јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

‘ормирование современной картины мира средствами биологии

√лушенков ќ.¬.

(стать€ опубликована в ¬естнике “амбовского университета. —ер. √уманитарные науки. Ч “амбов, 2008. Ч ¬ып. 11(67))

јннотаци€. ¬ статье рассматриваютс€ результаты педагогического эксперимента, проведенного автором на основе изучени€ педагогического процесса, осуществл€емого в ѕолевом учебном ÷ентре "Ёкосистема" и доказывающие возможности биологии сформировать у учащихс€ экологическую картину мира, близкую к современной общенаучной картине мира. “ака€ возможность обеспечиваетс€ посредством применени€ экологического принципа, обуславливающего подачу биологических знаний в мировоззренческом аспекте. ¬ эксперименте это привело к увеличению процента школьников со сформированной экологической картиной мира в 2,5 раза.


¬ «акон –‘ Ђќб образованииї в 1992 году вошел важный пункт о том, что ЂЕсодержание образовани€ должно обеспечивать в сознании учащихс€ формирование картины мира, адекватной современному уровню знанийЕї (ст.14, п.2). Ќа данном этапе развити€ цивилизации в соответствующих культурно-исторических услови€х картиной, адекватной современному уровню знаний, €вл€етс€ целостна€ общенаучна€ картина мира ( ћ). «адача поставлена, но без разработки специальных подходов, форм и методов работы, процесс формировани€ современной картины мира в умах учащихс€ не будет иметь целенаправленный характер, представл€ть собой объедин€ющее начало.

¬ырабатываемые в фундаментальных науках картины реальности, характеризующие неживую природу, органический мир и социальную жизнь, объедин€ютс€ в качестве фрагментов целостной общенаучной  ћ посредством фундаментальных идей глобального эволюционизма и историзма, обуславливающих их взаимозависимость. Ѕиологическое образование, имеющее многолетний опыт использовани€ идей эволюции и исторического развити€ несет в себе объединительный потенциал, способный сцементировать в единое целое представлени€, формируемые всеми остальными предметами.

“акие возможности в первую очередь необходимо искать в основах учени€ о биосфере и ноосфере и основах экологии. ¬ недрах соответствующих им наук зародилась синергетика (теори€ самоорганизации), так как способность к самоорганизации изначально признавалась только за живыми объектами и, следовательно, они несут в себе фундаментальные идеи системности и синергизма. ¬ возможност€х биологического образовани€ сформировать экологическую картину мира (Ё ћ), нос€щую синтетический междисциплинарный характер.

Ё ћ Ч это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающа€ общие закономерности системно-структурного взаимодействи€ предметов мира и их сред; едина€, интегральна€, ценностно обоснованна€ концепци€ гармонизации социоприродных отношений на базе комплексного изучени€ взаимодействи€ человека, общества и природы [1]. Ё ћ выступает в качестве интегрирующего начала общего знани€, непротиворечиво объедин€ющего естественные и гуманитарные, рациональные и внерациональные знани€. ¬ этом ракурсе Ё ћ может рассматриватьс€, как очень близка€ к целостной общенаучной  ћ.

ѕо нашему мнению, такие возможности имеют место в системе биологического образовани€ не только по причине того, что экологи€ зародилась как биологическа€ наука, но, прежде всего, потому, что биологи€ тем самым приобрела опыт использовани€ экологического принципа. Ёкологический принцип, сформировавшийс€ в качестве исходного положени€, выражающего основные требовани€ к содержанию, организации и проведению процесса обучени€ основам экологии в школе, соответствовал потребност€м образовани€ на данном этапе развити€ общества и позвол€л представить рациональное знание в €сной, образной или образно-схематичной форме в виде модели. ќднако, отнесенный к методическим принципам, он не смог противосто€ть требовани€м общедидактических принципов к подаче знаний в онтологическом аспекте даже в Ђќсновах экологииї.

ѕод экологическим принципом понимаетс€ установление в процессе обучени€ ассоциативных св€зей между известными учащимс€ фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию с целью раскрыти€ сущности и закономерностей экологических взаимосв€зей в природе, вы€снени€ их места и значени€ в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом.

ќсновна€ часть

ћы считаем, что при отсутствии в школе курса экологии, школьна€ биологи€ может стать ведущей в формировании Ё ћ у учащихс€, целенаправленно использу€ мировоззренческие возможности экологического принципа. ¬ли€ние на подачу знаний в мировоззренческом аспекте обеспечит экологическому принципу результативность в плане формировани€ целостности представлений и в самом биологическом образовании.

