јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћ≈“ќƒ» ј »«”„≈Ќ»я ћ”–ј¬№≈¬

 расильников ¬ладислав јлексеевич
преподаватель биологии ћарпосадского лесного техникума, член „увашского отделени€ –Ёќ

ќрганизаци€ научно-исследовательской работы учащихс€ по зоологии беспозвоночных животных

ќсновными цел€ми составлени€ данных рекомендаций €вл€ютс€: попытка в сжатой форме рассказать об основных направлени€х зоологических исследований по беспозвоночным животным (в первую очередь, по насекомым), доступных учащимс€, и адаптаци€ общеприн€тых методик в этой области науки к усвоению в школьном возрасте.

¬ведение

Ѕеспозвоночные Ц сама€ многочисленна€ группа животных. ƒо сих пор она остаетс€ недостаточно изученной в силу большого разнообрази€ и р€да трудностей, сопр€женных с ее исследованием.

“ем не менее, в ограниченных пределах заниматьс€ изучением беспозвоночных возможно и на школьном уровне. Ѕолее того, выполн€€ работу в данной области при квалифицированном руководстве, можно внести существенный научный вклад в изучение биоразнообрази€ какой-либо территории.

ѕрежде чем приступить к выбору темы исследовани€ по беспозвоночным, следует учесть р€д моментов. ¬о-первых, желательно выбрать актуальную тему, что позволит выполнить солидную работу. ¬ данной области зоологических исследований сделать это нетрудно, поскольку многие аспекты изучени€ беспозвоночных на территории многих регионов остаютс€ недостаточно раскрытыми. ќкончательно вы€снить, актуальна тема или нет, можно только после консультации со специалистом. ¬о-вторых, работу имеет смысл выполн€ть, если в перспективе имеетс€ возможность проверить правильность определени€ видов у специалиста по данной группе. ¬ противном случае либо исследование можно проводить, ограничива€сь идентификацией до классов, отр€дов и основных семейств, либо этого не стоит делать вовсе. –абота, основанна€ на непроверенном материале, не имеет научной ценности (хот€ исследовательские навыки ученика развивает). ≈сли результаты ее в дальнейшем опубликуют, то это внесет путаницу в дальнейшие исследовани€ по данной теме.  роме того, собранные животные совершенно бесполезно будут изъ€ты из природы, что противоречит цел€м сохранени€ биоразнообрази€. —казанное подводит нас к необходимости ответить на вопросы: к кому можно обратитьс€ за консультацией и какие группы беспозвоночных выбрать в качестве объектов исследовани€?

 валифицированную помощь при проверке определени€ преимущественно насекомых обычно можно получить у сотрудников зоологических кафедр определенных региональных вузов. Ќайти координаты специалиста практически по любой группе животных позвол€ет издание Ђ то есть кто: биоразнообразиеї (1997).

ќстановимс€ теперь на конкретных рекомендаци€х по методикам исследовани€ разных групп беспозвоночных. ѕодавл€ющее большинство методик относитс€ к энтомологическим исследовани€м эколого-фаунистического характера. ѕодобные работы выполн€ютс€ в 2 этапа: 1) полевые исследовани€; 2) камеральна€ обработка материала.

¬ ходе полевых исследований необходимо собрать богатый и обширный фактический материал. ќн может быть и небольшим, но об€зательно достаточным дл€ последующей статистической обработки. ƒаже работа€ над реализацией конкретной цели, желательно изучать все стороны жизни животного. ¬ажно добывать сравнимые сведени€, что достигаетс€ применением единой методики одним исследователем. ƒопустим, перед исследователем стоит задача Ц вы€снить и сравнить составы фаун какой-то группы беспозвоночных разных биотопов. ƒл€ получени€ сравнимых данных необходимо соблюсти следующие услови€: 1) работа выполн€етс€ одним и тем же сборщиком; 2) используетс€ одна и та же методика; 3) в разных биотопах беретс€ одинаковое число проб; 4) отбор проб производитс€ примерно в одни и те же сроки. ¬ противном случае, последующа€ статистическа€ обработка будет затруднена. Ќаконец, об€зательным требованием данного этапа €вл€етс€ точное документирование материала в полевом дневнике. ѕеред началом отбора проб в каком-то биотопе необходимо детально описать географическое положение, микроклиматические услови€, фитоценоз сообщества, погоду, врем€ исследовани€. ¬ последующем эти данные, зафиксированные в дневнике, помогут в интерпретации полученных результатов.

