Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Феномен детской археологии

Пежемский Всеволод Гелиевич
кандидат педагогических наук, руководитель археологического клуба МПЦ Лигово, Санкт-Петербург

В последние десятилетия ХХ века все чаще стали привлекаться к археологическим раскопкам школьники-подростки. В среде педагогов и археологов, руководящих археологической деятельностью детей зародился термин, характеризующий это явление - «детская археология». Его анализу и посвящена данная статья. Вместе с возникновением археологии как науки и началом систематических археологических раскопок перед учеными-археологами встала проблема рабочей силы. В дореволюционной России эта проблема решалась исследователями привлечением к работам крестьян из близлежащих к археологическому памятнику деревень. В Советской России уже в довоенный период к работам в археологических экспедициях стали привлекаться школьники. В нашем распоряжении есть данные о постоянном и достаточно широкомасштабном участии школьников, в СССР в послевоенный период, в экспедициях от Эстонии до Алтая, от Мурманска до Крыма. Часто подготовка школьников к экспедициям и раскопкам выливалась в организацию кружков и секций. При этом решались следующие проблемы: обеспечение раскопок низкооплачиваемой, а иногда – бесплатной рабочей силой, довузовская подготовка будущих археологов, патриотическое воспитание, организация летнего отдыха. К середине 80-х гг. нашего века участие школьников в археологических раскопках приобрело достаточно широкий размах. Обладая всеми признаками педагогического явления, будучи, фактически, частью педагогического процесса, детская археология не получила должного внимания педагогов-исследователей (в отличие от туризма, военно-патриотических, трудовых лагерей и т.д.).

Положение кардинально изменилось в конце 80-х – начале 90-х годов. Государство прекратило финансировать археологические раскопки. В экспедициях перестали платить заработную плату рабочим. Возникла серьезная потребность в бесплатной рабочей силе. Одновременно рухнула и советская система организации летнего отдыха, закрывались пионерские лагеря, дорожали курорты. У родителей возникла потребность в недорогом и содержательном летнем отдыхе детей. Заинтересовались подобной возможностью и образовательные организации – школы, подростковые клубы, досуговые центры. Значимость детских археологических экспедиций была признана и на официальном уровне. В официальных документах Министерства образования они упомянуты как важная часть туристско-краеведческой работы: «Практика работы центров и станций юных туристов показывает, что в настоящее время наиболее эффективной формой организации туристско-краеведческой деятельности учащихся являются полевые туристские лагеря, которые требуют минимальных экономических затрат и дают высокий педагогический эффект. Туристские полевые лагеря способствуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продолжения учебного процесса, подготовки детского туристского и краеведческого актива, обмену опытом работы педагогов, повышению их квалификации. Рекомендуем шире развивать сеть полевых профильных лагерей по видам туризма и направлениям краеведческой деятельности (истории, этнографии, экологии, археологии и др.)»1.

Все эти факторы привели к резкому увеличению числа экспедиций, где участвуют дети. В 1998г. в Челябинской области, например, в раскопках участвовало 1200 школьников. Трудно сейчас найти экспедицию, в которой не работают подростки. В стране открыты сотни кружков, секций и клубов, где работают как профессиональные археологи, так и педагоги близких специальностей (история). При участии детей не только ведутся раскопки, но и разрабатываются отдельные научные темы, собираются коллекции, создаются музеи. В клубах и секциях участвуют дети, как правило, из семей скромного достатка, часто – из малообеспеченных. В целом участие подростков в археологических экспедициях представляется весьма перспективным видом внеучебной деятельности, за последние годы широко распространившимся в России, почти «не замеченным» исследователями и государством и требующим отдельного изучения.

Давайте попробуем взглянуть на археологию глазами подростка, отправившегося в экспедицию, на раскопки. Ну, во-первых, сама форма – экспедиция - это длительный и как правило, автономный поход. В условиях палаточного лагеря, в условиях близости к природе, без родителей, в компании друзей. Однако длительный поход остается походом и не будет экспедицией, пока у него не появится исследовательская задача, важная «стержневая» деятельность. Суть археологической экспедиции – в раскопках. Раскопки с точки зрения ребенка, впервые отправляющегося в экспедицию, это занятие, окруженное таинственным флером, связанное с тайной, с поиском сокровищ. Образ, созданный фильмами, книгами, рекламными роликами столь же далек от истины, сколь и притягателен. Когда ребенок попадает в экспедицию, не происходит разочарования. Он находит действительно интересное, захватывающее дело, встречает потрясающих, интересных и необычных людей. Все это затягивает. Иногда – на всю жизнь. Сначала его знакомят с методикой раскопок, учат правильно держать лопату, управляться с ножом и пикировкой, распознавать основные типы находок. И не просто знакомят и покажут. Все это происходит на месте древнего поселения, стоянки древнего человека или (о ужас!) погребения. Все новые знания и умения осваиваются на примерах, в практической деятельности, в контексте всего поискового процесса, и, главное, в ситуации диалога с культурой прошлого. Наиболее точным здесь будет определение «живая история» или «история на кончиках пальцев». Знания о мире прошлого не встают перед глазами столбцами текста из учебника, не звучат в ушах голосом лектора. Они достаются из земли самим ребенком. При помощи взрослого археолога эти вещи начинают «говорить» с ребенком, раскрывая перед ним богатство культуры прошедших эпох, накопленные знания и ценности. Задача педагога в такой ситуации – помочь правильно организовать ситуацию диалога культур человека прошлого и человека настоящего.

