јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕ–ќЅЋ≈ћџ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я » –≈ ќЌ—“–” ÷»» ѕќ„»“ј≈ћџ’ –ќƒЌ» ќ¬ Ќ»∆≈√ќ–ќƒ— ќ… ќЅЋј—“»

јлександрова ќльга »вановна
главный специалист ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области;

Ћ€паева ќльга Ќиколаевна
зав. сектором гуманитарной экологии, ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области;

¬ национальном культурном наследии родники занимают особое место, €вл€€сь одновременно культурными, природными, а иногда и историческими объектами. ¬ последнее врем€ интерес к родникам необычайно возрос: на них обращают внимание общественные организации, церковь, государственные структуры и даже реклама. ѕри этом уже начинают складыватьс€ определенные стереотипы оформлени€ источников, в основе которых лежит срубна€ постройка, украшенна€ пропильной резьбой Ц часовенка, больше напоминающа€ домик-пр€ник.

—тереотипы складываютс€ и в способах почитани€ родника. ¬ наши дни любой источник может быть осв€щен, и на нем строитс€ не только колодезный сруб дл€ забора воды, но и купальн€.

Ёто лишает ключи, отношение к которым складывалось у местного населени€ в течение нескольких столетий своей самобытности, делает их однотипными, объектами скорее туризма, чем почитани€, а иногда ведет к полной утрате первоначального значени€ источника.

¬ыход из этой ситуации нам представл€етс€ в глубоком и планомерном изучении местных традиций почитани€ воды, и св€занного с ними обустройства родников. “олько на основании этих исследований может проводитьс€ реконструкци€ водных источников. »менно с этой целью специалистами ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области были разработаны при поддержке министерства природных ресурсов областные проекты Ђ—орок ключейї и Ђ∆ива€ водаї. ѕервый проект был направлен на сбор информации о почитаемых родниках области силами местных исследовательских коллективов, состо€щих, в основном, из сельских школьников и педагогов.

¬торой проект направлен на попул€ризацию этой информации: это грамотна€ фотофиксаци€ источников с целью создани€ выставки и печатного издани€, посв€щенных этой теме.

 ак известно, территори€ Ќижегородской области неоднородна по своим природным услови€м, национальному и конфессиональному составу. Ёто наложило свой отпечаток и на хоз€йственную жизнь, и на культуру населени€. Ќа юге области коренным населением €вл€етс€ мордва, культурное вли€ние которой можно отметить и в тех районах, где сегодн€ этот народ уже не проживает. ¬еровани€ мордвы основаны на почитании воды и леса. ћы считаем, что именно поэтому здесь почитаемых родников гораздо больше, чем в северных районах, их функции разнообразней, что накладывает отпечаток и на способы почитани€.

»нформаци€ о Ђюжныхї почитаемых водных источниках собиралась преимущественно в ƒивеевском, ¬ачском, јрдатовском и ѕервомайском районах.

ѕри большом разнообразии текстов собранных нами и областными исследовательскими группами есть р€д сюжетов, которые мы оцениваем как наиболее архаичные, таким нам представл€етс€ сюжет о Ђповоротной водеї. »нформаци€ о ней была зафиксирована в ¬ачском и ƒивеевском районах. ¬ селе ≈пифоново ¬ачского района такой источник носит пр€мое название Ц Ђћертвый колодецї. ≈го назначение Ц Ђбыстрый исходї. ¬ случае т€желой продолжительной болезни, родственники больного идут на родник за водой, выпив которую, человек или быстро идет на поправку, или в тот же день умирает. Ќа архаичность почитани€ этого ключа указывает ритуал его посещени€: собира€сь на родник, человек не должен ни с кем разговаривать и огл€дыватьс€ назад (иначе магическа€ способность воды тер€етс€), а при вз€тии воды нельз€ креститьс€, - такое поведение характерно дл€ героев мифов в общении с загробным миром. Ђћертвый колодецї имеет всего одну функцию, ход€т к нему только в случае крайней необходимости, и даже само место, где он находитс€, имеет у местного населени€ негативную маркировку. »сточник никак не оборудован, вода течет свободно почти на дне глубокого заросшего оврага. ¬ ƒивеевском районе близ села Ѕольшое „ереватово есть ключ  амалей, у которого Ђбыстрый исходї - только одна из функций. «десь такие же правила посещени€ родника, если воду берут т€жело больному. ѕри этом есть способ своеобразного гадани€: идущий за водой считает всех встреченных по дороге и обогнавших его и в зависимости от их количества предрекает исход. ћесто, где бьет родник, открыто, не считаетс€ дурным и оборудовано срубом, Ќа этом ключе присутствует христианска€ символика Ц установлен крест с иконкой. Ќа  амалее зафиксирована традици€ поминовени€ усопших и принесени€ жертвы в их пам€ть. »звестны случаи, когда после гибели ребенка родители оставл€ли на дерев€нном кресте у родника 40 нательных крестиков, что тоже указывает на св€зь источника с загробным миром. Ѕ. „ереватово считаетс€ русским селом, но название ключа имеет мордовские корни (Ђлейї - ручей). ¬ мордовском селе Ѕольшой ћакателем, ѕервомайского района сохранились воспоминани€, что раньше (речь идет о дедах и прадедах нынешних старожилов) были дни, когда поминать умерших родственников ходили на колодцы. “аким образом, само существование источников, св€занных с загробным миром говорит о сохранении древних, дохристианских верований.

