Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Электронная «Тетрадь исследований» как форма фиксации достижений воспитанников дополнительного образования в ходе проектно-исследовательской деятельности

Хирьянова И.С.
ст. преп. кафедры естественнонаучных дисциплин, специалист по УМР отдела ИМПО Интернет-центра ОмГПУ

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения отмечена необходимость приведения образования в соответствие с потребностями времени, общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением ИКТ. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка детей к решению проблем, к овладению исследовательской деятельностью. Организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает переход от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития ребенка.

Для работы над учебными исследовательскими проектами с младшими школьниками нами разработан электронный образовательный ресурс (ЭОР) "Тетрадь исследований ".

Тетрадь задаёт модульную структуру организации проектной деятельности, определяет последовательность действий учащегося. В тетрадях также имеются информационные материалы, необходимые для освоения каждого модуля (памятки, инструкции, справочный материал и др.). Тетрадь проектов содержит все необходимые материалы для проведения проектов на пропедевтическом этапе изучения информационных технологий (электронные шаблоны, справочные материалы, раздаточный материал для исследования и т.д.).

"Тетрадь исследований" содержит все необходимые материалы для проведения исследования с использованием ИКТ (справочные материалы, раздаточный материал для исследования, электронные шаблоны и т.д.). Также в ЭОР целесообразно включать кратко сформулированные основные теоретические сведения по изучаемой теме или разделу, на основе которых ученик может наблюдать, искать, доказывать, проверять, экспериментировать, открывать и обобщать.

Тетрадь предназначена для того, чтобы помочь учащимся через систему упражнений (индивидуальных и групповых) освоить базовые способы деятельности, необходимые для работы над проектами – основы работы с информацией, навыки работы в группе, основы планирования, делового общения и т.д. Тетрадь задаёт модульную структуру организации проектной деятельности.

Разработанный нами ЭОР "Тетрадь исследований" для учащихся начальной школы соответствует требованиям к ЭОР, разработанные А.Ю. Уваровым, Г.М. Водопьян и позволяет организовать работу над проектом с целью развития компонентов исследовательской компетентности младших школьников.

А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян предлагают разработать инновационные УМК, требующие от школьников:

  • осваивать исследовательскую позицию, принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремиться делать выводы на основе собранной информации;
  • работать в малых группах или командах для формирования навыков сотрудничества, свободного изложения своих идей, установления взаимосвязи между новыми понятиями и ранее изученным материалом;
  • работать в условиях реального мира, используя средства ИТ (спутниковые карты и метеонаблюдения, исторические интернет - архивы, социологические обследования, инструментальные наблюдения и т.п.);
  • гибко использовать мультимедиаресурсы для работы с изучаемым материалом, выполнять и представлять собственные разработки, демонстрирующие результаты их учебной работы.

Преимущества использования ЭОР в начальной школе:

  1. Использование пособия в 1 - 4 классах исключает необходимость тратить время на запись домашних и классных заданий.
  2. ЭОР дает возможность провести пропедевтическую подготовку ученика начальной школы к базовому курсу изучения ИКТ. Это позволяет школьнику более осознанно работать на компьютере впоследствии.
  3. ЭОР содержит большое количество иллюстраций. Поскольку главным принципом обучения в этом возрасте является наглядность, это способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний. Работая с каждым заданием самостоятельно, у учащихся появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнению, что способствует более качественному усвоению изучаемого материала.
  4. Используя особенности гипертекста - переход к любому участку текста, начало с любого момента, выход из программы, возможность многократных повторений, позволяет эффективно осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

Подготовительный этап исследования является достаточно продолжительным и трудоемким. Именно на подготовительном этапе учитель должен продумать замысел и разработать структуру исследования; методический паспорт проекта, создать организационные, дидактические, методические материалы.

В основном текстовый процессор (MS Word, Writer) на данном этапе применяют для создания дидактических материалов, способствующих эффективной организации исследовательской деятельности: инструкций к заданиям, шаблонов дневников наблюдений за явлениями природы, публикаций для дополнительного чтения, шаблонов для заполнения результатов исследовательской и практической деятельности учащихся.

Для разработки контролирующих материалов учитель может применять такие программные средства ИТ, как текстовый и табличные процессоры. Комплект дидактических материалов, созданных в электронных таблицах (MS Ехсеl, Calc), может включать в себя проверочные тесты, кроссворды, таблицы «линии времени», социологические диаграммы, контрольные задания, карточки, анкеты с автоматической обработкой данных.

Рис.2 . Образец электронного кроссворда

 

Рис. 3. Пример заполненного шаблона для обработки результатов опроса одноклассников и родителей

Контролирующие материалы, разработанные в среде текстового процессора (MS Word, Writer): кнопочные и флажковые тесты, электронные карточки-задания, позволяют оценить уровень усвоения темы учеником при непосредственном анализе учителем качества их выполнения.

