јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт ( с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущих номерах были опубликованы вводные главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї, в которых автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, основные направлени€ развити€ экологического образовани€ в –оссии и за рубежом, а в последнем номере Ц цели и задачи программы организации полевого практикума.

¬ этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги, описывающие общую структуру полевого практикума, а также задачи первой подпрограммы практикума ЂЁкологический ликбезї.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

”чебна€ де€тельность школьников в природе: полевой практикум ЂЁкологический ликбезї

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

ќбща€ структура полевого экологического практикума

ѕубликуема€ в журнале программа организации полевых экологических практикумов дл€ школьников включает в себ€ два блока, рассчитанных на разные возрастные группы учащихс€: программа ЂЁкологический ликбезї - дл€ учащихс€ 5-7 классов и программа ЂЁколог-исследовательї - дл€ учащихс€ 8-10 классов. ƒанные программы €вл€ютс€ взаимосв€занными, но кажда€ из них, при этом, может быть использована по отдельности.

ѕерва€ программа, названна€ нами ЂЁкологический ликбезї, представл€ет собой алгоритм организации и проведени€ краткосрочных сезонных (на 3 дн€ в каждый сезон) общеознакомительных экологических практикумов или отдельных экскурсий, призванных познакомить школьников с основными природными объектами (животными, растени€ми, географическими объектами) в окрестност€х их места жительства.

ƒанна€ программа рассчитана на учителей-предметников, обладающих общебиологическими знани€ми и имеющих хот€ бы небольшой опыт обнаружени€, определени€ и описани€ объектов в природе.

ѕеречень тем, объектов и проблем, раскрываемых в процессе проведени€ практикумов (экскурсий), рассчитан, при этом, на школьников 5-7 классов, не имеющих никакого опыта и практических знаний о природе своей местности (к сожалению, к этой категории относ€тс€ 99,9% учащихс€).

ѕрограмма ЂЁкологический ликбезї €вл€етс€ первой ступенью дл€ освоени€ более сложной и рассчитанной на старших школьников программы ЂЁколог-исследовательї, однако может использоватьс€ и в качестве самосто€тельной программы по ознакомлению с природой своей местности.

¬тора€ программа ЂЁколог-исследовательї €вл€етс€ продолжением первой и рассчитана на школьников 8-10 классов, прошедших курс обучени€ по программе ЂЁкологический ликбезї.

≈е сутью €вл€етс€ самосто€тельное углубленное изучение учащимис€ тех объектов, поверхностное знакомство с которыми было осуществлено в процессе прохождени€ первой программы.

—амосто€тельное исследование позвол€ет школьникам более глубоко познакомитьс€ с изучаемыми объектами, освоить основные простейшие методики исследовани€ природы, Ђпочувствовать вкусї к самосто€тельному интеллектуальному творчеству. —овместна€ работа в небольших группах позвол€ет также выработать навыки коллективного творчества, а итогова€ Ђнаучно-исследовательска€ї конференци€ развивает способности представлени€ своих достижений перед аудиторией.

—труктурно, описание каждой из программ построено следующим (сходным) образом.

¬начале даютс€ общие сведени€ о задачах данной программы, ее месте в общем объеме знаний в курсе естественнонаучного образовани€. ƒалее рассматриваютс€ общие вопросы организации зан€тий.

ќсновна€ содержательна€ часть программы ЂЁкологический ликбезї представл€ет собой краткое (программное) изложение основных тем при проведении экскурсий и полевых зан€тий в природе. ѕри этом дл€ удобства пользовани€ тематики сгруппированы по предметам (объектам изучени€) Ц географи€ (Ђландшафтоведениеї), ботаника, зоологи€, водна€ экологи€. ¬нутри предметов идет разбиение по сезонам года - осень, зима, весна, лето.

ќсновна€ содержательна€ часть программы ЂЁколог-исследовательї построена по другому принципу. ¬се методики распределены по сезонам года, а внутри сезонов идет подразделение на Ђисследовательские тематикиї, т.е. привод€тс€ конкретные задани€ (темы) самосто€тельной исследовательской работы школьников.  аждое задание (тема) включает в себ€ введение в проблему, описание алгоритма организации полевой работы группы детей, методику полевой работы и обработки результатов, а также рекомендации по надлежащему оформлению результатов. ѕо большинству тем сн€т учебно-методический фильм, в котором показаны непосредственные способы работы с детьми в природе Ц начина€ с вводной лекции и конча€ выступлением на конференции (приобрести учебные фильмы можно на сайте экологического центра ЂЁкосистемаї www.ecosystema.ru).