ƒоказательством нашей позиции в отношении возможностей экологического принципа в биологическом образовании служат проведенные нами соответствующие методические исследовани€. Ѕазой исследовани€ была внешкольна€ структура Ч ћосковский полевой учебный ÷ентр ЂЁкосистемаї (далее Ђ÷ентрї), использующа€ в натуралистической работе с учащимис€ методы полевой экологии. ¬ Ђ÷ентреї была смоделирована ситуаци€, когда значительна€ часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследовани€ были направлены на выполнение практической части программ школьного биологического образовани€, часто не выполн€емых в школе по различным причинам.

¬ соответствии с целью и задачами исследовани€ по подпрограмме ЂЁкологический ликбезї (48 часов) со школьниками проводились тематические экскурсии в природные экосистемы, а затем учащиес€ в рамках подпрограммы ЂЁколог-исследовательї (24 часа) ставили простейшие полевые исследовани€, результаты которых докладывались ими на мини-конференци€х.

Ќаиболее действенной их частью служил экологический принцип в подаче биологических знаний, немаловажную роль в результативности которого в биологическом образовании по формированию Ё ћ имел его основополагающий экосистемный подход. ќн примен€лс€ как к знакомству или изучению природных объектов, и €влений на экскурси€х, так и при постановке исследовательских работ. —уть его заключалась в знакомстве или изучении интересующих природных объектов и €влений в рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и др.), с вы€снением всех взаимосв€зей между объектами живой природы и окружающей их средой.

ћетодика исследовани€.

ќпределение уровн€ Ё ћ, сформировавшейс€ у школьников, происходило согласно классификации “.¬. Ќаймушиной Ч разработчика этого раздела в философии. ≈ю выделены Ё ћ частного уровн€ (химическа€, зоологическа€, историческа€, техническа€ и т.п.), Ё ћ фундаментального уровн€ (космологическа€, биологическа€, социологическа€, технологическа€), с объединением их на двух надуровн€х естественноэкологическом и гуманитарноэкологическом, а в конечном итоге в виде общей Ё ћ [1].

—ложность процесса исследовани€ заключалась в нахождении объективированных путей и средств получени€ Ђобратной св€зиї, изучени€ тех тончайших изменений, которые происход€т в мировоспри€тии ученика.   тому же, процесс формировани€ картины мира в умах учащихс€ не соотноситс€ напр€мую с простым накоплением знаний и наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира.

ѕоэтому актуальным стало применение в исследовании новых подходов получени€ информации о социально-психологических компонентах сознани€, образующих картину мира, разработанных —.¬.“арасовым [2]. ћетодика изучени€ категорий воспри€ти€ мира основываетс€ на вы€влении и обработке посредством контент-анализа смысловых единиц (категорий) информации, которую сообщает учащийс€ в ответ на предъ€вление стимульного материала (слов-символов).

Ќами были использованы три группы стимульных слов: дл€ определени€ сформированности уровней естественноэкологической  ћ (трава, лисица, солнце, за€ц); гуманитарноэкологической  ћ (завод, планета «емл€, человек, воздух) и этической социологической Ё ћ (костер, упаковка, еда, лес). ¬ы€вленна€ подсознательна€ информаци€ дублировалась получением рефлексированных ответов с по€снени€ми на вопрос специального задани€. » в этом случае ответы и по€снени€, как единицы информации обрабатывались посредством контент-анализа.

јнализ полученного материала осуществл€лс€ по группам классов: 5-6 классы; 7-9 классы; 10-11 классы, соответствующим установленным —.¬. “арасовым периодам развити€ категориальной структуры мировоспри€ти€ школьника [3]. »сследование проводилось среди школьников ћосквы 11-16 лет, полностью или частично прошедших обучение в Ђ÷ентреї по соответствующим программам с использованием экологического принципа в подаче биологических знаний (900 человек); предварительно у 600 человек был сн€т контрольный срез, позволивший оценить сформированность Ё ћ, на базе школьных программ.

–езультаты и обсуждение

ѕеребор всего массива информации, полученного в результате исследовани€, позволил вы€вить процент школьников со сформированной Ё ћ и ее уровни.  ак и предполагалось, применение экологического принципа в полевой работе при изучении природы, показало его высокую результативность.

Ќа основании анализа рефлексированных ответов с по€снени€ми установлено, что экологическа€ картина мира формируетс€ более чем у половины детей (у 68,1%) занимавшихс€ в Ђ÷ентреї. Ёто более чем в два раза выше, чем у школьников, не посещавших зан€ти€ в этом учреждении (31,9%). ѕри этом дол€ детей со сформированной общей Ё ћ и социолого-биологической Ё ћ составила 47,2% и она в три раза выше по сравнению с учащимис€, не посещавшими Ђ÷ентрї (15,8%). Ёто означает, что использование экологического принципа сказалось в первую очередь на формировании общей Ё ћ и ее фундаментальных уровней, св€занных большей частью об€зательно с социальным блоком, т.е. Ё ћ мировоззренческого плана (рис.1).

ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей Ё ћ

–ис.1. ƒол€ школьников со сформированными уровн€ми общей Ё ћ

ќдновременно вы€вилась четка€ закономерность формировани€ экологической картины мира в целом (независимо от уровн€), от количества часов и вида зан€тий в Ђ÷ентреї (соотноситс€ с количеством посещений Ђ÷ентраї). “олько в процессе усвоени€ первой части курса ЂЁкологический ликбезї (за одно посещение), Ё ћ формируетс€ более чем у половины школьников (67,5%). ѕри освоении курса ЂЁколог-исследовательї (не менее трех посещений) их количество увеличиваетс€ еще на 10%.

—реди 5-6-классников, посетивших Ђ÷ентрї 1 раз Ё ћ сформировалась у 57% школьников , 2 раза Ч у 64%; среди 7-9-классников посетивших Ђ÷ентрї 1 раз Ч у 61%, 2 раза Ч у 66,7%, 3 и более раз Ч у 70%; среди 10-11-классников посетивших Ђ÷ентрї 2 раза у 71,5%, 3 и более раз Ч у 85,5%. “о есть, у школьников, работающих по программе ЂЁкологический ликбезї и посетивших Ђ÷ентрї в первый и второй раз, эффективность формировани€ экологической картины мира возросла в полтора-два раза, по сравнению со сверстниками, обучавшимис€ только по школьным программам.

 урс обучени€ на основе подпрограммы Ђ÷ентраї ЂЁколог-исследовательї оказывает существенное вли€ние только на старшеклассников, их число со сформированной Ё ћ возрастает на 14%, и слабо вли€ет на дальнейшее увеличение количества школьников со сформированной Ё ћ, среди 7-9-классников (3,3%). —корее всего, прохождение этого курса в 7-9 классах, когда еще существенно не изменилась базова€ школьна€ биологическа€ составл€юща€, преждевременно.

ѕри дифференцированном анализе по группам классов, обращает на себ€ внимание высока€ дол€ процента школьников со сформированной общей Ё ћ и близких к ней по целостности Ё ћ социологической и биологической, про€вившихс€ вместе, у тех, кто посещал зан€ти€ в Ђ÷ентреї, возрастающа€ по мере старшинства и усвоени€ программ Ђ÷ентраї. Ќа основе базисных школьных программ Ё ћ у школьников ћосквы формируетс€ лишь у 27-36%, и их число не увеличиваетс€ с возрастом по мере освоени€ новых предметов биологического цикла Ч в старших классах их меньше всего (рис.1).

ѕрименение в контрольных срезах специально ориентированного стимульного материала позволило нам вы€вить сформированность Ё ћ, в подсознании учащихс€, начина€ с самых низших конкретных и частных уровней. »спользование 1-й группы слов-символов: Ђтрава, лисица, за€ц, солнцеї дало возможность определить долю учащихс€ со сформированными уровн€ми естественноэкологической  ћ, большей частью онтологического плана.

Ќа базе школьных программ, Ё ћ естественнонаучногого блока оказалась сформированной менее чем у половины школьников (у 42,7%), причем, большей частью, низшего конкретного уровн€. Ўкольное биологическое образование с исключением из него предмета Ђќсновы экологииї, оказалось лишь в некоторой степени способным к формированию естественноэкологической  ћ и ее фундаментальных уровней и то, благодар€ тому, что изначально экологи€ зародилась как биологическа€ наука, и основные ее законы установлены при изучении биологических объектов.

ѕостепенное освоение программного материала Ђ÷ентраї приводит к увеличению доли учащихс€ со сформированной надуровневой естественноэкологической  ћ на 5,4-16,5%, что выгл€дит менее эффективно по сравнению с формированием Ё ћ гуманитарно-социологического надуровн€. ƒействие экологического принципа на формирование конкретных экологических закономерностей онтологического плана значительно слабее его мировоззренческого вли€ни€. Ётот факт доказывает чистоту нашего педагогического эксперимента в плане использовани€ конкретных подходов в обучении учащихс€ в ÷ентре.

¬ полевом учебном ÷ентре ЂЁкосистемаї не преподаетс€ ЂЁкологи€ї как предмет, то есть подача знаний в онтологическом аспекте сведена к минимуму. «нани€ учащиес€ получают в мировоззренческом аспекте через экосистемный подход экологического принципа в их обучении биологии. „тобы важные экологические закономерности стали превалирующими в подсознании учащихс€, необходима целенаправленна€ работа по подобным вопросам в онтологическом плане в рамках обучени€ биологии в школе.

