јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕќЋ≈¬џ≈ ѕ–ј “» ”ћџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты

јссоциаци€ "Ёкосистема"
ћосковский полевой учебный ÷ентр
јссоциаци€ "Ёкосистема"

ѕрограмма организации полевых экологических практикумов

"”чебна€ и исследовательска€ (проектна€) де€тельность школьников
на полевых экологических практикумах"

(данна€ программа изложена нами в форме методического пособи€ дл€ педагогов в серии из п€ти книг под общим названием " ак организовать полевой экологический практикум" (раздел "ћетодические материалы"). ѕриобрести электронную версию данного пособи€ можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине)

ѕо€снительна€ записка
(см. также тематический план к данной программе)

јннотаци€. ƒанна€ программа экологического образовани€ детей разработана экологическим центром ЂЁкосистемаї в 1994-1998 гг. и в последующие 10 лет апробировалась и совершенствовалась при проведении круглогодичных сезонных полевых практикумов дл€ школьников 5-х - 11-х классов общеобразовательных школ г.ћосквы на базе ћосковского полевого учебного ÷ентра ЂЁкосистемаї.

ƒанна€ по€снительна€ записка содержит краткую информацию об особенност€х программы, ее структуре и содержании, цел€х и задачах, услови€х ее реализации, основных методах и формах работы с детьми, опыте апробации.

јвтор программы - кандидат биологических наук ј.—.Ѕоголюбов.
¬ создании и апробации программы на этапе ее становлени€ в разные годы также принимали наибольшее участие: —ергей ¬алерьевич Ѕаслеров, к.б.н. ёрий јнатольевич Ѕуйволов, ќльга ¬аленитиновна ¬асюкова, к.б.н. ƒарь€ Ќиколаевна «асько, д.б.н. јлексей јлексеевич  отов, к.б.н. ћихаил ¬ладимирович  равченко,  онстантин »ванович  ухта, к.б.н. Ќадежда —ергеевна Ћазарева.

ќглавление.
¬озраст учащихс€
—одержание программы
÷ель и задачи программы
”слови€ реализации
—роки зан€тий
„исло учащихс€
ќсновные методы и формы работы с детьми
ќценка знаний учащихс€
јпробаци€ программы
—труктура программы
“ематическое планирование


¬озраст учащихс€.
ѕрограмма состоит из двух составных частей (ступеней, этапов), рассчитанных на две возрастные категории учащихс€:
1) с 5 по 7 классы включительно (программа ЂЁкологический ликбезї), и
2) с 8 по 10 классы включительно (программа ЂЁколог-исследовательї).
ѕри незначительной модификации возможно также применение данной программы как дл€ младших школьников, так и дл€ студентов.

—одержание программы.
ѕрограмма представл€ет собой развернутое изложение алгоритма организации практических зан€тий по естествознанию (географии, биологии и экологии) дл€ учащихс€ 5-х - 10-х классов общеобразовательных школ.
«ан€ти€ провод€тс€ в форме краткосрочных полевых экологических практикумов.
ѕрограмма может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагер€х, в учреждени€х дополнительного образовани€, в специализированных учебных центрах (биостанци€х), работающих со школьниками, на особо охран€емых природных территори€х (в заповедниках, национальные и природных парках и т.д.), а также в любых экспедици€х и походах школьников в природу.
ѕрограмма рассчитана, в основном, на педагогов дополнительного образовани€ и учителей-предметников (географов, биологов, экологов), имеющих возможность и желающих обогатить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных услови€х существовани€.
ћетодической основой программы €вл€ютс€ подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно примен€емые в сфере дополнительного (внешкольного) образовани€ - Ђнатуралистическийї подход, методы Ђполевой экологииї, различные формы проектной де€тельности.
—ущностью предлагаемого данной программой подхода €вл€етс€ проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знаком€тс€ с реальными, живыми объектами природы, учатс€ самосто€тельно познавать €влени€ и процессы, происход€щие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосв€зи живых и неживых компонентов природы, а также вли€ние человеческой де€тельности на естественные экосистемы.
»деальным при проведении полевых экологических практикумов €вл€етс€ также временное проживание детей как можно ближе к природе Ц на специализированной загородной базе (или хот€ бы в пансионате), в деревне или лесничестве, в полевом палаточном лагере. Ѕлагодар€ этому происходит недостижимое в других услови€х Ђпогружениеї учащихс€ в предмет, в дет€х про€вл€ютс€ иные, ранее нераскрытые возможности.
“аким образом, программа экологических практикумов представл€ет собой не только программу экологического образовани€, но также и программу экологического воспитани€ детей.
ƒл€ младшей возрастной группы (5-7 классы) предусмотрена, в основном, экскурсионна€ форма работы (программа ЂЁкологический ликбезї), при которой дети получают новые знани€ от преподавател€, а сами полевые зан€ти€ нос€т ознакомительный характер.
ƒл€ старших школьников (8-10 классы), прошедших обучение по первой программе, предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечени€ с самосто€тельную проектную (исследовательскую) де€тельность (программа ЂЁколог-исследовательї). ¬ рамках этой программы экскурсионна€ ознакомительна€ де€тельность составл€ет не более 10-15 % учебного времени, остальное врем€ занимает проведение самосто€тельных мини-исследований в природе, основанных на применении Ђреальныхї исследовательских методик, составление письменного отчета или публичного доклада.

