Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ученикам 6-7-8 классов об учебных проектах

Мария Анатольевна Ступницкая
кандидат психологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта Московского педагогического университета, координатор проектной деятельности АНО общеобразовательная Частная Школа «Премьер»

 

Ты начинаешь работу над своим индивидуальным учебным проектом, это будет интересная, но трудная и длительная работа. Проект – это особый вид самостоятельной учебной деятельности, которая даст тебе возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Проект – это способ решения какой-то важной лично для тебя проблемы, предусматривающий использование всех освоенных тобой учебных приемов и всех имеющихся у тебя знаний из различных областей науки, техники, творческой сферы. Результатом этой твоей работы станет найденный тобой способ решения проблемы, который будет интересен и важен не только для тебя, но и для других ребят, а, может быть, и взрослых. В этой работе ты сможешь проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат [1,2,3,5].

Чтобы ничего не упустить из виду, выполнить все правильно и уложиться в срок, внимательно прочитай наши рекомендации, из которых ты узнаешь:

    • Зачем работать над проектом.
    • Проблема, цель тема проекта
    • Типы проектов
    • Критерии оценивания проектов
    • С чего начать работу, что и когда делать. Планирование работы
    • Сбор информации, проведение экспериментов и опросов
    • Проектный продукт
    • Письменная часть проекта
    • Защита проекта. Презентация

1. Зачем работать над проектом

Среди большого разнообразия предметов, которые ты изучаешь в школе, наверняка есть тот, который кажется тебе наиболее интересным. Может быть, с этой наукой или областью человеческой деятельности ты планируешь связать свою будущую профессию? Сейчас у тебя появилась возможность проверить себя и оценить те знания и опыт, которые ты получил за годы учебы в школе.

Работая над проектом, ты можешь задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести опрос или взять интервью у специалиста в интересующей тебя области, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное мероприятие для ребят…

Проект – это большая самостоятельная работа, которую ты будешь делать на протяжении нескольких месяцев. В этой работе ты будешь сотрудничать со своим научным руководителем из числа учителей школы.

Работая над своим проектом, ты научишься ставить перед собой серьезную цель и разбивать ее на более мелкие задачи, планировать свои действия на далекую перспективу и на ближайшие дни, осуществлять свои планы и вносить в них необходимые изменения, искать нужную тебе информацию и проверять ее достоверность. Возможно, тебе придется привлечь к своей работе других людей – сверстников и взрослых - и ты узнаешь, как заинтересовать их в сотрудничестве с тобой.

Согласись, все эти умения и навыки очень важны для современного человека, и чем раньше ты их освоишь, тем успешнее сложиться твоя учеба в школе и жизнь после ее окончания. Ты многое уже умеешь и многому еще научишься, занимаясь своим проектом!

Наверное, ты уже не раз убеждался, что очень неприятно много времени посвящать делу, которое не представляет большого интереса. Работа над проектом потребует длительного времени, большого внимания, упорства и терпения. Поэтому, выбирая проблему, решению которой ты посвятишь свой проект, постарайся подойти к этому со всей серьезностью, неформально. Чтобы хорошо работалось, работа должна быть интересной. В данном случае это во многом зависит от тебя. Чем больше инициативы и настойчивости ты проявишь сейчас, тем успешнее будет твоя дальнейшая работа!

Итак, твой проект должен:

  • быть интересным, прежде всего, для тебя самого
  • быть направленным на решение конкретной проблемы и иметь достижимую цель
  • позволить тебе выразить свою точку зрения, проявить свою инициативу и творческий подход
  • дать тебе возможность создать в результате работы действительно свой собственныйавторский продукт.

Несмотря на то, что работа над проектом потребует много сил и времени, твой проект не должен мешать:

  • твоей учебе

  • твоей общественной работе

  • твоей личной жизни.

Наверное, теперь тебе стало понятно, что работа над проектом - это шанс научиться тому, что позволит добиваться успеха в учебе, но и в жизни.

2. Критерии оценивания проекта

Возможно, этот раздел покажется тебе не очень интересным, однако, если его внимательно прочитать, то многое станет ясным.

Речь здесь пойдет о критериях оценивания проектов, и это не случайно. Узнав, что именно будет оцениваться по окончании работы, ты сможешь понять, что необходимо делать и как это делать, чтобы получить лучшую оценку[4,6].

Итак, критерии — это те виды работы, которые ты должен научиться выполнять и которые будут оцениваться.

