јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

 омплексные практики на —оловецких островах

—емашко јнна ёрьевна, ћосковска€ городска€ станци€ юных натуралистов, ѕ€тьдес€т седьма€ школа

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2005
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

—оловецкие острова неслучайно включены в список Ђ¬семирного природно-исторического наследи€ї ёЌ≈— ќ. —оловецкий архипелаг уникален тем, что расположен на границе как геологических и биологических зон, так и исторически —оловки оказались одним из самых северных рубежей нашего государства.  роме того, архипелаг служит местом гнездовани€ дл€ морских колониальных птиц и здесь же находитс€ уникальное место репродуктивного скоплени€ морских китообразных Ч белух.

¬от почему это место прекрасно подходит дл€ проведени€ комплексных практик. ƒаже если ¬ы, мой читатель, планируете проводить исключительно биологическую практику, то специфика места просто не позволит этого: архитектурные, археологические, исторические, топонимические и даже геологические объекты будут буквально Ђврыватьс€ї в ход ¬аших экскурсий; лучше, если ¬ы будете к этому заранее готовы.

Ќужно отметить, что выбор условий проживани€ довольно существенно определит стиль проводимой ¬ами комплексной практики. Ќа —оловках есть возможность и арендовать жилье, вплоть до комфортабельных, но дорогих гостиниц; можно также получить разрешение на палаточный лагерь в местной администрации. ” каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. »ногда возможно их сочетание.

—оловецкие острова: географи€, геологи€, растительность, истори€
—оловецкий архипелаг Ч группа островов в северной части ќнежского залива Ѕелого мор€. ¬ его состав вход€т больше сотни островов разного размера. —амые большие из них нос€т следующие названи€ (в пор€дке убывани€ площади): Ѕольшой —оловецкий, јнзер, Ѕольша€ ћуксалма, ћала€ ћуксалма, Ѕольшой «а€цкий, ћалый «а€цкий. ќбща€ площадь архипелага составл€ет приблизительно 300 кв.км. »з них 215.5 кв.км. приходитс€ на о. Ѕольшой —оловецкий, 47.1 Ч на јнзер, 10.6 Ч на Ѕольшую ћуксалму, 1.06, 1.3, 1.1 км на острова ћала€ ћуксалма, Ѕольшой «а€цкий и ћалый «а€цкий соответственно. ѕлощадь других островов по отдельности, как правило, не превышает 1 га.

√еографическое положение
јрхипелаг расположен между 64∞57' и 65∞12' с.ш. и 35∞30' и 36∞15' в.д. ќн отделен от  арельского берега Ѕелого мор€ п€тидес€ти-километровым проливом «ападна€ —оловецка€ салма, а пролив ¬осточна€ —оловецка€ салма шириной примерно 15 км отдел€ет его от Ћетнего берега ќнежского полуострова. ќстрова Ѕольшой —оловец-кий и Ѕольша€ ћуксалма соединены двухкилометровой валунной дамбой, построенной в середине ’I’ в. ѕролив между северо-восточной частью о. Ѕольшой —оловецкий и о. јнзер носит название јнзерской салмы. —ложный, преимущественно моренный рельеф с небольшими перепадами высот (наивысша€ точка архипелага Ч гора ¬ербокольска€ на о. јнзер высотой 88 м) и избыточное увлажнение обусловили наличие большого количества озер (более 500) и болот в понижени€х. ƒлительна€ и активна€ хоз€йственна€ де€тельность человека привела к частичной замене таежных лесов на вторичные лесные формации и к по€влению лугов, значительно деградировавших в последние годы, но играющих заметную роль в облике —оловков. ’арактерной особенностью архипелага наличие развитой сети искусственных каналов соедин€ющих собой более 100 озер.

