јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

»сследовательска€ де€тельность учащихс€ на уроках химии
как средство экологического образовани€ и развити€ личности учащихс€

Ўиробокова јнна јнатольевна - учитель химии и биологии,
зам. директора по ”¬– ћќ” —ќЎ є42 г. »жевска, ”дмурска€ республика

(см. также детскую исследовательскую работу  "ћониторинг качества питьевой воды в ћашиностроительном лицее є 8 г.»жевска", выполненную под руководством автора)

¬ведение

¬ последнее дес€тилетие возросло количество экологических проблем, решение которых становитс€ актуальным уже практически дл€ каждого человека. ѕоэтому целью работы €вл€етс€ формирование и в дальнейшем развитие у учащихс€ прикладного экологического мышлени€, умение анализировать и давать оценку сложившейс€ экологической ситуации, самосто€тельно решать экологические задачи, примен€€ знани€ по химии. ¬ведение в программу при изучении химии в 9-11 классах уроков Ц исследований с экологической направленностью позвол€ет не только ознакомить учащихс€ с теоретическими вопросами экологической химии, но и дает возможность приобретени€ практических навыков по простейшему экологическому мониторингу окружающей среды.

Ќаучно-исследовательска€ работа на уроках и во внеурочное врем€ организована среди подростков 15-17 лет. –еб€та в этом возрасте не люб€т механическое заучивание. Ќеобходимо примен€ть методы, развивающие творчество, самосто€тельность в поиске знаний. »сследовательска€ де€тельность именно та организаци€ учебной работы, при которой учащиес€ осваивают элементы научных методов, овладевают умением самосто€тельно добывать новые знани€, планировать поиск, и примен€ть знани€ по экологии и химии в реальной жизни. ¬ процессе такого обучени€ школьники учатс€ мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможност€х.

Ќеобходимыми услови€ми дл€ творческой научно-исследовательской де€тельности учащихс€ €вл€ютс€: организаци€ непрерывного экологического образовани€ и воспитани€ на всех ступен€х учебного процесса; организаци€ индивидуальной творческой активности учащихс€ в процессе экологического образовани€, котора€ включает участие в профильных экологических конференци€х, оценка и поощрение результатов творческой де€тельности учащегос€, повышающие его самооценку и роль в коллективе.

¬ведение при изучении химии уроков-исследований с экологической направленностью Ц процесс поэтапный.

ѕервым этапом дл€ осуществлени€ исследовательской работы €вл€етс€ работа с дополнительной литературой. ”чащегос€ прежде всего необходимо научить проанализировать, осмыслить материал, про€вить мысленную активность в его усвоении. ¬торым этапом €вл€етс€ написание докладов, рефератов. Ёта работа формирует умение держать себ€ перед публикой, реб€та учатс€ самосто€тельности мышлени€, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию. “ретий этап Ц проведение практических работ. ќни позвол€ют реб€там самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследовани€. » последний этап Ц уроки-исследовани€ с экологической направленностью, которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

»сследовательска€ работа построена по плану:

1. ѕредварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой экологической проблеме. ¬ы€снение местных экологических проблем. ќпределение цели исследовани€ и путей еЄ решени€.

2. »сследовательский этап: изучение состо€ни€ среды или предлагаемой проблемы на практике, проведение полевых исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. «атем Ц планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

3. «аключительный этап. ќформление работы, выступлени€ учащихс€, обсуждение.

¬ ходе изучени€ химии в 10-11 классах разработаны и провод€тс€ такие уроки исследовани€ как, например, ЂЅиохими€ почвї: в ходе проведени€ работы учащиес€ не только знаком€тс€ с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным меропри€ти€м.

¬ ходе изучени€ раздела Ђ’ими€ в бытуї провод€тс€ уроки, в ходе которых, школьники учатс€ примен€ть на практике полученные знани€ по химии дл€ решени€ бытовых проблем: Ђ онтроль качества продуктов питани€ї, Ђјнализ минеральной воды и прохладительных напитковї, Ђѕрепараты бытовой химии в нашем домеї, Ђ’имические средства защиты растений и экологи€ї.

