јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–≈ ј Ѕ»“ё√ » ≈≈ ѕ–»–ќƒЌџ≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“»

јвторы: Ѕурилов »ван, Ѕозюкова ¬алери€, ‘ролов ћаксим
учащиес€ ћќ” Ѕродовска€ —ќЎ јннинского района ¬оронежской области

–уководитель: ”хина ≈лена јлексеевна
учитель химии и географии

Ќаблюдени€ за изменени€ми в состо€нии водоЄмов очень важны дл€ всего общества и дл€ каждого человека в отдельности. ќсознание ограниченности природных ресурсов и необходимости грамотного, бережливого отношени€ к нашей планете должно стать основой мировоззрени€ будущего поколени€ жителей «емли. ѕервые шаги в этом направлении нужно делать на местном уровне, начина€ с исследовани€ окружающей среды своего дома, улицы, села, города, района.

¬от почему нас очень волнует тема изучени€ отрытого водоЄма (река Ѕитюг) и его экологического состо€ни€.

√еографическа€ характеристика участка реки

ќбщие сведени€ о реке

Ѕитюг - одна из наиболее привлекательных рек ѕодстепь€ средней полосы –оссии, одно из живописнейших мест ¬оронежской области. »сток реки и еЄ верховь€ в “амбовской области, среднее и нижние течение в ¬оронежской области. ƒлина реки 379 км, площадь бассейна Ц 10 т. км2, средний расход воды Ц 19 м3/с. ќбщее направление течени€ с северо-востока на юго-запад. Ѕассейн реки, имеющий площадь 8840 км2, располагающийс€ на юге лесостепной зоны - в пределах ќкско-ƒонской низменности и частично на  алачской возвышенности. ѕротека€ по ќкско-ƒонской равнине, имеет возвышенный правый коренной берег (от 90 до 200 м) и низменный пологий пойменный левый.

ќписание участка реки в селе Ѕродовом.

Ќаибольший интерес дл€ наших исследований представл€ет средний участок Ѕитюга в районе села Ѕродовое, јннинского района, ¬оронежской области. ”часток реки на данной территории имеет длину 1,8 км. Ўирина реки мен€етс€ от 150 м до 50 м в нижнем течении. ѕо левому берегу реки располагаетс€ село Ѕродовое, 4 км вверх по течению находитс€ главный источник загр€знени€ Ц —адовский сахарный завод. „ерез участок реки проходит трасса ¬оронеж Ц —аратов - ¬олгоград. ќсновной приток Ѕитюга Ц р.  урлак. (см. фото є 1, приложение).

–ека Ѕитюг к Ѕитюго-’оперскому гидрологическому району. ѕоверхностный и подземный сток очень низкий. ¬одоносные горизонты маломощные и интенсивность подземного питани€ низка€. Ќа этом участке много озЄрных расширений русла. Ќа северо-западе в вверх по течению к воде подступает лес. (см. рис є 2, приложение)

ƒолина реки Ѕитюг, на территории села Ѕродового 6,5 км, глубина до 50 м. ќна имеет ассиметричный поперечный профиль. ѕравый склон Ц крутой и высокий, покрытый лесом, левый склон Ц более пологий, террасированный, покрытый степной растительностью и смешанным лесом. ¬ыдел€ютс€ две низкие надпойменные террасы, сложенные на поверхности песками и супес€ми. (—м. рис є 3, приложение)

’арактерной особенностью реки Ѕитюг €вл€етс€ наличие озеровидных расширений русла. ќни имеют ширину от 50 до 70 м, длину от 500 до 900 метров и глубину 6-8 м. ѕо форме они линейно выт€нуты или серповидные. –асширение реки соединены друг с другом. ќдно подобных сужений расположено у села Ѕродовое. (см. фото є3, 4, 21, приложение).

ѕойма участка реки имеет ширину 2,2 км. ƒл€ поймы характерны озера старичного происхождени€. Ќизка€ пойма располагаетс€ по правому берегу реки. ¬ весенний период низка€ пойма заливаетс€ водой. ¬ода поднимаетс€ на 50 Ц 80 см. Ќаблюдаетс€ весенние половодье. (см. график є 1, є 2, приложение).

