Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕHИЯ РУЧЕЙНИКОВ

Борисова Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин Чувашского республиканского института образования

Организация научно-исследовательской работы учащихся по зоологии беспозвоночных животных

Основными целями составления данных рекомендаций являются: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлениях зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимся, и адаптация общепринятых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.

Введение

Беспозвоночные – самая многочисленная группа животных. До сих пор она остается недостаточно изученной в силу большого разнообразия и ряда трудностей, сопряженных с ее исследованием.

Тем не менее, в ограниченных пределах заниматься изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Более того, выполняя работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообразия какой-либо территории.

Прежде чем приступить к выбору темы исследования по беспозвоночным, следует учесть ряд моментов. Во-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. В данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучения беспозвоночных на территории многих регионов остаются недостаточно раскрытыми. Окончательно выяснить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. Во-вторых, работу имеет смысл выполнять, если в перспективе имеется возможность проверить правильность определения видов у специалиста по данной группе. В противном случае либо исследование можно проводить, ограничиваясь идентификацией до классов, отрядов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. Работа, основанная на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хотя исследовательские навыки ученика развивает). Если результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследования по данной теме. Кроме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъяты из природы, что противоречит целям сохранения биоразнообразия. Сказанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратиться за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследования?

Квалифицированную помощь при проверке определения преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Найти координаты специалиста практически по любой группе животных позволяет издание «Кто есть кто: биоразнообразие» (1997).

Остановимся теперь на конкретных рекомендациях по методикам исследования разных групп беспозвоночных. Подавляющее большинство методик относится к энтомологическим исследованиям эколого-фаунистического характера. Подобные работы выполняются в 2 этапа: 1) полевые исследования; 2) камеральная обработка материала.

В ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. Он может быть и небольшим, но обязательно достаточным для последующей статистической обработки. Даже работая над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. Важно добывать сравнимые сведения, что достигается применением единой методики одним исследователем. Допустим, перед исследователем стоит задача – выяснить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. Для получения сравнимых данных необходимо соблюсти следующие условия: 1) работа выполняется одним и тем же сборщиком; 2) используется одна и та же методика; 3) в разных биотопах берется одинаковое число проб; 4) отбор проб производится примерно в одни и те же сроки. В противном случае, последующая статистическая обработка будет затруднена. Наконец, обязательным требованием данного этапа является точное документирование материала в полевом дневнике. Перед началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические условия, фитоценоз сообщества, погоду, время исследования. В последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.

Перед началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. Речь идет преимущественно об энтомологическом снаряжении. Не останавливаясь подробно на его описании (см., например, Козлов, Нинбург, 1971; Фасулати, 1971; Голуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследователя.

Сачок. Различаются сачки воздушные, для энтомологического кошения и водные. Диаметр обруча обычно 30 см. Мешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка для кошения – из бязи, водного сачка – из канвы или из мелкоячеистого капронового тюля. Обруч сачка для кошения и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, для воздушного – 2-3 мм. Длина палки сачка для кошения – на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка – 2-2,5 м, воздушного – не более 1,5 м.

Морилка – широкогорлая склянка с герметично закрывающейся пробкой (обычно корковой), служащая для умерщвления собранных насекомых. Банку заполняют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными «гармошкой». Перед началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. В качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. В полевых условиях необходимо иметь несколько морилок. Насекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.

Кроме этого в полевой сумке должны быть пробирки (для переноса живых насекомых), пинцеты, малая саперная лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.

После сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт. Каждый сбор точно этикетируют. Этикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. Все надписи делаются простым карандашом. Необходимо подчеркнуть, что сборы, составляющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. Матрасики с насекомыми просушиваются и помещаются горизонтально в фанерный ящик так, чтобы там они находились в неподвижном состоянии. При транспортировке насекомых «на вате» следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.

Камеральная обработка материала заключается, прежде всего, в определении собранных насекомых. Для этого используют бинокулярный микроскоп МБС и современные определители. Далее производят подсчет собранных насекомых и осуществляют статистическую обработку.

*********************

Ручейники (Trichoptera) - небольшая группа амфибиотических насекомых, обладающая высокой экологической дифференциацией.

Сбор имаго. Взрослые ручейники в течение дня сидят неподвижно на прибрежных растениях. Их сбор производится методом кошения. При хорошей погоде на берегу озер и рек за 1,5 ч. можно выявить до 15-17 видов. Собирать взрослых ручейников можно и в сумеречное время, когда их активность значительно повышается, и они роятся над водой.

Другой способ сбора имаго ручейников - отлов на свет. По методике З.Д. Спуриса, электрическая лампочка в 200 Вт подвешивается на высоте около 1,5 м над землей (желательно вблизи водоема) и горит всю ночь. Под ней помещается ванночка 40х40 см с водой, залитой керосином. Попавших в ванночку насекомых выбирают на следующий день. Описанный способ имеет существенный недостаток: мелкие виды ручейников практически не сохраняются. Наиболее удобным, на наш взгляд, является сбор имаго на свет кварцевой лампы (см. статью А.А. Ластухина в этом номере). Мелкие виды собираются с “экрана” с помощью эксгаустера, а крупные - пинцетом, после чего помещаются в морилку на 3-5 мин. (не более!). Собранный материал размещается на матрасиках или в стеклянных пузырьках с 70% спиртом или 40% формалина. В качестве фиксатора некоторые специалисты используют формидон, который можно приобрести в аптеках. Следует подчеркнуть, что влажный материал более удобен для определения.

