јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


√уманитарно-экологические исследовани€ как возможность повышени€ творческого потенциала и социальной активности детей и юношества (на примере Ќижегородской области)

Ћ€паева ќльга Ќиколаевна
заведующа€ сектором гуманитарной экологии ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области

јлександрова ќльга »вановна
ведущий специалист ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области

ѕри исследовании экологических проблем современного мира закономерно по€вилс€ интерес к тому, что собой представл€ла та или ина€ территори€ изначально, как она осваивалась, как относились к земле и окружающей природе те народы, которые €вл€ютс€ автохтонным населением, какие изменени€ привнесли миграционные процессы, формирование общероссийского рынка, как складывалось отношение к среде жизненного пространства в прошлом. Ёти вопросы наход€тс€ на стыке естественных и гуманитарных наук. “радиционные этнические культуры направлены на осуществление неразрушающего природопользовани€. ƒл€ работы в этом направлении в отделе экологического образовани€ и воспитани€ государственного образовательного учреждени€ дополнительного образовани€ детей Ђ÷ентр развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской областиї в 2001 г. был создан сектор гуманитарной экологии.

—отрудники сектора разработали программы, целью которых стало вы€снение указанных выше вопросов. ѕр€ма€ их постановка перед детскими исследовательскими группами была бы нецелесообразна и очень сложна. ѕоэтому были выделены конкретные темы, работа над которыми позволила бы дет€м заинтересоватьс€ народной культурой, ее св€з€ми с окружающей природой.

Ѕольшой интерес сразу вызвала тема ЂЁтноэкологи€ природного пространства: почитание воды и мира лесаї. ¬ ее рамках можно было заниматьс€ низшей демонологией Ц вы€влением духов, персонажей легенд и преданий, которые выступали хранител€ми природных богатств, требовали к себе особого отношени€, следовани€ неписаным законам, нарушение которых, как правило, строго наказывалось. “ака€ постановка вопроса была дет€м пон€тна, интересна и в то же врем€ выводила на серьезную проблематику народных традиций отношени€ к природе, сравнени€ в этом отношении различных народов, насел€ющих Ќижегородскую область: русских, мордвы, марийцев, татар, чувашей.  ажда€ тема имеет и практические выходы. ¬ рамках Ђпочитани€ водыї реализовывалс€ проект Ђ—орок ключейї, который не только был направлен на вы€вление почитаемых родников, легенд, св€занных с ними, свойств родниковой воды, способов ее применени€ в лечебных цел€х, но и предполагал расчистку и обустройство заброшенных источников.

ƒруга€ тема, с энтузиазмом исследуема€ детскими коллективами Ц ЂЁтно-экологические аспекты изучени€ традиционных обр€дов и праздниковї. ƒети знаком€тс€ с календарем земледельца, его прив€зкой к климатическим услови€м, эстетикой и психологией народной праздничной культуры, вы€вл€ют местные особенности обр€довой составл€ющей праздников. ¬ результате этих исследований во многих селах и деревн€х области традиции праздновани€ св€ток, масленицы, встречи весны и других, чтимых в народе календарных праздников стали возрождатьс€ не по инициативе органов культуры, а по инициативе самих детей, и с каждым годом в эти праздновани€ включаетс€ все больше различных групп населени€. Ќередко школа становитс€ дл€ села насто€щим культурным центром, который объедин€ет не только учителей, учащихс€ и родителей, но также представителей районной администрации, ветеранов, народных мастеров.

¬ ходе изучени€ темы ЂЁтноэкологи€ мира человека: топонимика, природопользованиеї дети узнают, каким образом маркируетс€ окружающее пространство, какую роль в этом играют природные объекты и де€тельность человека. ”дел€етс€ внимание отражению в топонимике характеристики природных объектов, истории кра€, де€тельности предшествующих поколений. ¬ то же врем€ вы€вл€ютс€ редкие природные объекты. ¬ результате формируетс€ понимание необходимости дл€ жизни и де€тельности человека окружающих селение природных ресурсов, бережного к ним отношени€, приходит осознание детьми уникальности того места, где они живут. ≈сть случаи, когда по результатам детских исследований природным объектам (река, болото) были возвращены их исторические названи€.

»зучение традиционных промыслов и ремесел предполагает не только определение их состава, но и вы€вление природно-хоз€йственных сырьевых баз, характерных дл€ того или иного района.  ак правило, промыслова€ продукци€ €вл€етс€ экологически чистой и отражает народные представлени€ о красоте. ¬ то же врем€ ознакомление с технологией промысла, с оригинальными инженерными решени€ми, полифункциональным использованием жизненного пространства будит творческую мысль, заставл€ет внимательнее относитьс€ к окружающим рукотворным предметам, ценить их. ”влекшись изучением распространенного на малой родине промысла, дети стрем€тс€ овладеть традиционным ремеслом, своими руками создавать красивые вещи, стать продолжател€ми народных традиций, участвовать в €рмарках народных мастеров, дарить люд€м свое искусство. ¬ Ўахунском районе, где традиции ручного узорного ткачества  остромской, Ќижегородской и ¬€тской губерний получили развитие и продолжение в де€тельности Ўахунской ткацкой фабрики, дети изучают традиции выращивани€ и обработки льна, знаком€тс€ с инструментарием еще в старших группах детского сада. ¬ художественной школе осваивают приемы ткачества и семантику орнаментов, принимают участие в выставках народных мастеров. ”зорные тканые салфетки, скатерти, занавески, половики здесь цен€т в каждом доме, понимают искусство ткачих, горд€тс€ их мастерством.

