јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ќрганизаци€ и проведение ботанических экскурсий в ћосковском регионе

». ј. —авинов, кандидат биологических наук, сотрудник ћ√—ёЌ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2006
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

Ёкскурси€ в природу как особа€ форма организации педагогического процесса имеет в нашей стране довольно длинную историю и тесно св€зана в первую очередь с историей юннатского движени€ (котора€, собственно говор€, и началась с первой экскурсии 15 июн€ 1918 года в —окольниках), а также с потребност€ми студентов и преподавателей ¬”«ов.

÷ель ботанической экскурсии Ч непосредственное знакомство учащихс€ с растени€ми, особенност€ми их жизнеде€тельности, ролью в природе, св€зью с другими организмами Ч бактери€ми, грибами и животными. Ѕотанические экскурсии имеют огромное обучающее и воспитательное значение, поскольку дают возможность близко и конкретно ознакомитьс€ с растительным миром и наблюдать растени€ непосредственно в природе. “аким способом можно ознакомить учащихс€ с разнообразием этого царства живых организмов, дать методы и навыки изучени€ €влений и предметов природы в их естественной среде, показать важность и необходимость охраны растительного мира планеты.

Ќе секрет, что важнейшими задачами, сто€щими перед учителем при подготовке экскурсии, €вл€ютс€: необходимость показать разнообразие природных сообществ, многообразие взаимосв€зей, существующих между различными живыми организмами (бактери€ми, грибами, растени€ми и животными), знакомство с редкими и исчезающими видами местного кра€. ¬ообще, без полноценной экскурсии в природу невозможно привить учащимс€ такие важные качества, как наблюдательность и способность анализировать €влени€ природы, научить правильно оценивать взаимоотношени€, взаимосв€зи между различными организмами и факторами среды и многое другое. “олько в ходе экскурсии слушатели превращаютс€ из Ђпассивныхї наблюдателей €влений природы в активных, способных проанализировать увиденное, описать и зарисовать объекты, сделать важные выводы о необходимости охраны тех или иных видов.

—бор гербари€ во врем€ экскурсии

—овременной науке известно не менее 400 000 видов высших растений, 30000 видов водорослей и около 100000 видов грибов. –азобратьс€ в этом многообразии ученым-ботаникам помогает гербарий. √ербарий Ч это научна€ коллекци€ правильно собранных и засушенных растений. ѕолучившие в последние годы широкое распространение так называемые цифровые гербарии не способны целиком заменить подлинных образцов, дополнительную информацию из которых могут добывать новые поколени€ ботаников. —бор такого материала учитель с учащимис€ могут осуществл€ть во врем€ выездов...

ќсобенности организации экскурсии

—реди особенностей организации ботанических экскурсий можно отметить следующие: огромное разнообразие ботанических объектов (растений), которые могут быть встречены на экскурсии. ƒело в том, что в школьном курсе ботаники изучаютс€ не только высшие растени€ (папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные), но и Ђнизшиеї (бактерии, грибы, лишайники, водоросли), с которыми также надлежит познакомить экскурсантов.  оличество одних только высших сосудистых растений в средней полосе –оссии исчисл€етс€ примерно 2000 видов, однако перед преподавателем не стоит задача познакомить учащихс€ со всем этим разнообразием. √лавное здесь Ч тщательно подобрать соответствующий материал исход€ из поставленных задач. Ќами выдел€етс€ еще одна деталь: ботанические объекты отличаютс€ известным посто€нством состава в том или ином месте, чего не всегда можно ожидать при подготовке зоологических экскурсий. ќднако все же климатические услови€ (температура воздуха, освещенность, наличие дожд€ и т. д.) определ€ют фенофазу того или иного вида растени€, что имеет значение при определении сроков цветени€, плодоношени€, распускани€ почек и роста листьев на молодых побегах. “акже немаловажен размер растений и их частей (органов).  онечно, большинство представителей растительного царства достаточно крупные, однако иногда даже при определении крупных видов необходимо посмотреть мелкие признаки, скажем, опушение на молодых побегах или листь€х. ќтсюда возникает необходимость в правильном техническом оснащении экскурсии, в частности, наличи€ луп. ¬ажно обратить внимание на технику демонстрировани€ растений. ќбычно, приход€ в подход€щее место, вы можете предложить каждому участнику экскурсии вз€ть в руки то или иное растение или его часть. «десь важно помнить, что отдельные виды растений могут быть единичными, особенно редкие и исчезающие из природной флоры, поэтому необходимо заранее изучить списки таких видов дл€ района проведени€ экскурсии, познакомить с этими растени€ми учащихс€, использу€ рисунки и фотографии.

“ипы ботанических экскурсий

»сход€ из основных задач, сто€щих перед организатором экскурсии, можно выделить несколько типов (принципов организации) ботанических экскурсий. ѕожалуй самый главный Ч локальный принцип. ћатериал группируетс€ по св€зи со средой обитани€ (берег водоема, растени€ леса, луга, верхового болота и т. д.). Ёто позвол€ет преподавателю успешно спланировать обзорную экскурсию, при которой имеетс€ возможность провести св€зи между различными живыми организмами и средой их обитани€. ќпыт многих педагогов говорит об эффективности такого способа ведени€ экскурсии. ¬торым по важности можно назвать сезонный принцип. ћатериал группируетс€ по временам года (весенние, осенние, зимние). “оже довольно попул€рный тип экскурсий, который провод€т многие преподаватели, причем в услови€х умеренного климата средней полосы он становитс€ весьма актуальным.  роме того, отдельные группы растений могут быть найдены и изучены только в определенный период (например, весенние и осенние эфемероиды, эфемеры).

