јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»——Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ ¬џ“≈—Ќ≈Ќ»я ¬џ—ќ ќ¬я« »’ Ќ≈‘“≈…

јвтор: ћанзевитый ƒенис
ћќ” —ќЎ є114 г. ”фа

Ќаучные руководители:
ћазитова Ќина ѕрокофьевна
учитель физики

ћавлетов ћарат ¬енерович
кандидат физико-математических наук, старший преподаватель

Ѕ√” г. ”фа –еспублики Ѕашкортостан

¬ведение.

Ќа данный момент возникла необходимость разработки месторождений высоков€зких нефтей из-за того, что существующие Ђклассическиеї месторождени€ истощаютс€ или наход€тс€ в очень труднодоступных местах. ќбычно дл€ извлечени€ нефти в пласт закачивают воду, но при этом часть нефти остаетс€ в пласте. ќдним из методов повышени€ нефтеотдачи €вл€етс€ применение полимерных растворов. —ложность состоит в том, что высоков€зкие нефти и концентрированные растворы представл€ют собой сложные жидкости и ранее экспериментальные исследовани€ с ними не проводились, т.к. не было необходимости в добывании высоков€зких нефтей.

≈ще одной особенностью €вл€етс€ то, что фронт вытеснени€ неустойчивый, наблюдаетс€ образование в€зких пальцев, которые имеют фрактальную структуру. ¬ насто€щее врем€ теории фильтрации жидкостей описывают в основном течение в рамках модели сплошной среды, принима€ плоский Ђнефрактальныйї фронт вытеснени€.

√ипотеза: с ростом концентрации увеличение концентрации полимера приводит к про€влению упругих свойств раствора, т.е. понижаетс€ сжимаемость раствора и ему сложнее Ђобразовыватьї новые каналы дл€ прохождени€, тем самым эффективность вытеснени€ должна снижатьс€.

÷ель: »сследование вытеснение нефти полимерными растворами разной концентрации, с целью выбора наилучшего варианта.

¬ работе представлены результаты обработки и анализа экспериментальных исследований по движению нефти и полимеров в линейной модели трещины в виде €чейки ’еле-Ўоу.

Ёкспериментальное исследование вытеснени€ нефти различными жидкост€ми

ƒл€ эксперимента использовалась гидродинамическа€ модель трещины в виде €чейки ’еле-Ўоу с зазором от 15 до 35 мкм. ƒлина и ширина модели (4см) и (2 см) соответственно. “ечение организовывалось путЄм подачи жидкостей под давлением на вход €чейки, на выходе давление соответствовало атмосферному, расходные характеристики потока измер€лись при помощи электронных весов. ѕроцесс течени€ фиксировалась цифровой видеокамерой [1].

ячейка образовывалась между двум€ толстыми цилиндрическими пластинами из оптического стекла, помещЄнными в стальную обойму, зазор определ€лс€ толщиной подбираемой фольги, а размеры в плане окошком, которое в ней вырезалось. ¬ верхнем стекле были просверлены два отверсти€ в одно из которых подавалась под давлением жидкость, из другого отводилась на электронные весы. –ассто€ние между входным и выходным отверсти€ми 4 см.

–ис.1. ѕлоские капилл€ры (разборна€ €чейка ’еле-Ўоу) с поступательным течением.

¬ качестве жидкостей вытеснени€ использовались вода и полимерные растворы (в€зкость 25,50,100, 200 мѕа*с). ¬€зкость нефти составл€ла 400 мѕа*с.  ак видно из представленных результатов (рис. 2. (вода)) фронт вытеснени€ неустойчивый, фрактальный [2,3]. ¬ случае полимерных растворов ситуаци€ аналогична.

–ис. 2. ¬ытеснение высоков€зкой нефти водой в €чейке ’еле-Ўоу

ќбработка и анализ результатов

ѕолученные в экспериментах изображени€ обрабатывались в графической программе GIMP. —ледует отметить, что данный процесс очень трудоемок. –езультаты представленные в виде черно-белых изображений (рис. 3-7). ¬идны отдельные черные точки, наличие которых означает, что в процессе вытеснени€ происходит перемещени€ нефти в промытые водой зоны.

–ис. 3. ќбработанные изображени€ вытеснени€ нефти водой (сери€ 1).

–ис. 4 ќбработанные изображени€ вытеснени€ нефти полимерным раствором в€зкостью 25 мѕа*с (сери€ 2)

–ис. 5 ќбработанные изображени€ вытеснени€ нефти полимерным раствором в€зкостью 50 мѕа*с (сери€ 3)

–ис. 6. ќбработанные изображени€ вытеснени€ нефти полимерным раствором в€зкостью 100 мѕа*с (сери€ 4)

–ис. 7. ќбработанные изображени€ вытеснени€ нефти полимерным раствором в€зкостью 100 мѕа*с (сери€ 4)

ќбразующие структуры нос€т фрактальный характер, что подтверждаетс€ нецелой фрактальной размерностью, расчитанной в программе Harfa. Ќа следующем этапе расчитывалась относительна€ площадь охвата вытеснени€ (рис. 8). –езультаты приведены в таблице 1.

–ис. 8. «ависимость площади вытеснени€ от времени дл€ 5 серий экспериментов.

¬ некоторых случа€х наблюдаетс€ уменьшение площади со временем, что св€зано с двум€ причинами. 1- погрешность в обработке графической информации, 2 Ц перераспределение нефти в €чейке (в первоначально промытые водой каналы с других участков поступает нефть).

“аблица 1.

–ис. 9. «ависимость модул€ упругость от частоты дл€ полимерных растворов различной концентрации.

¬ыводы.

ѕри вытеснении нефти водой зависимость площади вытеснени€ от времени линейна€.

”величение в€зкости не вносит существенного вклада в повышение эффективности вытеснени€.

ѕри вытеснении нефти полимерными растворами - зависимость площади охвата нелинейна€.

ѕри вытеснении нефти водой и полимерными растворами образуютс€ фрактальные структуры.

— увеличением концентрации полимерного раствора наблюдаетс€ про€вление упругих свойств раствора, что приводит к понижению эффективности вытеснени€ нефти - гипотеза подтвердилась (рис. 9).

—амым оптимальным способом €вл€етс€ є 2, т.к. в этом случае нефть вытесн€етс€ с большей эффективностью, хот€ требуетс€ больше времени, но при меньшем количестве полимера.

 

»спользованна€ литература:

1. јхметов ј.“., –ахимов ј.ј., —аметов —.ѕ. ¬изуализаци€ процессов , происход€щих в ѕ«ѕ при глушении и промывке, на микромодели пласта. ”фа, 2006.

2. ‘едер ≈. ‘ракталы. ѕер. с англ.- ћ.: ћир, 1991.

3.  роновер –ичард ћ. ‘ракталы и хаос в динамических системах. Ц ћ.: ѕостмаркет, 2000.

4. J. R. Fanchi and R. L. Christiansen. Applicability of Fractals to the Description of Viscous Fingering // SPE 19782-MS



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019