јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ённатское движение и дополнительное образование:
взаимоисключение или взаимодополнительность

ƒ. ¬. ћоргун, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора ћ√—ёЌ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2008
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

—егодн€ юннатское движение, с которого в нашей стране фактически началось дополнительное (внешкольное) образование, отмечает свое 90-летие. ¬следствие перемен, которыми стабильно отличаетс€ наша образовательна€ система, и, особенно, тенденци€ми последних лет, неизвестно, будет ли необходимость в подготовке подобного сборника к 100-летию юннатства. ¬ернее, будет ли он, век юннатского и экологического детского движени€?

ѕроблемы последних лет, однозначно наметившиес€ в дополнительном образовании детей, действительно делают судьбу юннатского движени€ в стране неопределенной. ѕо опыту изучени€ ситуации в некоторых регионах, могу сказать, что в нашей системе четко прослеживаютс€ две тенденции: ликвидаци€ эколого-биологических центров образовани€ и станций юных натуралистов или их превращение в подчиненные отделы многопрофильных учебных заведений. Ќо на мой взгл€д, такие пессимистичные перспективы св€зываютс€ не столько с невостребованностью и недостаточным финансированием эколого-образовательных и юннатских организаций, а скорее с проблемами, зародившимис€ и развивающимис€ внутри самого юннатского движени€.

 ак писал в одной из своих работ по теоретической биологии замечательный эволюционист —. ¬. ћейен, его стать€ Ч не итог размышлений над определенной проблемой, а сами эти размышлени€. “ак и эта стать€ Ч не Ђтризнаї по юннатскому движению, а скорее рефлекси€ наших общих проблем, преп€тствующих развитию этого уникального детского и молодежного феномена.

«ачем говорить о том, что эволюци€ юннатского движени€ в экологическое образование, как и преобразование системы внешкольной работы в дополнительное образование в нашей стране прошли безболезненно и незаметно дл€ сохранени€ юннатства как целостной, определенной детской субкультуры? ќчевидно, что традиции, которые складывались в юннатских поколени€х годами, как и ценности изучени€ и воспри€ти€ природы Ч сохранены не полностью и, наверное, все же нуждаютс€ в возрождении.

 артина проблем и противоречий, имманентно заложенных в юннатском движении в насто€щее врем€, сложилась из многолетнего опыта изучени€ эколого-образовательной ситуации в ћоскве. Ѕолее подробные сведени€ о том, каково сейчас распределение ресурсов дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ в ћоскве, рассматриваютс€ в конце статьи. ј в начале Ч те проблемы, которые сейчас представл€ютс€ наиболее значимыми в юннатской среде и которые нуждаютс€, веро€тно, в консолидированном, продуманном решении...

ѕроблема 1. Ќевозможность или сложность Ђвписатьї юннатские кружки в формат системы дополнительного образовани€. ённатское движение Ч изначально неформальное, но при этом хорошо организованное сообщество учеников и учителей, специалистов-биологов. ќрганизаци€ и отношени€ в этом сообществе основаны на соблюдении определенных этических норм исследовательской и научной среды, а также на правилах элементарной экологической культуры поведени€ в природе. —трого говор€, дл€ руководителей кружков почти невозможно загнать неформальное, основанное на уважении и взаимном доверии образование в рамки расписани€ и учебной нагрузки, с определенным количеством учеников и с четким соответствием программеЕ

ѕроблема 2. ѕереход дополнительного образовани€ из специализированных учреждений в общеобразовательные школы. ¬еро€тна подмена ценностей натуралистического и экологического образовани€ на организацию Ђсодержательногої досуга детей в школе полного дн€. Ќа базе станций юных натуралистов и других учреждений дополнительного образовани€ изначально формировались услови€ дл€ грамотной, рациональной, а главное Ч профессиональной и научно-ориентированной де€тельности школьников. «десь дети и отдыхают от школьной классно-урочной системы, и в то же врем€ их де€тельность наполнена конкретным образовательным содержаниемЕ

ѕроблема 3. —мена общественных ценностей, падение престижа научно-исследовательской и экологической работы; как следствие Ч отсутствие мотивации у детей дл€ сознательного выбора в пользу юннатского кружка и эколого-биологических профессий. ќсобенно в последние годы результат очевиден Ч Ђнедоборї учащихс€ в кружки, клубы и другие учебные объединени€ дополнительного образовани€Е

