јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

—тановление методической работы и исследовательского метода изучени€ природы в юннатском движении
и дальнейшее его развитие в дополнительном эколого-биологическом образовании

Ћ. ћ. ќрлова, методист ћ√—ёЌ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2008
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

ќткрытие 15 июн€ 1918 года в г. ћоскве Ѕиологической станции юных любителей природы, первого внешкольного детского учреждени€, положило начало юннатскому движению и государственной системе дополнительного образовани€ детей в –оссии.

ѕервый заведующий новым учреждением Ѕорис ¬асильевич ¬сесв€тский столкнулс€ с большой трудностью Ч отсутствием педагогов, готовых к работе с юными натуралистами. Ётот вызвало необходимость создани€ различных форм методической работы, с помощью которых руководители кружков могли бы в кратчайшие сроки овладеть исследовательским методом изучени€ природы и новыми видами де€тельности с детьми. ѕервоначально это были экскурсии, консультации, выставки, организованные дл€ учителей кружки по изучению природы, краткосрочные курсы дл€ ознакомлени€ педагогов с природой и методами ее исследовани€, конференции.

— целью пропаганды идей Ѕиостанции большое внимание удел€лось проведению экскурсий, участниками которых были не только дети, но и рабоча€ молодежь, учител€ школ и воспитатели детских домов. Ќеизменным успехом пользовались экскурсии на водоем, в лес и лесной питомник, а также тематические экскурсии Ђ÷ветение растенийї, Ђ∆изнь птицї, Ђ∆изнь насекомыхї. ѕо инициативе Ѕ. ¬. ¬сесв€тского в ћосковской и близлежащих губерни€х стали организовыватьс€ кружки по изучению природы.   1923 году в различных районах ћосквы и в уездах ћосковской губернии Ѕиостанцией было организовано 15 учительских кружков, в которых занималось 450 человек. — ними проводилась систематическа€ экскурсионна€ и методическа€ работаЕ

Ѕиостанци€ по крупицам накапливала опыт работы: педагоги обрабатывали краеведческий материал, разрабатывали методику экскурсий в природу, учебные программы. –азрабатывалась методика массовых исследований в области биологии, экологии, фенологии и сельского хоз€йства. ѕомимо попул€ризации уже испытанных приемов сельского хоз€йства в области огородничества, мелкого животноводства, птицеводства и пчеловодства, провод€тс€ опыты, св€занные с охраной природы: привлечение птиц в сады и парки дл€ борьбы с насекомыми-вредител€ми, вы€снение полезных качеств дикорастущих растений, подготовка к организации заповедника.

–езультаты своего педагогического опыта Ѕиостанци€ стремилась оперативно передавать учител€м, а через них Ч в массовую практику школ. –еализации этой цели способствовали педагогические курсы, которые проводились начина€ с лета 1919 года. “ак как на курсах учител€ занимались всего полтора мес€ца, в течение летнего периода 1919 года удалось провести три сессии. ¬последствии, когда продолжительность курсов выросла до 2,5 Ц 3 мес€цев, в течение лета проводилась только одна сесси€. Ќеприспособленность и теснота помещений Ѕиостанции не позвол€ла проводить работу курсов в течение всего года.

Ќа летних курсах Ѕиостанции учител€ практически знакомились с применением исследовательского метода в школе, сами использовали этот метод, учились примен€ть в жизни знани€, полученные путем исследовательской работы, составл€ли планы дальнейшей практической работы в школе. —в€зь между курсантами и Ѕиостанцией не прекращалась после закрыти€ курсов. »деи Ѕиостанции и знани€, полученные на курсах, учител€ примен€ли в массовой практике, испытыва€ их в разнообразных услови€х, и присылали на Ѕиостанцию отчеты о проделанной работе. ѕериодически (не чаще одного раза в год) слушатели курсов приглашались на конференции, где обсуждались наиболее актуальные вопросы. ƒл€ Ѕиостанции как опытно-педагогического учреждени€ итоги практической работы учителей, посетивших курсы, были очень важны. √лавным организационным недостатком курсов €вл€лась их краткосрочность, но этот недостаток частично компенсировалс€ работой кружков дл€ учителей.

