јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ёлектронна€ Ђ“етрадь исследованийї как форма фиксации достижений воспитанников дополнительного образовани€ в ходе проектно-исследовательской де€тельности

’ирь€нова ».—.
ст. преп. кафедры естественнонаучных дисциплин, специалист по ”ћ– отдела »ћѕќ »нтернет-центра ќм√ѕ”

 

¬ ‘едеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовани€ нового поколени€ отмечена необходимость приведени€ образовани€ в соответствие с потребност€ми времени, общества, которое характеризуетс€ изменчивостью, многообразием существующих в нем св€зей, широким внедрением » “. ¬ажными цел€ми образовани€ в этих услови€х станов€тс€ подготовка детей к решению проблем, к овладению исследовательской де€тельностью. ќрганизаци€ проектно-исследовательской де€тельности обеспечивает переход от традиционного образовани€ к образованию инновационному, реализующему общий принцип развити€ ребенка.

ƒл€ работы над учебными исследовательскими проектами с младшими школьниками нами разработан электронный образовательный ресурс (Ёќ–) "“етрадь исследований ".

“етрадь задаЄт модульную структуру организации проектной де€тельности, определ€ет последовательность действий учащегос€. ¬ тетрад€х также имеютс€ информационные материалы, необходимые дл€ освоени€ каждого модул€ (пам€тки, инструкции, справочный материал и др.). “етрадь проектов содержит все необходимые материалы дл€ проведени€ проектов на пропедевтическом этапе изучени€ информационных технологий (электронные шаблоны, справочные материалы, раздаточный материал дл€ исследовани€ и т.д.).

"“етрадь исследований" содержит все необходимые материалы дл€ проведени€ исследовани€ с использованием » “ (справочные материалы, раздаточный материал дл€ исследовани€, электронные шаблоны и т.д.). “акже в Ёќ– целесообразно включать кратко сформулированные основные теоретические сведени€ по изучаемой теме или разделу, на основе которых ученик может наблюдать, искать, доказывать, провер€ть, экспериментировать, открывать и обобщать.

“етрадь предназначена дл€ того, чтобы помочь учащимс€ через систему упражнений (индивидуальных и групповых) освоить базовые способы де€тельности, необходимые дл€ работы над проектами Ц основы работы с информацией, навыки работы в группе, основы планировани€, делового общени€ и т.д. “етрадь задаЄт модульную структуру организации проектной де€тельности.

–азработанный нами Ёќ– "“етрадь исследований" дл€ учащихс€ начальной школы соответствует требовани€м к Ёќ–, разработанные ј.ё. ”варовым, √.ћ. ¬одопь€н и позвол€ет организовать работу над проектом с целью развити€ компонентов исследовательской компетентности младших школьников.

ј.ё. ”варов, √.ћ. ¬одопь€н предлагают разработать инновационные ”ћ , требующие от школьников:

  • осваивать исследовательскую позицию, принимать на себ€ роль экспериментатора, провер€ть гипотезы и стремитьс€ делать выводы на основе собранной информации;
  • работать в малых группах или командах дл€ формировани€ навыков сотрудничества, свободного изложени€ своих идей, установлени€ взаимосв€зи между новыми пон€ти€ми и ранее изученным материалом;
  • работать в услови€х реального мира, использу€ средства »“ (спутниковые карты и метеонаблюдени€, исторические интернет - архивы, социологические обследовани€, инструментальные наблюдени€ и т.п.);
  • гибко использовать мультимедиаресурсы дл€ работы с изучаемым материалом, выполн€ть и представл€ть собственные разработки, демонстрирующие результаты их учебной работы.

ѕреимущества использовани€ Ёќ– в начальной школе:

  1. »спользование пособи€ в 1 - 4 классах исключает необходимость тратить врем€ на запись домашних и классных заданий.
  2. Ёќ– дает возможность провести пропедевтическую подготовку ученика начальной школы к базовому курсу изучени€ » “. Ёто позвол€ет школьнику более осознанно работать на компьютере впоследствии.
  3. Ёќ– содержит большое количество иллюстраций. ѕоскольку главным принципом обучени€ в этом возрасте €вл€етс€ нагл€дность, это способствует более полному воспри€тию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний. –абота€ с каждым заданием самосто€тельно, у учащихс€ по€вл€етс€ возможность максимально приложить свои способности дл€ его выполнению, что способствует более качественному усвоению изучаемого материала.
  4. »спользу€ особенности гипертекста - переход к любому участку текста, начало с любого момента, выход из программы, возможность многократных повторений, позвол€ет эффективно осуществл€ть дифференцированный подход к учащимс€.