Ћедовые образовань€ наблюдались с 1 декабр€ 2007 года. ¬ середине декабр€ наступает ледостав. ѕродолжительность ледостава в 2007-2008 году составила 3,5 мес€ца. ¬скрываетс€ река примерно 12 марта. ¬ период с 17 марта по 12 апрел€ уровень воды снизилс€. ќсенью наблюдаетс€ осеннее половодье.

–ека Ѕитюг в районе села Ѕродовое имеет площадь водосбора 3970 км2 , среднегодовой расход 9,8 м3 /с. ќднако максимальные весенние расходы здесь достигают 450 м3 /с, среднемес€чные летние минимумы 0,88 м3 /с, среднемес€чные зимние минимумы - 0,92 м3 /с. јбсолютный минимум был зарегистрирован зимой и равен 0,63 м3 /с (1975 г).

÷ель работы: определение экологического состо€ни€ участка реки Ѕитюг в районе с. Ѕродовое

«адачи:

  • изучить природные особенности реки Ѕитюг;
  • рассмотреть экологические проблемы реки;
  • изучить взаимоотношени€ человека и данной водной экосистемы.

ќбъект исследовани€:

участок реки Ѕитюг на территории села Ѕродовое јннинского района ¬оронежской области, диной 1,8 км.

Ќа исследуемом участке были выбраны 3 площадки наблюдений:

  1. пост - 650 метров от моста вверх по течению
  2. пост - у ћирошника, мост (шоссе)
  3. пост Ц 1250 метров от моста вниз по течению
  4. пост Ц с. Ѕольшие ясырки.

¬рем€ исследовани€:

август 2007 года по апрель 2008 года.

ћетоды исследовани€

  1. —бор различной информации: статистических данных, материала —ћ», данных социологического опроса;
  2. јнализ информации по избранной проблеме;
  3. ѕроведение полевых и лабораторных исследований;
    • наблюдени€ и описание открытого водоЄма Ц р. Ѕитюг,
    • маршрутна€ съЄмка, нивелирование правого склона речной долины.
    • измерение физических показателей воды (температуры, скорости течени€)

—одержание взвешенных частиц: отобираютс€ пробы воды на трех участников по 1л воды. — каждой пробой проводили анализ, дл€ этого нам потребовались фильтры, весы аналитические.

ќтфильтровали 1 литр воды, но перед этим взвесили фильтр, затем фильтр высушили естественным путем и снова взвесили фильтр.

—одержание взвешенных веществ в мг/п в испытуемой пробе определили по формуле

(m1 - m2) х 1000

V

m1 Ц масса фильтра с осадком.

m2 Ц масса фильтра до опыта

V Ц объем воды дл€ анализа, л.

    • органолиптический анализ воды.

ѕрозрачность характеризуетс€ предельной глубиной, на которой еще виден специально опускаемый белый диск диаметром около 20см. так называемый диск —екки. — теневой стороны лодки опускали диск на веревке, на которой нанесены метки до тех пор пока диск скрылс€ из пол€ зрени€.

    • биоиндикационные методы.

Ѕиоиндикационные методы исследовани€ участка реки.

ћетодика биоиндикациии дает возможность вы€вить закономерности изменений сообществ организмов, подверженных антропогенному воздействию, и позволит прогнозировать состо€ние экосистемы при изменении внешних факторов.

  1. ќтбор и обработка проб дл€ анализа.

Ќа четырех участках реки были разбиты площадки площадью 1 м2, на каждом из участков были вз€ты пробы грунта с обитающими в нем донными организмами с помощью специальных ловушек: закидной драги и сачкового скребка. ѕосле накоплени€ ловушек донным материалом пробы промывались. ќтбирались организмы из промытого грунта с помощью пинцета, перекладывались в специальные баночки с 4 %-ным раствором формалина. ѕроб разбирались в лаборатории школы.

