јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„то такое полевой экологический практикум?

© ƒ.ј.‘едорова, 2007

¬переди речка, сзади лес, сбоку небольшой ручей. ¬озле него с сачками и ситами сто€т, сид€т и ползают школьники, периодически слышатс€ детские голоса: Ђјндрей јндреевич, а это что Ц пи€вка? ј вот этот, с ногами Ц его берем? ј в этой ракушке никто не живет Ц она нам не нужна?ї Ќет, никакие это не юннаты, а простые школьники, и проходит сейчас совершенно обыкновенное зан€тие в подмосковном полевом учебном центре.

«ан€ти€ по гидробиологии ”же тринадцать лет јссоциаци€ ЂЁкосистемаї на практике воплощает идею об экологическом воспитании детей Ц это задача, с которой школы, как правило, не справл€ютс€. ƒа это и пон€тно Ц как можно научить школьника любить и оберегать природу, заставл€€ читать скучные учебники и сидеть в душном кабинете? ¬ ЂЁкосистемеї считают, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и Ђвытаскиватьї на дикую природу. «десь можно научить насто€щей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непон€тной, а вполне живой и нагл€дной. ѕринцип простой: дайте дет€м пощупать растени€, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, почувствовать природу, в конце концов, Ц и тогда они к ней сами пот€нутс€.
Ётому и посв€щена вс€ работа полевого экологического центра ЂЁкосистемаї. ƒет€м не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охран€ть, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отбирать зоопланктон, как оценивать загр€знени€, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц Ц и это лишь небольша€ часть. ¬се это кажетс€ сложным, а на практике оказываетс€ по силам каждому. “о есть суть и основа проводимой ЂЁкосистемойї работы Ц это обучение школьников и их учителей методикам учебной, исследовательской и природоохранной де€тельности в природе. «ан€ти€ по лихеноиндикации
Ћекци€ в лаборатории ƒл€ этого в Ёкоцентре провод€тс€ полевые экологические практикумы: это ботаника, зоологи€, водна€ экологи€ и ландшафтоведение. ¬о врем€ зан€тий реб€та несколько дней живут на базе центра, который находитс€ в лесу, недалеко от реки, в природоохранной зоне. «ан€ти€ включают в себ€ небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую Ц когда реб€та вместе с преподавател€ми отправл€ютс€ в лес или на реку и провер€ют Ђв полеї то, что им только что рассказал учитель. ¬ конце дн€ школьники пишут отчет о том, что они делали на зан€тии и к каким выводам пришли. ј те, кто приезжает третий-четвертый раз, выступают с докладами на вечерней конференции.
 ак любит говорить директор ЂЁкосистемыї јлександр —ергеевич Ѕоголюбов, - Ђћы учим детей тому, чему их в школе не научилиї. ѕо его словам, очень трудно объ€сн€ть что-либо на пальцах Ц гораздо проще ребенку что-то показать. ј как покажешь ему в кабинете, например, рельеф речной долины или строение снежного покрова? ¬от и получаетс€, что физика и хими€ в школе не мыслима без практических работ и опытов, а географи€ и биологи€ так и остаютс€ дл€ школьников сухими и неинтересными предметами. ѕро них совершенно забыли, а ведь именно они, как никакие другие, нуждаютс€ в показе реальных объектов. ≈сли этого не делать, не выводить детей хот€ бы в ближайший парк или на речку, трудно добитьс€ каких-либо конкретных результатов, кроме знани€ теории на Ђп€тьї. Ђѕоэтому, Ц говорит јлександр —ергеевич, Ц наша задача показать дет€м то, что вокруг них растет, бегает, прыгает и плаваетї. ѕолевые зан€ти€ по ландшафтоведению
ѕолевые зан€ти€ по ботанике ¬озьмем ситуацию в школах. ƒаже такой предмет, как ЂЁкологи€ї, есть не везде. ƒа и нужен ли он? ¬едь в школьном возрасте люди наиболее восприимчивы к чему-то новому, их легко можно увлечь иде€ми об улучшении окружающей среды, охране животных, заботе о природе. ѕредложите п€тикласснику сделать кормушку дл€ синиц, чтобы повесить за окном кабинета, и он скорее всего откликнетс€, да еще и с энтузиазмом. ќрганизуйте в ƒень «емли уборку мусора в ближайшем парке и дети полдн€ с веселой болтовней будут этим заниматьс€, а потом сами будут радоватьс€ результатам своей работы. ƒети отзывчивые, особенно если их не заставл€ют сидеть солнечным весенним днем за партой. Ќо стоит сделать подобные зан€ти€ об€зательными, то есть внести в школьную программу, как энтузиазм тут же улетучиваетс€. Ђќб€заловкаї Ц самый верный способ внушить отвращение и непри€тие чего-либо. “о же и с экологией как об€зательным предметом в школе.
ѕолучаетс€, что сначала учитьс€ надо не дет€м, а их учител€м. »менно они должны донести до школьников основы экологии так, чтобы это было интересно, пон€тно и нагл€дно, а это нужно уметь. ¬ ЂЁкосистемеї несколько раз в год провод€тс€ учебно-методические семинары дл€ учителей общеобразовательных школ, чтобы научить их тем методикам, которые они могут примен€ть в рамках школьных и факультативных зан€тий сами, а не ждать, пока по€витс€ возможность привезти детей в учебный центр. Ђ«а три дн€ мы можем продемонстрировать учител€м только то, что такое в принципе возможно: с детьми можно проводить полевые зан€ти€ в районе своей школы, Ц объ€сн€ет директор ЂЁкосистемыї. Ц Ќо дл€ этого учител€ должны заниматьс€ самообразованием: читать методические пособи€, руководства, пользоватьс€ компьютерными программами. ј главное Ц это иметь желание. Ќо, как правило, школьные учител€ замучены стандартной учебной программой, которую они должны во что бы то ни стало Ђвпихнутьї в детей. ¬ то немногое оставшеес€ от уроков врем€ преподавател€м уже не очень хочетс€ проводить Ђсверхурочныеї зан€ти€ї. ќбычно кажетс€, что это процесс трудоемкий и сложный, но на самом деле, похожие полевые зан€ти€ может провести почти любой учитель, и не об€зательно даже быть биологом или географом. «имой можно отвести школьников в ближайший парк и поискать следы на снегу. ¬ы не найдете, конечно, следов лос€ или куницы, зато можно увидеть следы белки, собаки, разных птиц. Ћетом можно сделать с детьми карту того же парка, а нужно дл€ этого совсем не много: компас, транспортир, бумага, карандаш и пара часов времени. «ато не придетс€ долго на пальцах объ€сн€ть ребенку, что такое азимут и загружать его сложными определени€ми. «ан€ти€ по изучению следов
