јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

VI ¬сероссийска€ конференци€ по экологическому образованию
г. ћосква, 30 окт€бр€ - 1 но€бр€ 2019 г.

—екци€ є1 Ђќбъединение усилий по поиску инновационных форм и содержани€ экологической работы в системе общего и дополнительного образовани€ї

”ƒ  372.857: 371.67: 004.42

Ё ќЋќ√»„≈— »… ÷≈Ќ“– ЂЁ ќ—»—“≈ћјї: 25 Ћ≈“ ѕќЋ≈¬џ’ ѕ–ј “»  ƒЋя Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ » 180 ћ≈“ќƒ»„≈— »’ ћј“≈–»јЋќ¬ ѕќ »«”„≈Ќ»ё ѕ–»–ќƒџ

Ѕоголюбов јлександр —ергеевич
Ёкологический ÷ентр ЂЁкосистемаї, г. ћосква, ecosystema1994@yandex.ru

јннотаци€: —тать€ посв€щена краткому описанию 25-летнего опыта работы экологического ÷ентра ЂЁкосистемаї в сфере проведени€ полевых практикумов дл€ школьников по биологии, географии и экологии, а также изданным за это врем€ методическим материалам по учебной и исследовательской де€тельности в природе.

 лючевые слова: полевой практикум, экологи€, биологи€, географи€, методическое пособие, определитель, приложени€ дл€ смарфона Ёко√ид.

ѕолевые практикумы Ц это возможность дл€ детей и педагогов увидеть живую природу своими глазами - всЄ самосто€тельно потрогать, измерить, сфотографировать и зарисовать

–ис. 1. ѕолевые практикумы Ц это возможность дл€ детей и педагогов увидеть живую природу своими глазами - всЄ самосто€тельно потрогать, измерить, сфотографировать и зарисовать.

—утью и основой де€тельности экологического центра ЂЁкосистемаї, основанного в 1994 году, €вл€етс€ обучение детей и педагогов конкретным методикам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. Ќа прот€жении круглого года в полевой ÷ентр приезжают учащиес€ московских и подмосковных школ на полевые биологические и географические практикумы. ÷ель этих практикумов проста - нагл€дно показать городским дет€м основные закономерности динамики и функционировани€ естественных экосистем в различные сезоны года, а также научить их основным методикам самосто€тельного изучени€ природы.

Ўкольники приезжают в ÷ентр целыми классами (по 25-35 учеников) со своими учител€ми биологии или географии и классным руководителем и живут на биостанции 2-3 дн€.

ќбучение детей ведетс€ по четырем основным предметам: ландшафтоведению (физической географии), ботанике, зоологии и водной экологии и двум последовательным учебным программам: ЂЁкологический ликбезї и ЂЁколог-исследовательї.

ќсновным методическим подходом при проведении практикумов €вл€етс€ Ђнатуралистическийї - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, Ђреальныхї объектов, существующих в естественных услови€х.

ƒл€ младшей возрастной группы (начальна€ школа и 5-6 классы) предусмотрена, в основном, экскурсионна€ форма работы (подпрограмма ЂЁкологический ликбезї), при которой дети получают новые знани€ от преподавател€, а сами экскурсии нос€т ознакомительный характер.

ƒл€ старших школьников (7-10 классы), прошедших обучение по первой подпрограмме, предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечени€ с самосто€тельную исследовательскую де€тельность (подпрограмма ЂЁколог-исследовательї). ƒанна€ форма обучени€ предполагает проведение детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.

 роме непосредственной работы с детьми и педагогами на своей базе в ѕодмосковье, экологический центр ЂЁкосистемаї выпускает разнообразные методические материалы дл€ учителей и учащихс€, позвол€ющие любому педагогу-естественнику организовать подобную работу в своем учреждении.

ћетодические материалы по исследовательской работе, изданные экологическим ÷ентром ЂЁкосистемаї: методические пособи€, учебные фильмы, определительные таблицы, карманные определители, компьютерные определители, определители дл€ смартфонов и планшетов

–ис. 2. ћетодические материалы по исследовательской работе, изданные экологическим ÷ентром ЂЁкосистемаї: методические пособи€, учебные фильмы, определительные таблицы, карманные определители, компьютерные определители, определители дл€ смартфонов и планшетов.

¬ общей сложности, с 1996 по 2019 года ЂЁкосистемойї выпущены 180 наименований методических материалов различного типа: методические пособи€ (как в печатном, так и в цифровом формате), учебно-методические фильмы, печатные и компьютерные определители, определительные таблицы и многое другое. –азберем каждую из этих категорий подробнее.