јпробаци€ программы

ѕрограмма в ее нынешнем виде формировалась постепенно, а предпосылками к ее созданию были: 1) многолетний опыт работы авторов в сфере дополнительного (внешкольного) образовани€, 2) наличие преподавателей - профессиональных ученых-биологов, экологов и географов, 3) пробудившийс€ и резко возрастающий интерес школ (школьных учителей и администрации) к преподаванию €сной и пон€тной дет€м экологии, Ђживойї биологии и Ђреальнойї географии

ѕрограмма, изложенна€ в данной серии публикаций, реализуетс€ авторским коллективом јссоциации ЂЁкосистемаї с 1995 года.   этому времени преподавател€ми ЂЁкосистемыї уже был накоплен значительный опыт работы с юными натуралистами-экологами, приезжавшими на тематические учебно-методические меропри€ти€ дл€ школьников и педагогов дополнительного образовани€ из российских регионов.

”чебные зан€ти€ проходили, в основном, по таким попул€рным в системе дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ разделам биологии, как ботаника, геоботаника, орнитологи€, гидробиологи€, экологический мониторинг. ¬ то же врем€, полностью отсутствовали такие важные, с точки зрени€ комплексного подхода к изучению экосистем, направлени€ полевых исследований, как почвоведение, геологи€, геоморфологи€, картографи€, териологи€ (изучение млекопитающих), герпетологи€ (изучение амфибий и рептилий), энтомологи€, многие разделы биологического мониторинга.

ќбращение к нам в 1994-95 гг. р€да московских школ с предложением провести комплексные экологические практикумы побудили нас начать разработку программы комплексного изучени€ экосистем. «а период с 1994 по 1998 гг. программа сформировалась в ее нынешнем виде и реализуетс€ последние 10 лет почти без изменений.

ќдновременно с формированием содержательной части программы отрабатывались и организационные основы проведени€ полевых экологических практикумов дл€ учащихс€ общеобразовательных школ.

Ќаличие полевого стационара, наход€щегос€ в ѕодмосковье в уникальном в экологическом отношении уголке почти нетронутой природы, позволило постепенно отрабатывать технологию приема больших групп детей дл€ проведени€ 3-4-х дневных практикумов.

Ќачав с небольшого дома в лесу на 20 человек без относительных удобств и возможностей, стационар ЂЁкосистемаї развилс€ к 2000 году в достаточно полноценную базу (учебный центр), способный прин€ть до 50 человек, со своей столовой, кухней, учебными лаборатори€ми, оснащенными оборудованием и компьютерами, библиотекой, конюшней, спортплощадками и т.п.

ќпыт именно этой практической работы, включающей в себ€ целый комплекс сведений и материалов как интеллектуального, так и организационного пор€дка, мы и передаем дл€ всеобщего использовани€ в виде данной серии публикаций.

”чебна€ де€тельность школьников в природе: полевой практикум ЂЁкологический ликбезї
(начальна€ ступень, 5-7 классы)

«адачи практикума ЂЁкологический ликбезї

 ак указывалось выше, программа организации полевого экологического практикума, изложенна€ в данной серии публикаций, состоит из двух основных разделов (двух различных этапов, ступеней): программы ЂЁкологический ликбезї и программы ЂЁколог-исследовательї.

ѕерва€ программа, описываема€ в данной статье, €вл€етс€ начальным этапом в изучении детьми природы и служит дл€ их ознакомлени€ с основными и наиболее простыми и распространенными объектами дикой природы, а также азами исследовательской работы в природе. ѕрактикум ЂЁкологический ликбезї €вл€етс€, по своей сути, формой учебной де€тельности в природе, т.е. занима€сь по этой программе, дети изучают природу относительно пассивно, с помощью преподавателей, читающих лекции и провод€щих учебные полевые зан€ти€ (в основном, в форме экскурсий). ѕоэтому данна€ программа называетс€ Ђ”чебна€ де€тельность школьников в природеї.