ѕроблема 4. ќдной из общих проблем €вл€етс€ информационна€ и организационна€ изол€ци€ биологических кружков. ќна сопровождаетс€ огромным количеством однотипных меропри€тий, проводимых дл€ учреждени€ дополнительного образовани€. ¬ распределении методических ресурсов и вообще в планировании их часто отсутствует четка€ система. “ак, формируютс€ группы участников, посещающих только определенные меропри€ти€. ¬ результате на чтени€х, конференци€х, конкурсах складываетс€ стабильный контингент, не допускающий до участи€ сторонние организации. «амкнутость обосновываетс€ традиционно сложившимис€ св€з€ми в юннатской среде. ¬ истории юннатского движени€ широко известны примеры, можно сказать, соперничества между отдельными юннатскими коллективами. “акие периоды чередовались с временными примирени€ми, но затем некоторые юннатские кружки вновь расставались с чувством легкого взаимного отвращени€Е

ѕроблема 5. ‘актическое отсутствие координационного центра дополнительного экологического образовани€, централизованной системы меропри€тий, методической и нормативно-правовой поддержки из единого координационного центра. ‘ункции координационного центра в нашей системе возложены на ‘едеральный детский эколого-биологический центр, организованный на базе ÷ентральной станции юных натуралистов и экологов в —окольниках.

÷ентральна€ станци€ юных натуралистов действительно была Ђколыбелью юннатского движени€ї в нашей стране, на ней в первую очередь зарождались традиции, которым посв€щен этот сборник. ƒолгие годы она была подлинным координационным центром учебно-воспитательной, методической и оргмассовой работы, объедин€вшим вдохновителей и энтузиастов юннатского движени€: ученых, опытников, педагоговЕ

Ќо к концу 1990-х гг. кружков не осталось и перечисленные объекты утрачены.   сожалению, в последние годы учреждение занимаетс€ почти исключительно проведением всероссийских массовых меропри€тий по стандартной схеме. ¬ них вовлечены немногочисленные посто€нные сотрудники учреждени€, а члены жюри привлекаютс€ обычно из сторонних организаций. Ѕиблиотека, хран€ща€ бесценные, уникальные архивы истории юннатского движени€, до сих пор не систематизирована и не имеет доступного каталога. ћетодической работе в последние годы не удел€лось достаточное внимание.

—ейчас постепенно восстанавливаетс€ материально-техническа€ база учреждени€, провод€тс€ ремонтные работы. ѕредполагаетс€ восстановить р€д утраченных объектов. ќтрадно, что наконец возрождаетс€ учебно-воспитательна€ работа. ќна ведетс€ с окт€бр€ 2007 г. по авторской программе в ЂЎколе природолюби€ї, которую регул€рно посещает несколько учеников. Ћетом 2008 г. организована профильна€ полева€ школа в ярославской области. ¬се это происходит благодар€ тому, что в это учреждение вновь приход€т работать, хот€ бы временно, профессиональные биологи.

ќднако такой координационный центр дополнительного экологического образовани€ в насто€щее врем€ не может выполнить свою миссию в полном объеме. ¬ нынешнем виде он фактически не координирует и не направл€ет де€тельность учреждений дополнительного образовани€ эколого-биологической направленности, а предлагает им участвовать в своих меропри€ти€х, многие из которых Ђобремененыї определенным оргвзносом. Ќа конкурсы и олимпиады из регионов присылают огромные папки учебно-исследовательских работ юных натуралистов и экологов. ƒл€ организаторов эти работы Ч формальный повод участи€ в меропри€тии. »нтересные, инновационные учебные исследовани€ юннатов не передаютс€ соответствующим специалистам. “езисы работ в единичных случа€х публикуютс€ в сборниках самого учреждени€Е

ѕроблема 6. ¬ последние годы мы наблюдаем еще одну тенденцию: выход юннатского и детского экологического движени€ из научной среды в педагогическую. ѕроще говор€, кружками стали руководить скорее учител€, чем ученые. Ёто несколько противоречит исконным основани€м юннатского движени€, когда первыми руководител€ми юннатских кружков были лучшие биологи своего времени. Ќо всегда ученый должен быть и прекрасным педагогом, увлекающим интересы детей за собой. —овсем недавно формальные сложности были св€заны с проведением учебных зан€тий дл€ школьников в ¬”«ах и музе€х ћосквы, так как учебные помещени€ не всегда соответствуют санитарным нормам дополнительного образовани€.