Рассмотрим более подробно содержание этапа реализации исследования, т.к. он является ведущим в формировании у младших школьников исследовательской компетентности, основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы.

Со страницы "Содержание" используя гиперссылку можно перейти на страницы с этапами проекта, справочными материалами, а со страниц этапов проекта (Этап планирования) по гиперссылке можно перейти к контролирующим заданиям (Проверь свои знания), справочным материалам (Приложения), шаблону маршрута исследования (Маршрут исследования). Со страниц каждого этапа, приложений, используя гиперссылку (зеленую стрелку), можно вернуться на страницу с содержанием. Ячейки желтого цвета предназначены для ввода информации по проекту младшим школьником непосредственно в пособие (рис. 4).

Рис. 4.Фрагмент ЭОР

Работа над исследованием строится совместно учителем – руководителем исследования и учащимися по следующим этапам:

  • Организационный этап. Данный этап включает выбор темы исследования, его типа, количества участников. Основное внимание уделяется выбору темы исследования. Выбор тематики исследования в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика исследований, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. Обычно темы учебных исследований затрагивают практические вопросы, актуальные для повседневной жизни и требующие привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний из различных предметных областей.

От правильного выбора темы зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе положительный заряд. Правила выбора темы исследований для младших школьников описаны Савенковым А.И.

На данном этапе определяются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с помощью учителя, который использует такие методические приемы:

    • наводящие вопросы;
    • ситуации, способствующие определению проблем;
    • «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Младшим школьникам мы можем объяснить, что проблема - это затруднение, неопределенность, чтобы устранить проблему, требуется выполнить определенные действия, во-первых, это действия направлены на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Под проблемной ситуацией понимается теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Формулируя проблему с младшим школьником, следует проявлять гибкость, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. А.И. Савенков считает это положение принципиальным в формировании и развитии навыков исследовательского поведения.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Для развития умения видеть проблемы можно использовать специальные упражнения и методики: методика "Посмотри на мир чужими глазами", методика "Составьте рассказ от имени другого персонажа", задание "Составьте рассказ, используя данную концовку", Метод шести думательных шляп, задания "Сколько значений у предмета", "Назовите как можно больше признаков предметов".

Важным умением для исследователя является умение задавать вопросы. Младшие школьники любят задавать вопросы. В процессе исследования умение задавать вопросы играет ключевую роль. Термины "проблема", "вопрос" близкие, но не тождественные понятия. Вопрос рассматривается как форма выражения проблемы, проблема имеет более сложную структуру по сравнению с вопросом.

Вопрос младшего школьника направляет его мышление на поиск ответа, побуждает потребность в познании.

Вопросы можно разделить на 2 группы (схема 1).

1. Уточняющие: верно ли, что…, должен ли ….

Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.

1) Простые можно разделить на 2 группы: условные и безусловные.

2) Сложные вопросы – вопросы, состоящие из нескольких вопросов.

2. Восполняющие. Они включают в свой состав слова "где", "когда", "кто", "что", "почему", "какие" и др.

Предпосылкой, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту базовых знаний необходимо устранить. На это указывают слова "где", "когда", "кто", "что", "почему", "какие", которые являются операторами вопроса.

Для развития умения задавать вопросы используются различные задания: "Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?", "Найти загаданное слово", "Задайте как можно больше вопросов герою, изображенному на рисунке", "Вопросы машине времени", "Вопросы незнакомца", "Вопросы домашних животных", игра "Угадай о чем спросили".

Демонстрация на уроке учебной презентации (MS РоwerPoint, Impress, SMART Notebook) способствует определению темы исследования, привлечению учащихся к исследовательской деятельности, для повышения мотивации, активизации учащихся, принимающих участие в исследовании.

На данном этапе исследования также можно эффективно использовать граф редактор для создания визиток, отражающих деятельность конкретного ученика в исследовательской группе. Целесообразно провести входной срез знаний с использованием контролирующего материала, разработанного на подготовительном этапе в текстовом, либо табличном процессорах.

В начале работы над проектом, на организационном этапе, ученик создает в папке, которая названа его фамилией и именем, папку с названием проекта к работе над которым он приступает, используя приложение "Элементы окна папки. Управление окном", создавая электронную эмблему команды, используют справочный материал "Основные сведения о программе Paint" из приложения тетради, ЭОР.

Этап текущей рефлексии. Рефлексия является необходимым условием для того, чтобы ученик увидел схему организации исследования, осознал рассматриваемую проблематику и оценил промежуточные результаты. У учеников на данном этапе происходит осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей.

