јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќформление и визуализаци€ в проектной де€тельности обучающихс€

јлексеева Ћада Ќикитична
к.псх.н., зав.лабораторией проектных технологий в образовании √ЅЌ” "ћ»–ќ"

ћартынова ¬алентина ¬ладимировна
к.псх.н., руководитель центра ѕрогнозных исследований и стратегии развити€ образовани€ √ЅЌ” "ћ»–ќ"

’охлогорска€ ≈катерина Ћьвовна
доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђћосковский государственный университет печати имени »вана ‘едороваї

 удр€вцева “ать€на ¬ладимировна
к.филос.н., доцент кафедры философии и общественных наук ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђћосковский государственный университет печати имени »вана ‘едороваї

ƒжелилова »рина  онстантиновна
к.филос.н., доцент кафедры философии и общественных наук ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђћосковский государственный университет печати имени »вана ‘едороваї

 

¬ведение

–азные задачи на разных этапах проектировани€ Ц разные требовани€ к оформлению.

ƒанные методические рекомендации написаны как своеобразный конструктор дл€ человека, организующего свою или совместную проектную де€тельность. Ѕлагодар€ представленным рекомендаци€м педагог, обладающий компетенцией педагогического сценировани€, сможет существенно обогатить ее. ќписанные нами виды оформлений достаточно легко превратить в задачу дл€ учащихс€ Ц в рамках конкретного группового или индивидуального зан€ти€.

ѕревращение требований в задачу €вл€етс€ принципиальным моментом дл€ мыследе€тельностной педагогики, дл€ реализации (достижени€) метапредметного и личностного результатов обучени€ проектированию.  огда учащийс€ превращает требовани€ в задачу, у него выстраиваетс€ структура де€тельности. ќн начинает фиксировать, что ему необходимо достичь, и сам выбирает средства достижени€, сам контролирует качество исполнени€.

»менно в этом процессе у него формируетс€ нова€ компетенци€, св€занна€ с осознанным, внимательным отношением к требовани€м; умение их восстанавливать, разбиратьс€ с ними в каждой новой ситуации; умение превращать их в регул€торы своей де€тельности.

„то именно требуетс€ оформл€ть, какие процессы наиболее важны в данный момент, безусловно, зависит от ситуации и состо€ни€ проекта. «адача пособи€ Ц показать, как такие задачи могут ставитьс€, и почему их надо ставить по-разному на разных стади€х проекта, а также превратить оформление и визуализацию проектной де€тельности в творческую созидательную работу.

„асть 1. ѕостановка задач на оформление в проекте. „то и как оформл€етс€.

1.1. ќбласть самоопределени€ и постановки задач.

ѕроектные технологии, технологии проведени€ исследовани€, работа по конструированию механизмов и сред, создание творческой работы Ц все эти виды де€тельности €вл€ютс€ сложными, имеют различные этапы своего осуществлени€. Ќа каждом этапе решаютс€ специфические задачи. “еори€ де€тельности, разработанна€ в российской психологии ј.Ќ. Ћеонтьевым, имеет очень удобную схему: в ней де€тельности соответствует мотив, некоторый отдаленный образ желаемого результата. Ќо его достижение, как правило, не может быть осуществлено сразу и поэтому разбиваетс€ на отдельные цели, задава€ последовательность в реализации де€тельности. Ћюбое целевое действие должно быть результативно. –езультат должен быть получен, предъ€влен, закреплен и оценен как тот, который позвол€ет двигатьс€ дальше. ≈сли мы проводим начало исследовани€, то гипотеза должна быть сформулирована, должно быть выделено то, что мы пытаемс€ узнать. ≈сли мы строим эксперимент Ц должны быть жестко зафиксированы его услови€, переменные и посто€нные факторы. » каждый раз требуетс€ специальное оформление.

ѕоставить задачу на оформление - это практически сформировать требовани€ к тому промежуточному результату, который должен быть получен. ¬ усто€вшихс€ профессиональных пространствах подобные системы требований уже сложились и существуют, однако в наиболее перспективных новых област€х сейчас требуетс€ особа€ компетенци€ - формирование пошаговых требований к оформлению при решении неклассических задач. Ёта компетенци€ имеет как минимум три разных значени€: первое Ц дл€ организации собственных работ и их последующей оценки и рефлексии; второе Ц дл€ возможностей состыковки своих проектов и исследований с другими в той же или смежных област€х, третье Ц дл€ эффективного управлени€ и постановки задач коллективу разработчиков.