√еологическое описание
ќстрова наход€тс€ на границе Ѕалтийского кристаллического щита на западе и двух плит: –усской на юге и “имано-ѕечорской на северо-востоке, в зоне  андалакшско-ќнежских палеорифтов. ќбласть щита испытывает значительное подн€тие с начала голоцена, с момента ухода ледника, а восточна€ часть архипелага испытывает опускание. ѕоэтому на островах можно наблюдать следы как экзарационной (выпахивающей) де€тельности ледника Ч Ђбараньи лбыї, например, так и моренные (то есть аккумул€тивные) структуры Ч озы и друмлины (песчаные холмы различных форм, отложенные ледником).

 лиматическа€ характеристика
 лимат —оловецких островов, характеризующий в целом и климат остальной территории залива, в значительной мере подвержен вли€нию окружающего их Ѕелого мор€, которое в теплое врем€ года конденсирует тепло, а в холодное Ч холод. Ѕлагодар€ ему времена года на архипелаге как бы запаздывают по сравнению с соседними континентальными территори€ми, а перепад температур в течение года (амплитуда колебаний средних температур лета и зимы составл€ет 21.8∞—) относительно невелик дл€ этих широт. —редн€€ температура самого холодного мес€ца года (феврал€) -11.2∞ —, самого теплого (июл€) +12.2∞ —. —реднегодова€ температура +0.5∞ —. —реднегодовое количество осадков сравнительно мало (378 Ц 380 мм/г), однако влажность воздуха велика, благодар€ испарению морской воды.

–астительность
»сследуема€ территори€ располагаетс€ в пределах подзоны северной тайги, южна€ граница которой проходит лишь немного южнее ќнежского залива. ƒл€ нее характерны, прежде всего, еловые и сосновые северотаежные леса различных типов...

»стори€
»стори€ заселени€ —оловецкого архипелага начинаетс€ со II-I тыс. до н. э. ѕри археологических раскопках, посто€нно ведущихс€ на архипелаге, были найдены лабиринты и, по предположени€м историков, захоронени€ (или кенотафы), созданные неолитическими жител€ми островов. —ейчас эти объекты раскопаны и маркированы на местностиЕ

***

ћне доводилось дважды проводить биологические практики школьников на —оловецких островах. ¬ первом случае это была практика биологического кружка после 9 класса, во втором дети были на два года младше, и не €вл€лись кружковцами. ƒовольно сильно отличались и базовые услови€. ¬ первом случае у нас была посто€нна€ квартира, позволивша€ устроить нормальные камеральные зан€ти€ с аквариумами и бинокул€рами. ¬о втором случае отсутствие посто€нной базы, и больша€ часть времени в режиме палаточного лагер€ исключили камеральные зан€ти€, зато гораздо большее внимание мы смогли уделить историческому блоку.

 акую бы программу практики вы не составили, несомненно, фокусом ее должно быть изучение границы мор€ и суши Ч литорали. ”слови€, дл€ нее характерные, животные и растени€ ее насел€ющие, то, как приспосабливаютс€ они к этим услови€м Чблагодатнейша€ тема дл€ практики, позвол€юща€ подн€ть и рассмотреть вопросы экологии и эволюции, морфологии и систематики различных групп. » так же как вехи истории нашей будут попадатьс€ вам на глаза повсюду на —оловках, так и приливно-отливна€ зона Ч куда бы вы ни пошли, будет частью ваших маршрутовЕ

Ќиже мы приводим текст одной из экскурсий на каменистую литораль. Ќа практике проводилась она нами отдельными блоками во врем€ различных маршрутов по литорали (см. ниже). –азумеетс€, уровень изложени€ материала в зависимости от возраста и уровн€ группы может довольно сильно отличатьс€.

“екст экскурсий был составлен нами на основе книги Ќаумова ј. ƒ., ќленева ј. ¬. Ђ«оологические экскурсии на Ѕелом море. ѕособие дл€ летней учебной практики по зоологии беспозвоночныхї (под. ред. ј. ј. —трелкова, Ћ.: Ћ√”, 1981).  нига очень хороша, но, к сожалению, представл€ет собой библиографическую редкость.