¬ исследуемых пробах были обнаружены: личинки весн€нок и поденок, пресноводные моллюски: лужанка насто€ща€, прудовик обыкновенный, беззубка, рогова€ катушка. “акже в иловых отложени€х были обнаружены личинки комара- звонца, которые в народе называютс€ Ђмотыльї

ѕоказателем качества воды €вл€етс€ ее трофность, понимаема€ как количество органических веществ, накопленных в процессе фотосинтеза в услови€х наличи€ биогенных элементов. ѕроцесс повышени€ трофности водоема называетс€ эвтрофикацией.   наиболее заметным про€влени€м эвтрофикации относитс€ летнее Ђцветениеї воды, зимние заморы, быстрое обмеление и зарастание водоема. ѕресноводные моллюски служат биоиндикаторами степени загр€знени€ реки органическими веществами.

    • ’имические методы

–езультаты исследовани€

  1. —одержание взвешенных частиц.
  2. —редн€€ масса взвешенных частиц на исследуемом участке равна 4 г в 1 литре воды.

     

  3. ѕрозрачность воды.

ѕрозрачность воды исследуемого участника колеблетс€ в пределах от 90см до 1,1м.

¬ осеннее - весенний период прозрачность ниже, в летний и зимний период выше. ѕрозрачность зависит от количества взвешенных частиц ила, песка, микроорганизмов, от химических веществ.

4. «апах воды.

«апах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами.

ѕробы воды вз€ты на четырех участках поместили в колбы вместимостью, закрыли пробкой и встр€хивали в течении 2 минут затем, колбы нагревали на вод€ной бане до 60 0, после чего оценивали характер и интенсивность запаха. 100 мл исследуемой воды налили, закрыли плотной крышкой и взбалтывали в течении 2 минут.

»нтенсивность и характер запаха.

 

є1

є 2

є 3

є 4

»нтенсив ность, балл

’ар-р запаха

»нтенсив ность, балл

’ар-р запаха

»нтенсив ность, балл

’ар-р запаха

»нтенсив ность, балл

’ар-р запаха

10.09.07 г

2

речной

2

речной

2

речной

2

речной

31.01.08 г

4

«атхлый, застойный

3

затхлый

3

затхлый

2

речной

9.04.08 г.

2

речной

2

речной

2

речной

2

речной

 

2

речной

2

речной

2

речной

2

речной

5. ќпределение трофности водотока методами биоиндикации.

 оличество и вид пресноводных моллюсков.

є участка

 оличество моллюсков, шт.

є 1

є2

є3

є 4

 атушка обыкновенна€

2

3

2

2

Ѕеззубка

2

4

4

6

ѕрудовик обыкновенный

4

5

5

2

Ћужанка насто€ща€

3

2

3

2

 атушка гладка€

0

1

1

4

Ѕиоиндикаторы Ц пресноводные моллюски чувствительны к содержанию в воде органических веществ и кислорода. »сследовани€ показали, что участок є 4, наход€щийс€ вверх по течению от села Ѕродовое, в селе Ѕольшие яссырки относитс€ олигосапробной зоне, в которой практически нет растворенных органических веществ, много кислорода, вода чиста€. ”частки є1, є 2, є 3 на территории села Ѕродовое Ц бета-мезасапробной зоне, в которой присутствуют органические загр€знители, кислорода много. (см. √истограмму є2, приложение).

’имические показатели воды.

¬одородный показатель.

pH исследуемой воды определ€ли с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнива€ ее окраску со шкалой.

ќкисл€емость

ќкисл€емость Ц общее количество содержащихс€ в воде восстановителей (органических и неорганических), реагирующих с сильными окислител€ми (например, дихроматом, перманганатом) и обуславливающих химический фактор самоочищени€ водоЄма. ѕоэтому можно сказать, что чем выше значение окисл€емости, тем выше способность водоЄмов к самоочистке. ћы проводили качественное определение с приближенной количественной оценкой: 5 мл исследуемой отфильтрованной воды налили в пробирку, добавили 0,3 мл раствора серной кислоты и 0,5 мл 0,1 н. раствора перманганата кали€. —месь перемешали, оставили на 20 мин. ѕо цвету раствора оценили величину окисл€емости. ѕо результатам этих анализов определили, среднее значение окисл€емости, характерное дл€ реки от 7 до 13 мг/л.

