абота€ над своим проектом, ты научишьс€ ставить перед собой серьезную цель и разбивать ее на более мелкие задачи, планировать свои действи€ на далекую перспективу и на ближайшие дни, осуществл€ть свои планы и вносить в них необходимые изменени€, искать нужную тебе информацию и провер€ть ее достоверность. ¬озможно, тебе придетс€ привлечь к своей работе других людей Ц сверстников и взрослых - и ты узнаешь, как заинтересовать их в сотрудничестве с тобой.

—огласись, все эти умени€ и навыки очень важны дл€ современного человека, и чем раньше ты их освоишь, тем успешнее сложитьс€ тво€ учеба в школе и жизнь после ее окончани€. “ы многое уже умеешь и многому еще научишьс€, занима€сь своим проектом!

Ќаверное, ты уже не раз убеждалс€, что очень непри€тно много времени посв€щать делу, которое не представл€ет большого интереса. –абота над проектом потребует длительного времени, большого внимани€, упорства и терпени€. ѕоэтому, выбира€ проблему, решению которой ты посв€тишь свой проект, постарайс€ подойти к этому со всей серьезностью, неформально. „тобы хорошо работалось, работа должна быть интересной. ¬ данном случае это во многом зависит от теб€. „ем больше инициативы и настойчивости ты про€вишь сейчас, тем успешнее будет тво€ дальнейша€ работа!

»так, твой проект должен:

  • быть интересным, прежде всего, дл€ теб€ самого
  • быть направленным на решение конкретной проблемы и иметь достижимую цель
  • позволить тебе выразить свою точку зрени€, про€вить свою инициативу и творческий подход
  • дать тебе возможность создать в результате работы действительно свой собственныйавторский продукт.

Ќесмотр€ на то, что работа над проектом потребует много сил и времени, твой проект не должен мешать:

  • твоей учебе

  • твоей общественной работе

  • твоей личной жизни.

Ќаверное, теперь тебе стало пон€тно, что работа над проектом - это шанс научитьс€ тому, что позволит добиватьс€ успеха в учебе, но и в жизни.

2.  ритерии оценивани€ проекта

¬озможно, этот раздел покажетс€ тебе не очень интересным, однако, если его внимательно прочитать, то многое станет €сным.

–ечь здесь пойдет о критери€х оценивани€ проектов, и это не случайно. ”знав, что именно будет оцениватьс€ по окончании работы, ты сможешь пон€ть, что необходимо делать и как это делать, чтобы получить лучшую оценку[4,6].

»так, критерии Ч это те виды работы, которые ты должен научитьс€ выполн€ть и которые будут оцениватьс€.

Ќапример:  ритерий 1. Ђѕостановка цели проектаї и  ритерий 2. Ђѕланирование путей достижени€ цели проектаї. “ы, наверное, и сам понимаешь, как важно научитьс€ ставить перед собой цель и планировать свои действи€ по ее достижению. ƒанные критерии покажут, насколько хорошо тебе это удаетс€. ј чтобы было €сно, как этому учитьс€, к каждому критерию прилагаетс€ описание пути, по которому ты будешь продвигатьс€ от самого слабого результата к самому лучшему. Ёто описание уровней твоих достижений называетс€ дескрипторы (от англ. describe Ц описывать).

 аждому дескриптору соответствует определенный технический балл, который ты получишь. „ем выше твое достижение, тем выше балл.

ќценива€ твой проект, учител€ будут выбирать тот технический балл, который в большей степени соответствует уровню твоего достижени€ (дескриптору) по данному критерию. ѕроект оцениваетс€ по целому р€ду критериев. »з суммы всех полученных тобою технических баллов сложитс€ итогова€ отметка.

ѕосмотри, как выгл€д€т критерии оценивани€ учебного проекта ученика 7 класса:

  ритерий 1. ѕостановка цели проекта

(максимум 3 балла):

÷ель не сформулирована

0

÷ель сформулирована, но не обоснована

1

÷ель €сно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

÷ель определена, €сно сформулирована четко обоснована

3

 ритерий 2. ѕланирование путей достижени€ цели проекта

(максимум 3 балла):

ѕлан достижени€ цели отсутствует

0

»меющийс€ план не обеспечивает достижени€ поставленной цели

1

 раткий план состоит из основных этапов проекта

2

–азвернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели

3

 ритерий 3. √лубина раскрыти€ темы проекта

(максимум 3 балла):

“ема проекта не раскрыта

0

“ема проекта раскрыта фрагментарно

1

“ема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

“ема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знани€, выход€щие за рамки школьной программы

3

 ритерий 4. –азнообразие источников информации, целесообразность их использовани€ (максимум 3 балла):

»спользована не соответствующа€ теме и цели проекта информаци€

0

Ѕольша€ часть представленной информации не относитс€ к теме работы

1

–абота содержит незначительный объем подход€щей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

–абота содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

 ритерий 5. јнализ хода работы, выводы и перспективы

(максимум 3 балла):

Ќе предприн€ты попытки проанализировать ход и результат работы

0

јнализ заменен кратким описанием хода и пор€дка работы

1

ѕредставлен развернутый обзор работы по достижению целей, за€вленных в проекте

2

ѕредставлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихс€ в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

 ритерий 6. Ћична€ заинтересованность автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла):

–абота шаблонна€, показывающа€ формальное отношение автора

0

јвтор про€вил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самосто€тельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

–абота самосто€тельна€, демонстрирующа€ серьезную заинтересованность автора, предприн€та попытка представить личный взгл€д на тему проекта, применены элементы творчества