Ёкскурси€ на каменистую литораль

—амое подход€щее врем€ дл€ экскурсии на литораль Ч отлив. «а верхней границей прилива лежит бурый вал высушенных водорослей Ч штормовые выбросы. ¬ них часто можно найти панцири крабов, сухие губки, раковины моллюсков и т.д. ≈сть здесь и живые животные: ракообразные, малощетинковые кольчатые черви, мелкие насекомые, хищные личинки жуков, из семейства Staphilinidae, несколько видов пауков, клещей, тихоходок и др. ¬се вместе они составл€ют характерную супралиторальную сухопутную фауну.  роме обитателей выбросов, в этой зоне встречаютс€ и водные формы, которые посел€ютс€ в супралиторальных ваннах, представл€ющие собой заполненные морской водой углублени€ в скалах. »ногда соленость в них из-за сильного испарени€ становитс€ значительно выше, чем в море, а иногда вода в них сильно опресн€етс€ осадками. «десь посел€ютс€ пресноводные личинки комаров, стрекоз и ручейников вместе с такими типично морскими животными, как бокоплавы, равноногие рачки Ч Jaera albifrons и литторины.

ѕодойд€ к отвесной скале с мористой стороны, можно отчетливо увидеть все три горизонта осушной зоны. “ам, куда не долетают даже брызги волн, гранит обрастает черно-серыми и зеленоватыми лишайниками. ќтсюда начинаетс€ относительно светла€ резко очерченна€ зона супралиторали. ѕод ней простираетс€ довольно темный верхний горизонт литорали, где уже можно найти морских животных Ч мелких улиток Littorina saxatilis. Ќиже идет средний горизонт литорали Ч полоса, белоснежна€ из-за массового поселени€ морских желудей ЦЧ Balanus balanoides. ƒалее идет нижний горизонт, примыкающий к самой воде. ќн кажетс€ гр€зно-бурым, почти черным, от сплошного покрова т€жело свешивающихс€ мокрых водорослей Fucus vesiculosus и Ascophyllum nodosum.

’от€ разделение осушной зоны на горизонты на вертикальной скале заметнее, дл€ более детального знакомства с литоральной фауной нужно выйти на отлогий берег. ќтступающа€ вода обнажает камни, густо заросшие фукоидами, и задерживаетс€ в углублени€х скал и дна, образу€ литоральные ванны. ќни заселены многочисленными животными, за которыми удобно вести наблюдение в естественной обстановкеЕ

¬озможные темы зан€тий

1 Ч литораль Ч песчана€, камениста€
¬ыбор места богат Ч практически везде по большому —оловецкому острову, за исключением глубоких губ типа ƒолгой. ќднако наиболее обширна и разнообразна литораль от мыса “олстик до мыса Ѕелуший. «десь чередуютс€ участки песчаной и каменистой литорали.

’ороши и удобны ‘илипповские садки. ¬полне неплохо побережье от ѕоселка к южному мысу ѕечак. “о есть практически во врем€ любого экскурсионного маршрута можно и нужно включать куски, посв€щенные литорали. Ёто можно делать либо как небольшие интермедии во врем€ экскурсий, либо как отдельные экскурсии, либо как наблюдени€ и отбор материала силами самих учащихс€ в рамках небольших самосто€тельных исследований.

2 Ч сублитораль
«десь на —оловках есть почти уникальное место, где сублитораль и ее основные обитатели доступны без вылова драгой с лодки или погружений с аквалангом. ¬ воротах ћуксалминской дамбы посто€нное течение приводит к тому, что ни осушки, ни зимнего промерзани€ нет. “аким образом, можно на глубине полметра наблюдать и собирать типичных сублиторальных обитателей Ч таких, как ламинарии с эпифитами, иглокожих, крупных сублиторальных бал€нусов и т. п.

3 Ц водоросли
ѕо нашему опыту, водоросли-макрофиты Ч необходимый, €ркий и довольно удобный объект, достойный отдельного блока практики. ЂIn vitroї Ч это фукоиды на литорали, ламинариевые заросли в воротах дамбы, и многие багр€нки из штормовых выбросов.