¬тора€ группа стимульных слов позволила вы€вить сформированность технологического блока общей Ё ћ. –езультат оказалс€ столь высок (сформирована у 76% школьников), а ответы столь однозначны, что сразу стало €сно: нельз€ все это ставить в заслугу только системе биологического образовани€. ќтношение к производству, как к источнику загр€знени€ нашей планеты сформировано средствами массовой информации (—ћ»). –оль биологического образовани€ в этом случае сведена в большей степени к подтверждению некоей достоверности информации подаваемой —ћ», т.е. если и в биологии говоритс€ о загр€знении среды производством, то информаци€, полученна€ из —ћ», заслуживает довери€ и закрепл€етс€. ¬ этом случае, на такой изначально мощной базе, воздействие экологического принципа невозможно полноценно отследить. ќно в некоторой степени про€вл€етс€ в небольшом увеличении количества детей со сформированной социологическо-технологической Ё ћ (на 6%) .

—итуаци€ по формированию Ё ћ социологическо-технологического направлени€ воспринимаетс€ дво€ко. ћы можем оценить этот факт как положительный с точки зрени€ того, сколь многого можно добитьс€ с помощью средств массовой информации, если их возможности направить на формирование экологической культуры у населени€. —формировавшеес€ же однозначно негативное отношение к производству, как к губителю природы, не просто настораживает, а вызывает серьезные опасени€. ¬се-таки, в умах подрастающего поколени€ нужно формировать сбалансированное представление о насущной необходимости производственной де€тельности дл€ всего человечества и реальных возможност€х сведени€ к минимуму вреда дл€ окружающей среды и самого человека. Ќа этом примере мы убеждаемс€ в значимости роли образовани€ в формировании объективных представлений, в сравнении с другими социальными институтами.

¬ысокой оказалась дол€ московских школьников со сформированной этической социологической Ё ћ (54%), свидетельствующей о про€влении у них экологической культуры поведени€, формирование которой относитс€ к воспитательному процессу, а его наскоком не ускоришь и не усилишь.  раткосрочность пребывани€ учащихс€ в Ђ÷ентреї не позвол€ет оказать существенное вли€ние на процесс формировани€ экологической культуры ”сили€ми педагогов Ђ÷ентраї удаетс€ лишь несколько повысить уровень экологической культуры среди школьников, взаимоотношений человека и природы и увеличить их долю до 62%.

¬ыводы

Ќа основании результатов анализа мы можем констатировать:

1. ¬ процессе обучени€ биологии в школе, имеющиес€ в программах элементы экологических знаний, подаваемых в онтологическом аспекте, привод€т к формированию экологической картины мира у 27-36% школьников, тогда как дополнительное к школьной программе освоение биологических знаний поданных в мировоззренческом аспекте с использованием экосистемного подхода в рамках эксперимента формируют Ё ћ у 57-85% школьников.

2.  ак и предполагалось, воздействие экологического принципа на подачу знаний в мировоззренческом аспекте обеспечило результат в плане целостности представлений в школьном биологическом образовании, и главное, обеспечило формирование общей Ё ћ и ее фундаментальных уровней, большей частью об€зательно св€занных с социальным блоком, т.е. близких к целостной общенаучной  ћ.

3. ƒейственность экологического принципа в подаче биологических знаний, направленных на формирование Ё ћ и целостности представлений о мире, можно считать доказанной и рекомендовать его активное использование в биологическом образовании в школе и при написании учебников.

Ћитература

1. Ќаймушина “.¬. Ёкологическа€ картина мира как форма интеграции экологического знани€: јвтореф. дисс. Е канд. философ. наук. ѕермь, 2005.

2. “арасов —.¬.  атегориальные структуры мировоспри€ти€ школьников как предмет психолого-педагогических исследований: јвтореф. дисс. Е канд. пед. наук. —ѕб., 1996.

3. “арасов —.¬. ќбраз мира: опыт изучени€ категориальных структур мировоспри€ти€ школьников. Ќаучное издание. Ч —ѕб., 1996.


ƒанна€ публикаци€ подготовлена при поддержке ћеждународной программы стипендий ‘онда ‘орда. ¬ыводы и мнени€ автора, содержащиес€ в этой публикации, отражают исключительную точку зрени€ автора и необ€зательно совпадают с мнением ћеждународной программы стипендий ‘онда ‘орда или ее спонсоров.

јвтор выражает признательность ‘онду ‘орда за поддержку.



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019