јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ќпыт проведени€ экологического лагер€ с дневным пребыванием детей

јвторы: методист отдела образовани€ ѕаршина Ќ.ѕ., учитель географии ўелканской —ќЎ ћасюк ≈.ћ.
‘ото: методист отдела образовани€ ѕаршина Ќ.ѕ., учитель »«ќ ўелканской —ќЎ —ухомлинова ћ.¬.
(–удн€нский район ¬олгоградской области)

—егодн€ как никогда важно формирование экологического мировоззрени€ подрастающего поколени€, потому как экологически безграмотное поведение €вл€етс€ сегодн€ причиной возникновени€ экологических бедствий и катастроф. » в этой св€зи важно разбудить у реб€т чувство сопереживани€ к происход€щему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охран€ть. ѕредставл€етс€, что это можно сделать через вли€ние на эмоционально-чувственную сферу ребенка (ведь наход€сь на природе мало кто остаетс€ равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происход€щих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую де€тельность по ее сохранению.

–азнотравье в пионовом заказнике  определ€ем скорость ветра

–айонный методический кабинет отдела образовани€, опеки и попечительства, физической культуры и спорта администрации –удн€нского муниципального района ¬олгоградской области совместно с инициативными педагогами ўелканской средней общеобразовательной школы (—ќЎ) попробовали решить обозначенную задачу путем погружени€ учащихс€ в природную среду, использу€ летнее каникул€рное врем€.

Ќаш район расположен на севере ¬олгоградской области в зоне разнотравно-типчаково-ковыльных умеренно засушливых степей, на ћедведицких ярах, склоны которых покрыты множеством растущих глубоко врезанных оврагов. Ќесмотр€ на то, что это север области, в теплое врем€ года здесь буйство растительности: весна-начало лета Ч разнотравью лугов может позавидовать любой ботаник, по берегам 3 рек (ћедведицы, “ерсы и ўелкана) и в оврагах растут небольшие байрачные леса с деревь€ми-исполинами. ’от€ естественных лесов в нашем районе нет, но искусственные лесополосы и лесные массивы покрывают достаточно большую часть района. —ам поселок находитс€ в месте сли€ни€ рек “ерсы и ўелкана на достаточно равнинной местности. Ќа территории района наход€тс€ особо охран€емые территории: Ђ озловска€ лесна€ дачаї, Ђ“ерсинска€ лесна€ дачаї, Ђѕион тонколистныйї Ч государственные ботанические пам€тники, Ђ–одник ЂЎиханї, Ђ–одник Ђ арчиї Ч водные пам€тники, резерват Ђћит€кинскийї, зона поко€ и воспроизводства дичи в пойме реки “ерсы Ч заказники.

Ќаиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представл€етс€ только в период летних каникул. »менно лето благотворна€ пора и дл€ педагогов, и дл€ учащихс€: предостаточно времени дл€ непосредственного изучени€, ознакомлени€ учащихс€ с природой родного кра€, организации дел по сохранению природы.

¬ыбира€ форму активного экологического образовани€ мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Ёто наиболее удачна€ форма в наших услови€х, когда на базе школы дл€ учащихс€ организуетс€ разнообразна€ де€тельность. Ёто традиционна€ форма оздоровлени€ детей и многолетний опыт проведени€ подобных лагерей исключили необходимость материальных, экономических, кадровых и других затрат требуемых дл€ проведени€ других форм, таких как полевые лагер€ и др. ¬ыбор пал на данную форму еще и потому, что обстановка лагерной жизни (хот€ только и с дневным пребыванием), его режим располагает к путешестви€м, походам, экскурси€м и к тому же это эффективна€ форма социализации детей.

ќставалось только наложить содержательный компонент профильного плана на уже отлаженную годами систему лагерей с дневным пребыванием детей.

»спользу€ данную форму работы с детьми, мы преследовали несколько целей: это и зан€тость учащихс€ в каникул€рное врем€, и оздоровление, и организаци€ системы экологического образовани€ в летнее каникул€рное врем€, и вли€ние на эмоциональную сферу учеников.