ѕриведем две цитаты: перва€ - Ђобразы желаемого нужно удерживать в голове и старатьс€ формировать их отчетливої, втора€ - дл€ того, чтобы Уубедить себ€ в том, что вы можете сделать что-либоФ, необходимо Уразвитие и воспитание воображени€ї. ¬ обоих высказывани€х подчеркиваетс€ мысль: формирование представлени€ о том, что именно требуетс€ достичь в де€тельности, о ее продукте Ц это специальна€ работа. ѕричем работа, св€занна€ с продумыванием, воображением, приданием формы тому, к чему ты стремишьс€. »менно про подобную работу с оформлением и визуализацией и пойдет речь ниже. ј как вы думаете, откуда вз€ты цитаты? ƒа, именно из описани€ и рефлексии опыта достижени€ значимых результатов в работе над собой и построении своего дела.

1.2. Ётапы проектной де€тельности.

Ётапы проектной де€тельности выдел€ютс€ на основе того, что само устройство работы на этих этапах различно, также на разных этапах привлекаютс€ различные кооперанты и данные. Ёто св€зано, прежде всего, с тем, что на каждом из них должны быть получены особые результаты, служащие основанием дл€ перехода на следующий этап.

ƒл€ инженерных проектов выстроено пон€тие Ђжизненного цикла проектаї и введены базовые стандарты »—ќ, позвол€ющие контролировать качество проекта и замыкать друг на друга различные проекты. Ёто такие стандарты как: ISO 15288 Ч "—истемна€ инженери€ Ч ѕроцессы жизненного цикла систем" (описывает общую структуру процессов, составл€ющих жизненной цикл любого рода систем, созданных человеком. ќсновное внимание уделено вопросам непрерывной оценки качества систем, контрол€ качества циркулирующей информации, управлени€ рисками, анализа рисков и оптимизации процессов на всех стади€х разработки и эксплуатации систем), ISO 15926 Ц онтологи€ дл€ семантического представлени€ инженерных данных (стандарт обеспечивает возможность доступа и анализа дл€ полных данных жизненного цикла сложного инженерного объекта, создание единого информационного пространства жизненного цикла, создание цифровой модели и т. п.).

ќбщее понимание этих стандартов достаточно важно дл€ учител€, но в организации работы учащегос€ мы рекомендуем пользоватьс€ наиболее простой формулой, задающей базовую схему процесса проектировани€: замысел Ц реализаци€ - рефлекси€ (по Ќ.√. јлексееву). —хема €вл€етс€ базовой, так как если учащийс€ не проходит все три основных фазы, то его позици€ как проектировщика не складываетс€. ≈сли выпускаетс€ фаза замысла, то человек погружаетс€ не в реализацию, а в простое исполнение заданий, и не может потом осуществить рефлексию проекта; если учащийс€ не переходит к реализации (осуществлению проектного действи€), то он остаетс€ в Ђсловахї и не получает результата; наконец, при отсутствии рефлексивной фазы человек не собирает свою де€тельность как осуществленную в единое целое Ц не фиксирует свои средства, качество результата и последстви€ реализации проекта в целом. –абота на каждом этапе может разворачиватьс€ с различной степенью формализации и может быть представлена как полноценна€ мыследе€тельность. Ёто означает, что на каждом этапе нам надо организовать соответствующее мышление, обеспечить коммуникацию и осуществить действие по оформлению полученного на данном этапе содержани€.

¬ таблице 1 отражены наиболее характерные дл€ каждой фазы компоненты мыследе€тельности по уровн€м: мышление, коммуникаци€, действие.

“аблица 1. –азвертывание мыследе€тельностных процессов (мышлени€, коммуникации и действи€) на разных фазах проектной де€тельности.

‘аза проектировани€

ѕроцессы и предметы мышлени€

ѕредпочтительные типы коммуникативных св€зей

ќсуществл€емое действие

«амысел

јнализ ситуации;

ѕроблематизаци€, поиск

противоречий, требующих

решени€;

ѕредставление (воображение) желаемого результата.

ѕозиции, вовлеченные в

проблему; противоречи€,

с которыми работает проект (со-проектанты);

ѕозиции, вовлеченные в

проблему; противоречи€,

с которыми работает проект (со-проектанты);

¬озможные потребители результатов проектировани€;

 онсультанты-профессионалы (по стратегии развити€ в сфере, в

которой ведетс€ проектирование).

—амоопределение

÷елеполагание

–еализаци€

јнализ имеющихс€

средств;

программирование работы;

конструирование объектов;

соорганизаци€ (конфигурирование) промежуточных

результатов

 онсультанты-профессионалы (по знани€м и средствам в сфере, в

которой ведетс€ проектирование).

