јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ƒ≈“— »≈ Ё —ѕ≈ƒ»÷»» >>> Ў ќЋј ƒ» ќ… ѕ–»–ќƒџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбща€ информаци€ о Ўколе ƒикой ѕрироды

"Ўкола ƒикой ѕрироды": педагогическа€ концепци€ и содержание проекта

ќ.¬. √лушенков

—амосто€тельна€ исследовательска€ де€тельность ребенка в любой отрасли знаний безусловно €вл€етс€ одним из стимулов дл€ развити€ его стремлени€ к посто€нному самосовершенствованию. ƒо недавнего времени практически не существовало возможности создать услови€ дл€ полевых исследований детей в области зоологии, ботаники и экологии. ¬ывозили детей дл€ зан€тий в природу единичные кружки, стимулируемые, как правило, личным энтузиазмом руководител€, которые имели небольшие возможности дл€ контактов друг с другом.

ќчевидно, что дать интересующемус€ природой ребенку полноценные знани€ о животном и растительном мире, а так же о многих других, более глубоких, аспектах зоологии и экологии, ограничива€ его контакты с природой обучением в пыльных аудитори€х, невозможно. “акую возможность дают экспедиции, но в них дети, как правило, выполн€ют научную работу, и эти работы €вл€ютс€ коллективными, выполненными по заказам других организаций (например, заповедников). ќднако, эта интересна€ и нужна€ форма де€тельности не всегда позвол€ет каждому отдельному члену кружка получать полные знани€, например по всему спектру полевых исследований в биологии, и, кроме того, требует серьезной предварительной подготовки учащихс€ - в экспедиции практически некогда учитьс€, это уже серьезна€ и ответственна€ работа.

ћногие известные нам (и наши в том числе) детские объединени€ решают эту проблему с помощью специальной организации учебного процесса: это теоретические зан€ти€, учебные выезды и экскурсии (при которой дети получают знани€ по интересующим их вопросам во врем€, свободное от школьных зан€тий).

√лавной особенностью в осуществлении собственно образовательного процесса €вл€етс€ активно использование методов практической экологии, в которых, в свою очередь превалируют исследовательские формы работы - помимо традиционных способов передачи знаний от преподавател€ к ученику (лекци€, семинар, учебна€ экскурси€) активно используютс€ ситуации, когда ученик сам в результате проведенных им исследований приходит к каким-то пон€ти€м и определени€м. ѕреподаватель в этом случае выступает более как руководитель и мастер-наставник, чем как просто носитель и передатчик информации. ƒол€ такой формы активности учащихс€ составл€ет примерно 70% от общего учебного времени и реализуетс€ в виде выездов в природу в выходные дни, экспедиций и выездных школ во врем€ каникул.

Ќо развитие кружков и объединений происходит в€ло, если они оказываютс€ изолированы, если затруднен обмен опытом, да и энтузиазм руководител€, как и сам руководитель, не вечны.  роме этого, существуют молодые кружки и молодые руководители, которые без системы обмена опытом и подготовки обречены на "изобретение велосипедов" и "наступание на грабли".

ћы попытались сделать что-то дл€ решени€ этой проблемы и, облада€ достаточным кадровым и методическим потенциалом, разработали и привели в действие программу экологического воспитани€ "Ўкола ƒикой ѕрироды".

ѕрограмма, которую мы представл€ем вашему вниманию, €вл€етс€ рабочей с 1992 года, когда при материальной поддержке ћосковской городской станции юных натуралистов, была проведена перва€ летн€€ полева€ Ўкола ƒикой ѕрироды дл€ московских школьников, занимающихс€ в биологических кружках. Ёта школа проходила в Ќовгородской области в окрестност€х деревни —лугино в июне-июле и длилась мес€ц. —ледует отметить, что главна€ особенность организации учебного процесса на наших школах была сформулирована с первого раза. ≈ю стали индивидуальные самосто€тельные исследовательские работы детей под руководством инструкторов.

ќсенью того же года мы провели Ўколу ƒикой ѕрироды во врем€ школьных каникул (но€брь) на базе национального парка "—моленское ѕоозерье" при поддержке смоленского педагогического института и центра "Ёкопол" .

— того момента было решено проводить полевые школы два раза в год в уже испытанные сроки, так как начало лета и середина осени во-первых €вл€ютс€ очень интересными и показательными сезонами дл€ проведени€ полевых экологических исследований, а так же совпадают со школьными каникулами. — тех пор было проведено уже 20 школ, и географи€ их значительно расширилась: это различные точки ѕодмосковь€, „уваши€, ћарий Ёл,  арели€.

–ешаемые Ўколами задачи многообразны: от ознакомлени€ с представител€ми флоры и фауны и проведени€ детьми больших развернутых исследований по особенност€м биологии и экологии отдельных видов до развити€ умений и навыков, св€занных с организацией быта в полевых услови€х (оборудование лагер€, приготовление пищи) и психологической адаптации в небольшой группе (умение бесконфликтно общатьс€ как с инструкторами, так и с другими учащимис€ и др.).

√лавна€ же цель, которую мы ставим перед собой при проведении школ - решение задач экологического воспитани€ посредством обращени€ к методам и приемам практической экологии, исследовательской де€тельности в дикой природе.

ƒетей дл€ участи€ в школах организационный комитет приглашает из числа учеников известных ему объединений, работающих с детьми, увлеченными биологией (кружки, биологические школы и др.) ћноголетние св€зи имеютс€ с клубом "Ѕемби" (г.ќбнинск).

¬ насто€щее врем€ действует полноценное отделени€ программы только в Ќовочебоксарске.