ѕодготовительный этап исследовани€ €вл€етс€ достаточно продолжительным и трудоемким. »менно на подготовительном этапе учитель должен продумать замысел и разработать структуру исследовани€; методический паспорт проекта, создать организационные, дидактические, методические материалы.

¬ основном текстовый процессор (MS Word, Writer) на данном этапе примен€ют дл€ создани€ дидактических материалов, способствующих эффективной организации исследовательской де€тельности: инструкций к задани€м, шаблонов дневников наблюдений за €влени€ми природы, публикаций дл€ дополнительного чтени€, шаблонов дл€ заполнени€ результатов исследовательской и практической де€тельности учащихс€.

ƒл€ разработки контролирующих материалов учитель может примен€ть такие программные средства »“, как текстовый и табличные процессоры.  омплект дидактических материалов, созданных в электронных таблицах (MS ≈хсеl, Calc), может включать в себ€ проверочные тесты, кроссворды, таблицы Ђлинии времениї, социологические диаграммы, контрольные задани€, карточки, анкеты с автоматической обработкой данных.

–ис.2 . ќбразец электронного кроссворда

 

–ис. 3. ѕример заполненного шаблона дл€ обработки результатов опроса одноклассников и родителей

 онтролирующие материалы, разработанные в среде текстового процессора (MS Word, Writer): кнопочные и флажковые тесты, электронные карточки-задани€, позвол€ют оценить уровень усвоени€ темы учеником при непосредственном анализе учителем качества их выполнени€.

–ассмотрим более подробно содержание этапа реализации исследовани€, т.к. он €вл€етс€ ведущим в формировании у младших школьников исследовательской компетентности, основных умений и навыков самосто€тельной творческой поисковой работы.

—о страницы "—одержание" использу€ гиперссылку можно перейти на страницы с этапами проекта, справочными материалами, а со страниц этапов проекта (Ётап планировани€) по гиперссылке можно перейти к контролирующим задани€м (ѕроверь свои знани€), справочным материалам (ѕриложени€), шаблону маршрута исследовани€ (ћаршрут исследовани€). —о страниц каждого этапа, приложений, использу€ гиперссылку (зеленую стрелку), можно вернутьс€ на страницу с содержанием. ячейки желтого цвета предназначены дл€ ввода информации по проекту младшим школьником непосредственно в пособие (рис. 4).

–ис. 4.‘рагмент Ёќ–

–абота над исследованием строитс€ совместно учителем Ц руководителем исследовани€ и учащимис€ по следующим этапам:

  • ќрганизационный этап. ƒанный этап включает выбор темы исследовани€, его типа, количества участников. ќсновное внимание удел€етс€ выбору темы исследовани€. ¬ыбор тематики исследовани€ в разных ситуаци€х может быть различным. ¬ одних случа€х учител€ определ€ют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихс€. ¬ других Ч тематика исследований, особенно предназначенных дл€ внеурочной де€тельности, может быть предложена и самими учащимис€, которые ориентируютс€ при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. ќбычно темы учебных исследований затрагивают практические вопросы, актуальные дл€ повседневной жизни и требующие привлечени€ знаний учащихс€ не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышлени€, исследовательских навыков. “аким образом, достигаетс€ интеграци€ знаний из различных предметных областей.

ќт правильного выбора темы зависит результат работы. “ема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе положительный зар€д. ѕравила выбора темы исследований дл€ младших школьников описаны —авенковым ј.».

Ќа данном этапе определ€ютс€ возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. —ами же проблемы выдвигаютс€ учащимис€ с помощью учител€, который использует такие методические приемы:

    • навод€щие вопросы;
    • ситуации, способствующие определению проблем;
    • Ђмозгова€ атакаї с последующим коллективным обсуждением.

ћладшим школьникам мы можем объ€снить, что проблема - это затруднение, неопределенность, чтобы устранить проблему, требуетс€ выполнить определенные действи€, во-первых, это действи€ направлены на исследование всего, что св€зано с данной проблемной ситуацией. ѕод проблемной ситуацией понимаетс€ теоретическа€ или практическа€ ситуаци€, в которой нет соответствующего обсто€тельствам решени€ и котора€ поэтому заставл€ет остановитьс€ и задуматьс€. ‘ормулиру€ проблему с младшим школьником, следует про€вл€ть гибкость, не стоит непременно требовать €сного осознани€ и формулировани€ проблемы, четкого обозначени€ цели. ¬полне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. ј.». —авенков считает это положение принципиальным в формировании и развитии навыков исследовательского поведени€.