¬тора€ программа Ц ЂЁколог-исследовательї, - принципиально отличаетс€ от первой и представл€ет собой программу самосто€тельного изучени€ природы детьми, с использованием методик исследовательской работы в природе. ѕоэтому она называетс€ Ђ»сследовательска€ де€тельность школьников в природеї. ѕрограмма ЂЁколог-исследовательї рассчитана на детей, прошедших полный курс в рамках программы ЂЁкологический ликбезї.

¬ данной статье описываетс€ программа ЂЁкологический ликбезї, т.е. обсуждаетс€ технологи€ организации учебного полевого практикума. ѕрограмма ЂЁколог-исследовательї будет описана в следующих публикаци€х данной серии.

¬ св€зи с вышеизложенным, задачами практикума ЂЁкологический ликбезї €вл€ютс€:

1) первоначальное ознакомление учащихс€ с разнообразием природы - с рельефом, почвой, растени€ми, животными, жизнью в водной среде;

2) ознакомление учащихс€ с взаимосв€з€ми живой и неживой природы и взаимоотношени€ми организмов в сообществах;

3) ознакомление учащихс€ с сезонными изменени€ми, происход€щими в природе, и способами их описани€;

4) ознакомление учащихс€ с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы.

¬ св€зи с тем, что врем€, отводимое на такого рода Ђнестандартнуюї учебную де€тельность, всегда ограничено, а разнообразие природы и возможности ее изучени€ практически безграничны, основной упор в рамках данной программы делаетс€ на ознакомление детей с наиболее распространенными и нагл€дными объектами и закономерност€ми жизни природы - как в наземной, так и в водной средах.

¬ажно отметить, что вышеперечисленные задачи должны подвести учащихс€ ко второму этапу ознакомлени€ с Ђреальной жизньюї - самосто€тельному изучению природы по программе ЂЁколог-исследовательї. “олько в этом случае, т.е. при сочетании этих двух форм ознакомлени€ с природой Ц Ђпассивнойї учебной и Ђактивнойї исследовательской Ц будет достигнут реальный результат Ц школьники начнут понимать и Ђчувствоватьї ѕрироду не как абстрактный удаленный объект, а как свой ƒом!

ќбща€ структура практикума

ѕолевой практикум ЂЁкологический ликбезї включает в себ€ серию учебных зан€тий, распределенных по четырем предметам, четырем сезонам года и трем годам обучени€ (см. тематическое планирование в конце статьи).

¬ рамках программы ЂЁкологический ликбезї предполагаетс€ проведение четырех сезонных выездов учащихс€ в природу на 3 дн€ каждый - один (желательно - первый) осенью, один - зимой, один - весной и один - летом. ¬ыезды на практику могут быть как Ђраст€нутыї в течение трех лет (в период обучени€ в 5-7 классах включительно), так и сосредоточены в течение одного учебного года (при необходимости).

«ан€ти€ в рамках данной программы включают четыре предмета Ц ландшафтоведение, ботанику, зоологию и водную экологию. Ќа ландшафтоведение и водную экологию отводитс€ по одному дню зан€тий в каждый из сезонных выездов, а ботанику и зоологию целесообразно объединить в один предмет. “аким образом, каждый из учащихс€ проходит все четыре предмета в течение одного 3-х-дневного выезда на практику - осенью, зимой, весной и летом.

“ематики зан€тий на сезонных выездах построены таким образом, чтобы:

во-первых - начать зан€ти€ с начала учебного года,

во-вторых - начать с более простых дл€ изучени€ объектов и методик исследовани€,

в-третьих - оптимально использовать возможности, Ђпредоставл€емые природойї дл€ ее изучени€ в разные сезоны, т.е. максимально использовать различи€ в жизни природы в разные сезоны года дл€ их показа дет€м.

 роме того, тематики зан€тий распределены по сезонам года таким образом, чтобы распределить получаемые учащимис€ знани€ и навыки максимально равномерно во времени.

