јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ —≈ћ»Ќј–џ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћетодический семинар дл€ учителей биологии.
√ород „ебоксары, „увашска€ республика, сент€брь 2007 года

¬ конце сент€бр€ 2007 года в городе „ебоксары („увашска€ республика) прошел семинар дл€ учителей биологии "Ќовые педагогические технологии в преподавании биологии".

¬ качестве гостей на семинаре присутствовали: Ќаталь€ ќлеговна ƒолженкова - методист по биологии »здательского центра "¬ентана-√раф" (г.ћосква) и јлександр —ергеевич Ѕоголюбов - директор Ёкологического центра "Ёкосистема" (г.ћосква). ¬ыступление Ќ.ќ.ƒолженковой было посв€щено методикам работы по новым учебникам биологии, а также пособи€м по экологии и другой печатной продукции »здательства "¬ентана-√раф", а выступление ј.—.Ѕоголюбова - технологи€м проведени€ полевых экологических практикумов и обзору методических материалов по организации исследовательской работы школьников в природе (тезисы сообщени€ см. ниже).

¬ первый день работа проводилась в школе є 5 города „ебоксары, а во второй Ц в –егиональном институте образовани€.

‘отоотчет о методическом семинаре дл€ учителей биологии в „ебоксарах: работа семинара в школе; выступление ј.—.Ѕоголюбова; организаторы и гости перед отъездом в ћоскву; работа семинара в –»ќ. ¬ центре коллажа - вид на залив ¬олги

Ќа коллаже (сверху слева по часовой стрелке): работа семинара в школе; выступление ј.—.Ѕоголюбова; организаторы и гости перед отъездом в ћоскву; работа семинара в –»ќ. ¬ центре коллажа - вид на залив ¬олги.


 раткое содержание выступлени€ ј.—.Ѕоголюбова.

ќрганизационные основы и технологи€ организации учебно-исследовательской де€тельности школьников

ƒанное выступление посв€щено краткому описанию организационных основ и технологии проведени€ полевых экологических практикумов дл€ школьников, а также методическим материалам по организации исследовательской де€тельности школьников в природе, изданным экологическим центром "Ёкосистема".

ѕолевые практикумы.

јссоциаци€ ЂЁкосистемаї - это общественна€ некоммерческа€ просветительска€ организаци€, созданна€ в 1994 году в ћоскве, как методический образовательный центр, призванный пропагандировать и внедр€ть Ђнатуралистическийї подход в экологическом образовании детей Ц т.е. преподавание биологии, географии и экологии в природной обстановке.

Ќа начальном этапе своей де€тельности Ёкосистема проводила так называемые учебно-методические школы дл€ юных экологов и их педагогов из дальних регионов –оссийской ‘едерации. Ёти Ўколы проводились как в ѕодмосковье, так и в других регионах –оссии Ц в форме полевых лагерей. ¬ последние 10 лет основным направлением де€тельности Ёкосистемы стало проведение полевых практикумов дл€ школьников общеобразовательных школ города ћосквы.

Ёта работа ведетс€ круглый год на собственной базе в ѕодмосковье, известной как Ђбиостанци€ Ёкосистемаї. Ѕиостанци€ представл€ет собой комплекс построек в лесу Ц на значительном удалении от населенных пунктов. Ёто главный жилой дом, вмещающий 45 спальных мест и столовую, лабораторный корпус с четырьм€ классами-лаборатори€ми, жилой дом дл€ преподавателей, конюшню, баню, гаражи и хоз€йственные постройки.

Ѕиостанци€ находитс€ в центре обширных лесных массивов. ¬ основном - это старые еловые и сосновые леса, а также смешанные леса, березн€ки и ольшаники. Ќедалеко от биостанции находитс€ река  л€зьма с характерными формами рельефа и растительностью речной долины.

«аезды школьников на биостанцию осуществл€ютс€ каждые три дн€ Ц группами по 25-40 человек, как правило Ц целыми классами, под руководством учител€ биологии или географии и классного руководител€. ¬озраст учащихс€ Ц от 5 до 10 класса.

ƒети живут на биостанции в течение 3 дней и проход€т разнообразные учебные программы Ц в зависимости от того, в какой раз они приехали на практику. «ан€ти€ проход€т в группах по 8-12 человек с преподавателем ÷ентра по четырем основным предметам: ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. ќдин предмет проходитс€ в течение одного дн€, таким образом, чтобы за весь выезд пройти все предметы.

ѕредмет ландшафтоведение включает зан€ти€ с картой и компасом, ориентирование на местности, картографию и нивелирование, изучение рельефа, геологических отложений, почв или снегового покрова Ц в зависимости от сезона года.

Ѕотаника и зоологи€, как правило, ведутс€ совместно, т.е. одним преподавателем в течение одного дн€. Ётот предмет включает морфологию растений и изучение флоры, геоботанику, а также изучение позвоночных животных и следов их жизнеде€тельности.

ѕредмет водна€ экологи€ включает изучение водоемов как физических объектов, изучение физико-химических свойств природных вод, а также (в основном) Ц изучение водных беспозвоночных животных Ц бентоса, перифитона и планктона окрестных водоемов.