2

–абота отличаетс€ творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

 ритерий 7. —оответствие требовани€м оформлени€ письменной части

(максимум 3 балла):

ѕисьменна€ часть проекта отсутствует

0

¬ письменной части работы отсутствуют установленные правилами пор€док и четка€ структура, допущены ошибки в оформлении

1

ѕредприн€ты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

–абота отличаетс€ четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

 ритерий 8.  ачество проведени€ презентации

(максимум 3 баллов):

ѕрезентаци€ не проведена

0

¬нешний вид или речь автора не соответствует требовани€м проведени€ презентации

1

¬нешний вид и речь автора соответствуют требовани€м проведени€ презентации, но автор не владеет культурой общени€ с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента

2

¬нешний вид и речь автора соответствуют требовани€м проведени€ презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общени€ с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории

3

 ритерий 9.  ачество проектного продукта

(максимум 3 балла):

ѕроектный продукт отсутствует

0

ѕроектный продукт не соответствует требовани€м качества (эстетика, удобство использовани€, соответствие за€вленным цел€м)

1

ѕродукт не полностью соответствует требовани€м качества

2

ѕродукт полностью соответствует требовани€м качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует за€вленным цел€м)

3

“еб€, конечно, интересует, как полученные по критери€м баллы перевод€тс€ в обычную школьную отметку, которую ты можешь получить за проект.

¬от как технические баллы превращаютс€ в отметку:

Ѕаллы

ќтметка

26-27

5

20-25

4

11-19

3

0-10

2

ѕользу€сь критери€ми оценивани€ проекта, ты можешь сам оценить свой проект. —вер€йс€ с критери€ми по ходу работы, пользуйс€ ими как инструкцией и тогда ты ничего не упустишь. ј если хочешь узнать, каким должен быть идеальный проект, прочитай все самые Ђдорогиеї дескрипторы каждого критери€. ¬от они:

  • - цель определена, €сно сформулирована четко обоснована;

  • - развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

  • - тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знани€, выход€щие за рамки школьной программы;

  • - работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

  • - представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихс€ в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

  • - работа отличаетс€ творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

  • - работа отличаетс€ четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

  • - на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требовани€м проведени€ презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общени€ с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

  • - проектный продукт полностью соответствует требовани€м качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует за€вленным цел€м).

—огласись, такими критери€ми можно пользоватьс€, как подробной инструкцией: €сно, что необходимо делать и как это делать. ј если ты понимаешь, что и как будут оценивать, то можешь заранее просчитать свою веро€тную отметку.

— критери€ми оценивани€ необходимо познакомитьс€ в самом начале работы над проектом, это сделает твою работу более эффективной.

“еперь, наверное, стало более пон€тным, что же такое учебный проект. „итай дальше!

3. ѕроблема, цель и тема проекта

«а врем€ своей школьной учебы ты уже не один раз выполн€л различные виды самосто€тельной работы. Ёто могли быть доклады, рефераты, сочинени€ и другие творческие задани€. ¬се это дало тебе опыт, который теперь пригодитс€ в работе над проектом. ѕроект отличаетс€ от других видов школьной работы, прежде всего тем, что направлен на решение какой-то конкретной проблемы. «апомни, нет проблемы Ц нет проекта!

ќпредели, какую проблему ты решаешь в ходе работы над проектом, какова цель твоей работы. ѕосле этого тебе будет несложно сформулировать тему твоего проекта.

Ќапример, јлиса не любит читать. ¬ начальной школе это не особенно мешало ее учебе, а вот теперь это превратилось в серьезную проблему. ƒевочка заметила, что у ее одноклассников имеютс€ те же трудности. ѕоговорив со своими родител€ми, она вы€снила, что они в ее возрасте с удовольствием и много читали. ѕочему же современные дети не люб€т читать, что сделать, чтобы дети полюбили чтение? Ёто и стало той проблемой, над которой предсто€ло работать в ходе проекта. ќт проблемы переходим к цели проекта: надо чтобы дети уже к окончанию начальной школы полюбили чтение и в основном звене школы смогли быстро и осмысленно читать большие параграфы по истории, литературе, обществознанию и другим предметам. «начит, цель проекта Ц приучить младших школьников к чтению.  ак это сделать? „то больше всего интересует ребенка в возрасте от 6 до 9 лет?  онечно, это сказки! ј чтобы дет€м было еще интереснее читать сказки, надо изготовить куклы самых известных сказочных героев и с помощью игры в эти куклы разбудить интерес детей к чтению. “ак родилась тема проекта, который получил название Ђ—казочные герои приучают детей к чтениюї.

Ќаверн€ка ты и сам сталкиваешьс€ с множеством проблем в своей повседневной жизни и в учебе. –абота над проектом Ц шанс решить одну из них.

»так, при самосто€тельном выборе темы движемс€ от проблемы к цели проекта, от цели к теме проекта.

ћожет быть, тему проекта тебе предложит учитель. “огда обсуди с ним, какую проблему предстоит решить, как сформулировать цель своей работы.

NB! ¬ажный момент. ћожет быть, тебе уже приходилось в рамках каких-то школьных заданий заниматьс€ исследовательской работой. »мей в виду, что учебное исследование и учебный проект - это не одно и то же. Ќачина€ учебное исследование, ты не можешь заранее знать к какому результату ты придешь, сможешь ли ты доказать свою гипотезу, или же она будет в ходе твоего исследовани€ опровергнута. ¬ отличие от учебного исследовани€, результат учебного проекта всегда должен быть €сен заранее Ц это цель, которую ты поставил в самом начале работы и которую должен достичь во что бы то ни стало. ѕоэтому еще раз обрати внимание, на то, что цель проекта должна быть тебе по плечу. Ќе строй воздушных замков!

