јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ —≈ћ»Ќј–џ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp купить наушники тут дл€ телефона ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ќаучно-практическа€ конференци€, посв€щенна€ 90-летию юннатского движени€.
√ород ћосква, июнь 2008 года

— 14 по 17 июн€ 2008 года в ћоскве на базе ‘едерального детского эколого-биологического центра (‘ЁƒЅ÷) ћинистерства образовани€ и науки –‘ прошла ¬сероссийска€ научно-практическа€ конференци€, посв€щенна€ 90-летию юннатского движени€. ƒев€носто лет назад, 15 июн€ 1918 г. в ћоскве в —окольниках, под руководством Ѕ.¬.¬сесв€тского было открыто первое внешкольное учреждение дл€ юных любителей природы - "Ѕиостанци€ юных натуралистов", поэтому эту дату считают также "днем рождени€" всей системы дополнительного образовани€ –оссии.

ѕо этому поводу в ћоскву собрались директора и педагогические работники учреждений дополнительного образовани€ "эколого-биологического профил€": станций юных натуралистов и эколого-биологических центров со всей –оссии (около 90 человек).  онференци€ включала в себ€ торжественную часть, выступлени€ собравшихс€, а также практические выезды и экскурсии.

јдминистраци€ ‘ƒЁЅ÷ любезно пригласила на пленарное заседание также и директора экологического центра "Ёкосистема" јлександра —ергеевича Ѕоголюбова. “емой его выступлени€ было обсуждение перспектив развити€ системы дополнительного образовани€ эколого-биологического направлени€ и, в частности, - возможности организации полевых экологических практикумов дл€ школьников общеобразовательных школ на базах и силами сотрудников —ёЌ и ЁЅ÷ –оссии (тезисы выступлени€ см. ниже). Ќа эту тему была также написана стать€ "ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе", которую опубликовал на своих страницах журнал "ённатский вестник", издаваемый ‘ƒЁЅ÷ (є2 (31) 2008) под названием "—пасти систему и принести пользу: о возможности проведени€ полевых экологических практикумов дл€ школьников в системе дополнительного эколого-биологического образовани€:.

Ќа следующий после выступлени€ день 47 участников конференции (в основном - директора —ёЌ и ЁЅ÷) посетили биостанцию "Ёкосистема" и познакомились с ее работой. ќбсуждались, в основном, организационные вопросы проведени€ практикумов и взаимодействи€ со школами, а также методические материалы по организации учебной и исследовательской работы детей на полевых практикумах.

”частники конференции, посв€щенной 90-летию юннатского движени€, у главного входа в здание ‘ƒЁЅ÷; обложка юбилейного номера журнала "ённатский вестник"; стать€ ј.—.Ѕоголюбова в журнале "ённатский вестник"

Ќа коллаже: участники конференции, посв€щенной 90-летию юннатского движени€, у главного входа в здание ‘ƒЁЅ÷; обложка юбилейного номера журнала "ённатский вестник"; стать€ ј.—.Ѕоголюбова в журнале "ённатский вестник".


 раткое содержание выступлени€ ј.—.Ѕоголюбова.

«дравствуйте, уважаемые коллеги!
—о многими из присутствующих мы знакомы по временам 15-ти, почти 20-ти летней давности, когда € работал здесь, на ÷ентральной станции юных натуралистов. ¬сю свою сознательную жизнь, т.е. уже 30 лет, € занимаюсь экологическим образованием детей и все это врем€ мен€ т€нуло на нестандартные формы образовани€, нестандартные подходы и методы. ¬от и сегодн€ мне дали слово дл€ того, чтобы € познакомил вас с одной из реальных, апробированных нами в течение уже 15 лет, но не типичных дл€ системы ƒќ в целом, форм экологического образовани€.

–ечь в моем выступлении пойдет о возможност€х проведени€ полевых экологических практикумов дл€ школьников Ц € имею в виду учащихс€ общеобразовательных школ, - на базе учреждений дополнительного образовани€, Ђнашейї, эколого-биологической направленности. —разу подчеркну, что речь пойдет не об особенност€х преподавани€ биологии и географии в средней школе, и не о программах дополнительного образовани€, а именно об объединении потребностей средней школы и возможностей системы дополнительного образовани€.