ѕеред началом полевых исследований, помимо знакомства с методикой работы, необходимо подготовить специальное оборудование. –ечь идет преимущественно об энтомологическом снар€жении. Ќе останавлива€сь подробно на его описании (см., например,  озлов, Ќинбург, 1971; ‘асулати, 1971; √олуб и др., 1980), перечислим основные принадлежности энтомолога-исследовател€.

—ачок. –азличаютс€ сачки воздушные, дл€ энтомологического кошени€ и водные. ƒиаметр обруча обычно 30 см. ћешок воздушного сачка изготавливают из мельничного газа или марли, сачка дл€ кошени€ Ц из б€зи, водного сачка Ц из канвы или из мелко€чеистого капронового тюл€. ќбруч сачка дл€ кошени€ и водного сачка изготавливают из проволоки толщиной 3-5 мм, дл€ воздушного Ц 2-3 мм. ƒлина палки сачка дл€ кошени€ Ц на 20 см меньше роста сборщика, водного сачка Ц 2-2,5 м, воздушного Ц не более 1,5 м.

ћорилка Ц широкогорла€ скл€нка с герметично закрывающейс€ пробкой (обычно корковой), служаща€ дл€ умерщвлени€ собранных насекомых. Ѕанку заполн€ют ленточками фильтровальной бумаги, сложенными Ђгармошкойї. ѕеред началом экскурсии сюда же помещают кусочек ваты, завернутый в фильтровальную бумагу и пропитанный замором. ¬ качестве последнего лучше использовать уксусно-этиловый эфир (этилацетат) или хлороформ. ¬ полевых услови€х необходимо иметь несколько морилок. Ќасекомых в морилке держат от 2-3 минут до 6-8 часов.

 роме этого в полевой сумке должны быть пробирки (дл€ переноса живых насекомых), пинцеты, мала€ саперна€ лопатка, крепкий нож, полевой дневник и карандаш.

ѕосле сбора материала в природе насекомых из морилок раскладывают на ватные матрасики размером с конверт.  аждый сбор точно этикетируют. Ётикетка должна содержать следующую информацию: место сбора (географическое положение), дату, название биотопа, метод сбора, фамилию и инициалы сборщика. ¬се надписи делаютс€ простым карандашом. Ќеобходимо подчеркнуть, что сборы, составл€ющие разные пробы, должны быть четко разделены на вате кусочками черной нитки. ћатрасики с насекомыми просушиваютс€ и помещаютс€ горизонтально в фанерный €щик так, чтобы там они находились в неподвижном состо€нии. ѕри транспортировке насекомых Ђна ватеї следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить материал и не смешать насекомых из разных проб.

 амеральна€ обработка материала заключаетс€, прежде всего, в определении собранных насекомых. ƒл€ этого используют бинокул€рный микроскоп ћЅ— и современные определители. ƒалее производ€т подсчет собранных насекомых и осуществл€ют статистическую обработку.

***********************

”читыва€ личный двадцатилетний опыт изучени€ муравьев, предлагаю следующую методику исследовани€ этих интересных общественных насекомых.

ƒл€ определени€ видов муравьев необходимо вз€ть 5-10 экземпл€ров насекомых из каждого муравейника (засушить или заспиртовать в пробирке), снабдить их этикеткой. ¬ камеральных услови€х, внимательно рассматрива€ объекты под бинокул€ром, попробовать самосто€тельно определить их видовую принадлежность по определителю, за подтверждением правильности определени€ обратитьс€ к специалисту.