ќпределение аммиака и ионов аммони€.

¬ пробирку налили исследуемой воды, прибавили 0,2-0,3 мл. 30 %-ого раствора сегнетовой соли и 0,2 мл реактива Ќесслера. ƒали раствору посто€ть 10 минут. ѕо окрашиванию раствора определили приблизительное содержание аммиака, оно составило 0,6 мл/л.

ќпределение нитратов и нитритов в воде по методу ј.Ћ. –ычкова

ƒл€ определени€ нитратов и нитритов по этому методу необходимы следующие медицинские препараты: риванол (этакридина лактат), антипирин, оксафенамид, стрептоцид, гидрокарбонат натри€ (питьева€ сода), физиологический раствор (0,9% раствор хлорида натри€ в дистиллированной воде), а также сол€на€ кислота и дихромат кали€.

ќпределение нитритов. ƒл€ контрол€ нитритов можно воспользовались методом √рисса.

–иванольна€ реакци€.   1 м исследуемой воды прибавл€ют 1мл физиологического раствора и смешивают с 1 мл риванольного раствора (таблетку раствор€ют при нагревании в 200 мл 8%-ной сол€ной кислоты).

ƒомашн€€ модификаци€ методов √рисса.   1 мл сол€нокислого раствора стрептоцида (таблетки 0,5 г в 50 мл 8%-ной сол€ной кислоты) прибавл€ли 1 мл анализируемой воды, предварительно разбавленной вдвое дистиллированной водой или физраствором, и ставили на две минуты в холодильник. «атем в смесь понемногу присыпали гидрокарбанатом натри€, пока не перестали выдел€тс€ пузырьки газа. «десь главное не переборщить с содой, так как еЄ избыток мешает цветной реакции. ѕоэтому следует добавл€ть еЄ по крупинкам. ѕосле того, как кислота нейтрализована, прибавили 1 мл холодного раствора оксафенамида в 10%-ный раствор гидрокарбоната натри€ (в 100 мл физраствора раствор€ют 20 таблеток по 0,5 гидрокарбоната натри€ и 1 таблетку оксафенамида).

ќпределение нитратов(ривонольна€ реакци€).   1 мл исследуемой воды прибавили 2,2 мл физиологического раствора. «атем отобрали 2 мл приготовленного раствора, добавл€ют 1 мл сол€нокислого раствора риванола и немного порошка цинка(на кончике ножа). ≈сли в течение 3 Ц 5 мин. желта€ окраска риванола не исчезла, содержание нитратов в воде не превышает ѕƒ . ¬ пробирку отбирали 5 мл исследуемой воды и добавили 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. ѕриблизительное содержание хлоридов определили по осадку или помутнению. ¬ коническую колбу поместили 100 мл исследуемой воды, прибавили 1 мл 5%-ного раствора хромата кали€ и титравали 0,05 н. раствором нитрата серебра при посто€нном взбалтывании до по€влени€ слабо Ц красного окрашивани€.

ќпределение сульфатов:

 ачественное определение с приближЄнной количественной оценкой. ¬ пробирку внос€т 10 мл исследуемой воды, 0,5 м раствора сол€ной кислоты (1:5) и 2 мл 5%-ного раствора хлорида бари€, перемешивают. ѕо характеру выпавшего осадка определ€ют ориентировочное содержани€ сульфатов: при отсутствии мути Ц концентраци€ сульфат Ц ионов менее 5 мг/л; при слабой мути, по€вл€ющейс€ не сразу, а через несколько минут., - 5-10 мг/л; при слабой мути, по€вл€ющейс€ сразу после добавлени€ хлорида бари€, -10-100 мг/л; сильна€, быстро содержаща€ муть свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат Ц ионов ( более 100 мг/л). 

–езультаты анализа лабораторных исследований речной воды. 31.08.07.