Например: Критерий 1. «Постановка цели проекта» и Критерий 2. «Планирование путей достижения цели проекта». Ты, наверное, и сам понимаешь, как важно научиться ставить перед собой цель и планировать свои действия по ее достижению. Данные критерии покажут, насколько хорошо тебе это удается. А чтобы было ясно, как этому учиться, к каждому критерию прилагается описание пути, по которому ты будешь продвигаться от самого слабого результата к самому лучшему. Это описание уровней твоих достижений называется дескрипторы (от англ. describe – описывать).

Каждому дескриптору соответствует определенный технический балл, который ты получишь. Чем выше твое достижение, тем выше балл.

Оценивая твой проект, учителя будут выбирать тот технический балл, который в большей степени соответствует уровню твоего достижения (дескриптору) по данному критерию. Проект оценивается по целому ряду критериев. Из суммы всех полученных тобою технических баллов сложится итоговая отметка.

Посмотри, как выглядят критерии оценивания учебного проекта ученика 7 класса:

 Критерий 1. Постановка цели проекта

(максимум 3 балла):

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована

3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

(максимум 3 балла):

План достижения цели отсутствует

0

Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели

1

Краткий план состоит из основных этапов проекта

2

Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели

3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла):

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла):

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы

(максимум 3 балла):

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий 6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 8. Качество проведения презентации

(максимум 3 баллов):

Презентация не проведена

0

Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации

1

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента

2

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории

3

Критерий 9. Качество проектного продукта

(максимум 3 балла):

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Тебя, конечно, интересует, как полученные по критериям баллы переводятся в обычную школьную отметку, которую ты можешь получить за проект.

Вот как технические баллы превращаются в отметку:

Баллы

Отметка

26-27

5

20-25

4

11-19

3

0-10

2

Пользуясь критериями оценивания проекта, ты можешь сам оценить свой проект. Сверяйся с критериями по ходу работы, пользуйся ими как инструкцией и тогда ты ничего не упустишь. А если хочешь узнать, каким должен быть идеальный проект, прочитай все самые «дорогие» дескрипторы каждого критерия. Вот они:

  • - цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;

  • - развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

  • - тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

  • - работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

  • - представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

  • - работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

  • - работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

  • - на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

  • - проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Согласись, такими критериями можно пользоваться, как подробной инструкцией: ясно, что необходимо делать и как это делать. А если ты понимаешь, что и как будут оценивать, то можешь заранее просчитать свою вероятную отметку.

С критериями оценивания необходимо познакомиться в самом начале работы над проектом, это сделает твою работу более эффективной.

Теперь, наверное, стало более понятным, что же такое учебный проект. Читай дальше!

3. Проблема, цель и тема проекта

За время своей школьной учебы ты уже не один раз выполнял различные виды самостоятельной работы. Это могли быть доклады, рефераты, сочинения и другие творческие задания. Все это дало тебе опыт, который теперь пригодится в работе над проектом. Проект отличается от других видов школьной работы, прежде всего тем, что направлен на решение какой-то конкретной проблемы. Запомни, нет проблемы – нет проекта!

Определи, какую проблему ты решаешь в ходе работы над проектом, какова цель твоей работы. После этого тебе будет несложно сформулировать тему твоего проекта.

Например, Алиса не любит читать. В начальной школе это не особенно мешало ее учебе, а вот теперь это превратилось в серьезную проблему. Девочка заметила, что у ее одноклассников имеются те же трудности. Поговорив со своими родителями, она выяснила, что они в ее возрасте с удовольствием и много читали. Почему же современные дети не любят читать, что сделать, чтобы дети полюбили чтение? Это и стало той проблемой, над которой предстояло работать в ходе проекта. От проблемы переходим к цели проекта: надо чтобы дети уже к окончанию начальной школы полюбили чтение и в основном звене школы смогли быстро и осмысленно читать большие параграфы по истории, литературе, обществознанию и другим предметам. Значит, цель проекта – приучить младших школьников к чтению. Как это сделать? Что больше всего интересует ребенка в возрасте от 6 до 9 лет? Конечно, это сказки! А чтобы детям было еще интереснее читать сказки, надо изготовить куклы самых известных сказочных героев и с помощью игры в эти куклы разбудить интерес детей к чтению. Так родилась тема проекта, который получил название «Сказочные герои приучают детей к чтению».

Наверняка ты и сам сталкиваешься с множеством проблем в своей повседневной жизни и в учебе. Работа над проектом – шанс решить одну из них.

Итак, при самостоятельном выборе темы движемся от проблемы к цели проекта, от цели к теме проекта.

Может быть, тему проекта тебе предложит учитель. Тогда обсуди с ним, какую проблему предстоит решить, как сформулировать цель своей работы.

