јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

“радиционные и инновационные подходы к организации экскурсионной де€тельности

“. ». ўербакова, методист ћ√—ёЌ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2006
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

Ёкскурси€ Ч одна из основных форм культурно-образовательной де€тельности в системе школьного и дополнительного образовани€, в работе музеев и выставочных комплексов. Ёкскурси€ (от лат. excursio Ч поездка) как форма представлени€ коллекций уходит своими корн€ми в глубокую древностьЕ

—оздание музеев привело к созданию традиционной, проверенной временем, форме культурно-образовательной работы с посетител€ми Ч экскурсии.

¬ соответствии с современными представлени€ми, Ђэкскурси€ Ч коллективный осмотр музе€, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными цел€ми, а также дл€ удовлетворени€ эстетических потребностей при использовании свободного времениї. (ћузейные термины // “ерминологические проблемы музееведени€: —б. науч. тр. ÷ћ–. ћ., 1986. —. 128).

” экскурсии есть р€д характерных признаков.

Ёкскурси€ Ч это организованна€ де€тельность: она проводитс€ под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту.

√лавный признак Ч это приоритет зрительного воспри€ти€, которое сопровождаетс€ необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрени€, с разного рассто€ни€. —ледующий характерный признак экскурсии Ч это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создаетс€ особа€ психологическа€ атмосфера, св€занна€ с совместно переживаемыми эмоци€ми и возможностью обмена мнени€ми об увиденном и услышанном. Ёкскурси€ строитс€ с учетом психологических особенностей общени€ с группой, котора€ €вл€етс€ коллективным партнером по общению. Ёти особенности помогают экскурсоводу управл€ть зрительной, вербальной и моторной активностью экскурсантов.

Ёкскурси€ должна быть адресной и проводитьс€ на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).

¬ последние дес€тилети€ по€вилс€ новый подход к музейной и экскурсионной де€тельности. — формированием коммуникативной модели музе€ экскурсию стали рассматривать как специфический вид общени€. ѕодробно такой подход изложен в работах кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника –оссийского »нститута  ультурологи ћ. ё. ёхневич. ѕредметом общени€ во врем€ экскурсии €вл€ютс€ ценности культуры, представл€ющие значимость дл€ всех участников. ѕри этом экскурси€ рассматриваетс€ как тип ролевого общени€, где каждый участник действует в пределах регламента и выполн€ет роль экскурсовода или экскурсанта. ќдновременно экскурси€ рассматриваетс€ как тип пр€мого общени€, при котором экскурсовод непосредственно общаетс€ с аудиторией. ќн может корректировать свой рассказ и действи€, учитыва€ реакцию аудитории. Ёто умение €вл€етс€ важным показателем мастерства экскурсовода.

¬ методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминаетс€ три основных типа экскурсий, отличающиес€ друг от друга содержанием и организацией:

1. краеведческие экскурсии по местному краю и дальние (экспедиции); 2. музейные; 3. комплексные.

¬ основу данной классификации положены место нахождени€ и услови€ изучени€ объектов экскурсии.

–азличаетс€ несколько видов краеведческих экскурсий: топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, экологические, эколого-биологические, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.

÷елью этих экскурсий €вл€етс€ изучение определенного кра€ (пам€тного места и пам€тников, объектов природы) в определенном, указанном выше направлении. ¬ то же врем€ каждый вид имеет свои особенности. ¬ качестве примера можно рассмотреть принципы и методику проведени€ ботанических экскурсий, предложенную кандидатом биологических наук —авиновым ». ј. (2006 г.).

»сход€ из основных задач, сто€щих перед организатором экскурсии, вышеупом€нутый автор рекомендует следующие принципы организации ботанических экскурсий: локальный принцип (материал группируетс€ по св€зи со средой обитани€); сезонный принцип (материал группируетс€ по временам года); эколого-биологический принцип (экскурсии типа Ђрастени€-хищники или Ђрастени€-паразитыї; изучение способов освоени€ растени€ми территорий (лианы, эпифиты); экскурсии с использованием методов биоиндикации (лишайники и т.д.); систематический принцип.

ћетодика ведени€ ботанической экскурсии предполагает, что она должна быть предварительно подготовлена, поскольку это выезд в лес, парк, заповедник и т. д. ћетодика содержит следующие положени€:

1. выбрана тема и составлен план;

2. обследовано место проведени€ экскурсии;

3. составлен маршрут по местности;

4. проведена предварительна€ беседа с участниками, на которой четко определена дл€ них цель и задачи экскурсии, обращено внимание на важность ведени€ полевого дневника, флористической тетради;

5. на экскурсии рекомендуетс€ говорить лишь о тех растени€х, которые можно показать;

6. владеть техникой демонстрации растений (предложить участнику вз€ть в руки растение или часть его, использовать рисунки и фотографии редких и исчезающих видов растений);

7. способствовать активности участников экскурсии, поддерживать интерес и мотивацию при помощи беседы;

8. закрепить материал, полученный в ходе экскурсии, провести заключительную беседу.