¬ любом случае задай себе несколько вопросов, ответы на которые помогут определить проблему, цель и тему проекта:

¬опрос: зачем необходимо делать этот проект?

ќтвет: есть така€-то проблема, которую необходимо решить.

¬опрос: чего € хочу добитьс€ в результате работы, как предполагаю решить проблему?

ќтвет: € хочу, чтобы (далее следует формулировка цели проекта)

ќтветив на оба эти вопроса, можно сформулировать тему проекта.

ƒавай попробуем еще раз.

¬опрос

ќтвет

«ачем необходимо делать этот проект?

≈ще совсем недавно, когда € шла в гости или в театр мне приходилось просить у мамы ее украшени€, чтобы выгл€деть нар€дно. „асто у нас из-за этого случались конфликты. «наю, что такие проблемы есть и у других девочек Ц моих одноклассниц.

„его € хочу добитьс€ в результате работы?

Ѕабушка научила мен€ делать очень красивые украшени€ из бисера. “ак € решила эту свою проблему. “еперь € хочу помочь тем, кто также с ней сталкиваетс€, научить их делать украшени€ из бисера. Ёто цель.

“аким образом, тема проекта выгл€дит так: Ђћастер-класс ЂЅисерный шикї

»ли

¬опрос

ќтвет

«ачем необходимо делать этот проект?

ћногие реб€та (и € в том числе) не люб€т математику, считают ее трудным и скучным предметом. Ёто серьЄзна€ проблема.

„его € хочу добитьс€ в результате работы?

я хочу, чтобы изучение математики стало увлекательным дл€ мен€ и моих одноклассников, чтобы изучать ее можно было бы с помощью современных IT-технологий. Ёто цель.

“ема проекта: Ђ ак полюбить математикуї

»так, первый шаг Ц выбор проблемы, цели и темы проекта сделан.

ѕомни, что работа над проектом будет длитьс€ на прот€жении нескольких мес€цев. »менно поэтому следует выбирать тему, котора€ теб€ действительно увлекает, и которой тебе будет интересно заниматьс€. Ќекоторые реб€та, выбира€ тему проекта, ориентируютс€ на тех учителей, с кем у них уже установилс€ деловой контакт и работать с которыми интересно и удобно.Ёто Ц тоже достаточное основание дл€ выбора темы.

’орошо бы обсудить свои идеи с другими реб€тами, с родител€ми. Ёто поможет тебе пон€ть, что именно ты собираешьс€ делать. ќб€зательно обсуди выбор и точную формулировку темы проекта со своим руководителем, чтобы убедитьс€, что твои идеи можно воплотить в жизнь.

“ема твоей работы не должна быть слишком общей, сформулированной слишком расплывчато. “вой проект не должен стать лишь пересказом того, что ты прочел в книгах, энциклопеди€х или нашел в »нтернете, тво€ работа должна дать тебе возможность высказать свои идеи, выразить собственную точку зрени€.

ќчень важно на прот€жении всей работы не выпускать из пол€ зрени€ цель своего проекта (целью €вл€етс€ решение проблемы проекта) дл€ этого необходимо вести дневник. ƒневник работы над проектом Ц это твой рабочий документ, поэтому он не об€зательно должен быть идеально аккуратным. ¬ажно лишь, чтобы ты посто€нно записывал в него возникающие идеи, вопросы, которые необходимо обсудить с руководителем проекта, проблемы, с которыми ты столкнулс€. ѕоверь, это сделает твою работу более удобной и успешной.

NB!» еще один момент. —ейчас очень важно убедитьс€, что между проблемой и целью проекта существует очевидна€ св€зь. «адай себе такой вопрос: Ђ≈сли € достигну поставленной цели, будет ли решена проблема, над которой € работаю?ї. ∆елательно, чтобы твой ответ послушал руководитель твоего проекта или даже кто-то совсем посторонний (одноклассники, родители). ≈сли утвердительный ответ на этот вопрос всем им кажетс€ убедительным Ц ты на правильном пути!

4. — чего начать, что и когда делать. ѕланирование работы над проектом

»ногда бывает очень трудно начать какую-либо работу. ќсобенно, если работа будет долга€ и сложна€, така€, как проект. Ћучше всего заранее составить план предсто€щих действий. Ёто поможет ничего не забыть, убедитьс€, что ты движешьс€ в правильном направлении, распределить свое врем€ и силы, а главное - воврем€ внести необходимые изменени€ в свою работу, если что-то пойдет не так.

¬с€ работа над проектом заключаетс€ в следующем:

  1. ќпределение проблемы и цели проекта;
  2. ‘ормулирование темы и определени€ типа проекта;
  3. ќзнакомление с критери€ми оценивани€;
  4. ѕланирование проектной работы;
  5. —бор необходимой информации, других материалов, в том числе, постановки опытов, проведени€ экспериментов, опросов (если это необходимо);
  6. —оздани€ проектного продукта
  7. Ќаписани€ письменной части (отчета о работе);
  8. «ащита проекта (презентаци€ проектного продукта и письменной части Ц отчета о работе).

“ы уже знаешь, над какой проблемой предстоит работать, хорошо представл€ешь себе цель работы, определилс€ с точной формулировкой темы проекта, его типом и ознакомилс€ с критери€ми его оценивани€.