”мение видеть проблемы Ц интегральное свойство, характеризующее мышление человека. ƒл€ развити€ умени€ видеть проблемы можно использовать специальные упражнени€ и методики: методика "ѕосмотри на мир чужими глазами", методика "—оставьте рассказ от имени другого персонажа", задание "—оставьте рассказ, использу€ данную концовку", ћетод шести думательных шл€п, задани€ "—колько значений у предмета", "Ќазовите как можно больше признаков предметов".

¬ажным умением дл€ исследовател€ €вл€етс€ умение задавать вопросы. ћладшие школьники люб€т задавать вопросы. ¬ процессе исследовани€ умение задавать вопросы играет ключевую роль. “ермины "проблема", "вопрос" близкие, но не тождественные пон€ти€. ¬опрос рассматриваетс€ как форма выражени€ проблемы, проблема имеет более сложную структуру по сравнению с вопросом.

¬опрос младшего школьника направл€ет его мышление на поиск ответа, побуждает потребность в познании.

¬опросы можно разделить на 2 группы (схема 1).

1. ”точн€ющие: верно ли, чтоЕ, должен ли Е.

”точн€ющие вопросы могут быть простыми и сложными.

1) ѕростые можно разделить на 2 группы: условные и безусловные.

2) —ложные вопросы Ц вопросы, состо€щие из нескольких вопросов.

2. ¬осполн€ющие. ќни включают в свой состав слова "где", "когда", "кто", "что", "почему", "какие" и др.

ѕредпосылкой, базисом вопроса €вл€ютс€ исходные знани€. ќни в €вной или не€вной форме могут быть отражены в вопросе. Ќеполноту базовых знаний необходимо устранить. Ќа это указывают слова "где", "когда", "кто", "что", "почему", "какие", которые €вл€ютс€ операторами вопроса.

ƒл€ развити€ умени€ задавать вопросы используютс€ различные задани€: " акие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?", "Ќайти загаданное слово", "«адайте как можно больше вопросов герою, изображенному на рисунке", "¬опросы машине времени", "¬опросы незнакомца", "¬опросы домашних животных", игра "”гадай о чем спросили".

ƒемонстраци€ на уроке учебной презентации (MS –оwerPoint, Impress, SMART Notebook) способствует определению темы исследовани€, привлечению учащихс€ к исследовательской де€тельности, дл€ повышени€ мотивации, активизации учащихс€, принимающих участие в исследовании.

Ќа данном этапе исследовани€ также можно эффективно использовать граф редактор дл€ создани€ визиток, отражающих де€тельность конкретного ученика в исследовательской группе. ÷елесообразно провести входной срез знаний с использованием контролирующего материала, разработанного на подготовительном этапе в текстовом, либо табличном процессорах.

¬ начале работы над проектом, на организационном этапе, ученик создает в папке, котора€ названа его фамилией и именем, папку с названием проекта к работе над которым он приступает, использу€ приложение "Ёлементы окна папки. ”правление окном", создава€ электронную эмблему команды, используют справочный материал "ќсновные сведени€ о программе Paint" из приложени€ тетради, Ёќ–.

Ётап текущей рефлексии. –ефлекси€ €вл€етс€ необходимым условием дл€ того, чтобы ученик увидел схему организации исследовани€, осознал рассматриваемую проблематику и оценил промежуточные результаты. ” учеников на данном этапе происходит осознание способов де€тельности, обнаружение ее смысловых особенностей.

‘ормы образовательной рефлексии различны: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происход€щих изменений на прот€жении этапа исследовани€. ”чащимс€ начальной школы нравитс€ графическа€ рефлекси€, когда требуетс€ начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе исследовани€ (например, начертить график погоды в классе во врем€ работы др.).

Ётап планировани€. ѕри возникновении проблемы ребенок конструирует способы ее решени€ - изобретает гипотезы, происходит следующа€ фаза мыслительного процесса Ц фаза решени€ проблемы. Ќовое знание впервые осознаетс€ исследователем в форме гипотезы. √ипотеза выступает необходимым моментом мыслительного процесса.

