јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћ≈“ќƒ» ј »«”„≈H»я –”„≈…Ќ» ќ¬

Ѕорисова Ќаталь€ ¬ладимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин „увашского республиканского института образовани€

ќрганизаци€ научно-исследовательской работы учащихс€ по зоологии беспозвоночных животных

ќсновными цел€ми составлени€ данных рекомендаций €вл€ютс€: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлени€х зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимс€, и адаптаци€ общеприн€тых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.

¬ведение

Ѕеспозвоночные Ц сама€ многочисленна€ группа животных. ƒо сих пор она остаетс€ недостаточно изученной в силу большого разнообрази€ и р€да трудностей, сопр€женных с ее исследованием.

“ем не менее, в ограниченных пределах заниматьс€ изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Ѕолее того, выполн€€ работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообрази€ какой-либо территории.

ѕрежде чем приступить к выбору темы исследовани€ по беспозвоночным, следует учесть р€д моментов. ¬о-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. ¬ данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучени€ беспозвоночных на территории многих регионов остаютс€ недостаточно раскрытыми. ќкончательно вы€снить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. ¬о-вторых, работу имеет смысл выполн€ть, если в перспективе имеетс€ возможность проверить правильность определени€ видов у специалиста по данной группе. ¬ противном случае либо исследование можно проводить, ограничива€сь идентификацией до классов, отр€дов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. –абота, основанна€ на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хот€ исследовательские навыки ученика развивает). ≈сли результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследовани€ по данной теме.  роме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъ€ты из природы, что противоречит цел€м сохранени€ биоразнообрази€. —казанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратитьс€ за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследовани€?

 валифицированную помощь при проверке определени€ преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Ќайти координаты специалиста практически по любой группе животных позвол€ет издание Ђ то есть кто: биоразнообразиеї (1997).

ќстановимс€ теперь на конкретных рекомендаци€х по методикам исследовани€ разных групп беспозвоночных. ѕодавл€ющее большинство методик относитс€ к энтомологическим исследовани€м эколого-фаунистического характера. ѕодобные работы выполн€ютс€ в 2 этапа: 1) полевые исследовани€; 2) камеральна€ обработка материала.

¬ ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. ќн может быть и небольшим, но об€зательно достаточным дл€ последующей статистической обработки. ƒаже работа€ над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. ¬ажно добывать сравнимые сведени€, что достигаетс€ применением единой методики одним исследователем. ƒопустим, перед исследователем стоит задача Ц вы€снить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. ƒл€ получени€ сравнимых данных необходимо соблюсти следующие услови€: 1) работа выполн€етс€ одним и тем же сборщиком; 2) используетс€ одна и та же методика; 3) в разных биотопах беретс€ одинаковое число проб; 4) отбор проб производитс€ примерно в одни и те же сроки. ¬ противном случае, последующа€ статистическа€ обработка будет затруднена. Ќаконец, об€зательным требованием данного этапа €вл€етс€ точное документирование материала в полевом дневнике. ѕеред началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические услови€, фитоценоз сообщества, погоду, врем€ исследовани€. ¬ последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.

ѕеред началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. –ечь идет преимущественно об энтомологическом снар€жении. Ќе останавлива€сь подробно на его описании (см., например,  озлов, Ќинбург, 1971; ‘асулати, 1971; √олуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследовател€.

—ачок. –азличаютс€ сачки воздушные, дл€ энтомологического кошени€ и водные. ƒиаметр обруча обычно 30 см. ћешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка дл€ кошени€ Ц из б€зи, водного сачка Ц из канвы или из мелко€чеистого капронового тюл€. ќбруч сачка дл€ кошени€ и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, дл€ воздушного Ц 2-3 мм. ƒлина палки сачка дл€ кошени€ Ц на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка Ц 2-2,5 м, воздушного Ц не более 1,5 м.

ћорилка Ц широкогорла€ скл€нка с герметично закрывающейс€ пробкой (обычно корковой), служаща€ дл€ умерщвлени€ собранных насекомых. Ѕанку заполн€ют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными Ђгармошкойї. ѕеред началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. ¬ качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. ¬ полевых услови€х необходимо иметь несколько морилок. Ќасекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.

 роме этого в полевой сумке должны быть пробирки (дл€ переноса живых насекомых), пинцеты, мала€ саперна€ лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.