“еперь надо составить план работы. ƒл€ этого представь, что все уже сделано. ј теперь посмотри, что у теб€ есть на данный момент, определи, чего не хватает? ƒл€ этого задай себе несколько вопросов:

  • „то € уже знаю по теме моего проекта и что еще необходимо узнать
  • ѕотребуетс€ ли мне посещать какие-либо библиотеки или посещать какие-либо сайты в »нтернете дл€ сбора необходимой информации?
  • ѕотребуетс€ ли мне брать интервью?
  • ѕотребуетс€ ли мне проделывать собственные опыты и эксперименты, проводить опросы, обсчитывать и анализировать их результаты?
  •  аким € хочу сделать проектный продукт (модель, макет, брошюра, произведение искусства, меропри€тие, что-то другое)
  •  акие материалы уже есть, и какие еще потребуютс€ дл€ создани€ проектного продукта
  • „то € уже умею, и чему еще придетс€ научитьс€, чтобы найти информацию и создать проектный продукт.

«апиши эти вопросы в свой дневник работы над проектом и обсуди их со своим руководителем. ѕосле этого составь список необходимых источников информации, материалов дл€ работы и всего того, чему придетс€ научитьс€ дл€ успешной работы над твоим проектом.

“еперь, когда тебе €сен объем предсто€щей работы, и ты знаешь, дату защиты проекта (об€зательно уточни ее), необходимо распределить свое врем€. –аздели имеющийс€ у теб€ отрезок времени, оставшийс€ до защиты проекта, примерно на три равные части. ѕервую треть ты потратишь на сбор информации (в том числе на проведение исследований, если ты делаешь исследовательский проект). ≈ще примерно треть времени уйдет на создание проектного продукта. ќставшуюс€ треть времени оставь дл€ написани€ отчета (письменной части проекта).

¬озьми календарь и запиши в свой дневник работы над проектом точные даты окончани€ каждого из этих этапов своей работы. ќбсуди это со своим руководителем, при этом каждый этап работы разбей на более мелкие шаги и распланируй их как можно подробнее. ¬озьми большой лист бумаги и запиши на нем график своей работы, указыва€ все основные и более мелкие этапы работы и сроки выполнени€ каждого этапа. ѕовесь этот лист над своим рабочим столом и посто€нно свер€йс€ с ним, чтобы не выбитьс€ из графика.

¬от как может выгл€деть твой план-график работы над проектом (на примере первого этапа):

—одержание этапа работы

—роки

–езультат

¬ыбор темы

а) ознакомление с предложенными проблемами дл€ проектов

б) обсуждение проблем проектов по интересующему предмету с родител€ми (учителем, родител€ми, друзь€ми и др.)

в) выбор одной из предложенных проблем и формулирование темы проекта

г) обсуждение темы с руководителем проекта и уточнение формулировки

ќкт€брь

“очна€ формулировка темы проекта

¬се остальные этапы работы надо описывать также подробно, только в этом случае можно рассчитывать на высший балл по  ритерию 2. Ђѕланирование путей достижени€ цели проектаї

NB!ќчень важно убедитьс€, что разработанный тобою план точно ведет от проблемы к цели проекта. ¬нимательно просмотри все пункты плана Ц все его основные этапы и более мелкие шаги внутри каждого большого этапа. ¬се ли ты учел? »ногда полезно прийтись по плану в обратном направлении, это помогает увидеть, не упущено ли что-то важное. «адай себе вопрос: Ђ≈сли € буду делать все, что запланировано и в том пор€дке, в котором это запланировано, смогу ли € достичь цели и решить проблему проекта?ї. «десь оп€ть потребуетс€ помощь руководител€ проекта и, возможно, какой-то еще заинтересованный слушатель (одноклассники, родители).

ќпытные люди говор€т, что хороший план Ц это половина работы, акто ничего не планирует, тот планирует свой провал!

5. —бор материалов и информации

≈ще в недалеком прошлом поиск информации представл€л серьезные трудности Ц необходимо было просматривать большое количество книг и статей, а дл€ этого, зачастую посещать различные библиотеки. —егодн€ есть »нтернет, где можно без труда найти сведени€ по любому вопросу. ќднако возникла нова€ проблема Ц достоверность.  огда ты находишь какие-либо сведени€, старайс€ их провер€ть. ƒл€ этого сравнивай мнени€ различных авторов, уточн€й источники информации, по возможности консультируйс€ со специалистами.

 роме того, информаци€ бывает важна€ и второстепенна€. ¬ыбирай только то, что имеет пр€мое отношение к твоей работе. ќб€зательно обсуждай все, что ты нашел с руководителем своего проекта.

 огда ты обнаруживаешь информацию, котора€ увлекает теб€, реши, насколько это полезно дл€ твоей работы. —писок источников, который будет в письменной части в разделе Ђ—писок источников информацииї, должен включать лишь те, которые ты использовал. Ќе выпускай из виду цель своего проекта. Ёто поможет тебе выбирать только то, что действительно необходимо дл€ работы.

“олько после того, как ты наберешь достаточно информации по своей теме, ты сможешь точно определить, что делать дальше.  акойизготавливать проектный продукт, нужно ли проводить опыты или эксперименты (может быть, есть подробное описание их результатов в книгах или стать€х), будешь ли ты брать интервью у специалиста или ограничишьс€ чем-то другим. ћожет быть, в этот момент тебе придетс€ внести кое-какие коррективы в свой первоначальный план, потому что изменитс€ тво€ гипотеза или точка зрени€ на проблему.

ј, возможно тебе придет в голову нова€ иде€ относительно проектного продукта. ¬се это необходимо обсуждать с твоим руководителем проекта и записывать в дневник работы. “ебе придетс€ воспользоватьс€ своими запис€ми при работе над письменной частью проекта (отчетом).