—о-проектанты (совместно с которыми ведетс€

проект)

 ооперанты в де€тельности (те, кто обеспечивает

реализацию проекта без

участи€ в его обсуждении

доставл€ет материальные

детали, обеспечивает св€зи и так далее).

ѕреобразующее действие (получение нового знани€, создание экспериментальной установки, других

средств исследовани€,

создание моделей и макетов; проведение меропри€тий; изготовление вещей и т.п.).

–ефлекси€

 ачество результата.

“ехнологии и средства

де€тельности.

ѕродвижение в проблеме.

ѕоследстви€ и внешние

эффекты

ѕозиции критики: профессиональной, организационно-управленческой, методологической.

ѕозиции осмыслени€

(прогноз и анализ введенных в ходе проекта гуманитарных и технологических преобразований)

‘иксаци€.

ѕерепроектирование.

ѕостановка целей по

проблеме, по разработке средств

¬ таблице 1 и в трех последующих таблицах мы задаем наиболее часто встречающиес€ компоненты, что ни в коей мере не преп€тствует введению дополнительных форм. √лавное требование Ц соответствие каждой формы той фазе, в которой она реализуетс€. “ак фазе замысла не будет соответствовать работа с набором конструктивных элементов, фазе реализации не будет соответствовать проблематизаци€ общих целевых ориентиров, а фазе рефлексии Ц программирование работ и так далее. ћы можем делать соот-ветствующие действи€, но при этом необходимо понимать, что мы либо тормозим движение в проекте, отодвигаемс€ назад, либо наоборот слишком торопимс€.

1.3. ќсобенности оформлени€ в мыслительном, коммуникативном пространствах и в пространстве действи€ при организации проектной де€тельности.

ƒалее мы рассмотрим каждый столбец полученной таблицы отдельно, чтобы выделить тот Ђ€зыкї, на котором можно говорить, прорабатыва€ каждую фазу. ¬ зависимости от того результата, который мы хотим получить.

1.4. “ехнологии постановки задачи на оформление при работе с организацией мышлени€ в рамках проекта.

¬ таблице 2 выделено, какие процессы и предметы мышлени€ типичны дл€ разных фаз проектировани€ и какие существуют соответствующие им оформлени€. Ќаиболее характерными оформлени€ми в мышлении €вл€ютс€ оформлени€ в €зыке, €зыке профессиональном, €зыке схем. ¬месте с тем дл€ оформлений в культуре выработаны соответствующие формы, которые можно осваивать вместе с учащимис€, предлага€ им проработать их проекты в том или ином режиме.

“аблица 2. ѕроцессы и предметы мышлени€ и соответствующие им оформлени€.

‘аза проектировани€

ѕроцессы и предметы мышлени€

ѕредпочтительные типы

оформлени€ промежуточных

результатов

«амысел

јнализ ситуации;

ѕроблематизаци€, поиск

противоречий, требующих

решени€;

ѕредставление (воображение) желаемого результата.

јналитический обзор, истори€ вопроса.

‘иксаци€ проблемы, фиксаци€ (на схеме,

в тексте) основных позиций по подходам

к решению данной проблемы.

—хемное, знаковое, образное описание ко-нечного продукта

–еализаци€ (преобразующее действие)

»меющиес€ средства

ѕрограмма работы

 онструкци€

—оорганизаци€ (конфигу-рирование) промежуточных

результатов

»спользуемые ресурсы (таблица, перечень).

ѕоследовательность действий, схема работы.

—хема, макет, опытный образец, банк данных,

технологи€ и т.д.

ќписание отдельных конструктивов и их

сборки. »нтерпретаци€ полученных данных,

апробации.

–ефлекси€

 ачество результата.

“ехнологии и средства де€тельности.

ѕродвижение в проблеме.

ѕоследстви€ и внешние

эффекты.

ќписание сдвига, изменени€, возникшего

в результате преобразующего действи€.

‘иксаци€ средств де€тельности и оценка их

эффективности

ќпределение изменений в проблемной ситуации.

ќбъективированное описание изменений

в макроситуации.

1.5. “ехнологии постановки задачи на оформление при работе с организацией коммуникации в рамках проекта.

¬ таблице 3 выделено, какие коммуникационные св€зи станов€тс€ предпочтительнее на каждой из фаз и какие существуют соответствующие оформлени€. «десь мы обсуждаем даже не устройство акта коммуникации (его лучше обсуждать при осуществлении педагогического сценировани€, при подготовке зан€ти€ по проекту), а те позиции, тех коммуникантов, которые обеспечивают наиболее эффективное прохождение каждой из фаз проектной де€тельности учащихс€.

