јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕ”ЅЋ» ј÷»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

Ѕиологический кружок ƒарвиновского музе€ Ђ¬ќќѕї

ј.». »ванов, ≈.—. ѕреображенска€, Ѕиологический кружок ¬ќќѕ

—тать€ опубликована в сборнике Ђ—овременные методические аспекты экологического образовани€ї, 2008
Ќа нашем сайте публикуетс€ в рамках сотрудничества с √ќ” ћƒЁЅ÷ (бывш. √ќ” ћ√—ёЌ)

¬место предислови€

Ѕиологический кружок ƒарвиновского музе€ Ђ¬ќќѕї начал свою историю в 1950-м году. “огда в  ружке юных биологов «оопарка ( ёЅ«), существующем с 1924 года, столкнулись два подхода к приоритетам юннатской работы. ѕервый, поддержанный руководством ћосковского «оопарка, ориентировал кружковцев преимущественно на теоретическую работу и исследовани€ коллекций «оопарка. ¬торой, выраженный одним из руководителей кружка, выдающимс€ натуралистом ѕетром ѕетровичем —молиным, в качестве основной формы подготовки юных натуралистов предполагал работу в природе: выезды в заповедники и природные парки.

¬ результате этих разногласий ѕетр ѕетрович и часть кружковцев перенесли свою работу под эгиду ¬сероссийского ќбщества ќхраны ѕрироды, организовав при его юношеской секции свой кружок юных биологов ( ёЅё— ¬ќќѕ), девизом которого на многие годы стали слова Ђближе к природеї. ¬скоре после образовани€ кружок перебралс€ в ƒарвиновский музей, в котором ѕетр ѕетрович получил должность главного хранител€. — тех пор, уже без малого 60 лет, кружок продолжает работу в музее, сохран€€ свое историческое самоназвание Ђ¬ќќѕї и традиции. ѕосле кончины ѕетра ѕетровича в 1975 году руководство кружком прин€ли на себ€ его ученики и ученики его учеников.

ƒва слова об историческом фоне, на котором родилс€ кружок. „то такое ћосква 1950-го года? Ёто, прежде всего, столица нашей –одины, едва-едва начавшей оправл€тьс€ от катастрофы ¬торой мировой войны. Ёто угроза голода, нищета, разбомбленные городские кварталы и тыс€чи беспризорников, чьи родители погибли на фронтах ¬еликой ќтечественной, в сталинских лагер€х, либо просто потер€ли своих чад в суматохе эвакуации (и такое было не редко). ѕроблемы неполных семей, роста уличной преступности, именно подростковой уличной преступности, существовали тогда в государственном масштабе. ѕотому в конце 1940-х Ц 1950-х гг. в нашей стране начинает наиболее активно формироватьс€ та система государственных внешкольных и внеклассных детских образовательных учреждений, котора€ просуществовала, с некоторыми преобразовани€ми, до самого распада ———–. ÷ель ее была одна Ч убрать молодежь с улиц. ¬ то врем€ возникло множество замечательных кружков, секций, творческих мастерских, но большинство из них исчезло также быстро, как и по€вилось: как правило, вместе с организацией, при которой они действовали. Ќа этой же волне значительно подн€лось и юннатское движение в —оюзе, с той лишь разницей, что поднималось оно во многом благодар€ не государству, а отдельным ученым-энтузиастам, вроде ѕетра ѕетровича —молина или ѕетра јлександровича ћантейфел€, и держитс€ на таких энтузиастах до сих пор. Ёто обсто€тельство, в конечном итоге, определило специфику всего юннатского движени€ в целом,  ёЅ«а и ¬ќќѕа в частности.

ћногих удивл€ет феномен долгожительства и процветани€ таких кружков, как ¬ќќѕ и  ёЅ« (размен€вший недавно свое 80-летие). ƒействительно, трудно представить себе настолько устойчивую систему, что может не только сохран€ть себ€ в полувековых перипети€х нашей истории, переживать глобальные смены геополитических приоритетов, структурные изменени€ общественных ценностей, но вопреки этому, еще и успешно развиватьс€, выпуска€ в мир все новые и новые пле€ды талантливых ученых-биологов. ќсобенно если учитывать, что система эта Ч вовсе не так громадна, как, скажем, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь или ћосковский университет, это Ч всего лишь маленький биологический кружок при скромном музее. “ак в чем же феномен ¬ќќѕ?