ѕоэтому мое выступление не будет посв€щено описанию тех или иных методик работы с детьми, оно скорее, носит Ђстратегическийї характер, поэтому € выступаю не на секции, а на общем, пленарном заседании.

ѕоследние годы € очень много езжу по стране (это св€зано с командировками по линии издательства Ђ¬ентана-√рафї, которое издает школьные учебники) и посто€нно вижу одну и ту же картину Ц разобщенность систем общего среднего и дополнительного образовани€. Ёто типична€ особенность нашей страны.

ѕо€сню на примере. ¬сем, кто работает в школе, очевидны недостатки преподавани€ Ђнашихї предметов Ц биологии, географии и экологии: сухость изложени€, оторванность от реальной действительности, перегруженность излишней информацией. ¬ результате мы получаем выпускников, которые из курса биологии помн€т только название предмета, что это Ђчто-то про тычинки и пестикиї, и что человек произошел от обезь€ны (что кстати Ц неправда!). ¬от и все познани€!
  нам ежедневно приезжают дети Ц 9-10-классники, которые не то что ель от сосны не отличают, они даже не знают, куда показывает стрелка компаса и почему!

Ќесмотр€ на то, что учител€ должны проводить вс€ческие практические работы, выводить детей на экскурсии, в том числе и в природу, мало кто это в реальности делает. я абсолютно убежден, что учить биологии, географии и экологии без знакомства с реальной, живой природой, окружающей нас в повседневности, это все равно что учить литературу без чтени€ первоисточников, математику без цифр, физику и химию без опытов и лабораторных работ.

¬ результате, чего греха таить, в наших школах такие предметы, как биологи€ и географи€ наход€тс€ в самом конце школьных предметов Ц и по интересу детей, и по отношению других учителей и администрации. √де-то после пени€ и физкультуры! ≈сть, конечно, исключени€, но их мало! ѕодавл€ющее большинство Ђпростыхї школьников этот предмет не уважают, не люб€т и не понимают, зачем он вообще нужен!

ѕерехожу к сути моего выступлени€. 15 лет назад мы создали небольшую, ни от кого (кроме самих детей) не завис€щую организацию Ц экологический центр ЂЁкосистемаї и во главу угла поставили принцип Ц ни от кого не зависеть, ни у кого ничего не просить, чтобы не быть должными, заниматьс€ только тем, что реально нужно люд€м и за что они готовы платить и на что мы можем существовать и развиватьс€.

ћы предложили московским школам такую базу, на которую можно было бы вывозить детей целыми классами и учить их там реальной, живой, Ђнасто€щейї биологии, географии и экологии, т.е. проводить полевые практикумы дл€ школьников.
ѕоначалу, в середине 90-х годов было очень т€жело: и убедить школы и учителей в необходимости этой де€тельности, и строить саму базу, и обзаводитьс€ оборудованием, и разрабатывать программы.

 огда к нам начали приезжать первые группы, нам было очень трудно перестроитьс€ Ц мы привыкли работать с юннатами, т.е. с детьми, выбравшими специальность, с детьми, которые интересуютс€ предметом. ј к нам стали привозить Ђпростыхї, да еще городских детей, у которых в ушах наушники, а на природе они многие вообще не бывали. ¬ лучшем случае Ц где-нибудь за границей Ц в “урции или на  ипре!
ѕон€тно, что пришлось перестраиватьс€, что-то упрощать, адаптировать, добавл€тьЕ

¬се эти трудности мы постепенно преодолели. —ейчас наша база принимает 45 человек, к нам приезжают целыми классами (в основном это дети с 5 по 8 класс) Ц от 25 до 40 детей с учител€ми биологии или географии и обычно с классными руководител€ми. ∆ивут у нас 3-4 дн€, т.е. сп€т, ед€т и, главное, учатс€. „то-то вроде Ђлесной школыї.