Ќачалу работы лагер€ предшествовала больша€ подготовительна€ де€тельность: был подготовлен нормативно-правовой материал, разработана программа экологической смены, проработан подробно план, достигнута договоренность о сотрудничестве с учреждени€ми дополнительного образовани€ детей, культуры.

»так, в июне 2008 г на базе ўелканской —ќЎ –удн€нского муниципального района открылась профильна€ смена лагер€ с дневным пребыванием детей ЂЁкоградї. –аботу с отр€дом детей из 6 человек 8 кл. осуществл€ли: учитель биологии и географии высшей категории ћасюк ≈.ћ., учитель изобразительного искусства I категории —ухомлинова ћ.¬., педагог дополнительного образовани€ II категории ѕетерсон ≈.¬., педагог-психолог I категории яковлева “.¬. ¬опросами финансировани€ экскурсий, а также методическим обеспечением занималась методист районного методического кабинета ѕаршина Ќ.ѕ.

ƒе€тельность лагер€ опиралась на программу лагерной смены (разработчик ѕаршина Ќ.ѕ.), отличительной особенностью которой €вл€етс€ использование пакета методических пособий по полевым экологическим исследовани€м јссоциации молодежных экологических объединений ЂЁкосистемаї (www.ecosystema.ru). ѕо программе предусмотрено двухгодичное освоение методик полевых исследований. «адачей первого года было знакомство с методиками проведени€ описани€ водоема, глазомерной съемки местности (водоема), геоботанического описани€ леса, описани€ почвенного разреза, правилами сбора гербари€, определени€ растений по электронным определител€м.

ƒл€ учащихс€ были организованы выезды в особо охран€емые природные территории –удн€нского района: ѕионовый заказник и  озловскую лесную дачу.

ѕион тонколистный  –аботаем над методикой геоботанического описани€ леса в  озловской лесной даче

ѕопул€ции пиона тонколистного Ч ботанический пам€тник природы в –удн€нском районе расположены по левому склону оврага ƒолгий недалеко от с.Ћопуховка.   нашему сожалению период цветени€ не совпадает с временем проведени€ лагерной смены (весной в мае Ч это поистине потр€сающее зрелище), однако мы выбрали именно эту территорию по вполне очевидным причинам. «десь юные экологи имели возможность познакомитьс€ с разнотравьем степей, которые простираютс€ по обе стороны от оврага. Ќа месте реб€та определ€ли растени€ по печатным определител€м: это гвоздика-трав€нка, бод€к полевой, горошек мышиный, донник лекарственный, донник белый и др. ѕо склонам оврага, где произрастает древесна€ растительность, встречались одиночные экземпл€ры колокольчика персиколистного, вероники дубравной. —обранные в гербарную папку растени€ определ€ли в школе по электронным определител€м.

¬  озловской лесной даче отрабатывали технику геоботанического описани€ леса. Ёта особо охран€ема€ территори€ представл€ет собой систему искусственных степных лесополос, заложенных по водоразделу рек “ерсы и ўелкана. ”часток лесополосы 50 х 50 м, где проводилось исследование, находитс€ в полутора километрах от с.ягодное (это на севере –удн€нского района). ¬ ходе исследовани€ юные экологи вы€снили, что древесный €рус представлен кленом татарским и €сенем (формула древосто€ 6  4я), средние значени€: диаметра Ч 21,6 см, высоты Ч 19,2 м, высоты прикреплени€ крон Ч 12 м, возраста деревьев Ч 60-70 лет. —омкнутость крон Ч 0,9. ¬ подросте Ч молодые клены и €сени (8  2я), средние величины: диаметра Ч 4,5 см, высоты Ч 11 м, возраста от 4 до 10 лет. —омкнутость крон Ч 0,5. ѕодлесок представлен кленом, €сенем, одиночными в€зами (5  5я ед¬). —омкнутость крон Ч 0,1. ¬ трав€нистом покрове реб€та определили ландыш, накипные лишайники, мхи.

