јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


 оновалова »нна ќлеговна–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€

 оновалова »нна ќлеговна
(психолог биостанции "Ёкосистема" в 2001-2002 гг.) , 2002

 

¬ведение

¬ этом году у нас был предмет "экологи€". ћы писали и защищали рефераты. ÷елый семестр на каждом семинаре звучали слова о насто€щих и будущих экологических катастрофах. » неожиданно это пон€тие приблизилось ко мне настолько, что € пришла в ужас! я ощутила его как свою личную перспективу.  ак опасность, котора€ грозит моему лесу, моим деревь€м, моим цветам, моим бабочкам , моему морю, моим дет€м, наконец. » возник вечный русский вопрос "„то делать?"   счастью, оказалось, что не одна € задаю себе этот вопрос и есть люди, ищущие на него ответ. Ёто педагоги, которые сегодн€ учат наших детей тому, как жить в единении с природой. я познакомилась с опытом работы 45, 57, 109, 784, 297, 951, 969, 1205, 1210, 1506, 1935 московских школ и подмосковной биологической станции "Ёкосистема", работающей в рамках системы "дополнительного образовани€", на которой школьники проход€т полевую экологическую практику. Ёто знакомство подарило мне надежду и желание заниматьс€ такой отраслью психологии, как экологическа€ психологи€ или психологи€ экологического сознани€.

Ёкологическа€ психологи€: предмет, задачи, функции.

ѕредметом исследовани€ экологической психологии €вл€етс€ экологическое сознание, рассматриваемой в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. ј.¬. √агарин в книге "¬оспитание природой" ставит перед экологическим образованием следующие задачи: "¬ свете концепции экологической психологии целью экологического образовани€ на современном этапе должно €вл€тьс€ формирование эксцентрического экологического сознани€, само же экологическое образование 'должно решать следующие задачи: 1) формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосв€з€х в системе "человек Ч природа" и в самой природе; 2) формирование субъективного отношени€ к природе; 3) формирование системы умений и навыков (технологий и стратегий) взаимодействи€ с природой."

ѕредметом исследовани€ экологической психопедагогики €вл€етс€ ребенок (учащийс€) , взаимодействующий с природой. ќтсюда, особой задачей дл€ нее €вл€етс€ исследование функций, которые может осуществить взаимодействие человека с миром природы, т.е. психолого-педагогический воспитательный потенциал природы, его вли€ние на развитие личности, а также разработка на основе этого психокоррекционной, психотерапевтической и воспитательной работы.

¬заимодействие с природными объектами может стимулировать человека к анализу своих личностных .особенностей, эмоциональных реакций, поведени€ по отношению к этому природному объекту. ѕодобный рефлексивный анализ как следствие взаимодействи€ с природой обуславливает нравственный самоконтроль личности. "Ёкологическа€ совесть", как пишет ј.¬. √агарин заставл€ет человека самосто€тельно формулировать дл€ себ€ нравственные об€зательства по отношению к природе, требовать от себ€ их выполнени€ и производить самооценку совершаемых поступков. ¬ результате рефлексии человек может, например, сделать вывод о том, что дл€ успешного взаимодействи€ с природными объектами ему недостаточно знаний, что стимулирует, например, его познавательную активность в соответствующей области. »спользу€ мир природы как фактор гуманистически ориентированного воспитани€, как фактор формировани€ гуманного отношени€ к природе необходимо также учитывать возможное про€вление таких феноменов межличностного воспри€ти€, как идентификаци€ и эмпати€.

»дентификаци€ Ч отождествление индивидом себ€ с другими, непосредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. Ќапример, отождествл€€ себ€ с бездомной голодной, собакой, человек испытывает желание накормить и обогреть ее.

Ёмпати€ понимаетс€ как механизм, актуализирующий личность, как способность человека эмоционально отзыватьс€ на переживани€ другого, будь то человек, животное или любой другой природный объект. Ѕлагодар€ механизмам идентификации и эмпатии, результатом воспри€ти€ природного объекта может стать симпати€, котора€ может побудить человека к дальнейшему взаимодействию с этим объектом, оказанию ему внимани€, помощи.

