јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ёффективна€ организаци€ исследовательского обучени€ школьников

јлександр »льич —авенков
профессор, директор »нститута педагогики и психологии образовани€ ћосковского городского педагогического ”ниверситета, доктор психологических наук, доктор педагогических наук,

 

ќб актуальности проблемы

ћир окружающий нас мен€етс€ стремительно и чтобы выжить в нем человеку все реже удаетс€ оперетьс€ на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. ¬ интенсивно мен€ющейс€ среде современному человеку все чаще приходитс€ про€вл€ть исследовательское поведение. ѕоэтому в насто€щее врем€ в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

Ёто обсто€тельство вызвало к жизни принципиальное новое, дл€ российского образовани€, €вление Ц исследовательское обучение (англо€зычный аналог Ц Ђexplorer educationї). »сследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. ќно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально иной модели обучени€, где приоритетные позиции занимает познавательна€ де€тельность самого ребенка. √лавное отличие исследовательского обучени€ - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать им инициативу в организации познавательной де€тельности.

„еловек, с развитыми исследовательскими способност€ми, будет более мобилен, и профессионально и социально. „еловек умеющий добывать новую информацию и адекватно оценивать степень еЄ достоверности будет в значительно меньшей степени подвержен внешнему деструктивному вли€нию. ≈го труднее обмануть нечестным политикам, создател€м тоталитарных сект, производител€м некачественных товаров.

ќтсюда же вытекает и ответ на вопрос о степени массовости применени€ исследовательского обучени€. Ќе только у тех, кому предстоит стать учеными, полицейскими следовател€ми или журналистами целесообразно развивать исследовательские способности, они нужны всем. ѕотому, что уже рассматриваютс€ как неотъемлемый элемент профессионализма в любой сфере де€тельности и как одно из основных средств выживани€ в современной динамичной среде.

Ѕиологические корни

ƒетска€ потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. ¬с€кий здоровый ребенок рождаетс€ исследователем. Ќеутолима€ жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самосто€тельно искать новые сведени€ о мире, традиционно рассматриваютс€ как важнейшие черты детского поведени€. ѕонима€ это, учЄные, тем не менее, сумели создать образование, в котором этот важнейший ресурс детской психики не только не используетс€, но даже иногда рассматриваетс€ как €вление деструктивное. –ебенок хочет знать одно, а взрослые хот€т обучать его совсем другому.

ѕосто€нна€ про€вл€ема€ исследовательска€ активность Ц нормальное, естественное состо€ние ребенка. ќн настроен на познание мира, и хочет его познавать. »менно это внутреннее стремление к познанию через собственные исследовани€ порождает исследовательское поведение и создает услови€ дл€ исследовательского обучени€. ¬ современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвити€.

ќ плюсах и минусах

ѕедагоги с давних времен выдел€ли два основных пути учени€: Ђучение пассивноеї - посредством преподавани€ и Ђучение активноеї посредством собственного опыта (термины  .ƒ. ”шинского). Ќесмотр€ на ожесточенные споры в отношении самой возможности делени€ учени€ на Ђпассивноеї и Ђактивноеї, невозможно не заметить, что речь идет об объективно наблюдаемой реальности. ѕеред нами черно-белое без полутонов изображение образовани€, где просматриваютс€ лишь два принципиально разных пути получени€ образовани€. ¬ различные времена соотношение их в образовательной практике существенно мен€лось. Ќа первый план выходил то одно, то другое.

јктивизаци€ интереса к обучению посредством собственного опыта Ц называемого еще Ђисследовательским обучениемї, наблюдалась в периоды реальной демократизации образовани€, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную де€тельность ребенка к познавательной. √лавна€ цель исследовательского обучени€ Ц формирование у учащегос€ способности самосто€тельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы де€тельности в любой сфере человеческой культуры.

ѕопытки выстроить образовательную де€тельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучени€ предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. “радиционное обучение и по сей день ассоциируетс€ с репродуктивными методами. ќни по-прежнему безраздельно господствуют в школе. ѕротиводействие Ђтрадиционногої или точнее Ђинформационно-рецептурногої обучени€ и Ђисследовательского обучени€ї продолжаетс€ много лет.

ѕреобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих специалистов. Ёти протесты в основном справедливы, но, отмеча€ важность внедрени€ исследовательских (продуктивных) методов обучени€ в практику образовани€, следует помнить, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное, тем более, что продуктивные не так уж и хороши, как об этом прин€то говорить.