ѕриезжа€ на практику, дети занимаютс€ по разным программам. ѕриехавшие в первый и второй раз (как правило Ц это учащиес€ 5-7 классов) занимаютс€ по программе ЂЁкологический ликбезї. Ёто, в основном, экскурсионные зан€ти€ с преподавател€ми ÷ентра. ƒень начинаетс€ с вводной лекции, а затем группа отправл€етс€ на полевую экскурсию или отбор проб. ¬о второй половине дн€, после обеда, дети занимаютс€ в лаборатори€х: определ€ют и рисуют объекты, изучают коллекции, оформл€ют результаты наблюдений и пишут отчетные работы.

ƒети, приезжающие на практику в третий и четвертый раз (как правило это приходитс€ на 8-10 классы), занимаютс€ по принципиально другой программе Ц ЂЁколог-исследовательї. Ёто Ц выполнение небольших, рассчитанных на один день, самосто€тельных исследовательских работ по тем же самым предметам Ц ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии.  аждой группе с утра выдаетс€ перечень работ, которые можно выполнить в данный сезон года. √руппа делитс€ на бригады по 2-3 человека, которые самосто€тельно провод€т исследование, завершающеес€ вечером устными докладами всех групп на конференции.

”чебные зан€ти€ провод€тс€ очень интенсивно Ц с 9.45 утра до шести-семи вечера, с перерывом на обед и часовой послеобеденный отдых. —вободное от зан€тий врем€ (утром и вечером) дети провод€т на спортплощадке, катаютс€ верхом на лошад€х, а по вечерам мы организуем поход в лес на костер.

¬ завершение скажем, что коллектив сотрудников биостанции невелик Ц 3-4 человека живут там посто€нно, а преподаватели приезжают вести зан€ти€ из ћосквы на 2-3 дн€. ¬ основном Ц это люди молодого и среднего возраста Ц студенты, аспиранты, научные сотрудники, школьные учител€, испытывающие потребность регул€рно бывать на природе.

ћетодические материалы.

 роме непосредственной работы с детьми и педагогами на своей базе в ѕодмосковье, экологический центр ЂЁкосистемаї выпускает разнообразные методические материалы дл€ учителей и учащихс€, позвол€ющие (потенциально) любому педагогу-естественнику организовать подобную работу в своей школе или учреждении дополнительного образовани€.

¬ течение 1996-2000 гг. выпущены 65 методических пособий по полевой экологии, предназначенные дл€ учителей и педагогов дополнительного образовани€ и содержащие стандартные методики организации и проведени€ научных исследований в природе, адаптированные дл€ их использовани€ с детьми. ‘актически, выпущенный на данный момент комплект методических пособий охватывает большинство тем учебно-исследовательской работы учащихс€ в природе, начина€ с основных дисциплин географического цикла - топографии, геологии, геоморфологии и почвоведени€ и конча€ методиками экологического и биологического мониторинга, а также общеобразовательными методиками, касающимис€ правил сбора, обработки и оформлени€ результатов полевых исследований.

¬ течение 1999-2002 гг. издан комплект учебно-методических видеофильмов дл€ учителей и учащихс€ Ђ омплексные исследовани€ экосистемї. ¬ комплект вход€т 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской де€тельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагер€х и т.п.). ‘ильмы разделены по сезонам года (осень, зима, весна, лето) и демонстрируют процедуру организации самосто€тельной исследовательской работы школьников Ц от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. ¬се фильмы сопровождаютс€ методическими руководствами, по€сн€ющими детали и технологии организации полевой работы детей в исследовательских группах.

Ќачина€ с 2002 года ЂЁкосистемойї начат проект создани€ комплекта (серии) компьютерных јтласов-определителей объектов природы средней полосы –оссии. ¬ 2002-2006 гг. выпущены п€ть јтласов-определителей: Ђƒеревь€ и кустарники зимойї, ЂЌасекомые-вредители лесаї, Ђƒеревь€ и кустарники летомї, Ђ“рав€нистые растени€ (Ђцветыї)ї, Ђѕтицы и птичьи гнездаї. ѕланируетс€ издание еще 9 определителей. јтласы-определители богато проиллюстрированы (в основном, авторскими иллюстраци€ми) и выпускаютс€ на лазерных дисках. ѕомимо иллюстраций и описаний они содержат компьютерные программы определени€ неизвестных объектов по внешним признакам.

¬ 2004 и 2008 гг. издана сери€ из 18 цветных определительных таблиц Ђ–астени€ и животные средней полосы –оссииї, а также выпущены восемь Ђопределителей-раскладушекї по дерев€нистым и трав€нистым растени€м средней полосы –оссии.

¬ заключение еще раз констатируем, что работа "Ёкосистемы" и та форма экологического образовани€, которой она занимаетс€ - это идеологи€ истинного натуралистического движени€ ! Ћес, дика€ природа и экологическое образование неразделимы и нет и не может быть нормального человека (пусть даже не эколога) без хот€ бы краткого познани€ (общени€) с независ€щим от нас (относительно) и живущим по собственным законам миром.

Ќаверх


ƒругие семинары и конференции с нашим участием:


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020