јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> Ў ќЋј ƒ» ќ… ѕ–»–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбща€ информаци€ о Ўколе ƒикой ѕрироды

Ўколе ƒикой ѕрироды - 10 лет !

ћарина ¬анюшкина, 2005

10 лет в дикой природе

10 лет администраци€ Ќовочебоксарска проводит в ѕрисурском заповеднике Ўколу дикой природы. —юда приезжают уже подготовленные реб€та Ц не каждый сможет прожить три недели в лесу. “ем более, что выживание в походных услови€х в окружении комаров Ц не главна€ задача. —амое важное Ц показать реб€там, как правильно готовить и оформл€ть научные работы, ведь каждый выпускник школы Ц это потенциальный ученый-биолог.

- «а 10 лет через Ўколу прошло 600 человек, - рассказывает начальник отдела экологической безопасности Ќовочебоксарска јндрей Ўиршов, - 10 из них стали профессиональными биологами, остальные Ц просто хорошие люди. ¬се выходцы Ўколы дикой природы уверенно поступают в ¬”«ы: несколько человек попали в ћ√”, кое-кто поехал в аспирантуру за рубеж, на биофак в „увашии наши поступают с легкостью и защищают лучшие дипломы.

«аварил всю эту кашу √анецкий »горь ¬севолодович в далеком 1994 году вместе с јндреем ¬икторовичем Ўиршовым. “огда Ўколы дикой природы проводились по всей стране, а теперь наша Ўкола Ц единственна€ в стране. Ќа самом деле не просто организовать реб€т, подготовить их к жизни в походных услови€х, привезти в лес, опекать и кормить. Ќо в Ќовочебоксарске это не проблема. «а реб€тами зорко след€т: на каждого куратора приходитс€ по двое подопечных. Ќекоторые кураторы Ц студенты, выходцы Ўколы дикой природы, а некоторые подопечные Ц дети кураторов и основателей. ¬ общем, все в природе взаимосв€зано.

ƒети леса не бо€тс€

- ¬ лесу заблудитьс€ нельз€, - рассказывает Ўиршов јндрей ¬икторович, - ≈сли все врем€ идти пр€мо, рано или поздно выйдете на дорогу. ћой личный рецепт: намечаю себе три дерева в р€д и иду вдоль них по пр€мой. ƒохожу до второго дерева, выбираю третье и так далее. Ќаши леса поделены на километровые квадраты, по их периметру продолжены дороги. ≈сли с собой есть карта и компас Ц не заблудитесь. ј вот по мху на деревь€х ориентироватьс€ нельз€. ѕопробуйте, зайдите в чащу и посмотрите, с какой стороны у дерева мха больше? Ќи с какой. Ќо реб€та, которые прошли Ўколу дикой природы, не заблуд€тс€, потому что мы учим их всегда находить дорогу домой. Ќа первой Ўколе, правда, случилс€ прецедент. ѕотер€лс€ московский мальчик Ц не пришел к ужину. Ѕыло это зимой.  ураторы запаслись фонар€ми и отправились в лес на поиски. ќдин из них заметил огонек и пошел навстречуЕ  ак оказалось, мальчик, возвраща€сь в лагерь, заблудилс€. «аметив, что стемнело, он не стал паниковать и решил переждать ночь в лесу, а утром найти дорогу. ѕаренек все сделал правильно: наломал сухосто€, развел костер, устроил себе шалаш, даже ботинки сушить поставил, тут и инструкторы подошли. ј так дети у нас одни в лес не ход€т, только с куратором.

ѕроблемы у наших подопечных не возникают. —амый опасный зверь в лесу Ц это человек. ћы этому реб€т и учим. Ўкола проходит в самый безопасный период. ћедведь в это врем€ спокойно ест малину в лесу и человека не трогает, к лос€м опасно подходить во врем€ гона, но он прошел, кабаны опасны, когда выращивают потомство, а это будет только осенью. Ћагерь тревожат только местные жители, и иногда коровы.

» все-таки Ўкола

ённаты провели три недели на берегу —уры в палаточном лагере. «десь мало свободного времени Ц нужно сделать и защитить свою научную работу, пройти лекции, пообщатьс€ с друзь€ми, наконец, позагорать и поиграть. ј еще есть и свои дела, 17-летний јндрей Ћьвов, например, готовитс€ к поездке на јлтай и, лаза€ на лагерном альпинарии, выделывает такие штуки, от которых у взрослых кружитс€ голова. ѕодъем на 3000 метров ему не страшен.

«десь четкий распор€док ¬ 7.30 подъем, в 9.00 Ц завтрак, до обеда сбор материалов дл€ научно-практических работ, после обеда лекции. ¬ 20.00 ужин, а потом и отдыхать можно.

- ћы тут играем, загораем, у кого конечно врем€ свободное есть, - говорит 13-летний –ома јндреев, автор работ по коршунам, - перед Ўколой дикой природы € год готовилс€, посто€нно ходил в походы, наблюдал за хищными птицами и ласточками и один раз видел, как ласточки собрались вместе и погнали хищника.