¬о-первых, необходимо учитывать, что репродуктивные методы обучени€ - наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколени€м обобщенного и систематизированного опыта человечества. ¬ образовательной практике не только необ€зательно, а даже глупо добиватьс€ того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Ќет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развити€ общества, физики, химии, биологии и т. д.

¬о-вторых, использование исследовательских методов обучени€ дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами.  руг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использовани€ на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучени€.

“ретье и не последнее обсто€тельство - использование исследовательских методов обучени€, даже в ситуации открыти€ Ђсубъективно новогої, часто требует от ребенка незаур€дных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо дл€ поиска и освоени€ информации.

„етвертое обсто€тельство Ц цена. ћы редко задумываемс€ о том, чем заплатим за ту или иную инновацию в образовании. »сследовательское, а вместе с ним и проектное обучение требуют больших затрат времени, сил, материалов, оборудовани€ и т.п. –епродуктивные методы и традиционные образовательные технологии в этом плане гораздо экономичнее. Ќо и это не сама€ высока€ плата. ¬ ходе педагогических экспериментов в разных странах (в первую очередь —Ўј) заметили, что массовое внедрение исследовательских и проектных методов в образование довольно быстро приводит к снижению уровн€ академической подготовки основной массы учащихс€.

ќсновные разделы программы исследовательского обучени€ в школе

ѕредлагаема€ программа учебно-исследовательской де€тельности учащихс€ состоит из трех относительно самосто€тельных подпрограмм:

“ренинг исследовательских способностей. ¬ ходе тренинга развити€ исследовательских способностей учащиес€ должны овладеть специальными знани€ми, умени€ми и навыками исследовательского поиска.   ним относ€тс€ такие знани€, умени€ и навыки - как: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение пон€ти€м; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключени€ и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объ€сн€ть, доказывать и защищать свои идеи.

ѕрограммирование учебного материала в этом случае происходит по принципу Ђконцентрических круговї. «ан€ти€ группируютс€ в относительно цельные блоки, представл€ющие собой самосто€тельные звень€ общей цепи. ѕройд€ первый круг, во второй и третьей четверт€х первого класса, возвращаютс€ к аналогичным зан€ти€м во втором, третьем, четвертом классах и далее.

≈стественно, что при сохранении общей направленности заданий, они будут усложн€тьс€ от класса к классу.

—амосто€тельна€ исследовательска€ практика. ќсновное содержание работы - проведение учащимис€ самосто€тельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Ёта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. «ан€ти€ в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самосто€тельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

ћониторинг исследовательской де€тельности учащихс€. ƒл€ того, чтобы мотиваци€ поиска новых знаний усиливалась, ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим (в первую очередь его педагогам) и он об€зательно будет услышан. ќн непременно получит свои дес€ть, п€тнадцать, двадцать минут внимани€. ƒл€ этого в школах вводитс€ практика защит детских исследовательских работ и творческих проектов. «ащиты провод€тс€ много раз в течение учебного года и €вл€ютс€ основным элементом системы мониторинга. ƒругие формы мониторинга: конференции, семинары, конкурсы, в силу значительно меньшей эффективности, примен€ютс€ не чаще раза в год.

ќдна из важных задач этого направлени€ - освоение ребенком практики презентаций результатов собственных исследований, овладение умени€ми аргументировать собственные суждени€, умозаключени€ и выводы.

–абота с родител€ми

≈стественно, что исследовательска€ и проектна€ де€тельность ребенка должна находить поддержку и участие со стороны родителей. Ќо каким должно быть это участие?

Ќебольша€ часть современных родителей имеет высокую исследовательскую и педагогическую квалификацию в силу профессиональной подготовки. “акие родители вполне способны квалифицировано помогать дет€м. ќднако большинство родителей, не понима€ смысла этой работы, склонны просто выполн€ть еЄ за детей. —тоит ли говорить, что это делает бессмысленными все усили€ по развитию познавательных потребностей и исследовательских способностей детей. » поскольку так ведет себ€ большинство родителей, € в своих экспериментальных школах, на первых родительских собрани€х прошу родителей не вмешиватьс€ и не участвовать в учебно-исследовательской работе детей (если, конечно, они в состо€нии удержатьс€).

