Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская деятельность школьников в региональном социокультурном пространстве – стратегическое направление развития дополнительного экологического образования

Надежда Юрьевна Киселева
к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кафедра экологии и экологического образования

 

Дополнительное образование детей – новый вид образования, обладающий значительным социокультурным потенциалом для развития образовательной системы в целом. Оно свободно и добровольно, ничего не формирует насильно, а создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, среду для его развития. В психолого-педагогических исследованиях дополнительное образование детей характеризуется как особо ценный тип образования, зона ближайшего развития образования в России. Система дополнительного образования имеет личностно-ориентированный характер и полностью отвечает главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности школьника, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы детей и, в силу этого, обладает рядом преимуществ. Дополнительное образование – мощное средство формирования мотивации развития личности ребенка, необходимое условие для его самореализации, самодетерминации в культуре жизненного пространства.

Будучи элементом государственной системы непрерывного образования, дополнительное образование имеет свои конкретные цели, задачи и функции, средства и методы их реализации, которые взаимосвязаны с системой общего образования, развиваясь в едином русле с нею. Школы и учреждения дополнительного образования образуют разноуровневую и сложную систему, индивидуализирующую образовательную траекторию каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны.

Контекст требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) делает дополнительное экологическое образование детей (как необходимый ресурс, поддерживающий системно-деятельностный и компетентностный подходы и стимулирующий проектно-исследовательский потенциал системы образования) одним из приоритетных направлений дополнительного образования. Именно это обстоятельство определяет исследовательскую деятельность детей как стратегическое направление дополнительного экологического образования, призванного не только транслировать знания и ценности культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и осуществлять опережающую подготовку человека к решению кризисных ситуаций, преодолевать которые можно не устаревшими, а лишь опережающими знаниями и адекватными действиями. Сегодня дополнительное экологическое образование активно обогащается методологией и идеями устойчивого развития.

Потребность общества в творческих личностях, способных воссоздавать культуру и творить в ней, определяет нацеленность системы дополнительного экологического образования на феномен культуры, принцип непрерывности, рефлексию; смысловым ядром обучения становится направленность на понимание учащимися значения жизни как наивысшей ценности, на обучение строить свои отношения с природой, другими людьми на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде; на обучение обладанию общей и экологической культурой, обретению фундаментальных экологических знаний и знания общей картины мира; на овладение методологией экологического познания и методами исследования; на освоение информационных технологий. Дополнительное образование - самый широкий путь личности в культуру через исследовательское творчество. Оно призвано нивелировать эффект «культурного конвейера» всеобщего образования, реализуя эффективные условия для формирования творческой личности.

Российская Федерация объединяет в едином государстве субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала. Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику знаний, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.

«Хартия регионализма», принятая Европарламентом, определяет регион как локальное гомогенное пространственное образование, имеющее физико-географическую, этнокультурную, языковую, экономическую и историческую общность. В сложных нестабильных современных социальных условиях именно регионы решают задачу формирования инновационных образовательных полей, в которых возможно не только сохранить, но и создать условия для возрождения образовательного потенциала нации. Важным вкладом в этот процесс и является формирование культурно-экологической образовательной среды региона – педагогического феномена, обладающего высоким потенциалом в становлении и развитии экологической культуры различных групп населения, своеобразного «питательного субстрата», создающего огромные возможности для широкого развития исследовательской деятельности школьников.

Поскольку именно дополнительное экологическое образование призвано создавать различные социокультурные стимулы для исследовательской активности ученика, используя все возможности культурно-экологической образовательной среды региона, коротко охарактеризуем эти особенности применительно к Нижегородской области.

Богатство и разнообразие. Территория Нижегородской области, расположенной в центре Европейской России, входит в состав двух природных зон (лесной и лесостепной), здесь пролегают многие природные рубежи – геоморфологические, климатические, почвенно-растительные, что определяет разнообразие природных и социоприродных экосистем, существование ярких этнокультурных традиций взаимодействия населения с окружающей средой, своеобразное проявление глобальных экологических проблем.

Типичность и уникальность. Территорию отличает высокая хозяйственная освоенность, плотность населения, мощная концентрация промышленности; для нее характерны проблемы, связанные с загрязнением вод, воздуха, почв, сведением лесов и т.д. Типичность общих экологических проблем определяется идентичностью технологии разных производств независимо от местоположения (переработка нефти, производство бумаги и пр.). Специфичность же региона определяется многоплановой рубежностью географического положения по отношению к крупным экологическим, физико-географическим, экономико-географическим, этнографическим районам.

Насыщение образовательными продуктами для разных групп потребителей. В регионе разработана областная целевая программа по экологической безопасности, важным компонентом которой является формирование экологической культуры населения. Это стимулировало процесс экологизации деятельности учреждений дополнительного образования туристко-краеведческой, спортивной, художественно-эстетической и т.п. направленности, инновационное развитие процесса формирования экологической культуры, взаимодействие образовательных структур с общественными экологическими организациями, СМИ, учреждениями культуры, взаимопроникновения и взаимодействия локальных культурно-экологических образовательных микросред на уровне региона.