ѕосле сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт.  аждый сбор точно этикетируют. Ётикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. ¬се надписи делаютс€ простым карандашом. Ќеобходимо подчеркнуть, что сборы, составл€ющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. ћатрасики с насекомыми просушиваютс€ и помещаютс€ горизонтально в фанерный €щик так, чтобы там они находились в неподвижном состо€нии. ѕри транспортировке насекомых Ђна ватеї следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.

 амеральна€ обработка материала заключаетс€, прежде всего, в определении собранных насекомых. ƒл€ этого используют бинокул€рный микроскоп ћЅ— и современные определители. ƒалее производ€т подсчет собранных насекомых и осуществл€ют статистическую обработку.

*********************

–учейники (Trichoptera) - небольша€ группа амфибиотических насекомых, обладающа€ высокой экологической дифференциацией.

—бор имаго. ¬зрослые ручейники в течение дн€ сид€т неподвижно на прибрежных растени€х. »х сбор производитс€ методом кошени€. ѕри хорошей погоде на берегу озер и рек за 1,5 ч. можно вы€вить до 15-17 видов. —обирать взрослых ручейников можно и в сумеречное врем€, когда их активность значительно повышаетс€, и они ро€тс€ над водой.

ƒругой способ сбора имаго ручейников - отлов на свет. ѕо методике «.ƒ. —пуриса, электрическа€ лампочка в 200 ¬т подвешиваетс€ на высоте около 1,5 м над землей (желательно вблизи водоема) и горит всю ночь. ѕод ней помещаетс€ ванночка 40х40 см с водой, залитой керосином. ѕопавших в ванночку насекомых выбирают на следующий день. ќписанный способ имеет существенный недостаток: мелкие виды ручейников практически не сохран€ютс€. Ќаиболее удобным, на наш взгл€д, €вл€етс€ сбор имаго на свет кварцевой лампы (см. статью ј.ј. Ћастухина в этом номере). ћелкие виды собираютс€ с УэкранаФ с помощью эксгаустера, а крупные - пинцетом, после чего помещаютс€ в морилку на 3-5 мин. (не более!). —обранный материал размещаетс€ на матрасиках или в стекл€нных пузырьках с 70% спиртом или 40% формалина. ¬ качестве фиксатора некоторые специалисты используют формидон, который можно приобрести в аптеках. —ледует подчеркнуть, что влажный материал более удобен дл€ определени€.

—бор личинок и куколок. Ћичинки ручейников насел€ют разнообразные по характеру пресноводные водоемы. ¬иды, приуроченные к сто€чей воде, называютс€ лимнофилами, обитатели текучих вод Ч реофилами.

¬ неглубоких водоемах личинок и куколок собирают вручную с подводных предметов. ћатериал из глубоких, малодоступных участков можно получить. использу€ ловчие субстраты. ƒл€ этого дерев€нный диск (d = 25 см) с укрепленным на нем грузом опускаетс€ на дно водоема. „ерез 2-3 недели диск извлекаетс€ из воды. ѕредварительно на него опускают колпак из металлической сетки (€че€ - 1 мм²). “ак удаетс€ вы€вить редкие и малоизвестные виды ручейников, установить количественные показатели их встречаемости.

ѕри проведении эколго-фаунистических исследований и сборе личиночного материала необходимо учитывать следующие общие показатели: тип водоема, ширина и глубина (в месте сбора), строение дна, температура воды, скорость течени€, а, по возможности, и гидрохимические характеристики. ƒл€ изучени€ качественного и количественного состава ручейников в составе зообентоса пригодны методики ¬. ∆адина (1940), ќ. Ћепневой (1964), ¬. Ѕродского (1976) и др.

–екомендуем провести следующие исследовани€:

I. ќ«Ќј ќћЋ≈Ќ»≈ — ћќ–‘ќЋќ√»„≈— »ћ»

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“яћ» Ћ»„»Ќќ  –”„≈…Ќ» ќ¬ » »’ „≈’Ћ» јћ».

÷ель: изучить внешнее строение личинок ручейников и их чехлики.

ћетодика: 1 . Ќайдите личинку ручейника в водоеме и рассмотрите ее чехлик. ќпределите, из какого материала он построен. „ем отличаетс€ передний край чехлика от заднего?

2. –ассмотрите части тЄла личинки, которые выступают из чехлика. ќбратите внимание на Ђпанцирьї передней части груди. ѕодумайте, какое значение он имеет.