Формы образовательной рефлексии различны: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа исследования. Учащимся начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе исследования (например, начертить график погоды в классе во время работы др.).

Этап планирования. При возникновении проблемы ребенок конструирует способы ее решения - изобретает гипотезы, происходит следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым моментом мыслительного процесса.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность. Гипотезы рождаются в результате логических рассуждений и в итоге интуитивного мышления.

Младшие школьники высказывают разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют, много интересных гипотез рождается у младших школьников в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Младшим школьникам мы можем объяснить, что гипотеза - это предположение, предположительное знание, еще не доказанное и не подтвержденное. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией (подтвержденным новым знанием), если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение.

По мнению Савенкова А.И., в детских исследованиях, направленных не столько на открытие нового знания для человечества, сколько на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу "чем больше, тем лучше", поэтому имеют право на существование даже фантастические гипотезы, "провокационные идеи".

Выдвижение гипотез – важный мыслительный навык, обеспечивающий исследовательский поиск.

Поэтому в детских исследованиях при формулировке рабочей гипотезы можно использовать следующие слова: "Может быть", "Предположим, что ...", "Допустим", "Возможно", «Что если ...", "Мы считаем, что ...".

Способы проверки гипотез делятся на 2 группы:

  • теоретический способ предполагает опору на логику и анализ других теорий, знаний;
  • эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты

Итак, гипотеза у младшего школьника возникает как возможный вариант решения проблемы. В ходе исследования гипотеза подвергается проверке.

Формулировка гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы открывают новые возможности, находить новые варианты решения проблем, далее в ходе анализа, эксперимента оценить их вероятность.

Ценность предположений, фантастических идей в том, что они заставляют младшего школьника выйти за рамки обыденных представлений.

Для того чтобы научить младших школьников вырабатывать гипотезу, надо научить их размышлять, задавать вопросы, смотреть на объекты и явления с разных точек зрения. Савенков А.И. предлагает ряд заданий, способствующих развитию умения вырабатывать гипотезы: "Давайте вместе подумаем", "Найди причину события", "Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний?"

При развитии умения вырабатывать гипотезы положительный педагогический эффект дают обсуждения известных гипотез, обсуждаемых в СМИ, популярных книгах.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Учителю надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов решения проблемы, в расписании работы над исследованием и в выборе «конечного продукта». Текстовый процессор (MS Word, Writer), мастер презентации (MS РоwerPoint, Impress, SMART Notebook) можно использовать для уточнения и конкретизации маршрута, плана исследования.

Этап поиска. Особенностью данного этапа является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, принятия творческих решений. Именно на этом этапе осуществляется работа участников по своим индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам. Программа для просмотра Web-страниц (Internet Explorer, Mozilla Firefox,…) используется для поиска необходимой информации в Internet.

Источники для сбора материала во многом зависят от того, какая избрана тема. Но и актуализация поиска новой информации, вызванная задачей проведения исследования, создает благоприятную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

При проведении опроса младшие школьники заносят полученные данные в бланк анкеты, затем в специальные ячейки электронного шаблона.

Промежуточные результаты и выводы. Этот этап является важным в организации внешней оценки исследований, потому что т. о. можно отслеживать их эффективность и недочеты, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит от его темы (содержания) и условий проведения.

Учащиеся под руководством учителя – координатора исследования в среде текстового или табличного процессоров заполняют шаблоны результатов исследований, разработанные учителем на подготовительном этапе. Шаблоны, созданные в табличном процессоре (MS Ехсеl, Calc), позволяют автоматически обработать внесенную учащимися числовую информацию и представить ее для последующего анализа в виде графиков и диаграмм. Мастер презентации (MS РоwerPoint, Impress, SMART Notebook) на данном этапе целесообразно применять для наглядного представления исследуемого объекта (видео, фотоматериалов) в ходе организации обсуждения по решению проблемы. На данном этапе целесообразно провести выходной срез знаний с использованием контролирующего материала, разработанного в текстовом либо табличном процессоре.

Этап текущей рефлексии. Рефлексия помогает ученикам сформулировать полученные результаты, скорректировать цели дальнейшей работы и свой образовательный путь. Рефлексия выступает как источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, которая проявляется из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, потому что ученик проявляет себя в тех приоритетных для него областях и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности.

Защита исследования, отчет, оценка результатов. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением, как авторов других исследований, так и зрителей (завучи, учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Пространство класса для публичного выступления должно быть организовано т.о., чтобы все ученики могли слышать и видеть выступающего.

Важно, чтобы представленные материала отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям, детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

Перед началом выступления учителю следует напомнить всем ученикам правила выступлений:

    • в классе во время выступления должна быть полная тишина,
    • выступающего нельзя перебивать,
    • ему не нужно ничего подсказывать.