ѕримером архаичной аграрной магии €вл€ютс€ и молени€ о дожде на родниках и колодцах. “акие обр€ды зафиксированы во всех обследованных районах юга области на родниках разной значимости и попул€рности. ћолебны происход€т и по инициативе пожилых женщин на родниках узкого местного значени€ и на широко известных, оборудованных часовн€ми источниках при участии служителей церкви. ѕримером первого может служить ключ Ђѕетры и ѕавлыї в ѕервомайском районе, второго Ц родник Ђ“ихвинска€ї - в ¬ачском. «десь даже в €сный солнечный день вас будут увер€ть, что на “ихвинскую, когда служат молебен, дождь об€зательно пойдет.

ƒревнейший народ, насел€ющий заволжскую часть нашей области, - марийцы. »х €зыческие традиции не включают почитани€ воды, объектами культа €вл€ютс€ и лес в целом, и св€щенные рощи, и отдельно сто€щие деревь€. ¬близи марийских сел и деревень не зафиксировано ни одного почитаемого родника. ќднако в заволжских лесах со времени церковного раскола селились различные группы старообр€дцев, и нам представл€етс€, что именно с их традици€ми, включающими в себ€ и отголоски древних слав€нских верований, св€зано почитание северных источников нашей области (обследованы были √ородецкий, ¬оскресенский, “оншаевский, ¬арнавинский и “онкинский районы). ¬ “онкинском районе, в селе Ѕердниково проживает группа верующих —пасовского толка, наиболее радикальна€ из всех, кого мы опрашивали в св€зи с данным исследованием. «десь до сих пор к воде и всем предметам с ней св€занным сохранилось особое отношение.  ак нам кажетс€, спасовцы вер€т, что именно через воду чужой, может нанести вред человеку и его семье. ѕоэтому здесь сохран€етс€ традици€ семейных колодцев, закрывающихс€ крышкой и запирающихс€ на замок, даже если они сто€т на огороде усадьбы. «апрет на пользование определенными предметами дл€ иноверцев относитс€, пожалуй, только к тем, которые соприкасаютс€ с водой Ц посуды и полотенец. “акие строгости касаютс€ только воды сто€чей Ц в колодце или уже набранной в ведра. ƒуховный наставник местной общины рассказала нам о том, что купель у них давно развалилась и новую раздобыть сложно: нужно, чтобы ее сделал единоверец, да еще долго Ђотчитыватьї (осв€щать, чита€ молитвы). ј крест€т они в реке, с мостков. ћы видели эту реку: течет р€дом с автотрассой, заросла р€ской, - и, тем не менее, текуща€ вода по традиции считаетс€ св€той и чистой.

Ќаиболее распространена и устойчива у всего местного населени€ (и православных, и старообр€дцев) вера в магическую силу Ђрозречь€ї - места, где ручей впадает в речку или ключ бьет из берега речки. »менно с текучей водой св€заны зафиксированные в северных районах заговоры на воду.

Ќе севере области молить о дожде ход€т только в церкви, старообр€дцы Ц в молельные дома, или устраивают по этому поводу крестные ходы. Ќикакой св€зи с родниками в этом вопросе не просматриваетс€.

