јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ —≈ћ»Ќј–џ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

 урсы повышени€ квалификации учителей биологии, географии и экологии.
√ород Ѕийск, јлтайский край, апрель 2008 года

— 4 по 7 апрел€ 2008 года в городе Ѕийске јлтайскогог кра€ на базе Ѕийского педагогического государственного университета им. ¬.ћ.Ўукшина проходили курсы повышени€ квалификации учителей биологии, географии и экологии под названием Ђ—одержание и методика преподавани€ естественнонаучных дисциплин по новым учебно-методическим комплексам издательства ''¬ентана-√раф''ї. ¬ работе курсов прин€ли участие "гости из ћосквы": —ветлана Ќиколаевна »сакова (методист по биологии »здательского центра "¬ентана-√раф", издающего школьные учебники) и јлександр —ергеевич Ѕоголюбов (директор Ёкологического центра "Ёкосистема").

¬ыступление —.Ќ.»саковой было посв€щено методикам работы по новым учебникам биологии, а также пособи€м по экологии и другой печатной продукции »здательства "¬ентана-√раф", а выступление ј.—.Ѕоголюбова - идеологии и технологи€м проведени€ полевых экологических практикумов дл€ школьников (примерное содержание выступлени€ см. ниже).

¬ свободное от работы врем€ дл€ гостей была организована однодневна€ поездка по „уйскому тракту в город √орноалтайск и в предгорь€ јлта€: на озеро ј€ (природный парк) и в горы в окрестност€х горного курорта "Ѕелокуриха" (смотрите фотографии природы јлта€, сделанные в этой поездке).

‘отоотчет о курсах повышени€ квалификации учителей биологии в Ѕийске: организаторы и гости курсов на пороге Ѕѕ√” в Ѕийске; ландшафт лесостепной зоны; —.Ќ.»сакова и ј.—.Ѕоголюбов на границе јлтайского кра€ и республики √орный јлтай; горный курорт "Ѕелокуриха"; улицы √орноалтайска; весенние палы травы ночью; у места гибели губернатора јлтайского кра€ ћ.≈вдокимова; река  атунь перед ледоходом. ¬ центре коллажа - вид на южные отроги јлтайских гор

Ќа коллаже (сверху слева по часовой стрелке): организаторы и гости курсов на пороге Ѕѕ√” в Ѕийске; ландшафт лесостепной зоны; —.Ќ.»сакова и ј.—.Ѕоголюбов на границе јлтайского кра€ и республики √орный јлтай; горный курорт "Ѕелокуриха"; улицы √орноалтайска; весенние палы травы ночью; у места гибели губернатора јлтайского кра€ ћ.≈вдокимова; река  атунь перед ледоходом. ¬ центре коллажа - вид на южные отроги јлтайских гор.


 раткое содержание выступлени€ ј.—.Ѕоголюбова.

ѕолевой практикум по биологии и географии Ц действенна€ форма экологического образовани€ и воспитани€

”же почти п€тнадцать лет биостанци€ ЂЁкосистемаї на практике воплощает идею об экологическом образовании детей Ц это задача, с которой школы справл€ютс€ не в полной мере. ƒа это и пон€тно Ц как можно научить школьника знать, любить и оберегать природу, использу€ одни только учебники и не выход€ за пределы кабинета биологии или географии? ¬ ЂЁкосистемеї считают, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и Ђвытаскиватьї в природу. “олько здесь можно научить ребенка насто€щей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непон€тной, а вполне живой и нагл€дной.

ѕринцип прост: дайте дет€м пощупать почву и растени€, посмотреть на л€гушку и послушать птиц, залезть в реку и походить по лесу, в конце концов - почувствовать природу! » тогда будет достигнута мечта любого школьного учител€ Ц дети если уж не полюб€т, то по крайней мере начнут понимать, а может быть и уважать предметы, посв€щенные изучению природы.

ј что сейчас? » среди учителей, и среди администрации школы, и среди самих детей-школьников такие предметы, как биологи€ и географи€ сто€т в самом конце рейтинга школьных предметов. —просите выпускника (через полгода после ≈√Ё): Ђ„то ты помнишь из биологии?ї, получишь чаще всего веселый ответ-вопрос: ЂЁто что-то про тычинки и пестики? ј ещеЕ что человек произошел от обезь€ны!ї. √рустно и печально! » неправда к тому же!

ј ведь на самом деле эти предметы Ц одни из наиболее Ђживыхї и практических. ¬думайтесь, мы ведь каждый день Ђкраем глазаї созерцаем кусочки природы (а кому повезло Ц видит ее из окна коттеджа или ћерседеса по дороге в школу), слушаем прогноз погоды, даже рассуждаем о глобальном потеплении и Ђплохойї экологии. ¬сЄ это пренебрежение к наукам о «емле и, можно даже сказать - Ђдремучестьї р€дового российского гражданина Ц результат Ђплохойї экологии, то есть плохого преподавани€ этой самой науки (вдумаемс€ на миг - ведь плохой науки не бывает!).