NB! Важный момент. Может быть, тебе уже приходилось в рамках каких-то школьных заданий заниматься исследовательской работой. Имей в виду, что учебное исследование и учебный проект - это не одно и то же. Начиная учебное исследование, ты не можешь заранее знать к какому результату ты придешь, сможешь ли ты доказать свою гипотезу, или же она будет в ходе твоего исследования опровергнута. В отличие от учебного исследования, результат учебного проекта всегда должен быть ясен заранее – это цель, которую ты поставил в самом начале работы и которую должен достичь во что бы то ни стало. Поэтому еще раз обрати внимание, на то, что цель проекта должна быть тебе по плечу. Не строй воздушных замков!

В любом случае задай себе несколько вопросов, ответы на которые помогут определить проблему, цель и тему проекта:

Вопрос: зачем необходимо делать этот проект?

Ответ: есть такая-то проблема, которую необходимо решить.

Вопрос: чего я хочу добиться в результате работы, как предполагаю решить проблему?

Ответ: я хочу, чтобы (далее следует формулировка цели проекта)

Ответив на оба эти вопроса, можно сформулировать тему проекта.

Давай попробуем еще раз.

Вопрос

Ответ

Зачем необходимо делать этот проект?

Еще совсем недавно, когда я шла в гости или в театр мне приходилось просить у мамы ее украшения, чтобы выглядеть нарядно. Часто у нас из-за этого случались конфликты. Знаю, что такие проблемы есть и у других девочек – моих одноклассниц.

Чего я хочу добиться в результате работы?

Бабушка научила меня делать очень красивые украшения из бисера. Так я решила эту свою проблему. Теперь я хочу помочь тем, кто также с ней сталкивается, научить их делать украшения из бисера. Это цель.

Таким образом, тема проекта выглядит так: «Мастер-класс «Бисерный шик»

Или

Вопрос

Ответ

Зачем необходимо делать этот проект?

Многие ребята (и я в том числе) не любят математику, считают ее трудным и скучным предметом. Это серьёзная проблема.

Чего я хочу добиться в результате работы?

Я хочу, чтобы изучение математики стало увлекательным для меня и моих одноклассников, чтобы изучать ее можно было бы с помощью современных IT-технологий. Это цель.

Тема проекта: «Как полюбить математику»

Итак, первый шаг – выбор проблемы, цели и темы проекта сделан.

Помни, что работа над проектом будет длиться на протяжении нескольких месяцев. Именно поэтому следует выбирать тему, которая тебя действительно увлекает, и которой тебе будет интересно заниматься. Некоторые ребята, выбирая тему проекта, ориентируются на тех учителей, с кем у них уже установился деловой контакт и работать с которыми интересно и удобно.Это – тоже достаточное основание для выбора темы.

Хорошо бы обсудить свои идеи с другими ребятами, с родителями. Это поможет тебе понять, что именно ты собираешься делать. Обязательно обсуди выбор и точную формулировку темы проекта со своим руководителем, чтобы убедиться, что твои идеи можно воплотить в жизнь.

Тема твоей работы не должна быть слишком общей, сформулированной слишком расплывчато. Твой проект не должен стать лишь пересказом того, что ты прочел в книгах, энциклопедиях или нашел в Интернете, твоя работа должна дать тебе возможность высказать свои идеи, выразить собственную точку зрения.

Очень важно на протяжении всей работы не выпускать из поля зрения цель своего проекта (целью является решение проблемы проекта) для этого необходимо вести дневник. Дневник работы над проектом – это твой рабочий документ, поэтому он не обязательно должен быть идеально аккуратным. Важно лишь, чтобы ты постоянно записывал в него возникающие идеи, вопросы, которые необходимо обсудить с руководителем проекта, проблемы, с которыми ты столкнулся. Поверь, это сделает твою работу более удобной и успешной.

NB!И еще один момент. Сейчас очень важно убедиться, что между проблемой и целью проекта существует очевидная связь. Задай себе такой вопрос: «Если я достигну поставленной цели, будет ли решена проблема, над которой я работаю?». Желательно, чтобы твой ответ послушал руководитель твоего проекта или даже кто-то совсем посторонний (одноклассники, родители). Если утвердительный ответ на этот вопрос всем им кажется убедительным – ты на правильном пути!

4. С чего начать, что и когда делать. Планирование работы над проектом

Иногда бывает очень трудно начать какую-либо работу. Особенно, если работа будет долгая и сложная, такая, как проект. Лучше всего заранее составить план предстоящих действий. Это поможет ничего не забыть, убедиться, что ты движешься в правильном направлении, распределить свое время и силы, а главное - вовремя внести необходимые изменения в свою работу, если что-то пойдет не так.