»з беседы о ѕетре ѕетровиче —молине с јлександром —ергеевичем –аутианом, вооповцем 1960-х годов:

Ђ«ан€ти€ с кружком и работа в музее не позвол€ли ему ограничитьс€ узким кругом задач. ќни требовали неправдоподобной широты интересов и образовани€, которыми он всегда отличалс€. Ѕыло много людей, знавших тот или иной биологический предмет лучше или полнее ѕетра ѕетровича. √. ѕ. ƒементьев считал, что птиц он знает лучше его. Ёто, может быть, было преувеличением, ну скажем, не хуже. Ќо литературу по птицам, конечно, √еоргий ѕетрович знал с большей полнотой. ¬. ». ÷алкин и ¬. √. √ептнер немного лучше него знали зверей, ». √. —еребр€ков и ¬.Ќ. “ихомиров гораздо лучше него знали растени€. Ќо в энциклопедичности ему могли быть только равные Ч такие, как Ќ.¬. “имофеев-–есовский. Ќ.ј. √ладков, весьма широко образованный орнитолог, не без некоторой зависти, € думаю, говаривал, что из ѕетра ѕетровича большой бы толк вышел (он имел ввиду науку), если бы он сосредоточилс€ на чем-то одном хот€ бы ненадолго. ƒержать под посто€нным прицелом такой колоссальный фронт, посто€нно мен€€ диспозицию на быстро мен€ющемс€ театре военных действий, - это конечно жутка€, почти неправдоподобна€ работа... ¬ каком-то смысле ему это мешало. ѕтицами он занималс€ почти профессионально, но его де€тельность практически не получила отражени€ в печати. ќн мог либо писать, либо заниматьс€ кружком. Ћегко себе представить, сколько времени он проводил только на зан€ти€х, не счита€ той неспецифической ориентированной, прежде всего на свое образование подготовки, котора€ фактически была образом жизни и без которой такого кружка быть не могло. Ёто видно хот€ бы из того, что после того, как он нас оставил, никто из нас (его учеников) в отдельности, и мы все вместе никогда не могли заменить егої.

Ќаучный подход

ѕрежде всего, надо сказать, что ¬ќќѕ Ч это научный кружок. ќн создавалс€ учеными и дл€ подготовки будущих ученых. ќгромна€ заслуга ѕетра ѕетровича —молина в том, что он сумел сориентировать своих воспитанников, которые теперь продолжают его дело, именно на научное познание окружающего мира, привить им любовь к природе, стремление знать о ней все. » потому приход каждого школьника в этот кружок предполагает личную заинтересованность, прежде всего, в изучении природы, а уже потом в при€тном врем€препровождении. ѕрекрасные услови€ на ¬ќќѕе есть и дл€ того, и дл€ другого.

ќбразовательный процесс здесь построен на основе университетской системы лекций и семинаров, причем на Ђсеминарскуюї часть Ч полевую работу Ч делаетс€ главный акцентЕ

ѕреемственность поколений

¬торой важнейший принцип работы кружка Ч старшие занимаютс€ младшими. ќрганизаци€ кружка предполагает преемственность как научного знани€, так и воспитательной работы. —таршие кружковцы посто€нно стараютс€ держать контакт с молодыми реб€тами, поскольку только через личное общение передаютс€ те традиции товарищества, исследовательской работы, взаимопомощи, которыми на прот€жении всей жизни дорожат ¬ќќѕовцы разных поколений.  роме того, если не сами старшие кружковцы, закончив институты и защитив диссертации, придут на ¬ќќѕ читать лекции школьникам, то больше это делать будет некому: сторонние репетиторы редко соглашаютс€ работать с младшими Ђзабесплатної, как это делают старшие кружковцыЕ

—труктура кружка и самоуправление

Ќаконец, нельз€ обойти вниманием еще один основополагающий принцип работы кружка Ч юннатское самоуправление. Ёта традици€ Ч сумма двух предыдущих слагаемых работы кружка: научной среды и преемственности поколений, которые не допускают ни официально-возрастного разделени€, ни жестких руковод€щих рамок, априори. —ами руководители кружка стараютс€ избегать этого названи€, предпочита€ называть себ€ лишь координаторами работы. » во многом, они правыЕ

«аключение

¬се эти обсто€тельства, в конечном итоге, складываютс€ в то, что многие опытные педагоги уже называют Ђфеноменомї ¬ќќѕа. “ри педагогических принципа: научный подход, преемственность поколений и самоуправление, густо замешанные на личном энтузиазме кружковцев, их любви к природе и преданности делу сохранени€ живого мира нашей планеты, обеспечивают существование таких жемчужин юннатского движени€ в –оссии, как биологические кружки  ёЅ« и ¬ќќѕ.