÷ель и задачи программы.
√лавной целью данной программы €вл€етс€ внедрение практических форм и методик преподавани€ естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в средней школе, а также пропаганда Ђнатуралистическогої (проектного) подхода в экологическом образовании и воспитании детей.
¬ задачи данной программы входит:
1) разработка содержани€ образовани€ (обучени€) детей на примере объектов, существующих в естественных услови€х;
2) разработка и адаптаци€ современных методов описани€ и исследовани€ объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образовани€;
3) разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвити€ и самообразовани€ детей посредством их вовлечени€ в практическую учебную и исследовательскую де€тельность;
4) разработка организационных основ использовани€ Ђнатуралистическихї методов обучени€ в рамках учебных программ общеобразовательных школ;

”слови€ реализации.
ѕрограмма рассчитана на учащихс€ 5-х - 10-х классов общеобразовательных школ, а также иных объединений учащихс€ с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин (учащихс€ специализированных школ, классов с углубленным изучением, учреждений дополнительного образовани€, кружков, клубов и т.п.). ѕри этом, как показывает опыт, существенных различий в глубине, объеме и сложности изучаемого материала при обучении учащихс€ различных категорий не требуетс€ - в одинаковой степени дл€ учащихс€ как Ђобычныхї, так и специализированных объединений характерен весьма низкий уровень знаний о Ђреальнойї природе.
”чебные зан€ти€ в рамках обоих программ осуществл€ютс€, по возможности, на базе специализированных учебных центров, расположенных в возможно более Ђзаповедныхї и Ђуединенныхї уголках пригородной зоны, куда классы выезжают целиком на 2-4 дн€ (в зависимости от программы, ее этапа и сезона года, см. тематический план), в сопровождении классного руководител€ (при желании также вместе с учител€ми-предметниками и одним - двум€ родител€ми). ѕри отсутствии специализированных учебных центров дл€ целей проведени€ практикумов могут быть использованы круглогодично действующие детские лагер€, пансионаты, турбазы и т.д.
«ан€ти€ в рамках программы провод€тс€ преподавател€ми, прошедшими специальную Ђполевуюї подготовку (опыт показывает, что стандартного вузовского естественнонаучного образовани€ дл€ ведени€ таких зан€тий недостаточно) по каждому из учебных предметов, включенных в программы. Ўкольные учител€-предметники (биологи, географы, экологи) также могут вести такие зан€ти€ (после определенной подготовки), или принимать участие в их проведении.

—роки зан€тий.
 ажда€ из программ рассчитана на 3 года (однако при желании может быть пройдена и за один год).
¬ рамках каждой из программ предусмотрено проведение четырех сезонных экологических практикумов - по одному в каждый из сезонов года (осень, зима, весна, лето). ѕродолжительность одного сезонного практикума по программе ЂЁкологический ликбезї составл€ет 3 дн€, по программе ЂЁколог-исследовательї - 3-4 дн€ (см. тематический план).
ќбща€ продолжительность программы (ЂЁкологический ликбезї + ЂЁколог-исследовательї), таким образом, составл€ет 6 лет.
”спешность и интенсивность прохождени€ учебного курса в рамках данной программы зависит от объема часов, выделенного школой на данную форму работы. Ђ–аст€нутостьї программы по срокам обусловлена, в основном, оптимальным расходованием учебного времени в рамках годового объема часов, отведенного на тот или иной предмет.