Вся работа над проектом заключается в следующем:

  1. Определение проблемы и цели проекта;
  2. Формулирование темы и определения типа проекта;
  3. Ознакомление с критериями оценивания;
  4. Планирование проектной работы;
  5. Сбор необходимой информации, других материалов, в том числе, постановки опытов, проведения экспериментов, опросов (если это необходимо);
  6. Создания проектного продукта
  7. Написания письменной части (отчета о работе);
  8. Защита проекта (презентация проектного продукта и письменной части – отчета о работе).

Ты уже знаешь, над какой проблемой предстоит работать, хорошо представляешь себе цель работы, определился с точной формулировкой темы проекта, его типом и ознакомился с критериями его оценивания.

Теперь надо составить план работы. Для этого представь, что все уже сделано. А теперь посмотри, что у тебя есть на данный момент, определи, чего не хватает? Для этого задай себе несколько вопросов:

  • Что я уже знаю по теме моего проекта и что еще необходимо узнать
  • Потребуется ли мне посещать какие-либо библиотеки или посещать какие-либо сайты в Интернете для сбора необходимой информации?
  • Потребуется ли мне брать интервью?
  • Потребуется ли мне проделывать собственные опыты и эксперименты, проводить опросы, обсчитывать и анализировать их результаты?
  • Каким я хочу сделать проектный продукт (модель, макет, брошюра, произведение искусства, мероприятие, что-то другое)
  • Какие материалы уже есть, и какие еще потребуются для создания проектного продукта
  • Что я уже умею, и чему еще придется научиться, чтобы найти информацию и создать проектный продукт.

Запиши эти вопросы в свой дневник работы над проектом и обсуди их со своим руководителем. После этого составь список необходимых источников информации, материалов для работы и всего того, чему придется научиться для успешной работы над твоим проектом.

Теперь, когда тебе ясен объем предстоящей работы, и ты знаешь, дату защиты проекта (обязательно уточни ее), необходимо распределить свое время. Раздели имеющийся у тебя отрезок времени, оставшийся до защиты проекта, примерно на три равные части. Первую треть ты потратишь на сбор информации (в том числе на проведение исследований, если ты делаешь исследовательский проект). Еще примерно треть времени уйдет на создание проектного продукта. Оставшуюся треть времени оставь для написания отчета (письменной части проекта).

Возьми календарь и запиши в свой дневник работы над проектом точные даты окончания каждого из этих этапов своей работы. Обсуди это со своим руководителем, при этом каждый этап работы разбей на более мелкие шаги и распланируй их как можно подробнее. Возьми большой лист бумаги и запиши на нем график своей работы, указывая все основные и более мелкие этапы работы и сроки выполнения каждого этапа. Повесь этот лист над своим рабочим столом и постоянно сверяйся с ним, чтобы не выбиться из графика.

Вот как может выглядеть твой план-график работы над проектом (на примере первого этапа):

Содержание этапа работы

Сроки

Результат

Выбор темы

а) ознакомление с предложенными проблемами для проектов

б) обсуждение проблем проектов по интересующему предмету с родителями (учителем, родителями, друзьями и др.)

в) выбор одной из предложенных проблем и формулирование темы проекта

г) обсуждение темы с руководителем проекта и уточнение формулировки

Октябрь

Точная формулировка темы проекта

Все остальные этапы работы надо описывать также подробно, только в этом случае можно рассчитывать на высший балл по Критерию 2. «Планирование путей достижения цели проекта»

NB!Очень важно убедиться, что разработанный тобою план точно ведет от проблемы к цели проекта. Внимательно просмотри все пункты плана – все его основные этапы и более мелкие шаги внутри каждого большого этапа. Все ли ты учел? Иногда полезно прийтись по плану в обратном направлении, это помогает увидеть, не упущено ли что-то важное. Задай себе вопрос: «Если я буду делать все, что запланировано и в том порядке, в котором это запланировано, смогу ли я достичь цели и решить проблему проекта?». Здесь опять потребуется помощь руководителя проекта и, возможно, какой-то еще заинтересованный слушатель (одноклассники, родители).

Опытные люди говорят, что хороший план – это половина работы, акто ничего не планирует, тот планирует свой провал!