є п/п

ќпредел€емые показатели

–езультаты испытаний

≈диницы измерений

Ќормативы по Ќƒ ед. измерений

1

ѕлавающие примеси

Ќе обнаружено

Ќе долж. обн плЄнки и нефти про, мас, жир и др. примеси

2

ќкраска

∆Єлта€

Ќе долж. обнар. в. стол. 10,0 см3

3

«апахи

–ечной

Ќе более 2 бал

4

¬одородный показатель

7,41 ед.–н

6,5-8,5 ед. –н

5

Ѕѕ -5

2,9 мгќ2/дм3

Ќе долж. ѕревыш 4,0 мг 02/дм3

6

–астворЄнный кислород,

6,2 мг/дм3

Ќе мение 4,0

7

јммиак (по N)

0,6

1,5 мг/л

8

Ќитриты

0,0

3,3 мг/л

9

Ќитраты (по NO3)

2,2

45,0 мг/л

 –езультаты анализа лабораторных исследований речной воды. 31 €нвар€ 2008 г

є п/п

ќпредел€емые показатели

–езультаты испытаний

≈диницы измерений

Ќормативы по Ќƒ ед. измерений

1

ѕлавающие примеси

Ќе обнар

Ќе долж. ќбн плЄнки и нефти про, мас, жир и др. примеси

2

ќкраска

∆Єлта€

Ќе долж. ќбнар. ¬. —тол. 10,0 см3

3

«апахи

1 бал (речной)

Ќе более 2 бал

4

¬одородный показатель

6,8 единицы рЌ

6,5-8,5 ед. –н

5

Ѕѕ -5

3,57 игќ2/дм3

Ќе долж. ѕревыш 4,0 мг 02/дм3

6

–астворЄнный кислород,

5,19 мг/дм3

Ќе мение 4,0

7

јммиак (по N)

39,6 мг/дм3

1,5 мг/л

8

Ќитриты

0,04 мг/дм3 (л)

3,3 мг/л

9

Ќитраты (по NO3)

0,02 мг/дм3

45,0 мг/л

10

’лориды

350 мг/дм3

 

–езультаты химического анализа показывают, что вода в реке Ѕитюг не загр€знена химическими веществами. ќднако, анализ воды на запах и плавающие примеси сделанные нами показал (проба воды была вз€та 18.01.08), что вода обладала резким специфическим запахом («апах ароматических углеводородов) ѕри сравнении показателей 2007-2008 гг. видно, что сократилось количество растворенного кислорода (см. ѕриложени€, диаграмма 1). ≈го содержание зависит от температуры воды. –езкое снижение количества растворенного кислорода в €нваре произошло из-за сброса барометрических вод "—адовского сахарного завода". ”правлением по экологии и природопользованию ¬оронежской области вы€влен факт массового замора рыбы на реке Ѕитюг. Ќа месте происшестви€ сотрудниками управлени€ по экологии и природопользованию было отмечено движение рыбы к лункам и проруби, также отмечено большое количество мертвой рыбы, что свидетельствует о нехватке растворенного кислорода в воде. ¬ последние годы объЄм стоков загр€зн€ющих веществ уменьшилс€. Ќо главными источниками загр€знени€ остаютс€ јннинска€ ÷–Ѕ, где остановлено строительство канализационного коллектора. јннинским м€сокомбинат нарушает правила сброса сточных вод в системы канализаций населенных пунктов. ѕƒ  по содержанию жиров, органических веществ, азота аммонийного превышают в дес€тки раз. ¬ результате нарушаетс€ работа станции биологической очистки, что приводит к сбросу в реку неочищенных сточных вод. Ќо не смотр€ на это объем стоков в водотоки реки Ѕитюг загр€зн€ющих вод уменьшилс€ .

ѕо сообщению пресс-службы главного управлени€ природных ресурсов и охраны окружающей среды по ¬оронежской области, в реке Ѕитюг обнаружен вирус, который поражает не только желудочный тракт, но и дыхательные пути.

«агр€знение реки бытовым мусором

„ерез село Ѕродовое проходит трасса ¬оронеж-—аратов, мост проходит на рекой. «а 1 час через мост проезжают от240 до 300 автомобилей. ¬одитель каждой п€той машины выбрасывают в реку пластиковые бутылки, целлофановые пакеты. ¬ летнее врем€ отдыхающие оставл€ют бытовой мусор на берегу или выбрасывают в воду, тем самым засор€ют прибрежную зону реки. 