Высокий образовательный потенциал региональных ООПТ. Одним из уникальных свойств культурно-экологической образовательной среды Нижегородской области является возможность широкого использования очень развитой системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) региона. В Нижегородской области, кроме федеральных ООПТ – государственного природного биосферного заповедника «Керженский» и памятника природы «Озеро Светлояр», создано еще около 400 ООПТ регионального значения.

ООПТ, будучи одновременно природно-социальными и экономико-географическими образованиями, являются важнейшим компонентом культурно-экологической образовательной среды региона. Территориальной охраной обеспечиваются в первую очередь самые ценные участки природных ландшафтов. Важно, что природные экосистемы на протяжении тысячелетий подвергались антропогенной трансформации, стали неотъемлемой характеристикой этнографических особенностей населения (священные рощи, почитаемые источники, памятники садово-паркового искусства и т.д.). ООПТ, наряду с охраной генофонда и ценофонда, а также ресурсоохранной роли часто имеют и историко-культурное, эстетическое, культовое, рекреационное значения. С озером Светлояр связана легенда о граде Китеже, ушедшем под воду во время нашествия войск хана Батыя, оставившая глубокий след в национальной культуре, в творчестве многих поэтов, писателей, художников, композиторов.

В области находится единственное в Приволжском федеральном округе (и одно из 35 в России) водно-болотное угодье мирового значения – Камско-Бакалдинская группа болот. До наших дней дошли природные святилища финно-угорских народов (несколько десятков марийских и мордовских священных рощ), сберегавшиеся населением на протяжении многих веков. На южных границах области сохранились остатки знаменитой Темниковской засеки, некогда защищавшей земледельцев от набегов кочевников. Приунженские сосново-лиственничные корабельные рощи, охраняющиеся с петровских времен, и монастырские леса в течение столетий служили образцами неистощительного природопользования. Одно из лучших охотхозяйств региона – Великовское – в течение веков было местом царских охот. Региональные ООПТ сохраняют не только остатки «заповедных и дремучих старых муромских лесов», луговые степи, за тысячелетия своего существования создавшие богатство русского чернозема, «горнотаежный остров в степной оправе» - Ичалковский бор (уникальный реликтовый горный бор на карстовых образованиях), удивительные геологические объекты, места работ первых российских научных экспедиций под руководством П.С. Палласа и И.И. Лепёхина, знаменитой почвенной экспедиции под руководством профессора В.В.Докучаева, но и многочисленные дворянские усадьбы, связанные с именами деятелей науки и культуры; старинные парковые ансамбли; окрестности Большого Болдина – одного из центров русской культуры, неразрывно связанного с именем А.С. Пушкина; ландшафты, в которых Серафим Саровский совершал свой духовный подвиг.

Богатство и разнообразие ООПТ региона как уникальных природно-социальных и экономико-географических образований позволяет знакомить школьников с зональными, азональными, интразональными и социоприродными экосистемами. ООПТ имеют огромный потенциал для использования в проектно-иследовательской деятельности учащихся. Именно здесь возможно максимально продуктивное сочетание различных видов деятельности в процессе контакта с социальным и природным окружением.

Высокий уровень сохранности этнокультурных экологических традиций. В регионе наряду с развитием инновационных эколого-образовательных процессов, высока степень сохранности экологических традиций населения, аккумулировавших многовековой общественно-исторический опыт взаимоотношений человека с окружающей средой: систему знаний о природе, кодекс моральных норм, обязывающий относиться к природе как к святыне. Разнообразны и богаты обусловленные местными природными ресурсами уникальные нижегородские промыслы, самыми знаменитыми из которых являются городецкая и хохломская роспись, а также бытовавшие до начала ХХ выступления с дрессированными медведями (медвежатничество).

Таким образом, культурно-экологическая образовательная среда региона содержит многочисленные и разнообразные примеры почитания растений и животных, охраны уникальных природных объектов, воплощения в традициях принципов рационального природопользования, понимания ответственности человека за поступки, совершенные против природы, дает обширный материал для демонстрации взаимообусловленности процессов развития этносов и вмещающей их среды, взаимосвязи природного разнообразия видов, сообществ, ландшафтов и культурного многообразия населения региона.

В соответствии с подготовленной в Нижегородской области региональной программой экологической безопасности, важным компонентом которой является формирование экологической культуры населения, выделены следующие приоритетные направления развития дополнительного экологического образования в регионе (рис. 1). Эти направления определяют тематику исследовательских работ школьников.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, педагоги региона, сохраняя лучшие традиции натуралистического и природоохранного подходов, ориентируют школьников на новые социальные условия и запросы жизни, активно используют различные традиционные и инновационные формы.

Приоритетные направления развития дополнительного экологического образования в Нижегородской области

природно-ландшафтное

ресурсно-хозяйственное

антропоэкологическое

охрана живой природы и ландшафтов, сохранение биологического разнообразия, Красная книга, особо охраняемые природные территории, природное и культурное наследие, рекреация и и т.д.)