5. Сбор материалов и информации

Еще в недалеком прошлом поиск информации представлял серьезные трудности – необходимо было просматривать большое количество книг и статей, а для этого, зачастую посещать различные библиотеки. Сегодня есть Интернет, где можно без труда найти сведения по любому вопросу. Однако возникла новая проблема – достоверность. Когда ты находишь какие-либо сведения, старайся их проверять. Для этого сравнивай мнения различных авторов, уточняй источники информации, по возможности консультируйся со специалистами.

Кроме того, информация бывает важная и второстепенная. Выбирай только то, что имеет прямое отношение к твоей работе. Обязательно обсуждай все, что ты нашел с руководителем своего проекта.

Когда ты обнаруживаешь информацию, которая увлекает тебя, реши, насколько это полезно для твоей работы. Список источников, который будет в письменной части в разделе «Список источников информации», должен включать лишь те, которые ты использовал. Не выпускай из виду цель своего проекта. Это поможет тебе выбирать только то, что действительно необходимо для работы.

Только после того, как ты наберешь достаточно информации по своей теме, ты сможешь точно определить, что делать дальше. Какойизготавливать проектный продукт, нужно ли проводить опыты или эксперименты (может быть, есть подробное описание их результатов в книгах или статьях), будешь ли ты брать интервью у специалиста или ограничишься чем-то другим. Может быть, в этот момент тебе придется внести кое-какие коррективы в свой первоначальный план, потому что изменится твоя гипотеза или точка зрения на проблему.

А, возможно тебе придет в голову новая идея относительно проектного продукта. Все это необходимо обсуждать с твоим руководителем проекта и записывать в дневник работы. Тебе придется воспользоваться своими записями при работе над письменной частью проекта (отчетом).

Кроме того, все время веди запись источников информации, которыми ты пользуешься. Посмотри, как должны выглядеть эти записи.

Так оформляется книга, если у нее:

  • один автор

Гайдар А. Чук и Гек [Текст]: Рассказы / Рис. Н.Богусловской. – М.: Росмэн, 1999. -96с.

  • два автора

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах [Текст] /В.Ф.Греков, Л.А.Чешко. – М.: Оникс; Мир и Образование, 2006. -512с.

  • три автора

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. [Текст] /В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Издательский Дом Оникс 21 век; Мир и Образование, 2003. - 272 с.

  • четыре и более авторов (библ.описание составляется под названием книги)

Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразов. учреждений [Текст]/ Н.Я. Виленкин [и др.]. – М.: Мнемозина, 2001. - 384 с.: ил.

Так оформляются источники, если учащийся пользовался:

  • энциклопедиями

Человек [Текст]: энцикл. для детей. Т.18. Ч.1.Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым. / Гл. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. -464с.: ил.

Энциклопедия для детей [Текст] Т.1. Всемирная история /сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. -704 с.: ил.

словарями и справочниками

Справочник школьника [Текст]: Решение задач по физике. / Сост. И.Г.Власова. - М.: Слово, 1996. - 640с.

  • сборниками произведений

Русская поэзия XVIII века [Текст]: лит. сб. / Вступ. ст. В.И. Коровина; ил. В.П. Панова. - М.: Детская литература,2001. - 295 с.: ил.

  • многотомными изданиями

Толстой Л.Н. Собрание сочинений [Текст]: в 22т. Т.1. Детство. Отрочество. Юность /Л.Н. Толстой. - М.: Худ. лит., 1978. - 422с.

  • описание статьи или одной части из книги

Шекспир У. Ромео и Джульетта [Текст] / У. Шекспир; пер. с англ. Б. Пастернака // Трагедии. -М.: Олимп, 1989. - с.17-118

  • статьями из периодического издания (газеты, журнала).

Петров А. Туман над полем Куликовым [Текст] // Вокруг света. -2006. - № 9. - С. 58-70

Так оформляются источники, если учащийся пользовался Интернетом:

  • с автором

Гречихин А.А. Общая библиография [Электронный ресурс] /А.А. Гречихин. - Режим доступа: http://lib/crimea/ua/avt/lan/student/bibliogr/

gravi/authors.html. - 15.12. 2004.

  • под названием

Открытая русская электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orel.rsl.ru/koncepcia.htm.-16.12.2004.

Так оформляются источники, если учащийся пользовался электронными ресурсами локального доступа (CD, DVD):

  • CD-ROM

Образцы правовых документов [Электронный ресурс]: электрон. правовой справ. -Спб.: Кодекс, 2000. -1 электрон. оптич.диск (CD-ROM).

  • DVD

Ревизор [Электронный ресурс]: экранизация одноимён. комедии Н.В. Гоголя /авт. сценария и реж. В. Петров. -М.: МАСТЕР-ТЕЙП, 2006.- 1электрон. оптич. диск (DVD).