¬новь обратимс€ к истории. ѕервыми руководител€ми юннатских кружков были ученые и исследователи, которые пытались передать ценности познани€ живого мира будущим поколени€м. ѕедагогическа€ интуици€ позвол€ла выбирать им нужные способы и формы трансл€ции собственного профессионального и жизненного, личного опыта. ƒополнительное эколого-биологическое образование исторически формировалось как система образовани€ детей ведущими специалистами-биологами, осуществл€ющими целенаправленную работу по профессиональной ориентации обучающихс€. Ќе случайно ѕ. ѕ. —молин одним из залогов эффективности обучени€ и воспитани€ называл необходимость общени€ юннатов с профессиональными учеными-биологами и натуралистами, представл€ющими нагл€дный образец бережного отношени€ к живой природе. јкадемическа€ и неформальна€ среда общени€ юннатов с известными учеными послужила плодотворной основой дл€ развити€ целой школы юннатского движени€, из которой вышла пле€да современных биологов-специалистов, занимающихс€ дополнительным образованием и продолжающих заложенные в юннатском движении традицииЕ

ѕроблема 7. Ќе менее сложной проблемой стала тотальна€ Ђэкологизаци€ї разных образовательных областей, поиск экологических проблем там, где их исконно не существует, а также кощунственное смешение пон€тий: экологией называют что угодно. ¬ свое врем€ аналогична€ тенденци€ коснулась и слова Ђфилософи€ї. Ёкологию св€зывают со всем подр€д: Ђэкологи€ душиї (?), Ђэкологи€ детстваї (?) и т.д. ќчень часто экологию ассоциируют только с охраной природы или синонимизируют с пон€тием Ђсредаї.

Ќевозможно отрицать, что современна€ экологи€ как научное знание превратилась в междисциплинарную, комплексную научную парадигму, в последние годы значительно испытавшую вли€ние гуманитарного идеала научности. √уманитарные методы про€вили себ€ особенно в области социальной экологии, энвайронменталистики и прочно св€зали экологию с концепцией устойчивого развити€ цивилизации. ќднако все это сильно Ђразмылої предметное поле экологии и ослабило ее содержательные границыЕ

***

¬озможно, выбор этих проблем €вл€етс€ отражением субъективного воспри€ти€ ситуации. ѕри всех преп€тстви€х и проблемах в насто€щее врем€ в –оссии существует многообразна€ система учреждений дополнительного образовани€ детей по эколого-биологической направленности, кост€к которой составл€ют сохранившиес€ примерно 60 % профильных учреждений на уровне субъектов –оссийской ‘едерации. ѕо данным на 2006 г., всего в –оссии дополнительным эколого-биологическим образованием занимаютс€ 445 учреждений (центры, дворцы, дома, станции, клубы).

¬ 2006 году была попытка проанализировать проблемы, которые возникают в регионах и мешают развитию юннатского движени€. ѕо результатам анкетировани€ региональных учреждений эколого-биологической направленности можно выделить следующие общие тенденции:

1. ¬ большинстве региональных учреждений преобладают традиционные формы организации дополнительного образовани€ (чаще всего упоминаетс€ кружкова€ работа); преимущество отдаетс€ таким формам, как Ђшкольное лесничествої, Ђпроизводственна€ ученическа€ бригадаї, Ђэкспедицииї, Ђэкскурсии, лекции, семинары, практикумыї и др. »нновационные формы работы упом€нуты у трети учреждений. ”чреждени€ работают в рамках экспериментальных площадок, однако тематика педагогического эксперимента не про€снена.

2. ѕроблема дл€ многих регионов Ч отсутствие четкой иерархии в сети регионального дополнительного образовани€. Ќапример, в регионе существует сеть учебно-производственных бригад, лишенных единого координационного центра. “ака€ ситуаци€ воспринимаетс€ как конкуренци€ между районными или муниципальными учреждени€ми, работающими в одном направлении; однако это лишь свидетельствует об Ђанархииї и при этом сильных методических ресурсах на местах.

3. ѕримерно в половине из опрошенных учреждений существует четка€ позици€ в вопросах создани€ модели непрерывного экологического образовани€. Ёто указывает на характерную тенденцию неопределенности позиции учреждений дополнительного образовани€ (”ƒќ) в контексте непрерывного образовани€. ¬ опрошенных учреждени€х в большей степени развиваютс€ целевые региональные программы, системы локальных меропри€тий по охране природы; при этом концептуальное и социокультурное значение ”ƒќ в области непрерывного экологического образовани€ разрабатываетс€ слабо.