ѕедагогические курсы и кружки дл€ учителей, дополн€€ друг друга, развивались и совершенствовались. ѕрин€тое в 1920 году решение о выделении курсов в самосто€тельное учреждение при Ѕиостанции повлекло за собой расширение программы, увеличение количества курсантов и удлинение срока их пребывани€ на учебеЕ

 ак уже отмечалось, одной из ведущих форм методической работы с педагогами были кружки учителей по ознакомлению с природой и освоению исследовательского метода при изучении природы. ”чительские кружки с течением времени видоизмен€лись: росло их количество, расшир€лась географи€, помимо кружков по природоведению, по€вились кружки других наименованийЕ

¬ процессе организации многоплановой и большой по объему работы ЅёЌ по€вилась необходимость в централизованном методическом руководстве юннатским движением в стране. ¬ €нваре 1926 года в соответствии с постановлением ѕрезидиума  оллегии Ќаркомпроса от 22. 09. 1925 года было создано ÷ентральное бюро юных натуралистов Ч орган методического руководства юннатским движением. ¬ 1925 году в є 52 Ђ≈женедельника Ќ ѕї от 30 декабр€ было опубликовано ѕоложение о ÷ЅёЌЕ

Ѕазой дл€ работы ÷ЅёЌ стала ÷ентральна€ Ѕиологическа€ станци€ юных натуралистов им.  . ј. “имир€зева.  оллектив Ѕиостанции на общественных началах участвовал в непосредственной работе ÷ЅёЌ.

ќсновой де€тельности ÷ентрального бюро юных натуралистов в его руководстве юннатским движением стали следующие направлени€:

  • борьба за рост количества кружков юннатов;
  • письменные и устные консультации;
  • выезды и обследовани€ юннатских кружков;
  • заседани€ расширенного пленума ÷ЅёЌ;
  • создание местных бюро юннатов;
  • подготовка организаторов и руководителей юннатского движени€;
  • разработка методических материалов;
  • издательска€ работа.

¬ цел€х подготовки учащихс€ к будущей профессии в кружках юных натуралистов проводилась работа, способствовавша€ вы€влению у реб€т интереса к естествознанию, сельскому хоз€йству. Ќо руководители кружков не могли обеспечить юннатов работой в интересующей их области. ÷ЅёЌ совместно с Ѕиостанцией нашли подступ к решению этой задачи. Ўкола при ЅёЌ, вступив в договорные отношени€ с некоторыми организаци€ми (Ќаркомзем, √осторг и др.) через кружки юннатов стала готовить дл€ них работников средней квалификацииЕ

¬ 1930 году участникам 1 ¬сесоюзного совещани€ педагогических работников биостанций, агробаз, детских сельскохоз€йственных станций и бюро юннатов было прин€то решение о создании единого сельскохоз€йственного движени€, направленного на подъем и коллективизацию сельского хоз€йства. ƒл€ руководства по€вившимс€ массовым молодежным движением был необходим периодический орган издани€. »м стал журнал Ђ«а массовое опытничествої, реорганизованный из журнала ЂЋистки ЅиостанцииЕї. Ётот журнал издавалс€ недолго. Ќачина€ с 1931 года, главной задачей юннатских кружков стало содействие школе в повышении качества учебно-воспитательной работы, в повышении качества знаний учащихс€ по основам естественных наук. Ќеобходимость в издании журнала Ђ«а массовое опытничествої отпала, и он прекратил свое существование.

— апрел€ 1928 года начал выходить попул€рный иллюстрированный естественнонаучный журнал Ђёный натуралистї в качестве платного приложени€ к журналу Ђ«нание Ч силаї (орган издани€ ÷ентрального бюро юных натуралистов и ÷ентрального бюро юных пионеров при ÷  ¬Ћ —ћ). Ќовый журнал выходил один раз в мес€ц, имел объем два печатных листа и был рассчитан на детей 11-13 лет. ∆урнал Ђёный натуралистї издавалс€ по июнь 1941 года. ¬ издании журнала был длительный перерыв с июл€ 1941 года по март 1956 года. ¬ насто€щее врем€ учредителем журнала €вл€етс€ ќќќ Ђ–едакци€ журнала Ђёный натуралистї.