ќдним из главных, базовых умений исследовател€ €вл€етс€ умение выдвигать гипотезы, строить предположени€. ¬ этом процессе требуетс€ оригинальность и гибкость мышлени€, продуктивность. √ипотезы рождаютс€ в результате логических рассуждений и в итоге интуитивного мышлени€.

ћладшие школьники высказывают разные гипотезы по поводу того, что вид€т, слышат, чувствуют, много интересных гипотез рождаетс€ у младших школьников в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

ћладшим школьникам мы можем объ€снить, что гипотеза - это предположение, предположительное знание, еще не доказанное и не подтвержденное. »значально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. —тоит ее подтвердить, как она становитс€ теорией (подтвержденным новым знанием), если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превраща€сь в ложное предположение.

ѕо мнению —авенкова ј.»., в детских исследовани€х, направленных не столько на открытие нового знани€ дл€ человечества, сколько на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу "чем больше, тем лучше", поэтому имеют право на существование даже фантастические гипотезы, "провокационные идеи".

¬ыдвижение гипотез Ц важный мыслительный навык, обеспечивающий исследовательский поиск.

ѕоэтому в детских исследовани€х при формулировке рабочей гипотезы можно использовать следующие слова: "ћожет быть", "ѕредположим, что ...", "ƒопустим", "¬озможно", Ђ„то если ...", "ћы считаем, что ...".

—пособы проверки гипотез дел€тс€ на 2 группы:

  • теоретический способ предполагает опору на логику и анализ других теорий, знаний;
  • эмпирический способ предполагает наблюдени€ и эксперименты

»так, гипотеза у младшего школьника возникает как возможный вариант решени€ проблемы. ¬ ходе исследовани€ гипотеза подвергаетс€ проверке.

‘ормулировка гипотез Ц основа исследовательского, творческого мышлени€. √ипотезы открывают новые возможности, находить новые варианты решени€ проблем, далее в ходе анализа, эксперимента оценить их веро€тность.

÷енность предположений, фантастических идей в том, что они заставл€ют младшего школьника выйти за рамки обыденных представлений.

ƒл€ того чтобы научить младших школьников вырабатывать гипотезу, надо научить их размышл€ть, задавать вопросы, смотреть на объекты и €влени€ с разных точек зрени€. —авенков ј.». предлагает р€д заданий, способствующих развитию умени€ вырабатывать гипотезы: "ƒавайте вместе подумаем", "Ќайди причину событи€", "„то бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнени€ трех своих самых главных желаний?"

ѕри развитии умени€ вырабатывать гипотезы положительный педагогический эффект дают обсуждени€ известных гипотез, обсуждаемых в —ћ», попул€рных книгах.

—пособы решени€ проблем начинающими исследовател€ми во многом завис€т от выбранной темы. ”чителю надо помочь дет€м найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общеприн€тые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

”чащиес€ сами участвуют в первоначальном выборе предмета де€тельности, в обсуждении подход€щих рабочих методов решени€ проблемы, в расписании работы над исследованием и в выборе Ђконечного продуктаї. “екстовый процессор (MS Word, Writer), мастер презентации (MS –оwerPoint, Impress, SMART Notebook) можно использовать дл€ уточнени€ и конкретизации маршрута, плана исследовани€.

Ётап поиска. ќсобенностью данного этапа €вл€етс€ распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследовани€, поиска информации, прин€ти€ творческих решений. »менно на этом этапе осуществл€етс€ работа участников по своим индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам. ѕрограмма дл€ просмотра Web-страниц (Internet Explorer, Mozilla Firefox,Е) используетс€ дл€ поиска необходимой информации в Internet.

»сточники дл€ сбора материала во многом завис€т от того, кака€ избрана тема. Ќо и актуализаци€ поиска новой информации, вызванна€ задачей проведени€ исследовани€, создает благопри€тную почву дл€ привлечени€ ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

—ледует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемс€ с добытой информацией. √лавный смысл насто€щего исследовани€ - добыть знани€ самосто€тельно. Ќаиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее про€влени€х. ќчень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

ѕри проведении опроса младшие школьники занос€т полученные данные в бланк анкеты, затем в специальные €чейки электронного шаблона.

ѕромежуточные результаты и выводы. Ётот этап €вл€етс€ важным в организации внешней оценки исследований, потому что т. о. можно отслеживать их эффективность и недочеты, необходимость своевременной коррекции. ’арактер этой оценки в большой степени зависит от его темы (содержани€) и условий проведени€.