4. ѕоложительна€ тенденци€: почти во всех учреждени€х провод€тс€ собственные региональные конференции по учебно-исследовательской де€тельности обучающихс€, эколого-биологические олимпиады, эколого-туристические слеты и конкурсы, массовые экологические праздники всероссийского и регионального значени€. ѕри этом лишь одно из проанкетированных учреждений участвовало в нескольких международных программах.

5. ƒруга€ положительна€ тенденци€. ¬о всех региональных учреждени€х обучающиес€ занимаютс€ учебно-исследовательской работой, соответствующей ключевым профильным направлени€м: растениеводство, животноводство, зоологи€, ботаника, экомониторинг, краеведение и др. ќбщие положительные моменты: почти во всех учреждени€х результаты работ подвержены научной рефлексии, обрабатываютс€ руководителем совместно со специалистами Ќ»» и ¬”«ов; работы представл€ютс€ на региональных меропри€ти€х, однако не публикуютс€ (!). ¬ среднем, не менее 30 (но не более 100, как можно предположить из аналитических справок) обучающихс€ от учреждени€ стабильно занимаютс€ исследовательской работой. ’очетс€ отметить, что это небольша€ цифра с учетом 1,5-3 тыс€ч обучающихс€ в региональных учреждени€х.

6. Ѕольшинство программ, реализуемых в учреждени€х, относ€тс€ к адаптированным, модифицированным и экспериментальным. —реднее количество образовательных программ на учреждение Ч 20-30; с учетом указанного выше числа учеников, видимо, программное обеспечение недостаточно.

7. ћуниципальные учреждени€ больше и регул€рно работают со школами, чем региональные. ќни более св€заны с сельским и лесным хоз€йством, при них или под их опекой работают ученические производственные бригады и школьные лесничества. Ќа базе муниципальных учреждений детские общественные движени€ формируютс€ чаще и продуктивнее, чем на региональных.

8. “енденци€ Ђдвоевласти€ї: нередко городское и региональное учреждение расположены в одном городе; целева€ аудитори€ учреждений одинакова; уровень проведени€ меропри€тий нередко не отличаетс€. —татус их взаимоотношений в анкетах не про€сн€етс€. Ќепон€тно, как они организуют свое образовательное пространство в регионе, как организована сеть учреждений, занимающихс€ вопросами экологического просвещени€ и воспитани€. ћало внимани€ региональные ”ƒќ удел€ют вопросам интеграции с школьным образованием; неизвестно, какого рода методическую поддержку оказывают они школам.

9. ќбща€ проблема учреждений заключаетс€ в нечеткости концептуальной позиции развити€ и позиционировани€ организации. Ќередко ”ƒќ реализует образовательные программы, далекие от эколого-биологической направленности, лишь дл€ того чтобы добитьс€ стабильности учебных объединений и выполнени€ учебного плана. ≈сли сокращение учебного плана объективно представл€етс€ логичным выводом, то при введении Ђподушевогої финансировани€ со следующего года резко снизитс€ энтузиазм педагогов и, следовательно, ухудшитс€ качество их работы.

10. —уд€ по анкетам, в региональных ”ƒќ мало внимани€ удел€етс€ вопросам допрофессиональной подготовки. ѕо результатам анкетировани€ неизвестно, как реализуетс€ св€зь ”ƒќ и ¬”«а; существует ли устойчива€ система поощрени€ одаренных детей, занимающихс€ в ”ƒќ, в рамках их профессиональной ориентации?

«десь привод€тс€ только те общие проблемы, которые непосредственно св€заны с указанными в начале статьи особенност€ми юннатского движени€ последних лет. ¬идно, что в таком контексте заострение собственных проблем кружков выгл€дит сложнее. ¬озникает глобальный вопрос Ч в целом о сохранении системы традиций внешкольной работы с детьмиЕ

»ногда создаетс€ впечатление, что обе стороны: юннатское течение и дополнительное образование готовы к сотрудничеству. ќни могут заключить взаимовыгодный договор. Ќо пока мы часто наблюдаем их параллельное развитие Ч движение к фактически одной и той же цели. ённатство сформировало прочную образовательную базу, ценности которой могут быть унаследованы. —тремимс€ к новому, сохран€€ старое.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020