“аблица 3.  оммуникативные позиции и соответствующие им оформлени€.

‘аза проектировани€

ѕредпочтительные типы

коммуникативных св€зей

—оответствующие им оформлени€

«амысел

ѕозиции, вовлеченные в проблему, противоречи€ с которыми работает проект (со-проектанты).

¬озможные потребители и заказчики результатов проектировани€.

 онсультанты-профессионалы

(по стратегии развити€ в сфере,

в которой ведетс€ проектирование)

ƒискусси€, с фиксацией (схемной, аналоговой, образной) противосто€ни€ в диалоге.

ѕозиционные споры.

ћаркетинговые исследовани€.

ѕоследовательность вопросов дл€ интервью (консультации)

–еализаци€

 онсультанты-профессионалы

(по знани€м и средствам в сфере, в которой ведетс€ проектирование).

—о-проектанты (совместно с которыми ведетс€ проект).

 ооперанты в де€тельности (те,

кто обеспечивает реализацию

проекта без участи€ в его обсуждении - доставл€ет материальные

детали, обеспечивает св€зи и так

далее)

—оставление карты основных пон€тий, моделей, онтологий.

ƒоговор.

–аспределение функций

–ефлекси€

ѕозиции критики: профессиональной, организационно-управленческой, методологической.

ѕозиции осмыслени€ (прогноз и

анализ введенных в ходе проекта

гуманитарных и технологических

преобразований).

—хемы организации де€тельности и взаимодействи€, их эффективность и качество.

—хемы организации де€тельности и

взаимодействи€, их Ђвписанностьї в

общественно-государственную систему управлени€

1.6. “ехнологии постановки задачи на оформление при работе с органи-зацией преобразующего действи€ в рамках проекта.

¬ таблице 4 выделено, какие действи€, преобразовани€ типичны дл€ разных фаз проектировани€ и какие им соответствуют оформленные результаты.

“аблица 4. ѕреобразующее действие и его оформление как социокультурного факта

‘аза проектировани€

ќсуществл€емое

действие

ќформление

«амысел

—амоопределение.

÷елеполагание

ќписание личной позиции. ƒеклараци€ цен-ностного отношени€.

ћанифест.

ќбразное представление, в том числе с введением исторических, литературных и других

образцов.

ќписание преобразовани€ действительности

(создание нового предмета, технологии, событи€), которое предполагаетс€ при осуществлении проекта.

–еализаци€

ѕреобразующее действие

(получение нового знани€, создание экспериментальной установки, других

средств исследовани€, создание моделей и макетов;

проведение меропри€тий;

изготовление вещей и т.п.)

–азные виды продукта, вз€тые в их завершенной форме (модели, макеты, графики, диаграммы, схемы, тексты, программы меропри€тий и

другое).

ќписание форм использовани€ полученного

продукта (инструкции, рекламы, рекомендации).

–ефлекси€

‘иксаци€.

ѕостановка целей по

проблеме, по разработке

средств.

ѕерепроектирование.

ќписание реализованной технологии.

ќписание условий ее реализации и инновировани€.

“ехническое задание на доработку средств и

самого продукта.

ќписание следующего шага по направлению

решени€ проблемы, исходной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. –азные целевые ориентиры и постановка задачи на оформление.

 огда мы работаем над проектом, особенно в образовательном пространстве, мы имеем, как правило, не одну, а сразу несколько целей. Ќаиболее типичными €вл€ютс€ рабоча€ цель (по реализации проектного замысла), образовательна€ цель (совершенствование своих средств) и организационна€ цель (продвижение своего проекта).

—оответствующим образом мен€етс€ и оформление Ц когда мы двигаемс€ к рабочей цели, мы осуществл€ем оформление относительно исходного замысла Ц продвижение в достижении результатов.  огда нас начинает интересовать образовательна€ цель Ц наш личностный рост, наше развитие, то мы строим оформление относительно освоенных средств де€тельности (описание проделанного).  огда мы вкладываемс€ в цели по продвижению проекта, то мы занимаемс€ оформлением относительно партнеров и потенциальных пользователей.