Все источники информации (книги, электронные ресурсы), которыми пользовался учащийся при работе над проектом необходимо оформить в виде списка в алфавитномпорядке и пронумеровать арабскимицифрами. Этот списокпомещается после основного текста проекта и должен называтьсясписком использованных источников информации.

Имей в виду вот еще что: все книги, которые ты читаешь по теме своего проекта, имеют библиографию, упоминающую другие полезные тебе книги; люди, у которых ты берешь интервью, могут предложить исследовать что-либо еще, эксперимент может потянуть за собой другие исследования. Не ленись все записывать в дневник, это может помочь тебе в дальнейшем!

Возможно, тебе предстоит провести эксперимент или опыт, который потребует значительного времени. Обязательно веди подробные записи его хода и результатов. Помни, что слишком длительные процедуры могут привести к срыву твоего графика работы. Посоветуйся со своим руководителем, может быть, их целесообразно заменить чем-то другим.

Если ты планируешь брать интервью, проводить опросы или какие-то мероприятия, в которых будут принимать участие другие люди, учти, что на это может уйти времени больше, чем ты предполагал: у кого-то возникнут срочные дела, кто-то отнесется к участию в твоем проекте недостаточно серьезно. Тебе придется найти способы заинтересовать людей в твоей работе. Может быть, ты предложишь им свою помощь в их проектах или поделишься своими знаниями по каким-то вопросам, посоветуешь, где найти информацию – думай сам и советуйся со своим руководителем. А главное постоянно веди дневник!

Наконец, у тебя есть не только план работы, но и необходимые для нее материалы и информация. В зависимости от особенностей твоего проекта, тебе придется анализировать, отбирать и обобщать используемый материал. Возможно, ты изменишь свои первоначальные планы в свете новых обстоятельств и идей. Постоянно консультируйся по этим вопросам со своим руководителем и записывай его советы.

Дальше тебе предстоит перейти к работе над проектным продуктом. Еще раз просмотри критерий, который относится к этой части твоего проекта. Им можно воспользоваться как инструкцией по созданию проектного продукта.

6. Проектный продукт

Проектный продукт – это то, что ты должен создать в результате своей работы над проектом. Проектный продукт является важнейшей частью проекта. Он так же, как и вся уже проделанная тобой работа направлен на решение проблемы проекта. Мы говорили о том, что вид проектного продукта связан с типом проекта. В самом деле, если у тебя исследовательский проект, вряд ли проектным продуктом станет произведение искусства. А, если проект информационный, скорее всего проектный продукт не будет представлять собой школьный спектакль. Хотя на практике, наверное, может быть и такое.

В любом случае, обдумывая, каким ты сделаешь проектный продукт, помни, что он должен представлять интерес не только для тебя. Он должен быть полезен другим людям, если они столкнутся с той проблемой, решению которой посвящен твой проект. Например, продуктом проекта «Как полюбить математику» стала игра-викторина с использованием IT-технологии «Кто хочет стать математиком?». А проект «Сказочные герои приучают детей к чтению» завершился созданием занимательного кроссворда по мотивам популярных сказок, ответы на который помогали найти изготовленные автором проекта куклы, изображающие героев этих сказок.

Чаще всего проектные продукты бывают такими.

  • Авторское творческое произведение (литературное или музыкальное, произведение изобразительного искусства, слайд-шоу, видеофильм и т.п.). Такой проектный продукт чаще всего относится к творческому проекту.
  • Мероприятие (игра, викторина, соревнование, спектакль, концерт, шоу и т.п.). Обычно это продукт игрового проекта.
  • Брошюра, справочник, словарь, памятка, инструкция, рекомендации, и т.п. Этот проектный продукт может относиться к информационному, исследовательскому и практико-ориентированному проекту.
  • Модель, макет и тому подобное – часто относится практико-ориентированному проекту, но может также относиться к исследовательскому и информационному проекту.

Теперь внимательно прочитай Критерий 9. Качество проектного продукта.Итак, чтобы получить высший балл по данному критерию необходимо создать такой проектный продукт, который может использоваться людьми (детьми и взрослыми) при решении той проблемы, которой посвящен твой проект. Кроме того, он должен быть прочным и удобным в применении.

NB! Обдумывая, каким ты сделаешь свой проектный продукт, задай себе вопрос: «Если я сделаю этот проектный продукт, поможет ли это достичь цели проекта и решить его проблему?». Обсуди этот вопрос с руководителем проекта.