ƒл€ проверки результативности полученных экологических знаний при использовании уроков-исследований проведены контрольные работы. ¬ экспериментальной группе 89% учащихс€ справились с работой на Ђхорошої и Ђотличної, в других группах количество таких реб€т варьировалось от 36% до 51%.

јнализ контрольных работ показал, что учащиес€ групп, в которых не проводились исследовательские уроки с экологической направленностью не справились с задани€ми, требующие практического применени€ полученных теоретических знаний, где необходимо было предположить вли€ние веществ, составить план исследовани€.

“аким образом, исследовательскую де€тельность учащихс€ по химии как средство экологического образовани€ необходимо примен€ть, поскольку она активизирует все виды де€тельности учащихс€, способствуют развитию их личности и формированию планетарного экологического мышлени€, затрагивает чувства учащихс€, заставл€ет мыслить самосто€тельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

ѕрактические работы

¬ цел€х организации исследовательской де€тельности учащихс€ на уроках химии мной были разработаны методики исследований или изменены и адаптированы уже существующие лабораторные работы. ѕричем, исследовательска€ де€тельность, хот€ и имеет экологическую направленность, предполагает использование не только лабораторных, практических зан€тий и внеклассную работу, но и работу с дополнительной литературой. «адани€, предлагаемые школьникам, имеют проблемный характер и предполагают различные решени€.

¬ практической части будут предложены к рассмотрению несколько проведенных мной зан€тий-исследований по плану:

  • название
  • место в учебно-тематическом планировании.
  • цель.
  • оборудование и материалы.
  • обоснование целесообразности проведени€ данного исследовани€ и краткое описание методики.
  • анализ проведенной работы, выводы.

“акже была проведена внеклассна€ работа Ц исследование качества питьевой воды в лицее є8 (тема научно-исследовательского проекта: Ђћониторинг качества питьевой воды в машиностроительном лицее є8ї)(опубликова на нашем сайте в разделе детские исследовательские работы)

ѕланирование проведени€ исследовательской работы учащихс€ в курсе Ђќрганическа€ хими€ї:

“ема 5. ѕриродные источники углеводородов и их переработка.

¬ ходе изучени€ этой темы происходит знакомство с нефтью и нефтепродуктами. Ќеобходимо рассмотреть не только их положительную роль в жизни человека, но и отрицательное вли€ние в качестве загр€знителей. —туденты в ходе исследовательской работы: Ђ¬ли€ние нефти на живые организмыї самосто€тельно приход€т к выводу о пагубном вли€нии нефти и нефтепродуктов на многие живые организмы.

ѕланирование проведени€ исследовательской работы в курсе: Ђќсновы общей химииї.

“ема 2. ѕериодический закон и периодическа€ система химических элементов ƒ. ». ћенделеева на основе учени€ о строении атомов.

ѕри изучении этой темы раскрываетс€ роль периодического закона применительно к биологическим процессам, протекающим в природе, единстве и целостности окружающего мира. ¬ процессе проведени€ работы: ЂЅиохими€ почвї учащиес€ приход€т к выводу о том, что химический состав организмов €вл€етс€ выражением химического состава среды. Ўкольники знаком€тс€ с биогенными элементами, определ€ют их место в периодической системе. ѕри сравнении биогенных элементов с их аналогами учащиес€ самосто€тельно, провед€ исследовательскую работу, устанавливают зависимость свойств от изменени€ зар€да €дра, взаимозамен€емости химических элементов, привод€щей к серьезным нарушени€м в живых организмах.

“ема 5. ћеталлы.

»сследовательска€ работа (Ђ¬ли€ние ионов металлов на живые организмыї) при изучении этой темы св€зана с раскрытием двойственного вли€ни€ ионов металлов на природу в зависимости от концентрации в окружающей среде. “акже проводитс€ работа по вы€снению вли€ни€ продуктов коррозии на водную растительность.  оррози€ металлов рассматриваетс€ как результат и фактор загр€знени€ окружающей среды.

“ема 6. Ќеметаллы.

¬ ходе исследовательской работы: Ђќксиды неметалловї эти соединени€ рассматриваютс€ как загр€знители природной среды. ѕроисходит знакомство с пон€тием Ђкислотные дождиї, их природой, ущербом, который они нанос€т природе и объектам окружающей среды: металлическим конструкци€м, бетонным сооружени€м. ”чащиес€ приход€т к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загр€знение, чем восстанавливать разрушенное. ¬вод€тс€ новые пон€ти€: Ђэкологически безвредныеї, Ђбезотходныеї технологии.