ѕедагог - организатор должен по ходу работы выдел€ть, какое оформление €вл€етс€ в разные моменты наиболее значимым, задавать и удерживать его рамки. «десь важным €вл€етс€ мотив отработки разного оформлени€ по очереди. ¬ зависимости от интересов развертывани€ общей коллективной де€тельности, от временных параметров, педагог может акцентировать выбор и задачу на получение определенного конкретного набора оформлений. ѕри этом могут быть задействованы не все, а только ключевые моменты. Ќа таблице 5 задана обобщенна€ матрица оформлений, внутри матрицы Ц одни из возможных маршрутов.

“аблица 5. ќбобщенна€ матрица оформлений (разные этапы и полицелевое пространство де€тельности).

‘аза проектировани€/

основна€ цель оформлени€

–абоча€ цель:

ќформление относительно исходного замысла Ц продвижение в достижении результатов

ќбразовательна€ цель:

ќформление относительно освоенных

средств де€тельности

(описание проделанного)

÷ели по продвижению проекта:

ќформление относи-тельно партнеров

и потенциальных

пользователей

«амысел

   

+

–еализаци€

+

+

 

–ефлекси€

+

 

+

1.8. ќформление в коммуникации Ц придание формы дл€ обеспечени€ взаимодействи€.

–ассказыва€ про свой проект, наиболее сильные учащиес€ рано или поздно обнаруживают, что то, что нравитс€ одним экспертам, не устраивает других. » этот феномен имеет свое обоснование. –азные люди относ€тс€ к проектам из различных позиций. »з одной позиции кажетс€ менее существен-ным то, что дл€ другой кажетс€ максимально важным. “ак научна€ обоснованность важна дл€ ученого, но будет раздражать практика. ѕрактик спросит Ц а можно ли это реализовать, и какой во всем практический смысл. » вместе с тем бодрый рассказ о том, сколько раз вы использовали результаты своего проекта, будет вызывать нарекани€ исследовател€, заметившего непродуманность базовых оснований. ћетодолог или методист попросит вас выделить общую схему, а предметник попросит привести пример или кейс. —итуаци€ разных мнений и отношений, разных запросов к вашему рассказу, презентации усилитс€ при переходе от экспертных позиций к позици€м со-разработчиков или потребителей. —о-разработчиков интересуют такие вещи как оценка авторского вклада, обеспечение временных договоренностей, состыковка ваших продуктов в единое целое. ј потребителей интересует качество, удобство и подобные параметры.

 омпетенци€ представл€ть свой замысел или результат дл€ определенных позиций - достаточно важна€ дл€ успешности компетенци€. ќна важна и дл€ самого проекта, так как мыслительна€ имитаци€ Ц что важно показывать в проекте и дл€ каких целей Ц усиливает и сам проект, позвол€ет авторам проекта взгл€нуть на него с разных сторон, проработать разные детали.

ƒл€ отработки этих принципов можно пройти тренировочное задание, изложенное ниже.

ƒл€ начала выберите проект, с которым вы будете работать. ∆елательно, чтобы ¬ы его уже продумывали и достаточно подробно знали разные его детали. “еперь разработайте и запишите макет представлени€ проекта дл€ решени€ различных задач:

Х привлечени€ партнеров;

Х демонстрации значимости проекта дл€ провер€ющих;

Х привлечени€ в проект других учащихс€ (их мотивации на участие);

Х возможности убедить заказчика в том, что проект выгоден, в него стоит

вкладыватьс€;

Х демонстрации родител€м, что данный проект развивает способности и

приносит пользу учащемус€;

Х ¬ы можете ввести дополнительную позицию, значимую дл€ вашего проекта (например: позицию территориального управлени€, позицию эколога или хоз€йственника и др.)

ѕосле того, как вы получите несколько описаний (не менее трех), вы можете приступать к анализу. —равните описани€ замысла (результата) вашего проекта при ориентации на разные позиции. ¬ыделите совпадающие или несовпадающие моменты. ћен€лось ли ¬аше описание? ≈сли нет, то вам следует поработать над воображением, попросить ваших друзей сыграть в игру Ц вы описывает, а ваш партнер изображает провер€ющего, родител€, другого ученика и задает вам уточн€ющие вопросы. ≈сли же ваши описани€ не совпадают, то подумайте, как они обогащают ваше исходное представление о цели проектировани€, что еще вы можете проработать.

1.9. ќформление проекта дл€ обеспечени€ непрерывности проектной де€тельности обучающихс€. ѕостановка обобщенной задачи на оформление Ц построение трассы оформлений Ц складывание истории проекта.

≈сли при предметном преподавании непрерывность обеспечиваетс€ логикой развертывани€ определенной предметной действительности и, возвраща€сь после перерыва в обучении к предмету, вы можете сориентироватьс€ относительно оглавлени€ учебника, то непрерывность в проектной де€тельности задаетс€ собственно возможностью отнести себ€ к определенной фазе работы и местом той задачи, которую вы решаете здесь и теперь к общей программе намеченной работы.