„исло учащихс€.
„исло учащихс€, одновременно проход€щих курс обучени€, зависит от Ђфизическихї возможностей места проведени€ практикумов (программой предусматриваетс€ 2-х - 4-х дневное пребывание детей на загородной базе). — точки зрени€ оптимальности ведени€ учебного процесса учебные зан€ти€ ведутс€ в группах по 8-12 человек на одного преподавател€.

ќсновные методы и формы работы с детьми.
ќсновным методическим подходом в рамках данной программы €вл€етс€ Ђнатуралистическийї подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, Ђреальныхї объектов, существующих в естественных услови€х.
ƒвум€ основными формами обучени€, при этом, €вл€ютс€ полевые эскурсии и самосто€тельна€ исследовательска€ (проектна€) де€тельность.

Ёкскурсионна€ форма обучени€ (программа ЂЁкологический ликбезї) предполагает ознакомление учащихс€ с реальными объектами и €влени€ми природы - рельефом, почвами, водными объектами, растени€ми и животными, а также существующими между ними взаимосв€з€ми в экосистемах.
ѕрограмма составлена таким образом, чтобы охватить всЄ возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. ѕри этом основной упор на экскурси€х делаетс€ на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные дл€ познани€ закономерности их существовани€.

—амосто€тельна€ исследовательска€ (проектна€) де€тельность (программа ЂЁколог-исследовательї) предполагает проведение детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований (проектов), с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.
»з общего набора методик, примен€емых при проведении исследований в Ђбольшойї науке, дл€ применени€ в рамках данной программы отобрано несколько дес€тков Ђбазовыхї, т.е. охватывающих основные объекты природы и экологические группы организмов. — использованием базовых методик разработаны 56 учебно-исследовательских заданий, более или менее равномерно распределенных по 5 предметам - ландшафтоведению (географии), ботанике, зоологии, водной экологии и биологическому и экологическому мониторингу, и 4 сезонам года (осень, зима, весна, лето)(список методических пособий, выпущенных јссоциацией "Ёкосистема" в рамках программы, смотрите в разделе "ћетодические материалы").
—амосто€тельна€ исследовательска€ работа (проектна€ де€тельность) учащихс€ включает: постановку целей и задач исследовани€, выбор методики, планирование исследовани€, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательской конференции.
ѕри выполнении самосто€тельных исследовательских работ учащиес€ могут пользоватьс€ методическими пособи€ми, которые €вл€ютс€ неотъемлемой составной частью программы и позвол€ют, в общих чертах, вести исследовани€ самосто€тельно. ‘ункци€ преподавателей на этом этапе ограничиваетс€ консультаци€ми и общим Ђкурированиемї процесса работы.

ќценка знаний учащихс€.
¬ рамках программы ЂЁкологический ликбезї (5-7-е классы, преобладает экскурсионна€ форма обучени€) оценка знаний проводитс€ в двух формах: по рефератам и путем Ђтестовой олимпиадыї, т.е. на уровне Ђузнавани€ї объектов природы.
–еферат Ц это письменное изложение одной из логических частей зан€ти€ с соответствующими приложени€ми (объекты, зарисовки, карты и т.п.). –ефераты пишутс€ учащимис€ индивидуально каждый день по каждому предмету.
ѕри проведении Ђолимпиадыї используютс€ объекты, принесенные из природы (растени€, веточки, листь€, погрызы и т.п.), провод€тс€ практические зачеты в природе (с определением растений, животных, голосов птиц, следов жизнеде€тельности животных), гербарии трав€нистых и дерев€нистых растений, мхов и лишайников, коллекции (следов жизнеде€тельности животных, гнезд, тушек птиц и мелких млекопитающих), записи голосов птиц и т.п.

¬ рамках программы ЂЁколог-исследовательї оценка знаний и умений учащихс€ проводитс€ по итогам докладов на конференции Ђнаучно-исследовательскихї работ. ѕри этом итогова€ оценка по результатам защиты проектов (за содержание работы, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество доклада, оформление материалов к защите и т.п.), €вл€етс€ интегральной характеристикой всего набора знаний, умений и навыков, полученных учащимис€ в течение всего периода обучени€.

јпробаци€ программы.
ѕрограмма реализуетс€ авторским коллективом јссоциации ЂЁкосистемаї с 1994 года . ѕрограмма в ее нынешнем виде формировалась постепенно, а предпосылками к ее созданию были: 1) многолетний опыт работы авторов в сфере дополнительного (внешкольного) образовани€, 2) наличие преподавателей - профессиональных ученых-биологов, экологов и географов, 3) пробудившийс€ и посто€нно возрастающий интерес школ (школьных учителей и администрации) к преподаванию €сной и пон€тной дет€м экологии, Ђживойї биологии и Ђреальнойї географии
ћестом проведени€ практикумов с 1996 г. €вл€етс€ ћосковский полевой учебный ÷ентр "Ёкосистема" в ѕодмосковье.