 аждый очередной выезд на практику включает в себ€ краткое повторение материала, пройденного на предыдущей практике (около 10% от имеющегос€ времени), и освоение нового материала - ознакомление с новыми объектами, с новыми биотопами, с новыми (соответствующими сезону) аспектами жизни природы и с новыми методиками исследовательской работы. Ќаиболее сложные дл€ усвоени€ методики исследовательской работы повтор€ютс€ из сезона в сезон на новых объектах или при другой фенологической ситуации.

‘ормы организации зан€тий

ќсновна€ форма организации зан€тий в рамках программы ЂЁкологический ликбезї - экскурсии: в среднем по сезонам они занимают примерно 50 % учебного времени.  роме этого предусматриваютс€ лабораторные зан€ти€ (30 %), краткие лекции (5-10 %) и зачет по пройденному материалу (5-10 % общего лимита времени)(см. тематический план).

¬с€ работа на экологическом практикуме ведетс€ в учебных группах примерно по 8-12 человек (т.е. класс делитс€ на 2-4 равные части).

–асписание зан€тий составл€етс€ таким образом, чтобы кажда€ группа в течение отведенного на выезд времени (3 дн€) прошла все тематики в полном объеме (по 1 дню) и сдала отчет по каждому предмету. —остав групп каждый день посто€нен - мен€ютс€ тематики зан€тий и преподаватели.

¬ приведенной ниже таблице представлен образец составлени€ графика зан€тий дл€ одного класса (30 чел.) на одном сезонном выезде. ¬ данном примере сезонный практикум длитс€ 3 дн€ и включает 4 предмета (ботаника и зоологи€ при этом объединены) - по целому дню каждый:

є группы

1 день

2 день

3 день

1

ЋЌƒ

¬ќƒ

Ѕќ“/«ќќ

2

Ѕќ“/«ќќ

ЋЌƒ

¬ќƒ

3

¬ќƒ

Ѕќ“/«ќќ

ЋЌƒ

—окращени€: ЋЌƒ Ц ландшафтоведение, Ѕќ“/«ќќ Ц ботаника и зоологи€, ¬ќƒ - водна€ экологи€.

—труктура зан€ти€ по всем предметам примерно одинакова.

Ќачинаетс€ оно с вводной лекции (30-60 мин), которую преподаватель читает либо в помещении базы (учебного центра), либо на природе - в зависимости от погодных условий и состава даваемого материала. ¬ тех случа€х, когда дл€ теоретического зан€ти€ нужна доска (чаще всего) - лекци€ читаетс€ в помещении (содержание лекционных зан€тий по предметам и сезонам года приводитс€ ниже, в разделе Ђ—одержание сезонных практикумовї).

—ледующим после вводной лекции (и основным) этапом полевого практикума €вл€ютс€ полевые зан€ти€, которые по большинству предметов провод€тс€ в первой половине дн€ и включают в себ€ экскурсию и/или практическую работу.

Ёкскурси€ Ц это форма полевого зан€ти€, на котором (в нашем понимании) главную роль играет преподаватель (учитель), а дети обучаютс€ относительно Ђпассивної, т.е. слушают, наблюдают и фиксируют полученные знани€.

ѕри проведении экскурсии преподаватель примен€ет два основных метода обучени€: словесный метод - рассказ, беседа, дискусси€, и нагл€дный метод Ц показ природных объектов.

ѕлан экскурсии разрабатываетс€ заранее в зависимости от сезона года и тематик, даваемых на экскурсии (содержание экскурсионных зан€тий по сезонам года привод€тс€ ниже). ѕродолжительность и прот€женность полевой экскурсии также зависит от предмета, сезона года и погодных условий. ЂЅотанико-зоологическиеї экскурсии обычно дл€тс€ дольше (3-5 часов). ќни более прот€женные и иногда провод€тс€ ранним утром и даже ночью (весной и летом). Ёкскурсии по ландшафтоведению и водной экологии обычно короче, св€заны, в основном с необходимостью посещени€ тех или иных объектов на местности и/или отбором проб и заканчиваютс€ обычно перед обедом (в середине дн€).

ѕрактическа€ работа Ц это выполнение практических заданий, направленных на получение новых знаний, умений, навыков или на закрепление ранее изученного материала. — нашей точки зрени€ это более активна€ и эффективна€ форма обучени€, нежели экскурси€.

