јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћ≈“ќƒџ »«”„≈Ќ»я —“–≈ ќ«

ќлигер јлексей »ванович
кандидат биологических наук, директор √ѕ« Ђѕрисурскийї

ќрганизаци€ научно-исследовательской работы учащихс€ по зоологии беспозвоночных животных

ќсновными цел€ми составлени€ данных рекомендаций €вл€ютс€: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлени€х зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимс€, и адаптаци€ общеприн€тых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.

¬ведение

Ѕеспозвоночные Ц сама€ многочисленна€ группа животных. ƒо сих пор она остаетс€ недостаточно изученной в силу большого разнообрази€ и р€да трудностей, сопр€женных с ее исследованием.

“ем не менее, в ограниченных пределах заниматьс€ изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Ѕолее того, выполн€€ работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообрази€ какой-либо территории.

ѕрежде чем приступить к выбору темы исследовани€ по беспозвоночным, следует учесть р€д моментов. ¬о-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. ¬ данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучени€ беспозвоночных на территории многих регионов остаютс€ недостаточно раскрытыми. ќкончательно вы€снить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. ¬о-вторых, работу имеет смысл выполн€ть, если в перспективе имеетс€ возможность проверить правильность определени€ видов у специалиста по данной группе. ¬ противном случае либо исследование можно проводить, ограничива€сь идентификацией до классов, отр€дов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. –абота, основанна€ на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хот€ исследовательские навыки ученика развивает). ≈сли результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследовани€ по данной теме.  роме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъ€ты из природы, что противоречит цел€м сохранени€ биоразнообрази€. —казанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратитьс€ за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследовани€?

 валифицированную помощь при проверке определени€ преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Ќайти координаты специалиста практически по любой группе животных позвол€ет издание Ђ то есть кто: биоразнообразиеї (1997).

ќстановимс€ теперь на конкретных рекомендаци€х по методикам исследовани€ разных групп беспозвоночных. ѕодавл€ющее большинство методик относитс€ к энтомологическим исследовани€м эколого-фаунистического характера. ѕодобные работы выполн€ютс€ в 2 этапа: 1) полевые исследовани€; 2) камеральна€ обработка материала.

¬ ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. ќн может быть и небольшим, но об€зательно достаточным дл€ последующей статистической обработки. ƒаже работа€ над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. ¬ажно добывать сравнимые сведени€, что достигаетс€ применением единой методики одним исследователем. ƒопустим, перед исследователем стоит задача Ц вы€снить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. ƒл€ получени€ сравнимых данных необходимо соблюсти следующие услови€: 1) работа выполн€етс€ одним и тем же сборщиком; 2) используетс€ одна и та же методика; 3) в разных биотопах беретс€ одинаковое число проб; 4) отбор проб производитс€ примерно в одни и те же сроки. ¬ противном случае, последующа€ статистическа€ обработка будет затруднена. Ќаконец, об€зательным требованием данного этапа €вл€етс€ точное документирование материала в полевом дневнике. ѕеред началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические услови€, фитоценоз сообщества, погоду, врем€ исследовани€. ¬ последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.

ѕеред началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. –ечь идет преимущественно об энтомологическом снар€жении. Ќе останавлива€сь подробно на его описании (см., например,  озлов, Ќинбург, 1971; ‘асулати, 1971; √олуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследовател€.

—ачок. –азличаютс€ сачки воздушные, дл€ энтомологического кошени€ и водные. ƒиаметр обруча обычно 30 см. ћешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка дл€ кошени€ Ц из б€зи, водного сачка Ц из канвы или из мелко€чеистого капронового тюл€. ќбруч сачка дл€ кошени€ и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, дл€ воздушного Ц 2-3 мм. ƒлина палки сачка дл€ кошени€ Ц на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка Ц 2-2,5 м, воздушного Ц не более 1,5 м.

ћорилка Ц широкогорла€ скл€нка с герметично закрывающейс€ пробкой (обычно корковой), служаща€ дл€ умерщвлени€ собранных насекомых. Ѕанку заполн€ют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными Ђгармошкойї. ѕеред началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. ¬ качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. ¬ полевых услови€х необходимо иметь несколько морилок. Ќасекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.

 роме этого в полевой сумке должны быть пробирки (дл€ переноса живых насекомых), пинцеты, мала€ саперна€ лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.

ѕосле сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт.  аждый сбор точно этикетируют. Ётикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. ¬се надписи делаютс€ простым карандашом. Ќеобходимо подчеркнуть, что сборы, составл€ющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. ћатрасики с насекомыми просушиваютс€ и помещаютс€ горизонтально в фанерный €щик так, чтобы там они находились в неподвижном состо€нии. ѕри транспортировке насекомых Ђна ватеї следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.

 амеральна€ обработка материала заключаетс€, прежде всего, в определении собранных насекомых. ƒл€ этого используют бинокул€рный микроскоп ћЅ— и современные определители. ƒалее производ€т подсчет собранных насекомых и осуществл€ют статистическую обработку.

***********************

÷ели исследовани€: изучение образа жизни и распределени€ стрекоз по биотопам.

ћетодика. ”ловы должны сопровождатьс€ точным описанием условий и методов (количественных и качественных) отбора каждой пробы. ѕричем, при ловле личинок необходимо приводить данные о водной растительности, проточности водоема, прозрачности и температуре воды, глубине и характере субстрата, времени и продолжительности работы. ¬ ходе отловов имаго указывают врем€, погодные услови€, освещенность, ландшафт, экспозицию, активность, высоту, площадь и характер полетов; взаимоотношени€ с особ€ми своего и других видов.

