јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

«имние учеты птиц –оссии!
ѕриглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц прин€ть участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "≈вроазиатские –ождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
или
ќ возможности проведени€ полевых экологических практикумов дл€ школьников в системе дополнительного эколого-биологического образовани€

© јлександр —ергеевич Ѕоголюбов, ƒарь€ јндреевна ‘едорова, 2008

јннотаци€. ¬ данной статье речь идет о возможност€х проведени€ полевых практикумов по биологии, географии и экологии дл€ учащихс€ общеобразовательных школ в учреждени€х дополнительного образовани€ эколого-биологического профил€ - на станци€х юных натуралистов и в эколого-биологических центрах –оссийской ‘едерации.

”никальной особенностью системы образовани€ нашей страны €вл€етс€ то, что Ђдл€ нуждї детей школьного возраста у нас параллельно существуют две системы образовани€ Ц система общего среднего образовани€, котора€ охватывает Ђпоголовної всех российских детей, и система дополнительного образовани€. ¬сем известно, что эта система предлагает дет€м зан€ти€ по выбору: клубы, кружки, секции, музыкальные, театральные, художественные спортивные студии и школыЕ —юда же вход€т и учреждени€ дополнительного образовани€ Ђэколого-биологического направлени€ї: эколого-биологические центры и станции юных натуралистов.

¬ этом плане нашей стране нет аналогов в мире, поскольку практически ни в одной другой стране не существует финансируемых государством учреждений дополнительного образовани€. ¬ подавл€ющем большинстве стран мира, в том числе и там, где экологическое образование существует уже много дес€тилетий и уже имеет сложившиес€ традиции, все образование сосредоточено в Ђобщеобразовательнойї школе. ј те формы, которые у нас называютс€ Ђдополнительным образованиемї, сосредоточены в самых различных негосударственных образовательных учреждени€х: общественных, коммерческих или некоммерческих. √осударством финансируетс€ только система общего среднего образовани€, а учреждени€ так называемого Ђдополнительного образовани€ї существуют исключительно за свой счет, они сами себе зарабатывают деньги, берут плату с родителей, ищут спонсоров. Ёто не лишено здравого смысла: существуют и остаютс€ жить только те формы дополнительного образовани€, которые действительно пользуютс€ попул€рностью у детей, их родителей или организаций-спонсоров.

«ан€ти€ на полевом практикуме в јнглии“аким образом, в образовательной системе зарубежных стран существует Ђрыночный принципї: об€зательное образование финансируетс€ государством, а дополнительное образование Ц теми, кому это образование предназначено. ” нас же система дополнительного образовани€ финансируетс€ государством, но это вр€д ли может помочь ей выжить, поскольку финансирование это осуществл€етс€ по остаточному принципу. » все мы прекрасно понимаем, что за последние двадцать лет, когда страна перешла на рыночную экономику и на новые принципы финансировани€, дополнительному образованию живетс€ все хуже и хуже. ƒенег практически не выдел€ют, сотрудники уход€т из-за низких зарплат, имеюща€с€ материальна€ база, здани€ и площади переход€т в руки людей, не имеющих отношени€ к образованию (м€гко говор€).

“е направлени€ дополнительного образовани€, которые вызывают повышенный интерес у родителей и детей (например экономика, бизнес, музыка, спорт), еще как-то существуют, но те, кому трудно привлечь детей, постепенно сход€т на нет.   этой категории учреждений относитс€, на наш взгл€д, и система эколого-биологического образовани€. Ёколого-биологические центры и станции юннатов в большинстве своем не могут привлечь большое количество детей из-за того, что не дают им (и, главное - их родител€м) надежды на будущее материальное благополучие ребенка в виде полезной, нужной и высоко оплачиваемой профессии. „ем остаетс€ привлечь? “олько интересом! ”вы, зачастую этого оказываетс€ малоЕ

Ќа практике получаетс€ замкнутый круг: Ђнашиї учреждени€ дополнительного образовани€ не делают того, что жизненно необходимо современным школьникам, у них не получаетс€ привлекать хороших знающих педагогов, финансировани€ становитс€ все меньше и меньше и работать становитс€ совсем невозможно...