Ёто нервирует завучей, поскольку идет в разрез с теми установками, которые доминируют в отечественной педагогике и образовательной практике. ” нас прочно утвердилось представление о том, что родители должны быть максимально погружены в школьную жизнь ребенка. » даже более того в их родительские об€занности входит участие в обучении их ребенка. — учетом этого разработаны школьные стандарты, программы, написаны учебники и учебные пособи€.

ѕо данным р€да международных обследований в –оссии самые большие домашние задани€ в мире. Ёто говорит лишь о том, что отечественные педагоги успешно перекладывают пр€мые профессиональные об€занности на плечи родителей.

ћы же пытаемс€ действовать иначе и стремимс€ объ€снить родител€м, что главное в работе дать ребенку импульс к самосто€тельному поиску новых знаний. —ам опыт этого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений, знаний. ѕоэтому не следует делать за ребенка эту работу. ѕусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а опыт самосто€тельного поиска истины.

“рудности педагогов

ƒл€ большинства педагогов обучение детей умени€м и навыкам исследовательского поиска Ц дело новое. Ётому специально не обучали в институтах и университетах, самосто€тельной исследовательской практики у многих педагогов и школьных практических психологов не достаточно. — этими обсто€тельствами св€зан р€д трудностей возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит отражение в детских исследовательских работах и творческих проектах. ќтметим основные ошибки и опасности, подстерегающие педагогов на этом пути.

»сследование и рукоделие. ѕедагоги не всегда осознают разницу между детским исследованием и рукоделием. «а детскую исследовательскую работу часто пытаютс€ выдать вышивку гладью или бисером, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки. Ѕолее того, как итог детских исследований пытаютс€ представить даже макеты и модели, выполненные из стандартных деталей различных конструкторов.

ƒетское рукоделие, безусловно, Ц зан€тие важное и очень полезное. —уществует множество конкурсов, выставок, фестивалей, где подобные работы представл€ютс€ и наход€т заслуженную поддержку и оценку. ѕонима€ важность этой де€тельности отметим, что задача исследовательского обучени€ в другом - в развитии познавательных потребностей и исследовательских способностей детей путем включени€ их к самосто€тельной познавательной, исследовательской практике. ƒетское исследование и детское рукоделие Ц разные виды де€тельности, решающие очень важные, но разные педагогические задачи и смешивать их не правильно и непрофессионально.

¬ажно понимать, что при определенной подаче, детское рукоделие относительно легко трансформируетс€ в проектирование и тогда рассуждени€ о про€влении познавательных потребностей и исследовательских способност€х детей тонут в терминологической неразберихе. ¬ значительной мере, поэтому организаторы некоторых конкурсов принципиально не рассматривают проекты школьников.   участию в конкурсах допускаютс€ только исследовательские работы.

¬сем известно, что в итоге детской исследовательской работы или проектировани€ могут по€вл€тьс€ макеты, модели, различные приспособлени€, приборы, при этом важно, чтобы авторы видели задачу в поиске новых знаний о мире, а не только в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла.

¬ ходе защит детских работ случалось, что педагоги и родители расстраивались из-за того, что €рка€ дизайнерска€ работа ребенка по созданию Ђновой школьной формыї, замечательна€ сказка о животных или сценарий фильма об отношени€х с одноклассниками не находили понимани€ у членов жюри и не получали высоких оценок. ”дивл€тьс€ тут нечему. Ёти работы следует представл€ть на другие конкурсы, фестивали, выставки, где рассматриваютс€ продукты детского, художественного творчества.

ƒетские исследовани€ и социально значимые задачи. ≈ще одна угроза успешному решению задач исследовательского обучени€ проистекает из вечного стремлени€ непременно приобщать детей к решению социально значимых задач. Ёто, конечно, также важно, но не следует полностью направл€ть учебно-исследовательскую работу с детьми в русло любимого с советских времен Ђдобровольно-об€зательного трудаї. ѕрежде, чем бросить детей на разрешение проблем Ђуборки мусора на школьной территорииї, Ђнаведени€ пор€дка на переменахї или заучивание и повторение лозунгов и призывов, и без того занудно, звучащих из уст разномастных политических де€телей, без конца отчего-то спасающих –оссию, подумайте, интересно ли это самим дет€м. Ѕудет ли эта важна€, с вашей взрослой точки зрени€ проблема, познавательные интересы детей.

√лавна€ задача учебно-исследовательской де€тельности в образовании развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности. ”паковывать в головы детей стереотипы, которые педагоги считают Ђсоциально-значимымиї - друга€ задача. »зредка их можно совмещать, но злоупотребл€ть этим не стоит.

