јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

¬оспитание экологической культуры учащихс€ через научно-исследовательскую де€тельность

 ашина ≈лена ¬икторовна
учитель химии и биологии высшей категории, ћќ” Ђ’лебниковска€ средн€€ общеобразовательна€ школаї –еспублики ћарий Ёл

(см. также детскую исследовательскую работу "ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€", выполненную под руководством автора)

"„еловек, овладевший экологической культурой, подчин€ет все виды своей де€тельности требовани€м рационального природопользовани€, заботитс€ об улучшении окружающей среды, не допуска€ еЄ разрушени€ и загр€знени€ЕФ ј.ј.ѕлешаков

„еловек будущего - это всесторонне развита€ личность, живуща€ в гармонии с окружающим миром и самим собой. “от или иной уровень экологической культуры Ц есть результат воспитани€, главной функцией которого €вл€етс€ подготовка подрастающего поколени€ к жизни в этом мире, а дл€ этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Ѕез изменений в культуре природопользовани€ нельз€ рассчитывать на позитивные изменени€ в экологии, именно культура способна привести в соответствие де€тельность человека с биосферными и социальными законами жизни [1].

¬оспитание экологической культуры учащихс€ становитс€ сейчас одной из важнейших задач общества и образовани€. ”спешность решени€ этой проблемы во многом определ€етс€, если она рассматриваетс€ в едином контексте, органической взаимосв€зью с де€тельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой де€тельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действи€, ход и результаты своего труда, про€вл€ть творческую активность. Ёти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определ€ют его жизненные и профессиональные ценности [3].

ќдной из актуальных технологий сегодн€ €вл€етс€ проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать услови€, при которых учащиес€ самосто€тельно и охотно приобретают недостающие знани€ из разных источников, учатс€ пользоватьс€ приобретенными знани€ми дл€ решени€ познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умени€, работа€ в разнообразных группах, развивают у себ€ исследовательские умени€ [2].

ћноголетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел мен€ к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитани€ экологической культуры €вл€етс€ организаци€ научно-исследовательской де€тельности учащихс€, котора€ и €вл€етс€ дл€ мен€ одной из форм работы с учащимис€ на своих уроках и во внеурочное врем€. — этой целью мною разработана программа, в ходе которой учащиес€ выполн€ют учебно-исследовательские проекты.

»сследовани€ по мониторингу реки

–азвитие научно-исследовательской де€тельности учащихс€ проходит в несколько этапов. ¬ первый год мои учащиес€ в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требовани€ми оформлени€ научно-исследовательской де€тельности, до учеников доводитс€ примерна€ программа исследовательских и проектных работ. ѕосле чего учащиес€ добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.

я преподаю химию, биологию, экологию, €вл€юсь руководителем детского объединени€ Ђёный экологї, заведующей ”ќ”. ћои учащиес€ научно-исследовательской де€тельностью начинают заниматьс€ с раннего возраста, работа€ на пришкольном участке, посеща€ экологический кружок.

“ак, на ”ќ” летом 2009 года были проведены следующие исследовательские работы: Ђ¬ли€ние намачивани€ сем€н бобовых на всхожесть и урожайї (1 класс); Ђ¬ли€ние сроков сева на урожай корнеплодовї (2 класс); Ђ¬ли€ние способов размножени€ картофел€ на урожайї (3 класс); Ђ¬ли€ние подкормки на величину цветкаї (4 класс); Ђ—ортоиспытание морковиї (5 класс); Ђ¬ыращивание лука в однолетней культуреї (6 класс); Ђ¬ли€ние предпосевной обработки сем€н на рост и развитие злаковых культурї (10 класс); Ђ¬ли€ние микроудобрени€ ћакс —упер √умат на урожайность капустыї (7 класс); проекты: Ђќвощной цветникї (10 класс); Ђ—ад непрерывного цветени€ї (8 класс).