»де€ этой статьи, и одновременно предложение к коллегам Ц педагогам и руководител€м системы дополнительного образовани€: использовать возможности и опыт системы эколого-биологического образовани€, направив их на помощь общеобразовательной школе. “ем более, что така€ потребность в системе общего среднего образовани€ имеетс€ и она весьма велика. “аким образом можно, во-первых, спасти систему дополнительного образовани€ эколого-биологического направлени€, а во-вторых, принести очень большую пользу системе экологического образовани€ вообще. ѕроще говор€, мы предлагаем эколого-биологическим центрам и станци€м юннатов повернутьс€ лицом к проблемам общеобразовательных школ.

ј проблема эта такова. ¬сем, кто задумывалс€ об этом и проводил хоть какой-то научно-педагогический анализ результатов образовани€ пон€тно, что среднестатистические городские дети не знают практически ничего о природе своей местности и своей страны. Ёто происходит из-за того, что школьный курс биологии, географии и экологии очень далек от насто€щей, реальной природы.   сожалению, стратеги€ современной школы такова, что самые живые и интересные предметы, такие как биологи€ и географи€, наход€тс€ в самом конце списка школьных предметов. Ќа первом месте у нас сейчас иностранные €зыки, экономика, конечно же, математика. ј биологи€ и географи€ сто€т в самом конце Ц где-то за физкультурой и пением. ƒети совершенно не понимают, зачем эти предметы нужны вообще, отчасти именно потому, что курс этих предметов очень оторван от действительности. Ўкольники не могут сопоставить те знани€, которые они получают в школе, в классе, с тем окружающим миром, который они вид€т из окна машины, приезжа€ на дачу или выход€ в лес Ђна шашлыкиї.

»зучение гидробиологических объектов на полевом практикуме» какие бы хорошие учебники у нас ни были, какие бы прекрасные авторы их не писали, какие бы замечательные программы они не составл€ли, все равно без непосредственного живого знакомства с природой ничего не получаетс€. √еографи€ и биологи€ без практикумов Ц это все равно, что преподавание литературы без чтени€ самих произведений, математики Ц без самосто€тельного решени€ задач, физики Ц без практических лабораторных работ и приборов, химии Ц без опытов и реактивов. ≈сли эти предметы еще используют в своей де€тельности подобные практические формы, то биологи€ и географи€ вообще этого лишены. ѕо нашим подсчетам, в лучшем случае только каждый п€тидес€тый учитель использует в своей работе такие формы, как учебные экскурсии в природу, полевые практики и тому подобные формы внеклассной работы. ѕодавл€ющее же большинство учителей, особенно в крупных городах, вообще никак эту форму работы не использует.

¬ообще-то говор€, учител€ об€заны проводить на своих уроках практические работы, организовывать экскурсии (в том числе и в природу), но, к сожалению, они этого не делают по разным причинам. ќтчасти потому, что у них не хватает времени на это, отчасти потому, что у них нет подход€щего опыта, отчасти потому, что администраци€ школы боитс€ выпускать детей из школы в учебное врем€. ќднако, главна€ причина, на наш взгл€д, заключаетс€ в том, что сами учител€ бо€тс€ организационных трудностей, бо€тс€ оказатьс€ с детьми в природе и не знают что и как организовать, как провести Ђурок на природеї, другими словами Ц не знают чему и как учить в природе.

ќднако на самом деле проводить такие внеклассные зан€ти€ можно и нужно! ѕ€тнадцать лет назад мы создали негосударственную образовательную организацию ЂЁкосистемаї, и решили показать на собственном примере как это можно организовать. Ќачав работу в 1994 году, с большими проблемами и практически Ђна пустом местеї, к насто€щему моменту мы доказали себе и окружающим, что данна€ форма работы востребована в наше непростое дл€ дополнительного образовани€ врем€! Ѕольше того, наш ÷ентр был создан и существует без поддержки государства, без каких-либо дотаций со стороны, грантов, спонсоров и т.п. » последние 7 лет он загружен на 100%, работа€ практически без выходных, праздников и отпусков!

