јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ёколого-психологический тренинг как эффективное средство воспитани€
экологического сознани€ подростков в услови€х городского лагер€

“урдакова ¬.¬., ÷ентр экологического образовани€ и устойчивого развити€

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2005
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

ќсновной целью любых экологических меропри€тий €вл€етс€ формирование экологической культуры людей. Ѕазисом экологической культуры €вл€етс€ система экологических знаний, умений и навыков. ќднако знани€ только тогда превращаютс€ в действие, когда воспитано экологическое сознание, результатом про€влени€ которого €вл€етс€ ответственное отношение к своему поведению.

¬ психологическом плане ответственное отношение Ч это сложное образование. ¬ его становлении и развитии в равной мере участвуют и знани€, и чувства. „тобы стать основой повседневной де€тельности и поведени€, знани€ должны осознаватьс€. Ёто осознание приходит в процессе их Ђпрочувствовани€ї и эмоционального Ђпереживани€ї. ƒл€ подростков, выросших в сельской местности, знани€ и эмоциональное отношение к окружающей их природе €вл€ютс€ частью их повседневной жизни. ¬ отличие от них, городские дети получают абстрактные знани€, которые не имеют применени€ в их каждодневной жизни. Ёти знани€, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека. Ќо как быть, если дети ежедневно вид€т урбанизированную среду обитани€? ƒл€ городских подростков знани€, полученные на уроках, экскурси€х, в походах, в результате проектной де€тельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических зан€тий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

Ёколого-психологический тренинг Ч комплексна€ форма экологического образовани€, основанна€ на общей методологии социально-психологических тренингов и направленна€ на коррекцию и развитие отношений школьника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Ёкологический тренинг позвол€ет решать следующие задачи:

  • расширение индивидуального экологического пространства, формирование у человека способности ощущать себ€ частью природы, общества, коллектива;
  • формирование позитивного взгл€да на себ€ и окружающий мир в целом;
  • коррекцию и формирование целей взаимодействи€ человека с природными объектами.

Ёколого-психологический тренинг, разработанный психологами школы є 1018 дл€ летнего экологического лагер€, носит название Ђя Ч частица мироздани€, ответственна€ за мирї..

÷ель программы Ч воспитание у школьников:

  • согласи€ с самим собой, людьми и природой
  • ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека.

«адачи программы:

  • привитие участникам тренинга осознани€ себ€ как части природы, наделенной разумом и ответственностью за мир;
  • формирование у школьников отношени€ к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познани€;
  • развитие эмпатического воспри€ти€ себ€, других людей, животных и растений;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы психики, приобретение навыков работы в группе, успешного общени€ и умени€ решать задачи совместно.

ѕрограмма тренинга рассчитана на 8 зан€тий по 2,5 часа. ¬ группе не более 16 человек. «ан€ти€ провод€тс€ в просторном помещении, в котором можно поставить стуль€ в круг.

«ан€тие: Ђћир, который мен€ окружаетї.

÷ель зан€ти€: развитие эмпатии к объектам окружающей природы, умение сотрудничать, дл€ достижени€ общих целей (–абота проходит в три этапа).

1 этап. ѕодготовка к работе, разминка.

1. ”пражнение Ђƒеревої.

÷ель упражнени€ Ч вы€вить настроение участников группы.

»нструкци€: Ђ«акройте глаза и представьте себ€ каким-нибудь деревом. ѕодумайте, какое оно, кака€ погода, как себ€ чувствует ваше дерево?ї

јнализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлени€х.

”пражнение занимает 15 минут.

2. ”пражнение.

÷ель упражнени€ Ч усиление доминантности отношени€ к природе, сосредоточение внимани€.

ћатериалы: м€ч.

»нструкци€: Ђ—ейчас мы будем бросать друг другу м€ч. “от, кто бросает м€ч, говорит, одно из трех слов: Ђводаї, Ђвоздухї, Ђземл€ї. “от, кто ловит м€ч, говорит, если прозвучало слово Ђвоздухї Ч название птицы, во втором случае Ђземл€ї Ч животное, если было сказано Ђводаї Ч название рыбы. –еагировать нужно как можно быстрее

јнализ: √руппа рассказывает, какие сложности возникли в ходе упражнени€?

”пражнение рассчитано на 15 минут.

2 этап. ќсновна€ часть.

1. ”пражнение Ђѕрирода в моей жизниї.

÷ель Ч узнать отношени€ участников тренинга к окружающей их природе.

ћатериалы: лист бумаги и ручка.

»нструкци€: каждому участнику предлагаетс€ написать в столбик цифры от 1 до 10 и дес€ть раз письменно закончить высказывание: Ђѕрирода дл€ мен€Еї, (Ђѕрирода в моей жизниЕї).