‘едеральным детским эколого-биологическим центром (бывша€ ÷ентральна€ станци€ юных натуралистов и опытников сельского хоз€йства) издаетс€ информационно-методический журнал Ђённатский вестникї. ѕервый его номер вышел в 1997 году.

ƒл€ распространени€ опыта многогранной де€тельности ЅёЌ и становлени€ методической работы на Ѕиостанции немаловажным был тот факт, что ее руководитель Ѕ. ¬. ¬сесв€тский в своих публикаци€х, выступлени€х перед разнообразной аудиторией раскрывал методические аспекты работы первого внешкольного учреждени€ дл€ детейЕ

ƒл€ реализации поставленных задач коллектив Ѕиостанции использовал материальную базу ЅёЌ, имевшей к тому времени несколько структурных подразделений (Ѕиостанци€ Ч центральное отделение, школа II ступени с интернатом, школа кресть€нской молодежи, школа I ступени, детский сад. ѕоследние три учреждени€ находились за городом, вблизи ст. ’отьково Ч ’отьковское отделение ЅёЌ). »мелись также отделы и базы: растениеводна€, звероводна€ и птицеводна€ базы, уголок животных, база исследовательского типа и посто€нна€ методическа€ выставка.

Ќа базе структурных подразделений и отделов проводилась больша€ часть производственно-педагогической, опытно-педагогической и исследовательской работы Ѕиостанции: работали кружки юных натуралистов, кружки педагогов, кратковременные курсы учителей, школа II ступени и дошкольна€ площадка. «начительное внимание удел€лось экскурси€м, в которых в течение года принимало участие в среднем 32000 человек. Ѕиостанци€ €вл€лась основной опорной базой дл€ практической работы ÷ентрального бюро юных натуралистов √лавсоцвоса по методическому руководству кружками юных натуралистовЕ

Ѕиостанци€ выполн€ла большой объем опытно-педагогической и исследовательской работы. ќпытно-педагогическую работу направл€ло методическое бюро, исследовательскую Ч исследовательское бюроЕ

ѕедагогические идеи, положенные Ѕиостанцией в основу юннатского движени€ и выраженные в лозунге ЂЅлиже к природе и жизни!ї, нашли живой отклик у учителей естествознани€ и у учащихс€. ¬ различных регионах –оссийской ‘едерации при школах начали свою работу кружки юных натуралистов. ѕути их возникновени€ были различными: они по€вл€лись и как школьные естественно-исторические кружки, и как юношеские секции научно-краеведческих обществ. Ќо большинство кружков было организовано или непосредственно Ѕиостанцией юных натуралистов имени  . ј. “имир€зева, или под вли€нием ее идей. Ѕиостанци€ с самого начала €вл€лась объедин€ющим центром, вокруг которого группировались кружки юных натуралистов. –ост количества кружков и их географи€ позвол€ют проследить процесс становлени€ юннатского движени€. ¬ 1918 году начал функционировать кружок юных натуралистов на ЅёЌ; к 1920 году относитс€ по€вление юношеских естественнонаучных кружков в Ћенинграде; 1921 Ц 1922 годы характеризуютс€ по€влением кружков во многих регионах страны; в 1923 году численный рост кружков прин€л массовый характер; в 1924 год знаменуетс€ формированием крупных объединений кружков: в ћоскве Ч при «оопарке, в Ћенинграде Ч при ѕедагогической биостанции (Ѕиосад), а также в —моленске, “вери,  раснодаре, ’абаровске, яхроме, –еутове и других городах.

¬ цел€х обмена опытом работы кружков, нар€ду с конференци€ми, проводились и съезды юных натуралистовЕ

¬ажным итогом работы I съезда было определение новой фазы натуралистического движени€, характеризующейс€ тесной св€зью юннатской работы с жизнью. —ъезд предложил создать ¬сесоюзное объединение юных натуралистов (¬ќёЌ), определил его руковод€щий орган Ч ÷ентральное бюро. —ъезд отметил, что в основе юннатского движени€ лежат восприн€тые Ѕиостанцией идеи  . ј. “имир€зева. —ъезд прин€л р€д резолюций, в том числе о проведении Ђƒн€ лесаї, где отмечалось, что ƒень леса Ч наиболее приемлема€ форма общественно полезной натуралистической де€тельности, котора€ должна носить практический характер по охране и возрождению лесов.