„ем же мы занимаемс€? » в чем интерес у приезжающих к нам школ?

—оздава€ нашу организацию мы решили восполнить недостаток знаний о природе у современных детей и Ђпостроилиї такой образовательный экологический центр, Ђлесную школуї, в которую могут приехать школьники из ћосквы во главе со своими учител€ми дл€ прохождени€ полевой практики. ¬ проведении таких практикумов, как показывает опыт, заинтересованы прежде всего школьные учител€ биологии и географии. —в€зано это с тем, что такие выезды очень активизируют интерес детей к предмету, их познавательные способности и интерес к учебе вообще. ¬сем педагогам-биологам и географам очень хорошо известно, что такое полевые практики.  аждый учитель хоть раз в своей жизни, когда училс€ в пединституте или университете, проходил полевую практику. » любого учител€ можно спросить, помнит ли он детали этой практики, и он скажет, что это было самое €ркое впечатление во всей п€тилетней учебе в вузе.

ƒети на полевых зан€ти€х на практикуме ого и чему мы учим?   нам на практику привоз€т школьников начина€ с п€того класса, на 3-4 дн€, они у нас живут, то есть сп€т и ед€т, а главное учатс€. ”чатс€ с Ђполным погружениемї! ќптимально начинать подобную работу с детьми именно п€тых или шестых, на худой конец - седьмых классов. ѕривозить первый раз дев€ти-дес€тиклассников практически не имеет смысла, потому что часть школьных знаний по ботанике и зоологии они уже успели растер€ть, да и интересы в этом возрасте по€вл€ютс€ другие.

  нам приезжают целыми классами, что очень важно. ¬ школе эта форма работы расцениваетс€ как об€зательна€ полева€ практика, в большинстве школ, которые к нам езд€т, эта поездка включена в учебный план. “о есть детей организованно снимают с зан€тий, организованно везут к нам в центр, у нас они живут и учатс€ и возвращаютс€ в ћоскву. ћы учим их в течение трех дней, по максимуму использу€ то врем€, которое они провод€т у нас, на природе. ћы стараемс€ не ограничиватьс€ только биологией, ведь совершенно естественно, что если школьники попали на природу, то нужно с ними изучать все природные объекты, не смотр€ на искусственное разделение в школах на предметы - биологию, географию и экологию.

Ќа полевом практикуме дети проход€т обучение по нескольким предметам. ¬ предмет ландшафтоведение мы включаем все дисциплины физической географии. «десь дети проход€т азы работы с картой и компасом, ориентирование на местности, составление планов и карт, глазомерную съемку местности, изучают геологические отложени€, рельеф, почвы и снеговой покров. » что самое главное Ц учатс€ видеть взаимосв€зь всех этих компонентов друг с другом, а также с растительностью и животным миром.

—ледующие предметы, которые проход€т дети на наших полевых практиках, это ботаника и зоологи€. ≈сли дети приезжают на три дн€, то эти два предмета ведутс€ у нас вместе, т.е. в один день и одним преподавателем. Ёто рационально: когда преподаватель ведет группу и слышит каких-то животных, или видит их, или видит следы, он обращает внимание на эти зоологические объекты, то есть преподает зоологию. ј Ђв перерывахї он учит детей ботанике, то есть занимаетс€ изучением растительности. ¬ случае если группа приезжает на 4 дн€, тогда ботаника и зоологи€ ведутс€ раздельно.

≈ще один предмет Ц это водна€ экологи€. ћожно назвать ее и гидробиологией, но первое название более правильное, потому что на этом предмете изучаютс€ не только биологические объекты, но и сам водоем как географический объект. “о есть попутно изучаютс€ физические и химические свойства самой воды, гидрологические характеристики водоемов, глубина, ширина, скорость течени€ и так далее.

” нас существуют разные программы дл€ детей, которые приезжают разное количество раз. ћы стараемс€ составить расписание заездов одного и того же класса так, чтобы к нам на практику дети приехали четыре раза.