–абота 1. «Ќј ќћ—“¬ќ — ЁЋ≈ћ≈Ќ“јћ» ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я ћ”–ј¬№≈¬

÷ель: подготовка к исследованию образа жизни муравьев.

1. ≈сли встречаютс€ 2 муравь€ и останавливаютс€ друг перед другом, то как между ними происходит общение? „ем они касаютс€ друг друга?

2. ѕоместите дождевого черв€ или гусеницу на муравьиную тропу или р€дом с ней. ѕронаблюдайте за поведением муравьев. √де окажутс€ ваши "подарки" через 20-30 минут? ѕомогают или мешают муравьи друг другу?

3. ѕосмотрите, куда бегут по стволу дерева муравьи? „то они там делают? „ем отличаетс€ брюшко муравь€, бегущего сверху от того, что поднимаетс€ наверх по стволу?

4.  ак реагируют рыжие лесные муравьи на приближение ладони к гнезду? ѕочему они подгибают, направл€€ вперед, кончик своего брюшка?

–абота 2. –≈ј ÷»я Ќј „”∆»’ ћ”–ј¬№≈¬

÷ель: вы€снить отношени€ между муравь€ми разных видов.

1. —оберите в пробирку 10-20 муравьев одного вида и высыпьте их в окрестност€х чужого муравейника.  ак ведут себ€ хоз€ева гнезда и пришельцы?

2. ќбратите внимание на то, в каком случае реакци€ хоз€ев будет более агрессивной (больше нападений и укусов), когда муравьев-пришельцев выпустили: а) пр€мо на муравейник хоз€ев; б) на дорогу муравьев в 2,4 или 8 метрах от гнезда; в) в 10-20 см сбоку от муравьиной дороги.

3. ѕронаблюдайте, что произойдет с муравь€ми-пришельцами из чужого гнезда и где они окажутс€ через 20-30 минут?

–абота 3. Ё‘‘≈ “ √–”ѕѕџ

÷ель: вы€снить вли€ние численности муравьев на их жизнеде€тельность.

1. «аполните 12 пробирок на четверть увлажненным речным песком. ¬ первые 4 пробирки посадите по одному муравью (вариант ј), в следующие четыре пробирки - по три муравь€ (вариант Ѕ), а в последние 4 пробирки -по 6 муравьев (вариант ¬). ¬се пробирки затыкают ватой, дава€ возможность дл€ дыхани€. ѕримерно через час, когда муравьи успоко€тс€, некоторым из них дают по капельке меда или сахарного сиропа.  апельку тонкой проволочкой осторожно (вынув на врем€ вату) помещают на внутреннюю стенку пробирки, в 1 см от границы с песчаным слоем.  орм дают только в половину пробирок по каждому варианту. Ќапример, два одиночных муравь€ останутс€ голодными, а два других получат корм и т.д. (ј+ - подкормленные).

2. „ерез сутки сравнивают в каком варианте муравьи больше накопали песка. ѕесчинки считают, или взвешивают, или определ€ют линейкой высоту накопанной кучки песка. —равнение провод€т и по вариантам (ј,Ѕ и ¬), и с учетом подкормки ( ј и ј+, Ѕ и Ѕ+, ¬ и ¬+).

3. ≈жесуточно провер€€ ( если надо, увлажн€€ песок водой), подсчитывают число умерших муравьев во всех пробирках.

4. –езультаты наблюдений занос€т в таблицу:

єє пробирки

¬ариант

—троительна€ де€тельность

—мертность

     

в экземпл€рах

в процентах

1

ј

     

2

ј

     

3

ј+

     

4

ј+

     

5

Ѕ

     

6

Ѕ

     

7

Ѕ+

     

8

Ѕ+

     

9

¬

     

10

¬

     

11

¬+

     

12

¬+

     

ѕримечание. ¬ графе "—троительна€ де€тельность" вы сами выбираете параметры и единицы измерени€ ( число, вес песчинок, высота накопанной кучки песка). ¬ графе "¬ариант" можно указать дл€ нагл€дности число муравьев в начале опыта, например, ј1, Ѕ3, ¬6.