Ѕолее дес€ти детских объединений из разных регионов –оссии заинтересовались нашей работой и подтвердили готовность к сотрудничеству, что в идеале приведет к сети региональных отделений программы. ћы также приглашаем реб€т дл€ обучени€ из всех регионов –оссии и ближнего зарубежь€ на конкурсной основе.

»нструкторский состав формируетс€ из руководителей выездных кружков и научных работников (сотрудники ћ√”, «оологического музе€, ћѕ√”, „√ѕ”, „√”, ÷“ƒиё г. Ќовочебоксарска).  роме того, приглашаютс€ студенты дл€ работы в качестве стажеров. ќсновной состав инструкторов мало изменилс€ с 1992 года. —плоченность наша объ€сн€етс€ тем, что практически все педагоги, работающие в насто€щее врем€ по программе Ўкола ƒикой ѕрироды, €вл€ютс€ выпускниками биолого-химического и географического факультетов ћосковского педагогического института (ныне университета), „увашского государственного педагогического университета. —в€зи с вузами не прерваны, нам оказываетс€ посто€нна€ кадрова€ и методическа€ поддержка.

»так, базовой частью программы €вл€етс€ полева€ школа. Ќа методике организации работ хотелось бы остановитьс€ подробнее. Ћетние школы организуютс€ как палаточный лагерь на 40-50 человек. —рок проведени€ работ - 20 дней - мес€ц. ƒл€ осенних и зимних школ мы стараемс€ арендовать отапливаемые помещени€. —роки работ осенью-зимой меньше-10-12 дней. ≈стественно, что за относительно короткое врем€ собрать материал и выполнить работу, имеющую большую научную ценность и стопроцентную достоверность трудно, но так как вс€ де€тельность имеет обучающий характер, нам важным кажетс€ то, что каждый участник школы проходит весь путь полевого исследовани€: постановка проблемы, сбор фактов, обработка результатов и вывод.

ѕервые два дн€ бывают посв€щены ознакомительным экскурси€м. »х цели:
-познакомить реб€т с географией места работ,
-вы€вить область их научных интересов,
-помочь выбрать соответствующие объекты будущего исследовани€, определить проблему, которую предполагаетс€ решить в результате исследовани€.
-сформулировать темы работ (они в некотором минимальном наборе бывают предложены инструкторами при подготовке Ўколы) в соответствии с местными услови€ми.

 аждый участник выбирает тему и под руководством куратора (инструктора) приступает к сбору полевого материала. Ќекоторые методики (такие как хронометрирование при изучении кормового поведени€ птиц, тропление синичьих стай и некоторые другие) очень трудоемки дл€ одного человека. ѕоэтому такие работы выполн€ютс€, как правило, микрогруппами по 2-3 человека. »ногда одна и та же тема выполн€етс€ несколькими учениками, но индивидуально.

–оль куратора (инструктора) заключаетс€ в том, что он предлагает методику выполнени€ работ, следит за сбором и обработкой материалов. ќбычно каждый куратор имеет 2-3 "подопечные" работы.

√лавна€ проблема дл€ нас, кураторов, при проведении "Ўкол" заключаетс€ в том, что набор тем изначально нам неизвестен, и мы должны быть готовы обеспечить и методически, и инструментально практически любую тему и направленность работы, выбранную участниками. Ёто требует очень серьезной подготовки инструментари€, библиотеки "Ўколы" и поистине энциклопедических знаний и умений от инструкторов. Ќо при самосто€тельном выборе темы участник Ўколы до конца работы ощущает ответственность за свою работу - он выбрал ее сам, он сам увидел интересную проблему и сам хочет ее решить. ¬о врем€ работ учащиес€ не замыкаютс€ лишь на своем объекте исследовани€. ѕосто€нно обща€сь между собой и со всеми инструкторами, они получают представление о работе во всех област€х. Ётой же цели служат лекции, ежедневно читаемые нами в вечерние часы. ¬ конце "Ўколы" каждый участник должен доложить свою работу на итоговой конференции. ћы считаем эту часть работы очень важной, и в первую очередь из-за мощного воспитательного момента - ребенок получает возможность опубликовать свою работу, защитить свои взгл€ды на решаемую проблему. ћы же на итоговой конференции получаем возможность увидеть результаты работы участников и их кураторов, оценить их, сделать какие-то поправки на будущее.

Ћучшие работы награждаютс€ призами, и дипломами, все участники Ц свидетельствами. », когда наконец работы окончены и результаты их оглашены, дети получают возможность увидеть район исследований, общий дл€ всех, на совершенно другом - комплексном уровне понимани€. “ак, в Ќовгородской области практически все работы проходили в пойме реки –едь€. «десь была разбита учетна€ площадка и площадка дл€ кольцевани€, описана энтомофауна, сн€т геоботанический профиль, проводились работы по изучению территориальности у птиц с использованием цветного мечени€, картировалось перемещение млекопитающих по следам. ѕо итогам конференций готов€тс€ сборники исследовательских работ, которые мы готовим к выпуску после каждой Ўколы.

¬ целом программа "Ўкола ƒикой ѕрироды" не ограничиваетс€ проведением выездных школ, а включает и другие образовательные и просветительские проекты. ѕрограмма рассчитана на работу не только с детьми, чей интерес к биологии, экологии, географии близок к профессиональному, целью программы €вл€етс€ подготовка социально активных и профессионально подготовленных людей, чь€ насто€ща€ и последующа€ де€тельность может оказывать вли€ние на отношение человеческого общества к живой природе, что приведет, в свою очередь к созданию новой социокультурной —реды.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019