Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Гуманитарно-экологические исследования как возможность повышения творческого потенциала и социальной активности детей и юношества (на примере Нижегородской области)

Ляпаева Ольга Николаевна
заведующая сектором гуманитарной экологии Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области

Александрова Ольга Ивановна
ведущий специалист Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области

При исследовании экологических проблем современного мира закономерно появился интерес к тому, что собой представляла та или иная территория изначально, как она осваивалась, как относились к земле и окружающей природе те народы, которые являются автохтонным населением, какие изменения привнесли миграционные процессы, формирование общероссийского рынка, как складывалось отношение к среде жизненного пространства в прошлом. Эти вопросы находятся на стыке естественных и гуманитарных наук. Традиционные этнические культуры направлены на осуществление неразрушающего природопользования. Для работы в этом направлении в отделе экологического образования и воспитания государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» в 2001 г. был создан сектор гуманитарной экологии.

Сотрудники сектора разработали программы, целью которых стало выяснение указанных выше вопросов. Прямая их постановка перед детскими исследовательскими группами была бы нецелесообразна и очень сложна. Поэтому были выделены конкретные темы, работа над которыми позволила бы детям заинтересоваться народной культурой, ее связями с окружающей природой.

Большой интерес сразу вызвала тема «Этноэкология природного пространства: почитание воды и мира леса». В ее рамках можно было заниматься низшей демонологией – выявлением духов, персонажей легенд и преданий, которые выступали хранителями природных богатств, требовали к себе особого отношения, следования неписаным законам, нарушение которых, как правило, строго наказывалось. Такая постановка вопроса была детям понятна, интересна и в то же время выводила на серьезную проблематику народных традиций отношения к природе, сравнения в этом отношении различных народов, населяющих Нижегородскую область: русских, мордвы, марийцев, татар, чувашей. Каждая тема имеет и практические выходы. В рамках «почитания воды» реализовывался проект «Сорок ключей», который не только был направлен на выявление почитаемых родников, легенд, связанных с ними, свойств родниковой воды, способов ее применения в лечебных целях, но и предполагал расчистку и обустройство заброшенных источников.

Другая тема, с энтузиазмом исследуемая детскими коллективами – «Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников». Дети знакомятся с календарем земледельца, его привязкой к климатическим условиям, эстетикой и психологией народной праздничной культуры, выявляют местные особенности обрядовой составляющей праздников. В результате этих исследований во многих селах и деревнях области традиции празднования святок, масленицы, встречи весны и других, чтимых в народе календарных праздников стали возрождаться не по инициативе органов культуры, а по инициативе самих детей, и с каждым годом в эти празднования включается все больше различных групп населения. Нередко школа становится для села настоящим культурным центром, который объединяет не только учителей, учащихся и родителей, но также представителей районной администрации, ветеранов, народных мастеров.

В ходе изучения темы «Этноэкология мира человека: топонимика, природопользование» дети узнают, каким образом маркируется окружающее пространство, какую роль в этом играют природные объекты и деятельность человека. Уделяется внимание отражению в топонимике характеристики природных объектов, истории края, деятельности предшествующих поколений. В то же время выявляются редкие природные объекты. В результате формируется понимание необходимости для жизни и деятельности человека окружающих селение природных ресурсов, бережного к ним отношения, приходит осознание детьми уникальности того места, где они живут. Есть случаи, когда по результатам детских исследований природным объектам (река, болото) были возвращены их исторические названия.

Изучение традиционных промыслов и ремесел предполагает не только определение их состава, но и выявление природно-хозяйственных сырьевых баз, характерных для того или иного района. Как правило, промысловая продукция является экологически чистой и отражает народные представления о красоте. В то же время ознакомление с технологией промысла, с оригинальными инженерными решениями, полифункциональным использованием жизненного пространства будит творческую мысль, заставляет внимательнее относиться к окружающим рукотворным предметам, ценить их. Увлекшись изучением распространенного на малой родине промысла, дети стремятся овладеть традиционным ремеслом, своими руками создавать красивые вещи, стать продолжателями народных традиций, участвовать в ярмарках народных мастеров, дарить людям свое искусство. В Шахунском районе, где традиции ручного узорного ткачества Костромской, Нижегородской и Вятской губерний получили развитие и продолжение в деятельности Шахунской ткацкой фабрики, дети изучают традиции выращивания и обработки льна, знакомятся с инструментарием еще в старших группах детского сада. В художественной школе осваивают приемы ткачества и семантику орнаментов, принимают участие в выставках народных мастеров. Узорные тканые салфетки, скатерти, занавески, половики здесь ценят в каждом доме, понимают искусство ткачих, гордятся их мастерством.

