Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМНОЙ АКТИВНОСТИ ПРОБ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ЕЙСКЕ

Автор: Сотскова Елена Вячеславовна
ученица 10 класса МОУ Гимназия № 14

Руководитель: Семке Андрей Иванович
учитель физики МОУ СОШ № 11 г.Ейска

Ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с самого ее рождения. Любой человек слегка радиоактивен: в тканях человеческого тела одним из главных источников природной радиации являются калий-40 и рубидий-87, причем не существует способа от них избавиться.

Среднее значение эквивалентной дозы облучения, обусловленной естественным радиационным фоном, составляет около 2 мЗв в год (0,2 бэр в год). Поэтому можно с уверенностью сказать, что дозы облучения, близкие к уровню естественного фона, не представляют серьезной опасности для организмов.

Учитывая, что современный человек до 80% времени проводит в помещениях - дома или на работе, где и получает основную дозу радиации: хотя здания защищают от излучений извне, в стройматериалах, из которых они построены, содержится природная радиоактивность.

В данной работе изучен и исследован вопрос, связанный с исследованием радиоактивных свойств некоторых строительных материалов: измерение объемной активности проб. Исследован радиационный фон и объемная активность проб строительных материалов в городе Ейске.

Строительные материалы и их характеристики

Радиационная безопасность является одним из важнейших гигиенических критериев экологической безопасности материала и представлена в медицине в разделе радиационной гигиены человека.

Так как человек большую часть своей жизни проводит в здании, то помимо природного радиоактивного излучения он испытывает и нагрузки от техногенно измененной среды обитания и, в первую очередь, от строительных материалов, которые использованы при строительстве зданий. Наглядно о нагрузках на человека строительных материалов, из которых сделаны стены здания, можно судить по нижеприведенным данным. Например, при проживании в течение года в различных домах человек получает следующие дозы излучения от стен:

  • в кирпичном доме — от 50 до 100 мбэр;
  • в бетонном доме — от 70 до 100 мбэр;
  • в деревянном доме — от 30 до 50 мбэр.

Для сравнения человек за год получает также дозу природного излучения:

  • от космических лучей — 45 мбэр;
  • от почвы — 15 мбэр;
  • от воды, пищи, воздуха — 25 мбэр;
  • от рентгеновской диагностики (флюорография) — 370 мбэр;
  • при перелете самолетом на расстояние 2 400 км — 1 мбэр;
  • ежедневный в течение года 3-часовой просмотр ТВ — 0,5 мбэр

При рассмотрении приведенных выше данных и учитывая, что согласно нормам радиационной безопасности (НРБ-76/87) для работающих в контакте с радиоактивными излучениями установлена предельно допустимая доза за год 5 бэр, видно, что перечисленные в примере нагрузки находятся в пределах естественного радиационного фона. Среди зданий по этому показателю благоприятно выделяется деревянный дом.

Превышение фона можно выявить, если просуммировать радиационные нагрузки от использованных в здании материалов с другими перечисленными выше нагрузками. Особую осторожность надо проявлять при выборе строительных, материалов минерального состава, избегая использования строительного материала с повышенной радиационной активностью.

Рост требований к экологически безопасному строительству связан не просто с созданием комфортной среды проживания в доме, но и с обеспечением полной безопасности жилища для здоровья человека. Установление класса материала по радиационной безопасности в настоящее время сводится только к определению эффективной удельной активности естественных радионуклидов (ЕРН).

Цель исследования: определить объемную активность проб строительных материалов, применяемых в городе Ейске

Задачи исследования:

  1. Дать радиоактивную характеристику строительных материалов, которые используются в городе Ейске.
  2. Исследовать процессы, происходящие в строениях, при строительстве которых используются современные строительные материалы

Объект исследования: экологические процессы, происходящие в строениях, при строительстве которых используются современные материалы.

Приборы и материалы: дозиметр бытовой QUARTEX, дозиметр РКСБ-104, емкости под строительные материалы объемом 2л (полиэтиленовые пакеты).

Гипотеза исследования: строительные материалы, сделанные из природных компонентов, имеют в своем составе радионуклиды, следовательно, объемная активность этих материалов выше естественного.

Выбирая концепцию обеспечения россиян жильем, необходимо определиться, какую задачу в настоящий момент времени мы решаем: срочное решение проблемы «крыши над головой» или «обеспечение комфортным, безопасным, эффективным жильем граждан России»

При всем многообразии вариантов конструктивного исполнения каркасно-панельных домов, представленных на российском рынке, остановимся для анализа на наиболее распространенном: каркас из дерева, теплоизоляция из базальтовой (минеральной) ваты.