»сследование и реферирование. Ќаблюдать и экспериментировать люб€т все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту де€тельность, они оказываютс€ способны получать интересные результаты. ƒобавлю к тому же, что дл€ большинства из нас слово исследование ассоциируетс€ преимущественно с наблюдени€ми и экспериментами. ¬идимо поэтому многие не допускают мысли о том, что добывать новое знание можно, изуча€ результаты исследований других людей, чита€ книги, сопоставл€€ изложенные в них факты, и дела€ на этом основании принципиально новые выводы. ј между тем так бывает довольно часто.

¬ значительной мере поэтому, возникает довольно много споров по поводу детских исследований теоретического плана. Ѕольшинством педагогов они расцениваютс€ как рефераты и в качестве исследовательских работ не рассматриваютс€. Ќапомню, что рефератом называетс€ краткое изложение в письменном виде (или форме доклада) содержани€ научных трудов (литературы) по определенной теме. Ќесмотр€ на то, что при определенных услови€х краткое изложение объемных материалов требует творческих усилий, все же следует понимать, что обычно в реферате акцент делаетс€ не на этом, а на пон€тии Ђизложениеї.

ѕри этом Ђреферированиеї не следует путать с Ђтеоретическим исследованиемї. ¬ отличие от реферата, итоги детских теоретических изысканий могут претендовать на самые высокие оценки. –едко, но даже среди младших школьников встречаютс€ начинающие аналитики, способные к внимательному вдумчивому прочтению тестов. ќни могут не только выдел€ть и пересказывать основные идеи других людей, но оказываютс€ способными сопоставить их с данными других изысканий и обыденными представлени€ми. ќни могут найти собственные подтверждени€ изложенным фактам или обнаружить нарушени€ в цепи доказательств других авторов. ќт ребенка подобна€ работа требует того, что обычно называетс€ Ђодаренностьюї, а от его педагога Ђвысшего пилотажаї, свидетельствующего о педагогическом таланте. ¬се это €влени€ редкие, но возможные.

 валифицированный педагог, познакомившись с детской работой, легко отличит реферат от исследовани€, поэтому не стоит бо€тьс€ делать такие работы с детьми.

Ўтампы и повторы. ¬ современных публикаци€х посв€щенных детской исследовательской практике сформировалс€ блок Ђбеспроигрышныхї тем дл€ участи€ в детских конкурсах. Ќаиболее часто педагоги не желающие про€вить креативность, вникать в интересы детей и стимулировать их к поиску нового знани€, ориентируют воспитанников на изучение широко распространенных в практике тем.   таким, в насто€щее врем€, можно отнести: истории своей семьи, наблюдени€ за домашними хом€чками и кошками, выращивание кристаллов, вулканы, динозавры и т.п.

≈стественно, ничего плохого в наблюдени€х за хом€чками, кошками, и уж тем более, в изучении истории семьи нет. ћожно, конечно, брать темы, часто разрабатываемые разными авторами, но тогда нужно находить оригинальные пути их решени€ и добиватьс€ выдающихс€ результатов.

«начительно хуже, отмеченных выше штампов в выборе направлений детских учебных изысканий - пр€мые повторы, которые трудно квалифицировать иначе, чем воровство. — сожалением констатирую, что с этим непри€тным €влением в последние годы приходитс€ сталкиватьс€ довольно часто.

¬ публикаци€х, посв€щенных учебно-исследовательской и проектной работе с детьми, содержитс€ множество примеров, описывающих детские работы. —отни таких описаний публикуетс€ посто€нно, представление целого р€да лучших детских исследовательских работ вошло в фильмы, подготовленные о разных конкурсах. ¬ итоге, все чаще приходитс€ сталкиватьс€ с тем, что некоторые педагоги пытаютс€ копировать эти работы. ѕричем копируетс€ не только содержание, но и форма представлени€ работы, порой, включа€ даже мимику и жестикул€цию детей. Ёто воровство не имеет ничего общего с профессиональной работой педагога, развитием исследовательских способностей ребенка. ѕодобные попытки делают бессмысленной всю работу по воспитанию и обучению детей.

»сследование или пропаганда. ¬ учебно-исследовательскую де€тельность детей проникла давн€€ болезнь педагогики Ц подмена исследовани€ проблемы еЄ пропагандой. ¬ современной педагогической науке, как и в прошлые времена, исследование какой-либо педагогической проблемы, нередко подмен€етс€ ее рекламой. ¬ итоге автор не столько исследует €вление во всей его сложности и противоречивости, сколько подбирает аргументы в пользу того, что непременно нужно развивать тот или иной подход к обучению или воспитанию, то или иное личностное свойство.

