јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

ак использовать сеть »нтернет в решении исследовательских задач
(исследование выполнено при финансовой поддержке –√Ќ‘ в рамках научно-исследовательского проекта Ђ»нформационно-коммуникационное сопровождение творческого саморазвити€ старшеклассников в познавательной де€тельности", проект є 11-36-00201а 1)

√алина ¬асильевна ћакотрова
 к.п.н. , доцент, Ѕелгородский государственный национальный исследовательский университет ЂЅел√”ї

јннотаци€: ¬ статье представлены составл€ющие научного потенциала старшеклассников, рассмотрены правила составлени€ исследовательских задач, решение которых может быть осуществлено с помощью сети »нтернет, предложены подходы к обеспечению снижени€ познавательных затруднений старшеклассников при решении исследовательских задач в услови€х использовани€ сети »нтернет.

лючевые слова: сеть »нтернет, научный потенциал старшеклассников, учебно-исследовательска€ культура, ориентаци€ на исследование в будущей профессии, исследовательские задачи.

–азвитие инновационного общества требует подготовки учащихс€ в общеобразовательной школе к жизни в услови€х быстрых перемен. ќчевидно, что с помощью сети »нтернет мы можем создавать услови€ дл€ оперативного решени€ исследовательских задач, так как она открывает доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музе€м, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лаборатори€м, пам€тникам культуры и последним новост€м планеты.

ƒл€ оценки результативности продуктивной познавательной де€тельности школьников нами на основе культурологического подхода разработаны критерии и показатели развити€ научного потенциала старшеклассников, предложены компьютерные диагностические программы дл€ проведени€ его оперативной оценки. Ќаучный потенциал старшеклассников включает составл€ющие учебно-исследовательской культуры и ориентацию на исследование в будущей профессии. ”чебно-исследовательска€ культура личности школьника €вл€етс€ компонентом базовой культуры, ее интегративным качеством, характеризующимс€ единством знаний целостной картины мира, умени€ми, навыками научного познани€, ценностного отношени€ к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. ќна выражает ведущие характеристики процесса развити€ личности, отражает универсальность ее св€зей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определ€ет эффективность познавательной де€тельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков исследовани€ в любую область познавательной и практической де€тельности. ¬ качестве критериев учебно-исследовательской культуры нами выделены: мотиваци€ исследовани€, научный стиль мышлени€, творческа€ активность, технологическа€ готовность к исследованию.

–ассматрива€ ориентацию на исследование в будущей профессии как способность старшеклассника к обоснованию ценности исследовани€ при выполнении профессиональной де€тельности, мы определили в ней следующие составл€ющие: степень участи€ в исследовательской де€тельности; интерес к исследовательской де€тельности; интерес к вузовской науке. —тепень про€влени€ перечисленных критериев позвол€ет судить о величине каждого из критериев, затем Ц об уровне развити€ научного потенциала старшеклассника.

¬ажность развити€ выделенных составл€ющих научного потенциала ставит задачу целенаправленного и эффективного использовани€ возможностей сети »нтернет, к которой подключены в насто€щее врем€ все российские школы. »спользу€ сеть »нтернет, можно обучать старшеклассников оценке значимости получаемых данных, формировать у них ценностное отношение к результатам научного поиска, создавать услови€ дл€ включени€ школьников в продуктивный поиск нового знани€.

¬ рамках решени€ поставленной проблемы рассмотрим использование исследовательских задач в развитии научного потенциала старшеклассников. ѕод исследовательской задачей мы будем понимать открытую познавательную задачу, необходимым условием решени€ которой €вл€етс€ выполнение дополнительных нерутинных открытых познавательных задач с помощью эвристических методов и приемов (√.ј.Ѕалл).  роме известных методически разработанных исследовательских задач, мы использовали задачи, составленные самосто€тельно на основе содержани€ научно-попул€рных текстов.

–ешение учебных исследовательских задач предполагало не только нахождение общего способа решени€ целого класса более частных задач (путь от конкретного к абстрактному), но и использование общего способа действи€ дл€ решени€ частных задач (путь от абстрактного к конкретному), что соответствовало имеющему место в практике обучени€ индуктивному и дедуктивному подходу в их взаимодействии. —ложность исследовательской задачи мы определ€ли по количеству используемых дл€ ее решени€ пон€тий и числу возможных операций ее решени€, трудность - по готовности (способности и стремлению) обучаемого своими силами ее решить. “ипизаци€ задач позвол€ла прив€зывать их к определенным урокам учебной темы, логично св€зывать их с содержанием изучаемого материала, учитывать исходную готовность учащихс€ к решению задач, выстраивать причинно-следственнную систему задач, а также осуществл€ть оптимальный выбор метода обучени€.

»сследовательска€ задача, предлагаема€ ученику, €вл€лась частью системы задач по решению определенной познавательной проблемы. ѕознавательна€ проблема объедин€ла р€д уроков по учебной дисциплине, позвол€ла структурировать содержание познавательной де€тельности школьников.

¬ соответствии с показател€ми и критери€ми развити€ научного потенциала личности старшеклассников нами при составлении исследовательской задачи, решение которой предусматривает использование сети »нтернет, разработаны следующие правила:

• —одержание задачи должно учитывать разнообразные интересы учащихс€, охватывать объем учебной темы или иметь интегрированный характер (внутрипредметный, межпредметный).
  • «адача должна иметь уровневый характер, и ее выполнение подразумевать технологическую готовность школьника к ее решению.
  •  ачественна€ задача должна содержать противоречие, иметь достаточное условие дл€ его решени€.
  • ¬ тексте задачи, исход€ из необходимости, могут быть указаны списки сайтов;
  • «адача должна предусматривать различные формы работы, в том числе сотрудничество с другими участниками поиска.
  • ¬рем€ выполнени€ задачи может быть различно из-за сложности, объема, содержани€, условий выполнени€ (на уроке, дома, на уроке и в ”Ќќ, на уроке и дома).
  • ¬ комментари€х к задаче должны быть предусмотрены этапы рефлексии (осознани€ поиска).
  • ¬ыполнение задани€ может происходить с использованием не только теоретических, но и экспериментальных методов исследовани€.
  • «адача может иметь неполное условие, так предполагает его доработку при помощи информации сети »нтернет.
  • «адача может иметь многовариантное решение.