–абота 4. ќѕ»—јЌ»≈ ћ”–ј¬≈…Ќ» ј

÷ель: ƒать характеристику гнезда изучаемого вида муравьев.

1. ќпредел€ют видовую принадлежность муравьев из гнезда.

2. ћестонахождение гнезда. ”казываетс€ тип леса, преобладающие виды деревьев, просека или луг, склон или ложбинка, ближайший пункт и т.д.

3. »змер€етс€ высота и диаметр гнезда. ƒл€ рыжих лесных муравьев отдельно указываетс€ диаметр земл€ного вала (D) и насыпного (из хвоинок и веточек) купола (Ø ).

4. „исло муравьиных троп, отход€щих от гнезда, их направление и прослеживаема€ длина ( если они идут до деревьев, указать - до каких).

5. ќсобенности гнезда (подземное, в древесине, под камнем и т.д.). »з чего сделано (земл€ное. из хвоинок и веточек, внутри пн€) и как расположено гнездо муравьев (около дерева, пн€, столба, на пол€не).

6. «арисовывают внешний вид муравейника, указав его размеры.

–абота 5. »Ќ¬≈Ќ“ј–»«ј÷»я  ќћѕЋ≈ —ј ћ”–ј¬№≈¬

÷ель: «афиксировать документально расположение группы гнезд рыжих муравьев, объединенных между собой сетью дорог или при большой их концентрации.

 омплекс муравейников может включать дес€тки и сотни гнезд, которые создаютс€ путем почковани€ на рассто€нии многих метров от материнской семьи. »з таких больших комплексов специалисты (лесники биологи) берут отводки дл€ расселени€ в другие участки леса. »м может понадобитьс€ ваша помощь и работа 5.

1. —оставл€ют план-схему комплекса гнезд. ¬ ходе картировани€ вы€сн€ют расположение муравейников и дорог между ними, а также размеры. — помощью условных знаков указывают наход€щиес€ р€дом деревь€, пни, границы леса или пол€, овраги и другие объекты. ќтмечаетс€ направление на север и юг, и рассто€ние до ближайшей деревни или квартал леса

    1. —оставл€ют сводную таблицу. ¬ ней указываютс€ дата учета, лес, тип, лесничество, квартал леса, возраст деревьев и вид муравьев ( с помощью специалистов), а также размеры всех гнезд:

єє

¬ысота, м

ƒиаметр, м

„исло дорог

ƒата-

гнезда

 

земл€н.

вала

купола

 

¬ид-

         

Ћес-

         

Ћесничество-

         

 вартал-

         

¬озраст-

–абота 6. –ќ—“ ћ”–ј¬≈…Ќ» ј

÷ель: ќпределить скорость роста муравейника в разных направлени€х.

1. »сследование провод€т с гнездами рыжих лесных муравьев, имеющими высоту более полуметра.

2. ѕредварительно пометив, воткнуть в каждую сторону (—,ё,«,¬) и на разной высоте муравейника по 4 тонких рейки (всего - 16).

3.  аждые две недели летом и осенью провод€т измерени€: насколько см кажда€ из линеек засыпаетс€ строительным материалом (хвоинками и веточками).

4. ¬се данные записывают в таблицу или изображают дл€ каждого уровн€ высот в виде схемы по типу Ђрозы ветровї.

єє линейки

ƒата измерений

1

                       

2

                       

...

                       

15

                       

16

                       

–абота 7. ”„≈“ —“–ќ»“≈Ћ№Ќќ√ќ ћј“≈–»јЋј, ѕ–»Ќќ—»ћќ√ќ

ћ”–ј¬№яћ» ¬ √Ќ≈«ƒќ

÷ель: определить зависимость качества строительного материала, приносимого в гнездо рыжими муравь€ми, от времени суток и температуры.

1. ¬ыбирают одну из крупных муравьиных дорог в трех метрах от гнезда рыжих лесных муравьев.