ќбщей дл€ населени€ всей области €вл€етс€ вера в целительную силу воды. ѕри этом некоторым родникам приписываютс€ чудодейственные силы в лечении каких-то определенных недугов Ц женского бесплоди€, живота, глаз и т.д. ƒругие же источники просто хран€т в себе Ђсв€тую водуї, котора€ очищает от всего дурного, успокаивает. —пособы использовани€ родниковой воды могут быть разными. Ќа некоторых ключах дл€ достижени€ желаемого эффекта нужно трижды окунутьс€ в воду с головой. “акой обычай заведен на всех, оборудованных купальн€ми источниках, св€занных с именем —ерафима —аровского. Ќо и в √ородецком районе, на широко известном Ќиколином ключе троекратное окунание практиковалось еще до оборудовани€ родника купальней. «десь бабушки в »ванову ночь трижды кувыркались в мелкой речке ѕустыш, в которую впадает Ќиколин ключ. ќпрошенные респонденты неоднократно упоминали, что при этом ни в коем случае нельз€ вытиратьс€ (вода должна сама обсохнуть), а только заменить одежду. ¬ случае с Ќиколиным ключом прин€то было даже не сн€ть рубашку, в которой купалс€, а разорвать ее и пустить по течению, Ђчтобы не через головуї. “акое омовение совершалось не дл€ профилактики и не забавы ради, а только в случае необходимости, поэтому, в основном, страдающими от болезней пожилыми людьми.

ѕриравниваетс€ к погружению обливание водой, которое совершаетс€ на очень многих источниках. Ќужно отметить, что купален совсем не строили на родниках до конца ’’ в.  упальн€ми оборудуютс€ только заново благоустроенные источники. ѕри этом местное население, которое издавна пользуетс€ водой из этих источников всегда недовольно. –аздражение вызывает идущее вразрез с традици€ми поведение приезжих посетителей: люди ожидают своей очереди в полуодетом виде, оставл€ют в купальне личные вещи и мусор, по ним видно, что приехали они на родник скорее из любопытства, чем по необходимости.

ƒл€ человека традиционной культуры все действи€, св€занные с водой глубоко осознаны и сопровождаютс€ определенным ритуалом. ¬ода одних источников считаетс€ св€той всегда, на других ее надо брать непременно до полудн€, большое количество почитаемых родников дают св€тую целебную воду только в один определенный день. ≈сли ключ расположен далеко, туда ход€т по большим праздникам или Ђпо обетуї, в случа€х, когда нужна помощь самому человеку или его близким. Ќа севере очень часто берут с собой церковные свечи, которые зажигают и став€т на сруб в тот момент, когда с молитвой набирают воду.

ƒохристианским ритуалом можно считать магическое действие Ђраспахивани€ї (раскрывани€) воды, когда перед тем, как зачерпнуть воду из св€того колодца, посудой трижды делают в воде круговые движени€ Ђпо солнцуї с приговором: Ђ“ы, реченька, течешь по течению, а € беру на излечение рабу божию (им€), во им€ ќтца, и —ына, и —в€того духа, и ныне, и присно, и вовеки веков, аминьї. ќбр€д отмечен также в старообр€дческой общине.

ќпрошенные старожилы отмечали, что на родниках не оставл€ют денег.

ѕосле посещени€ св€того источника можно подать милостыню нуждающемус€, причем не деньгами, а продуктами. ѕочетным считалось отнести на родник икону или поставить там крест.

“акие действи€ совершались по двум по поводам. ¬ первом случае это была благодарность за оказанную помощь, во втором Ц действие на благо общества Ц Ђчтобы люд€м было, где молитьс€ї. “акие действи€ были социально одобр€емы, и пам€ть о них хранилась долгие годы. ќбычно люди называют им€ и фамилию того, кто установил крест на роднике. ¬ то же врем€, в деревне Ѕледны √ородецкого района, где издавна почитаемый старообр€дцами ключ был оборудован Ѕратством јлександра Ќевского, рассказать об этом смог только нижегородский дачник.