Ўкольники, которые приезжают к нам первые два раза, проход€т программу, котора€ называетс€ ЂЁкологический ликбезї, то есть Ђликвидаци€ безграмотностиї. Ёто просто первое ознакомление с природой. ¬о врем€ первого приезда на практику наша цель проста - открыть дет€м глаза на природу, заинтересовать их предметом, насколько это возможно. Ёто врем€ мы тратим на то, чтобы дет€м было интересно, познавательно и полезно. ѕо каждому из предметов в рамках данной программы провод€тс€ учебные экскурсии. ”чебна€ группа (размером в среднем 10 человек) занимаетс€ с преподавателем ÷ентра весь день. ”чебное зан€тие начинаетс€ с небольшой вводной лекции, после чего детей ведут на экскурсию в лес, или на реку, на отбор проб, или на геологическое обнажение или почвенный разрез. Ќа экскурсии преподаватель показывает основные объекты своего предмета, рассказывает о них максимально интересно, учит детей определению в природе, описани€м, правилам сбора объектов или образцов дл€ последующих лабораторных зан€тий. ¬о второй половине дн€ (после обеда) дети занимаютс€ обработкой полученных результатов, рассматриванием объектов, их определением по определител€м, таблицам и с помощью компьютера, зарисовыванием этих объектов, смотр€т коллекции, гнезда, слушают записи голосов птиц. » в конце дн€ пишут символические рефераты на разные более или менее научные темы: начина€ от Ђ„то € сегодн€ увидел в лесуї и конча€ описанием какой-нибудь группы растений или животных.

ѕолевой практикум в зимнее вре숓акую программу мы проводим дважды. —тараемс€ назначить заезды в разные сезоны года, чтобы показать разные объекты, воспользоватьс€ разными методиками, обсудить разные закономерности организации сообществ животных или растений.

Ўкольники которые приезжают к нам в 3 или 4 раз, занимаютс€ по программе ЂЁколог-исследовательї. Ёто уже более углубленна€ работа, не пассивные учебные экскурсии, а выполнение небольших самосто€тельных научно-исследовательских работ. ѕо этой программе дети также занимаютс€ в группах по 10 человек, но в начале учебного дн€ разбиваютс€ на бригады по два-три человека.  ажда€ бригада выбирает себе тему самосто€тельной работы, как правило из числа тех, которые нами уже разработаны и апробированы и на которые у нас имеютс€ методические пособи€, определители и вс€ необходима€ вспомогательна€ литература и оборудование. ѕреподаватель консультирует детей по поводу методики, места проведени€ исследовани€, плана работы. ѕосле этого школьники самосто€тельно что-то делают: копают, изучают, описывают, лов€т Ц на это уходит обычно перва€ половина дн€. ј втора€ посв€щена подготовке исследовательской работы: они производ€т расчеты, оформл€ют, пишут текст статьи и выступают на общей конференции. “е, кто работает по программе ЂЁкологический ликбезї слушают и учатс€, вид€т своих старших товарищей, задают вопросы и по возможности участвуют в обсуждении. ѕрограмма ЂЁколог-исследовательї проводитс€ также дважды - в разные сезоны года.

ѕо окончании практики все дети, которые успешно выполнили программу, то есть написали реферат и получили оценку, или выполнили исследовательскую работу и защитили ее, получают диплом, то есть сертификат об экологическом образовании. ’от€, строго говор€, этот диплом и не €вл€етс€ официальным документом об образовании, дети его очень цен€т и часто он помогает им при поступлении в ¬”« по Ђнашейї специальности.