ќсновной момент, который должен культивироватьс€ Ц фиксаци€ места конкретной решаемой задачи к общему ходу работы. ќчевидно, что программирование работ ведетс€ более крупными блоками, часто возникают промежуточные и дополнительные задачи. »менно их место в общей работе и следует определить Ц зафиксировав, дл€ чего нужно вз€ть дополнительное интервью, прочесть и обсудить статью, провести контент-анализ и тому подобное. «десь важно чтобы организатор работы (педагог или сам учащийс€) смогли зафиксировать пройденное, достигнутое, и следующие задачи решались с учетом опыта предыдущих.

—уществует система средств, позвол€ющих ориентироватьс€ в ходе (фазах) проектной работы и обеспечивать непрерывность, наращивание результата проектировани€.

¬ качестве средств мы предлагаем рассмотреть три технологии, позвол€ющие обеспечить рефлексию хода проекта и качество продвижени€ в проекте дл€ обучающихс€:

Х ѕошаговый мониторинг проектной де€тельности, проводимый четырежды в ходе годового учебного цикла (разработка Ћ.Ќ. јлексеевой);

Х —пециальна€ работа по созданию истории проекта. ѕримером такой формы €вл€етс€ разработанный ј.—. Ћазаревым метод Ђвведение летописца и обращени€ к летописиї при проведении коллективного проекта. —уть метода: Ћетописец фиксирует событи€, происход€щие по ходу проекта. ѕри последующей работе культивируетс€ обращение к летописи при обсуждении вопросов, уже упоминавшихс€ ранее.

Х ћетод визуализации продвижени€ в проекте дл€ учащихс€ на общешкольном стенде. ћетод разработан и реализуетс€ в ѕавловской гимназии, подготовлен набор знаковых средств, позвол€ющих фиксировать уровень продвижени€ учеников в проекте, формировать пространства близких проектов и р€д других функций.

„асть 2. —истемы требований к оформлению промежуточного и итогового результата. –азные требовани€ к оформлению в разных системах предъ€влени€ результата.

2.1. —тандарты требований оформлени€ проекта дл€ конкурсов и конференций.

–аспространенной формой проектной де€тельности €вл€етс€ представление проектов учащихс€ на конкурсах и конференци€х. «а этими двум€ формами лежат принципы и нормы социума.

—мысл первой формы - введение регул€торов в де€тельность научного и проектного сообщества, где поддержка за€вленной работы начинает зависеть не от субъективизма одного человека Ц начальника, но и от потребностей и оценки профессионального сообщества. ¬ насто€щее врем€ участие ученых в грантовых разработках; проектировщиков в государственных конкурсах и конкурсах, проводимых фондами и корпораци€ми; существуют литературные, кино-конкурсы и так далее. ”частие в этих работах €вл€етс€ одной из важных компетенций дл€ людей творческих Ц этот элемент культуры современного специалиста.

 онференции выполн€ют несколько иную роль Ц складывани€ профессионального сообщества и становлени€ человека в нем. ”частву€ в конференци€х учащийс€ попадает в среду, где у него по€вл€етс€ возможность увидеть своих сверстников, добившихс€ результатов в той же области, в которой двигалс€ и он сам. ќбмен средствами, находками, обсуждение принципов и норм работы Ц все это дает импульс к расширению представлений о возможност€х работы в выбранном направлении.

»так, образовательна€ функци€ конкурсов и конференций лежит прежде всего в формировании компетенций, св€занных с социализацией своего замысла и результата, формировани€ себ€ в профессиональном сообществе.

“ребовани€ к оформлению здесь €вл€ютс€ более жесткими.  аждый конкурс и кажда€ конференци€ имеет требовани€ к предоставлению результатов. Ёти требовани€ специально вынос€тс€ в отдельный блок информационных писем о конференций или в услови€ подачи конкурсной за€вки. » именно эти требовани€ €вл€ютс€ главными при прохождении технической экспертизы, еще до того, как эксперты начнут оценивать содержание. “ребовани€ при этом могут быть самые разные Ц таблицы с данными, презентации с определенным числом слайдов, постеры, аннотации, тезисы выступлени€ и прочее.

Ќа какие требовани€ следует обратить особое внимание. Ёто такие требовани€ как - сроки подачи за€вки, информаци€ об авторе, заполнение всех полей за€вки, использование указанных в за€вке классификаторов.