≈ще один феномен, возникающий в процессе взаимодействи€ человека и природы Ч субъектификаци€, т.е. наделение объектов мира свойствами, качествам и функци€ми субъекта. ¬заимодействие с с природой, развитие гуманного отношени€ к ней будет происходить, если природный объект подвергнут субъектификации, иначе можно будет говорить только об одностороннем воздействии человека на природу, субъекта на объем.

Ќа современном этапе экологическа€ психологи€ как наука, а также как методологическа€ база экологического образовани€ получает широкое развитие в работах отечественных психологов. ¬ последние годы проведен р€д исследований, в которых рассматриваютс€ различные аспекты формировани€ отношени€ к природе. ƒ.‘. ѕет€ева исследовала развитие представлений о живой природе у дошкольников. √.¬. Ўейнис показано вли€ние развити€ отношений подростков с природой на их нравственное становление. —.ƒ. ƒер€бо изучен характер воспри€ти€ школьниками природных объектов, доказана возможность их вли€ни€ на личность, когда они воспринимаютс€ как своего рода субъекты. ¬.ј. ясвиным показаны особенности личностного отношени€ к природе в подростковом и юношеском возрасте. ¬ его экспериментальных исследовани€х установлены как количественные, так и качественные структурные различи€ субъективного отношени€ к природе у лиц с высоким и низким уровнем его интенсивности, а также показаны особенности отношени€ к природе у школьников разного возраста. ». ¬.  р€ж изучал обыденные представлени€ о мотивах экологически значимых действий. ¬ результате проведенных исследований он сделал вывод о том, что экологическое содержание поступков современных людей, совершаемых по отношению к природному окружению, нос€т в обыденном сознании антропоцентрический характер, т.е. более актуальными €вл€ютс€ потребительские мотивы.

¬.». ѕанов, разрабатыва€ методологические основы экологической психологии, говорит об актуальности эколого-психологических исследований в силу большого количества проблем, возникающих у человека в современном мире. Ёкологические проблемы обусловлены необходимостью изучени€ психологических аспектов защиты природной среды от "технократического человека", с одной стороны, и защиты самого человека от травмирующего действи€ загр€зненной среды Ч с другой. —оциально-средовые проблемы, возникающие из-за нестабильности социально-экономических условий жизни в нашей стране; неуверенности в завтрашнем дне; отсутствии психологической подготовки к жизни в экстремальных услови€х, в услови€х посто€нного стресса. ѕсихолого-практические проблемы, возникающие в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, роста преступности и насилии, предполагают необходимость разработки методов оказани€ психологической и психотерапевтической помощи в экстремальных услови€х. ќчень важными .дл€ нас €вл€ютс€ образовательные проблемы, в основе которых лежит разработка психологических основ экологического образовани€, формировани€ экологического сознани€ у детей и взрослых. ј также разработка экологичных образовательных технологий, ориентированных на развитие способностей учащихс€ и формирование личности.   образовательным проблемам относитс€ и проблема специально подготовленных кадров дл€ решени€ вышеперечисленных проблем. ¬.». ѕанов считает, что в нашей стране должны по€витьс€ образовательные учреждени€, в которых осуществл€лась бы целенаправленна€ подготовка таких "экопсихологически" образованных кадров.

√овор€ о функци€х экологического образовани€, ј.¬. √агарин выдел€ет следующие. — точки зрени€ формировани€ эксцентрического экологического сознани€ и экологической культуры: 1) просветительна€ Ч формирование адекватных представлений о природе; 2) развивающа€ Ч формирование умени€ учащихс€ осмысливать экологические €влени€, устанавливать взаимосв€зи и взаимозависимости в мире природы, делать выводы, обобщени€ и заключени€ относительно состо€ни€ природы; 3) воспитывающа€ Ч формирование у учащегос€ нравственного и эстетического отношени€ к природе, подкрепленное чувством восхищени€ величием и красотой мира природы; 4) организующа€ Ч стимулирование природоохранной де€тельности учащихс€, бережное и ресурсосберегающее природопользование; 5) прогностическа€ Ч развитие у учащихс€ умени€ предсказывать возможные последстви€ той или иной де€тельности человека в природе, необходимости проведени€ каких-либо меропри€тий дл€ пользы природы.

я бы выделила еще одну функцию Ч формирующую. я понимаю под этим формирование личности учащихс€; их умение перенести законы природы на жизнь общества и на свою собственную жизнь. ”мение соотнести глобальные процессы сохранности природы и частные проблемы сохранности собственной психики, умение управл€ть чувствами и эмоци€ми; бережно относитьс€ не только к природе, но и к себе и человеку вообще, как части природы.