В такой ситуации значима роль взрослого ученого-археолога, вступающего в общение с подростком – участником экспедиции. Археология выступает в таком контексте как субкультура. Археологическая деятельность – деятельность целенаправленная и научно-исследовательская. Цель ее – выяснение, изучение древнейшей истории человечества. При этом, археология относится к той группе наук, у которых, помимо теоретической части, существует практическая, и в ней – полевые исследования (раскопки). Археологические раскопки привлекают людей не только своим содержанием. Существует очень яркая и самобытная археологическая субкультура, исследованию которой посвящен уже ряд научных работ.

Археологическая субкультура выходит за рамки профессиональной. Во-первых, в археологических экспедициях участвуют не только профессиональные археологи, но и множество волонтеров-любителей, краеведов и др. Во-вторых, археология – полевая деятельность. Участники экспедиций, археологи проводят значительное время посвящают практической деятельности в полевых условиях, будучи оторванными от цивилизации, замкнутыми в рамках коллектива. В коллективе археологической экспедиции очень быстро складываются традиции. Сам коллектив оформляется и люди, попавшие в него, остаются, как правило, надолго. Археологи – это не замкнутое, но чрезвычайно дружное и сплоченное сообщество. Сообщество с уникальным набором свойств и качеств. С одной стороны, они близки по природе к сообществам геологов, экологов, биологов. Но, в отличие от этих групп, интересы людей, входящих в археологическое сообщество сориентированы в сферу гуманитарную. В сферу интересов археологов входит духовная и материальная культура древних обществ, естественно, история, этнография, аксиология и др. Т.е. в основе этого сообщества наука, полевые исследования, но наука гуманитарная, а не естественная. Гуманитарность предмета археологии влияет на общую культуру людей. Как правило, археолог – человек широко образованный в гуманитарных областях. Существует еще связь и с сообществом непрофессиональным – туристским, поскольку экспедиция по форме близка к походу. Однако археологи часто противопоставляют себя туристам, в связи с тем, что археологическая деятельность представляется членам сообщества значительно более осмысленной и целенаправленной, т.к. у нее есть научные цели (здесь можно видеть противопоставление "мы" – "они", характерное для субкультуры).

Люди в археологической экспедиции оказываются лицом к лицу друг с другом, в ситуации, где трудно быть неискренним, где легко показать свое лицо, свою сущность. Люди в экспедиции не отгорожены друг от друга перегородками урбанизации. Установившиеся в археологических экспедициях крепкие дружеские отношения продолжают существовать и в городе. Это объединение не обязательно профессиональное. Археологов-профессионалов, работающих в академических организациях, например Петербурга не более 200 (Преподаватели кафедры археологии СПБГУ, Сотрудники института изучения материальной культуры РАН, несколько десятков сотрудников других музеев). Но, благодаря экспедициям, число людей, соприкоснувшихся с археологией, вырастает на порядок и более. В экспедиции в качестве рабочих, лаборантов ездит значительное число людей, не связанных впрямую с академической наукой. Студенты исторических факультетов, студенты, добровольцы из других вузов (как гуманитарных, так и технических), школьники, участвующие в археологических раскопках (гимназисты, проходящие практику, скауты, участники археологических клубов и др.), взрослые волонтеры (в детстве обучавшиеся в клубах, закончившие исторические факультеты вузов, краеведы любители и просто люди, интересующиеся историей). Для всех их экспедиция не только познавательное мероприятие, но и способ проведения летнего отдыха, сфера общения. По самым приблизительным подсчетам только через Петербургские экспедиции (т.е. экспедиции, организуемые Петербургскими академическими организациями по всей стране) за последние десять лет прошло 6-8 тысяч человек. Для Москвы эти цифры выше в несколько раз.

Субкультура предполагает свои традиции, язык, фольклор. Археология - наука вполне устоявшаяся и выделившаяся из вспомогательных исторических дисциплин. Естественно, у нее есть свой научный язык. Научные термины переходят к профессиональному и околопрофессиональному сообществу. Традиции быстро и легко возникают в полевых условиях, когда коллектив имеет постоянное ядро, дружен, собран и организован. Даже если руководитель – археолог не занимается осознанно организацией коллектива, тот прекрасно самоорганизуется. Как правило, эта самоорганизация, учитывая научные исследовательские и гуманитарные ценности, являющиеся значимыми для всего сообщества, проходит на положительной, социально приемлемой и социально положительной основе. Археологическая субкультура по своей ценностной структуре в целом социально приемлема и социально положительна. В ней культивируется система ценностей, характерная для всей науки и предполагающая бескорыстное отношение к плодам своего труда, стремление к исследовательской работе, поиску истины. Это один из важнейших для детской археологии аспект, который определяет высокий воспитательный эффект общения подростков в экспедиции с учеными - археологами.