¬ыводы:

Ёкологическое состо€ние реки благопри€тное, вода относительно чиста€ и по большинству показателей соответствует нормам дл€ водоемов культурно- эстетического назначени€;

«аключение:

–азработана и внедрена в практику программа экологического просвещени€ учащихс€ по водному объекту реки Ѕитюг.

Ўкольники прин€ли участие в экологических общественно значимых меропри€ти€х: силами учащихс€ школы проведены 3 экологические акции по очистке от мусора прибрежных территорий реки Ѕитюг в селе Ѕродовое. ”частвовало 80 школьников (с 1-го класса по 11-й класс).

ѕроведена конференции по биоразнообразию и экологическим проблемам реки.

ќсуществл€етс€ постепенное привлечение взрослого населени€, к знакомству с экологической обстановкой на реке и реализации инициатив по защите окружающей среды, что позволит повысить экологическую грамотность и улучшить экологическую обстановку за счет снижени€ пресса на биоразнообразие пойменной растительности и животных. 

–екомендации.

  • органам управлени€ образовани€ Ч распределить между школами и специальными училищами города контроль за состо€нием водоЄмов, парков;
  • начальнику —адовского сахарного завода Ч провести ревизию всех выбросов, производимых предпри€тием, и сверить их со значени€ми предельно допустимых; по возможности выплачивать все требуемые платы за выбросы и сбросы, превышающие ѕƒ¬.
  • проводить лекции и дискуссии, вести просветительную работу среди рабочих на темы экологической безопасности и личной гигиены и гигиены рабочего места, соблюдать гигиену рабочего места труд€щихс€;
  • руководител€м сельских поселений запретить и устранить несанкционированные свалки на берегах реки;
  • начальникам службы местной массовой информации Ч стремитьс€ к большему количеству информации в печати, телевидении и на радио об экологическом состо€нии района, области, страны, об экологических катастрофах, авари€х, о вли€нии человеческой де€тельности на природу, соблюдении экологического этикета по отношению к природе и т.д.
  • работникам —Ё— Ч регул€рно проводить мониторинговые исследовани€ состо€ни€ реки окрестностей села Ѕродовое, проводить вы€вление нарушителей, отрицательно вли€ющих на экологическую устойчивость водоЄмов, определить наказание за нарушение ѕƒ¬, активизировать проведение судебных дел, направл€ть полученные штрафы на улучшение экологического состо€ни€ водоЄмов и др.
  • местным законодательным органам Ч запретить стирку и полоскание ковров, мойку машин на берегу реки;
  • учащимс€ Ч продолжать начатые мониторинговые исследовани€ открытых водоЄмов;
  • начальникам очистных сооружений Ч провести срочный осмотр исправности сооружений, вы€вить и исправить неполадки в очиститель ной работе, определить процентное содержание загр€знителей в отсто€вшейс€ и очищенной сбрасываемой воде, увеличить мощность очистителей и повысить качество очистки воды.

 онцентрирование усилий разных организаций в сфере защиты окружающей среды, и в частности защиты реки, поможет восстановить и нормализовать экологическое состо€ние всего района.

Ћитература.

  1. јшихмина “. я. Ўкольный экологический мониторинг. ”чебено-методическое пособие/ под ред. “. я. јшихминой. Цћ.:ј√ј–, 2000 Ц 376.
  2. √еографи€ ¬оронежской области (под ред. ¬.¬. ѕодколзина: ¬оронеж, ¬ќ»ѕ  и ѕ–ќ. 1994 г Ц 110 с.
  3.  урдов ј. √. –еки ¬оронежской области, 1985 - 345 с.
  4. Ќиканоров ј.ћ., ÷ыркунов ¬.¬. —истемы мониторинга поверхностных вод. Ч —.ѕб.: √идрометиздат, 1994.
  5. ћатериалы санэпидемнадзора по јннинскому, ѕанинскому, Ёртильскому районам.
  6. ƒоклады о состо€нии окружающей природной среды ¬оронежской области.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020