≈ще раз подчеркнем, работа по оформлению своих проектов на конкурсы и конференции это прежде всего умение разбиратьс€ в системе внешних требований и излагать свою работу согласно этим требовани€м.

2.2 ѕредъ€вление в общественном пространстве Ц сервисы в интернете.

¬ насто€щее врем€ существует достаточное число средств, позвол€ющих расширить пространство предъ€влени€ результатов, причем расширить его с ориентацией на те профессиональные и общественные сообщества, в которых данный проект может быть прин€т с наибольшим интересом. ћы ниже перечислим несколько сервисов, которые предоставл€ют наиболее общие возможности публикации и обсуждени€ проектов дл€ учащихс€. ќтдельно мы рекомендуем вам проработать специальную задачу с учащимис€ Ц где и дл€ чего интересно разместить проект. “ака€ задача наиболее подходит дл€ второй и третьей фазы работы с проектом. ƒадим краткую характеристику р€ду ресурсов.

1) ќќќ Ђ√лобалЋабї €вл€етс€ создателем и разработчиком √лобальной

школьной лаборатории, котора€ под своим кратким названием √лобалЋаб

(GlobalLab) известна дес€ткам тыс€ч школьников в 30 странах мира. ¬ этом

пространстве специально сформировано поле выкладывани€ и обсуждени€

школьных проектов. —сылка: https://globallab.org/ru/

2) Google-группы, Google-сайты обеспечивают возможность перевести работу в цифровой формат и опубликовать дл€ ознакомлени€ всех коллективов. ќни имеют доступную обучающую программу.

3) —айты межшкольных проектных сообществ св€зывают проекты образовательных организаций, двигающихс€ в определенном направлении (типа

https://school-projects.ru).

4) »нформационные сетевые ресурсы типа У¬икипедииФ позвол€ют прин€ть участие в формировании общих банков данных. Ќа основе школьных проектов, имеющих высокую интеллектуальную составл€ющую, можно инициировать и прин€ть участие в проработке определенных направлений.

ƒругой вариант подобной работы возможен на сайте Letopisi.Ru (Ўкольна€ сетева€ энциклопеди€ информатизации), ресурс дает возможность больше узнать про сетевые сообщества и начать с ними работать.

5) –€д ресурсов обеспечивает техническую поддержку, позвол€ющую сделать проектную работу более технологизированной. ¬ качестве примеров можно привести ресурсы, на которых вы можете:

- профессионально подготовить книги к публикации без специальных знаний и абсолютно бесплатно. https://ridero.ru;

- провести опрос и подсчет данных в автоматическом режиме (сайты голосований);

- провести контент анализ и решить р€д подобных задач.

2. —истема требований к оформлению проектов в школе.

“ребовани€ к проекту в образовательной организации стро€тс€ на основе

требований к ‘√ќ—. ƒалее идет р€д конкретизаций этих требований.

ѕерва€ конкретизаци€ св€зана с основной образовательной программой школы, ее традици€ми и област€ми ученического проектировани€, обеспеченными ресурсами школы.  аждое образовательное учреждение начинает сейчас формировать свой дополнительный Ђстандартї требований Ц систему событий, на которых должен быть представлен проект, мониторинг проектной де€тельности и так далее.

¬тора€ конкретизаци€ требований св€зана с областью проектировани€ и носит специфический характер: к описанию эксперимента и обработке данных в исследовательском проекте; к выбору категорий контингента опрашиваемых в социологическом опросе; к демонстрации моделей в инженерном проекте; к качеству изображени€ в кино-проекте и так далее.

ћы остановимс€ на том, какие требовани€ заложены в стандартах и как эти требовани€ могут быть отражены в оформлении проекта. —тандарт вводит:

1) пон€тие индивидуального проекта учащегос€. Ђ»ндивидуальный проект представл€ет собой особую форму организации де€тельности обучающихс€ (учебное исследование или учебный проект)ї.

2) базовую форму отношени€ педагог-ученик в проекте Ђ»ндивидуальный проект выполн€етс€ обучающимс€ самосто€тельно под руководством учител€ (тьютора)ї

3) возможности выбора учащимс€ темы Ђ»ндивидуальный проект выполн€етс€ обучающимс€ Е по выбранной теме в рамках одного или

не-скольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области де€тельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)ї.

4) требовани€ к результатам (прежде всего метапредметным) выполнени€

Ђрезультаты выполнени€ индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской де€тельности, критического мышлени€; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной де€тельности; сформированность навыков проектной де€тельности, а также самосто€тельного применени€ приобретЄнных знаний и способов действий при решении различных задач, использу€ знани€ одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулировани€ гипотезы исследовани€, планировани€ работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурировани€ аргументации результатов исследовани€ на основе собранных данных, презентации результатовї.

