јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

»з истории натуралистического движени€ –оссии

ј.Ѕ. ћаслов, кандидат биологических наук, методист ћ√—ёЌ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2008
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

¬ 2008 году исполн€етс€ 90 лет государственной системе дополнительного образовани€ детей и юннатскому движению –оссии. ённатское движение в стране возникло после создани€ в 1918 году в —окольниках Ѕиологической станции. Ѕиологическа€ станци€ юных натуралистов (ЅёЌ) им.  . ј. “имир€зева была организована ќтделом народного образовани€ —окольнического совдепа (—ќЌќ) г. ћосквы 15 июн€ 1918 года. ≈е первоначальное наименование: Ђ—танци€ юных любителей природыї. ќригинал решени€ об организации станции хранитс€ в Ќаучном архиве јкадемии педагогических наук –—‘—– (“еперь Ч јрхив –оссийской јкадемии образовани€. ј. . Ѕруднов так характеризовал это событие: Ђ¬ 1918 году в ћоскве, в —окольниках, открылось первое государственное внешкольное учреждение Ч —танци€ юных любителей природы (с 1920 годаЧ Ѕиостанци€ юных натуралистов им.  . ј. “имир€зева), положившее начало государственной системе внешкольного (дополнительного) образовани€ детейї. «арождение юннатского движени€ в нашей стране с самого начала было тесно св€зано с де€тельностью и с историей ÷ентральной станции юных натуралистов. ённатское движение стало той прит€гательной силой, вокруг которой в дальнейшем формировалась и развивалась натуралистическа€, опытническа€ и, как теперь говор€т, работа юннатов эколого-биологической направленности в стране. Ќа —танции юннатов в —окольниках в первые годы работало несколько натуралистических кружков. ќ некоторых из них мы только упом€нем, на де€тельности других остановимс€ подробнее. —тать€ носит характер предварительного исследовани€ т. к. сведени€ по затрагиваемым в ней вопросам рассе€ны по дес€ткам документов: стать€м, книгам, документам архивных хранилищ и их планомерное изучение еще только начинаетс€.

¬ один из июньских дней 1918 года многие жители ћосковской окраины Ч —окольников останавливались у напечатанных крупным шрифтом небольших объ€влений:

"—танци€ юных любителей природы —окольнического —овета –абочих ƒепутатов

ƒети рабочих Ч школьники, подростки и рабоча€ молодежь, люб€щие природу, серьезно интересующиес€ ею, и желающие изучать природу, приглашаютс€ записыватьс€ посто€нными практикантами на —танцию юных любителей природы. Ќа —танции будут проводитьс€ наблюдени€ над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности пчел) и других животных; опыты над различными растени€ми, составление коллекций и т. д. ѕрием бесплатный, число мест ограничено. —танци€ обращаетс€ также с просьбой ко всем юным любител€м природы доставл€ть на —танцию интересные и редкие экземпл€ры животных (зверьков, птиц, пресмыкающихс€, земноводных, рыб, насекомых и т. д.), вод€щихс€ в —окольниках и в Ћосином острове. «апись и справки ежедневно, кроме понедельника и четверга, от 5 до 7 часов вечера (—окольничь€ роща, –остокинский проезд, дача —о<до>мова: телефон Ч —окольники Ц 52, —танци€ юных любителей природы).

«аведующий станцией Ч ¬сесв€тский".

ѕо объ€влени€м записалось 17 человек детей в возрасте 10-15 лет. ѕо€вились первые юннаты, началось юннатское движение. ѕервое врем€ каждый практикант под руководством педагогов —танции индивидуально вел в природе и на территории —танции наблюдени€, которые ему были интересны Ч над птицами, животными, насекомыми, растени€ми. ѕрактиканты также охотно ухаживали за растени€ми и животными на —танции, вели записи наблюдений и подробные дневники.  ружки на —танции по€вились позже. ѕервое затруднение, с которым столкнулс€ педагогический коллектив —танции, заключалось в большой неоднородности общей учебной подготовки детей. ѕоэтому в зависимости от уровн€ знаний и возраста детей условно разделили на старшую и младшую группы. ¬ то врем€ в стране еще не было общей государственной школьной программы. ¬ программу обучени€ воспитанников —танции входило регул€рное преподавание русского €зыка, математики, астрономических и метеорологических наблюдений, музыки, чтени€, немецкого €зыка, техники монтировани€ биологических коллекций, рисовани€, фотографии.  лассные зан€ти€ по биологии вел Ѕ. ¬. ¬сесв€тский. ѕроводились уроки по анатомии и физиологии растений и животных, по основам эволюционного учени€, генетике и селекции, техники препарировани€ живых объектов, по основам работы с микроскопом и другие. ѕараллельно с классными зан€ти€ми дет€м предлагались разнообразные темы самосто€тельных натуралистических работ: Ђќпыты с проращиванием сем€нї, Ђ—леды птицї, Ђѕолевые мыши и их жизнь зимойї и много других.