“ретьим принципом €вл€етс€ эколого-биологический. Ёкскурсии типа Ђ–астени€-хищникиї или Ђрастени€-паразитыї; изучение способов освоени€ растени€ми территорий (лианы, эпифиты); экскурсии с использованием методов биоиндикации (лишайники, некоторые древесные растени€). », наконец, следует обратить внимание на систематический принцип, имеющий большое значение в школьном курсе ботаники. ƒостаточно напомнить о том, что разбор представителей отдельных семейств цветковых растений (крестоцветных, пасленовых, бобовых, розоцветных и др.), а также отделов высших растений (например, папоротниковидных или голосеменных) может логически завершатьс€ экскурсией в лес, на луг, или просто в ботанический сад.

ћетодика ведени€ экскурсии

Ёкскурси€ должна быть предварительно подготовлена: выбрана тема и составлен план, обследовано место проведени€ экскурсии, составлен маршрут, проведена предварительна€ беседа с учащимис€, на которой четко определены дл€ них цель и задачи экскурсии. Ќеобходимо обратить их внимание на важность ведени€ полевого дневника.

”чащиес€ занос€т туда сведени€ об увиденных растени€х, их диагностических признаках, экологии, делают рисунки.  роме того, полезным будет также ведение флористической тетради, котора€ постепенно заполн€етс€ увиденными видами по систематическим группам, с указанием характерных признаков, мест обитани€, значение (€довитые, сорные, особо отмеча€ редкие виды).

Ќа экскурсии необходимо говорить лишь о тех растени€х, которые можно показать. ѕо возможности надо стремитьс€ обеспечить каждого участника изучаемым объектом. —пособствовать активности участников экскурсии, поддержание интереса и мотивации. » в завершение закрепить материал, полученный в ходе экскурсии и провести заключительную беседу.

ѕриродные услови€ ћосковского региона

“ерритори€ ћосковской области расположена в —редней полосе –оссии, в центральной части ¬осточно-≈вропейской (–усской) равнины, в междуречье ¬олги и ќки. ѕо характеру поверхности представл€ет собой чередование холмистых возвышенностей и плоских низин. ¬ области довольно много озер.  лимат умеренно-континентальный. —пециалисты выдел€ют 8 ботанико-географических районов ћосковской области, отражающие неоднородность ландшафтов и типов растительности в пределах рассматриваемой территории. —еверный Ч район боров и болот ѕриволжской низменности. «анимает северную и северо-западную части области.  линско-ƒмитровский Ч район преобладани€ еловых лесов с сосной и дубом на глинистых плато  линско-ƒмитровской возвышенности. ≈сть участки с преобладанием дуба на плато. «ападный Ч район, близкий к предыдущему по общему характеру растительного покрова, но характеризующийс€ несколько меньшей ролью дуба и дубравных элементов. √раница между этими двум€ районами приблизительна и в значительной мере условна. –айон выдел€етс€ в цел€х более конкретной характеристики распространени€ видов. ¬осточный Ч район боров и болот ћещерской низменности. ёжный Ч район широколиственный лесов с елью, без сфагновых болот на водоразделах. ёго-восточный Ч район широколиственных лесов с €сенем, без полевого клена; ель встречаетс€ редко, в виде незначительной примеси. ѕриокский Ч район боров песчаных террас левобережь€ р. ќки со значительным участием во флоре южных элементов. «аокский Ч район широколиственных лесов с €сенем и полевым кленом, без ели; сосна только как вторична€ порода на эродированных склонах. ёжна€ половина —еребр€нопрудского административного района (южнее р. ќсетра) резко отличаетс€ от всей остальной области черноземными почвами и принадлежит к лесостепи.

ѕредлагаемые маршруты экскурсий

Ќами предлагаютс€ следующие маршруты экскурсий.

Ј Ќа севере ћосковской области интерес представл€ют болотистые берега малых рек с обилием редких видов растений, в частности, из семейства орхидных. ѕод ƒмитровым интерес представл€ют довольно большие участки хвойно-широколиственных лесов, с преобладанием ели и берез.

Ј Ќа северо-западе и западе области можно посетить верховь€ р.  л€зьмы (исток  л€зьмы восточнее г. —олнечногорска расположен среди большого массива березово-елового леса ¬ерхнекл€зьменского лесничества) и междуречье рр. Ѕол. и ћал. —естра, т.н. ЂЋотошинский рыбхозї (в междуречье рек, в непосредственной близости от границ «авидовского охотхоз€йства, расположен большой массив елового леса с примесью березы и ольхи. «десь также много верховых болот с обилием характерных видов)Е

¬ статье представлены лишь некоторые варианты ботанических экскурсионных программ, проведение которых возможно на территории ћосквы и ћосковской области. Ѕолее подробно они рассматриваютс€ автором в книге ЂЅотанические экскурсии по ћоскве и ћосковской областиї (2006). ¬ этом издании также подробно рассматриваютс€ основные типы растительных сообществ, представленные в данном регионе, а также некоторые методики сбора, исследовани€, наблюдени€ за растени€ми, применимые во врем€ экскурсионных маршрутов.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020