Сам учитель при выступлении демонстрирует образец поведения.

Время защиты целесообразно ограничить 5-7 минут на доклад, 3 минуты на ответы на вопросы.

После выступления учащемуся следует задать вопросы: отвечая на вопросы, ученики должны понимать, что наличие вопросов после выступления - показатель того, что выступление было интересным. Поэтому после выступления либо выступающий предлагает классу задать вопросы, либо учитель сам делает это (если ученики, по какой - либо причине не задают вопросы, учитель задает вопросы сам). Ученики начальной школы должны работать с вопросами на уточнение и понимание.

По ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. Учителю не стоит комментировать каждое выступление, лучше сделать это после того, как выступят все. В комментариях следует подчеркнуть удачные моменты в каждом выступлении. Если какие - то ошибки учитель сочтет возможным рассмотреть, ему следует сделать акцент на способах избежать подобных ошибок в дальнейшем.

Результаты выполненных исследований должны быть «осязаемыми». Если в ходе проекта рассматривалась теоретическая проблема, то результатом деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы.

Если выдвигалась практическая проблема, то результатом служит конкретный результат, готовый к внедрению: видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.

Мультимедийная презентация (MS РоwerPoint, Impress, SMART Notebook) обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления. Отчет также можно представить с помощью компьютерной газеты, выполненной в текстовом процессоре (MS Word, Writer) буклета, созданного с помощью инструментального средства MS Рublisher. (рис. 6).

При выполнении отчета о проделанной исследовательской работе презентация может иметь следующую структуру:

  • титульный слайд,
  • слайд, содержащий проблемный вопрос исследования,
  • слайд, содержащий гипотезу исследования,
  • слайд, с описанием хода исследования (фото, сделанные во время проведения исследования),
  • слайд, содержащий выводы, сделанные по окончанию исследования,
  • слайд со списком использованных источников (электронные и печатные).

В качестве ООД детям предлагается алгоритм создания презентации с использованием шаблона.

Алгоритм создания презентации с использованием шаблона:

  1. Откройте шаблон презентации «Отчет о работе» с Рабочего стола.
  2. Выберите шаблон оформления, который целесообразно применить к результатам вашего исследования.
  3. Введите текст, соответствующий названию слайдов.
  4. Ставьте рисунки (диаграммы, таблицы).
  5. Сохраните презентацию в своей папке. 

Перед началом выступления учителю следует напомнить всем ученикам правила выступлений. Сам учитель при выступлении демонстрирует образец поведения.

Время защиты целесообразно ограничить 5-7 минут на доклад, 3 минуты - ответы на вопросы.

Отвечая на вопросы, ученики должны понимать, что наличие вопросов после выступления - показатель того, что выступление было интересным. Поэтому после выступления либо выступающий предлагает классу задать вопросы, либо учитель сам делает это (если ученики, по какой - либо причине не задают вопросы, учитель задает вопросы сам). Ученики начальной школы должны работать с вопросами на уточнение и понимание.

По итогам конференции необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Учителю не стоит комментировать каждое выступление, лучше сделать это после того, как выступят все. В комментариях следует подчеркнуть удачные моменты в каждом выступлении. Если какие - то ошибки учитель сочтет возможным рассмотреть, ему следует сделать акцент на способах избежать подобных ошибок в дальнейшем.

В оформлении дипломов, почетных грамот и благодарственных писем можно отразить тематику исследования, сделать их уникальными, для их разработки использовать текстовый процессор (MS Word, Writer).

Особенностью проведения учебных исследований в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проводить во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением родителей и награждением их благодарственными письмами.

Рефлексия результатов проекта является важным заключительным этапом исследовательской деятельности, способствующим осмыслению учеником собственных действий. Учащийся не просто осознает сделанное, он осознает примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Рефлексия на данном этапе подразумевает анализ уже осуществленной деятельности с целью фиксации результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать ее структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании исследования ученикам предлагается занятие, на которых они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

Разработанный ЭОР предназначен для того, чтобы помочь учащимся через систему упражнений (индивидуальных и групповых) освоить базовые способы деятельности, необходимые для работы над проектами – основы работы с информацией, навыки работы в группе, основы планирования и др.

ЭОР задает структуру организации проекта и содержание каждого этапа в общем виде, определяет последовательность действий младшего школьника, помогая в освоении новых способов деятельности через систему упражнений, которые должны выполняться индивидуально и в группе.

Литература:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. 208 с.
  2. Уваров, А.Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов [Текст] / А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян. — М.: Университетская книга, 2008. – 168 с. — (Бибилиотека информатизации образования).
  3. Хирьянова И.С. Электронное учебное пособие «Тетрадь проектов« для учащихся начальной школы. М.:, ВНТИЦ, 2008. - № 50200801657



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017