”чащиес€ под руководством учител€ Ц координатора исследовани€ в среде текстового или табличного процессоров заполн€ют шаблоны результатов исследований, разработанные учителем на подготовительном этапе. Ўаблоны, созданные в табличном процессоре (MS ≈хсеl, Calc), позвол€ют автоматически обработать внесенную учащимис€ числовую информацию и представить ее дл€ последующего анализа в виде графиков и диаграмм. ћастер презентации (MS –оwerPoint, Impress, SMART Notebook) на данном этапе целесообразно примен€ть дл€ нагл€дного представлени€ исследуемого объекта (видео, фотоматериалов) в ходе организации обсуждени€ по решению проблемы. Ќа данном этапе целесообразно провести выходной срез знаний с использованием контролирующего материала, разработанного в текстовом либо табличном процессоре.

Ётап текущей рефлексии. –ефлекси€ помогает ученикам сформулировать полученные результаты, скорректировать цели дальнейшей работы и свой образовательный путь. –ефлекси€ выступает как источник внутреннего опыта, способ самопознани€ и необходимый инструмент мышлени€. –ефлексивна€ де€тельность позвол€ет ученику осознать свою индивидуальность, котора€ про€вл€етс€ из анализа его предметной де€тельности и ее продуктов, потому что ученик про€вл€ет себ€ в тех приоритетных дл€ него област€х и способах де€тельности, которые присущи его индивидуальности.

«ащита исследовани€, отчет, оценка результатов. ќ выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и вс€кое насто€щее исследование, надо защитить. «ащита должна быть публичной, с привлечением, как авторов других исследований, так и зрителей (завучи, учител€, родители). ¬ ходе защиты ребенок учитс€ излагать добытую информацию, сталкиваетс€ с другими взгл€дами на проблему, учитс€ доказывать свою точку зрени€.

ѕространство класса дл€ публичного выступлени€ должно быть организовано т.о., чтобы все ученики могли слышать и видеть выступающего.

¬ажно, чтобы представленные материала отвечали не только содержанию исследовани€, но и эстетическим требовани€м, дет€м необходимо помочь выбрать способ представлени€ результатов, исход€ из темы и их собственных возможностей.

ѕеред началом выступлени€ учителю следует напомнить всем ученикам правила выступлений:

    • в классе во врем€ выступлени€ должна быть полна€ тишина,
    • выступающего нельз€ перебивать,
    • ему не нужно ничего подсказывать.

—ам учитель при выступлении демонстрирует образец поведени€.

¬рем€ защиты целесообразно ограничить 5-7 минут на доклад, 3 минуты на ответы на вопросы.

ѕосле выступлени€ учащемус€ следует задать вопросы: отвеча€ на вопросы, ученики должны понимать, что наличие вопросов после выступлени€ - показатель того, что выступление было интересным. ѕоэтому после выступлени€ либо выступающий предлагает классу задать вопросы, либо учитель сам делает это (если ученики, по какой - либо причине не задают вопросы, учитель задает вопросы сам). ”ченики начальной школы должны работать с вопросами на уточнение и понимание.

ѕо ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. ”чителю не стоит комментировать каждое выступление, лучше сделать это после того, как выступ€т все. ¬ комментари€х следует подчеркнуть удачные моменты в каждом выступлении. ≈сли какие - то ошибки учитель сочтет возможным рассмотреть, ему следует сделать акцент на способах избежать подобных ошибок в дальнейшем.

–езультаты выполненных исследований должны быть Ђос€заемымиї. ≈сли в ходе проекта рассматривалась теоретическа€ проблема, то результатом де€тельности €вл€етс€ конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы.

≈сли выдвигалась практическа€ проблема, то результатом служит конкретный результат, готовый к внедрению: видеофильм, альбом, компьютерна€ газета, альманах, доклад и т.д.

ћультимедийна€ презентаци€ (MS –оwerPoint, Impress, SMART Notebook) обеспечивает нагл€дное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступлени€. ќтчет также можно представить с помощью компьютерной газеты, выполненной в текстовом процессоре (MS Word, Writer) буклета, созданного с помощью инструментального средства MSublisher. (рис. 6).

ѕри выполнении отчета о проделанной исследовательской работе презентаци€ может иметь следующую структуру:

  • титульный слайд,
  • слайд, содержащий проблемный вопрос исследовани€,
  • слайд, содержащий гипотезу исследовани€,
  • слайд, с описанием хода исследовани€ (фото, сделанные во врем€ проведени€ исследовани€),
  • слайд, содержащий выводы, сделанные по окончанию исследовани€,
  • слайд со списком использованных источников (электронные и печатные).