Сбор личинок и куколок. Личинки ручейников населяют разнообразные по характеру пресноводные водоемы. Виды, приуроченные к стоячей воде, называются лимнофилами, обитатели текучих вод — реофилами.

В неглубоких водоемах личинок и куколок собирают вручную с подводных предметов. Материал из глубоких, малодоступных участков можно получить. используя ловчие субстраты. Для этого деревянный диск (d = 25 см) с укрепленным на нем грузом опускается на дно водоема. Через 2-3 недели диск извлекается из воды. Предварительно на него опускают колпак из металлической сетки (ячея - 1 мм²). Так удается выявить редкие и малоизвестные виды ручейников, установить количественные показатели их встречаемости.

При проведении эколго-фаунистических исследований и сборе личиночного материала необходимо учитывать следующие общие показатели: тип водоема, ширина и глубина (в месте сбора), строение дна, температура воды, скорость течения, а, по возможности, и гидрохимические характеристики. Для изучения качественного и количественного состава ручейников в составе зообентоса пригодны методики В. Жадина (1940), О. Лепневой (1964), В. Бродского (1976) и др.

Рекомендуем провести следующие исследования:

I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧИНОК РУЧЕЙНИКОВ И ИХ ЧЕХЛИКАМИ.

Цель: изучить внешнее строение личинок ручейников и их чехлики.

Методика: 1 . Найдите личинку ручейника в водоеме и рассмотрите ее чехлик. Определите, из какого материала он построен. Чем отличается передний край чехлика от заднего?

2. Рассмотрите части тёла личинки, которые выступают из чехлика. Обратите внимание на «панцирь» передней части груди. Подумайте, какое значение он имеет.

3. Вытолкните личинку из чехлика. Для этого осторожно введите тонкую палочку в заднее отверстие чехлика. Рассмотрите части тела, защищенные чехликом. Сделайте вывод о роли чехлика в жизни ручейника. Зарисуйте личинку и ее чехлик.

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

ПРЕИМАГИНАЛЬНЫХ СТАДИЙ РУЧЕЙНИКОВ

Цель: выявить продолжительность стадии куколки риакофилид.

Материал: «пещерки» с куколками риакофилид.

Методика работы. Для работы используется садок. Он состоит из проволочного каркаса размером 10х25 см. На него натягивается металлическая сетка с отверстием наверху, затянутым марлей (предназначенным для вылета имаго). Садок устанавливается на дне речки или ручья и закрепляется металлическими стержнями. Камень, с находящимся на нем домиком-пещеркой, осторожно переносится в садок и помещается под его рамкой.

3. ИЗУЧЕНИЕ ФАУНЫ РУЧЕЙНИКОВ ВОДОЕМА

Цель: выявить фаунистический состав ручейников-лимнофилов водоема.

Методика: Личинки и куколки ручейников собираются вручную с глубины до1 м. Обследуются камни, подводные предметыи растения на площади I м. Материал, по возможности, собирается в разных местах водоема, с тем, чтобы охватить разнообразные участки дна. Для изучения состава ручейников глубоких и малодоступных участков водоема применяется деревянный диск.

Данные заносятся в таблицу.

№№

Название вида

Число мест сбора

Собрано

Всего

личинок

самок

самцов

             

4. СТРОИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧИНОК РУЧЕЙНИКОВ

Цель: изучить поведение строящих личинок.

Методика. Личинки лимнофильных видов помещаются в чашки Петри с разнообразным строительным материалом: обычным для них и неспецифичным. Поэтапное поведение личинок в процессе строительства чехлика фиксируется в дневнике наблюдений. Элементы поведения можно обозначить символами: П -поиск, ВН - взмах ногами, З - захват, И - изгиб тела,Т - тестирование. (Подробнее - см. Козлов (1993)).

Определение видовой принадлежности ручейников проводится в камеральных условиях. Взрослые ручейники определяются по Мартынову (1936), преимагинальньне стадии по Лепневой (1964, 1966), Качаловой (1987).

Иногда для выявления видовой принадлежности ручейников, а также для наблюдения за поведением личинок приходится содержать их в аквариуме. При этом важно поддерживать низкую температуру, хорошую аэрацию в сосуде и создать своего рода микробиоценоз, т.е. поместить в него водные растения и несколько добавочных донных обитателей: к примеру, водяных осликов, гастропод. Брюхоногие моллюски могут служить показателем газового режима. Своим поведением они сигнализируют о благополучии «водоема». Объект же наблюдения - ручейник (особенно в фазе куколки), уже не может “сообщить” об изменении условий в аквариуме.

. Литература

Бродский К.А. Водный поток Тянь-Шаня. Л: Наука, 1976.

Жадин В.И. Фауна рек и водохранилищ. М.-Л. 1940.

Качалова О.Л. Отряд Trichoptera – Ручейники // Определитель Европейской части СССР. Т.4, Ч.6. Л.: Наука, 1987.

Козлов А.Т. Жизненные формы и поседение строящих личинок насекомых. Воронеж.: из-во ВГУ, 1993.

Лепнева С.Г. Ручейники. Фауна СССР. М-Л., 1964. Нов. Сер. №95. т.2. вып. 1.

Лепнева С.Г. Ручейники. Фауна СССР. М-Л., 1966. Нов. Сер. №95. т.2. вып. 2.

Мартынов А.В. Ручейники. Фауна СССР. М.-Л. 1936.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017