С начала реализации гуманитарно-экологических проектов уровень учебно-исследовательских работ, присылаемых на конкурсы и областные детские научные конференции, значительно повысился. На первом этапе была создана группа педагогов, заинтересованных в развитии этого направления. В основном это педагоги, имеющие биологическое, историческое и филологическое образование. Для них проводятся ежегодные семинары, где предлагаются различные методики исследований, даются практические советы по их внедрению. В первое время от исследовательских коллективов требовались только сбор информации у старожилов и грамотное оформление собранного материала. На следующем этапе юных исследователей стали знакомить с научной литературой, предоставлять им возможности консультироваться у преподавателей вузов Нижнего Новгорода. Постепенно они научились определять местные особенности традиционной культуры, которым стали уделять особое внимание. Сегодня перед участниками этно-гуманитарных конкурсов ставятся задачи научного анализа собранных полевых материалов. От поиска фактов, связанных с уникальными особенностями местной традиционной культуры и работ описательного характера начинается переход к более высокому уровню рассмотрения проблем. Не только собрать материал, выделить местные особенности, но и ответить на вопрос «почему они появились?» – задача сложная, требующая владения большим объемом научных знаний, критического отношения к информации, умения логически мыслить. Такое постепенное усложнение задач представляется целесообразным, так как делает исследования интересными для детей разного возраста. Ребенок, занявшийся сбором материала в 10 лет, продолжает работу до окончания школы, а иногда участвует в ней и закончив обучение. Нередко дети выходят за рамки предложенных тем, предлагая свои, в которых делают настоящие научные открытия. Так на областной детской научной конференции 2013 г. таким открытием стала работа об облаках, в которой автор выявила, что в приметах о погоде конкретной местности речь идет только о вполне определенном виде облаков, тогда как другие не учитываются.

Является важным постоянно расширение тематики детских исследований. Ведется работа над привлечением исследовательских коллективов к глубокому изучению фольклора, как традиционного, так и современного. Предполагается привлечь детей к работе с фольклорными текстами, изучению знаков и знаковых систем в них, воздействия их на мировоззрение человека.

Разрабатываются и новые исследовательские проекты, направленные на привлечение к работе детей, имеющих различные интересы, на формирование способности работать в команде, где каждый отвечает за свою часть дела, и общий успех зависит от того, насколько хорошо выполнены все разделы работы. Такими новыми проектами являются «Малый флот малой родины», где планируется участие биологов, этнографов, фотографов и судомоделистов, и «Сады и парки Нижегородской области», сочетающий и биологические исследования, и гуманитарные. Для оценки каждой работы, присланной на конкурс таких проектов, планируется приглашать нескольких специалистов разного профиля.

Практика показала, что наиболее устойчивыми являются детские исследовательские группы там, где их работа имеет социальный отклик. Так, в ходе проекта «Сорок ключей» нередки были случаи, когда расспросы детьми населения о близлежащем роднике побуждали местных жителей обратить на него более пристальное внимание, заняться его расчисткой и благоустройством. В Воскресенском районе, известном уникальным почитаемым озером Светлояр, разработанные школьниками этно-экологические тропы стали настоящими туристическими маршрутами для огромного количества приезжающих. Культурная жизнь села обогащается за счет возрождения традиций колядования или встречи весны, и дети ясно осознают свою роль в этом. Именно этно-экологические исследования послужили толчком процессов, приведших к организации фольклорных ансамблей. В селе Суворово Дивеевского района в 2009 году был проведен фольклорный фестиваль с участием коллективов из Нижнего Новгорода, Удмуртии, Санкт-Петербурга.

Поэтому гуманитарно-экологический сектор ставит перед сотрудничающими с ним творческими коллективами задачу не ограничиваться представлением исследовательской работы на конференции или конкурсе, а всячески популяризировать проведенные исследования. В последнее время по материалам исследований организуются выставки, которые демонстрируются не только в своем селе, а показываются в школах района, на праздниках в Нижнем Новгороде («Череватовское кружево», «Хвощевские платки»). В то же время, творческие коллективы охотно размещают на территории школы или учреждения дополнительного образования выставки, организованные экологическими общественными организациями, музеями, частными коллекционерами, которые пользуются успехом у всех жителей. Есть примеры публикации статей, написанных детьми, в периодической печати, научных сборниках и журналах.

Большую роль в сохранении устойчивости исследовательских коллективов играет и признание успехов их работы на областных, всероссийских и международных форумах. Такие события, как получение президентского гранта, или медали «Национальное достояние России» значимы не только для отдельного села, но и для всего района. У детей повышается оценка социальной значимости проведенной работы, а, следовательно, и самооценка, что способствует постановке более значительных жизненных целей, формированию активной жизненной позиции.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017