√овор€ об Ђуспехеї работы кружка, мы имеем в виду, прежде всего, достижени€ людей, прошедших ¬ќќѕовскую школу. ¬ кружке не прин€то говорить о старших товарищах Ђвыпускникиї или Ђбывшие ¬ќќѕовцыї - однажды прид€ в кружок, люди редко с ним расстаютс€ Ч так что, скажем два слова о наших старших кружковцах. «а свою историю кружок выпустил двух академиков, более ста докторов и более двухсот кандидатов наук. —реди наиболее известных ¬ќќѕовцев Ч академики –јЌ јлексей яблоков и ёрий –авкин, профессоры ћихаил „ерн€ховский и јлексей Ѕыхов, экологи јркадий —авинецкий и јлександр –аутиан, писатель и натуралист »горь јкимушкин, писатель  ирилл ≈ськов, известный телеведущий Ќиколай ƒроздов, протоиерей, философ и экуменист јлександр ћень (¬асилевский).

—праведливости ради надо сказать, что сегодн€ кружок переживает не самые лучшие дни Ч это св€зано со многими факторами, но главным образом, Ч с изменением всей системы наших общественных ценностей: в веке цифровых технологий и воинствующего капитализма идеи сохранени€ живой планеты не слишком попул€рны у людей. —егодн€ наше потребительское общество сосредоточило основное внимание на еде, торговле и поиске путей обогащени€. ѕеред нами встают разнообразные угрозы неизвестных ранее эпидемий, терроризма, безразличи€ к проблемам личности. Ёти обсто€тельства не только пугают родителей, бо€щихс€ отпускать своих чад в самосто€тельное Ђплаваниеї таежных экспедиций, но и переориентируют внимание самих реб€т от проблем природы на вопросы безопасности или информационной защиты. ќднако мы уверены, что и через этот кризис ¬ќќѕ пройдет, опира€сь на опыт своей многолетней истории, традиции и на готовность всех своих членов Ч молодых и старых Ч сплотитьс€ перед лицом любых трудностей. ¬едь цивилизации приход€т и уход€т, а природа остаетс€, и без ее сохранени€, без постижени€ законов устройства живого мира нашей планеты, ни одно в мире общество не сможет двигатьс€ вперед.

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты



ƒанна€ стать€ опубликована на нашем сайте в рамках сотрудничества нашего ÷ентра с ћосковским детским эколого-биологическим центром (бывшей ћосковской городской станцией юных натуралистов, ћ√—ёЌ). «а подготовку статьи к публикации мы благодарим заместител€ директора √ќ” ћƒЁЅ÷ по научно-методической работе ƒмитри€ ¬ладимировича ћоргуна!

 аталог методической продукции ћосковского детского эколого-биологического центра (√ќ” ћƒЁЅ÷)



—писок статей, посв€щенных проблемам экологического образовани€ школьников в природе:

ѕолевые практикумы:

Ёкологические лагер€:

Ёкологические экскурсии:

»сследовательска€ работа (проектна€ де€тельность):

ённатское движение:

ќпыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

ћетодические материалы ћ√—ёЌ/ћƒЁЅ÷:



¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Ќе забывайте, что публикации в »нтернете приравниваютс€ к публикаци€м в —ћ»!


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




¬ разделе ћетодические материалы нашего сайта ¬ы можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" карманных определителей растений и животных средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (цифровых) определителей живых организмов - грибов, растений и животных –оссии дл€ Windows, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов дл€ Android и iOS, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также комплект учебно-методических фильмов по организации проектной и исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии", полевые определители "ѕтицы –оссии", "∆ивотные –оссии", пособие дл€ учител€ "ќрганизаци€ проектной и исследовательской де€тельности в школе", а также mp3-диски "√олоса птиц средней полосы –оссии" и "√олоса птиц –оссии: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020