ѕолевые зан€ти€ по водной экологии ¬от, например, как выгл€дит обычное зан€тие по водной экологии в Ђполевых услови€хї. ¬ первой половине дн€ реб€там рассказывают о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаютс€ друг от друга. ƒаже на примере одних только водных беспозвоночных можно легко объ€снить, что все в природе взаимосв€зано и взаимозависимо. √лавное после этого показать школьникам все на практике. ѕоэтому реб€т небольшой группой ведут к водоемам, где они сами с помощью сачков (вместо них можно использовать и сита) отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. ƒл€ городских школьников такие зан€ти€ бывают насто€щими откровени€ми: как много всего шевелитс€, ползает и плавает в небольшом ручье! ќсобенно это удивл€ет реб€т четвертых-п€тых классов Ц каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости.  огда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копатьс€ в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зр€.
¬ лаборатории реб€та рассматривают то, что поймали, под бинокул€рами, считают лапы, хвосты, учатс€ пользоватьс€ определител€ми, зарисовывают животных. ј те, кто приезжает уже не в первый раз, делают самосто€тельные исследовани€: сами делают отловы, сами выбирают темы, сами определ€ют животных и, пользу€сь литературой, делают выводы. Ќапример, узнав какие животные вод€тс€ в ручье, а какие в речке, можно с помощью некоторых методик определить, где вода и среда обитани€ лучше. "ј от чего это зависит? ћожет, это человек повли€л?" Ц спрашивают дети. ќтвечать на эти вопросы они учатс€ на зан€ти€х, только происходит это не по сложным книжкам, а как-то естественно, само собой. ѕричем главное Ц это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебр€нки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. √лавное Ц показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и принос€т пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. ≈сли показать дет€м красоту самой маленькой жизни, то они полюб€т и весь мир вокруг. » если из группы в дес€ть человек хот€ бы один помен€ет свое отношение к природе и станет относитьс€ к ней бережнее, то €, как учитель, считаю это своей победой. Ћабраторные зан€ти€ по водной экологии
»зучение водных беспозвоночных ѕроблема школьного образовани€ еще и в том, что дети во многих вещах не вид€т смысла, практического применени€, а потому в пам€ти знани€ задерживаютс€ недолго. »ногда спрашиваешь детей на зан€тии самые простые вещи из школьной программы по биологии или географии, а они не помн€т даже того, что прошли на прошлой неделе. ѕравильно, зачем им знать, чем сосна отличаетс€ от ели, если в городе они не вид€т ни того, ни другого.  ак им запомнить, что такое азимут, если они никогда не пробовали применить это знание в жизни? ѕреимущество полевых зан€тий в том, что все можно увидеть своими глазами. ј самое важное, что городские дети почти всегда интересуютс€ природой и тем, что с ней св€зано. ќт школьников иногда можно услышать почти анекдотические высказывани€. »зучаешь с ними какую-нибудь пи€вку на зан€ти€х, а мальчик-шестиклассник спрашивает: Ђј вы нас научите корову доить?ї —начала вопрос кажетс€ смешным (ну при чем тут корова, скажите на милость?), а потом думаешь: а ведь им же это интересно, они же к этому т€нутс€. “ак почему бы не научить детей тому, чего им хочетс€?
¬от почему и ЂЁкосистемаї пропагандирует натуралистический подход к экологическому образованию детей. ƒействительно, хорошо бы и в школах, а не только в юннатских кружках и специализированных центрах внедрить методы полевого образовани€ в таких предметах, как биологи€, географи€ и экологи€.
ѕочему сейчас все столько говор€т о проблеме экологического образовани€? ѕравильно, потому что естественна€ среда постепенно все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как-то останавливать. Ёкологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, выраста€, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители. Ќо как же дети будут защищать природу, если в своих городах они ее практически не вид€т и не знают, что это такое?
Ўмель



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


„итайте статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции:

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса

а также детские статьи о жизни на биостанции:

—аша „ечулина. ѕрогулка по биостанции, или Ќеизвестноре р€дом. 2010
–егина –овнейко. «акопались в снег. 2010
ј здесь описание биостанции, написанное мамой одного из учеников, с личными впечатлени€ми, описанием быта и учебного процесса, множеством фотографий и даже схемами расселени€ по комнатам!




—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019