“ема 7. –оль химии в жизни общества.

»сследовательска€ работа: Ђ¬ода Ц основа жизниї св€зана с вопросами вли€ни€ хоз€йственной де€тельности человека на круговорот воды и изменении основных показателей водной среды в св€зи с еЄ загр€знением.

¬ода Ц основа жизни
(”рок в теме: Ђ’ими€ в бытуї)

÷ели и задачи:

  • обобщение и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучени€ химии и биологии.
  • познакомить с современными способами очистки воды, научить простым способам определени€ качества питьевой воды.
  • показать вли€ние хоз€йственной де€тельности человека на круговорот воды.
  • развивать умение самосто€тельно решать экологические задачи.
  • воспитание бережного отношени€ к окружающей среде и своему организму.

ћатериалы: дополнительна€ литература, образцы воды из различных источников, образец бытового фильтра дл€ воды, химические стаканы (200 мл), индикаторна€ бумага.

ѕоследние дес€тилети€ человек активно улучшает качество своей жизни: растет промышленность, увеличиваетс€ количество бытовых приборов и т. д. ¬сЄ кажетс€ замечательным, но так ли это на самом деле? ”величение отходов производства ведет к ещЄ большему загр€знению окружающей среды: разрушаетс€ озоновый слой, увеличиваетс€ концентраци€ вредных газов и веществ в биосфере. ѕредпри€ти€ сбрасывают в водоемы вредные вещества, многие водоемы заболачиваютс€, так как нарушаетс€ круговорот воды. ¬ наши дома попадает недостаточно очищенна€ вода по старым трубам.   сожалению, жители многих районов –оссии, где вода всегда была в достатке, не в полной мере осознают эту проблему.

Ќесмотр€ на то, что вода самое распространенное на «емле вещество, запасы пресной воды ограничены. ƒемографы считают, что когда население достигнет 20 млрд. человек (примерно к 2100 году) запасов пресной воды будет недостаточно. ”же сейчас из-за неравномерного распределени€ источников пресной воды на планете во многих регионах ощущаетс€ еЄ дефицит.

ќсновными потребител€ми пресной воды €вл€ютс€:

  • сельское хоз€йство (70%)
  • промышленность (20%)
  • коммунальное хоз€йство (10%)

¬ода, централизованно поступающа€ в водопроводную сеть городов, должна соответствовать государственному стандарту. ¬ большинстве природных источников вода не отвечает требовани€м стандарта, поэтому еЄ очищают на специальных водоочистных станци€х.

¬ода Ц это уникальное природное вещество. ќна €вл€етс€ участником биохимических реакций, внутренней средой организма. Ѕез воды невозможно существование живых организмов на нашей планете, поэтому еЄ необходимо беречь и охран€ть.

ћетодика проведени€:

Ќа проведение работы отводитс€ два урока (1 пара). «аранее трем-четырем учащимс€ предлагаетс€ написать доклады по темам: Ђќсновные виды очистки водыї, Ђ∆есткость водыї.

”рок начинаетс€ с того, что преподаватель проводит краткий обзор темы с целью углублени€ знаний учащихс€ о воде: еЄ строении, свойствах, значении. –аскрываетс€ роль воды на «емле, рассматриваетс€ круговорот воды в природе. ¬нимание учащихс€ акцентируетс€ на негативных последстви€х хоз€йственной де€тельности человека на источники воды и, как следствие, на качество питьевой воды.

»сследовательска€ работа проводитс€ по двум направлени€м:

1. —равнение качества воды по некоторым параметрам: цвет, запах, прозрачность, кислотность, наличие осадка.

2. —равнение воды различной степени жесткости.

”чащиес€ разбиваютс€ на 4 группы.

ќпыт є1. —равнение качества воды

÷ель: определить и сравнить качество питьевой воды из различных источников.

ћатериалы: образцы воды: из водоема (пруд), водопроводна€ вода, вода, прошедша€ очистку через фильтр; химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторна€ бумага, цилиндр.