— точки зрени€ непосредственного взаимодействи€ с природой ј.¬. √агарин выдел€ет р€д самосто€тельных функций: 1) реализаци€ творческих способностей и потребностей, например, создание "собственного мира" в аквариуме; 2) реализаци€ познавательных потребностей удовлетворение возникающих в процессе взаимодействи€ с природой потребностей в научной, попул€рной и другой информации, возможность непосредственного наблюдени€ за природой, способствующее интеллектуальному развитию; 3) реализаци€ потребности в компетенции Ч овладение соответствующими знани€ми и умени€ми, доставл€ющее удовлетворение; 4) реализаци€ потребности в отдыхе; 5) реализаци€ потребности в общении Ч природные объекты (животные и даже растени€) могут выполн€ть функцию партнеров общени€; 6) психотерапевтическа€ функци€ Ч сн€тие стрессовых состо€ний в процессе взаимодействи€ с природой; 7) психофизиологическа€ функци€ Ч нормализаци€ артериального давлени€, устранени€ бессонницы и т.д. в процессе взаимодействи€ с природными объектами; 8) психокоррекционна€ функци€ Ч нормализаци€ межличностных отношений, например, улучшение взаимоотношений в семье при по€влении собаки или кошки.

У¬се более острой становитс€ в последние годы проблема физического и психического здоровь€ детей –оссии... ѕриведем только одну цифру. ѕо данным медицинских источников, в среднем в школу приход€т примерно 20% детей, здоровье которых ниже нормы, но выход€т из школы после ее окончани€ уже 80% детей с состо€нием здоровь€ ниже нормыФ Ч пишет ¬.». ѕанов в статье "Ёкопсихологические аспекты детства". ¬ качестве причин такого бедственного положени€ он выдел€ет и проблемы окружающей среды, и социальные проблемы, такие как плохие санитарно-гигиенические услови€, недоедание удовлетворительные жилища, и проблемы охраны культурного и исторического наследи€, недостатки системы школьного образовани€, и ухудшение межличностных отношений. ¬ажным, если не единственным, путем преодолени€ этого кризиса должно стать воспитание правильного экологического сознани€ подрастающего поколени€. “еперь логично поставить вопрос о том, как это практически сделать.

ѕрактические способы и возможности формировани€ экологического сознани€

¬ большинстве наших школ, даже тех, где есть предмет "экологи€", делаетс€ упор на теоретические знани€. » только в редких случа€х создаетс€ "единое пространство дл€ использовани€ мира природы в воспитании организации совместного "проживани€", а не презентации творческих успехов.

ќт директоров школ и учителей часто можно услышать, что наши средние общеобразовательные школы не имеют возможностей дл€ того, что бы вывезти детей на природу. ќбъективно, это так. Ќо ведь можно начать с малого: ближайший парк может стать удачным местом дл€ зан€тий ботаникой и зоологией; создание "зимнего сада" в школе Ч местом приложени€ творческих возможностей учащихс€. ћы можем читать с нашими детьми учебник по экологии, а можем произведени€ ƒж. ƒарелла и ∆.».  усто. ћен€ поразили дев€тиклассники одной московской школы. ќни рассказали, что писали сочинение по литературе (!) по фильму "ћикрокосмос". Ёто документальный фильм, в котором жизнь природы показана как бы глазами насекомых.  огда € спросила одну девочку, о чем же она писала, она ответила: "я представл€ла себ€ то стрекозой, то навозным жуком..."

–ассматрива€ опыт работы некоторых московских школ в области экологии, € выделила следующие направлени€, по которым она проводитс€: 1) введение в школе предмета "экологи€"; 2) экологизаци€ школьного пространства; 3) создание клубов, соответствующих данной тематике (географические, биологические и т.д.) ; 4) организаци€ так называемой полевой практики по "экологическим" предметам (в данном случае, речь идет о работе , налаженной на подмосковной биологической станции) ; 5) организаци€ длительных походов, экскурсий, путешествий и т.п., направленных на ознакомление учащихс€ с природой; 6) обща€ гуманизаци€ воспитательной и образовательного процессов; 7) установление св€зей экологии со всеми дисциплинами, изучаемыми в школе.