 роме того, все врем€ веди запись источников информации, которыми ты пользуешьс€. ѕосмотри, как должны выгл€деть эти записи.

“ак оформл€етс€ книга, если у нее:

  • один автор

√айдар ј. „ук и √ек [“екст]: –ассказы / –ис. Ќ.Ѕогусловской. Ц ћ.: –осмэн, 1999. -96с.

  • два автора

√реков ¬.‘. ѕособие дл€ зан€тий по русскому €зыку в старших классах [“екст] /¬.‘.√реков, Ћ.ј.„ешко. Ц ћ.: ќникс; ћир и ќбразование, 2006. -512с.

  • три автора

√реков ¬.‘. ѕособие дл€ зан€тий по русскому €зыку в старших классах средней школы. [“екст] /¬.‘. √реков, —.≈.  рючков, Ћ.ј. „ешко. - ћ.: »здательский ƒом ќникс 21 век; ћир и ќбразование, 2003. - 272 с.

  • четыре и более авторов (библ.описание составл€етс€ под названием книги)

ћатематика: ”чеб. дл€ 5 кл. общеобразов. учреждений [“екст]/ Ќ.я. ¬иленкин [и др.]. Ц ћ.: ћнемозина, 2001. - 384 с.: ил.

“ак оформл€ютс€ источники, если учащийс€ пользовалс€:

  • энциклопеди€ми

„еловек [“екст]: энцикл. дл€ детей. “.18. „.1.ѕроисхождение и природа человека.  ак работает тело. »скусство быть здоровым. / √л. ред. ¬.ј. ¬олодин. - ћ.: јванта+, 2001. -464с.: ил.

Ёнциклопеди€ дл€ детей [“екст] “.1. ¬семирна€ истори€ /сост. —.“. »смаилова. - ћ.: јванта+, 1996. -704 с.: ил.

словар€ми и справочниками

—правочник школьника [“екст]: –ешение задач по физике. / —ост. ».√.¬ласова. - ћ.: —лово, 1996. - 640с.

  • сборниками произведений

–усска€ поэзи€ XVIII века [“екст]: лит. сб. / ¬ступ. ст. ¬.».  оровина; ил. ¬.ѕ. ѕанова. - ћ.: ƒетска€ литература,2001. - 295 с.: ил.

  • многотомными издани€ми

“олстой Ћ.Ќ. —обрание сочинений [“екст]: в 22т. “.1. ƒетство. ќтрочество. ёность /Ћ.Ќ. “олстой. - ћ.: ’уд. лит., 1978. - 422с.

  • описание статьи или одной части из книги

Ўекспир ”. –омео и ƒжульетта [“екст] / ”. Ўекспир; пер. с англ. Ѕ. ѕастернака // “рагедии. -ћ.: ќлимп, 1989. - с.17-118

  • стать€ми из периодического издани€ (газеты, журнала).

ѕетров ј. “уман над полем  уликовым [“екст] // ¬округ света. -2006. - є 9. - —. 58-70

“ак оформл€ютс€ источники, если учащийс€ пользовалс€ »нтернетом:

  • с автором

√речихин ј.ј. ќбща€ библиографи€ [Ёлектронный ресурс] /ј.ј. √речихин. - –ежим доступа: http://lib/crimea/ua/avt/lan/student/bibliogr/

gravi/authors.html. - 15.12. 2004.

  • под названием

ќткрыта€ русска€ электронна€ библиотека [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://orel.rsl.ru/koncepcia.htm.-16.12.2004.

“ак оформл€ютс€ источники, если учащийс€ пользовалс€ электронными ресурсами локального доступа (CD, DVD):

  • CD-ROM

ќбразцы правовых документов [Ёлектронный ресурс]: электрон. правовой справ. -—пб.:  одекс, 2000. -1 электрон. оптич.диск (CD-ROM).

  • DVD

–евизор [Ёлектронный ресурс]: экранизаци€ одноимЄн. комедии Ќ.¬. √огол€ /авт. сценари€ и реж. ¬. ѕетров. -ћ.: ћј—“≈–-“≈…ѕ, 2006.- 1электрон. оптич. диск (DVD).

¬се источники информации (книги, электронные ресурсы), которыми пользовалс€ учащийс€ при работе над проектом необходимо оформить в виде списка в алфавитномпор€дке и пронумеровать арабскимицифрами. Ётот списокпомещаетс€ после основного текста проекта и должен называтьс€списком использованных источников информации.

»мей в виду вот еще что: все книги, которые ты читаешь по теме своего проекта, имеют библиографию, упоминающую другие полезные тебе книги; люди, у которых ты берешь интервью, могут предложить исследовать что-либо еще, эксперимент может пот€нуть за собой другие исследовани€. Ќе ленись все записывать в дневник, это может помочь тебе в дальнейшем!

¬озможно, тебе предстоит провести эксперимент или опыт, который потребует значительного времени. ќб€зательно веди подробные записи его хода и результатов. ѕомни, что слишком длительные процедуры могут привести к срыву твоего графика работы. ѕосоветуйс€ со своим руководителем, может быть, их целесообразно заменить чем-то другим.

≈сли ты планируешь брать интервью, проводить опросы или какие-то меропри€ти€, в которых будут принимать участие другие люди, учти, что на это может уйти времени больше, чем ты предполагал: у кого-то возникнут срочные дела, кто-то отнесетс€ к участию в твоем проекте недостаточно серьезно. “ебе придетс€ найти способы заинтересовать людей в твоей работе. ћожет быть, ты предложишь им свою помощь в их проектах или поделишьс€ своими знани€ми по каким-то вопросам, посоветуешь, где найти информацию Ц думай сам и советуйс€ со своим руководителем. ј главное посто€нно веди дневник!