ќтрабатываем методику описани€ водоема   –аботаем по методике описание почвенного разреза

“ехнику описани€ водоема отрабатывали на озере „ерном, расположенном в пределах р.п. –удни. –еб€та установили, что длина озера 250 м, ширина 200 м, длина береговой линии 450 м. Ѕыли также произведены замеры температуры воды (17∞—), воздуха (23∞—), толщины ила (на глубине 40 см толщина ила 25 см, а на глубине 80 см Ч 15 см. Ќа основании этого сделали вывод, что жизненна€ активность наибольша€ у берега). ѕроводили измерение скорости ветра при помощи анемометра (7-11 м/с). ѕровели азимутальную съемку озера при помощи азимутального компаса, рулетки, лотлин€, сделали кроки карты.

ќписание почвенного разреза проводили на склоне возвышенности на северо-востоке р.п. –удни. —резы делали в верхней, средней и нижних част€х склона. ќпределили, что мощность горизонта накоплени€ с понижением склона уменьшаетс€ (от 31 см до 21 см), а мощность горизонта вымывани€ увеличиваетс€ (от 11 см до 40 см).

Ќадолго останетс€ в пам€ти участников смены эколого-краеведческий велопоход, где реб€та узнали много интересного из истории нашего кра€, пополнили знани€ по использованию встречающихс€ на маршруте растений в народной медицине и хоз€йстве: например крапива Ч содержит много витаминов и очень полезна в весенний период и именно весной Ч это первое зеленое растение, из которого готов€т витаминные щи, а хмель всегда использовали как успокаивающее средство, зашива€ его в подушки. ¬о врем€ движени€ учащиес€ посетили пам€тник природы Ч родник Ђ арчиї. ќказываетс€ здесь живет его хранительница Ч л€гушка, но к сожалению, ее мы тогда не застали.

Ёколого-краеведческий велопоход по окрестност€м р.п. –удни  “рудовой десант у пам€тника природы –одник  арчи

Ўефство над пам€тником природы реб€та из ўелканской школы осуществл€ют круглогодично, поэтому провели уборку территории.

¬о врем€ пребывани€ на природе учащиес€ фотографировали животных и растени€, а потом из отсн€тых материалов учились создавать компьютерные презентации.

–аботали юные эклоги и в профильном кабинете биологии, который располагаетс€ в ресурсном центре –удн€нской —ќЎ. “ам реб€та проверили свои знани€ экологических групп птиц при помощи экологического лото, посмотрели научно-познавательные фильмы Ђ–азрушение озонового сло€ї, Ђѕарниковый эффект и глобальное потеплениеї, Ђ√лоток чистого воздухаї.

¬ течение смены реб€та ухаживали за цветниками у школы, занимались благоустройством школьного двора.

 ак говорилось выше одной из целей работы лагер€ было оздоровление и организаци€ досуга детей, поэтому выделение экологического направлени€ не означало отсутстви€ в содержании смены других видов де€тельности, которые способствовали полноценному отдыху учащихс€ в летний период, но и они подбирались так, чтобы опосредованно формировать экологическое самосознание участников смены. –еб€та с увлечением занимались в кружках ÷ентра детского творчества, где постигали азы работы с природными материалами Ч глиной, соломкой, €ичной скорлупой, изучали свойства материалов, а также знакомились с историей народных промыслов.

≈.ћ. ћасюк ведет зан€тие в профильном кабинете биологии  ¬ ÷ентре детского творчества

∆ивой отклик вызвало посещение выставок рудн€нских и михайловских художников в ƒоме художника, в большинстве картин которых запечатлена природа родных мест в разные времена года и суток. ¬ течение смены реб€та купались, загорали, занимались спортом, участвовали в релаксационных зан€ти€х.

¬ день закрыти€ участники высказали свое отношение к проведенной смене в анкетах. ќни были едины во мнении, что стали лучше понимать экологические процессы, трепетнее относитьс€ к природе, узнали много нового о родном поселке. » у нас Ч педагогов Ч было чувство удовлетворени€ от работы, котора€ была проведена с пользой.

¬ следующем году ўелканска€ —ќЎ продолжит работу по программе. ѕрофильную смену планирует провести –удн€нска€ —ќЎ и сейчас идет подготовка нормативно-правовой и методической базы смены. ¬ планах Ч посещение самого ближайшего к –удн€нскому району природного парка Ђўербаковскийї и использование его просветительского потенциала в воспитании экологического грамотного гражданина.



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019