 аждый из обучающихс€ по интересующей его теме по результатам опытов или данных научной литературы должен был уметь в течение двух недель написать реферат и зачитать (защитить) его перед сверстниками и преподавател€ми. “акое обучение €вл€лось серьезной базой будущих успехов детей в их самосто€тельной натуралистической работе.

  лету 1919 года у юннатов —танции уже более четко определились пристрасти€ и интересы в работе. ƒл€ удовлетворени€ этих интересов было сформировано четыре кружка: Ђќгородникиї (ботаники); Ђѕтичникиї, (орнитологи); ЂЌасекомникиї (энтомологиї); Ђ¬одолюбыї (гидробиологи). –аботавшие в 1918 году на —танции в качестве приход€щих, юные натуралисты с весны 1919 года поселились на —танции в колонии. —ама школа-колони€ на —танции была создана дл€ юных натуралистов. ѕозже на ЅёЌ были дополнительно организованы и активно работали следующие кружки: —ельскохоз€йственный, ќбщественно полезный труд, ќрганизаци€ уголков живой природы и лабораторных зан€тий в школах, “руд и здоровье человека, ћетодика кружковой работы, ћетодика изучени€ эволюционного учени€, ѕогода и сезонные €влени€. — 1919 года Ѕиостанци€ выдвинула дл€ опытной педагогической работы с детьми отрасли, наиболее доступные дет€м: огородничество, садоводство, пчеловодство, лесоразведение, Ђмелкоеї животноводство, рыбоводство и, особенно, куроводство.   1919 году на —танции юных любителей природы занималось около 60 человекЕ

19-21 марта 1924 года в ÷ентральном доме кресть€нина состо€лась общемосковска€ конференци€ кружков юных натуралистов, созванна€ Ђлетучим отр€домї  ружка натуралистов Ѕиостанции.

¬ 1924 году 13-15 июн€ в ћоскве, при самом активном участии педагогов и членов  ружка юннатов —танции, был проведен ¬сесоюзный съезд юных натуралистовЕ

  1926 году  ружок юных натуралистов Ѕиостанции, организованный в 1919 году, €вл€лс€ базовым, опытным кружком ÷ентрального Ѕюро юных натуралистов. Ќа основе опыта работы этого кружка, при его технической помощи ÷ентральное Ѕюро осуществл€ло в те годы свое руководство натуралистическими кружками на местах. Ёто еще раз свидетельствует о том, что де€тельность Ѕиостанции и  ружка юных натуралистов оказывала большое положительное вли€ние на общее развитие юннатского движени€ в стране. ÷ентральное Ѕюро проводило свою инструкторскую, руковод€щую работу через аппарат, состо€вший из членов натуралистического кружка ЅёЌ. ѕосто€нно работало три отдела: организационно-инструкторский, отдел корреспонденции и издательский. —ам кружок юных натуралистов делилс€ на две секции (по возрасту и опыту работы). ћладшие юннаты входили в натуралистическую секцию (35 человек в 1926 году). –абота в ней определ€лась интересами детей: ботаники, энтомологи, орнитологи, метеорологи, астрономы и др. ќни осуществл€ли только первоначальную, ориентировочную работу в природе. Ѕолее опытные и взрослые юннаты входили в исследовательскую секцию, вели уже более углубленную исследовательскую работу и специализировались на изучении целого р€да направлений и дисциплинЕ

Ѕиостанци€ в целом и  ружок юных натуралистов €вл€лись в те годы инициаторами р€да юннатских съездов и конференций местного и союзного масштаба, что дало большой положительный импульс дл€ массового развити€ юннатского движени€ в стране в целом. »з изложенного выше очевидно, что  ружок юных натуралистов также играл очень большую образовательную, просветительскую роль в деле подготовки к самосто€тельной натуралистической де€тельности обучающихс€ в его стенах юношей и девушек. ќчевидна и его больша€ роль в деле развити€ юннатского движени€ в стране. “аким образом, к 1926 Ц 1927 году  ружок юных натуралистов ÷ентральной станции сформировалс€ полностью. Ѕез значительных изменений структуры или функций он продолжал активно и плодотворно работать до начала 30-х годов ’’ столети€. ¬ начале 30-х годов дл€ —танции юных натуралистов наступили большие перемены. Ќо это уже друга€ истори€, котора€ еще ждет своих заинтересованных исследователей.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019