”ченики наливают в стаканы воду из различных источников, провод€т исследовани€ по плану:

1) «апах воды зависит от биологических и химических загр€знителей, его оценивают по шкале (табл. є1). –азличают трав€нистый, болотный, гнилой, тухлый, затхлый, землистый запахи; запахи химических веществ: хлорный, горюче-смазочных материалов.

“аблица є1. ќценка запаха воды

»нтенсивность запаха ќписательное определение Ѕалл
Ќет ќтсутствие ощутимого запаха 0
ќчень слабый «апах ощущаетс€ опытным наблюдателем, не ощущаетс€ потребителем 1
—лабый ќбнаруживаетс€, если обратить внимание 2
«аметный ќщущаетс€ легко 3
ќтчетливый «апах обращает на себ€ внимание, делает воду непри€тной дл€ пить€ 4
ќчень сильный Ќастолько сильный, что вода совершенно непригодна дл€ пить€ 5

2) ÷вет и прозрачность: если видны изменени€ в цвете воды (стакан став€т на чистый лист белой бумаги), то их описывают словом: зеленоватый, светло-коричневый и т. д.

прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождени€, определ€етс€ следующим образом: на дно цилиндра кладут кольцо из проволоки (или рисуют черным карандашом) и доливают воду до тех пор, пока кольцо видно. ¬ысота столба воды (см), при которой кольцо становитьс€ невидимым, и €вл€етс€ мерой прозрачности.

3) рЌ среды: дл€ определени€ используют индикаторную бумагу. ÷ветность определ€етс€ в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации).

√руппа учащихс€ после проведени€ работы оформл€ет таблицу в тетрад€х и 1 человек на доске (табл. є2).

“аблица є2.

ѕараметры/ образцы воды «апах ÷вет ѕрозрачность рЌ среды
ѕрудова€        
¬одопроводна€        
ѕрошедша€ дополнительную очистку через фильтр        

ќпыт є2. —равнение жесткости различных образцов воды

÷ель: определить и сравнить жесткость воды.

ћатериалы: образцы воды различной жесткости: водопроводна€ некип€чена€ и кип€чена€, дождева€, кусочки хоз€йственного мыла, пробирки.

’од работы:

¬ три пробирки наливают 3 образца воды по 10-15 мл:

1 Ц водопроводна€ некип€чена€,

2 Ц водопроводна€ кип€чена€,

3 Ц дождева€ или снегова€ вода.

¬ каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встр€хивают пробирку (около 5 минут). ƒают, отсто€тс€ и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты занос€т в таблицу (табл. є3), которую оформл€ют на доске и в тетрад€х.

“аблица є3.

ќбразец воды ’арактеристика полученного раствора
1. Ќекип€чена€ водопроводна€ вода.

2.  ип€чена€ водопроводна€ вода.

3. ƒождева€/снегова€ вода

 

ѕосле проведени€ всей работы (около 25 минут) обсуждаютс€ результаты опытов. √руппа, проводивша€ опыт є1, кратко сообщает о результатах своей работы по таблице. «атем преподаватель говорит о требовани€х по государственному стандарту к питьевой воде: запах - не более 2, прозрачность Ц не менее 30 см, бесцветна; кислотность Ц от 6,9 до 9,5 рЌ. –еб€та делают вывод о том, какую воду из этих образцов можно пить, а какую нужно подвергать дополнительной очистке. «атем заслушиваетс€ доклад на тему: Ђ—пособы очистки водыї. ”чащиес€ оценивают достоинства и недостатки хлорировани€ и озонировани€, обсуждаетс€ необходимость применени€ дополнительной очистки с помощью бытовых фильтров.

Ќеобходимо обратить внимание реб€т на степень загр€знени€ природного источника Ц пруда, обсудить в св€зи, с чем оно возникло, к чему уже привело и может привести в дальнейшем.

ќпыт є2: заслушиваетс€ доклад о жесткости воды, в ходе которого учащиес€ отвечают на вопросы (карточки на столах):

1. „то такое жесткость воды и от чего она зависит?

2. ¬ какой воде лучше раствор€етс€ мыло?

3.  акую воду лучше всего использовать дл€ стирки, умывани€?

4. ѕочему в жесткой воде мыло плохо раствор€етс€?

5.  ак снизить жесткость воды доступными средствами?