Ќаиболее активно практическа€ работа примен€етс€ на таких предметах, как ландшафтоведение и водна€ экологи€, в меньшей степени она примен€етс€ на зан€ти€х по ботанике и зоологии.

“ак, например, на ландшафтоведении дети выполн€ют такие практические работы как: учебные зан€ти€ с картой и компасом, глазомерна€ съемка местности, ориентирование, подготовка и описание геологического обнажени€ и почвенного профил€, сбор образцов горных пород, нивелирование склона, снегомерна€ съемка и т.д. Ќа водной экологии Ц провод€т гидрологические измерени€, рекогносцировочное обследование и описание водоемов, отбор проб воды, бентоса, планктона и водной растительности.

Ќа полевых зан€ти€х по ботанике и зоологии также выполн€ютс€ практические работы, но в меньшем объеме - это сбор и подготовка растений с гербаризации, проведение геоботанических описаний, наблюдени€ за поведением животных и учебные учеты их численности, поиск и фиксаци€ (фотографирование, рисование) отпечатков и следов жизнеде€тельности животных.

—оотношение этих двух форм полевой работы (экскурсий и практической работы) на различных предметах и ступен€х (этапах) полевого практикума различна.

¬ажно упом€нуть здесь, т.е. во вводной части, что при проведении полевых зан€тий необходимо удел€ть особое внимание поведению школьников в природе. —ледует немедленно пресекать любые попытки вандализма со стороны детей - попытки сломать ветку, сорвать цветок, раздавить какое-либо насекомое, кинуть топор или лопату в дерево и т.д. —ледует посто€нно объ€сн€ть дет€м почему этого нельз€ делать, иначе экологическа€ экскурси€ превратитс€ в "экологический разбой" и будет бессмысленна. Ќикака€ учебна€ необходимость не может служить оправданием уничтожению даже незначительной части природы!

Ќа лабораторную работу по всем предметам отводитс€ втора€ половина дн€ (после обеда). ¬ это врем€ учащиес€ обрабатывают собранные материалы, занимаютс€ определением принесенных объектов, их зарисовыванием, составлением списков встреченных видов, написанием рефератов, вычерчиванием карт и т.п.

ѕо каждому из предметов в конце зан€ти€ организуетс€ проверка знаний и навыков, усвоенных в течение учебного дн€. ¬ зависимости от предмета это могут быть: 1) проверка рабочей тетради или альбома (чаще используетс€ по водной экологии и ботанике, где дети много рисуют природные объекты), 2) план местности, схемы почвенных или снеговых профилей или профил€ рельефа по ландшафтоведению (как результат индивидуальной или коллективной практической работы), 3) реферат по пройденному за текущий день материалу, 4) Ђтестова€ олимпиадаї.

Ќаиболее распространенна€ и универсальна€ дл€ всех предметов форма проверки и оценки знаний на учебном полевом практикуме - реферат по пройденному материалу. Ёто индивидуальна€ работа, при которой каждому учащемус€ преподаватель в конце учебного дн€ дает задание в письменной форме (в виде Ђсочинени€ї) изложить какую-либо логическую часть дневного зан€ти€. ¬ыполн€€ данную работу, ученик может пользоватьс€ своими конспективными запис€ми, вспоминать все то, о чем рассказывали на вводной лекции и на экскурсии Ц другими словами, все то, о чем он узнал за прошедший день по данной теме. ќбъем реферата Ц 1-2 страницы рабочей тетради (в идеале Ц с рисунками и схемами).

“естова€ олимпиада Ц удобна€ форма проверки знани€ учащимис€ объектов, которые изучались на зан€тии. ¬ то же врем€, это наиболее трудоемка€ (дл€ преподавател€) форма проверки знаний, поскольку зачет принимаетс€ у каждого учащегос€ индивидуально в устной форме. Ќаиболее применима эта форма опроса на зан€ти€х по ботанике и водной экологии. ¬ простейшем случае преподаватель предъ€вл€ет учащемус€ дл€ определени€ 5 объектов, собранных на полевых зан€ти€х (или из коллекционного материала), речь о которых шла на экскурсии данного сезонного выезда.