ќтдельно хочу рассказать о работе подмосковной биостанции , на базе которой € и проводила свои исследовани€. Ѕиостанци€, или полностью ћосковский полевой учебный ÷ентр "Ёкосистема" существует в ѕодмосковье с 1995 года и занимаетс€ организацией и проведением полевых практикумов по биологии, географии и экологии дл€ учащихс€ 4-10-х классов московских общеобразовательных школ. ќсновной идеей работы ÷ентра €вл€етс€ ознакомление "простых" городских детей со всем многообразием и сложностью окружающей ћоскву "дикой" природы. Ўкольники приезжают на биостанцию обычно классами, по 30-40 человек, чаще всего со своим классным руководителем и учител€ми -"естественниками". «десь же, в ÷ентре, дети живут, учатс€ и отдыхают, совмеща€ все это в течение 3-4-х дней.

ћноголетний опыт работы ÷ентра (по мнению его директора, кандидата биологических наук, профессора √осударственного университета штата ћонтана (—Ўј) , Ѕоголюбова ј.—.) свидетельствует о существенной роли хот€ бы кратковременного пребывани€ на природе с учебными цел€ми в формировании "здорового" мировоспри€ти€, "правильного" отношени€ к природе, друг к другу, к своим школьным учител€м. Ф

¬озрастна€ динамика развити€ отношени€ к природе.

¬озрастные изменени€ отношени€ к природе нос€т гетерохронный характер. –азличные показатели достигают своего минимума (или максимума) в различные возрастные периоды и динамика их разнонаправлена: уровень одних увеличиваетс€ с возрастом, других Ч уменьшаетс€.

јнализиру€ эту ситуацию, ¬.ј. ясвин пишет: " Ќаблюдение над тем, как распускаетс€ в человеке радостное светлое чувство природы, как обогащает оно душу, как волнует и радует Ч это и интересно и поучительно. я делаю свои наблюдени€ на основании р€да письменных работ, предложенных в разных классах гимназисткам нескольких гимназий. «десь любопытно все: и разница возраста и индивидуальностей...

¬от работы малышей Ч второй и третий классы. ќни пока еще материалисты и утилитаристы. ’од€т они в лес только за грибами и €годами; причем они определенно отмечают, что €годы эти можно и должно съесть, а грибы сжарить... ¬ажнейшие подробности описани€ подобных прогулок Ч это то, что было весело и были подруги: бегали и сме€лись, было смешно, было весело, было много народу Ч вот идеал второклассницы, девочки 10-11 лет... ¬ этом возрасте не говор€т еще о небе, о луне, о звездах, о ночи, не замечают облаков и заката. ¬ среднем р€довом ребенке не может быть созерцательности... ƒл€ него не свойственно быть одному, и в детской компании его интерес более сосредоточен на люд€х, нежели на предметах. ќдна природа без людей, без товарищей может зан€ть очень немногих. ј созерцательность, умение пристально наблюдать Ч это всегда доступнее одиночеству. ¬кус к уединенным прогулкам развиваетс€ в юности...

¬ работах старших классов часто встречаютс€ признани€, что до четвертого класса, примерно, описание природы при чтении книг пропускалось... “ринадцатилетние девочки про€вл€ют в своих работах зачатки эстетического чувства, изредка оброн€т слово "красиво", чаще дадут это почувствовать косвенно. ќчевидно, это тот возраст, когда естественно само собою пробиваютс€ в душе побеги эстетического чувства... ¬ возрасте 13-14 лет можно натолкнуть детей на очень пристальное изучение природы. ¬ эту пору, еще не утер€в детской подвижности и активности, подростки уже про€вл€ют задатки умени€ наслаждатьс€ природой, любоватьс€ ею. ¬ эту пору, дл€ среднего человека, открываетс€ красота Ѕожьего мира...  расота, открывша€с€ взору, достигает человеческого сознани€ позже... —таршие классы, период юности, представл€ют свою область; здесь имеют место и особые чувства и особые настроени€... Ѕыло когда-то врем€, в детстве, начале отрочества, когда все эти девочки не принимали, не понимали пейзажа без человека, теперь они, семнадцатилетние девушки, хот€т быть наедине с нею, с природой, бродить при луне и тихо счастливо грустить. “еперь дл€ них человек тер€ет природу, мешает Ч им нужен безлюдный романтический пейзаж

¬ подтверждении вышесказанного могу привести наиболее €ркие высказывани€ старшеклассников на тему природы и экологии.