— начала реализации гуманитарно-экологических проектов уровень учебно-исследовательских работ, присылаемых на конкурсы и областные детские научные конференции, значительно повысилс€. Ќа первом этапе была создана группа педагогов, заинтересованных в развитии этого направлени€. ¬ основном это педагоги, имеющие биологическое, историческое и филологическое образование. ƒл€ них провод€тс€ ежегодные семинары, где предлагаютс€ различные методики исследований, даютс€ практические советы по их внедрению. ¬ первое врем€ от исследовательских коллективов требовались только сбор информации у старожилов и грамотное оформление собранного материала. Ќа следующем этапе юных исследователей стали знакомить с научной литературой, предоставл€ть им возможности консультироватьс€ у преподавателей вузов Ќижнего Ќовгорода. ѕостепенно они научились определ€ть местные особенности традиционной культуры, которым стали удел€ть особое внимание. —егодн€ перед участниками этно-гуманитарных конкурсов став€тс€ задачи научного анализа собранных полевых материалов. ќт поиска фактов, св€занных с уникальными особенност€ми местной традиционной культуры и работ описательного характера начинаетс€ переход к более высокому уровню рассмотрени€ проблем. Ќе только собрать материал, выделить местные особенности, но и ответить на вопрос Ђпочему они по€вились?ї Ц задача сложна€, требующа€ владени€ большим объемом научных знаний, критического отношени€ к информации, умени€ логически мыслить. “акое постепенное усложнение задач представл€етс€ целесообразным, так как делает исследовани€ интересными дл€ детей разного возраста. –ебенок, зан€вшийс€ сбором материала в 10 лет, продолжает работу до окончани€ школы, а иногда участвует в ней и закончив обучение. Ќередко дети выход€т за рамки предложенных тем, предлага€ свои, в которых делают насто€щие научные открыти€. “ак на областной детской научной конференции 2013 г. таким открытием стала работа об облаках, в которой автор вы€вила, что в приметах о погоде конкретной местности речь идет только о вполне определенном виде облаков, тогда как другие не учитываютс€.

явл€етс€ важным посто€нно расширение тематики детских исследований. ¬едетс€ работа над привлечением исследовательских коллективов к глубокому изучению фольклора, как традиционного, так и современного. ѕредполагаетс€ привлечь детей к работе с фольклорными текстами, изучению знаков и знаковых систем в них, воздействи€ их на мировоззрение человека.

–азрабатываютс€ и новые исследовательские проекты, направленные на привлечение к работе детей, имеющих различные интересы, на формирование способности работать в команде, где каждый отвечает за свою часть дела, и общий успех зависит от того, насколько хорошо выполнены все разделы работы. “акими новыми проектами €вл€ютс€ Ђћалый флот малой родиныї, где планируетс€ участие биологов, этнографов, фотографов и судомоделистов, и Ђ—ады и парки Ќижегородской областиї, сочетающий и биологические исследовани€, и гуманитарные. ƒл€ оценки каждой работы, присланной на конкурс таких проектов, планируетс€ приглашать нескольких специалистов разного профил€.

ѕрактика показала, что наиболее устойчивыми €вл€ютс€ детские исследовательские группы там, где их работа имеет социальный отклик. “ак, в ходе проекта Ђ—орок ключейї нередки были случаи, когда расспросы детьми населени€ о близлежащем роднике побуждали местных жителей обратить на него более пристальное внимание, зан€тьс€ его расчисткой и благоустройством. ¬ ¬оскресенском районе, известном уникальным почитаемым озером —ветло€р, разработанные школьниками этно-экологические тропы стали насто€щими туристическими маршрутами дл€ огромного количества приезжающих.  ультурна€ жизнь села обогащаетс€ за счет возрождени€ традиций кол€довани€ или встречи весны, и дети €сно осознают свою роль в этом. »менно этно-экологические исследовани€ послужили толчком процессов, приведших к организации фольклорных ансамблей. ¬ селе —уворово ƒивеевского района в 2009 году был проведен фольклорный фестиваль с участием коллективов из Ќижнего Ќовгорода, ”дмуртии, —анкт-ѕетербурга.

ѕоэтому гуманитарно-экологический сектор ставит перед сотрудничающими с ним творческими коллективами задачу не ограничиватьс€ представлением исследовательской работы на конференции или конкурсе, а вс€чески попул€ризировать проведенные исследовани€. ¬ последнее врем€ по материалам исследований организуютс€ выставки, которые демонстрируютс€ не только в своем селе, а показываютс€ в школах района, на праздниках в Ќижнем Ќовгороде (Ђ„ереватовское кружевої, Ђ’вощевские платкиї). ¬ то же врем€, творческие коллективы охотно размещают на территории школы или учреждени€ дополнительного образовани€ выставки, организованные экологическими общественными организаци€ми, музе€ми, частными коллекционерами, которые пользуютс€ успехом у всех жителей. ≈сть примеры публикации статей, написанных детьми, в периодической печати, научных сборниках и журналах.

Ѕольшую роль в сохранении устойчивости исследовательских коллективов играет и признание успехов их работы на областных, всероссийских и международных форумах. “акие событи€, как получение президентского гранта, или медали ЂЌациональное досто€ние –оссииї значимы не только дл€ отдельного села, но и дл€ всего района. ” детей повышаетс€ оценка социальной значимости проведенной работы, а, следовательно, и самооценка, что способствует постановке более значительных жизненных целей, формированию активной жизненной позиции.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019