Каркасно-панельные дома - это многослойный «пирог», состоящий из множества элементов: каркас, утеплитель, пароизоляция, гипсокартон, обои, ветрозащита, плита, OSB, наружная отделка (кирпич, штукатурка, ЦСП, вагонка), плюс конструкции для создания вентиляционных зазоров. Каждый элемент выполняет строго определенную функцию, поэтому нарушение нормальной эксплуатации одного из элементов приводит к повреждению всей конструкции.

Воздействие строительных изделий на окружающую среду излагают в декларации об окружающей среде согласно DIN ISO 14025. Декларация об окружающей среде предоставляет информацию об изделиях из экологического баланса, что дает возможность сравнивать изделия с одинаковым набором функций.

Содержание и метод выполнения работы

Радиационный фон Земли складывается из трех компонентов:

  • излучения, обусловленного космическим излучением;
  • излучения от рассеяния в земной коре, почве, воздухе, воде и других объектах внешней среды естественных радионуклидов;

Источник

облучения

Эквивалентная доза

 

МкЗв/год

Мбэр/год

Природные источники (естественный радиационный фон):

Внешние

620

62

Внутренние

380

38

Строительные материалы минерального

происхождения (облучение за счет пребывания

в зданиях)

1050

105

Медицинская рентгенодиагностика

(рентгенография, флюорография)

1400

140

Радиоактивные продукты ядерных взрывов

23

2,3

Теплоэлектростанция на угле мощностью 1000

МВт (на расстоянии до 20 км)

6-60

0,6-6

Атомная электростанция мощностью 1000

МВт (на расстоянии до 20 км)

0,1-1

0,01-0,1

Телевидение (4 ч в день)

10

1

Полет на самолете (на расстояние 2000 км)

5

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- излучения от искусственных радионуклидов, образовавшихся при испытаниях ядерного
топливного цикла, предприятиями и учреждениями, работающими с радиоактивными веществами
и использующими их в медицине, науке, технике или сельском хозяйстве.

Для измерения уровня радиационного фона и радиоактивной загрязненности атмосферы, почвы, воды, продуктов питания используются приборы - дозиметры или радиометры, например «Белла», «ЭКО», ИРД - 03Б1.

Оценка уровня радиационной безопасности

Порядок выполнения работы:

    1. Поместили прибор в исследуемой контрольной точке и произвели замеры мощности дозы радиационного излучения 100 раз;
    2. Рассчитали среднее значение мощности дозы;
    3. Сравнили полученные в работе значения мощности дозы излучения с предельно допустимым уровнем фоновой радиации (0,1 - 0,33 мкЗв/ч).

Определение уровня загрязненности строительных материалов.

Порядок выполнения работы:

    1. Установили прибор вплотную к пробе и сняли последовательно 100 показаний;
    2. Рассчитали среднее значение мощности дозы от пробы;
    3. Определили фоновое излучение;
    4. Рассчитали объемную активность пробы в Беккерелях на литр. Для этого от среднего значения мощности дозы отняли значение фоновой радиации, затем полученное число умножили на 1000 для пробы объемом 2 л.

Экспериментальные исследования

Определение значения радиационного фона

а) Жилое помещение

мкР/ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

N,

2

0

3

6

3

11

4

10

9

11

10

6

кол-во

мкР\ч

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

N,

6

5

3

1

4

3

2

0

0

0

0

1

кол-во

Произвели 100 измерений, рассчитали среднее значение. Получили среднее значение 9,9 мкР/ч.

В результате убедились, что полученный результат безопасный, так как входит в промежуток от 8 мкР/ч до 11 мкР/ч.

б) Затирка для плиточных швов (Боларс); (Изготовитель: Россия, Московская область)

мкР/ч

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

N,

2

0

4

2

2

5

4

12

8

5

3

8

8

9

4

6

кол-во

мкР/ч

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

N,

3

3

2

2

1

1

1

0

2

0

1

1

0

0

1

кол-во

 

 

 

 

 

 

Провели 100 измерений, рассчитали среднее значение дозы излучений. Получили среднее значение 20,08 мкР/ч.

Радиационный фон повышен 2,1 раза, но не превышает предельно-допустимую норму. 

