јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

Ёкскурсионна€ де€тельность и организаци€ эколого-биологического музе€ образовательного учреждени€

ƒ. ¬. ћоргун, кандидат философских наук, заместитель директора ћ√—ёЌ по научно-методической работе

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2006
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

„то такое экологический музей в образовательном учреждении?

Ёколого-биологический музей Ч обобщенное обозначение выставочных, коллекционных и демонстрационных комплексов, часто используемых в эколого-биологическом образовании. ¬ образовательных учреждени€х в последние годы создаютс€ различные по своему назначению и виду музеи, которые можно условно разделить на несколько типов:

1. ћузейный классический комплекс. ћожет состо€ть из геологической, палеонтологической, ботанической, зоологической экспозиций, фондохранилища, лаборатории, нередко обеспечен библиотекой, фондом музейно-методической документации, базами данных, компьютерным центром. ¬ региональных образовательных учреждени€х дополнительного образовани€ нередко создаютс€ так называемые Ђћузеи природыї эколого-краеведческого характера. ¬ статье пойдет речь в основном о музее такого типа.

“аким музе€м исторически присущ систематический принцип построени€ экспозиции, он €вл€етс€ универсальным, обеспечивает большую стабильность, преемственность развити€ музе€. ќднако в образовательных учреждени€х более распространен экологический подход в выделении разделов экспозиции, когда создаютс€ биогруппы из видов, насел€ющих определенный тип сообщества; экспонаты раздел€ютс€ по экологическим группам и т. д.

2. «оомузейный комплекс. ќбычно представлен живыми природными объектами, расположенными по систематическому принципу, которые дополн€ют музейные образцы, образу€ комплексные биогруппы: аквариумы, террариумы, инсектарии, виварии, а также зимние сады и оранжереи.

3. ќбучающий и развивающий музейный комплекс. —остоит из лабораторий, классов, игровых комнат. Ёкспозиции отличаютс€ междисциплинарностью и интерактивностью: они представлены зримо и ос€заемо, их можно осваивать на ощупь. ћожно провести опыт, эксперимент; поработать с экспонатами, коллекци€ми, компьютерными базами данных. Ќередко элементы музе€ такого типа включаютс€ в классические экспозиции.

Ёколого-биологические музеи обладают значительным культурным потенциалом, реализуемым через следующие образовательные задачиЕ

ќбразовательное значение коллекций определ€ет возможности структурировани€ музейного фонда.  ак правило, цели использовани€ музейного фонда и его структурные компоненты взаимосв€заны. ¬ музейном фонде учреждени€ дополнительного образовани€ выдел€ют

  • экспозиционный сектор (экспозици€, предназначенна€ дл€ организации выставок и проведени€ экскурсий). —одержит наиболее оригинальные образцы (например, экзотические животные и растени€) или, напротив, наиболее характерные дл€ определенной группы (местности) представители;
  • учебный сектор. ”чебный, нагл€дный коллекционный материал, предназначенный дл€ проведени€ зан€тий педагогов. Ёто так называемый Ђвыездной секторї, который в соответствии с ѕоложением о биологической коллекции учреждени€ предоставл€етс€ педагогам дл€ проведени€ зан€тий на филиалах учреждени€. —одержит наиболее характерные дл€ данной группы (местности) образцы с хорошо выраженными диагностическими признаками;
  • основной музейный сектор (Ђнаучна€ї часть фонда, предназначенна€ дл€ проведени€ массовых экологических меропри€тий; содержит образцы разного статуса).

ћузейно-методическа€ работа: несколько советов по организации

ћузейно-методическа€ работа Ч особое направление методической де€тельности в учреждени€х дополнительного образовани€ эколого-биологической направленности. ≈стественнонаучные (в том числе, биологические) коллекции выполн€ют различные образовательные цели в экологическом образовании и играют ключевую роль при организации и экологических зан€тий педагогов, и дл€ проведени€ массовых меропри€тий и экскурсий. ѕредметы хранени€ музейных коллекций в учреждени€х дополнительного образовани€ имеют научную ценность (служат дл€ документировани€ наличи€ объекта в данной местности) и образовательное значение. ѕредметы хранени€ естественнонаучных коллекций представл€ют собой целые образцы, части и производные представителей фауны и флоры, существующих по сей день или вымерших. ƒл€ удобства исследовани€, экспонировани€ и использовани€ в образовательных цел€х предметы хранени€ подвергаютс€ специальному препарированию. »зучение предметов хранени€ увеличивает их ценность, как и ведение сопроводительных записей, документирующих внешние признаки, состо€ние, источник поступлени€ Ч научное значение предметов хранени€.

