јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

‘еномен детской археологии

ѕежемский ¬севолод √елиевич
кандидат педагогических наук, руководитель археологического клуба ћѕ÷ Ћигово, —анкт-ѕетербург

¬ последние дес€тилети€ ’’ века все чаще стали привлекатьс€ к археологическим раскопкам школьники-подростки. ¬ среде педагогов и археологов, руковод€щих археологической де€тельностью детей зародилс€ термин, характеризующий это €вление - Ђдетска€ археологи€ї. ≈го анализу и посв€щена данна€ стать€. ¬месте с возникновением археологии как науки и началом систематических археологических раскопок перед учеными-археологами встала проблема рабочей силы. ¬ дореволюционной –оссии эта проблема решалась исследовател€ми привлечением к работам кресть€н из близлежащих к археологическому пам€тнику деревень. ¬ —оветской –оссии уже в довоенный период к работам в археологических экспедици€х стали привлекатьс€ школьники. ¬ нашем распор€жении есть данные о посто€нном и достаточно широкомасштабном участии школьников, в ———– в послевоенный период, в экспедици€х от Ёстонии до јлта€, от ћурманска до  рыма. „асто подготовка школьников к экспедици€м и раскопкам выливалась в организацию кружков и секций. ѕри этом решались следующие проблемы: обеспечение раскопок низкооплачиваемой, а иногда Ц бесплатной рабочей силой, довузовска€ подготовка будущих археологов, патриотическое воспитание, организаци€ летнего отдыха.   середине 80-х гг. нашего века участие школьников в археологических раскопках приобрело достаточно широкий размах. ќблада€ всеми признаками педагогического €влени€, будучи, фактически, частью педагогического процесса, детска€ археологи€ не получила должного внимани€ педагогов-исследователей (в отличие от туризма, военно-патриотических, трудовых лагерей и т.д.).

ѕоложение кардинально изменилось в конце 80-х Ц начале 90-х годов. √осударство прекратило финансировать археологические раскопки. ¬ экспедици€х перестали платить заработную плату рабочим. ¬озникла серьезна€ потребность в бесплатной рабочей силе. ќдновременно рухнула и советска€ система организации летнего отдыха, закрывались пионерские лагер€, дорожали курорты. ” родителей возникла потребность в недорогом и содержательном летнем отдыхе детей. «аинтересовались подобной возможностью и образовательные организации Ц школы, подростковые клубы, досуговые центры. «начимость детских археологических экспедиций была признана и на официальном уровне. ¬ официальных документах ћинистерства образовани€ они упом€нуты как важна€ часть туристско-краеведческой работы: Ђѕрактика работы центров и станций юных туристов показывает, что в насто€щее врем€ наиболее эффективной формой организации туристско-краеведческой де€тельности учащихс€ €вл€ютс€ полевые туристские лагер€, которые требуют минимальных экономических затрат и дают высокий педагогический эффект. “уристские полевые лагер€ способствуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продолжени€ учебного процесса, подготовки детского туристского и краеведческого актива, обмену опытом работы педагогов, повышению их квалификации. –екомендуем шире развивать сеть полевых профильных лагерей по видам туризма и направлени€м краеведческой де€тельности (истории, этнографии, экологии, археологии и др.)ї1.

¬се эти факторы привели к резкому увеличению числа экспедиций, где участвуют дети. ¬ 1998г. в „ел€бинской области, например, в раскопках участвовало 1200 школьников. “рудно сейчас найти экспедицию, в которой не работают подростки. ¬ стране открыты сотни кружков, секций и клубов, где работают как профессиональные археологи, так и педагоги близких специальностей (истори€). ѕри участии детей не только ведутс€ раскопки, но и разрабатываютс€ отдельные научные темы, собираютс€ коллекции, создаютс€ музеи. ¬ клубах и секци€х участвуют дети, как правило, из семей скромного достатка, часто Ц из малообеспеченных. ¬ целом участие подростков в археологических экспедици€х представл€етс€ весьма перспективным видом внеучебной де€тельности, за последние годы широко распространившимс€ в –оссии, почти Ђне замеченнымї исследовател€ми и государством и требующим отдельного изучени€.