  • Уѕо-моему, природа Ч это то, что €вл€етс€ незыблемой красотой, которую все почему-то пытаютс€ испортитьФ (Ўунин »ван, 12 лет, шк. є1205) .
  • У¬ода Ч это бесконечное, бездонное пространство, которое в любом виде радует мен€Ф (јкулиничева  ат€, 13 лет, шк. є 1205) .
  • УЁкологическа€ катастрофа Ч беда, в которой виноваты мы все из-за неправильного отношени€ к природе и самим себеФ (ћаша Ѕ., 15 лет, клуб У«юйд-¬ест, шк. є109) .
  • У¬ода Ч это жизнь любого живого существа, его сущность и спасениеФ (јрхипова јнна, 16 лет, шк. є 1506) .
  • Уѕо-моему, лес Ч это место дл€ любовани€Ф ( азакова ёл€, 14 лет, шк. є57) .
  • УЋес Ч это другой мир, в который мы ходим в гостиФ (ѕалылов ѕетр, 16 лет, шк. є45) .

Ёто рассуждени€ учащихс€ 7-10 классов московских школ, в которых ведетс€ активна€ работа в области экологии.

ј теперь, дл€ сравнени€, что думают по этому поводу подростки в тех школах, где даже нет такого предмета, как экологи€.

  • У¬ода Ч средство утолить жаждуФ (Ѕогарникова ƒиана , 16 лег, шк є297) .
  • УЋес Ч это большое скопление деревьев, очищающих воздухФ (–ютин ƒмитрий, 15 лет, шк. є297) .
  • УЋес Ч отдых , мебель, бумагаФ (Ѕорзых јлексей, 13 лет, шк.1935) .
  • УЁкологи€ Ч чистота, в доме не пыльноФ (ƒороднов »ван, 12 лет, шк. 1935) .

 онечно, и в тех, и других школах дети пишут по-разному. –ечь может идти лишь о наиболее характерных высказывани€х. ј также о том, что на мой взгл€д, дети, которые общаютс€ с ѕриродой, пишут о ней более охотно, более открыто и более проникновенно.

¬опрос о соотношении различных параметров в структуре отношени€ к природе на сегодн€ остаетс€ открытым. –азные авторы по-разному оценивают роль интеллектуально-познавательной составл€ющей и эмоционально-эстетической. Ќапример, в коллективной монографии "Ёкологическое образование школьников" под редакцией ».ƒ. «верева и “.Ќ. —уравегиной возрастна€ динамика рационального и эмоционального воспри€ти€ природы представлена следующим образом: "ќчевидно, в периоде детства наибольший удельный вес имеет эмоционально-эстетическое воспри€тие среды, а не интеллектуальное. ƒо некоторой степени равнозначное их про€вление, видимо, свойственно подросткам, а у юношей большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы".

ќднако, другие авторы, такие как ¬.ј. ясвин, —.ƒ. ƒер€бо, ƒ.‘. ѕег€ева, ссыла€сь на экспериментальные данные, предлагают иную схему развити€ отношени€ к природе. ¬о-первых, эксперименты ƒ.‘. ѕет€евой (1991) показывают, что характер взаимодействи€ с природой и отношение к ней 3-7 летних детей сопр€жены с их возможност€ми интеллектуально оперировать с природными объектами, в том числе и эмоциональное воспри€тие природных объектов св€зано с их интеллектуальным осмыслением. ¬о-вторых, установлено, что от 10 лет к 17 годам равномерно снижаетс€ роль когнитивного компонента в структурном содержании отношени€ к природе, а роль перцептивно-аффективного Ч увеличиваетс€. ¬-третьих, отмечаетс€ тенденци€ роста к старшему подростковому возрасту доли экологических эстетических установок, в то врем€ как познавательные остаютс€ на прежнем уровне. ¬-четвертых, выбор детьми и младшими подростками де€тельности эстетического характера, св€занной с миром природы, уступает выбору познавательной де€тельности, а в старшем подростковом и юношеском возрасте выбор эстетической де€тельности резко увеличиваетс€.