ћетодист по музейной работе в образовательном учреждении несет этическую ответственность за наход€щиес€ в нем коллекции и обладает относительной профессиональной автономией. ∆елательно, чтобы методист имел аккредитацию музейного работника. ƒл€ этого можно пройти семинары по повышению квалификации дл€ сотрудников естественнонаучных музеев в √осударственном ƒарвиновском музее. ƒл€ того чтобы сохранить целостность предметов хранени€ и обеспечить возможности их использовани€ в насто€щем и будущем, необходимо исключить некачественное препарирование и обработку предметов, ненадлежащие услови€ хранени€. ћетодисты несут ответственность за сами предметы хранени€ и за сопроводительную документацию. ѕри этом консерваци€ и обеспечение сохранности биологических коллекций должна осуществл€тьс€ на самом высоком профессиональном уровне. ќптимальным подходом при этом считаетс€ профилактика. ¬ыбранные методы и материалы должны обеспечивать стабильность объекта в течение максимально долгого времениЕ

ќсобое направление работы методиста-хранител€ музе€ св€зано с реставрацией отдельных предметов хранени€Е

 ак можно использовать музейный фонд?

»спользование биологических коллекций должно проходить в соответствии с ѕоложением о коллекции и правилами хранени€ и требовани€ми методистов-хранителей фонда. ќбразовательные программы, построенные на использовании биологических коллекций, должны включать общие сведени€ о профессиональном обращении с объектами коллекций...

ƒо этого € писал в основном о том, что должны делать методисты дл€ создани€ и хранени€ музейных коллекций. ќднако лучше, если при ћузее образовательного учреждени€ создаетс€ актив из учебного объединени€, посто€нно пополн€ющий коллекции, след€щий за их сохранностью. ƒл€ учебного направлени€, св€занного главным образом с закреплением и углублением образовательной программы, важна возможность образного воспри€ти€ музейных материалов. ћузей из замкнутого пространства превращаетс€ в открытую систему, благодар€ воплощению идей сотворчества учащихс€, преподавателей и методистов, курирующих музейную работу, с переносом центра т€жести с процесса собирани€ коллекций на процесс созидани€, сохранени€ музе€, который всегда может быть обновлен. Ёто особое направление образовательной работы, требующее отдельных статей и книг.

 ак построить экскурсию: уровни информации в экспозиции музе€

ƒл€ того чтобы музейное пространство было организовано в единую информационную систему, требуетс€ особый подход к организации экспозиции. ѕоэтому определить так называемые уровни информации музе€ (выставки) следует еще во врем€ разработки самой концепции музе€. ќпишем кратко, как продумать содержательное Ђполеї экспозиции с точки зрени€ его информационной насыщенности.

 онцепци€, создание которой предшествует непосредственной разработке экспозиции, включает в себ€:

  • определение главной цели и обоснование;
  • определение основной категории посетителей;
  • обоснование логической структуры разделов экспозиции;
  • анализ фондовых материалов, определение возможностей комплектовани€;
  • иде€ художественной реализации проекта.

ѕосле этого разрабатываетс€ тематико-экспозиционный план экспозиции (“Ёѕ), который отражает конкретный состав отобранных экспозиционных материалов.

ƒл€ выделени€ информационных уровней важно, кака€ логика Ђзаложенаї в экспозицию. ≈сть следующие варианты организации экспозиции:

  • коллекционный. Ёкспозици€ строитс€ на основе относительно разрозненных коллекций.
  • ансамблевый. Ёкспозици€ включает биогруппы (например, в сочетании живых и неживых объектов Ч комнатные растени€, на которых в естественных позах расположены сухие бабочки) или комплексы объектов, св€занных определенным образом.
  • образно-сюжетный. Ћогика построени€ экспозиции отражает некоторый сюжет: последовательность действий или €влений (стадии развити€ организма, иллюстрации эволюционных р€дов, иллюстрации сукцессий, сочетающиес€ с гербари€ми характерных видов растений на определенной сукцессионной стадии и др.).

–ассмотрим, посредством каких источников мы получаем информацию об экспозиции в музее.

1. “екстовый информационный уровень. ѕри разработке текстовых информационных блоков особое внимание удел€етс€ информативности, лаконичности и содержательности. Ќа этом этапе работы закладываютс€ основные информационные уровни, используемые при проведении экскурсииЕ

2. √рафический информационный уровень. ƒругие информационные уровни закладываютс€ средствами графических материалов, сопровождающих экспозицию. Ёто картины, фотографии, графики и схемы. »ногда они значительно важнее текстов и даже самих музейных объектов, например, в случае отсутстви€ нужного дл€ логики экспозиции экспоната. »зображени€ могут замен€ть объекты особенно часто в образно-сюжетных экспозици€х.