ѕо ботанике, например, это могут быть веточки древесных растений, листь€, зеленые растени€, принесенные из мест проведени€ экскурсий (Ђзеленый гербарийї), сухозасушенный гербарий, образцы мхов и лишайников и т.д.

ѕо зоологии - тушки птиц и млекопитающих (если они есть в специализированном учреждении, Ђпринимающемї школьников на практику), гнезда птиц, насекомые, следы жизнеде€тельности животных (отпечатки следов, погрызы, погадки и пр.).

ѕо водной экологии - живые животные и водные растени€, собранные в водоеме в процессе утренней экскурсии, а также фиксированные препараты (только планктон).

ќценка знаний на тестовом зачете ведетс€ по простой 5-балльной шкале: по числу правильно определенных объектов (ни одного правильно определенного из 5 предъ€вленных - 0 баллов, 5 из 5 - 5 баллов).

Ќа усмотрение преподавател€ и в зависимости от имеющегос€ времени, помимо тест-объектов учащимс€ могут задаватьс€ теоретические вопросы (не более одного - двух) или устраиватьс€ практический зачет.

ѕрактический зачет Ц более сложна€ форма проверки практических умений учащихс€, поэтому его можно проводить только на 3 и 4 выездах на полевую практику. ¬о врем€ 1 и 2 выездов знани€, а главное - практические умени€ школьников наход€тс€ еще на очень низком уровне, поэтому требовать от них Ђпоказательного применени€ї этих умений нельз€.

“ак, например, по ботанике в качестве одного из разделов зачета может проводитьс€ индивидуальное геоботаническое описание пробной площадки (луга или леса). ѕо зоологии Ц это может быть контрольный индивидуальный учет птиц. ѕо водной экологии Ц самосто€тельное описание водоема или его участка, отбор проб и т.д. “акие практические зачеты могут быть организованы только при наличии дополнительных преподавателей (или старших школьников Ц ассистентов, или стажеров) и достаточного времени (на практический зачет при умелой организации необходимо, тем не менее, от 30 до 40 минут).

“ематическое планирование программы ЂЁкологический ликбезї

ƒанный тематический план рассчитан на 3 года обучени€.

ќбщий объем учебных часов по подпрограмме ЂЁкологический ликбезї (5-7 классы) Ц 90 часов. ѕри ее прохождени€ за три года - по 30 часов в год. ѕри условии по 7 (осенью и зимой) и 8 (весной и летом) часов в день - 12 учебных дней за 3 учебных года.

ѕрограмма ЂЁкологический ликбезї (5-7 классы)

 

Ћекции, час.

Ёкскурсии, час

Ћабораторна€ работа, час

«ачет, час

ќбщий объем, час

I. Ћандшафтоведение

(карта, компас, ориентирование, изучение геологических отложений, рельефа и почв)

         

- осень

0,5

4

2

0,5

7

- зима

0,5

2

4

0,5

7

- весна

0,5

4

3

0,5

8

- лето

0,5

4

3

0,5

8

»того по ландшафтоведению:

2

14

12

2

30

II. Ѕотаника и «оологи€

(низшие и высшие растени€, флора, растительность, беспозвоночные и позвоночные животные, взаимосв€зи растений и животных)

         

- осень

1

4

1

1

7

- зима

1

2

3

1

7

- весна

1

4

2

1

8

- лето

1

4

2

1

8

»того по ботанике и зоологии:

4

14

8

4

30

III. ¬одна€ экологи€

(водоемы, вода, растени€ и животные)

         

- осень

1

2

3

1

7

- зима

0,5

2

4

0,5

7

- весна

0,5

4

3

0,5

8

- лето

1

4

2

1

8

»того по водной экологии:

3

12

12

3

30

»того по подпрограмме ЂЁкологический ликбезї:

9

40

32

9

90

»з них: осень Ц 21 час (3 дн€), зима - 21 час (3 дн€), весна - 24 часа (3 дн€), лето Ц 24 часа (3 дн€).

¬ следующих номерах журнала мы начнем рассматривать конкретные вопросы организации зан€тий по предметам, в частности, следующем номере Ц методы организации и содержание зан€тий по ландшафтоведению (физической географии).



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020