ѕредставлени€ о возрастной динамике отношени€ к природе может быть расширено в результате анализа экспериментальных данных ј.ј. Ѕодалева (1982) , полученных им при исследовании онтогенеза воспри€ти€ человеком других людей. ¬ частности, привод€тс€ данные о содержании детских рисунков на свободную тему. Ёти рисунки были разделены на группы в зависимости от их тематики: пейзаж (природа) , индустриальный пейзаж, животные, люди, иллюстрации к сказкам. ”же в дошкольном возрасте тема природы (природный пейзаж и животные) отражаетс€ детьми в каждом 4-ом рисунке. ћаксимально эта тематика про€вл€етс€ в младшем школьном возрасте, когда природа изображаетс€ детьми в 40% рисунков. ¬ысока€ дол€ изображени€ природы сохран€етс€ до 12 лет.   13-14 годам тема природы достигает минимума своей попул€рности (около 20%) , а к 15-17 годам вновь становитс€ актуальной и представлена в каждом третьем рисунке. “аким образом, возрастна€ динамика интереса к миру природы, эмоционального отклика на природу и ее осмыслени€, отражаема€ в тематике свободных рисунков, соответствует тенденци€м возрастных изменений уровн€ интенсивности отношени€ к природе у подростков и юношей, вы€вленных в ходе экспериментальных исследований.

Ёмоциональный компонент отношени€ к природе.

¬ данной работе € предполагала рассмотреть возможности школьного воспитательного и образовательного потенциала на формирование экологического сознани€.

–ассматрива€ вли€ние общени€ с природой на эмоциональное состо€ние школьников, € выделила несколько параметров: тревожность, конфликтность, агрессивность. » попыталась сравнить учащихс€ из школ, которые занимаютс€ практической экологией и вывоз€т детей на природу с теми, которые этого лишены. ¬озраст 12-15 лет; общее количество опрошенных Ч 150 чел; работа проводилась на биологической станции и в московских школах совместно с учител€ми и психологами. Ўкольники заполн€ли анкету-опросник и отвечали на вопросы тестов.

“ревожность. У“ревожность Ч индивидуальна€ психологическа€ особенность про€вл€юща€с€ в склонности человека к частым интенсивным переживани€м состо€ни€ тревоги, а также в низком пороге его возникновени€.... ¬ насто€щее врем€ преобладает точка зрени€, согласно которой тревожность, име€ природную основу (свойства нервной и эндокринной систем) , складываетс€ прижизненно, в результате действи€ социальных и личностных факторов.

“ревожность €вл€етс€ показателем неблагополучного личностного развити€ и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное вли€ниеФ Ч по определению ѕсихологического словар€ под редакцией ¬.ѕ. «инченко, Ѕ.√. ћещер€кова. ƒл€ исследовани€ этого состо€ни€ € воспользовалась УЎкалой оценки уровн€ реактивной и личностной тревожности „.ƒ. —пилберга и ё.Ћ. ’анинаФ. Ћичностна€ тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состо€нием тревоги. ¬ысока€ личностна€ тревожность напр€мую св€зана с наличием эмоциональных срывов и психосоматическими заболевани€ми. –еактивна€ тревожность характеризуетс€ напр€жением, беспокойством, нервозностью, часто св€занными с конкретной ситуацией. ¬ысока€ реактивна€ тревожность вызывает нарушени€ внимани€, иногда нарушение тонкой координации.

Ќо тревожность не €вл€етс€ изначально негативной чертой. ќпределенный уровень тревожности Ч естественна€ и об€зательна€ особенность активной личности. ѕри этом существует оптимальный индивидуальный уровень Уполезной тревожностиФ. ѕри интерпретации результат можно оценивать так: до 30 Ч низка€ тревожность; 31-45 Ч умеренна€ тревожность; 46 и более Ч высока€ тревожность. «начительное отклонение от уровн€ умеренной тревожности требует особого внимани€. ¬ысока€ тревожность предполагает склонность к про€влению состо€ни€ тревоги у человека в ситуаци€х оценки его компетентности. Ќизка€ тревожность, наоборот, требует повышени€ ответственности и внимани€ к мотивам де€тельности. Ќо иногда очень низка€ тревожность Ч результат активного вытеснени€ личностью высокой тревоги с целью показать себ€ с лучшей стороны.