3. ќбъектный уровень. »нформаци€ Ђзаложенаї в самих объектах экспозиции, в сочетании экспозиционных комплексов. ≈сли речь идет о биогруппе, важно, чтобы она была динамичной, зрелищной. ≈сли речь идет об отдельных экспонатах, например, чучелах, им должны быть приданы естественные позы.  онечно, это во многом определ€етс€ искусством таксидермиста. ќднако и расположение объектов очень важно, оно должно быть эстетически гармоничным. ¬ варианте образно-сюжетной экспозиции можно посоветовать выстроить ее интерактивно: чтобы с продвижением по экспозиции экскурсант мог следовать внутренней логике, заложенной в ней. ƒл€ этого в сюжете экспозиции должны быть зав€зка, кульминационный пункт. ≈сли предполагаетс€, что в ћузее будут попул€рны экскурсии по отдельным темам, то относ€щиес€ к данной теме части экспозиции должны быть сосредоточены близко руг от друга, но в то же врем€, не меша€ удобному размещению экскурсантов.

4. ¬ербальный информационный уровень. Ёто текст экскурсии, воспроизводимый экскурсоводом.  ак правило, в музе€х образовательных учреждений провод€тс€ два типа экскурсий, различающихс€ по информационной насыщенности. Ќа обзорных экскурси€х Ч экстенсивный подход, требующий краткого комментари€ всех разделов экспозиции, указани€ наиболее интересных и €рких экспонатов. ќбзорна€ экскурси€ ориентирована на смешанную экскурсионную группу (учащихс€ разных возрастов, с разными познавательными интересами). ѕоэтому ее продолжительность, как правило, невелика. Ёкскурсии нос€т информационно-ознакомительный характер. ћетодика проведени€ такой экскурсии требует включени€ интерактивных эпизодов, повышающих познавательную мотивацию: игровых моментов, диалоговых и дискуссионных форм общени€ с экскурсантами. ¬ конце экскурсии Ц об€зательны ответы на вопросы; можно дать некоторые советы педагогу, пришедшему с группой учащихс€, о том, как лучше обобщить полученные на экскурсии знани€ на последующих учебных зан€ти€х.

“ематические экскурсии отличаютс€ интенсивным подходом Ч специальным рассмотрением конкретного предметного материала на базе отдельных разделов экспозиции или отдельных коллекций. Ёкскурсии нос€т учебно-познавательный характер. “ематические экскурсии нередко провод€тс€ как лекционные зан€ти€ с использованием демонстрационного материала и потому более продолжительны. Ёто св€зано с тем, что работа идет с мотивированной аудиторией. ¬о врем€ тематической экскурсии большее внимание обращено на определенные экспонаты; например, по выставке птиц в ћузее природы возможны следующие варианты тематических экскурсий: ЂЁкологические группы птицї, Ђ—истематические группы птицї, Ђѕриспособлени€ птиц к разным услови€м обитани€: лапы и клювыї, Ђ«имующие птицыї, Ђѕтицы городаї. ¬ конце экскурсии Ч ответы на вопросы или обобщение полученных знаний интерактивными средствами.

ƒл€ этого выделю информационный подуровень Ч интерактивный. ѕлощадь музе€ можно разделить на интерактивные зоны, позвол€ющие самосто€тельно изучать некоторые экспонаты. Ёто можно делать с помощью лупы или микроскопа, работать, например, с гербарными материалами. ћожно проверит свои знани€ с помощью специального путеводител€ или буклета, компьютерной викторины или других игровых материалов, ответить на вопросы анкеты или поучаствовать в каком-нибудь творческом конкурсе (например, Ђрисунки посетителей музе€ї).

”казанные уровни информации в музейной экспозиции выделены сходно в аналогичных работах. “ак, информационные уровни самой экскурсии определ€ютс€: типом экскурсии, особенност€ми аудитории, методами подачи и обсуждени€ экскурсионного материала.

Ќаконец, несколько практических советов дл€ экскурсовода, не желающего Ђперегрузитьї информацией экскурсионную группу учащихс€. ’ороший экскурсовод зачастую настолько увлечен свои делом, что пытаетс€ уместить в отведенное небольшое врем€ экскурсии максимально полную информацию об экспозиции. Ќа самом деле, наход€сь среди экскурсантов, мы лучше слушаем доступный, неторопливый рассказ, в котором чувствуетс€ глубина знаний, но остаетс€ и много намеков Ч на Ђне сказанноеї. ѕоэтому, специально рассмотрев ранее информационные уровни, € обращаю внимание: не все эти каналы получени€ информации должны быть задействованы во врем€ экскурсии. «адача экскурсовода Ч Ђдозироватьї информацию, получаемую посредством разных каналов.

ƒругой полезный практический прием Ч посто€нное переключение внимани€ группы от разных участков экспозиции к по€снительным текстам, графическим материалам. Ёто не превратит экскурсию в однообразный монолог.  онечно, всегда полезно внести разнообразие вопросами, беседой, загадками, чтобы почувствовать аудиторию, пон€ть, что ей ближе и интереснее.

»так, при создании музе€ необходимо многоуровневое распределение информации. Ёто позволит создать на сравнительно небольшой площади комфортное и информационно-насыщенное пространство.


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019