Ћичинки стрекоз ведут водный образ жизни, обита€ как в толще воды среди водной растительности, так и полза€ по дну или зарыва€сь в него; насел€ют как сто€чие, так и относительно быстрые равнинные водоемы. ѕредпочитают чистую воду, зачастую выступа€ в роли еЄ биоиндикатора. ќпределению до вида поддаютс€, как правило, лишь личинки последнего возраста, поэтому неспециалисту лучше не пытатьс€ их коллекционировать.

“ем не менее, приведем простейшие приемы лова личинок. ѕервый Ц гидробиологическим сачком из толщи воды. ѕри этом стандартный сачок должен быть усилен обручем из 6-8 мм проволоки, насажен на прочную двухметровую ручку с отметками через каждые 10 см. Ћов производитс€ энергичным проведением сачка на определенной глубине (легко фиксируемой по отметкам на ручке) по водной растительности, при этом желательно привыкнуть совершать движени€ определенной (одинаковой) амплитуды, с тем, чтобы можно было определить объем обловленной акватории. “аким сачком можно проводить и по дну или склону берега, записыва€ при этом, какой толщины слой попадает в сачок. –азбор материала производитс€ погружением мешка сачка в воду так, чтобы только горловина оставалась сверху, и выборке личинок при постепенном подъеме сачка. ѕопавшую в сачок гр€зь аккуратно промыть мелкими возвратно-поступательными горизонтальными движени€ми сачка в воде. Ётим способом лов€тс€ личинки равнокрылых стрекоз и коромысел. ¬торой Ц сбор обитателей бентоса. ѕроизводитс€ скребком, драгой или дночерпателем. —кребок Ц это модификаци€ гидробиологического сачка на толстом железном обруче с плоским нижним краем. ƒрага представл€ет собой прочную, массивную стальную рамку, усиленную сверху и снизу ножами, пр€моугольной формы размерами 10 х 25 см, к которой прикрепл€етс€ мешок из прочной, но достаточно редкой ткани, длиной 40 см (мелкие мешки моментально наполн€ютс€ донными отложени€ми, а большие т€жело т€нуть). „тобы драга не тащилась по дну плашм€, вокруг мешка к рамке прикрепл€ют т€желые металлические Ђусыї по всем четырем углам. ≈сли драгу протаскивают по дну с движущегос€ плавсредства, то длина веревки или троса должна быть в 2-3 раза больше глубины; если же драга забрасываетс€ с берега, то длина веревки определ€етс€ дальностью заброса. ƒрага протаскиваетс€ по дну и поднимаетс€ в зависимости от скорости наполнени€ мешка донными отложени€ми. ѕри этом необходимо фиксировать глубину, с которой проводитс€ лов, рассто€ние прот€жки. ѕромывку производ€т, как указанным выше методом, так и в специальных решЄтах с медной сеткой. “ретий Ц сбор при помощи дночерпател€. ѕринцип работы этого приспособлени€ лучше всего иллюстрируетс€ двухстворчатым ковшом экскаватора. ƒночерпатель особенно удобен при определении обили€ бентосных организмов, т. к. площадь, захватываема€ его створками, строго фиксирована. »м удобно пользоватьс€ с молов, помостов, сто€щих на €коре лодок и т. д. —одержимое дночерпател€ вываливают в тазы или лохани.

ѕодн€тые драгой, скребком или дночерпателем пробы бентоса можно разбирать описанными выше методами, а можно вываливать в емкости с крепким раствором соли и перемешивать. ¬ этом случае бентосные, лишенные т€желых раковин, организмы всплывут на поверхность. —о дна и из придонных отложений лов€тс€ личинки разнокрылых стрекоз (кроме, упом€нутых выше, коромысел).

‘иксируютс€ личинки в пенициллиновых флаконах 70-80 % спиртом, с однократной заменой последнего через 2-3 дн€

¬ысушивать личинок стрекоз с целью сохранени€ не имеет смысла, т.к., во-первых, они станов€тс€ слишком ломкими, а во-вторых, у них слипаютс€ волоски и щетинки, по которым проводитс€ определение. ѕроще всего собирать личиночные шкурки (экзувии) стрекоз по берегам и прибрежной растительности по нескольким соображени€м. ¬о-первых, это делаетс€ без специального громоздкого оборудовани€. ¬о-вторых, собирать можно выборочно. ¬-третьих, определ€тьс€ будет наверн€ка последн€€ стади€ личинки. ¬-четвертых, не возникает необходимости замены спирта во флаконе.

¬зрослых стрекоз лов€т воздушным энтомологическим сачком, на удочку с мухой, в неподвижном состо€нии после утренних заморозков. –авнокрылые стрекозы собираютс€, как правило, обыкновенным кошением неподалеку от водоемов. ƒл€ сбора различных представителей разнокрылых необходима значительна€ сноровка и знакомство с одонатологической литературой Ц т. к. многие из них могут быть обнаружены лишь при соблюдении определенных условий времени и места поиска.

ћелкие и средние виды стрекоз после замора перенос€тс€ на расправилку и высушиваютс€, крупные же нуждаютс€ в предварительном удалении кишечника (но не мышц Ц иначе пропадет окраска) и укреплении брюшка соломинкой или проволочкой. ќкраску стрекоз можно сохранить, если фиксировать и хранить их целиком в ацетоне.

’ран€тс€ стрекозы, как и прочие крупные насекомые, на энтомологических булавках, либо в бумажных треугольных конвертиках, подобно бабочкам.

 



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019