“ак, например, несложно найти, выдающих себ€ за исследователей, сторонников и пропагандистов идеи внедрени€ в школьный учебный план новых учебных предметов, параллельно с ними существуют пропагандисты Ђмежпредметногої или Ђметапредметногої обучени€, сто€щие за интеграцию если не всех, то большинства учебных предметов. «адача исследовател€ в этих услови€х не продвигать какую-либо точку зрени€, подбира€ все новые позитивные аргументы, а объективно исследовать плюсы и минусы каждого из этих подходов.

ќднако, Ђлечениеї педагогической науки Ц зан€тие дл€ других специалистов. я лишь хочу подчеркнуть, что педагоги, обычно не отдава€ себе в этом отчета, часто транслируют подобный способ отношени€ к проблемам исследовани€, дет€м.  онечно, этого делать не следует. ќбуча€ ребенка навыкам исследовательского поиска, целесообразно стремитьс€ к максимальной объективности в трактовке его результатов, в то врем€ как вс€кое знание, по утверждению методологов, личностно окрашено.

»сследование и расследование. ћожет быть, это прозвучит непривычно, но наука не имеет монопольного права на исследование. »сследовательский поиск профессиональным технологи€м ведут не только ученые, но и представители других профессий: журналисты, полицейские, гул€ющие по супермаркету домохоз€йки и др. √говор€ об исследовательской де€тельности детей, прежде всего, адресуемс€ к науке и исследовательскому подходу, прин€тому в научной де€тельности. ѕричина проста - именно в науке исследование выступает в наиболее чистом виде, весьма близком к задачам обучени€.

ƒл€ большинства, например, Ђжурналистских расследованийї характерна €рко выраженна€ тенденциозность. ∆урналист, как правило, ангажирован, и его задача привлечь внимание общества к какой-либо проблеме. Ќапротив, исследователь должен быть человеком с €сной, холодной головой, его главна€ задача максимально объективно изучать действительность.

«ащита детских учебно-исследовательских работ и творческих проектов

 лючевое звено мониторинга исследовательской де€тельности учащихс€ - защита исследовательских работ и творческих проектов. Ётап Ђзащитыї выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропустить нельз€. Ѕез него исследование не может считатьс€ завершенным. «ащита Ц венец исследовани€ и один из главных этапов обучени€ начинающего исследовател€.

ѕодчеркну, что о выполненной работе важно не просто рассказать, еЄ, как и вс€кое насто€щее исследование, но и защитить. ≈стественно, что защита работы должна быть Ђпубличнойї, с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. ¬ качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиес€ других классов, а также учител€, родители, гости школы.

¬ ходе защиты ребенок осваивает важные элементы самопрезентации: учитс€ излагать добытую информацию, сталкиваетс€ с другими взгл€дами на проблему, учитс€ убеждать других, доказыва€ свою точку зрени€.

«ащиту детских работ следует проводить как праздничное меропри€тие. ѕервоначально, в ходе собственной экспериментальной работы, проводились одна-две защиты в течение учебного года, в последствии пришли к выводу, что защиту следует проводить чаще, по мере готовности детских работ. ≈сли в классе подготовлено к защите п€ть-шесть работ можно объ€вить проведение защиты, а остальные реб€та могут представить работы в следующий раз. ƒл€ оценки результатов и присуждени€ дипломов формируетс€ жюри.

‘ормирование жюри. ¬ состав жюри должны войти люди авторитетные дл€ детей. ” нас это были исследователи, участвовавшие в эксперименте (доктора и кандидаты наук), администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиес€ исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах.  ак показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из п€ти-шести человек плюс один ведущий.

—формировать жюри можно непосредственно перед защитой. ћногие члены жюри могут участвовать в первый, и может быть последний раз. ј председател€ (он же ведущий) желательно иметь посто€нного.

 онкурсныеї защиты и Ђзащиты по номинаци€мї. ¬ зависимости от характера подведени€ итогов, предлагаю поделить защиты на Ђконкурсныеї и Ђзащиты по номинаци€мї. ѕервые целесообразно проводить на начальных этапах включени€ детей в собственную исследовательскую практику и творческое проектирование - второй, частично третий классы. Ђ«ащиты по номинаци€мї более уместны, когда дети имеют некоторый опыт проведени€ собственных исследований и выполнени€ творческих проектов Ц конец третьего, четвертый классы.