—труктура программы.
ѕрограмма состоит их п€ти основных разделов (блоков) :
1. ¬водна€ часть (введение, обоснование цели и задач, описание общей структуры программы, обоснование основных форм работы с учащимис€ и возможных форм организации практикумов);
2. ѕрограмма организации учебной де€тельности школьников 5-х - 7-х классов ЂЁкологический ликбезї (описание задач и общей структуры полевого практикума, описание форм и методик организации зан€тий, содержание учебных экскурсий по предметам и сезонам года) ;
3. ѕрограмма организации исследовательской де€тельности школьников 8-х - 10-х классов ЂЁколог-исследовательї (описание задач и общей структуры полевого практикума, описание форм и методик организации зан€тий, распределение тематик проведени€ полевых исследований по предметам и сезонам года);
4. ћетодические руководства по организации полевых исследований школьников, распределенные по сезонам года.
5. ƒополнительные материалы (правила ведени€ дневниковых записей, оформлени€ результатов исследовани€, поведени€ и техники безопасности в природе, организаци€ быта и досуга, перечень оборудовани€, список вспомогательной литературы).
ƒанные страктурные части программы включены нами в методическое пособие дл€ педагогов, включающее в себ€ серию из п€ти книг под общим названием " ак организовать полевой экологический практикум" (см. раздел "ћетодические материалы"). ѕриобрести электронную версию данного пособи€ можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.


„итайте также статьи, освещающие педагогическую де€тельность ѕолевого ÷ентра "Ёкосистема":

„то такое полевой экологический практикум? ‘едорова ƒ.ј., 2007
‘ормирование современной картины мира средствами биологии. √лушенков ќ.¬., 2008
‘ормирование у школьников экологической картины мира в процессе проведени€ полевого практикума по биологии (канд.диссертаци€). √лушенков ќ.¬., 2009
ѕроблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной де€тельности (дипломна€ работа).  оростелЄва ¬.ј., 2011
–азмышлени€ психолога биостанции ЂЁкосистемаї о психологии экологического сознани€.  оновалова ».ќ., 2002
ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј., 2008
ѕора начинать! »ли еще раз о необходимости полевых практикумов дл€ школьников в системе дополнительного образовани€ детей. √лушенков ќ.¬., Ѕоголюбов ј.—., 2009
ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). Ѕоголюбов ј.—., 2002
Ёкологический центр Ёкосистема: 25 лет полевых практик дл€ школьников и 180 методических материалов по изучению природы. ј.—.Ѕоголюбов, 2019
—тать€ о биостанции "Ёкосистема", написанна€ одним из наших гостей

а также некоторые детские исследовательские работы (проекты), выполненные на биостанции "Ёкосистема":

—равнительное исследование геологических обнажений в ћосковской и “верской област€х
—равнение видового состава водных и околоводных растений разных водоемов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение почвенной микро- и мезофауны различных биотопов в окрестност€х биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение физико-химических показателей водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
¬идова€ структура фауны беспозвоночных ручь€ Ђ анальныйї
«имнее население водных беспозвоночных реки  л€зьма
—равнительное изучение фауны беспозвоночных ручь€ ќвражного от истоков до усть€
‘ауна беспозвоночных животных временных водоЄмов окрестностей биостанции ЂЁкосистемаї
—равнение экологических ниш водных беспозвоночных
ќценка экологического состо€ни€ реки  л€зьма методом биоиндикации
ќпределение экологического состо€ни€ реки  л€зьма по разным методикам
Cравнение сапробности р. л€зьма и руч.ќвражьего трем€ методиками биоиндикации
»зучение численности и распределени€ короеда-типографа в окрестност€х биостанции
Ќекоторые особенности экологии трав€ной л€гушки (Rana temporaria)
¬ыкармливание птенцов большими пестрыми д€тлами (Dendrocopos major)
ѕтицы береговых ландшафтов реки  л€зьма и смешанного леса



ѕолевой ÷ентр ‘отогалере€ јльбом на VK ѕрезентаци€ Ћетопись биостанции —татьи о биостанции »сследовательские проекты


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020