¬ качестве ќќƒ дет€м предлагаетс€ алгоритм создани€ презентации с использованием шаблона.

јлгоритм создани€ презентации с использованием шаблона:

  1. ќткройте шаблон презентации Ђќтчет о работеї с –абочего стола.
  2. ¬ыберите шаблон оформлени€, который целесообразно применить к результатам вашего исследовани€.
  3. ¬ведите текст, соответствующий названию слайдов.
  4. —тавьте рисунки (диаграммы, таблицы).
  5. —охраните презентацию в своей папке. 

ѕеред началом выступлени€ учителю следует напомнить всем ученикам правила выступлений. —ам учитель при выступлении демонстрирует образец поведени€.

¬рем€ защиты целесообразно ограничить 5-7 минут на доклад, 3 минуты - ответы на вопросы.

ќтвеча€ на вопросы, ученики должны понимать, что наличие вопросов после выступлени€ - показатель того, что выступление было интересным. ѕоэтому после выступлени€ либо выступающий предлагает классу задать вопросы, либо учитель сам делает это (если ученики, по какой - либо причине не задают вопросы, учитель задает вопросы сам). ”ченики начальной школы должны работать с вопросами на уточнение и понимание.

ѕо итогам конференции необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

”чителю не стоит комментировать каждое выступление, лучше сделать это после того, как выступ€т все. ¬ комментари€х следует подчеркнуть удачные моменты в каждом выступлении. ≈сли какие - то ошибки учитель сочтет возможным рассмотреть, ему следует сделать акцент на способах избежать подобных ошибок в дальнейшем.

¬ оформлении дипломов, почетных грамот и благодарственных писем можно отразить тематику исследовани€, сделать их уникальными, дл€ их разработки использовать текстовый процессор (MS Word, Writer).

ќсобенностью проведени€ учебных исследований в начальной школе €вл€етс€ активное участие родителей в исследовательской де€тельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проводить во врем€ открытых внеклассных меропри€тий с приглашением родителей и награждением их благодарственными письмами.

–ефлекси€ результатов проекта €вл€етс€ важным заключительным этапом исследовательской де€тельности, способствующим осмыслению учеником собственных действий. ”чащийс€ не просто осознает сделанное, он осознает примененные им способы де€тельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. –ефлекси€ на данном этапе подразумевает анализ уже осуществленной де€тельности с целью фиксации результатов и повышени€ ее эффективности в дальнейшем. ѕо итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую де€тельность, но выстраивать ее структурную основу, напр€мую вытекающую из особенностей де€тельности предыдущей. »тогова€ рефлекси€ отличаетс€ от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учител€. ѕо окончании исследовани€ ученикам предлагаетс€ зан€тие, на которых они осуществл€ют рефлексию своей де€тельности, отвеча€ на вопросы: Ђ„ему € научилс€?ї, Ђ„его € достиг?ї, Ђ„то сделал?ї, Ђ„то у мен€ раньше не получалось, а теперь получаетс€?ї, Ђ ому € помог?ї.

–азработанный Ёќ– предназначен дл€ того, чтобы помочь учащимс€ через систему упражнений (индивидуальных и групповых) освоить базовые способы де€тельности, необходимые дл€ работы над проектами Ц основы работы с информацией, навыки работы в группе, основы планировани€ и др.

Ёќ– задает структуру организации проекта и содержание каждого этапа в общем виде, определ€ет последовательность действий младшего школьника, помога€ в освоении новых способов де€тельности через систему упражнений, которые должны выполн€тьс€ индивидуально и в группе.

Ћитература:

  1. —авенков ј.». ћетодика исследовательского обучени€ младших школьников [“екст]. —амара: »здательство Ђ”чебна€ литератураї, 2006. 208 с.
  2. ”варов, ј.ё. –аспространение инновационных учебно-методических материалов [“екст] / ј.ё. ”варов, √.ћ. ¬одопь€н. Ч ћ.: ”ниверситетска€ книга, 2008. Ц 168 с. Ч (Ѕибилиотека информатизации образовани€).
  3. ’ирь€нова ».—. Ёлектронное учебное пособие Ђ“етрадь проекто†дл€ учащихс€ начальной школы. ћ.:, ¬Ќ“»÷, 2008. - є 50200801657



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020