«атем обсуждаютс€ результаты работы группы. –еб€та делают вывод о том, кака€ вода лучше подходит дл€ мыть€ рук, стирки и т. д.

ѕодводитс€ общий итог: как можно определить доступными способами качество питьевой воды, жесткость; что из проделанного на уроке можно применить на практике в своем доме. ”чащиес€ выдвигают предложени€ о том, как можно защитить водоемы от загр€знений, методы очистки.

‘орма работы: работа в группах по 10 человек (по выбору учащихс€) с последующим обсуждением.

јнализ.

ѕри проведении таких уроков заинтересованность была у всех реб€т. ¬о врем€ проведени€ работы и на обобщении реб€та были удивлены своими возможност€ми. ѕотому, что большинство из них воспринимали химию как чисто теоретический, не св€занный с жизнью предмет. »спользованна€ мной де€тельность, при минимуме материальных затрат, дала возможность дет€м пон€ть, что полученные знани€ можно примен€ть на практике. –еб€та научились проводить элементарные исследовани€, которые пригод€тс€ в повседневной жизни, задумались о последстви€х хоз€йственной де€тельности человека и о том, как это отражаетс€ на здоровье человека.

ѕри проведении работы вызвало затруднение определение цвета, запаха, так как эти показатели €вл€ютс€ довольно субъективными, и у каждого учащегос€ может быть свое мнение. ѕоэтому при проведении опытов необходимо ненав€зчивое и тактичное участие преподавател€ в те моменты, когда возникают разногласи€ в группе, чтобы реб€та могли прийти к единому мнению.

Ќеобходимо включать доклады на тему: Ђћетоды очистки природных водоемовї, Ђќхрана водоемовї.

ѕоложительным было то, что в обсуждении принимали участие все учащиес€, среди них не было равнодушных. –еб€та активно предлагали меры по охране морей, озер и т. д. многие сами стали проводить элементарные природоохранные меропри€ти€ (очистка реки от мусора) и проверили качество питьевой воды в своих домах.

ѕосле анализа результатов, были сделаны выводы:

1. ѕроведение подобных уроков активизирует все виды де€тельности учащихс€, заставл€ет задуматьс€ над глобальными проблемами и зан€ть активную позицию при их решении. ”чащиес€ приобретают практические умени€ и навыки.

2. ѕроисходит развитие общеучебных навыков, интереса к предмету.

3. Ќеобходимо проводить внеклассные зан€ти€ или организовать работу кружка с использованием более сложных анализов.

Ѕиохими€ почв
(“ема урока: Ђѕериодическа€ система химических элементов ƒ. ». ћенделееваї)

÷ели и задачи:

  • раскрыть роль периодического закона применительно к биологическим процессам, протекающим в природе; познакомить учащихс€ с химическим составом почв, вли€ние химических элементов на жизнеде€тельность организмов.
  • дать представление о биогенных элементах, их месте в периодической системе и биологической роли в организмах на основании качественных и количественных характеристик; сформировать пон€тие о биологической взаимозамен€емости химических элементов; научить примен€ть теоретические знани€ на практике;
  • развивать умение проводить элементарные лабораторные исследовани€, делать выводы;
  • воспитывать любовь и уважение к природе, аккуратность, чувства ответственности за сохранение жизни на «емле.

ћатериал: дополнительна€ литература, химические стаканы, пробирки, хромат кали€.

ѕочва Ц это важна€ составл€юща€ часть биосферы. ќна €вл€етс€ средой обитани€ представителей всех царств живой природы: растений, грибов, животных. Ѕольшинство из них не могут существовать вне почвенной среды. ƒе€тельность организмов, насел€ющих почву, €вл€ютс€ частью процесса формировани€ почв. ќна €вл€етс€ основой дл€ развити€ флоры, поскольку у растений корнева€ система находитс€ в почве. ¬сем известно значение дл€ растительности гумуса, также из почвы растени€ получают микро- и макроэлементы: азот, фосфор, калий и другие. ѕродуктивность культурных растений напр€мую зависит от состо€ни€ почвы. ќгромную роль в формировании почвенного профил€ и образовани€ гумуса играют микроорганизмы и мезофауна.