с) Штукатурка (Изготовитель: Турция)

мкР/ч

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

N,

1

0

1

1

3

2

2

, 5

10

7

9

13

4

кол-во

мкР/ч

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

N,

4

4

9

5

4

7

3

1

1

2

1

1

кол-во

 

 

 

Произвели 100 измерений, рассчитали среднее значение дозы излучений. Получили среднее значение 15,04 мкР/ч.

Радиационный фон повышен 1,5 раза, но не превышает предельно-допустимую норму.

d) Негашеная известь (Изготовитель: Турция)

мкР/ч

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

N,

1

3

2

2

1

3

3

4

5

8

6

7

7

10

10

5

кол-во

мкР/ч

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

N,

4

3

3

4

1

3

2

1

0

1

0

0

0

0

1

1

кол-во

Произвели 100 измерений, рассчитали среднее значение. Получили среднее значение 19,06 мкР/ч.

Радиационный фон повышен 1,9 раза, но не превышает предельно-допустимую норму.

е) Цемент (Изготовитель: Россия, Краснодарский край, Новороссийск)

мкР/ч

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

N,

1

0

3

2

0

1

5

7

6

8

5

4

кол-во

мкР/ч

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

N,

2

6

5

8

5

4

7

5

10

2

3

1

кол-во

Произвели 100 измерений, рассчитали среднее значение. Получили среднее значение 20,02 мкР/ч.

Радиационный фон повышен 2,1 раза, но не превышает предельно-допустимую норму.

f) Шпаклевка гипсовая; (Изготовитель: Турция):

мкР/ч

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

N, кол-во

1

2

0

1

2

4

2

4

9

3

12

10

7

7

мкР/ч

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

N, кол-во

5

6

2

5

4

4

2

1

0

2.

2

0

2

1

Произвели 100 измерений, рассчитали среднее значение. Получили среднее значение 14,46 мкР/ч.

Радиационный фон повышен 1,4 раза, но не превышает предельно-допустимую норму.

g) Гипс; (Изготовитель: Россия, Краснодарский край, Новороссийск):

мкР/ч

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

N,

1

0

2

3

3

2

9

4

9

11

7

11

7

кол-во

мкР/ч

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

N,

6

3

5

5

4

1

2

1

1

1

1

1

кол-во

Произвели 100 измерений, рассчитали среднее значение. Получили среднее значение 15,72 мкР/ч.

Радиационный фон повышен 1,5 раза, но не превышает предельно-допустимую норму.

2) Определение объемной активности проб строительных материалов

Название пробы

Мощность дозы от пробы

(среднее значение)

Фоновое излучение

Объемная активность пробы

мкР/ч

мкР/ч

мБк/л

а)Жилое помещение

9,9

9,9

-

b) Затирка для плиточных швов

20,08

9,9

10900

с) Штукатурка

15,04

9,9

5140

d) Негашеная известь

19,06

9,9

9160

е) Цемент

20,02

9,9

10200

f) Шпаклевка гипсовая

14,46

9,9

4560

g) Гипс

15,72

9,9,

5820

Из результатов наших исследований можно сделать вывод, что все строительные смеси, используемые при строительстве и ремонте жилых помещений имеют в своем составе радионуклиды. Самая высокая концентрация в затирке для плиточных швов и цементе, минимальная концентрация в гипсовой шпаклевке.

Заключение.

В результате наших исследований мы определили, что в целом радиационный фон строительных материалов находится в норме. Так в жилом помещении радиационный фон составил 9,9 мкР/ч. Объемная активность проб строительных смесей отличается от нормальной: максимальное значение имеют цемент и затирка для полов, минимальное значение шпаклевка из гипса.

С экологической точки зрения данные смеси не лучшим образом отразятся на жителях домов, в которых использовались исследуемые строительные материалы, так как при их использовании радиационный фон повышается в 2-2,2 раза.

Результаты измерений соответствуют нашей гипотезе исследования и обусловлено тем, что при производстве строительных смесей используется природный материал, порода, в которых концентрация радионуклидов превышает естественную концентрацию.

Исследования проб строительных материалов покали, что объемная активность проб в норме и не превышает предельно-допустимую норму радионуклидов. 

Литература

  1. Физика: Школьный курс. - М: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 688с: ил. - Ф 50
  2. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика: Оптика. Квантовая физика. - М.: Дрофа, 2001.- 464с
  3. Семке А.И. Исследовательские работы в профильных классах. М. Первое сентября. 2004
  4. Шахмаев Н. М., Шодиев Д. Ш. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 239 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017