Ќаиболее актуальна€ задача сейчас - как Ђплохую экологиюї превратить в интересную науку.

Ётой, на первый взгл€д, философской проблеме, посв€щена вс€ работа полевого экологического центра ЂЁкосистемаї. ƒет€м здесь не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охран€ть, здесь не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки самосто€тельного познани€ природы: как отбирать зоопланктон, как оценивать загр€знени€, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц Ц и это лишь небольша€ часть. ¬се это кажетс€ сложным, а на практике оказываетс€ по силам каждому ребенку. “о есть суть и основа проводимой ЂЁкосистемойї работы Ц это обучение школьников и их учителей методикам учебной, исследовательской и природоохранной де€тельности в природе.

ƒл€ этого в Ёкоцентре провод€тс€ полевые экологические практикумы дл€ школьников 5-10 классов: это ботаника, зоологи€, водна€ экологи€ и ландшафтоведение. ¬о врем€ зан€тий реб€та несколько дней живут на базе центра, который находитс€ в лесу, недалеко от реки, в природоохранной зоне. «ан€ти€ включают в себ€ небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую Ц когда реб€та вместе с преподавател€ми отправл€ютс€ в лес или на реку и провер€ют Ђв полеї то, что им только что рассказал преподаватель. ¬ конце дн€ школьники пишут отчет о том, что они делали на зан€тии и к каким выводам пришли. ј те, кто приезжает в третий-четвертый раз, выступают с докладами на вечерней конференции.

ƒругими словами, на биостанции детей учат тому, чему их в школе не смогли или не захотели научить. ¬едь каждому учителю, будь то Ђестественникї или Ђлитераторї пон€тно - очень трудно объ€сн€ть предмет на пальцах Ц гораздо проще ребенку что-то показать. ј как покажешь ему в кабинете, например, рельеф речной долины или строение снегового покрова? Ёто все равно что изучать литературу без прочтени€ оригиналов, физику без демонстрации приборов, химию без опытов. — этими предметами еще более или менее нормально, а вот географи€ и биологи€ так и остаютс€ дл€ школьников сухими и неинтересными предметами. ѕро них совершенно забыли, а ведь именно они, как никакие другие, нуждаютс€ в показе реальных объектов. ≈сли этого не делать, не выводить детей хот€ бы в ближайший парк или на речку, трудно добитьс€ каких-либо конкретных результатов. »менно поэтому задача полевого практикума - показать дет€м то, что их окружает, что вокруг них растет, бегает, прыгает и плавает.

ѕолевой практикум Ц идеальна€, но далеко не дл€ всех доступна€ форма экологического образовани€. ћожно начать с малого: ведь в детском возрасте люди наиболее восприимчивы к чему-то новому, их легко можно увлечь иде€ми об улучшении окружающей среды, охране животных, заботе о природе. ѕредложите п€тикласснику сделать кормушку дл€ синиц, чтобы повесить за окном кабинета, и он скорее всего откликнетс€, да еще и с энтузиазмом. ќрганизуйте в ƒень «емли уборку мусора в ближайшем парке и дети полдн€ с веселой болтовней будут этим заниматьс€, а потом сами будут радоватьс€ результатам своей работы. ƒети отзывчивы, особенно если их не заставл€ют сидеть солнечным днем за партой.

  слову сказать, в ЂЁкосистемеї несколько раз в год провод€тс€ учебно-методические семинары дл€ учителей общеобразовательных школ, чтобы научить их тем методикам, которые они могут примен€ть в рамках школьных и факультативных зан€тий сами, а не ждать, пока по€витс€ возможность привезти детей на биостанцию. «а три дн€ учител€м можно показать только то, что такое в принципе возможно: с детьми можно проводить полевые зан€ти€ в районе своей школы. Ќо дл€ этого учител€ должны заниматьс€ самообразованием: читать методические пособи€, руководства, пользоватьс€ компьютерными программами. ј главное Циметь желание!

ћногим кажетс€, что процесс проведени€ полевых зан€тий и экскурсий очень трудоемок и сложен, но на самом деле, подобные зан€ти€ может провести почти любой учитель, главное не бо€тьс€ и знать специфику организации подобной работы. «имой можно отвести школьников в ближайший парк и поискать следы на снегу. ¬ы не найдете, конечно, следов лос€ или куницы, зато можно увидеть следы белки, собаки, разных птиц. Ћетом можно сделать с детьми карту того же парка, а нужно дл€ этого совсем не много: компас, транспортир, бумага, карандаш и пара часов времени. «ато не придетс€ долго на пальцах объ€сн€ть ребенку, что такое азимут и загружать его сложными определени€ми.