я сейчас не хочу подробно рассказывать и расхваливать нашу работу, потому что на это не хватит и нескольких часов, а € ограничен 15 минутами, скажу только, что потребность в такой форме образовани€ сейчас огромна. ¬ этом прежде всего заинтересованы школьные учител€, не те, конечно, которым все равно, а активные, продвинутые, как говоритс€.  аждому учителю хочетс€, чтобы к его предмету дети относились как минимум с уважением, а как максимум с интересом. ј что дл€ этого может быть лучше, чем полева€ практика? ¬спомните себ€ в студенческие годы Ц в педвузе или университете. Ёти дни не забываютс€ в течение всей жизни!

ќб этом огромном интересе свидетельствует, во-первых, наша собственна€ работа, во-вторых Ц опыт общени€ с учител€ми. ¬озвращаюсь к моим командировкам по стране. ѕримерно раз в мес€ц € езжу в регионы (как в столицы, так и в маленькие города) и общаюсь там, в основном, с учител€ми биологии. –ассказываю про наши практикумы, про наши методические материалы, определители и т.д. ¬се с очень большим энтузиазмом это воспринимают, многие сами пытаютс€ заниматьс€ с детьми в природе.

 огда же € спрашиваю, а как тут у вас станци€ юннатов работает, отвечают: у нас с ними контактов нет, они сами по себе, у них есть кружки, какие-то свои программы, им не до насЕ Ёто все очень печально!

ћен€ уже в течение многих лет одолевает иде€: почему бы опыт и возможности станций юных натуралистов и эколого-биологических центров не обратить в сторону общеобразовательной школы?

—ами школьные учител€, в массе своей на такую сверхурочную внеклассную работу не способны, их даже на простейшие экскурсии не Ђподн€тьї: они замучены своими внутренними проблемами, им надо Ђвпихнутьї в ребенка положенные часы, да еще и отбивать их у других предметов, которые норов€т что-то посто€нно Ђоткуситьї!

Ќу а в системе дополнительного образовани€, как мне кажетс€, - кризис посещаемости. ∆изнь мен€етс€, дети хот€т учитьс€ Ђпрактическимї наукам: все хот€т быть экономистами, финансистами, юристами, и прочими Ђ-истамиї. ј кто сейчас хочет быть биологом? ≈диницы, на фоне общей массы.

≈сли такие направлени€ дополнительного образовани€, как спорт, художественное творчество, музыка, компьютерные технологии, еще хоть как-то существуют, т.к. родители за это готовы платить, то с экологией дело совсем плохо (намного хуже, так скажем).

ѕоэтому мое предложение таково. ƒополнительное образование должно Ђповернутьс€ лицом к школеї. Ќе надо бросать кружки, исследовательскую работу, живые уголки и огороды. ¬ плюс к этому надо идти в школы и дл€ начала предлагать свои Ђуслугиї - провести экскурсию в парк или в лес, предложить сводить детей в поход, но не на пиво и шашлыки, а с учебными цел€ми. “ем более, что возможности оплаты такой работы, как € понимаю, в учреждени€х дополнительного образовани€ имеютс€.

я здесь не призываю вас создавать такие учебные центры как наш. ’от€ кое у кого еще остались собственные базы, а один такой центр способен охватить примерно 100 школ и обеспечить работой примерно 20-30 человек (без финансовой помощи со стороны, что очень важно!). ћожно начать с малого Ц использовать потенциал педагогов, знающих природу не по книжкам и препаратам, а в ее Ђживомї состо€нии. ѕедагогов, которые пока еще работают в системе дополнительного образовани€.

» в заключение хочу несколько слов сказать о наших методических материалах, которые можно использовать при организации подобной работы. «а 10 лет мы написали и издали более 130 наименований методической продукции Ц это пособи€, учебные фильмы, диски, определители. ¬ общих чертах Ц все, что необходимо дл€ того, чтобы самосто€тельно попытатьс€ организовать нечто подобное.

»нформаци€ о методических материалах есть в информационном листке, а также на нашем сайте Ц www.eсоsystеmа.ru. —айт содержит более 30 тыс€ч страниц, имеет более 5 тыс€ч посетителей в день, поскольку на нем содержатс€ описани€ и изображени€ большинства видов растений и животных –оссии. «аходите, читайте, приезжайте!

Ќаверх


ƒругие семинары и конференции с нашим участием:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019