Ќаконец, у теб€ есть не только план работы, но и необходимые дл€ нее материалы и информаци€. ¬ зависимости от особенностей твоего проекта, тебе придетс€ анализировать, отбирать и обобщать используемый материал. ¬озможно, ты изменишь свои первоначальные планы в свете новых обсто€тельств и идей. ѕосто€нно консультируйс€ по этим вопросам со своим руководителем и записывай его советы.

ƒальше тебе предстоит перейти к работе над проектным продуктом. ≈ще раз просмотри критерий, который относитс€ к этой части твоего проекта. »м можно воспользоватьс€ как инструкцией по созданию проектного продукта.

6. ѕроектный продукт

ѕроектный продукт Ц это то, что ты должен создать в результате своей работы над проектом. ѕроектный продукт €вл€етс€ важнейшей частью проекта. ќн так же, как и вс€ уже проделанна€ тобой работа направлен на решение проблемы проекта. ћы говорили о том, что вид проектного продукта св€зан с типом проекта. ¬ самом деле, если у теб€ исследовательский проект, вр€д ли проектным продуктом станет произведение искусства. ј, если проект информационный, скорее всего проектный продукт не будет представл€ть собой школьный спектакль. ’от€ на практике, наверное, может быть и такое.

¬ любом случае, обдумыва€, каким ты сделаешь проектный продукт, помни, что он должен представл€ть интерес не только дл€ теб€. ќн должен быть полезен другим люд€м, если они столкнутс€ с той проблемой, решению которой посв€щен твой проект. Ќапример, продуктом проекта Ђ ак полюбить математикуї стала игра-викторина с использованием IT-технологии Ђ то хочет стать математиком?ї. ј проект Ђ—казочные герои приучают детей к чтениюї завершилс€ созданием занимательного кроссворда по мотивам попул€рных сказок, ответы на который помогали найти изготовленные автором проекта куклы, изображающие героев этих сказок.

„аще всего проектные продукты бывают такими.

  • јвторское творческое произведение (литературное или музыкальное, произведение изобразительного искусства, слайд-шоу, видеофильм и т.п.). “акой проектный продукт чаще всего относитс€ к творческому проекту.
  • ћеропри€тие (игра, викторина, соревнование, спектакль, концерт, шоу и т.п.). ќбычно это продукт игрового проекта.
  • Ѕрошюра, справочник, словарь, пам€тка, инструкци€, рекомендации, и т.п. Ётот проектный продукт может относитьс€ к информационному, исследовательскому и практико-ориентированному проекту.
  • ћодель, макет и тому подобное Ц часто относитс€ практико-ориентированному проекту, но может также относитьс€ к исследовательскому и информационному проекту.

“еперь внимательно прочитай  ритерий 9.  ачество проектного продукта.»так, чтобы получить высший балл по данному критерию необходимо создать такой проектный продукт, который может использоватьс€ людьми (детьми и взрослыми) при решении той проблемы, которой посв€щен твой проект.  роме того, он должен быть прочным и удобным в применении.

NB! ќбдумыва€, каким ты сделаешь свой проектный продукт, задай себе вопрос: Ђ≈сли € сделаю этот проектный продукт, поможет ли это достичь цели проекта и решить его проблему?ї. ќбсуди этот вопрос с руководителем проекта.

Ќа этом этапе работы еще раз убедись, что ты на правильном пути. ¬оспользуйс€ следующим алгоритмом:

¬опрос

ќтвет

ѕочему выбрана эта тема проекта

я выбрал эту тему, потому что (формулировка проблемы проекта)

„то надо сделать, чтобы решить данную проблему

„тобы решить эту проблему необходимо (формулировка целипроекта)

„то ты создашь, чтобы цель была достигнута

ƒл€ достижени€ поставленной цели € сделаю (образ проектного продукта, его ожидаемый результат)

≈сли ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

ѕроверка, существует ли необходима€ св€зь между проблемой, целью и проектным продуктом.

 акие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

ѕеречисление основныхэтапов планаработы.

¬се ли у теб€ есть, чтобы проделать эти шаги (информаци€, оборудование и прочее дл€ проведени€ исследований, материалы дл€ изготовлени€ продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать, и чему придетс€ научитьс€)

–азвернутый детализированныйплан работы

 огда ты будешь осуществл€ть все необходимое

»ндивидуальный график проектной работы

    1. ѕисьменна€ часть проекта

ѕисьменна€ часть проекта €вл€етс€ отчетом о том, как шла тво€ работа. Ёта часть работы имеет четкую структуру. ¬от какие требовани€ предъ€вл€ютс€ к письменной части проекта.

1.1. “итульный лист, который выгл€дит так:

Ќазвание твоей школы или ее номер

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

(формулировка темы проекта без кавычек и без точки)

ѕроект

ученика Е класса

(фамили€, им€)

–уководитель проекта

(фамили€, инициалы)

√ород, год

1.2. —одержание Ц это перечисление глав (в том числе список источников информации и приложени€) с указанием страниц. Ќа титульном листе и на странице, на которой помещено само содержание номера страниц не став€тс€, а на странице, где находитс€ введение, ставитс€ цифра 3, так как она фактически идет третьей по счету.