ƒавайте попробуем взгл€нуть на археологию глазами подростка, отправившегос€ в экспедицию, на раскопки. Ќу, во-первых, сама форма Ц экспедици€ - это длительный и как правило, автономный поход. ¬ услови€х палаточного лагер€, в услови€х близости к природе, без родителей, в компании друзей. ќднако длительный поход остаетс€ походом и не будет экспедицией, пока у него не по€витс€ исследовательска€ задача, важна€ Ђстержнева€ї де€тельность. —уть археологической экспедиции Ц в раскопках. –аскопки с точки зрени€ ребенка, впервые отправл€ющегос€ в экспедицию, это зан€тие, окруженное таинственным флером, св€занное с тайной, с поиском сокровищ. ќбраз, созданный фильмами, книгами, рекламными роликами столь же далек от истины, сколь и прит€гателен.  огда ребенок попадает в экспедицию, не происходит разочаровани€. ќн находит действительно интересное, захватывающее дело, встречает потр€сающих, интересных и необычных людей. ¬се это зат€гивает. »ногда Ц на всю жизнь. —начала его знаком€т с методикой раскопок, учат правильно держать лопату, управл€тьс€ с ножом и пикировкой, распознавать основные типы находок. » не просто знаком€т и покажут. ¬се это происходит на месте древнего поселени€, сто€нки древнего человека или (о ужас!) погребени€. ¬се новые знани€ и умени€ осваиваютс€ на примерах, в практической де€тельности, в контексте всего поискового процесса, и, главное, в ситуации диалога с культурой прошлого. Ќаиболее точным здесь будет определение Ђжива€ истори€ї или Ђистори€ на кончиках пальцевї. «нани€ о мире прошлого не встают перед глазами столбцами текста из учебника, не звучат в ушах голосом лектора. ќни достаютс€ из земли самим ребенком. ѕри помощи взрослого археолога эти вещи начинают Ђговоритьї с ребенком, раскрыва€ перед ним богатство культуры прошедших эпох, накопленные знани€ и ценности. «адача педагога в такой ситуации Ц помочь правильно организовать ситуацию диалога культур человека прошлого и человека насто€щего.

¬ такой ситуации значима роль взрослого ученого-археолога, вступающего в общение с подростком Ц участником экспедиции. јрхеологи€ выступает в таком контексте как субкультура. јрхеологическа€ де€тельность Ц де€тельность целенаправленна€ и научно-исследовательска€. ÷ель ее Ц вы€снение, изучение древнейшей истории человечества. ѕри этом, археологи€ относитс€ к той группе наук, у которых, помимо теоретической части, существует практическа€, и в ней Ц полевые исследовани€ (раскопки). јрхеологические раскопки привлекают людей не только своим содержанием. —уществует очень €рка€ и самобытна€ археологическа€ субкультура, исследованию которой посв€щен уже р€д научных работ.

јрхеологическа€ субкультура выходит за рамки профессиональной. ¬о-первых, в археологических экспедици€х участвуют не только профессиональные археологи, но и множество волонтеров-любителей, краеведов и др. ¬о-вторых, археологи€ Ц полева€ де€тельность. ”частники экспедиций, археологи провод€т значительное врем€ посв€щают практической де€тельности в полевых услови€х, будучи оторванными от цивилизации, замкнутыми в рамках коллектива. ¬ коллективе археологической экспедиции очень быстро складываютс€ традиции. —ам коллектив оформл€етс€ и люди, попавшие в него, остаютс€, как правило, надолго. јрхеологи Ц это не замкнутое, но чрезвычайно дружное и сплоченное сообщество. —ообщество с уникальным набором свойств и качеств. — одной стороны, они близки по природе к сообществам геологов, экологов, биологов. Ќо, в отличие от этих групп, интересы людей, вход€щих в археологическое сообщество сориентированы в сферу гуманитарную. ¬ сферу интересов археологов входит духовна€ и материальна€ культура древних обществ, естественно, истори€, этнографи€, аксиологи€ и др. “.е. в основе этого сообщества наука, полевые исследовани€, но наука гуманитарна€, а не естественна€. √уманитарность предмета археологии вли€ет на общую культуру людей.  ак правило, археолог Ц человек широко образованный в гуманитарных област€х. —уществует еще св€зь и с сообществом непрофессиональным Ц туристским, поскольку экспедици€ по форме близка к походу. ќднако археологи часто противопоставл€ют себ€ туристам, в св€зи с тем, что археологическа€ де€тельность представл€етс€ членам сообщества значительно более осмысленной и целенаправленной, т.к. у нее есть научные цели (здесь можно видеть противопоставление "мы" Ц "они", характерное дл€ субкультуры).