 ак правило, школы организуют выезд одного класса на полевой практикум к нам один раз в год. “о есть в первый раз детей привоз€т на практику в п€том классе, второй раз Ц в шестом и так далее.  акой-либо прив€зки к школьной программе мы не делаем. ћы пытались создать такие программы, которые были бы, скажем, св€заны со школьным курсом, который в данный момент проход€т ученики в школе. Ќапример, дл€ шестых классов мы хотели организовать только зан€ти€ по ботанике, дл€ седьмых - только по зоологии и ландшафтоведению, дл€ старшеклассников - только по водной экологии. Ќо оказалось, что это бессмысленно, поскольку никакой св€зи между знани€ми, полученными в школе на уроках биологии и географии, и окружающей средой, к сожалению, не обнаруживаетс€. јнализ уровн€ знаний приезжающих к нам школьников из п€тых и дес€тых классов говорит о том, что их Ђэколого-биологические знани€ї практически одинаковы, то есть равны нулю. Ѕольшинство приезжающих к нам старшеклассников вообще в первый раз вид€т подмосковную природу. ќни больше знают о природе Ѕольшого Ѕарьерного рифа (из журналов и телепрограмм) или о природе  анарских островов (из собственного опыта). ј о нашей, подмосковной природе они почти ничего не знают. ѕоэтому мы отказались от прив€зки тематики полевого практикума к школьной программе, тем более что это была бы очень сложна€ и запутанна€ система преподавани€ и организации учебного процесса. Ќаша система предельно проста, пон€тна каждому ребенку, а главное Ц каждому учителю, привоз€щему своих учеников к нам на практику.

ƒл€ нас вопрос, нужны ли подобные экологические практикумы общеобразовательным школам, не стоит. Ќаш опыт работы и общени€ с дес€тками, сотн€ми и даже тыс€чами учителей биологии и географии свидетельствует о том, что така€ форма работы очень востребована, особенно сейчас.

»де€, которую в данной статье мы предлагаем сотрудникам учреждений дополнительного эколого-биологического образовани€, то есть эколого-биологических центров и станций юннатов, очень проста: предлагать общеобразовательным школам проводить дл€ их учеников полевые практикумы по биологии и географии. Ёту работу не об€зательно строить по точно такому же принципу, как работает наш экологический центр. Ќе об€зательно создавать базу и привозить на нее детей на 3-4 дн€, можно начать с малого. ћожно начать с того, что предложить школе провести экскурсию в ближайший лес, в парк, на речку, чтобы зан€ти€ по биологии и географии стали более живыми, познавательными и интересными. Ќаш опыт показывает, что учител€ и администраци€ школ с большим удовольствием принимают подобные предложени€. —о временем, в идеале, это должно окупатьс€, но дл€ начала достаточно просто про€вить инициативу.

Ћекци€ на природе ак воплотить эту идею в жизнь? ћожно идти своим путем или воспользоватьс€ наработками ЂЁкосистемыї. «а 10 последних лет нашей работы мы издали более 130 наименований методических материалов, которые помогут начинающим педагогам дополнительного образовани€ зан€тьс€ подобной де€тельностью. “ем более что многие работники дополнительного образовани€ обладают таким опытом и могут это делать и без заимствовани€ нашего опыта, т.е. самосто€тельно. „то нужно, чтобы организовать подобную работу? ¬о-первых, не надо бо€тьс€! ¬се организационные вопросы вполне решаемы, тем более когда это не многодневный выезд всего класса, а всего лишь двух-трехчасова€ экскурси€ во второй половине дн€ или в выходной день. ¬о-вторых, нужно знать, как построить зан€тие, как вести экскурсию: о чем рассказывать, о чем не об€зательно, на чем заострить внимание детей, чем их увлечь, какие подходы использовать при рассматривании объектов, какие методики использовать при проведении небольших исследований и т.д.

¬с€ эта технологи€ изложена в дес€тках наших методических пособий, а также вошла в серию из п€ти книг, готов€щихс€ к изданию в 2008 году »здательским центром Ђ¬ентана-√рафї Ђ”чебна€ и проектна€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ¬ первой книге серии содержитс€ изложение технологии организации полевых практикумов. „етыре другие книги посв€щены методикам выполнени€ самосто€тельных исследовательских проектов (проще говор€ Ц методикам полевых исследований). Ёти четыре книги разделены по четырем сезонам года, чтобы было проще ими пользоватьс€.