ѕо мере взрослени€ проекты усложн€ютс€. ¬от некоторые темы учебно-исследовательских проектов, выполненных моими учениками:

  • Ђћониторинг вредного вли€ни€ сигаретї (2007 г.)
  • Ђќпределение содержани€ йода в продуктах питани€ї (2008 г.)
  • Ђƒиагностика здоровь€ школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учрежденииї (2009 г.)
  • Ђ»ндивидуальные качественные различи€ пам€ти у старшеклассников и методы ее совершенствовани€ї (2008 г.)
  • Ђќсобенности питани€ современных школьниковї (2007 г.)
  • Ђѕищевые добавки: за и противї (2009 г.)
  • Ђ осметика и здоровьеї(2009 г.)
  • Ђ»збыточный вес и ожирение Ц следствие современного образа жизниї(2008 г.)
  • Ђ»сследование визуальной среды школыї. ќценивалась степень агрессивности визуальной среды школы (2009 г.)
  • ЂЁкологическа€ характеристика классной комнатыї (2008 г.)
  • Ђћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€ї. ƒанна€ работа проводилась по заказу администрации ћќ Ђ’лебниковское сельское поселениеї, котора€ в августе 2008 года обратилась к нам с просьбой провести мониторинг водных ресурсов поселени€ и социологический опрос населени€ о качестве потребл€емой воды. ѕолученные результаты позвол€т обратитьс€ с обоснованным ходатайством в ћинистерство сельского хоз€йства и продовольстви€ –еспублики ћарий Ёл о включении в федеральную целевую программу Ђ—оциальное развитие села до 2012 годаї (2008 г.)

”борка мусора на берегах реки

ќбучающиес€, выполн€ющие проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровн€. “олько в 2008-2009 учебном году и в этом мы прин€ли участие во ¬сероссийском конкурсе научно-инновационных проектов дл€ старшеклассников Ђ„иста€ планета дл€ нашего будущегої (диплом), во ¬сероссийском конкурсе исследовательских проектов Ђѕервые шагиї (диплом лауреата 1 степени), в I ¬сероссийском конкурсе Ђённат-2009ї (диплом 3 степени), во II ¬сероссийском конкурсе на лучший молодежный проект по экологической проблематике (диплом 1 степени), в –еспубликанском конкурсе водных проектов старшеклассников (грамота), в –еспубликанской научно-практической конференции Ђјлександровские чтени€ї (похвальный лист), практического тура эколого-биологической олимпиады (диплом 3 степени), в –еспубликанском конкурсе юных исследователей окружающей среды Ђ„еловек. ѕрирода. “ворчествої (диплом 3 степени), в –еспубликанском профильном лагере юных экологов (грамота за исследовательскую работу), в V открытом фестивале науки и искусства Ђћир моих увлечений Ц путь в будущееї (номинаци€ Ђѕриродопользование и охрана окружающей средыї) (диплом), в районной научно-практической конференции ЂЎаг в будущееї (диплом 1 степени), конкурсе социальных проектов Ђя Ц гражданин –оссииї и др.

«ащита проекта на конференции

“аким образом, как показывает практика, проектна€ де€тельность реально способствует формированию нового типа обучающегос€, обладающего набором умений и навыков самосто€тельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной де€тельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразовани€. »спользование в работе проектно- исследовательской де€тельности на уроках и во внеурочной де€тельности позвол€ет получить р€д практических результатов: отсутствие второгодников, рост качества знаний, активное участие учащихс€ в Ќќ”. —амое главное, участие в проектах позвол€ет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучени€.

—писок литературы

  1. Ѕуковска€, √.¬. ‘ормирование экологической культуры школьников [“екст] / √.¬. Ѕуковска€. Ц “амбов, 1999.
  2. ƒежникова, Ќ.—. ¬оспитание экологической культуры у детей и подростков [“екст]: учебное пособие / Ќ.—. ƒежникова и др.- ћ.: ѕедагогическое общество –оссии, 1999.
  3. –азвитие исследовательской де€тельности учащихс€ [“екст] : метод. сб.- ћ.:Ќародное образование, 2001. Ч 272 с.
  4. √узеев, ¬. ¬. Ђћетод проектовї как частный случай интегративной технологии обучени€ [“екст] / ¬.¬.√узеев // ƒиректор школы.- 1995.- є 6.- —. 17-22.

(см. также детскую исследовательскую работу "ћониторинг водных ресурсов ’лебниковского поселени€")



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019