¬ почвах встречаетс€ большое количество представителей различных таксономических групп царства животные. ќсобенно огромно видовое разнообразие беспозвоночных животных. Ќужно отметить, что де€тельность этих организмов незаменима при формировании почв. Ѕеспозвоночные животные участвуют в процессах превращени€ биогенных элементов, их усвоении растени€ми. ¬се беспозвоночные занимают в почве определенный €рус.

Ќужно отметить, что в насто€щее врем€ происходит очень сильное загр€знение почв (применение удобрений, €дохимикатов и т. д. ). “акое отрицательное воздействие человека ведет к сокращению видового разнообрази€ и численности, насел€ющих почву беспозвоночных. ¬о многих районах –оссии отмечено истончение и исчезновение плодородного сло€ почвы. —ледствием этих процессов €вл€етс€ снижение роста и развити€ флоры. ѕродуктивность сельскохоз€йственных растений резко снижаетс€. ѕоэтому, в св€зи с возрастающим антропогенным воздействием на почвенный покров, научные разработки в области биохимии почв станов€тс€ крайне необходимыми. ¬ажно научить учащихс€ простейшим методикам определени€ химического состава почв.

ћетодика проведени€:

—начала учителем проводилс€ краткий обзор темы. ѕосле небольшого экскурса в суть проблемы реб€там предлагалось задание. ƒанна€ работа предполагает исследовательскую де€тельность с использованием дополнительной литературы и проведение практических работ по химии и биологии.

”ченики разбиваютс€ на 5 групп.  аждой группе выдаетс€ опережающее задание (за 2 недели до урока).

1и 2 группы Ц работа с дополнительной литературой.

«адание дл€ 1 группы Ц доклад на тему: Ђѕочва как составна€ часть биосферы.  омпоненты почвї. 2 группа: Ђќсновные источники загр€знени€ почв. ѕоследстви€ дл€ живых организмовї.

“реть€ группа проводила исследование на тему: ЂЁкологическое исследование плотности заселени€ почвї (за 1 неделю до указанного срока).

1. ћетод банок-ловушек (на дно 0,5 л банки наливаетс€ вода на 3-5см от дна, затем она закапываетс€ в почву, горлышко должно быть на уровне почвы).

2. Ћовушки поставить на сутки в двух местах:

  • с густой растительностью (в огороде, лесу).
  • в местах с плохо развитой флорой (вблизи дорог, на песчаных почвах).

3. ќпределить активность насекомых по их количеству и видовому разнообразию в банках ловушках.

4. —делать вывод о соотношении организмов и качестве почв, количестве произрастающих там растений.

4 группа Ц перед учащимис€ ставитс€ проблема: дать характеристику магнию как элементу в периодической системе химических элементов ƒ. ». ћенделеева и основе зеленого пигмента хлорофилла. ¬ыполнить задание:

Ђ¬ питательной среде, на которой выращиваетс€ зеленое растение, отсутствуют ионы магни€, вместо них присутствуют ионы кальци€. ¬ызовет ли это какие-либо последстви€? ≈сли да, то какие и почему?  акие ещЄ можно привести примеры биологической взаимозамен€емости химических элементов, привод€щих к серьЄзным нарушени€м в живых организмах. Ѕиохимические основыї.

5 группа проводит исследование на токсичность. –абота проводитс€ после уроков.

“оксичность элементов исследуетс€ на примере действи€ солей свинца, накапливающихс€ в больших концентраци€х вдоль автострад в почве. ѕроводитс€ анализ образцов почв (вдоль автострады, во дворе, удаленных от автострады мест). ¬се образцы почв помещают в стаканы, добавл€ют воду (на 1 см почвы Ц 20-30мл воды). ѕочвенный раствор из образцов помещают в пробирки (около 1 мл) и добавл€ют раствор хромата кали€ Ц качественна€ реакци€ на ионы свинца. –абота проводитс€ под руководством и в присутствии учител€ ( 2—rќ7 Ц €д!).

”рок начинаетс€ с доклада 1 группы (3-4минуты). «атем учащиес€ 4 группы характеризуют положение магни€ и кальци€ в периодической системе и дают ответы на поставленные вопросы (5 минут).

5 группа сообщает о результатах своей работы, делает вывод о том, какой из образцов почв и, соответственно этот участок, содержит свинец; чем это опасно (3-4минуты).