¬ этих п€ти книгах сосредоточена в основном вс€ необходима€ информаци€ дл€ того, чтобы организовать практикум или провести экскурсию самосто€тельно. ћетодики преподавани€ и проведени€ исследований абсолютно стандартные и почти не завис€т от того, в какой форме провод€тс€ полевые зан€ти€. Ёто может быть экскурси€ - однодневна€ или одночасова€, это может быть одно- или трехдневный выезд на практику, это может быть экологическа€ тропа, может быть поход туристско-экологической направленности. Ћюбые формы работы с детьми на природе отражены в этих п€ти книгах.

 роме того, дл€ нагл€дного отображени€ нашего опыта нами изданы 40 учебно-методических фильмов. ¬ этих фильмах нагл€дно показана процедура организации самосто€тельных исследовательских работ школьников на природе.  аждый фильм посв€щен какой-то одной работе, в нем содержитс€ показ всей технологии, все детали, которые можно показать нагл€дно, но которые не отражены в книгах или пособи€х: как располагать почвенный разрез по отношению к солнцу, как правильно держать сачок, как вести записи наблюдений, как маркировать деревь€, как измер€ть л€гушекЕ

ѕеред педагогом дополнительного образовани€ или школьным учителем, который хочет освоить такую форму работы, встает проблема определени€ объектов.  стати говор€, это еще одна причина, почему многие педагоги не могут решитьс€ выйти с детьми на зан€ти€ в природу: они просто не знают всех объектов сами, или успели их забыть за врем€ работы в школе! »з-за этого они чувствуют себ€ неуверенно, ведь дети такие любопытные и всегда задают кучу вопросов! ћы восполн€ем этот пробел, выпуска€ определители объектов природы. ¬сем известно, что за последние дес€тилети€ хороших иллюстрированных определителей в нашей стране большими тиражами не выходило. ¬се определители, имеющиес€ на руках, были изданы либо в 60-х Ц 70-х годах, либо это библиографическа€ редкость из-за малых тиражей.

ћетодические материалы по организации полевых практикумовѕоэтому мы издаем несколько вариантов определителей. ¬о-первых, это печатные определители. Ќапример, мы подготовили, а »здательский центр Ђ¬ентана-√рафї выпустил серию цветных ламинированных таблиц-определителей, куда вход€т трав€нистые растени€ лесов, лугов и полей, водоемов и болот, и первоцветы. ≈сть определители по древесно-кустарниковым растени€м (деревь€, кустарники, кустарнички и лианы зимой и летом). Ёти восемь определителей охватывают примерно восемьдес€т процентов встречаемости трав€нистых и древесных растений средней полосы –оссии.  роме того, мы издаем цветные таблицы по животным средней полосы –оссии. Ёто ламинированные листы, на которых просто нанесены рисунки животных средней полосы: водные беспозвоночные, бабочки, рыбы, амфибии и рептилии, птицы, млекопитающие.

“ретий формат определителей Ц это компьютерные или электронные определители объектов природы. ћы задумали такую серию, котора€ будет охватывать практически все объекты природы –оссии, начина€ от минералов и горных пород и заканчива€ млекопитающими. Ќа данный момент мы выпустили п€ть определителей, на 2008-2009 год планируетс€ издание еще п€ти. Ёто довольно необычна€ и Ђсовременна€ї форма определителей Ц так называемые Ђполитомическиеї определители, пользоватьс€ которыми очень легко, удобно и даже интересно. “ем более что нынешнее поколение школьников свободно владеет компьютером и использование таких определителей рационально: дети учатс€ игра€.

“от комплект методических материалов, который создан ЂЁкосистемойї за дес€ть лет, вполне позвол€ет зан€тьс€ организацией экологических практикумов самосто€тельно. ”бедитесь, что это вовсе не так сложно и страшно, как может показатьс€ вначале. Ќу а если до сих пор остаютс€ сомнени€ Ц приезжайте в наш экологический центр, познакомьтесь с его работой, посмотрите на приезжающих к нам школьников и учителей, поговорите с ними и с нашими педагогами. ј также заходите на наш сайт в »нтернете: www.eсоsystеmа.ru. Ќа нем много полезной вспомогательной информации Ц более 20 тыс€ч страниц описаний, рисунков и фотографий растений, животных, географических ландшафтов –оссии и мира.



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020