ќценива€ результаты проведенного мной опроса, можно сказать, что средний уровень тревожности учащихс€ всех задействованных школ €вл€етс€ умеренным. »нтересной, на мой взгл€д €вл€етс€ следующа€ закономерность: уровень реактивной тревожности несколько ниже у тех школьников, которые занимаютс€ экологией и периодически выезжают на природу, и еще ниже у тех, кто отвечал на вопросы непосредственно на биологической станции. “ам показатели у многих детей Уопускаютс€Ф до низкой и даже очень низкой тревожности (дл€ сравнени€: самый низкий уровень реактивной тревожности Ч 8 , школа є951; самый высокий Ч 59, школа є1935; самый низкий уровень личностной тревожности Ч 19 , школа є 951; самый высокий Ч 74, школа є1935) . ћне не хотелось бы св€зывать этот факт с отсутствием ответственности или с активным вытеснением высокой тревожности. я думаю, дело в том, что наход€сь в ситуации Уполевой практикиФ, учащиес€ объективно получают значительно меньше стимулов дл€ нервозности и беспокойства, и испытывают значительно большее положительное, позитивное вли€ние. Ёто подтверждаетс€: тем, что уровень личностной тревожности Ч хот€ у этих детей он тоже несколько ниже, Ч соответствует нормам оптимальной тревожности.

 онфликтность или способ реагировани€ в конфликте оценивалс€ с помощью теста У—амооценке конфликтностиФ . “ест предлагает 10 пар Упол€рныхФ высказываний; каждую из которых необходимо оценить. ƒл€ получени€ результатов необходимо подсчитать общее количество отмеченных балов. —умма, равна€ 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 Ч на высокую; 50 Ч на выраженную конфликтность; 11-15 баллов Ч на склонность избегать конфликтов.

—редний уровень конфликтности опрошенных мной школьников составил от 35,8 до 43,2, что не превышает умеренной конфликтности. я не смогла вы€вить определенной зависимости конфликтности детей от возможностей их общени€ с природой.

јгресси€ Ч Умотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществовани€ людей в обществе, нанос€щее вред объектам нападени€, принос€щее физический ущерб люд€м или вызывающее у них психологический дискомфорт. јгрессивное поведение €вл€етс€ одной из форм реагировани€ на различные неблагопри€тные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состо€ни€.

ѕсихологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решени€ проблем, св€занных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровн€ прит€заний, а также сохранением и усилением контрол€ над существенным дл€ субъекта окружением...Ф Ч ѕсихологический словарь под редакцией ¬.ѕ. «инченко, Ѕ.√. ћещер€кова.

ƒл€ диагностики состо€ни€ агрессии € выбрала опросник УЅасса-ƒаркиФ, шкалы Уфизическа€ агресси€Ф (использование физической силы против другого лица) , Укосвенна€ агресси€Ф (окольным путем направленна€ на другое лицо или ни на кого не направленна€) , Увербальна€ агресси€Ф (выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов) . ќпросник состоит из 75 вопросов (из которых € вз€ла только 30 по интересующим мен€ шкалам агрессивности) , на которые испытуемый отвечает УдаФ или УнетФ. Ќормой агрессивности €вл€етс€ величина ее индекса, равна€ 21 плюс-минус 4.

јнализ результатов показывает, что средн€€ агрессивность опрошенных мной школьников колеблетс€ от 16,3 до 18,8, что в целом можно считать нормой. ќднако, при более детальном рассмотрении € выделила следующие моменты:

  • 1) ћожно предположить, что агрессивность повышаетс€ с возрастом, т.к. наиболее низка€ агрессивность в школе є1935, где опрашивались только учащиес€ 7-х классов, в то врем€, как в других школах учащиес€ 7-9 классов.
  • 2) ¬о всех школах вербальна€ агрессивность значительно превышает физическую и косвенную.
  • 3)  ачественный, а не количественный анализ ответов наводит на мысль, что в школах, где ведетс€ экологическа€ работа, где провод€тс€ совместные выезды на природу, дети более раскрепощены, более открыто выражают свои мысли, более склонны отстаивать свою точку зрени€ и более настроены на успешность. »сключение в этом составл€ет коллектив кружка ƒарвиновского музе€ ("¬ќќѕ"). я предположила, что это св€зано с тем, что они находились в кругу единомышленников, и им никому ничего не надо было доказывать.