2. ≈жеминутно в течение 5 мин. учитывают весь строительный материал, который муравьи несут в гнездо и отмечают температуру воздуха.

3. ¬ыдел€ют преобладающие по численности виды строительного материала (если есть возможность учитывают вес): хво€, веточки (мелкие и крупные), травинки, чешуйки шишек, кусочки коры, почки, сережки и т.д.

4. ¬се данные записываютс€ в таблицу и определ€ют искомую зависимость.

¬рем€ учета, час

—троительный материал, в экз.

   

х’во€

¬еточки

“равинки

„ешуйки

ƒругое

¬сего

               
               

–абота 8. –≈ј ÷»я Ќј Ћј ћ”—

÷ель: ¬ы€снить вли€ние муравьиной кислоты, выдел€емой муравь€ми, на полоски лакмусовой бумаги.

1. ѕроверьте действие муравьиной кислоты на лакмусовый индикатор следующим образом. ѕоложите полоску лакмусовой бумаги на муравьиную дорогу. „то произойдет с индикатором? ѕовторите опыт несколько раз.

2. ѕодержите полоску лакмусовой бумаги на рассто€нии 5 см от гнезда рыжих муравьев. ѕроисход€т ли изменени€ на индикаторе?

3. ќпределите, до какого рассто€ни€ от муравейника на лакмусовой бумаге можно отметить изменение цвета от попадани€ муравьиной кислоты?

–абота 9. ѕ–≈√–јƒј Ќј “–ќѕ≈ ћ”–ј¬№≈¬

÷ель: ќпределить реакцию муравьев на внезапно возникшую преграду на их тропе.

1. ѕерегородите муравьиную тропу поперек линейкой, так, чтобы высота барьера над землей составл€ла 5 мм.

2. ѕовторите опыт, подн€в барьер на высоту 10 мм. ѕроследите, изменитс€ ли тактика поведени€ муравьев?

3. —делайте преграду в виде фанерного листа (или листа плотного картона) с высотой барьера над землей 3 см.

4. ѕовторите предыдущий опыт, подн€в высоту барьера до 10 см. — какой стороны преп€тстви€ муравьи действуют активнее?

5. ѕовторите предыдущий опыт, предварительно положив преграду на муравейник (и подержав ее там полчаса). „то изменитс€ после этого?

6. ѕреградите муравьиную тропу "душистым" преп€тствием, например, линейкой, смоченной одеколоном или натертой луком и т.п.

7. ќпределите, какие преп€тстви€ преодолеваютс€ ( и в какой степени), а какое огибаетс€ (и через какое врем€) с боковых сторон колоннами бегущих муравьев? «аполните таблицу:

єє

¬ид преграды

¬ысота барьера

ƒействи€ муравьев

¬рем€ преодолени€

1

линейка

5 мм

   

2

линейка

10 мм

   

3

картон

30 мм

   

4

картон

100 мм

   

5

линейка+лук

     

–абота 10. ћ≈“ » Ќј ћ”–ј¬№»Ќџ’ “–ќѕј’

÷ель: ¬ы€снить, существуют ли направлени€ движени€ (вперед и назад) на муравьиных тропах.

1. ќколо гнезда рыжих муравьев расстилают небольшие чистые листы бумаги шириной в 1 (вар. ј), 3 (вар. Ѕ), 6 (вар. ¬) и 12 (вар. √) см.

2. ѕосле того, как муравьи проложат по ним свои тропинки и начнут бегать, провод€т следующий эксперимент. ќдин из листов поворачивают на 1800 ( но не" вверх ногами").

3. —разу после этого фиксируют, что происходит с бегущими муравь€ми и сколько времени проходит до восстановлени€ полноценного ( то есть такой же интенсивности) движени€.

4. ќбратите внимание, есть ли разница в поведении, оказавшихс€ в такой ситуации, муравьев, бегущих от гнезда или возвращающихс€ в него?

¬ариант

Ўирина

¬рем€ восстановлени€

ѕоведение бегущих муравьев

 

листа, см

движени€, мин.

из гнезда

в гнездо

         
         



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020