1.3 ¬ведение,в котором необходимо:

    • показать, чем интересна и важна выбранна€ тобою тема проекта, обосновать свой выбор, то есть описать проблему, над которой ты работаешь;
    • рассказать, чего ты хочешь добитьс€ в результате работы, в чем состоит цель твоего проекта;
    • дать план своей работы с указанием всех ее этапов, задач каждого этапа, подробно описать способы решени€ задач на каждом этапе, сроки выполнени€ каждого этапа работы;
    • описать, что будет представл€ть собой твой проектный продукт.

1.4. ќсновна€ часть, в которой надо поместить:

    • подробное описание хода работы;
    • анализ всего процесса твоей работы и всех ее этапов, принимаемых тобою решений и их обосновани€, использованных ресурсов;
    • а также описание и анализ идей и эмоций, возникавших у теб€ в ходе работы над проектом.

1.5. «аключение,в котором следует:

    • оценить результат своего проекта (проанализировать, что у теб€ получилось или не получилось и почему; подумать, удалось ли тебе добитьс€ того, что ты запланировал, когда начинал свой проект, как ты стал бы действовать, если бы тебе еще раз пришлось работать над таким же проектом);
    • показать перспективы возможной дальнейшей работы по данному проекту;
    • сделать основные выводы и показать свою точку зрени€ на затронутые в твоем проекте проблемы, подвести итоги своей работы;
    • проанализировать, чему ты научилс€, работа€ над своим проектом, как изменилс€ ты сам.

1.6. —писок источников информации, где ты представишь:

    • список использованной литературы с указанием выходных данных книг и статей, а также адресов сайтов в »нтернете, с которыми ты работал;
    • ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов;
    • указани€ фильмов, если ты их просматривал и т.п.;
    • перечень музеев, если ты их посещал.

1.7. ѕриложени€. —юда ты можешь поместить, иллюстрации, графики наблюдений, эскизы, тексты интервью специалистов, анкеты, опросные листы (если они использовались) и т.п.

ќб€зательно уточни у своего руководител€, какие существуют требовани€ к количеству страниц в письменной части проекта и какие имеютс€ требовани€ к количеству и виду используемых источников информации (письменные источники, »нтернет, другие источники).

“ребовани€ к письменной части проекта показывают тебе, что ты должен выполнить. ј критерии покажут тебе, как этого добитьс€. ѕосмотри, по каким критери€м оцениваетс€ письменна€ часть проекта (отчет о работе).

 ритерий 1. ѕостановка цели проекта

 ритерий 2. ѕланирование путей достижени€ цели проекта

 ритерий 3. √лубина раскрыти€ темы проекта

 ритерий 4. –азнообразие источников информации, целесообразность их использовани€

 ритерий 5. јнализ хода работы, выводы и перспективы

 ритерий 7. —оответствие требовани€м оформлени€ письменной части

“еперь ты понимаешь, почему на такую, казалось бы, не самую интересную часть проектной работы, как написание отчета (письменной части проекта) рекомендуетс€ отвести треть всего времени работы над проектом. ¬ ходе работы над письменной частью проекта тебе придетс€ многое переосмыслить, и, возможно внести некоторые изменение в сам проект, повторить какие-то исследовани€, провести дополнительные меропри€ти€, внести коррективы в проектный продукт. »менно письменна€ часть (отчет) покажет, удалось ли тебе сформулировать свою цель, научилс€ ли ты планировать свою работу, умеешь ли ты решать проблемы и добиватьс€ поставленной целиЕ

ѕисьменна€ часть в значительной степени вли€ет на общую оценку проекта Ц она оцениваетс€ по п€ти критери€м. » это не случайно! ќчень важно научитьс€ правильно оформл€ть результаты своей работы. ¬едь именно из письменных источников (книг, статей и т.п.) мы узнаем о том, что кто-то совершил открытие, создал изобретение, сочинил музыкальное произведение, написал книгу, поставил спектакльЕ ≈сли бы люди не умели описывать свои достижени€, человечество не добилось бы никакого прогресса. ћногие знани€ наши предки передали нам именно благодар€ тому, что смогли их описать и оставить эти письменные источники нам - своим потомкам.

≈сли еще в школе ты научишьс€ правильно оформл€ть письменную часть проектной работы, то, когда ты станешь студентом, у теб€ не возникнет трудностей с курсовыми и дипломными работами.

— критери€ми оценивани€ письменной части надо об€зательно познакомитьс€ еще до начала всей работы над проектом. ќни покажут тебе не только, как оформить саму письменную часть, но и как сформулировать проблему, цель и тему проекта; как спланировать свою работу; как лучше раскрыть тему проекта; как выбрать источники информации и способы работы, которые в большей степени соответствуют твоей цели; как проанализировать, подвести итоги и показать перспективы своей работы.

Ќу и конечно, выполн€€ требовани€ к оформлению письменной части и пользу€сь критери€ми ее оценивани€, как инструкций, ты сможешь набрать большое количество баллов, которые во многом определ€т итоговую отметку.

    1. «ащита проекта. ѕрезентаци€

«ащита проектов, как правило, происходит в форме краткого (7-10 минут) публичного выступлени€, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

ѕроблемы, которые чаще всего возникают на защите, могут быть св€заны с: волнением, отсутствием нагл€дных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладываетс€ в отведенное врем€). „тобы избежать этого, об€зательно еще раз просмотри ритерий 8. Ђ ачество проведени€ презентацииї.