Традиции сообщества разнообразны, зависят от условий проведения экспедиций, объектом исследований, личностью руководителя экспедиции. Традиций много, они быстро копятся, бережно сохраняются. Издаются сборники песен, экспедиционного фольклора. Традиции зачастую не только возникают спонтанно. Археологи подходят к традициям в своих коллективах часто вполне осознанно, понимая их роль и значение, как для каждого человека, так и для сообщества в целом. Когда попадают в экспедицию дети, взрослые стараются передать им эти традиции, наряду со знаниями по истории, вовлечь их в сообщество, "погрузить" в пространство субкультуры. У них есть осознание важности передачи и знаний и традиций другим поколениям будущих археологов.

Археологическая субкультура, как и другие, несет в себе ценностный заряд, набор ценностей, которые принимает человек, приобщаясь к ней. Становясь членом коллектива, участник экспедиции в большей или меньшей мере систему ценностей, существующие в коллективе. Эти ценности интериоризуются, становятся личностно значимыми. Это, часто происходит со вполне сформировавшимися людьми, попавшими в яркий и интересный мир археологической субкультуры. А уж с подростками – и подавно.

Каковы же основные элементы этой системы ценностей?

Это:

а) ценности, связанные с наукой: познание как важная форма существования. Истина как цель. Ответственность перед наукой, "бессеребреничество" – участники археологических экспедиций работают бескорыстно, нет кладоискательства, нет стремления к наживе. Раскопки могут приносить в качестве находок серьезные материальные ценности. Но самое первое, что внушается любому, приехавшему на раскопки – культурные ценности не имеют рыночной цены – они бесценны. К ним категория цены неприменима. Стремление к научному познанию – вот, что выходит на первый план.

б) уважение к науке и к знаниям. Человек много знающий, ведущий исследовательскую деятельность в рамках своей темы вызывает уважение.

в) искренность и дружба как ценность (в связи с полевыми исследованиями)

г) труд как ценность: причем труд и физический и интеллектуальный. Человек, не умеющий или ленящийся работать на раскопках, не будет принят коллективом. На более высокий уровень общественного уважения выводит человека научная, интеллектуальная деятельность. Образцом здесь выступает руководитель археологической экспедиции.

Один из признаков субкультуры, выделяющий археологию из круга профессиональных субкультур – развитый фольклор: песни и устные рассказы. Археологические песни могут стать для подростков, с ними знакомящимися, шагом в древность. Часто в них раскрываются особенности древних культур, изучаемых на раскопках, преподается в романтизированной форме сам труд археологов. Песня, особенно "своя", принадлежащая определенному коллективу, конечно, объединяет людей.

Устные рассказы также объединяют и вовлекают нового участника в "ауру" экспедиции. Преподают в легкой форме многие факты, события и процессы из истории изучаемого на раскопках народа, племени. Иногда ученики клуба усваивают за 20-25 дней экспедиции объем исторических знаний не меньший, чем за последний год – два занятий в школе по истории. Ответ на вопрос, как это удалось - в субкультуре. В том, как легко, ненавязчиво и с разных сторон учат взрослые ученые учеников клуба. И при этом знания – не главное (ни для подростков, ни для взрослых). Главное – система ценностей, отношений, как между людьми, так и людей к окружающим их вещам. А знания, полученные в ходе экспедиций, остаются с учениками клуба надолго.

Отдельно в контексте анализа термина и феномена детской археологии, необходимо отметить такое направление в археологической науке, как экспериментальная археология. Экспериментальная археология (историческая реконструкция) – восстановление отдельных явлений, технологических процессов, ремесел, как элементов материальной и духовной культуры, жизни людей прошлого, с целью получения знаний о прошлом. Археологами эксперименты проводятся с целью выяснения спорных вопросов науки. В тех случаях, когда это возможно, реконструируются производственные процессы, элементы быта и жизни людей древности. Например, воссоздается древний земледельческий цикл, или отдельное ремесло, а иногда – жизнь целого поселения определенной археологической культуры. Подобную форму работы – реконструкцию – можно применять в археологических клубах и секциях, как в рамках археологических экспедиций, так и в городе. Тогда она, не неся, как правило, научной нагрузки (не реализуя научные цели) может стать одной из форм работы с подростками. Цели такой работы становятся соответственно педагогическими. В первую очередь, это, конечно, углубление знаний и интереса школьников к жизни людей древности. Важнейшей педагогической целью также является достижения подростками понимания значения и места труда, различных ремесел и работ в жизни людей древности. Важная цель – помочь школьникам понять исходное положение о высоком уровне знаний людей древности о природе, показать процесс технического, общественного и культурного прогресса через изучение технологических процессов различных эпох. Занятия экспериментальной археологией разрушают стереотип о примитивности древних обществ, о слабом развитии культуры в них и прививают уважение к интеллектуальному и физическому труду людей прошлого как основы для современных культурных достижений.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017