¬от, например, как выгл€дит обычное зан€тие по водной экологии на биостанции ЂЁкосистемаї. ¬ первой половине дн€ реб€там рассказывают о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаютс€ друг от друга. ƒаже на примере одних только водных беспозвоночных можно легко объ€снить, что все в природе взаимосв€зано и взаимозависимо. √лавное после этого показать школьникам все на практике. ѕоэтому реб€т небольшой группой ведут к водоемам, где они сами с помощью сачков (вместо них можно использовать и сита) отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. ƒл€ городских школьников такие зан€ти€ бывают насто€щими откровени€ми: как много всего шевелитс€, ползает и плавает в небольшом ручье! ќсобенно это удивл€ет реб€т четвертых-п€тых классов Ц каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости.  огда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копатьс€ в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зр€.

¬ лаборатории реб€та рассматривают то, что поймали, под бинокул€рами, считают лапы, хвосты, учатс€ пользоватьс€ определител€ми, зарисовывают животных. ј те, кто приезжает уже не в первый раз, делают самосто€тельные исследовани€: сами делают отловы, сами выбирают темы, сами определ€ют животных и, пользу€сь литературой, делают выводы. Ќапример, узнав какие животные вод€тс€ в ручье, а какие в речке, можно с помощью некоторых методик определить, где вода и среда обитани€ лучше. ј от чего это зависит? ћожет, это человек повли€л? Ц спрашивают дети. ќтвечать на эти вопросы они учатс€ на зан€ти€х, только происходит это не по сложным книжкам, а как-то естественно, само собой.

ѕричем главное Ц это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебр€нки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. √лавное Ц показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и принос€т пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. ≈сли показать дет€м красоту самой маленькой жизни, то они полюб€т и весь мир вокруг. » если из группы в дес€ть человек хот€ бы один помен€ет свое отношение к природе и станет относитьс€ к ней бережнее, то это уже будет маленькой победой!.

ѕроблема школьного экологического образовани€ заключаетс€ еще и в том, что дети во многих вещах не вид€т смысла, практического применени€, а потому в пам€ти знани€ задерживаютс€ недолго. »ногда спрашиваешь детей на зан€тии самые простые вещи из школьной программы по биологии или географии, а они не помн€т даже того, что прошли на прошлой неделе. ѕравильно, зачем им знать, чем сосна отличаетс€ от ели, если в городе они не вид€т ни того, ни другого.  ак им запомнить, что такое азимут, если они никогда не пробовали применить это знание в жизни? ѕреимущество полевых зан€тий в том, что все можно увидеть своими глазами. ј самое важное, что городские дети почти всегда интересуютс€ природой и тем, что с ней св€зано. “ак почему бы не научить детей тому, чего им хочетс€?

¬от почему ЂЁкосистемаї пропагандирует натуралистический подход к изучению естественных дисциплин. ƒействительно, хорошо бы и в школах, а не только в юннатских кружках и специализированных центрах внедрить методы полевого образовани€ в таких предметах, как биологи€, географи€ и экологи€.

ѕочему сейчас все столько говор€т о проблеме экологического образовани€? ѕравильно, потому что естественна€ среда постепенно все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как-то останавливать. Ёкологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, выраста€, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители. Ќо как же дети будут защищать природу, если в своих городах они ее практически не вид€т и не знают, что это такое?

» в заключение Ц приглашение к сотрудничеству!
Ёкологический центр ЂЁкосистемаї уже почти 15 лет пропагандирует Ђнатуралистическийї подход в экологическом образовании детей и своим примером все эти годы показывает и доказывает необходимость и, главное, успешность этой формы образовани€ (об этих успехах написано уже множество статей и даже одна диссертаци€!). ¬есь опыт, накопленный педагогами и администрацией ЂЁкосистемыї изложен в сотн€х научно-попул€рных публикаций и 137 (!!!) методических материалах. Ёто методические пособи€ и руководства (дл€ школьных учителей, педагогов дополнительного образовани€ и учащихс€), учебные фильмы, вспомогательные справочные материалы (компьютерные и печатные определители объектов природы –оссии Ц растений и животных), наконец Ц современный и огромный по объему ресурс Ц сайт www.eсоsystеmа.ru, содержащий около 30 тыс€ч страниц справочной и методической информации о природе –оссии и мира.
ƒругими словами, всех, кто заинтересован в развитии данной формы образовани€ в школе Ц приглашаем к сотрудничеству и дружбе!

Ќаверх


ƒругие семинары и конференции с нашим участием:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020