Ўироко практикуетс€ хранение св€той родниковой воды в доме. ќна, вместе с просвирами, церковными свечами и иконами составл€ет определенный набор дл€ отправлени€ культовых потребностей. ¬ода всегда хранитс€ в накрытых сосудах, а на юге области еще и в подполе, чтобы невзначай не коснутьс€ ее Ђнечистымиї руками. Ётой водой умываютс€, ее пьют не дл€ излечени€, а Ђдл€ спокойстви€ї. —тарушки наших деревень не отличаютс€ особой религиозной грамотностью. ѕоэтому при употреблении воды, как правило, читают Ђ»исусову молитвуї, ЂЅогородичнуюї или Ђзааминиваютї. Ёта вода считаетс€ лучшим лекарством дл€ маленьких детей, если они ведут себ€ беспокойно. Ќа родники их не нос€т, а обрызгивают св€той водой над шестком печи или под матицей. ѕосле процедуры, как и взрослого, не обтирают, а только мен€ют младенцу рубашечку. —в€тую родниковую воду традици€ рекомендует использовать до конца. ≈сли же возникает необходимость ее вылить, то делают это тоже с соблюдение определенных правил. ¬ одних местах они строже: воду нужно вылить непременно под €блоню или под соху, в других Ц лишь бы только не на то место, где могут ходить люди, чтобы Ђне затопталиї. ¬ последнее врем€ стало прин€то поливать остатками этой воды комнатные растени€. –одникова€ вода, как и вс€ка€ св€та€ вода широко использовалась дл€ осв€щени€ двора и скотины.

—ами местными жители и многочисленные паломники все действи€, производимые с водой, считают христианским обр€дом. ќднако, на наш взгл€д у первых и в представлени€х, и в действи€х много дохристианских элементов почитани€. ¬торые же ведут себ€ как туристы на любом достопримечательном месте: бросают монеты, загадывают желани€, позвол€ют себе вольности в одежде и поведении.

¬ представлении местных жителей, непочтительной отношени€ к роднику непременно должно быть наказано. ѕри этом св€зь преступлени€ с наказанием Ц пр€ма€: поджог что-то на ключе Ц сам сгорел; постирал порт€нки Ц сначала заболели ноги, потом умер и т.д. „аще всего в роли Ђпреступникаї выступают пастухи, может быть как люди, в народном представлении св€занные каким-то образом с нечистой силой. ≈сли непочтительное отношение носит не разовый характер, а входит в обычай (в силу изменени€ обстановки: распахали поле, проложили дорогу и т.п.), родник может уйти, но вернутьс€, если восстанавливаетс€ его почитание.

ƒалеко не все существующие родники €вл€ютс€ почитаемыми. ќбычно культ родника складываетс€ дес€тилети€ми, если не веками и вбирает в себ€ исторические факты и религиозные представлени€ местного населени€. Ќаиболее широко известные источники, как правило св€заны с именами канонизированных православных де€телей, которые имели к этим ключам непосредственное отношение: молились здесь, брали воду, совершали определенные де€ни€. ¬ церковной традиции нет установки пам€тников, и родники €вл€ютс€ своеобразными пам€тными местами дл€ почитани€ этих лиц. ƒл€ нашей области можно назвать имена —ерафима —аровского, ћакари€ ∆елтоводского и ¬арнавы ¬етлужского. ќбычно таким источникам церковь удел€ет особое внимание. ѕо воспоминани€м старожилов, в ¬арнавине приезжающие церковные иерархи шли в первую очередь не в храм, а на родник, при этом дорогу им устилали чистыми холстами. „асто легенды о родниках, делающие их почитаемыми св€заны с православными чудесами, €влением икон, внезапным исцелением и т.п. –аспространены сюжеты с евангельскими персонажами, которые, на наш взгл€д, €вл€ютс€ поздним напластованием. Ќа таких родниках по праздникам провод€тс€ молебны и осв€щение воды с участием служителей церкви. ≈сть почитаемые источники, св€занные с именами местночтимых св€тых, так близ деревни ќрехи ¬оскресенского района, находитс€ ключ, который чтитс€ жител€ми, только потому, что расположен в скиту, где долгое врем€ жил старец, почитаемый местными старообр€дцами как св€той.

ћы попытались вы€вить общие и отличительные черты в почитании водных источников юга и севера нашей области, однако у каждого такого родника есть свои традиционные особенности и в мифологии, и в почитании, и в св€занном с ними оформлении. ѕри восстановлении обветшавшего оборудовани€ родников нельз€ их не учитывать. ќхрана почитаемых родников должна, прежде всего, опиратьс€ на местные традиции. —ведени€ о чудодейственной, целебной силе воды источников не должны носить пр€мого рекомендательного характера. — нашей точки зрени€, это в первую очередь информаци€ о культурном, религиозном, этническом своеобразии каждого текста, характеризующего источник, как почитаемый, особенный.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020