¬ течение 1996-2000 гг. преподавател€ми нашего ÷ентра были написаны 65 методических пособий по полевой экологии, предназначенные дл€ учителей и педагогов дополнительного образовани€ и содержащие стандартные методики организации и проведени€ научных исследований в природе, адаптированные дл€ их использовани€ с детьми. ‘актически, выпущенный за этот период набор методических пособий охватывает большинство тем учебно-исследовательской работы учащихс€ в природе, начина€ с основных дисциплин географического цикла - топографии, геологии, геоморфологии и почвоведени€ и конча€ методиками экологического и биологического мониторинга, а также общеобразовательными методиками, касающимис€ правил сбора, обработки и оформлени€ результатов полевых исследований.

¬ течение 1999-2002 гг., совместно с ”ниверситетом штата ћонтана (—Ўј) был создан комплект учебно-методических видеофильмов дл€ учителей и учащихс€ Ђ омплексные исследовани€ экосистемї. ¬ комплект вошли 40 методических учебных фильмов по организации исследовательской де€тельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагер€х и т.п.). ‘ильмы разделены по сезонам года (осень, зима, весна, лето) и демонстрируют процедуру организации самосто€тельной исследовательской работы в природе Ц от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. ¬се фильмы сопровождаютс€ методическими руководствами, по€сн€ющими детали и технологии организации полевой работы детей в исследовательских группах.

¬ 2002 году ЂЁкосистемойї начат проект создани€ серии компьютерных јтласов-определителей объектов природы средней полосы –оссии. «а период до 2019 года выпущены 13 јтласов-определителей: Ђ√рибыї, Ђƒеревь€ и кустарники зимойї, Ђƒеревь€ и кустарники летомї, Ђ“рав€нистые растени€ (Ђ÷ветыї)ї, ЂЅабочкиї, ЂЌасекомые-вредители лесаї, Ђ¬одные беспозвоночныеї, Ђ–ыбыї, јмфибииї, Ђ–ептилииї, Ђѕтицы и птичьи гнездаї, Ђћлекопитающие и их следыї. јтласы-определители содержат компьютерные программы определени€ неизвестных объектов по внешним признакам, а также проиллюстрированы сканографи€ми, рисунками и фотографи€ми. ќни выпускаютс€ на CD-дисках дл€ настольных компьютеров на ќ— Windows.

јналогичные полевые определители ЂЁкосистемаї выпускает и в виде приложений дл€ смартфонов и планшетов, работающих на операционных системах Android и iOS. ƒанные приложени€ также рассчитаны на определение неизвестных объектов по морфологическим (внешним) признакам. —качать эти приложени€ можно в официальных магазинах компаний Google и Apple (Google Play и App Store).

¬ 2004-2009 гг. нами изданы 20 цветных ламинированных определительных таблиц Ђ–астени€ и животные средней полосы –оссииї, включающие изображени€ грибов, водорослей, лишайников, мхов, трав€нистых растений (5 основных биотопов), деревьев и кустарников (зимой и летом), водных беспозвоночных, бабочек, рыб, амфибий и рептилий, птиц и млекопитающих.

¬ 2019 году ЂЁкосистемаї перевыпустила изданные ранее цветные ламинированные Ђопределители-раскладушкиї, предназначенные дл€ определени€ деревьев и кустарников в летний и зимний сезоны года (по побегам и почкам и по листь€м, цветкам и плодам). ƒанные определители €вл€ютс€ Ђтезисно-графическими дихотомическимиї определител€ми и представл€ют из себ€ Ђбродилкуї, с точкой старта, последовательными ответами на вопросы Ђдаї и Ђнетї по строению растений и изображени€ми и описани€ми видов. Ёти определители охватывают примерно 80% встречаемости древесных растений средней полосы –оссии.

—айт экологического ÷ентра ЂЁкосистемаї - http://ecosystema.ru содержит около 30 тыс€ч страниц полезной информации Ц описани€ растений и животных –оссии, статьи педагогов, юннатские исследовательские работы и многое другое. ¬се программы, педагогические разработки и методические материалы можно скачать с сайта или заказать через наш некоммерческий »нтернет-магазин на сайте.

***

FIELD ECOLOGY CENTER УECOSYSTEMФ: 25 YEARS OF FIELD PRACTICES FOR SCHOOL STUDENTS AND METHODICAL RESOURCES

Dr. Alexander Bogolyubov (Russia)

Abstract: This article contains a brief description of the "Ecosystem" CenterТs 25-year experience of arranging field practices for school students in biology, geography and ecology, as well as EcosystemТs methodological materials such as instructional videos and manuals, field identification guides, EcoGuide apps for Android and iOS.

Key words: field practice, ecology, biology, geography, methodical manual, identification guides for the Russian plants and animals, EcoGuide apps for Android and iOS.



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019