Ћюди в археологической экспедиции оказываютс€ лицом к лицу друг с другом, в ситуации, где трудно быть неискренним, где легко показать свое лицо, свою сущность. Ћюди в экспедиции не отгорожены друг от друга перегородками урбанизации. ”становившиес€ в археологических экспедици€х крепкие дружеские отношени€ продолжают существовать и в городе. Ёто объединение не об€зательно профессиональное. јрхеологов-профессионалов, работающих в академических организаци€х, например ѕетербурга не более 200 (ѕреподаватели кафедры археологии —ѕЅ√”, —отрудники института изучени€ материальной культуры –јЌ, несколько дес€тков сотрудников других музеев). Ќо, благодар€ экспедици€м, число людей, соприкоснувшихс€ с археологией, вырастает на пор€док и более. ¬ экспедиции в качестве рабочих, лаборантов ездит значительное число людей, не св€занных впр€мую с академической наукой. —туденты исторических факультетов, студенты, добровольцы из других вузов (как гуманитарных, так и технических), школьники, участвующие в археологических раскопках (гимназисты, проход€щие практику, скауты, участники археологических клубов и др.), взрослые волонтеры (в детстве обучавшиес€ в клубах, закончившие исторические факультеты вузов, краеведы любители и просто люди, интересующиес€ историей). ƒл€ всех их экспедици€ не только познавательное меропри€тие, но и способ проведени€ летнего отдыха, сфера общени€. ѕо самым приблизительным подсчетам только через ѕетербургские экспедиции (т.е. экспедиции, организуемые ѕетербургскими академическими организаци€ми по всей стране) за последние дес€ть лет прошло 6-8 тыс€ч человек. ƒл€ ћосквы эти цифры выше в несколько раз.

—убкультура предполагает свои традиции, €зык, фольклор. јрхеологи€ - наука вполне усто€вша€с€ и выделивша€с€ из вспомогательных исторических дисциплин. ≈стественно, у нее есть свой научный €зык. Ќаучные термины переход€т к профессиональному и околопрофессиональному сообществу. “радиции быстро и легко возникают в полевых услови€х, когда коллектив имеет посто€нное €дро, дружен, собран и организован. ƒаже если руководитель Ц археолог не занимаетс€ осознанно организацией коллектива, тот прекрасно самоорганизуетс€.  ак правило, эта самоорганизаци€, учитыва€ научные исследовательские и гуманитарные ценности, €вл€ющиес€ значимыми дл€ всего сообщества, проходит на положительной, социально приемлемой и социально положительной основе. јрхеологическа€ субкультура по своей ценностной структуре в целом социально приемлема и социально положительна. ¬ ней культивируетс€ система ценностей, характерна€ дл€ всей науки и предполагающа€ бескорыстное отношение к плодам своего труда, стремление к исследовательской работе, поиску истины. Ёто один из важнейших дл€ детской археологии аспект, который определ€ет высокий воспитательный эффект общени€ подростков в экспедиции с учеными - археологами.

“радиции сообщества разнообразны, завис€т от условий проведени€ экспедиций, объектом исследований, личностью руководител€ экспедиции. “радиций много, они быстро коп€тс€, бережно сохран€ютс€. »здаютс€ сборники песен, экспедиционного фольклора. “радиции зачастую не только возникают спонтанно. јрхеологи подход€т к традици€м в своих коллективах часто вполне осознанно, понима€ их роль и значение, как дл€ каждого человека, так и дл€ сообщества в целом.  огда попадают в экспедицию дети, взрослые стараютс€ передать им эти традиции, нар€ду со знани€ми по истории, вовлечь их в сообщество, "погрузить" в пространство субкультуры. ” них есть осознание важности передачи и знаний и традиций другим поколени€м будущих археологов.

јрхеологическа€ субкультура, как и другие, несет в себе ценностный зар€д, набор ценностей, которые принимает человек, приобща€сь к ней. —танов€сь членом коллектива, участник экспедиции в большей или меньшей мере систему ценностей, существующие в коллективе. Ёти ценности интериоризуютс€, станов€тс€ личностно значимыми. Ёто, часто происходит со вполне сформировавшимис€ людьми, попавшими в €ркий и интересный мир археологической субкультуры. ј уж с подростками Ц и подавно.