ѕоследние требуют (если, конечно, у ¬ас нет возможности драгировани€) предварительных сборов в течение нескольких дней с гербаризацией или содержанием в аквариуме.

4 Ч растительность супралиторали
ƒовольно разнообразна и неплохо представлена, как на участках берега к мысу ѕечак, так и в районе ‘илипповских садков Ч мыс “олстик. ¬ообще создаетс€ впечатление, что западное побережье предоставл€ет больше возможностей. ’от€, конечно, годитс€ любой маршрут вдоль берега.

5 Ч растительность верховых болот
Ѕолотных вкраплений на островах довольно много, но нам удобным показалс€ довольно крупный участок по пути с —екирной горы на мыс Ѕелуший, либо недалеко от мыса ѕечак. «десь также можно сделать небольшую экскурсию во врем€ остановки, либо спланировать большое зан€тие специально.

6 Ч тундрова€ растительность
ƒовольно большие по площади участки тундры есть лишь на о. јнзер, который довольно труднодоступен (нужно специальное разрешение от монастыр€, да и дорого).

ќднако на западном берегу к северу от мыса Ѕелуший и на Ѕольшом «а€цком острове есть вкраплени€ тундровых участков со многими типичными растени€ми.

7 ЦЧ жизненные формы растений
ѕо пути на мыс ѕечак есть несколько интересных урочищ со свилеватыми (Ђзакрученнымиї под действием ветра) соснами, там же на берегу флаговые формы сосен и стланиковые и подушковидные можжевельники. «десь же уникальные стланиковые и стелющиес€ ели.

8 Ц интродукци€ растений и микроклимат
Ѕезусловно, стоит посетить местный ботанический садик в ћакарьевской пустыни.

ќн невелик и по площади и по числу видов, но, учитыва€, что интродукцией начали заниматьс€ еще в XIX в., здесь набралась неплоха€ дл€ данного климата коллекци€ сибирских, дальневосточных и североамериканских растений, как древесных, так и трав€нистых.

9 Ч морские колониальные птицы
 онечно, исследовани€ основных гнездовий на мелких безлесных островах Ч лудах Ч требуют плавсредств, но во врем€ пеших маршрутов или экскурсии на «а€цкие острова можно увидеть довольно много птиц на воде или близких лудах.

ѕрежде всего Ч гаги, чайки и крачки, тупики и гагарки, многие кулики на литорали, на озерной системе чернозобые гагары с птенцами, подпускающие довольно близко.

–€дом с мысом Ѕелуший есть довольно крупна€ колони€ крачек.   сожалению, она не очень стабильна. Ќа осушной полосе интересно посмотреть кормежку многих видов и пищевые объекты.

10 Ч ластоногие
«десь обитают два вида: лахтак и нерпа. „асто встречаютс€ в море при катерных экскурси€х. ƒовольно регул€рно можно видеть нерп на мысе ѕечак, на камн€х во врем€ отлива, что, кстати, следует учесть во врем€ планировани€ времени экскурсии на ѕечак.

11 Ч китообразные
—оловки предоставл€ют уникальную возможность не только увидеть, но и спланировать наблюдени€ за белухами на очень небольшом рассто€нии. ћыс Ѕелуший Ч место репродуктивного скоплени€ беломорского стада белух. ќни держатс€ очень близко от берега в течении практически мес€ца. —начала только здесь беременные самки и самки с детенышами, затем подход€т самцы и начинаетс€ период спаривани€

 онкретные места, которые надо об€зательно посмотреть, организованные в примерные маршрутыЕ

ѕриложение. ¬иды, рекомендуемые дл€ зачетов. ƒл€ младших мы не давали латынь, и не делали зан€тий на определение по ключу. ’орошие атласы-определители по высшим растени€м и водоросл€м-макрофитам региона сделаны сотрудниками ћ√” и есть в »нтернетеЕ


ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019