ѕланиру€ свою защиту проекта, следует:

    • учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступлени€
    • заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей)
    • планиру€ выступление, выпиши ключевые слова; попытайс€ не читать текст дословно, это слишком скучно дл€ слушателей
    • распланируй использование средств нагл€дности - эти средства должны сопровождать твое выступление, подчеркива€ ключевые моменты и помогать слушател€м представить то, о чем ты говоришь.
    • в первых же словах своего выступлени€ дай слушател€м пон€ть, о чем пойдет речь дальше
    • в заключении своего выступлени€ еще раз подчеркни главные мысли, которые в нем изложены
    • готов€сь к выступлению, отрепетируй его с демонстрацией нагл€дных пособий
    • проверь готовность оборудовани€
    • продумай свой внешний вид
    • думай об успехе

 ак справитьс€ с волнением

Ќебольшое волнение перед презентацией даже полезно. ќно поможет тебе сосредоточитьс€ и собратьс€ с силами. ј вот слишком сильна€ тревога приводит к противоположному результату. –епетици€ презентационного выступлени€ поможет тебе справитьс€ со своим волнением и не дать ему превратитьс€ в панику.

    • «аранее продумай все детали, например, что ты сможешь предприн€ть, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстраци€ми или раздашь нагл€дный материал слушател€ми и т.п.).
    • ѕрисмотрись к тому, как ведет себ€ тот, кто хорошо справл€етс€ с презентацией; представь, что ты Ц это он, копируй его поведение.
    • ќтрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией нагл€дных материалов, старайс€ придерживатьс€ подготовленного сценари€ своего выступлени€. «аметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойс€ что-то сократить, если выступление окажетс€ слишком длинным. ѕопроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращени€ и поправки, если это необходимо.
    • Ќесколько глубоких вздохов перед началом выступлени€ помогут ун€ть волнение. ƒумай о тех, кто теб€ слушает, как если бы все они были твоими друзь€ми. —делай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднени€.
    • »злишнее напр€жение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе Ц несколько простых физических упражнений на напр€жение и расслабление мышц помогут преодолеть это состо€ние.
    • ¬ыступающий, который стоит на одном месте постепенно начинает испытывать напр€жение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслаблени€ во врем€ выступлени€ (но не переусердствуй в этом).
    • —тарайс€ установить зрительный контакт с аудиторией - это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто теб€ слушает, покажут насколько им интересно то, что ты говоришь.
    • ¬ ходе презентации тебе могут задавать вопросы. ќтвет начинай с благодарности за вопрос. ¬оспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. ѕомни дополнительные вопросы Ц это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!

 акой должна быть речь на защите проекта

  • отчетливое произнесение слов, спокойный голос, средний темп речи, соразмерность силы голоса величине аудитории и количеству слушателей;
  • четкость и последовательность изложени€, убедительность и логичность приводимых доводов;
  • пон€тный €зык выступлени€ (достаточный словарный запас, отсутствие слов-паразитов),образность выражений (отсутствие безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов), простота и €сность изложени€ (отсутствие непон€тных терминов, длинных и сложных фраз);
  • доброжелательность, вежливость;
  • поддержание контакта с аудиторией, учет реакции слушателей.

»спользование средств нагл€дности

«ащита проекта должна сопровождатьс€ хорошо отобранными и подготовленными средствами нагл€дности дл€ того, чтобы:

  • привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес
  • усилить смысл и значение твоих слов
  • проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названи€, специальные термины, графики, диаграммы и т.п.)

 акой должна быть компьютерна€ презентаци€

  • соответствие содержани€ презентации устному выступлению
  • логичность и последовательность слайдов
  • соблюдение прин€тых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформлени€ текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.)
  • наличие титульного слайда, где указываетс€ название презентации, автор (‘»ќ), место учЄбы, год; презентаци€ начинаетс€ и заканчиваетс€ титульным слайдом.
  • минимум текста, читаемость текста на фоне слайда 
  • использование единого стил€ оформлени€
  • обоснованность применени€ анимации 
  • оптимальный объем презентации (10-12 слайдов)

ѕомни, твое выступление не должно длитьс€ дольше времени, предусмотренного регламентом! ќб€зательно просмотри  ритерий 8. ачество проведени€ презентации. ќн показывает, что и как надо сделать, чтобы тво€ презентаци€ была убедительной и получила высокий балл.

 

∆елаем тебе успеха!

 

—писок источников информации

  1. —тупницка€ ћ.ј. ”чимс€ работать над проектами. –екомендации дл€ учащихс€, учителей и родителей. - ярославль: Ђјкадеми€ развити€ї, 2008.- 256 с.
  2. —тупницка€ ћ.ј. Ќовые педагогические технологии: организаци€ и содержание проектной де€тельности учащихс€. ”чебно-методическое пособие. Ћекции єє 1-4. - ћосква: ѕедагогический университет Ђѕервое сент€бр€ї, 2009. Ц 64 с.
  3. —тупницка€ ћ.ј. „то такое учебный проект (методическое пособие). - ћ.: ѕервое сент€бр€, 2010. Ц 44с.
  4. —тупницка€ ћ.ј.  ритериальное оценивание: что это такое и как оно работает // Ўкольные технологии, є 6, 2014
  5. —тупницка€ ћ.ј. ѕроектна€ де€тельность учащихс€ 5Ц9 классов в услови€х реализации ‘√ќ— ќќќ. - »здательский дом Ђѕервое сент€бр€ї, ѕедагогический университет Ђѕервое сент€бр€ї. - ¬ебинар [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: ¬ебинары.1 сент€бр€.рф. - 2016
  6. —тупницка€ ћ.ј.  ритериальное оценивание в проектной де€тельности учащихс€ 5Ц9 классов- »здательский дом Ђѕервое сент€бр€ї, ѕедагогический университет Ђѕервое сент€бр€ї. - ¬ебинар [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: ¬ебинары.1 сент€бр€.рф. - 2016



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019