3. ¬ытолкните личинку из чехлика. ƒл€ этого осторожно введите тонкую палочку в заднее отверстие чехлика. –ассмотрите части тела, защищенные чехликом. —делайте вывод о роли чехлика в жизни ручейника. «арисуйте личинку и ее чехлик.

2. »«”„≈Ќ»≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“≈… –ј«¬»“»я

ѕ–≈»ћј√»ЌјЋ№Ќџ’ —“јƒ»… –”„≈…Ќ» ќ¬

÷ель: вы€вить продолжительность стадии куколки риакофилид.

ћатериал: Ђпещеркиї с куколками риакофилид.

ћетодика работы. ƒл€ работы используетс€ садок. ќн состоит из проволочного каркаса размером 10х25 см. Ќа него нат€гиваетс€ металлическа€ сетка с отверстием наверху, зат€нутым марлей (предназначенным дл€ вылета имаго). —адок устанавливаетс€ на дне речки или ручь€ и закрепл€етс€ металлическими стержн€ми.  амень, с наход€щимс€ на нем домиком-пещеркой, осторожно переноситс€ в садок и помещаетс€ под его рамкой.

3. »«”„≈Ќ»≈ ‘ј”Ќџ –”„≈…Ќ» ќ¬ ¬ќƒќ≈ћј

÷ель: вы€вить фаунистический состав ручейников-лимнофилов водоема.

ћетодика: Ћичинки и куколки ручейников собираютс€ вручную с глубины до1 м. ќбследуютс€ камни, подводные предметыи растени€ на площади I м. ћатериал, по возможности, собираетс€ в разных местах водоема, с тем, чтобы охватить разнообразные участки дна. ƒл€ изучени€ состава ручейников глубоких и малодоступных участков водоема примен€етс€ дерев€нный диск.

ƒанные занос€тс€ в таблицу.

єє

Ќазвание вида

„исло мест сбора

—обрано

¬сего

личинок

самок

самцов

             

4. —“–ќ»“≈Ћ№Ќќ≈ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈ Ћ»„»Ќќ  –”„≈…Ќ» ќ¬

÷ель: изучить поведение стро€щих личинок.

ћетодика. Ћичинки лимнофильных видов помещаютс€ в чашки ѕетри с разнообразным строительным материалом: обычным дл€ них и неспецифичным. ѕоэтапное поведение личинок в процессе строительства чехлика фиксируетс€ в дневнике наблюдений. Ёлементы поведени€ можно обозначить символами: ѕ -поиск, ¬Ќ - взмах ногами, « - захват, » - изгиб тела,“ - тестирование. (ѕодробнее - см.  озлов (1993)).

ќпределение видовой принадлежности ручейников проводитс€ в камеральных услови€х. ¬зрослые ручейники определ€ютс€ по ћартынову (1936), преимагинальньне стадии по Ћепневой (1964, 1966),  ачаловой (1987).

»ногда дл€ вы€влени€ видовой принадлежности ручейников, а также дл€ наблюдени€ за поведением личинок приходитс€ содержать их в аквариуме. ѕри этом важно поддерживать низкую температуру, хорошую аэрацию в сосуде и создать своего рода микробиоценоз, т.е. поместить в него водные растени€ и несколько добавочных донных обитателей: к примеру, вод€ных осликов, гастропод. Ѕрюхоногие моллюски могут служить показателем газового режима. —воим поведением они сигнализируют о благополучии Ђводоемаї. ќбъект же наблюдени€ - ручейник (особенно в фазе куколки), уже не может УсообщитьФ об изменении условий в аквариуме.

. Ћитература

Ѕродский  .ј. ¬одный поток “€нь-Ўан€. Ћ: Ќаука, 1976.

∆адин ¬.». ‘ауна рек и водохранилищ. ћ.-Ћ. 1940.

 ачалова ќ.Ћ. ќтр€д Trichoptera Ц –учейники // ќпределитель ≈вропейской части ———–. “.4, „.6. Ћ.: Ќаука, 1987.

 озлов ј.“. ∆изненные формы и поседение стро€щих личинок насекомых. ¬оронеж.: из-во ¬√”, 1993.

Ћепнева —.√. –учейники. ‘ауна ———–. ћ-Ћ., 1964. Ќов. —ер. є95. т.2. вып. 1.

Ћепнева —.√. –учейники. ‘ауна ———–. ћ-Ћ., 1966. Ќов. —ер. є95. т.2. вып. 2.

ћартынов ј.¬. –учейники. ‘ауна ———–. ћ.-Ћ. 1936.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020