На этом этапе работы еще раз убедись, что ты на правильном пути. Воспользуйся следующим алгоритмом:

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта

Я выбрал эту тему, потому что (формулировка проблемы проекта)

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Чтобы решить эту проблему необходимо (формулировка целипроекта)

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Для достижения поставленной цели я сделаю (образ проектного продукта, его ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Проверка, существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основныхэтапов планаработы.

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать, и чему придется научиться)

Развернутый детализированныйплан работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

    1. Письменная часть проекта

Письменная часть проекта является отчетом о том, как шла твоя работа. Эта часть работы имеет четкую структуру. Вот какие требования предъявляются к письменной части проекта.

1.1. Титульный лист, который выглядит так:

Название твоей школы или ее номер

…………………………………

(формулировка темы проекта без кавычек и без точки)

Проект

ученика … класса

(фамилия, имя)

Руководитель проекта

(фамилия, инициалы)

Город, год

1.2. Содержание – это перечисление глав (в том числе список источников информации и приложения) с указанием страниц. На титульном листе и на странице, на которой помещено само содержание номера страниц не ставятся, а на странице, где находится введение, ставится цифра 3, так как она фактически идет третьей по счету.

1.3 Введение,в котором необходимо:

    • показать, чем интересна и важна выбранная тобою тема проекта, обосновать свой выбор, то есть описать проблему, над которой ты работаешь;
    • рассказать, чего ты хочешь добиться в результате работы, в чем состоит цель твоего проекта;
    • дать план своей работы с указанием всех ее этапов, задач каждого этапа, подробно описать способы решения задач на каждом этапе, сроки выполнения каждого этапа работы;
    • описать, что будет представлять собой твой проектный продукт.

1.4. Основная часть, в которой надо поместить:

    • подробное описание хода работы;
    • анализ всего процесса твоей работы и всех ее этапов, принимаемых тобою решений и их обоснования, использованных ресурсов;
    • а также описание и анализ идей и эмоций, возникавших у тебя в ходе работы над проектом.

1.5. Заключение,в котором следует:

    • оценить результат своего проекта (проанализировать, что у тебя получилось или не получилось и почему; подумать, удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект, как ты стал бы действовать, если бы тебе еще раз пришлось работать над таким же проектом);
    • показать перспективы возможной дальнейшей работы по данному проекту;
    • сделать основные выводы и показать свою точку зрения на затронутые в твоем проекте проблемы, подвести итоги своей работы;
    • проанализировать, чему ты научился, работая над своим проектом, как изменился ты сам.

1.6. Список источников информации, где ты представишь:

    • список использованной литературы с указанием выходных данных книг и статей, а также адресов сайтов в Интернете, с которыми ты работал;
    • ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов;
    • указания фильмов, если ты их просматривал и т.п.;
    • перечень музеев, если ты их посещал.

1.7. Приложения. Сюда ты можешь поместить, иллюстрации, графики наблюдений, эскизы, тексты интервью специалистов, анкеты, опросные листы (если они использовались) и т.п.

Обязательно уточни у своего руководителя, какие существуют требования к количеству страниц в письменной части проекта и какие имеются требования к количеству и виду используемых источников информации (письменные источники, Интернет, другие источники).

Требования к письменной части проекта показывают тебе, что ты должен выполнить. А критерии покажут тебе, как этого добиться. Посмотри, по каким критериям оценивается письменная часть проекта (отчет о работе).

Критерий 1. Постановка цели проекта

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части

Теперь ты понимаешь, почему на такую, казалось бы, не самую интересную часть проектной работы, как написание отчета (письменной части проекта) рекомендуется отвести треть всего времени работы над проектом. В ходе работы над письменной частью проекта тебе придется многое переосмыслить, и, возможно внести некоторые изменение в сам проект, повторить какие-то исследования, провести дополнительные мероприятия, внести коррективы в проектный продукт. Именно письменная часть (отчет) покажет, удалось ли тебе сформулировать свою цель, научился ли ты планировать свою работу, умеешь ли ты решать проблемы и добиваться поставленной цели…

Письменная часть в значительной степени влияет на общую оценку проекта – она оценивается по пяти критериям. И это не случайно! Очень важно научиться правильно оформлять результаты своей работы. Ведь именно из письменных источников (книг, статей и т.п.) мы узнаем о том, что кто-то совершил открытие, создал изобретение, сочинил музыкальное произведение, написал книгу, поставил спектакль… Если бы люди не умели описывать свои достижения, человечество не добилось бы никакого прогресса. Многие знания наши предки передали нам именно благодаря тому, что смогли их описать и оставить эти письменные источники нам - своим потомкам.