“реть€ группа знакомит с результатами своих исследований, делает вывод о том, в каком районе больше живых организмов, с чем это св€зано (4 минуты).

«авершает сообщени€ доклад второй группы (5 минут).

ѕодведение итога: учащиес€ сами обосновывают актуальность проблемы загр€знени€ почв (как загр€зненность почв и какими веществами вли€ет на жизнеде€тельность почвенной флоры и фауны, как человек своей де€тельностью загр€зн€ет почв, чем опасно дл€ природы и человека загр€знение почв, рекомендации по природоохранным меропри€ти€м.

‘орма работы: группова€ работа с последующим обсуждением.

јнализ.

¬се учащиес€ были заинтересованы в проведении такого урока. ќчень активно предлагались меры по охране животных и растений. Ќекоторые реб€та настолько прониклись проблемой, что делились полученной информацией с родными и друзь€ми, проводили элементарные природоохранные меропри€ти€.

“ака€ форма организации де€тельность учащихс€ дала возможность применить полученные знани€ на практике. –еб€та самосто€тельно пришли к глобальным выводам, провели элементарные научные исследовани€.

ѕрактически все учащиес€ поработали с дополнительными источниками литературы.

ќформление работ не всегда было приемлемым в виду отсутстви€ единой формы отчетности. ¬се учащиес€ хотели участвовать в проведении практических работ.

¬ыводы:

1. ƒл€ того чтобы все желающие принимали участие в практической работе: разделить задани€ по интересам (часть учащихс€ будут проводить практическую часть, другие Ц работать с дополнительной литературой) или всех учащихс€ разделить на 2 группы, которые будут работать и с литературой и проводить практическую работу.

2. ѕроведение такого урока активизирует все виды де€тельности учащихс€, заставл€ет задуматьс€ над глобальными проблемами и зан€ть активную позицию при их решении.

3. ќпределить форму отчетности по практическим работам

4. ¬о врем€ зан€тий полностью решаютс€ поставленные цели и задачи.

¬ли€ние нефти на живые организмы
(”рок в теме Ђѕриродные источники углеводородовї.)

÷ели и задачи:

- познакомить учащихс€ с составом, свойствами и значением нефти; показать отрицательное вли€ние нефти и нефтепродуктов на живые организмы;

- развивать умение делать доклады, работать с литературой;

- формирование бережного отношени€ к окружающей среде, адекватного поведени€ личности, воспитывать культуру труда и отдыха.

ќборудование: банки с водными растени€ми, моллюсками, нефть, мазут, бензин.

ћетодика проведени€.

ќпыт €вл€етс€ долговременным. ѕоэтому работа проводитс€ за одну неделю до урока. Ќесколько учащихс€ готов€т доклады на следующие темы: Ђ—остав нефтиї, Ђћетоды переработки нефтиї, Ђ«начение нефти и нефтепродуктовї.

ќстальные ученики закладывают опыт. ¬ три банки наливают воду и помещают водные растени€ и моллюсков. ¬ первую банку наливают бензин (из расчета 10мл/м3); во вторую Ц мазут, и в третью Ц нефть. Ќаблюдени€ провод€тс€ в течение недели. –езультаты записываютс€ в дневник наблюдений (дата, качество воды).

Ќа уроке заслушиваютс€ доклады, по одному учащемус€ из группы докладывают результаты опыта. –еб€та делают вывод об отрицательном вли€нии нефти и нефтепродуктов на живые организмы и отвечают на вопросы:

1. ќбъ€сните факт отравлени€ человека съедобными моллюсками, выловленными из зоны мор€, загр€зненной нефтепродуктами.

2. ћожно ли мыть автомобили вблизи водоемов.

‘орма работы: индивидуальна€ (с дополнительной литературой), группова€.

¬ыводы:

1. ѕри проведении этой работы у реб€т формируетс€ культура труда и культура отношени€ к окружающей среде. ”чащиес€ убеждаютс€ в ходе практической де€тельности в отрицательном вли€нии нефти на живые организмы, учатс€ воспроизводить в лабораторных услови€х негативные €влени€, наблюдаемые в природе в результате отрицательной де€тельности человека.