¬ результате каждый участник или микро-группа участников получают ранговое место: первое, второе, третье и далее. ¬ итоге вычислени€ средних показателей может получитьс€ так, что на первом (втором и др.) местах может оказатьс€ несколько участников одновременно. Ёто важно учесть при подготовке дипломов и призов.

Ќа первых этапах работы с детьми такое жесткое ранжирование вполне оправдано, тем, что дети еще плохо понимают сто€щие перед ними задачи и их работы существенно разн€тс€ по качеству. ¬ этих услови€х выделить и отметить лучших важно и полезно в педагогическом отношении.

¬ конце третьего и в четвертом классе постепенно становитс€ более продуктивным другой способ подведени€ итогов Ц Ђзащита по номинаци€мї. Ѕольшинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнени€ исследовательских работ и создани€ творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представл€ют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по насто€щему важно и дорого. ¬ этих услови€х выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выгл€дит как неоправданна€ строгость или даже несправедливость.

ѕредставьте Ц ребенок изучал то, что его увлекло, то, что ему интересно и важно, а ему говор€т: ЂЕты зан€л шестое место!ї. Ѕудет ли он после этого проводить исследовани€ и делитьс€ тем, что ему дорого?

¬ этих услови€х следует ориентировать членов жюри на то, чтобы они отмечали каждую работу за то, что выполнено авторами особенно хорошо. Ќапример, можно отметить кого-то за самую оригинальную тему, кого-то за самый лучший эксперимент, кого-то за самое оригинальное решение проблемы, за самый логичный доклад, за лучшее историческое исследование и др. ƒл€ этого членам жюри нужно, заслушав всех участников, посовещатьс€ и выработать общее решение по поводу того, как будет отмечен каждый.

ѕроведение защиты. ѕроводить защиту исследовательских работ и творческих проектов школьников лучше всего в большом помещении, где могут поместитьс€ все, желающие. «ащита открытое меропри€тие и на ней могут присутствовать все кому это интересно. Ёта открытость имеет принципиальную важность.

ƒл€ представлени€ работ могут понадобитьс€: школьна€ доска (можно переносна€), мольберт, демонстрационный столик, проекционна€ техника, микрофон и усилитель и т. п.

¬рем€ представлени€ каждой работы, как показал опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. “ак же необходимо ограничить и врем€ Ђвопросов и ответовї. —делать это лучше всего за счет сн€ти€ повтор€ющихс€ и малосущественных вопросов. Ёта работа обычно возлагаетс€ на педагога ведущего защиту.

ћожно также предоставить врем€ на высказывание собственных соображений и оценочных суждений. »х продолжительность регулируетс€ председателем, в зависимости от возможностей самих детей, участвующих в процедуре защиты.

ѕо итогам защиты проводитс€ поощрение не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал, Ђумныеї, интересные вопросы и участвовал в обсуждении. ƒл€ этого членов жюри ориентируют заранее, чтобы они могли выделить самых активных участников дискуссии.

¬се участники должны получить дипломы. Ќаграждение призами Ц дело не об€зательное. ≈сли и давать призы, то делать это следует не посто€нно - на каждой защите, а эпизодически.

ѕрезентаци€ детской работы

¬ этой части работы как нигде важен творческий подход авторов и их руководителей к делу, позвол€ющий, при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требовани€ми.   их числу относ€тс€:

  • –абота должна быть представлена так, чтобы исследовательские усили€ и достижени€ автора были освещены в максимально полном объеме;
  • ѕредставл€емый материал должен быть хорошо структурирован, дл€ этого его следует изложить €сно, стройно, логично и доказательно;
  • ѕрезентаци€ должна быть нагл€дной, аппаратура дл€ проведени€ собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не об€зательны, но могут быть очень полезны. “акже не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. ѕри подготовке всего этого важно понимать, что все это должно быть выполнено самим ребенком при минимальной помощи взрослого;
  • јвтор должен свободно владеть материалом и быть готовым к защите идей.

ћы коснулись содержани€. “еперь остановимс€ на требовани€х к форме представлени€. ‘ормы представлени€ результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. ќпыт показывает, что часто, оказываетс€ неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. ѕодлинно ценным становитс€ то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. ћожет ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020