Если еще в школе ты научишься правильно оформлять письменную часть проектной работы, то, когда ты станешь студентом, у тебя не возникнет трудностей с курсовыми и дипломными работами.

С критериями оценивания письменной части надо обязательно познакомиться еще до начала всей работы над проектом. Они покажут тебе не только, как оформить саму письменную часть, но и как сформулировать проблему, цель и тему проекта; как спланировать свою работу; как лучше раскрыть тему проекта; как выбрать источники информации и способы работы, которые в большей степени соответствуют твоей цели; как проанализировать, подвести итоги и показать перспективы своей работы.

Ну и конечно, выполняя требования к оформлению письменной части и пользуясь критериями ее оценивания, как инструкций, ты сможешь набрать большое количество баллов, которые во многом определят итоговую отметку.

    1. Защита проекта. Презентация

Защита проектов, как правило, происходит в форме краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают на защите, могут быть связаны с: волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время). Чтобы избежать этого, обязательно еще раз просмотриКритерий 8. «Качество проведения презентации».

Планируя свою защиту проекта, следует:

    • учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступления
    • заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей)
    • планируя выступление, выпиши ключевые слова; попытайся не читать текст дословно, это слишком скучно для слушателей
    • распланируй использование средств наглядности - эти средства должны сопровождать твое выступление, подчеркивая ключевые моменты и помогать слушателям представить то, о чем ты говоришь.
    • в первых же словах своего выступления дай слушателям понять, о чем пойдет речь дальше
    • в заключении своего выступления еще раз подчеркни главные мысли, которые в нем изложены
    • готовясь к выступлению, отрепетируй его с демонстрацией наглядных пособий
    • проверь готовность оборудования
    • продумай свой внешний вид
    • думай об успехе

Как справиться с волнением

Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет тебе сосредоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет тебе справиться со своим волнением и не дать ему превратиться в панику.

    • Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателями и т.п.).
    • Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь, что ты – это он, копируй его поведение.
    • Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.
    • Несколько глубоких вздохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.
    • Излишнее напряжение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе – несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление мышц помогут преодолеть это состояние.
    • Выступающий, который стоит на одном месте постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).
    • Старайся установить зрительный контакт с аудиторией - это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут насколько им интересно то, что ты говоришь.
    • В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!

Какой должна быть речь на защите проекта

  • отчетливое произнесение слов, спокойный голос, средний темп речи, соразмерность силы голоса величине аудитории и количеству слушателей;
  • четкость и последовательность изложения, убедительность и логичность приводимых доводов;
  • понятный язык выступления (достаточный словарный запас, отсутствие слов-паразитов),образность выражений (отсутствие безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов), простота и ясность изложения (отсутствие непонятных терминов, длинных и сложных фраз);
  • доброжелательность, вежливость;
  • поддержание контакта с аудиторией, учет реакции слушателей.

Использование средств наглядности

Защита проекта должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:

  • привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес
  • усилить смысл и значение твоих слов
  • проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, графики, диаграммы и т.п.)

Какой должна быть компьютерная презентация

  • соответствие содержания презентации устному выступлению
  • логичность и последовательность слайдов
  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.)
  • наличие титульного слайда, где указывается название презентации, автор (ФИО), место учёбы, год; презентация начинается и заканчивается титульным слайдом.
  • минимум текста, читаемость текста на фоне слайда 
  • использование единого стиля оформления
  • обоснованность применения анимации 
  • оптимальный объем презентации (10-12 слайдов)

Помни, твое выступление не должно длиться дольше времени, предусмотренного регламентом! Обязательно просмотри Критерий 8.Качество проведения презентации. Он показывает, что и как надо сделать, чтобы твоя презентация была убедительной и получила высокий балл.

 

Желаем тебе успеха!

 

Список источников информации

  1. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: «Академия развития», 2008.- 256 с.
  2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Лекции №№ 1-4. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект (методическое пособие). - М.: Первое сентября, 2010. – 44с.
  4. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание: что это такое и как оно работает // Школьные технологии, № 6, 2014
  5. Ступницкая М.А. Проектная деятельность учащихся 5–9 классов в условиях реализации ФГОС ООО. - Издательский дом «Первое сентября», Педагогический университет «Первое сентября». - Вебинар [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Вебинары.1 сентября.рф. - 2016
  6. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание в проектной деятельности учащихся 5–9 классов- Издательский дом «Первое сентября», Педагогический университет «Первое сентября». - Вебинар [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Вебинары.1 сентября.рф. - 2016



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017