5) врем€ работы над проектом Ђиндивидуальный проект выполн€етс€ обучающимс€ в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведЄнного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершЄнного учебного исследовани€ или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерногої.

“аким образом, индивидуальна€ форма представлени€ проекта учащимс€ €вл€етс€ формой предъ€влени€:

Х продукта (вклада учащегос€ в определенную проектную, исследовательскую , творческую, социально-организационную де€тельность и полу-ченный на основе этого вклада предметный продукт)

Х образовательного результата (опыта де€тельности, целеполагани€, организации действи€, опыт мышлени€ и коммуникации, а также опыта самоопределени€ и ответственного выбора, приобретенный учащимс€ в ходе проектной де€тельности).

ѕри оформлении проекта мы рекомендуем разделить:

1) технические требовани€ к оформлению проекта

2) содержательные требовани€ к оформлению проекта

  техническим требовани€м к оформлению проекта относ€тс€ требовани€ к:

Х презентации;

Х докладу

Х текстовому описанию хода и результатов проекта;

Х специфические требовани€ в зависимости от области проекта: макет,

программу, видео и др.

ѕри оформлении желательно задать ограничительные параметры по количеству слайдов, объему текста, времени доклада.

  содержательным требовани€м относ€тс€:

Х наличие постановочной части проекта,

Х наличие содержательной части проекта ( проекта, исследовани€, творческой работы),

Х наличие коммуникативно-реализационной части проекта (описание проведенных обсуждений, действий, полученных продуктов);

Х наличие рефлексивной части проекта(описание чему научилс€ учащийс€, описание полученного социального и де€тельностного опыта).

ѕостановочна€ часть включает:

Х Ќаличие проблемы, на решение которой направлена работа. Ёто может

быть дано в форме подробного описани€ вопроса, на который должен быть получен ответ; конфликта, который должен быть решен; требований к конструкции, которые должны быть выполнены в конкретном изделии.

Х ќбоснование значимости (какие изменени€ должны произойти, почему важны получаемые знани€).

—одержательна€ часть включает анализ:

Х јнализ. ¬ анализе фиксируютс€ уже известные решени€ вопроса (проведенные исследовани€, прототипы с указанием их авторства) не менее двух по выбранной теме. ƒанна€ работа в тексте выноситс€ в начале, в реальной работе может выполн€тьс€ на разных этапах работы.

Х ќписание собственного исследовани€, проекта. ¬ этой части учащийс€ описывает свои находки, включает свои рассуждени€ по предмету, описывает созданные им конструкции.

ќб€зательным дл€ данной части €вл€етс€:

а) описание способа реализации замысла работы;

б) предъ€вление продукта, полученного в результате работы (полученных знаний, осуществленной акции в социальных проектах, художественного текста, макета изобретени€, программы меропри€ти€ и тому подобное).

 оммуникативна€ часть включает:

Х описание системы партнерства (с кем сотрудничал дл€ реализации проекта);

Х описание истории презентаций проекта: кому и в каких ситуаци€х проект был представлен, какие он вызвал вопросы, предложени€ (в том числе и от участников проекта).

–ефлексивна€ часть включает:

Х описание того, как шла работа над проектом и анализ результативности

проделанной работы со стороны самого учащегос€;

Х предложени€ учащегос€ по последующим шагам работы с проектом

Ћитература

1. јлексеева Ћ.Ќ.: ѕроцессы рефлексии и смысловые структуры учащихс€ в образовательном процессе. ¬ сб.  атегори€ смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. ћатериалы

всероссийской психологической конференции с международным участием (–ѕќ,ё‘”), ћосква, изд. Ђ редої 2014. —тр.164-167.

2. јлексеева Ћ.Ќ., ћартынова ¬.¬.: ѕрофильное обучение: от углублени€ к проектированию. // ѕрофильное обучение. Ц ћосква Ц 1,1 п.л. - 2014.

3. јлексеев Ќ.√.: ѕроектирование условий рефлексивного мышлени€. ћ., 2002.

4. √ромыко ё.¬.: ѕроектное сознание: –уководство по программированию и проектированию в образовании дл€ систем стратегического управлени€. Ц ћ.: »нститут учебника Paideia, 1997.

5.  овалева “.ћ.: “ьютерство как культура индивидуализации, ќтечественные записки, є4, 2012



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019