»спользованные в нашем педагогическом опыте исследовательские задачи были направлены на вы€вление существенных свойств пон€тий, отношений и св€зей между ними; на ознакомление с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве, в теоретическом положении; на составление обратной теоремы и проверке ее истинности; на выделение частных случаев некоторых общих положений, на обобщение различных фактов, вопросов; на классификацию математических, естественно-научных, гуманитарных объектов, на вы€вление отношений между ними, на вы€вление основных фактов данного раздела научного знани€; на предложение нового способа решени€ задачи; на составление новых задач, вытекающих из решени€ данных; на построение контрпримеров и т.д.

–€д исследовательских задач были составлены нами с использованием научно-попул€рных текстов —ети. “ак, например, была составлена следующа€ задача: Ђ¬ конце XIX века ученый Ѕернар  уртуа проанализировал ситуацию, котора€ произошла с ним в лаборатории. ѕеред ученым находилось 2 сосуда. ќдин из них был заполнен смесью серной кислоты с железом, другой Ц настойкой из морских водорослей. Ќа плечах ученого расположилась его любима€ кошка. ¬друг раздалс€ громкий стук в дверь. ќт неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. —осуды разбились. »х них вылилось содержимое. Ќачалась бурна€ реакци€, в результате которой образовалось маленькое облачко. ¬скоре оно осело. ѕолученным веществом оказалс€ йод. 1. ¬спомните и напишите лабораторный способ получени€ йода (ознакомление). 2. ѕриведите примеры научных открытий, которые осуществл€лись по воле случа€ (понимание). 3. ѕовторите опыт  уртуа (применение). 4. ќбъ€сните, почему Ђмаленькое облачкої - газообразный йод Ц превратилось в кристалл (анализ). 5. ѕредложите способ получени€ йода без Ђпомощи кошкиї, в школьной лаборатории, использу€ бромную воду и Е.(синтез). 6. ќцените значимость открыти€ йода дл€ медицины (оценка).ї

ѕровод€ обзор возможных исследовательских задач, относ€щихс€ к содержанию урока, и создава€ ситуации осмыслени€ их значимости, мы знакомили учащихс€ с возможност€ми сети »нтернет дл€ их решени€. ”ченики в опыте нашей работы дл€ решени€ исследовательских задач специально осваивали методы работы с гипертекстом, способы работы с поисковыми системами, отрабатывали коммуникативные навыки при общении с программными продуктами.

»сход€ из частоты затруднений учащихс€ при решении исследовательских задач, необходимо определ€ть Ђзону актуальногої и Ђзону ближайшего развити€ї научного потенциала учащихс€ и проектировать педагогическую помощь. ќна подразумевает подготовку различных инструментально-дидактических средств, позвол€ющих оказать помощь учащимс€ в усвоении информации, в выполнении исследовательской задачи в соответствии с типами затруднений (ѕ.ј. ќржековский): информационно-исполнительскими, интеллектуальными, личностными.

јвтор статьи в услови€х углубленного преподавани€ химии в профильных классах изучала готовность школьников к решению исследовательских задач с помощью анализа составленных учениками ключевых слов дл€ проведени€ поиска в —ети.  ак оказалось, проведение такой работы важно дл€ вы€влени€ познавательных затруднений школьников, которые могут отразитьс€ на результатах учебного познани€ с использованием сети »нтернет.

ƒл€ проведени€ такой работы достаточно предложить школьникам несколько вопросов как репродуктивного, так и продуктивного характера, на которые они могут ответить системой ключевых слов или словосочетаний, отражающих ход их мыслительной де€тельности. ¬опрос репродуктивного характера (например: изложите свойства какого-либо химического вещества) предпочтительно дополнить исследовательским заданием (например: предложите план распознавани€ веществ).

ак показал эксперимент, использу€ ответы учащихс€, учитель может составить рекомендации дл€ более быстрого поиска в сети »нтернет, обратив внимание школьников на значение гиперссылок в сети, на важность использовани€ технологий организации мыслительной де€тельности, на наличие знаний базовых пон€тий учебного материала.

Ќаш опыт использовани€ сети »нтернет при решении исследовательских задач показал рост на 20-35% составл€ющих научного потенциала старшеклассников. —реди них наибольшее развитие получили показатели мотивации к исследованию и ориентации на исследование в будущей профессиональной де€тельности.

Ћитература

1. ћакотрова, √.¬. ѕортфель достижений старшеклассника: учеб пособие. - 2-е изд., перераб. - Ѕелгород: »зд-во Ѕел√”, 2011. - 111 с.

2. ћакотрова, √.¬. —еть »нтернет ученику-исследователю: учеб пособие дл€ школьников/√.¬. ћакотрова, ≈.Ќ.  ролевецка€. - Ѕелгород: »зд-во Ѕел√”, 2010.- 184 с.

3. ћакотрова, √.¬. —еть »нтернет в развитии научного потенциала старшеклассников /√.¬. ћакотрова/ учеб. пособие дл€ студ. пед. спец./под общей ред. проф. ».‘. »саева. - Ѕелгород: »зд-во ЂЋит ара¬анї, 2010.- 276 с.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.