природные ресурсы, загрязнение, отходы, транспорт, чистая вода, качество и безопасность среды обитания, региональные проявления глобальных экологических проблем, экологически чистое сельское хозяйство экологический туризм, энерго- и ресурсосбережение и пр.

здоровый образ жизни, традиции экологоориентирован-ного природопользования и т.п.;

В регионе не угасли юннатское и лесоводческое опытническое направление работы (станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, школьные кружки и школьные лесничества). Эти традиции поддерживаются ежегодным конкурсом «Юный исследователь», организуемым Центром развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) Нижегородской области. Опытническая деятельность – один из приоритетов данного конкурса. Вместе с тем на базе ЦРТДиЮ возникла одна из наиболее интересных педагогических инноваций – сетевые этноэкологические проекты. Об опыте организации гуманитарно-экологических исследований на страницах спецвыпуска рассказывают О.Н. Ляпаева и О.И. Александрова.

В Нижегородской области в 1969 г., одним из первых в России, было создано научное общество учащихся (НОУ). Методические основы его успешной многолетней работы изложены в статье С.Ю. Пашкиной. Эффективная модель НОУ успешно реализуется на разных уровнях - в масштабах муниципальных районов (статья Н.Н. Митрофановой), в условиях крупной городской школы (статья С.В. Бирюковой), в поселковых и сельских школах (статьи Н.И. Асташиной, В.В. Губаревой, Е.В. Шпилевской), и даже в условиях кадетского корпуса (И.А. Прохорова). Все авторы спецвыпуска являются или руководителями городских секций научного общества, или организаторами исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, или воспитанниками НОУ.

Секция экологии и охраны природы – одна из «долгожителей» городского НОУ «Эврика». С момента организации в 1983 году школьники вели поиск мест обитания редких видов, проверку состояния и паспортизацию памятников природы, осваивали разнообразные методики полевых исследований, вместе с юными филологами изучали экологические традиции населения Нижегородской области.

Члены секции были участниками трех десятков исследовательских экспедиций по нижегородской земле. Растения, насекомые и рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие становились объектами изучения школьников. Больше 200 докладов о малых и больших открытиях, сделанных юными экологами, прозвучали на конференциях. Одним из наиболее крупных открытий стала находка гнезда орла-могильника в Перевозском районе в 1988 году. Могильник относится к глобально редким видам, занесен в Красную книгу России. До находки школьников считалось, что этот орел встречается в области только на пролете. С 1990 года секция работает на базе Нижегородского государственного педагогического университета. Школьники активно участвуют в областных, общероссийских, международных экологических акциях и конкурсах. Многие темы школьных исследований регулярно перерастают в курсовые и дипломные работы, а некоторые – даже в кандидатские диссертации!

Абиотические компоненты экосистем редко становятся объектами школьных исследовательских работ. Изменить это положение призвана статья Б.И. Фридмана.

Уникальной по возможностям организации исследовательской работы формой являются экологические лагеря. Первый в стране экологический лагерь был организован Дворцом пионеров им. В.П. Чкалова по инициативе и под руководством М.М. Ушаковой в 1990 году в Ботаническом саду ННГУ им. Лобачевского. С тех пор организация десятков экологических лагерей стала ежегодной практикой, поддерживаемой Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Экологические лагеря, год от года совершенствуясь и развиваясь, широко вошли в практику отечественного дополнительного экологического образования.

Выше уже рассматривался вопрос об особом месте, которое занимает использование особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в формировании экологической культуры детей и молодежи. ООПТ все чаще рассматриваются как региональный символ, источник экологической информации о состоянии окружающей среды. По инициативе государственного природного биосферного заповедника «Керженский» в 2003 году началась работа по созданию еще одной инновационной формы - эколого-просветительских агитпунктов биосферного резервата «Нижегородское Заволжье». В настоящее время действуют пять экологических агитпунктов, одна из задач которых – организация исследовательской деятельности школьников. Региональные особо охраняемые природные территории как полигоны организации исследовательской деятельности учащихся рассматриваются Д.А. Денисовым

В региональном образовательном процессе велико влияние инновационной педагогической системы, основанной на проведении массовых акций по изучению и охране птиц. Организация школьных исследований на ключевых орнитологических территориях – предмет статьей Н.И. Асташиной.

«Цифровая экология» (Е.Д. Патаракин, С.Б. Шустов, Р.Д. Хабибуллин) возникла на рубеже тысячелетий. Применение вики-технологий в экологическом образовании, проект «Летописи.ру», «Виртуальная Пустынь» и др. нашли широкий отклик и в педагогическом сообществе региона и страны, и среди учащейся молодежи. Применение цифровых ресурсов в образовании стало социокультурной нормой нашего времени. Различные аспекты применения компьютерных технологий в школьных исследованиях представляют А.К. Киселев и А.С. Варламов.

Таким образом, в регионе представлена широкая палитра организационных форм и технологий дополнительного экологического образования, обеспечивающих разнообразную исследовательскую деятельность детей. Исследовательские инновации дополнительного экологического образования превращаются в социокультурные нормы и образцы, что обеспечивают их закрепление в духовной и материальной культуре, соответствуют приоритетам общественного развития.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017