ѕодвод€ итоги моего исследовани€, можно сказать, что школьники, занимающиес€ практической экологией и посто€нно бывающие на природе менее тревожны, при этом, те, которые заполн€ли тесты в непосредственной близости к лесу (на биостанции) , имеют значительно более низкий уровень реактивной тревожности по сравнению с детьми, которые не выезжают на природу в рамках школьной программы. ј так же, что дети, имеющие опыт общени€ с природой в большей степени способны посто€ть за себ€ и свою точку зрени€, более активно настроены на успех, более открыты способны к сотрудничеству. ќни относ€тс€ к природе, с одной стороны, более объективно, т.к. обладают большими знани€ми и навыками, а с другой Ч более субъективно, т.к. учатс€ видеть в ѕрироде друга. ќни учатс€ быть поэтами, а не только природопользовател€ми. ќни учатс€ бережному отношению не только к объектам природы, но и к себе, друг к другу, к родным и близким, к люд€м вообще.

ћое отношение к проблеме.

јнализиру€ все вышеизложенное, € могу сказать что в насто€щее врем€ накоплен достаточно большой опыт организации экологического образовани€ в школах. ћне кажетс€, что этот опыт однозначно свидетельствует о том, что нашим дет€м необходимы как практические знани€ в области экологии, так и возможность практического общени€ с природой. ¬ процессе такого общени€ формируетс€ личность подростка: нравственно-этические нормы, когнитивный потенциал, мотивационна€ сфера, эмоциональное состо€ние, физическое здоровье, наконец.

ќбъективности ради, надо сказать, что большинство школ, задействованных мной в ходе работы и имеющих положительный опыт экологического образовани€ Ч не простые московские школы. ¬ основном, это, так называемые, "элитные школы". ƒети при поступлении в такие школы проход€т строгий конкурсный отбор. –одители тоже (в плане кредитоспособности) . ƒа и учител€ в них, как правило, не просто учител€, а единомышленники. ћожно сказать, что в этих школах сформированы два основных аспекта, разрабатываемых экологической психологией. ¬о-первых, методологически правильно построен процесс экологического образовани€ и формировани€ экологического сознани€. ј во-вторых, сами принципы образовани€ и воспитани€ в этих школах €вл€ютс€ гуманистичными, или, если так можно выразитьс€, "экологичными". Ёто, как правило, школы, имеющие свою концепцию развити€ личности ребенка; работающие дл€ ребенка и с ребенком.

„то мешает внедрению подобного опыта в других школах? Ѕольшинство директоров обычных школ скажут, что бедственное экономическое положение. Ќо это не так, тем более, что € познакомилась с опытом общеобразовательной школы є 951 , ведущей посто€нную работу в данном направлении. ƒа, им тоже не хватает денег, но, тем не менее, они наход€т возможность дл€ практических зан€тий с детьми в области водной экологии, ботаники и зоологии.

я думаю, сказываетс€ недостаток педагогических кадров, работающих в рамках эксцентрической парадигмы. » дело даже не в том, как и какие знани€ преподнос€тс€ учащимс€, а и том, кем ощущают себ€ учител€ в контексте ѕрироды. ƒа и не только учител€, а взрослые вообще. „то делаем мы все, чтобы наши дети хот€ бы иногда вдохнули свежий лесной воздух, ощутили щекой шершавую кору дуба, прошлись босыми ногами по траве, намокли под теплым летним дождем? ћосковские школьники, в большинстве своем, осознают себ€ как часть √орода, а не как часть ѕрироды. ћы просто не даем им опыта чувствовать иначе, а вместе с этим, лишаем „еловечество еще одного, может быть, даже единственного, шанса на выживание.

’от€, если честно, € думаю, что именно дл€ русского человека свойственно отношение к природе, как к живому существу: одухотворенное и субъективное. Ќи у кого из зарубежных авторов € не читала таких описаний природы, как и “ургенева, ѕришвина, ѕаустовского, Ќабокова...  огда читаешь и, кажетс€, сливаешьс€ с природой. ћожет быть, корни всего в €зычестве, а может быть в красоте и богатстве русской земли.

я хотела бы, что бы все мы вместе с ¬. ¬ернадским могли сказать: Ђя смотрю вперед очень оптимистично. ƒумаю, что мы переживаем не только исторический перелом, но и планетный. ћы живем при переходе в Ќоосферуї.



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020