2. ѕри организации данного долговременного опыта необходимо обговорить с учащимис€ график проведени€ наблюдений, чтобы запись результатов опыта была регул€рной.

¬ли€ние ионов металлов на живые организмы
(”рок в теме: Ђћеталлыї)

÷ели и задачи:

- закрепление полученных теоретических знаний по теме: Ђћеталлыї, раскрытие значени€ ионов металлов дл€ живых организмов;

- развивать умение самосто€тельно проводить эксперимент, делать выводы, примен€ть знани€ на практике; развивать общеучебные умени€ и навыки.

- ¬оспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение друг к другу.

ѕри проведении работы раскрываетс€ двойственное вли€ние ионов металлов на природу в зависимости от концентрации их в окружающей среде. Ўкольники узнают, что ионы металлов €вл€ютс€ участниками биохимических процессов, стимулируют и нормализуют обмен веществ, оказывают положительное вли€ние на рост и размножение, участвуют в создании определенной ионной концентрации в клетках, обеспечивают протекание жизненных процессов в клетке.

“акже вы€сн€етс€ вли€ние продуктов коррозии на растительность.  оррози€ металлов рассматриваетс€ как результат и как фактор загр€знени€ окружающей среды, а меры предупреждени€ коррозии расцениваютс€ как один из путей сохранени€ еЄ чистоты.

ћатериалы: дополнительна€ литература; растени€ из аквариума; вода; железные гвозди, соединенные с кусочками свинца, цинка, меди; индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый).

ћетодика проведени€.

√руппе учащихс€ (5-6 человек) предлагаетс€ подготовить доклады (5-10 минут) о значении металлов дл€ живых организмов, химической и электрохимической коррозии.

¬тора€ группа учащихс€ проводит эксперимент по вли€нию продуктов коррозии на растительные организмы:

1. ¬ 5 химических стаканов помещают воду и растение из аквариума.

2. ѕроведение анализа воды на запах, цвет, на кислотность среды, наличие ионов 2-х и 3-х валентного железа (качественна€ реакци€ с роданидом аммони€ и красной кров€ной солью).

3. ¬ 1-й стакан опустить железный гвоздь, во второй Ц железный гвоздь, соединенный с кусочком меди; в 3-й Ц железный гвоздь, соединенный с кусочком свинца; в 4-й Ц железный гвоздь, соединенный со свинцом.

4. „ерез 1 день в течение 6 дней берут пробы воды по тем же параметрам как указано в п. 2.

ѕо завершении опыта учащиес€ оформл€ют результаты в виде таблицы.

ƒата, є стакана ÷вет «апах –Ќ Ќаличие ионов железа
....2010 г.

є1

є2

       
         

и графиков Ђ¬ли€ние степени коррозии на изменение характера средыї.

Ќа уроке-обобщении ученики из первой группы делают сообщени€ о значении ионов металлов дл€ живых организмов и коррозии, на доске оформл€ютс€ результаты исследований. ѕосле этого учащиес€ делают выводы о вли€нии коррозии на живые организмы и отвечают на вопросы карточек (см. прил. 1).

¬ конце урока подводитс€ итог: коллективно оцениваютс€ результаты работы, обсуждаютс€ ответы на вопросы карточек и природоохранные меры.

‘орма работы: группова€ с последующим обсуждением, индивидуальна€.

¬ыводы:

1. ”чащиес€ в ходе практической де€тельности знаком€тс€ с процессом коррозии, осмысленно делают вывод об отрицательном вли€нии коррозии на окружающую природу. ¬ результате в сознании реб€т фиксируютс€ правила поведени€ вблизи водоемов.

2. ”чащиес€ учатс€ работать с дополнительной литературой, составл€ть текст доклада, оформл€ть работу, делать выводы.

3. ¬ ходе работы ”чащиес€ самосто€тельно учатс€ объ€сн€ть сущность коррозии и указывать причину еЄ возникновени€, а также знаком€тс€ с услови€ми, способствующими усилению этого процесса.

4. ѕроблемой при проведении работы €вилось то, что не все студенты принимают участие в проведении работы. ƒл€ того чтобы задействовать всех учащихс€ можно увеличить вариативность опыта (предложить большее количество пар металлов), но при этом возникает проблема недостатка реактивов.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020