аковы же основные элементы этой системы ценностей?

Ёто:

а) ценности, св€занные с наукой: познание как важна€ форма существовани€. »стина как цель. ќтветственность перед наукой, "бессеребреничество" Ц участники археологических экспедиций работают бескорыстно, нет кладоискательства, нет стремлени€ к наживе. –аскопки могут приносить в качестве находок серьезные материальные ценности. Ќо самое первое, что внушаетс€ любому, приехавшему на раскопки Ц культурные ценности не имеют рыночной цены Ц они бесценны.   ним категори€ цены неприменима. —тремление к научному познанию Ц вот, что выходит на первый план.

б) уважение к науке и к знани€м. „еловек много знающий, ведущий исследовательскую де€тельность в рамках своей темы вызывает уважение.

в) искренность и дружба как ценность (в св€зи с полевыми исследовани€ми)

г) труд как ценность: причем труд и физический и интеллектуальный. „еловек, не умеющий или лен€щийс€ работать на раскопках, не будет прин€т коллективом. Ќа более высокий уровень общественного уважени€ выводит человека научна€, интеллектуальна€ де€тельность. ќбразцом здесь выступает руководитель археологической экспедиции.

ќдин из признаков субкультуры, выдел€ющий археологию из круга профессиональных субкультур Ц развитый фольклор: песни и устные рассказы. јрхеологические песни могут стать дл€ подростков, с ними знаком€щимис€, шагом в древность. „асто в них раскрываютс€ особенности древних культур, изучаемых на раскопках, преподаетс€ в романтизированной форме сам труд археологов. ѕесн€, особенно "сво€", принадлежаща€ определенному коллективу, конечно, объедин€ет людей.

”стные рассказы также объедин€ют и вовлекают нового участника в "ауру" экспедиции. ѕреподают в легкой форме многие факты, событи€ и процессы из истории изучаемого на раскопках народа, племени. »ногда ученики клуба усваивают за 20-25 дней экспедиции объем исторических знаний не меньший, чем за последний год Ц два зан€тий в школе по истории. ќтвет на вопрос, как это удалось - в субкультуре. ¬ том, как легко, ненав€зчиво и с разных сторон учат взрослые ученые учеников клуба. » при этом знани€ Ц не главное (ни дл€ подростков, ни дл€ взрослых). √лавное Ц система ценностей, отношений, как между людьми, так и людей к окружающим их вещам. ј знани€, полученные в ходе экспедиций, остаютс€ с учениками клуба надолго.

ќтдельно в контексте анализа термина и феномена детской археологии, необходимо отметить такое направление в археологической науке, как экспериментальна€ археологи€. Ёкспериментальна€ археологи€ (историческа€ реконструкци€) Ц восстановление отдельных €влений, технологических процессов, ремесел, как элементов материальной и духовной культуры, жизни людей прошлого, с целью получени€ знаний о прошлом. јрхеологами эксперименты провод€тс€ с целью вы€снени€ спорных вопросов науки. ¬ тех случа€х, когда это возможно, реконструируютс€ производственные процессы, элементы быта и жизни людей древности. Ќапример, воссоздаетс€ древний земледельческий цикл, или отдельное ремесло, а иногда Ц жизнь целого поселени€ определенной археологической культуры. ѕодобную форму работы Ц реконструкцию Ц можно примен€ть в археологических клубах и секци€х, как в рамках археологических экспедиций, так и в городе. “огда она, не нес€, как правило, научной нагрузки (не реализу€ научные цели) может стать одной из форм работы с подростками. ÷ели такой работы станов€тс€ соответственно педагогическими. ¬ первую очередь, это, конечно, углубление знаний и интереса школьников к жизни людей древности. ¬ажнейшей педагогической целью также €вл€етс€ достижени€ подростками понимани€ значени€ и места труда, различных ремесел и работ в жизни людей древности. ¬ажна€ цель Ц помочь школьникам пон€ть исходное положение о высоком уровне знаний людей древности о природе, показать процесс технического, общественного и культурного прогресса через изучение технологических процессов различных эпох. «ан€ти€ экспериментальной археологией разрушают стереотип о примитивности древних обществ, о слабом развитии культуры в них и прививают уважение к интеллектуальному и физическому труду людей прошлого как основы дл€ современных культурных достижений.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.