Ёксперты школы дикой природы говор€т, что это редкое €вление и даже посоветовали мальчику в будущем написать об этом статью. —ами реб€та относ€тс€ к своим работам серьезно. ¬от бы студентам поучитьс€ у них.

 андидаты в науку

” нас прин€то считать, что научную работу делает либо студент в очках, либо профессор с бородой. ¬ Ўколе дикой природы наукой занимаютс€ даже третьеклашки. ƒоклады, которые делают реб€та, соответствуют 3-4 курсу биофака, а их результаты можно использовать и в министерстве природных ресурсов. ќдна из участниц работала над темой естественной возобновл€емости дубрав. ƒл€ этого девочка пересчитала, перемерила и проверила сотни дубов на площади в несколько гектаров. ј ведь она даже еще не студентка!

–еб€т учат, как правильно делать научную работу: четко сформулировать цель, поставить задачи, собрать материал, проанализировать и сделать выводы строго по заданной тематике. «десь не отписываютс€, ученики знают свою тему досконально.

ѕосле школы организаторы устроили научно-практическую конференцию. ≈сли во врем€ зан€тий у реб€т не было времени узнать, чем занимаютс€ их собрать€ по палаткам, то теперь они забрасывали вопросами каждый доклад. »звестно ли вам, какова средн€€ длина чувашского ужа, чем отличаетс€ зарастание озера от заболачивани€, сколько раз ласточка залетает в нору за день? ј им известно.

–ади своих докладов реб€та часами просиживали у муравейников, лазали по озерам, собира€ водную растительность, замер€ли величину и форму берегов —уры, лазали на обрыв наблюдать за ласточками, ловили и считали птиц, €щериц и ужей, а потом отпускали их на волю. ћногие работы были новаторскими, например, растительность озер ѕрисурского заповедника изучалась впервые.

Ќаукой занимались не только ученики, но и их кураторы. ¬ этом году они решили сделать доклад на тему ЂЌаиболее частые позывы, издаваемые юннатами во врем€ Ўколы дикой природыї.  ак оказалось, самые попул€рные: Ђааа..ї, ЂоооЕї, ЂуууЕї, и ЂЌаталь€ ёрьевнааа!..ї. ≈сли серьезно, ќльга јлександровна  алашникова обнаружила в заповеднике гнездо орлана белохвоста. Ёта птица водитс€ в „увашии, но найти гнездо Ц это больша€ редкость. ј сама находка Ц серьезна€ тема дл€ научной статьи.

Ѕайки ветеранов

√анецкий »горь ¬севолодович Ц почетный гость Ўколы дикой природы, а в свое врем€ был организатором. ¬ последний вечер школы дикой природы он рассказал реб€там, с чего все началось.

ѕервый лагерь состо€лс€ в 1992 году в Ќовгородской области. » надо сказать, это был первый лагерь в истории цивилизации школ дикой природы. “огда мы привезли в лагерь тридцать детей, сели друг перед другом и назвали все это педсоветом. —тали думать, что делать дальше с детьми, они ж нас съед€т. » решили, а пусть они занимаютс€ исследовательскими работами. ¬се было как сейчас.

Ќам така€ работа понравилась, и когда мы вернулись в ћоскву, то решили превратить Ўколу в программу. ¬ 1994 году нас поддержал фонд —ороса. ¬ тот же год мы начали сотрудничать с Ќовочебоксарскими коллегами, причем тоже довольно странно Ц с местным организатором Ўиршовым јндреем ¬икторовичем, € познакомилс€ совершенно случайно на берегу „ерного мор€. ј в 1995 году мы уже провели первую совместную школу. ѕотом јндрей ¬икторович подхватил флаг и теперь благодар€ всему этому вы, реб€та, попали на дес€тую юбилейную школу. ќна направила жизни многих реб€т. ¬от, например, был у нас —аша Ўариков - теперь он кандидат биологических наук, причем как ему показали в Ўколе сов, так он совами до сих пор и занимаетс€. ƒл€ мен€ лично это началось вот уже 13 лет назад. Ёто часть моей жизни, надо сказать, не сама€ плоха€ часть. » € благодарен за то, что мне позволили эту часть так прожить.

Ќаграды

Ќовочебоксарска€ администраци€ позаботилась о том, чтобы у каждого ученика осталась гордость от участи€ в Ўколе дикой природы.  аждый получил свидетельство об окончании, футболку, значок и общую фотографию на пам€ть. Ќу и, чтобы жизнь сладкой казалась, Ц сок и фрукты. ѕобедител€м конференции вручили завидные призы. —аша ѕалагина получила насто€щий походный рюкзак за работу по зарастанию озер. —пальники и книжки достались Ѕаранову —ергею (он исследовал вторичную сукцессию лугов) и Ћаврову јндрею за его монументальный труд по муравь€м. Ўеверталов —тепан получил жилетку и пенку за изучение русловых форм рельефа. ƒаже дл€ кураторов нашлись пам€тные подарки да общий на всех сервиз. ѕо отдельности кофейники, маленькие голубые чашечки ничего не значат, а вот вместе да еще с большим электрическим чайником они украс€т любую компанию и всегда напомн€т о дес€той юбилейной школе.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020