“аким образом, организационное оформление юннатское движение получило на I ¬сесоюзном съезде юных натуралистов в июне 1924 года.

Ќекоторые организационные формы методической работы, заложенные в первые годы де€тельности Ѕиологической станции юных натуралистов имени  . ј. “имир€зева, используютс€ в учреждени€х дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленности и в насто€щее врем€, другие Ч по€вились позднее и с течением времени усовершенствовалисьЕ

¬ св€зи с реформированием образовани€ и получением внешкольными учреждени€ми статуса образовательных учреждений изменились и расширились функции методической работы: она стала многофункциональной. Ќаиболее характерными дл€ методической работы учреждений дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленности стали следующие функции: информационна€, аналитическа€, образовательна€, организационна€, диагностическа€, исследовательска€, координационна€, прогностическа€, внедренческа€, экспертна€, издательска€.

ѕедагогическа€ практика подтвердила жизнеспособность исследовательского метода изучени€ природы, разработанного педагогами Ѕиологической станции юных натуралистов имени  . ј. “имир€зева. ¬ насто€щее врем€ учебно-исследовательска€ работа обучающихс€ Ч один из главных компонентов экологического образовани€ детей. ¬ учреждени€х дополнительного образовани€ детей эколого-биологической направленности разработаны и реализуютс€ образовательные программы, включающие исследовательскую и опытническую работу обучающихс€ непосредственно в природе, в лаборатори€х, на учебно-опытных участках, в трудовых объединени€х школьников.

Ёта работа проводитс€ в содружестве с учеными научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Ќа результатах учебно-исследовательской работы положительно сказываетс€ непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в образовательном процессе, в разработке тематики учебно-исследовательской и опытнической работы, что ведет к повышению качества образовательной де€тельности, преемственности образовательных уровней, к развитию творческих способностей обучающихс€. ѕод руководством ученых и педагогов дети овладевают технологией исследовательской работы (выбор темы Ч постановка проблемы Ч изучение теории Ч овладение методикой исследовани€ Ч анализ Ч обобщение Ч выводы Ч рекомендации).

Ќаблюдени€ и результаты исследований, проведенных в научных обществах обучающихс€, в научных комплексных экспедици€х, на учебно-опытных участках, оформл€ютс€ в виде различных исследовательских работ: реферативных, описательных, экспериментальных и др. — этими работами юные исследователи выступают на различных конференци€х регионального и всероссийского уровн€.

ќсновной объем учебно-исследовательской работы с обучающимис€ образовательных учреждений г. ћосквы проводитс€ в период поездки детей в природу Ч от однодневных экскурсий до многодневных экспедиций. »тоги такой работы подвод€тс€ на городской конференции экспедиционных экологических отр€дов, которую начина€ с 1984 года проводит ћосковска€ городска€ станци€ юных натуралистов. XXII конференци€ состо€лась 25 но€бр€ 2007 года.

”чебно-исследовательска€ де€тельность на ћ√—ёЌ в последние годы проводитс€ по зоологическому и ботаническому направлению, а также в области комплексного исследовани€ экосистем, в том числе Ч на территории города. ѕриоритетными направлени€ми учебно-исследовательской работы на данный момент €вл€ютс€:

  • экологи€ городской среды;
  • биоиндикаци€ состо€ни€ воздушной и водной среды ћосковского региона;
  • ландшафтна€ экологи€ и радиоэкологи€;
  • видеоэкологи€;
  • зональные и региональные ботанические исследовани€;
  • орнитологические исследовани€;
  • энтомологические исследовани€.

“аким образом, учебными исследовани€ми юннатов охвачены и традиционные объекты общей экологии, и урбоэкологические €влени€ и процессы.

√отов€сь к 90-летию юннатского движени€, работники ћосковской городской станции юных натуралистов, бережно хран€ традиции, испытанные временем, наход€тс€ в поиске инновационных форм экологического образовани€ детей и молодежи, что емко сформулировано в девизе работы ћ√—ёЌ Ђ—тремитьс€ к новому, сохран€€ старое!ї.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020