¬ качестве еще одного более развернутого варианта организации экскурсии можно рассмотреть методические рекомендации по теме Ђ∆изнь птиц и млекопитающих зимойї (Ѕиологические экскурсии. ћ., 1983). “ема экскурсии относитс€ к разделу Ђ«оологи€ и экологи€їЕ

“акие экскурсионные выезды могут быть местного пор€дка и дальние. Ќо особенно плодотворно экскурсионна€ и исследовательска€ де€тельность осуществл€етс€ в экспедици€х, где участники провод€т посильную дл€ них поисковую и научно-исследовательскую работу по задани€м высших учебных заведений, культурно-просветительских учреждений и общественных организаций. Ёкспедиционные отр€ды собирают и изучают материалы, которые потом оформл€ютс€ в виде докладов, сообщений, схем, зарисовок, макетов, коллекций и передаютс€ учреждени€м и организаци€м, чьи задани€ они выполн€ли.

 омплексные экскурсии изучают объекты с разных точек зрени€Е

 омплексные экскурсии могут объедин€ть единой темой показ музейной экспозиции и пам€тников, наход€щихс€ в естественных услови€х

ћузейные экскурсии провод€тс€ в специально организованном музейном пространстве по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов. ƒалее приводитс€ классификаци€ музейных экскурсий доктора исторический наук “. ё. ёреневой, автора монографии Ђћузей в мировой культуреї и других исследовательских работ в области истории культуры и музееведени€. ¬ соответствии с этой классификацией музейные экскурсии различаютс€ по месту проведени€ и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантовЕ

ƒл€ того чтобы у человека возникло желание посетить музей, он должен получить интересную информаци€ и положительные эмоции. ќгромна€ роль в этом принадлежит экскурсоводу.

Ёкскурсовод должен свободно владеть темой, методикой построени€ и проведени€ экскурсии. ѕри этом быть эрудированным, артистичным, доброжелательным собеседником, способным установить контакт с группой и поддерживать его в течение всей экскурсииЕ

Ёкскурсионные методы Ч это система приемов работы экскурсовода с группой на экскурсии. ѕон€тие Ђметодї более широкое, чем Ђметодический приемї. —уществует следующа€ классификаци€ традиционных методов проведени€ экскурсииЕ

ћетоды проведени€ экскурсии отличаютс€ от методов преподавани€ на зан€ти€х, так как они обеспечивают приоритет зрительного воспри€ти€ и активного диалога между участниками экскурсии. ¬ тех случа€х, когда экскурси€ строитс€ и проводитс€ на принципах, примен€ющихс€ в системе вузовского и школьного образовани€ (обучающа€ дидактика), экскурсант тер€ет интерес, а экскурсовод забывает о том, что экскурси€ Ч это отдых, интересна€ форма досуга.

Ёкскурсии кроме экскурсоводов провод€т научные сотрудники различных специальностей. Ёкскурсионной де€тельностью профессионально занимаютс€ методисты. ќни определ€ют тематику экскурсий, запросы посетителей, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий, обобщают опыт экскурсионной работы.

¬ св€зи с формированием коммуникативной модели музе€ примен€ютс€ инновационные методы в культурно-образовательной де€тельности: проектный метод, ролева€ игра, компьютерна€ викторина, конкурсы-задани€, музейные праздники и т. д. ¬недр€ютс€ разнообразные путеводители, которые позвол€ют посетител€м самосто€тельно познакомитьс€ с экспозицией музе€Е

»нновационные методы работы используютс€ в крупных государственных музе€хЕ

–олева€ игра стала утверждатьс€ в зарубежной музейной практике в 1970-е гг. ¬ отечественных музе€х эта форма еще не получила широкого распространени€Е

ћногие музеи используют в музейной педагогике метод проектов. ќсновным требованием к использованию проектного метода €вл€етс€ наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачиЕ

ƒл€ того чтобы культурно-образовательна€ де€тельность была эффективной, учреждени€ культуры и образовани€ должны, образно говор€, держать руку на пульсе времени и активно сотрудничать друг с другом. ѕри этом важно использовать в работе и традиционные и инновационные формы де€тельности. Ёкскурси€, как и прежде, остаетс€ главной, но не единственной формой работы экскурсовода, музейного педагога, учител€, педагога дополнительного образовани€. —отрудники музеев и школ, выставочных комплексов и учреждений дополнительного образовани€ должны владеть всеми базовыми формами работы (лекци€, консультаци€, конференци€, клуб (кружок, студи€), конкурс (олимпиада, викторина), праздник, концерт, встреча с интересным человеком, ролева€ игра) c различными группами населени€; примен€ть творческий подход к делу, посто€нно совершенствовать методы и формы работы.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019