јнализ: после того, как участники напишут свои высказывани€, им предлагаетс€ рассказать группе о своем опыте общени€ с природой, о своих мысл€х по этому поводу. –ассказать насколько легко или трудно было каждому участнику справитьс€ с этим заданием.

”пражнение занимает 30 минут.

2. ”пражнение.

÷ель Ч возможность обратитьс€ к миру с важным посланием или просьбой. ѕри этом учащиес€ могут потренироватьс€ в формулировании экологических требований и в сотрудничестве друг с другом.

ћатериалы: бумага и карандаши, большие листы бумаги, цветные мелки или фломастеры Ч по количеству группы.

»нструкци€: объединитесь в группы по четыре человека и выберите тему, котора€ вам нравитьс€, например:

Ј ак можно сберечь воду?

Ј ак можно сохранить лес?

Ј аким образом можно защитить права животных? и т.д.

«атем приготовьте все вместе речь, которую потом произнесет один из вас. ≈сли хотите, вы можете произнести свою речь все вместе. ¬ы можете написать и нарисовать плакат, в котором сообщите миру о своих требовани€х, или же все вместе сочините пьесу, котора€ привлечет внимание к выбранной вами теме. ” вас есть 20 мин. на подготовку.

ƒайте возможность каждой четверке представить свое послание.

јнализ:

Ј ак протекала работа в твоей группе? FACE="Symbol"

Ј“рудно ли было найти общую тему?

Јƒоволен ли ты результатами работы группы? FACE="Symbol"

Јѕочему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами?

ЈЅыл ли ты когда-нибудь на демонстрации?

Ј ѕринимал ли кто-нибудь из твоей семьи хоть раз участие в той или иной гражданской инициативе?

”пражнение рассчитано на 40 минут.

3. ”пражнение.

÷ель Ч развитие эмпатии к объектам окружающей природы. ќсновные технологии взаимодействи€ с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношени€ к природе.

ћатериалы: бумага, ручка.

»нструкци€: Ђƒавайте поговорим о том, что каждый из вас должен делать, дл€ улучшени€ состо€ни€ окружающей среды. „ем вы можете помочь природе? ѕодумайте и запишите. Ќа это вам даетс€ 5 минутї. ѕосле того, как участники расскажут о своих об€занност€х, они должны сделать общий вывод.

јнализ: участники рассказывают, за что чаще всего были ответственны члены группы?  ому, было трудно определить, какого рода ответственность он должен нести? ≈сли было трудно прийти к общему выводу, то почему? и т. д.

”пражнение рассчитано на 35 минут.

3 этап. «аключение.

¬ конце тренинга следует спросить, есть ли у кого-либо из членов группы желание высказатьс€ по поводу проделанной работы. «акончить тренинг следует упражнением Ђƒеревої.

÷ель упражнени€ Ч узнать, изменилось ли настроение участников группы после тренинга.

»нструкци€: Ђ«акройте глаза и представьте себ€ каким-нибудь деревом. ѕодумайте, какое оно, кака€ погода, как себ€ чувствует ваше дерево?ї

јнализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлени€х.

”пражнение занимает 15 минут.

јнализ тестировани€.

Ќа первом и на последнем зан€тии проводитс€ тестирование по комплексу методик, подобранных в рамках экспериментальной площадки экологического образовани€ на базе школы є 1018. ѕредлагаемый комплекс методик дает возможность оценить результаты и динамику результативности меропри€тий по экологическому образованию в определенном интервале времени (в нашем случае в рамках работы экологического лагер€ в течение мес€ца).

Ѕезусловно, экологические меропри€ти€, проводимые в лагере (походы, экскурсии), оказывают вли€ние на усиление интересов подростков в области экологии и природы. “ак по методике Ђјнкета определени€ уровн€ мотивации изучени€ экологииї можно проследить повышение уровн€ интересов всех участников лагер€ к экологическим проблемам и получени€ новых знаний в этой области...

“аким образом, психологический тренинг €вл€етс€ необходимой составл€ющей меропри€тий в экологическом лагере, так как именно упражнени€ тренинга позвол€ют вспомнить, обсудить с другими, снова пережить и прочувствовать те новые знани€, которые были получены в ходе других экологических меропри€тий. »менно чувственна€ переработка полученной ранее информации позвол€ет сформировать новые экологические установки личности. ј также совместное выполнение упражнений формирует желание сотрудничать и достигать цели совместными усили€ми, учит реб€т взаимодействовать друг с другом, что повышает эффективность любой де€тельности, в том числе и экологической.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020