Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Методический
семинар для учителей биологии.
Город Петропавловск-Камчатский, март 2007
года
С 4 по 6 марта 2007 года в городе
Петропавловск-Камчатском на базе института
повышения квалификации проходил методический
семинар для педагогов "Методика преподавания
биологии по учебникам И.Н.Пономаревой". В нем
участвовало около 30 учителей города и
близлежащих районов, а также "гости из
Москвы": Светлана Николаевна Исакова -
методист по биологии Издательского
центра "Вентана-Граф", издающего учебники,
и Александр
Сергеевич Боголюбов - директор Экологического
центра "Экосистема".
Выступление А.С.Боголюбова было посвящено
рассказу об опыте проведения полевых
экологических практикумов на биостанции
"Экосистема", а также обзору методических
материалов по организации исследовательской
работы школьников в природе (тезисы сообщения см.
ниже).
В свободное от работы на семинаре время его
организаторы познакомили гостей с музеем лосося,
с научным центром по передержке диких гусей, с
красотами окружающей город природы (хотя с
погодой нам не повезло, облака разошлись только
за час до отлета!), а также с прелестями зимнего
купания в горячих источниках. Спасибо!
На коллаже (сверху слева по часовой
стрелке): музей лосося; вид на зимний
Петропавловск-Камчатский; питомник по
разведению канадской казарки; А.С.Боголюбов и С.Н.Исакова
в горячих источниках Паратунки; вулкан Корякский; С.Н.Исакова
и А.С.Боголюбов перед отлетом в Москву; чучело
лосося. В центре коллажа: вид на Камчатку с борта
самолета.
Организационные основы и
технология проведения полевых экологических
практикумов для школьников
Данное выступление посвящено краткому
описанию деятельности экологического центра
«Экосистема», в основном – описанию
организационных основ и технологии проведения
полевых экологических практикумов для
школьников.
Ассоциация «Экосистема» - это общественная
некоммерческая просветительская организация,
созданная в 1994 году в Москве, как методический
образовательный центр, призванный
пропагандировать и внедрять
«натуралистический» подход в экологическом
образовании детей – т.е. преподавание биологии,
географии и экологии в природной обстановке.
На начальном этапе своей деятельности
Экосистема проводила так называемые
учебно-методические школы для юных экологов и их
педагогов из дальних регионов Российской
Федерации. Эти Школы проводились как в
Подмосковье, так и в других регионах России – в
форме полевых лагерей. В последние 10 лет основным
направлением деятельности Экосистемы стало
проведение полевых практикумов для школьников
общеобразовательных школ города Москвы.
Эта работа ведется круглый год на собственной
базе в Подмосковье, известной как «биостанция
Экосистема». Биостанция представляет собой
комплекс построек в лесу – на значительном
удалении от населенных пунктов. Это главный
жилой дом, вмещающий 45 спальных мест и столовую,
лабораторный корпус с четырьмя
классами-лабораториями, жилой дом для
преподавателей, конюшню, баню, гаражи и
хозяйственные постройки.
Биостанция находится в центре обширных лесных
массивов. В основном - это старые еловые и
сосновые леса, а также смешанные леса, березняки
и ольшаники. Недалеко от биостанции находится
река Клязьма с характерными формами рельефа и
растительностью речной долины.
Заезды школьников на биостанцию
осуществляются каждые три дня – группами по 25-40
человек, как правило – целыми классами, под
руководством учителя биологии или географии и
классного руководителя. Возраст учащихся – от 5
до 10 класса.
Дети живут на биостанции в течение 3 дней и
проходят разнообразные учебные программы – в
зависимости от того, в какой раз они приехали на
практику. Занятия проходят в группах по 8-12
человек с преподавателем Центра по четырем
основным предметам: ландшафтоведению, ботанике,
зоологии и водной экологии. Один предмет
проходится в течение одного дня, таким образом,
чтобы за весь выезд пройти все предметы.
Предмет ландшафтоведение включает занятия с
картой и компасом, ориентирование на местности,
картографию и нивелирование, изучение рельефа,
геологических отложений, почв или снегового
покрова – в зависимости от сезона года.
Ботаника и зоология, как правило, ведутся
совместно, т.е. одним преподавателем в течение
одного дня. Этот предмет включает морфологию
растений и изучение флоры, геоботанику, а также
изучение позвоночных животных и следов их
жизнедеятельности.
Предмет водная экология включает изучение
водоемов как физических объектов, изучение
физико-химических свойств природных вод, а также
(в основном) – изучение водных беспозвоночных
животных – бентоса, перифитона и планктона
окрестных водоемов.
Приезжая на практику, дети занимаются по разным
программам. Приехавшие в первый и второй раз (как
правило – это учащиеся 5-7 классов) занимаются по
программе «Экологический ликбез». Это, в
основном, экскурсионные занятия с
преподавателями Центра. День начинается с
вводной лекции, а затем группа отправляется на
полевую экскурсию или отбор проб. Во второй
половине дня, после обеда, дети занимаются в
лабораториях: определяют и рисуют объекты,
изучают коллекции, оформляют результаты
наблюдений и пишут отчетные работы.
Дети, приезжающие на практику в третий и
четвертый раз (как правило это приходится на 8-10
классы), занимаются по принципиально другой
программе – «Эколог-исследователь». Это –
выполнение небольших, рассчитанных на один день,
самостоятельных исследовательских работ по тем
же самым предметам – ландшафтоведению, ботанике,
зоологии и водной экологии. Каждой группе с утра
выдается перечень работ, которые можно выполнить
в данный сезон года. Группа делится на бригады по
2-3 человека, которые самостоятельно проводят
исследование, завершающееся вечером устными
докладами всех групп на конференции.
Учебные занятия проводятся очень интенсивно –
с 9.45 утра до шести-семи вечера, с перерывом на
обед и часовой послеобеденный отдых. Свободное
от занятий время (утром и вечером) дети проводят
на спортплощадке, катаются верхом на лошадях, а
по вечерам мы организуем поход в лес на костер.
В завершение скажем, что коллектив сотрудников
биостанции невелик – 3-4 человека живут там
постоянно, а преподаватели приезжают вести
занятия из Москвы на 2-3 дня. В основном – это люди
молодого и среднего возраста – студенты,
аспиранты, научные сотрудники, школьные учителя,
испытывающие потребность регулярно бывать на
природе.